Заседание № 41
О проекте федерального закона № 444072-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (о наделении органов местного самоуправления полномочиями по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания и о порядке осуществления данными органами указанных полномочий; внесён Законодательным Собранием Омской области).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Вопросы под пунктами 25.1, 25.2 и 25.3 - это также три альтернативных законопроекта. Речь идёт о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Обращаю ваше внимание, что и Государственный Совет Удмуртской Республики, и Законодательное Собрание Омской области, и Законодательное Собрание Вологодской области просят рассмотреть свои законопроекты без участия их представителей, поэтому по трём законопроектам сейчас сделает доклад Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Представленные на рассмотрение объявленные законопроекты направлены, ну, с некоторыми отличиями друг от друга, по сути, на решение одного и того же вопроса - это наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту их жительства и по месту их пребывания с одновременным осуществлением надлежащего финансирования или выплаты финансовых компенсаций данного государственного полномочия за счёт средств федерального бюджета. В законопроектах достаточно подробно рассмотрены вопросы, определяющие порядок осуществления органами местного самоуправления поселений и городских округов передаваемых им функций и полномочий, а также вопросы компетенции Федеральной миграционной службы по координации деятельности, связанной с осуществлением регистрационного учёта. Информирую депутатов, что комитет самым тщательным образом, с привлечением федеральных органов исполнительной власти рассмотрел доводы авторов этих законопроектов. Наше решение и мотивы его подробно изложены в соответствующих заключениях, которые вам заблаговременно розданы, и поэтому укажу лишь на основные моменты. Считаю необходимым сразу подчеркнуть то обстоятельство, что появление указанных законодательных инициатив вызвано тем, что органы местного самоуправления, исполняющие в настоящее время в соответствии с Законом "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения..." и принятыми согласно данному закону правилами регистрации и снятия граждан с регистрационного учёта обязанности должностных лиц, ответственных за регистрацию, несут, конечно же, и определённые материальные и финансовые затраты, связанные с первичным приёмом от граждан заявлений и последующим их представлением в территориальные органы Федеральной миграционной службы России. Однако - и мы это видим - механизм компенсации данных затрат федеральным законодательством уже в течение достаточно продолжительного времени чётко не регламентируется. В связи с этим комитет, безусловно, позитивно оценивает представленные альтернативные законопроекты, поскольку они направлены на устранение упомянутых недостатков в нормативном и правовом регулировании указанных правоотношений. Вместе с тем мы не можем согласиться с концепциями проектов федеральных законов, поскольку считаем нецелесообразным, чтобы исполнение государственной функции по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту их жительства и по месту пребывания находилось в исключительном ведении специально на то уполномоченного государственного органа - Федеральной миграционной службы России - без дополнительного возложения соответствующих прав и обязанностей на органы местного самоуправления, что, очевидно, должно быть реализовано на основе изменений, которые необходимо внести в определённые законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Ну, совершенно ясно, что подобные изменения, в частности, потребуют создания дополнительных пунктов Федеральной миграционной службы России в отдельных муниципальных образованиях или населённых пунктах с обеспечением соответствующего финансирования их деятельности. Дальнейшая нерешённость указанного вопроса, по мнению комитета, не только не обеспечивает эффективного осуществления регистрационного учёта российских граждан на единообразной основе, что может повлечь нарушение гарантированных действующей Конституцией прав наших граждан на выбор места пребывания и жительства в пределах территории страны, а также нарушение соответствующих государственных и общественных интересов, но и вынужденно приводит к обоснованной постановке вопроса о передаче упомянутых полномочий по регистрационному учёту граждан Российской Федерации в ведение органов местного самоуправления, тем более что, исполняя в отдельных случаях такие полномочия, они фактически лишены возможности получения за это необходимой компенсации из государственного бюджета. В связи с этим Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает скорейшую выработку и реализацию соответствующих законопроектных предложений, а также считает необходимым обратить внимание Правительства Российской Федерации и отдельных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти на необходимость ускорения подготовки связанных с этим подзаконных нормативных правовых актов, где наряду с актами, регулирующими указанные отношения в перспективном плане, также оперативно предусмотреть механизмы обязательного возмещения затрат органов местного самоуправления на осуществление данного учёта в текущий период. Такая позиция комитета означает, что все три названных альтернативных законопроекта не могут быть поддержаны и не рекомендуются к принятию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы? Мы обсуждаем три законопроекта вместе. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо, Олег Викторович. Мы не только слушаем, но ещё и читаем эти законопроекты. Александр Петрович, скажите, пожалуйста, я правильно понял, что вы в своём выступлении признали наличие проблемы, признали то, что ею надо заниматься, и в то же время сказали, что вот вы обратитесь, чтобы они там что-то доработали? Может, правильнее было бы принять один из законопроектов и в рамках подготовки ко второму чтению всё то, о чём вы говорите, чётко регламентировать, а не указывать на подзаконные акты? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Николай Васильевич, законопроект не может являться толкачом для каких-либо других решений. Он либо имеет конкретный предмет регулирования, либо он в нём не заложен, и он не является побудительным мотивом для совершения каких-то других действий, он решает только то, что в нём заложено. Ну, а если уж продолжить направление, о котором вы сказали... Вы слышали, как я сказал о том, что есть то, что есть, и вы слышали о том, что мы рассматривали этот законопроект с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, правительства. Они нас заверили в том, что на сегодня - и у нас есть официальный документ, ответ, - в Правительство Российской Федерации поступил проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...", которым предусматривается уведомление гражданином о своём прибытии почтовым отправлением, что значительно упростит процедуру постановки таких граждан на регистрационный учёт по месту пребывания. Но это один из моментов, а в целом ситуация под контролем Федеральной миграционной службы. Ну, и я думаю, что вопрос решится, тем более что нас слышат, слышат то, что мы говорим сегодня при рассмотрении данных законопроектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь, Александр Петрович. Спасибо вам за работу, вы сегодня очень много законопроектов нам представили. Уважаемые депутаты, будут ли желающие выступить? Нет. Тогда в порядке поступления ставим на голосование сначала пункт 25.1, это инициатива Удмуртской Республики. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 25.2. (Идёт голосование.) Пункт 25.3. Это инициатива Вологодской области. (Идёт голосование.) Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 25.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 00 мин. 34 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3% Покажите, пожалуйста, результаты голосования по пункту 25.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 05 сек.) Проголосовало за 44 чел.9,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 44 чел. Не голосовало 406 чел.90,2% И по пункту 25.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 01 мин. 32 сек.) Проголосовало за 38 чел.8,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 38 чел. Не голосовало 412 чел.91,6% Согласно Регламенту я ставлю на голосование законопроект, набравший наибольшее число голосов, это пункт 25.1, законодательная инициатива Удмуртской Республики. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 24 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 84 чел. Не голосовало 366 чел.81,3% Результат: не принято Отклоняется данная законодательная инициатива.