Заседание № 192
17.10.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 443901-6 "О внесении изменений в статьи 35 и 99 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части, касающейся бюджетных ассигнований на обеспечение учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания, а также порядка определения расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3604 по 3989 из 5996
Следующий - 19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 99 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Василий Николаевич Иконников. Пожалуйста. ИКОННИКОВ В. Н., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, рассматриваемым проектом федерального закона, внесённым Орловским областным Советом народных депутатов, предлагается усовершенствовать отдельные положения статей 35 и 99 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Речь идёт об уточнении источников финансирования обеспечения школьников бесплатными учебниками. Статьёй 35 закона "Об образовании..." предусматривается финансирование приобретения учебников из трёх источников - федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, - однако на практике федеральный бюджет не участвует в финансировании, перебросив эту проблему на региональный уровень. К примеру, размер дополнительных расходов регионального бюджета Орловской области при обновлении фонда учебников только один раз в пять лет составляет около 60 миллионов рублей. Учитывая дефицит региональных бюджетов, их серьёзную долговую нагрузку, можно согласиться с предложениями Орловского областного Совета народных депутатов в части конкретизации вида ассигнований из федерального бюджета, они уточняют: это должны быть субсидии, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме того, предлагаемыми изменениями конкретизируется использование средств местных бюджетов для закупки учебников: предусматривается использование этих средств с учётом объёмов финансирования за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Внесение изменений в статью 35 Федерального закона "Об образовании..." потребует дополнительного выделения финансовых средств из федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения учебниками и учебными пособиями в объёме 11 миллиардов 43 миллионов рублей. Орловский областной Совет народных депутатов предлагает также внести изменение в статью 99 закона "Об образовании в Российской Федерации", здесь речь идёт об усовершенствовании механизма исполнения майских указов Президента Российской Федерации в части повышения зарплаты учителей. Действующая норма закона предусматривает, что "расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации", однако на практике получается иначе. В настоящее время фактический размер средней заработной платы педагогических работников в соответствующем субъекте Российской Федерации может складываться значительно выше прогнозного показателя, и это приводит к неисполнению требований закона о соответствии уровня заработной платы педагогов уровню зарплаты в сфере экономики, так как изыскать дополнительные средства в региональных и в местных бюджетах в конце финансового года практически невозможно. Такая проблема существует в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации и требует решения. В предложенном законопроекте эта проблема находит своё решение, и предлагаемой в проекте формулировкой части 3 статьи 99 предусматривается достижение показателя, подтверждённого данными статистики за предшествующий год, что позволит учесть повышение средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации в первом полугодии. Предлагаемое изменение по уровню средней заработной платы позволит точно определять необходимый объём средств на повышение заработной платы, так как ориентирует на уже достигнутый результат в экономике на основе данных статистической отчётности, а не прогнозных показателей. Прошу поддержать законодательную инициативу Орловского областного Совета народных депутатов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Анатольевна Шайденко, пожалуйста. ШАЙДЕНКО Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Василий Николаевич Иконников подробно изложил содержание законопроекта. Комитет Государственной Думы по образованию законопроект рассмотрел и не поддерживает его концепцию. Предложенная в законопроекте конструкция, в соответствии с которой расходные обязательства по обеспечению учебниками, учебно-методическими материалами и средствами обучения школ могут исполняться, могут финансироваться всеми уровнями бюджетной системы, противоречит положениям Бюджетного кодекса и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Средства, направляемые на исполнение расходных обязательств, предусматриваются раздельно, и федеральные законы не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы госвласти и на органы местного самоуправления. Согласно финансово-экономическому обоснованию - и об этом докладчик говорил - реализация данного закона потребует выделения из федерального бюджета более 11 миллиардов рублей, однако источник и порядок финансового обеспечения данных расходов не определены, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Относительно второго положения законопроекта, устанавливающего новый уровень, ниже которого не могут определяться расходы на оплату труда педработников, мы отмечаем следующее. Расчёты нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности являются полномочиями региональных (муниципальных) органов власти - таким образом, законодательное оформление порядка формирования заработной платы работников муниципальных общеобразовательных организаций, а также её индексации должно регулироваться региональными (муниципальными) органами власти самостоятельно. Правительство Российской Федерации и Счётная палата также не поддерживают принятие этого законопроекта. В заключении Правового управления Аппарата Госдумы содержатся существенные замечания. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Думе отклонить данный проект федерального закона. Я убедительно прошу поддержать решение комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к представителю комитета. Отказываясь поддержать этот законопроект, комитет отметил, что нельзя, что недопустимо финансирование из различных бюджетов, то есть из федерального, муниципального и регионального, что это противоречит законодательству. А как вы объясните то, что вот имеется закон о бесплатном обеспечении учебниками, - это тоже закон! - но он не исполняется?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Анатольевна Шайденко, пожалуйста. ШАЙДЕНКО Н. А. Я попробую ответить. Насколько я знаю - у меня имеется информация, полученная и из министерства образования, и из субъектов, - норма об обеспечении учебниками всеми нашими регионами исполняется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Виктор Евграфович Шудегов. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В Конституции Российской Федерации, в статье 43, чётко указано, что образование в Российской Федерации является бесплатным, ограничение наложено лишь в отношении высшего профессионального образования, которое у нас является бесплатным на конкурсной основе, соответственно, все наглядные пособия, учебники также должны быть бесплатными для всех обучающихся. То же самое говорится и в законе "Об образовании в Российской Федерации", правда, есть ограничение, в соответствии с которым бесплатными являются те образовательные услуги, которые входят в федеральные государственные образовательные стандарты, что я считаю нарушением Конституции. А что получается на самом деле? Фактически у нас каждый субъект решает проблему с учебниками по-своему: в Москве сто процентов школьников обеспечены учебниками, в других регионах, как правило, ввиду отсутствия денежных средств обычно приобретают учебники только для малоимущих, остальные вынуждены приобретать учебники за собственные средства, и это, конечно, я считаю нарушением федерального законодательства. Что касается замечания о том, что нельзя финансировать деятельность из разных источников, могу привести сколько угодно примеров, когда фактически делается именно это. Возьмите содержание полиции: каждый субъект старается поддержать полицию на своей территории, выделяя дополнительные деньги на горюче-смазочные материалы, обеспечивая автомобильным транспортом, и так далее, и так далее. Вспомним национальный проект "Образование": вот где были проблемы, деньги с федерального уровня нужно было передать фактически на муниципальный, но было принято политическое решение, и все проблемы были решены. Я считаю, что этот законопроект нужно поддержать. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект наших коллег из Орловской области. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Викторовна Мануйлова. МАНУЙЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я не буду повторять то, что сказала в своём выступлении Надежда Анатольевна Шайденко, причины, по которым комитет даёт отрицательное заключение, были указаны совершенно верно. Действительно, поддержать законопроект невозможно. Не очень корректный пример сейчас был приведён в отношении полиции, потому что на самом деле всё содержание полиции передано на федеральный уровень, а что касается общего образования, мы достаточно жёстко закрепили полномочия за субъектами Российской Федерации. Вместе с тем я не могу сказать, что депутаты нашей фракции не разделяют озабоченность своих коллег из Орловского областного Совета народных депутатов, которые непосредственно после введения в действие закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" внесли соответствующие поправки и выступили с законодательной инициативой, которая могла бы помочь регионам в решении проблемы финансового обеспечения расходов на приобретение учебников, учебных пособий и средств обучения. Мы, конечно, разделяем эту озабоченность, она нам понятна, потому что денег много не бывает, особенно в образовании, ведь те задачи, которые сегодня стоят перед системой образования, действительно требуют серьёзных, в том числе и финансовых, вложений. Однако хочу также напомнить всем присутствующим о том проекте модернизации региональных систем образования, по которому 120 миллиардов было направлено в регионы. Это были целевые средства, и за счёт части этих средств - в целях улучшения состояния со школьной учебной литературой - было приобретено порядка 66 миллионов единиц учебной литературы для школьных библиотек, учебников, что позволило пополнить библиотеки около 70 процентов школ, на эти цели тогда было израсходовано 5 миллиардов рублей. Помимо этого в рамках проекта было закуплено более 4 миллионов единиц учебного, учебно-производственного, лабораторного, компьютерного оборудования, и это ещё 18,5 миллиарда. Действительно, это серьёзно улучшило материальное состояние самих школ, в том числе улучшило ситуацию с обеспеченностью учебниками и учебным оборудованием. Цифры я привела не случайно, они свидетельствуют о том, что в тех регионах, где к средствам, которые получили из федерального бюджета, отнеслись с большой ответственностью и направили их на решение не только текущих, но и перспективных задач, стоящих перед системой регионального общего образования, как правило, трудностей при введении 273-го закона в части обеспеченности бесплатными учебниками школьников не возникло. Более того, я могу привести пример, как по партийному проекту модернизации образования мы действительно серьёзно и внимательно отнеслись... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. МАНУЙЛОВА И. В. Я выступаю от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. МАНУЙЛОВА И. В. Дело в том, что ещё начиная с 2008 года отдельные регионы Российской Федерации самостоятельно решили вопрос с бесплатными учебниками. Я напомню, что эта норма была и в предыдущем законе, другое дело, что она повсеместно не выполнялась, но в законе она была. И на 1 сентября текущего года семьдесят два региональных отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отчитались по проекту модернизации о том, что жалоб от родителей не поступало. Были ли жалобы в других регионах? Да, были! Я приведу в пример Иркутскую область: думаю, что вы все были свидетелями того, как и министр образования Иркутской области, и руководитель проекта в ответ на те жалобы, которые поступали от родителей, провели проверку и установили совершенно достоверно, что учебники в библиотеках есть, а родители закупают эти учебники на собственные средства. Конечно, меры были своевременно приняты, кое-кто, скажем так, ушёл из школы безработным. Я считаю, что и задача всего депутатского корпуса, и задача депутатов фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - это в первую очередь дальнейший контроль за состоянием с обеспечением прав наших граждан. Вместе с тем, возвращаясь к инициативе, хочу сказать, что, когда мы желаем привлечь средства федерального бюджета, наверное, нужно понимать, что привлекать их следует для решения тех системных проблем, которые действительно во многом определяют развитие этой сферы в целом и не являются текущими, сиюминутными. О чём я сегодня говорю? Я говорю о том, что нам необходимо в первую очередь завершить проект по введению дополнительных мест в дошкольном образовании, потому что, не завершив этот проект в 2015 году, мы не выполним прямые указы нашего президента. Я говорю о том, что серьёзных вложений - и регионы сами не справятся с этой задачей - требуют капитальный ремонт, реконструкция и строительство новых школ, потому что задача ухода от обучения во вторую и в третью смены неподъёмна сегодня для самостоятельного решения регионами, за счёт финансирования из региональных бюджетов. И конечно, проект модернизации требует сегодня и капитальных вложений в первую очередь в сферу дополнительного образования, потому что концепция, которая была принята 4 сентября 2014 года, вряд ли будет реализована, если мы не предусмотрим меры поддержки. В связи с этим я прошу депутатов с пониманием отнестись к отрицательному заключению комитета. В части заработной платы хочу сказать следующее. Мы будем продолжать систематически следить за тем, чтобы заработная плата педагогов соответствовала уровню средней заработной платы в регионах по отраслям экономики, но та модель, которую предложили сегодня наши коллеги, если посчитать, по факту приведёт на самом деле только к снижению заработной платы наших педагогов, и я не думаю, что это будет приветствовать педагогическое сообщество. Вместе с тем определённые изменения в этот порядок, конечно, нужно вносить, но мониторинг данных за 2013 год и первое полугодие 2014 года свидетельствует о том, что во всех регионах наблюдается постепенный рост заработной платы. Цифры эти на сайте Росстата есть, если кто-то интересуется, могу предоставить данные и по отдельным регионам, и по Российской Федерации в целом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, я вот сижу слушаю всех - вроде все правильно говорят - и думаю: а вот если я была бы в "ЕДИНОЙ РОССИИ", неужели я тоже так говорила бы? Вот не представляю! Может быть, мы живём на Луне, а вы на Земле? Или наоборот? У нас вообще всё хорошо: учебники бесплатные, у всех всё есть... Ну сказали бы вы честно, что, мол, вы же понимаете, какое у нас сегодня сложное финансовое положение, давайте потерпим, давайте как-то будем обходиться, - и мы всё поймём. А когда слушаешь вот это, то у любого нормального человека возникают возражения, потому что это неправда! Когда проходило совещание в Пензе и президент сказал, что мы разрушили единое образовательное пространство, я, сидя у экрана телевизора, просто зааплодировала. Я это говорила в Думе и первого созыва, и второго, и третьего, и четвёртого, но все возражали мне: это неправильно, это неверно, всё у нас замечательно! Теперь все как один повторяют: это плохо! Ну конечно, это было плохо! И если бы мы его не разрушили, у нас и с учебниками сегодня было бы хорошо, мы бы нашли выход! Вот смотрите, были единые учебники, в школьных библиотеках их аккумулировали, раздавали, в конце года дети их сдавали, и на следующий год новые классы получали эти учебники. Правда, были иногда у школьников обиды, что у кого-то почище учебник, у кого-то погрязнее, но все мы, учителя, в своё время просили: ребята, берегите учебники, потому что мы их передаём из рук в руки. А потом вдруг появился миллион учебников, огромное количество учебников, не соответствующих дидактическим требованиям учёта возрастных особенностей детей, и учителей заставили выбирать из них, даже награждали соросовскими грантами, если он что-то суперсовременное делает... Однако все понимали, что всё это ведёт к разрушению! Стоимость учебника для старших классов доходила до 300 рублей, поэтому представьте, как закупить это, собрать в библиотеки, а на следующий год они уже не годятся! Или родители купят учебники в начале учебного года, а учительница говорит: вы знаете, нет, это не тот, я выбрала другой, давайте покупайте. Вы знаете, сколько на это жалоб?! И всё стало платным! Поэтому сегодня, если мы сделаем так, как сказал президент, если мы восстановим единое образовательное пространство в стране, чтобы все могли поступать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. ПЛЕТНЁВА Т. В. ...поступать в вузы... Ведь мы раньше, заканчивая школу в селе, могли приехать в любой регион и поступить в любой институт, а сейчас мы этого не можем, сейчас разные школьные программы в регионах, если бы пришлось сдавать экзамены, то никто ничего не сдал бы! Это по ЕГЭ там, знаете, ещё поступают... Поэтому повторю: если мы исполним наказ президента, тогда у нас станет легче и с учебниками, а пока... Вот Орловский областной Совет народных депутатов предлагает выдавать субсидии, а от комитета говорят: нет, вы не указали источники. Но, извините, мы ещё бюджет не приняли, давайте в бюджете эти 11 миллиардов обеспечим - и всё, и будут у нас источники! У нас ещё бюджета нет, а уже говорят: всё! Что скажут наверху, то мы и повторяем - ну кто же, интересно, будет исполнять наши законы, если мы просто принимаем то, что нам скажут? Поэтому у нас и не получается ничего! По заработной плате педагогов. Тоже не согласна, когда говорят: а вдруг она будет ниже? Если мы в регионе будем по статистике прошлого года считать - так и будет, а если заработная плата в промышленности станет выше, значит, в конце года наши региональные финансовые управления подумают, как это изменить, может быть, в виде премии или ещё как-то. Ведь даже предлагается вот это всё, но отвергают: ничего не надо, всё у нас идёт замечательно. Я думаю, что мы должны понимать, учитывать, что у нас очень сложное положение, однако, критикуя, ведь мы предлагаем, вносим предложения, и бюджет так же будем принимать! Уже двадцать лет одно и то же: говорим, что сидим на нефтегазовой игле, но так всё и продолжается! Я считаю, что этот законопроект нужно поддержать, исполнив то, о чём просят регионы, ведь, я уверена, не одна Орловская область это предлагает, эту идею поддерживают все регионы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Николаевич Иконников, будете выступать ещё раз? Нет. Надежда Анатольевна Шайденко, пожалуйста. ШАЙДЕНКО Н. А. Я благодарю коллег за выступления, но у меня несколько замечаний. Большая просьба от комитета и от фракции: если у Виктора Евграфовича или у Тамары Васильевны есть конкретные примеры того, что в каких регионах что-то не так с бесплатным обеспечением учебниками, представьте эту информацию в комитет, и совместно с Министерством образования и науки мы будем разбираться в этой ситуации. По заработной плате. Я ещё раз обращаю внимание коллег, которые, видимо, не очень внимательно посмотрели предлагаемый проект: дело в том, что заработную плату предлагается формировать на основании прогнозируемых величин, а не официальных статистических данных, что просто недопустимо по Бюджетному кодексу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5427 по 5443 из 5996
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 99 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 06 сек.) Проголосовало за 209 чел.46,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 209 чел. Не голосовало 241 чел.53,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.