Заседание № 221
25.06.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 443614-8 "Об аттракционах" (в части совершенствования законодательства по вопросам эксплуатации, технического состояния и государственной регистрации аттракционов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5265 по 5654 из 6557
18-й вопрос, проект федерального закона "Об аттракционах". Докладывает официальный представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Константин Александрович Чебыкин. Следующим мы рассмотрим законопроект под пунктом 25. ЧЕБЫКИН К. А., официальный представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Позвольте перед своим выступлением поблагодарить Комитет по промышленности и торговле и лично председателя комитета Владимира Владимировича Гутенёва, а также депутатов, Аппарат, министерства и ведомства, которые взаимодействовали с Законодательным Собранием Санкт-Петербурга при разработке данного законопроекта. На сегодняшний день отсутствует федеральный закон, регламентирующий вопросы эксплуатации, технического состояния, государственной регистрации аттракционов. Настоящий проект федерального закона разработан с целью реализации полномочий субъектов Российской Федерации, установленных пунктами 108 и 110 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". В соответствии с требованиями, установленными техническим регламентом Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов", принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года, на основании части 3 статьи 3 федерального закона субъекты Российской Федерации в условиях отсутствия соответствующего федерального закона осуществляют в данной сфере собственное правовое регулирование. На практике это приводит к различным подходам к осуществлению деятельности в области технического состояния и эксплуатации аттракционов, включая деятельность, связанную с государственной регистрацией, учётом аттракционов и региональным государственным надзором в области технического состояния и эксплуатации аттракционов. Настоящий проект федерального закона устанавливает правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации аттракционов, в том числе деятельности, связанной с допуском к эксплуатации аттракционов, вводом в эксплуатацию аттракционов, запрещением эксплуатации, государственной регистрацией, государственным учётом аттракционов, оценкой технического состояния, государственным надзором в области технического состояния и эксплуатации аттракционов. Правовое регулирование, предусмотренное проектом федерального закона, распространяется на отношения, возникающие в результате эксплуатации стационарных аттракционов, собранных на фундаментах и без фундаментов, и временно установленных перевозимых аттракционов, виды и типы которых предусмотрены приложением № 1 к техническому регламенту и при использовании которых на пассажиров оказывается биомеханическое воздействие в степени потенциального биомеханического риска RB-1, RB-2 или RB-3, определённое в соответствии с перечнем видов биомеханических воздействий на пассажиров, предусмотренным приложением № 2 к техническому регламенту. Проектом федерального закона разграничиваются полномочия Правительства Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации аттракционов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации аттракционов, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации аттракционов и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации аттракционов. Также в соответствии с проектом федерального закона устанавливаются правовое регулирование государственной регистрации и государственного учёта аттракционов, основные требования к безопасности аттракционов и к техническому состоянию и эксплуатации, особенности регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов. Согласно законопроекту правительство должно будет определить орган, ответственный за аттракционы, утвердить общие требования к их регистрации и контролю, а также случаи, когда их должны закрывать. В самих регионах займутся регистрацией аттракционов и проверкой их работы, а если найдут нарушения, смогут запретить их эксплуатировать. Это создаст единообразную практику правоприменения во всех регионах. В случае принятия закона аттракционы в России будут контролировать по единым правилам, также в стране появится единая система государственного учёта аттракционов, одинаковые для всех требования могут минимизировать число несчастных случаев. Закон позволит осуществить мероприятия по выявлению лиц, ответственных за состояние аттракционов, и запрещать их эксплуатацию, что позволит более тщательно следить за аттракционным оборудованием. Проектом федерального закона предусмотрен отложенный срок вступления в силу в связи с необходимостью разработки федеральной государственной информационной системы учёта и регистрации аттракционов и соответствующих нормативных правовых актов. Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие проекта федерального закона не повлечёт негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий. Проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию данному проекту федерального закона, на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не находится. Прошу поддержать. Доклад закончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает Игорь Александрович Антропенко. АНТРОПЕНКО И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сейчас, в Год семьи, мы с особым вниманием должны относиться не только к вопросам материального, социального благополучия семьи, но и к вопросам безопасности, особенно в досугово-развлекательной сфере. Когда родители в выходной день с детьми приходят в парк аттракционов, они не должны думать о том, насколько безопасен тот или иной аттракцион. Если он работает и на него продают билеты, значит, он априори безопасен. Надо ли говорить, что по этой причине Комитет по промышленности и торговле уделил особое внимание рассмотрению данного законопроекта. В настоящее время субъекты Российской Федерации осуществляют в этой сфере собственное правовое регулирование, на практике это приводит к различным подходам к осуществлению деятельности в области технического состояния и эксплуатации аттракционов, включая деятельность, связанную с государственной регистрацией и учётом аттракционов, региональным государственным надзором в области технического состояния и эксплуатации аттракционов. Согласно концепции законопроекта проведение контрольно-надзорных мероприятий во исполнение законодательства Российской Федерации без соответствующего федерального закона не представляется возможным. Такая ситуация делает целую отрасль индустрии развлечений неподконтрольной государству, а это услуги, которые в большей степени оказывают нашим детям. В адрес Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле поступили из 58 субъектов положительные отзывы на данный законопроект. Однако необходимо отметить, что существуют достаточно большие замечания и требуется доработка данного законопроекта. Комитет сгруппировал эти предложения по десяти пунктам. Не буду сейчас в своём выступлении останавливаться на каждом из них, но отмечу, что помимо прочего законопроект предусматривает мероприятия по информатизации, направленные на создание федеральной государственной информационной системы. При этом важно отметить, что в материалах к законопроекту отсутствует технико-экономическое обоснование создания ФГИС, которое должно содержать в том числе описание целевого архитектурного решения, функциональные и технические требования к реализации информационной системы. Кроме того, Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле обращает внимание, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что принятие федерального закона не повлечёт расходов, покрываемых за счёт средств федерального бюджета. Тем не менее, так как законопроектом предусматривается создание информационной системы, вывод об отсутствии потребности в дополнительных бюджетных ассигнованиях за счёт средств федерального бюджета представляется необоснованным. В финансово-экономическом обосновании отсутствует также информация о возможных расходах региональных и муниципальных бюджетов. На проект закона имеется положительный отзыв Правительства Российской Федерации при условии учёта замечаний ко второму чтению. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности и торговле предлагает принять в первом чтении представленный законопроект с условием его доработки ко второму чтению. Прошу, коллеги, поддержать эту инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Александрович. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Вопрос по организации новогодних аттракционов. У нас во многих городах организовывается в центре города некое пространство, там ледовые горки и всё остальное. У нас до сего времени это всё делалось небезопасно и бесконтрольно. И в связи с этим вопрос: с принятием этого закона как изменится порядок организации такого рода мероприятий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, на трибуне включите микрофон. АНТРОПЕНКО И. А. Андрей Анатольевич, спасибо вам за ваш вопрос. Вы совершенно верно подметили, что каждый субъект самостоятельно регулировал эти ситуации. А сейчас, после принятия закона, предложенного Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, эти вопросы будут унифицированы, будут единые требования к безопасности, в том числе и горок, которые организуются накануне новогоднего праздника. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Константин Александрович, конечно, вопрос не просто назрел, а уже перезрел. В 2016 году, когда был принят технический регламент Евразийского экономического союза, немного была снята напряжённость по этому поводу. Но, как вы вскользь заметили, нет единого органа по контролю и надзору, и регионы справляются сами: где-то за это отвечает Ростехнадзор, если это движущиеся механизированные аттракционы, где-то - минсельхоз, если это самоходные машины, ну а батуты надувные, водные горки вообще никем не контролируются. Скажите, у вас какое видение того, какой орган всё-таки будет единым контролирующим, с тем чтобы наши дети не страдали на аттракционах? ЧЕБЫКИН К. А. Уважаемая Светлана Викторовна, спасибо вам большое за такой вопрос. На сегодняшний день, к сожалению, можно констатировать, что у нас в ряде регионов приняты региональные законы, в ряде - не приняты, каждый относится абсолютно по-разному к аттракционам. В больших городах, конечно, относятся посерьёзнее, и возможностей там побольше, в малых - ещё достаточно большая доля советских аттракционов. Что касается контролирующего органа, на сегодняшний день данные функции возложены на гостехнадзор. Но фактически функции-то возложены, а сделать они на самом деле ничего не могут! Вот сделать они могут только после того, как, не дай бог, что-то случится. А если они даже увидят визуально, определят какую-то неисправность аттракциона, то просто так прийти и проверить, выписать штраф, административное предупреждение либо ещё что-то они на сегодняшний день не могут. И прежде всего принятием данного закона мы сможем дать возможность уполномоченному органу, будь то гостехнадзор либо другой уполномоченный орган, который определит Правительство Российской Федерации, непосредственно следить за всей этой деятельностью. А на сегодняшний день получается, что они, как гаишник, оштрафовать не могут. Вот так, если коротко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Константин Александрович, аттракцион - это источник повышенной опасности, и очень важна ответственность тех, кто имеет отношение к его работе. Если сейчас с сертифицированным полностью, поставленным на государственный учёт аттракционом происходит ЧП, за это отвечает владелец аттракциона. А вот после принятия закона, как вы считаете, если с полностью соответствующим всем требованиям аттракционом случится ЧП, должен ли будет представитель уполномоченного органа разделить ответственность за ЧП с владельцем аттракциона? ЧЕБЫКИН К. А. Спасибо большое за вопрос. Смотря, какие регламенты у нас будут прописаны Правительством Российской Федерации относительно того уполномоченного органа, который будет определён. Но мне хотелось бы добавить, что на сегодняшний день все аттракционы уже должны быть сертифицированы и у каждого аттракциона должен быть свой номер с QR-кодом, по которому можно как раз посмотреть, что это за аттракцион, где он должен стоять, когда была сертификация и другую полезную информацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С. Вопрос докладчику. Уважаемый Константин Александрович, хороший законопроект, направленный на обеспечение безопасности эксплуатации аттракционов. Обязательно его поддержу. Но в связи с этим вопрос: с чем связан столь долгий срок вступления в силу закона? Сегодня устаревших и опасных аттракционов пруд пруди в парках по всей нашей стране. Ведь только чудом люди не пострадали в 2024 году, текущем, например, в городе Нальчике, в городе Сочи - зависли люди в воздухе на большой высоте вверх тормашками и их снимали специальными средствами. Скажите, почему так долго тянем резину? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы профильный комитет спросим об этом, тем более что он будет дорабатывать этот законопроект. Пожалуйста, Игорь Александрович. АНТРОПЕНКО И. А. Михаил Сергеевич, спасибо вам за ваш вопрос. Это ещё одна из тем для доработки ко второму чтению данного законопроекта. Мы в комитете обязательно учтём ваши пожелания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие выступить. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Константин Александрович, ну, я думаю, что вы на нас не обидитесь, если мы назовём ваш законопроект не просто рамочным, а... пока это законопроект о намерениях, потому что, к сожалению, каких-либо конкретных норм он на сегодня не содержит, хотя саму его концепцию мы не поддержать просто не можем. Вот весной этого года в преддверии школьных каникул я, как председатель комитета, направила обращения во все регионы с просьбой провести проверку готовности к безопасной работе всех аттракционов, мест отдыха семей с детьми - правильно сказал сегодня, сейчас Игорь Александрович, что Год семьи нас к этому обязывает, - вне зависимости от мест расположения этих объектов, от формы собственности. Ответы были почти стандартные из всех субъектов: нарушения не выявлены, нарушения устранены, незаконно размещённые аттракционы демонтированы, совещания проведены, инструкции розданы, всё хорошо, всё у нас работает. Но вот ни вы, ни профильный комитет нам сегодня вообще не сказали: а сколько у нас в России таких аттракционов насчитывается? Вот вы сказали, что есть аттракционы советских времён. Да не может их быть, потому что срок использования, эксплуатации - десять лет. Вот сколько уже аттракционов отработали свой срок и находятся в потенциально опасном состоянии, у нас есть статистика? Мне бы хотелось сейчас, конечно, её услышать. Вы совершенно правы, нормативные документы 2019 года не просто устарели, а уже не являются теми документами, которые используют правоприменители. Давно назрел вопрос и о госрегулировании сферы развлечений, ну и назрели вопросы к производителям этой продукции. Скажите, пожалуйста... Ведь вот эти вот регламенты тоже не всегда, что называется, выполняются, зачастую это дешёвые материалы, которые приводят к тому, что вот эти аттракционы чрезвычайно опасными становятся. Но законопроект не просто нужен, вот он уже назрел, перезрел, поэтому принимать нужно. И в лице нашей фракции вы, конечно, найдёте только поддержку. Готовы работать вместе с профильным комитетом ко второму чтению. Проголосуем, конечно, за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василькова Мария Викторовна. ВАСИЛЬКОВА М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, добрый день! Сегодня мы обсуждаем крайне важный законопроект, который устанавливает чёткие правовые и организационные основы в сфере технического состояния и эксплуатации аттракционов. В настоящее время у нас отсутствует федеральный закон, который регламентирует вопросы эксплуатации, технического состояния и государственной регистрации аттракционов, это создаёт существенные риски для безопасности прежде всего наших детей. Законопроект направлен на введение обязательных стандартов допуска и эксплуатации аттракционов, а также устанавливает процедуру государственной регистрации и контроля. Без данного закона мы не сможем эффективно контролировать целую отрасль индустрии развлечений, предоставляющую услуги в основном несовершеннолетним. Наша задача - создать безопасную и комфортную среду для развлечений. Количество несчастных случаев, связанных с эксплуатацией аттракционов, в том числе со смертельным исходом, растёт каждый год, и каждый раз, когда мы сталкиваемся с новостями о происшествиях на аттракционах, мы понимаем, что могли бы этого избежать, если бы имели эффективный механизм контроля и регулирования. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" решительно поддерживает рассматриваемый проект федерального закона и призывает всех коллег поддержать его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мария Викторовна. Константин Александрович, есть необходимость в заключительном слове? Пожалуйста. ЧЕБЫКИН К. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы совместно с комитетом доработаем, такая задача у нас уже есть. Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день у нас достаточно большой процент аттракционов ещё советского образца. Законопроект очень нужен. По всем замечаниям мы совместно с депутатами Государственной Думы и профильными ведомствами обязательно найдём решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Игорь Александрович, есть необходимость в заключительном слове? Депутату Антропенко включите микрофон. АНТРОПЕНКО И. А. Коллеги, большое спасибо вот за ваши отзывы, за ваши горящие глаза - я понимаю, что эта тема никого не оставила равнодушным в этом зале. Большое спасибо за поддержку законопроекта. Будем работать вместе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 36 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.