Заседание № 280
О проекте федерального закона № 443565-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (в части права лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, на получение бесплатной юридической помощи).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Доклад официального представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Дениса Александровича Четырбока. Пожалуйста. ЧЕТЫРБОК Д. А., официальный представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! С 1996 года в нашей стране действует федеральный закон № 159-ФЗ, которым установлены дополнительные социальные гарантии для детей-сирот, а также для лиц, которые в юном возрасте по тем или иным причинам остались без попечения родителей. Собственно говоря, в самом федеральном законе выделены четыре основные категории: первая - это дети-сироты, вторая - это дети, оставшиеся без попечения родителей, третья - это лица из числа детей-сирот и лица, оставшиеся без попечения родителей, четвёртая - это лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Каждая из этих категорий в силу своего специального статуса нуждается в особой защите со стороны государства и имеет право на получение дополнительных мер социальной поддержки. Спектр того, что положено таким ребятам по закону, довольно широк. Вы знаете, это и бесплатный проезд, и питание, и одежда, и социальная стипендия, и пособие на учебную литературу и принадлежности, и право перехода с платного обучения на бесплатное. Нашей законодательной инициативой мы предлагаем обеспечить студентов, потерявших обоих родителей или одного из родителей, единственного, во время обучения, бесплатной юридической помощью. Отмечу, что данная категория - единственная из четырёх указанных, которой такое право на сегодняшний день законодательством не предоставлено. Готовя финансово-экономическое обоснование, мы запросили во всех 89 субъектах нашей страны информацию о потенциальном количестве лиц, которых может затронуть данная мера поддержки. И вы видите в материалах к законопроекту, что их количество составляет порядка 3,5 тысячи человек. То есть понятно, что категория эта довольно немногочисленная, но крайне важно именно этим ребятам дать возможность получать бесплатные юридические консультации, для того чтобы правильно заполнять заявления, решать наследственные вопросы, вопросы гражданско-правового характера, которые возникают. Конечно, ребятам, которые находятся в такой непростой жизненной ситуации, достаточно сложно ориентироваться в хитросплетениях действующего законодательства. Надо сказать, что источником финансирования мы видим уже существующие ассигнования, которые закладываются каждым регионом на оказание бесплатной юридической помощи. В разных регионах система оказания бесплатной юридической помощи организована по-разному: где-то это профессиональная помощь адвокатов, которая оплачивается за счёт средств бюджетов регионов, а где-то вдобавок к этому работают государственные юридические бюро. С учётом изложенного, уважаемые коллеги, просим вас поддержать данную законодательную инициативу и восстановить справедливость. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Нины Александровны Останиной. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, представленный сейчас законопроект - это, вообще, образец такого упорства региональных законодателей, потому что коллеги из Заксобрания Санкт-Петербурга внесли этот законопроект ровно полтора года назад, ещё в сентябре 2023 года, и дважды мы от комитета возвращали его с просьбой доработать, потому что понимали, что он очень нужен, но правительство всякий раз давало отрицательные заключения. Первое замечание - статистики нет. Собрали статистику, и Денис Александрович сейчас сказал, что это примерно 3,5 тысячи детей со всей страны. Коллеги, если у кого-то есть желание узнать, сколько в каждом регионе таких детей, которые потеряли обоих родителей или единственного родителя во время обучения, то эта статистика есть сейчас в комитете. Больше всего таких детей в Башкортостане, Татарстане, Свердловской и Самарской областях, в каждом из этих субъектов более сотни вот таких детей, всё остальное - это вот, ну, единицы таких детей, на которых будет распространяться действие этого закона. Второе замечание - сколько это потребует денег? Тоже собрали скрупулёзно сведения: расходы невелики, от 5,5 тысячи рублей в Калуге до 140 тысяч рублей... вот если я не ошибаюсь сейчас, 154,5 тысячи рублей (тысячи, не миллионы!) в Челябинской области. При этом, обращаю внимание депутатов, особенно депутата Говырина, три региона - Ставропольский край, Самарская область и Владимирская область дали отрицательные заключения. А у вас во Владимирской области, подсчитали депутаты, только 132 тысячи в год надо на то, чтобы обеспечить бесплатную юридическую помощь этим детям. Поэтому, коллеги, возьмите на контроль. И давайте поддержим наших коллег из Санкт-Петербурга и этот законопроект. 15 отзывов заксобраний субъектов Федерации - все положительные, 54 положительных отзыва от исполнительных органов власти, 3 отрицательных. Правительство поддерживает законопроект. Профильные комитеты Совета Федерации законопроект поддерживают. И наш комитет, конечно, поддерживает с благодарностью к нашим коллегам из Санкт-Петербурга. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Хамитов Амир Махсудович. ХАМИТОВ А. М. Спасибо, Александр Дмитриевич. Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете потенциальную нагрузку на региональные бюджеты в связи с реализацией закона? И рассматривали ли вы возможность распространения права на бесплатную юридическую помощь на другие категории граждан? ЧЕТЫРБОК Д. А. Спасибо большое за вопрос. На самом деле, как уже сказала Нина Александровна, мы достаточно подробно исследовали вопрос о финансовой нагрузке на регионы. Нина Александровна уже сказала об этом в своём выступлении. Надо сказать, что какие-то дополнительные средства закладывать не придётся, поскольку региональные бюджеты и так ежегодно закладывают средства на оказание бесплатной юридической помощи. Могу сказать, что в Санкт-Петербурге 3,5 миллиона рублей ежегодно закладывается на эти цели, этой суммы достаточно; в случае если мы фиксируем по статистике увеличение потребности в бесплатной юридической помощи, мы, конечно же, средства к этой сумме добавляем. Надо понимать, что обращение за бесплатной юридической помощью - это добровольное право и осуществляется оно в заявительном порядке. Мы подсчитали, исходя из того, что все 100 процентов лиц из этой категории, которых мы относим данным законопроектом к лицам, имеющим право на бесплатную юридическую помощь, обратятся, - средств хватит. Но мы с вами понимаем, что в жизни все 100 процентов никогда не выбираются. Поэтому никакой дополнительной нагрузки на региональные бюджеты не последует в связи с принятием этого документа. А дети, которые потеряли родителей в период обучения, получат возможность получить качественную юридическую помощь, которая поможет им грамотно сориентироваться в жизни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антропенко Игорь Александрович. АНТРОПЕНКО И. А. Денис Александрович, хотелось бы отметить законодательный орган Санкт-Петербурга как один из самых активных в стране по законотворческим инициативам на федеральном уровне. Денис Александрович, и всё же вопрос: каковы будут механизмы информирования вот этих самых ребят о возможности получения такой бесплатной юридической помощи, будет ли предусмотрена возможность узнать о ней по месту обучения, там, где они проходят обучение, или через сайт госуслуг? ЧЕТЫРБОК Д. А. Игорь Александрович, спасибо большое за абсолютно правильный вопрос, мы его тоже рассматривали в ходе подготовки нашей законодательной инициативы. Вопрос об информировании крайне важен для всех категорий наших граждан вне зависимости от того, какие меры поддержки предусмотрены для них в соответствии с действующим законодательством, будь то поддержка многодетных семей, или поддержка пенсионеров, или же, как в нашем случае, поддержка студентов. Как вы правильно отметили, основная нагрузка по обеспечению детей-сирот, лиц, оставшихся без попечения родителей, нашей категории возложена на учебные заведения, потому что именно туда в соответствии с действующими порядками это лицо должно подавать своё заявление, если оно учится в образовательной организации. Мы видим как минимум три механизма для информирования. Первый - это информирование, собственно говоря, в университете. Могу сказать, что в Санкт-Петербургском государственном университете на юридическом факультете, который я окончил, есть отдельный стенд, который посвящён как раз вот таким студентам, и там чётко всё прописано: кому обращаться можно, куда обращаться и какие меры социальной поддержки предусмотрены в соответствии с действующим законодательством. Второй механизм - это информирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены полномочия по обеспечению оказания бесплатной юридической помощи. Это могут быть разные способы: доведение через официальный сайт, размещение информации на сайтах государственных юридических бюро, а также, например, направление соответствующего уведомления через информационные государственные системы, которые созданы в регионе. И третий механизм - тоже, на мой взгляд, абсолютно правильное ваше предложение - использование портала государственных услуг для информирования такой категории. Но это не предмет нашей законодательной инициативы, для нас самое главное - такое право предоставить, а уже дальше от органа исполнительной власти мы ждём реализации информирования населения: и лиц, которые имеют право рассчитывать на эти меры поддержки, и руководителей образовательных организаций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Да. Включите режим записи. Покажите список. Буцкая Татьяна Викторовна. БУЦКАЯ Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У нас в Конституции написано, что государство защищает материнство и детство, и, наверное, самым ярким проявлением защиты детства является то, как мы, как государство относится к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Данным законопроектом мы расширяем защиту, распространяем на тех ребят, которые во время обучения в институте, просто во время обучения потеряли одного или обоих родителей. Законопроект направлен на поддержку тех, кому на самом деле, правда очень тяжело и кому, конечно, юридическая поддержка необходима. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект поддерживает и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, я не сомневаюсь в итогах нашего голосования, подозреваю, что оно будет единогласным. Просто хочу довести до нашего сведения: базовый закон об основных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был принят в 1996 году, вот за это время наши региональные коллеги 32 раза пытались всё-таки дополнить этот закон. Из 32 законодательных инициатив правительство и Государственная Дума согласились только с двумя, это будет третья законодательная инициатива, по которой принято положительное решение, с чем я всех нас поздравляю. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное слово? Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", пункт 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 00 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.