Заседание № 155

19.03.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 443048-6 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1364 по 1666 из 6841
2-й вопрос, проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации    
к Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом море         
северной части Тихого океана". Доклад официального представителя                
правительства первого заместителя министра сельского хозяйства Игоря            
Евгеньевича Манылова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
первый заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект "О             
присоединении Российской Федерации к Конвенции о сохранении и управлении        
рыбными ресурсами в открытом море северной части Тихого океана" разработан в    
соответствии с законом "О международных договорах...". Поскольку конвенция      
предусматривает возможность принятия учреждаемой комиссией по рыболовству в     
северной части Тихого океана решений, обязательных для исполнения               
государствами - участниками конвенции, на основании статей 15 и 21 закона "О    
международных договорах..." решение о присоединении оформляется в виде          
представленного федерального закона.                                            
                                                                                
Район регулирования конвенции - это северная часть Тихого океана от берегов     
России до берегов США, точные границы зоны регулирования определены в           
четвёртой части текста конвенции.                                               
                                                                                
Конвенция заключена в Токио в феврале 2012 года. Депозитарием конвенции         
определена Республика Корея. Инициаторами конвенции являются Корея,             
Российская Федерация, США и Япония, работа проводилась с 2006 года. Конвенцию   
подписали США, Япония, Тайвань, Китай и Канада, которые должны после            
подписания её ратифицировать, принять и утвердить. К настоящему времени все     
процедуры прошли в Японии и в Канаде, также процедура присоединения завершена   
и в Тайване, который является субъектом рыболовства и добровольно принял на     
себя обязательства в рамках данной конвенции.                                   
                                                                                
Само присоединение к данной конвенции соответствует важнейшим задачам           
российского рыболовства - возобновлению и расширению промысла в зонах           
иностранных государств и конвенционных районах. Северная часть Тихого океана    
- один из самых перспективных районов для промысла, здесь сосредоточены такие   
виды водных биоресурсов, как сайра, сардина, скумбрия, лещ, кальмар, и          
другие.                                                                         
                                                                                
Реализация полномочий, предусмотренных данным законопроектом в связи с нашим    
присоединением к конвенции, будет осуществляться в пределах бюджетных           
ассигнований, предусмотренных Росрыболовству в федеральном бюджете, в рамках    
государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса, которая        
утверждена в марте 2013 года. Принятие представленного законопроекта не         
повлечёт за собой выделения дополнительных бюджетных ассигнований, вместе с     
тем общая потенциальная стоимость биоресурсов, которые рекомендованы к          
вылову, составляет более 7,5 миллиарда рублей - соответственно, этот промысел   
для Российской Федерации имеет большое экономическое значение.                  
                                                                                
С учётом изложенного прошу поддержать представленный законопроект.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по международным делам Анвара Анасовича Махмутова.      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАХМУТОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Игорь Евгеньевич             
достаточно подробно рассказал о содержании законопроекта. Комитет по            
международным делам рассмотрел проект федерального закона "О присоединении      
Российской Федерации к Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами    
в открытом море северной части Тихого океана". Все необходимые процедуры по     
согласованию пройдены, документы имеются. Законопроект отвечает интересам       
Российской Федерации, его принятие позволит нашей стране участвовать в          
освоении природных ресурсов северной части Тихого океана и принимать            
совместно с участниками конвенции решения по управлению и рациональному         
использованию биоресурсов.                                                      
                                                                                
Расходы Российской Федерации в размере около 45 тысяч долларов за участие в     
деятельности Комиссии по рыболовству в северной части Тихого океана в рамках    
указанной конвенции будут осуществляться в пределах бюджетных ассигнований      
Росрыболовству, предусмотренных на выполнение международных обязательств        
Российской Федерации, ожидаемая эффективность от участия нашей страны в         
работе этой комиссии и присоединения к конвенции значительно выше этих          
расходов.                                                                       
                                                                                
Комитет по международным делам просит поддержать законопроект. Фракция          
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" также просит поддержать его.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста.                                          
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Игорь Евгеньевич, Россия на сегодня не является членом Комиссии по              
рыболовству в западной и центральной частях Тихого океана, которая была         
сформирована в 2004 году, следовательно, влиять на добычу, к примеру, тунца в   
этой части Тихого океана мы не можем, даже после сегодняшней ратификации. Так   
вот, скажите, пожалуйста, изменится ли ситуация?                                
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. В связи с ратификацией данной конвенции эта ситуация не           
изменится. У нас есть ещё три конвенции по Тихому океану (по науке, по          
рыболовству в южной части океана и по анадромным видам рыб), и все они          
сохраняют своё действие, все институты, ими созданные, будут действовать, а в   
отношении того, о чём вы спрашиваете, никаких изменений не будет.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                 
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Игорь Евгеньевич, в документах написано, что будет     
выловлено дополнительно 30 тысяч тонн японского морского леща, 10 тысяч тонн    
ставриды и скумбрии, 1 тысяча тонн крабов, 50 тысяч тонн сайры, но мы знаем -   
и вы, ваше министерство не раз это говорило, - что очень много, всё больше и    
больше рыбы мы продаём за границу, нередко даже не заходя в свои порты, а       
потом за границей покупаем нашу же рыбу, и её цена довольно высока. Так вот,    
меня интересует: из этих вот дополнительных 50 тысяч тонн, 30 тысяч тонн        
какая доля пойдёт напрямую на наш рынок?                                        
                                                                                
И второй вопрос: как формируются цены на рыбу? Ведь рыба, как и мясо, многим    
уже просто не по карману!                                                       
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. Это вопрос широкий, конечно. Все расчёты, которые здесь           
приведены, в процессе рассмотрения были научно обоснованы, это данные о         
потенциальных объёмах вылова водных биоресурсов. То, каким образом сложится     
рынок, каким будет направление движения этих биоресурсов уже после вылова как   
продукта, конечно, очень важно, и мы, как регулятор, придаём этому большое      
значение. По всем последним конвенционным районам такая работа проводится, мы   
анализируем, какой фискальный эффект получает страна от этого, куда идут        
продукты, кто их перерабатывает, и соответствующие меры, стимулирующие к        
тому, чтобы продукция поставлялась на российский берег либо нашим               
переработчикам, сейчас приняты, целый пакет мер принят.                         
                                                                                
Что касается ценообразования, то это вопрос, выходящий за рамки данной темы,    
я предлагаю обсудить его отдельно. Нас этот вопрос тоже беспокоит, и в этой     
части тоже есть определённые решения.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич.                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Уважаемый Игорь Евгеньевич, вот вы нам поясните: а без присоединения к этой     
конвенции российские рыболовецкие суда вообще не имеют права ловить рыбу там,   
в северной части Тихого океана? Это первый вопрос.                              
                                                                                
И второй вопрос: 45 тысяч долларов - это, конечно, деньги не такие большие, а   
сколько платят Канада, Соединённые Штаты, Китай? Ведь всё зависит от объёма     
вылова за последние три года (если мы там не ловили, понятно, почему всего 45   
тысяч) и от величины валового внутреннего продукта (мы говорим, что он у нас    
будет расти). Может, в перспективе-то эта сумма, 45 тысяч, превратится в        
какую-то другую сумму, значительно большую?                                     
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. Ответ на первый вопрос. Сейчас мы ловить можем, но с момента      
вступления в силу этой конвенции, через сто восемьдесят дней после её           
подписания и ратификации четырьмя участниками, включается этот режим. Сам       
механизм конвенции таков - и в тексте это написано, - что страны-участницы      
будут принимать все меры для того, чтобы неучастницы свой несогласованный,      
нерегулируемый промысел там не вели, то есть, по сути, мы выпадем. По этой      
причине мы очень надеемся, что присоединение произойдёт, это очень важно, тем   
более что мы прибрежное государство и неправильно будет, если на наших глазах   
другие там будут рыбачить, а мы не сможем.                                      
                                                                                
И по второму вопросу. Взнос наш сейчас рассчитан исходя из того потенциала, о   
котором я говорил, - учитываются объём возможного вылова для страны, размер     
ВВП страны и доля относительно всех участников, то есть страны как бы           
сбрасываются на содержание центрального органа этой конвенции. В этом смысле    
взнос для нас получился достаточно выгодным в сравнении с другими               
участниками, он не больше, чем у них, примерно на том же уровне, и резких       
изменений в ближайшие годы не произойдёт, то есть он не будет существенно       
изменён.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Ну понятно: где Южная Корея, а где северная часть Тихого океана... Это так,     
реплика.                                                                        
                                                                                
Игорь Евгеньевич, скажите, пожалуйста, не является ли эта конвенция скрытым     
признанием незаконного договора Шеварднадзе, подписанного с Бейкером после      
рыбалки в Америке, по которому передали, если я не ошибаюсь, 250 тысяч          
квадратных километров как раз акватории Тихого океана, где осуществляется       
нерест рыбы?                                                                    
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. Нет, это не является его скрытой формой. Ответ на этот вопрос     
содержится в самой конвенции, где в части 2 статьи 4 говорится о том, что       
определение зоны действия этой конвенции никоим образом не является             
подтверждением либо опровержением претензий, притязаний либо позиций            
договаривающихся сторон по территориям, то есть вопросов разграничения          
водного пространства она не касается, в конвенции прямо об этом написано,       
такова была позиция и нашей стороны.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Игорь Евгеньевич, я, может, невнимательно слушал, но, по-моему, в числе         
подписантов вы не указали такую многомиллионную страну, как Китай, которая      
успешно занимается промыслом рыбы именно в этой стороне. Тайвань китайцы хоть   
и считают частью своей территории, но всё-таки пока это отдельное               
государство. Почему китайцы не подписывают, не ратифицируют эту конвенцию?      
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. Может быть, я это упустил... Читаю свой доклад: концепцию         
подписали США, Япония, Тайвань, Китай и Канада, это страны-подписанты. Сейчас   
в Китае идут внутригосударственные процедуры.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна.                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Игорь Евгеньевич, безусловно, конвенцию все поддержат, а вопрос мой   
о ценах на рыбу, его задавал также наш депутат Федоткин. Я рада была услышать   
от вас, что о ценах будем говорить. Для примера, в советское время ледяная      
рыба стоила 70 копеек, а сейчас (буквально вчера я была на рынке) - 690         
рублей. Это же вообще несопоставимо!                                            
                                                                                
И ещё один вопрос. Однажды я купила скумбрию и оставила её на столе - ночью     
она вся светилась синим светом. Пришлось эту рыбу нести назад, и, когда         
проверили всю партию, оказалось, что она была заражена радиацией. Я понимаю,    
что северная часть Тихого океана находится далеко от южной части и от Японии,   
но рыба в нём плавает! Скажите, по этой конвенции предполагается какая-нибудь   
проверка или нет? И вообще, какие международные обязательства, кроме выплаты    
вот этих 45 тысяч долларов, предусматриваются? (Микрофон отключён.)             
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. Тамара Васильевна, по поводу цен, мне кажется, всё-таки нет       
смысла сейчас открывать дискуссию. Нас, как орган, отвечающий в стране за       
продовольственную безопасность и за продовольствие, этот вопрос тоже очень      
беспокоит, мы с первого дня передачи этого вопроса в ведение Минсельхоза этим   
занимаемся, и результаты есть, я готов представить коллегам и депутатам         
соответствующий доклад по этому вопросу.                                        
                                                                                
Что касается контроля и вообще мер регулирования. Конвенционные зоны            
регулируются довольно детально международными актами, предусматривается         
создание специальной комиссии, как минимум двух комитетов - по техническому     
регулированию и по науке, предусматривается присутствие наблюдателей от         
стран-участниц прямо на промысле. У нас установлен порядок контроля, в          
соответствии с которым не только чиновники ездят на заседания комиссии, но и    
представители Российской Федерации и других стран-участниц физически            
присутствуют на борту промысловых судов. Что касается вопросов контроля, о      
чём вы говорили, ветеринарной и радиологической безопасности, здесь какого-то   
специального, эксклюзивного регулирования не предусматривается, но и            
имеющиеся комиссионные инструменты - например, я уже сказал о присутствии       
наблюдателей - позволяют этот контроль осуществлять.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резник Борис Львович.                                     
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Игорь Евгеньевич, не могли бы вы сказать, сколько сегодня             
составляет наш общий допустимый улов в этой акватории Тихого океана и каков     
приблизительно ущерб от браконьерства в наших, российских, экономических        
водах в Тихом океане?                                                           
                                                                                
МАНЫЛОВ И. Е. Объём общего допустимого улова - порядка 100 тысяч тонн,          
определяется он на основе научных исследований, и этот показатель постоянно     
меняется. Что касается ущерба, то абсолютные цифры я сейчас затрудняюсь         
привести, но готов дополнительно такую информацию представить.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Резник Борис Львович, пожалуйста.                                               
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Проблема        
чрезвычайно серьёзная! Дело в том, что, по данным береговой охраны Японии, в    
наших территориальных водах, российских, и в нашей экономической зоне           
ежегодно на протяжении уже многих лет браконьерским способом вылавливается от   
полутора до 2 миллионов тонн биоресурсов, которые незаконно идут за рубеж.      
То, что мы сегодня обсуждаем, - обеспечить какой-то надзор - идея, конечно,     
хорошая, но она далеко не нова. Мы уже много раз подписывали всякие             
соглашения с разными странами, но меняются только методы добычи рыбы. Раньше,   
если вы помните, сообщали, как, скажем, близ Курильских островов японские       
браконьеры добывали наши биоресурсы, были погони пограничников, стреляли, и     
даже стреляли на поражение, но нынче ничего подобного не происходит, всё        
происходит по другим схемам. По каким именно? Схем этих множество. Часто наши   
браконьеры, которые добывают биоресурсы, имеют два судовых журнала: по одному   
судовому журналу они как бы находятся в каботажном плавании, по другому         
судовому журналу они имеют право захода в иностранные порты, и где-то в         
нейтральных водах сходятся по предварительной договорённости суда - скажем,     
наши и японские, - перегружают биоресурсы с борта на борт, получают наличку     
или заходят в иностранные порты и выгружают рыбопродукцию. Это безобразие       
длится уже не годы, а десятилетия, и мы не можем навести элементарный           
порядок, хотя бы согласовать документацию! Очень часто у рыбаков на наших       
рыбодобывающих судах изымали клиренсы, коносаменты и другие таможенные          
документы, которые просто не заполнены: стоит печать таможенника, личный        
номер, а бланк пустой - пиши что хочешь там!                                    
                                                                                
Я считаю, что в принципе нам надо кардинально решать вопрос, не мелкими вот     
такими соглашениями - нужны международные договоры. Причём японцы, например,    
кровно заинтересованы в том, чтобы навести порядок, они нам открытым текстом    
говорят, что вы, мол, на свинине проживётн, а у них, кроме рыбы, ничего нет,    
они теряют свои ресурсы, поэтому крайне заинтересованы в наведении порядка.     
Нам надо проявлять инициативу и готовить серьёзнейшие документы                 
международные.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства, комитета? Нет желающих.                
                                                                                
Выносится законопроект на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5230 по 5247 из 6841
2-й вопрос повестки, проект федерального закона "О присоединении Российской     
Федерации к Конвенции о сохранении и управлении рыбными ресурсами в открытом    
море северной части Тихого океана".                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    441 чел.                                          
Не голосовало                   9 чел.2,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.