Заседание № 212
11.02.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 443031-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (об отмене ограничения по срокам признания жилищного фонда аварийным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2941 по 3315 из 7214
Марсель Харисович Юсупов здесь? Здесь. Тогда объявляю пункт 20. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Депутат Гончаров просит рассмотреть законопроект без своего участия (это законодательная инициатива Ставропольского края), поэтому доклад от комитета сделает Марсель Харисович Юсупов. Пожалуйста, Марсель Харисович. ЮСУПОВ М. Х. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается исключить срок признания домов аварийными как основание предоставления финансовой поддержки за счёт средств фонда. Введение указанного критерия в законе было обусловлено ограниченностью средств фонда, и его исключение потребует увеличение объёма средств фонда, что в законопроекте не учтено. Кроме того, законом от 29 декабря 2010 года № 441-ФЗ уже существенно скорректирован срок признания домов аварийными. Так, многоквартирные дома, признанные аварийными с 1 января 2007 года до 1 января 2010 года, могут быть включены в региональную программу в случае отсутствия на территории муниципального образования многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2007 года. Законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления. На законопроект поступил отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. В связи с изложенным комитет рекомендует Государственной Думе не поддерживать законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть. Прошу записаться. Покажите список записавшихся. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Марсель Харисович, вы, вероятно, знаете, что даже в эфире, публично и председатель правительства, и президент не раз высказывали озабоченность тем, что, к сожалению, сегодня ситуация с аварийным жильём оставляет желать лучшего, несмотря на то что мы 249 миллиардов выделили этому фонду. Вы ждёте выступлений - чтобы живущие в аварийных домах начали пикетировать Басаргина? Что ещё нужно? Предлагают нормальную инициативу - ну давайте мы её поддержим! ЮСУПОВ М. Х. Уважаемый Николай Васильевич, ну, наверное, вы знаете, что наш комитет являлся инициатором всех законопроектов, касающихся Фонда содействия реформированию ЖКХ, и инициатива по продлению сроков до 2010 года была также внесена нашим комитетом. И мы приняли в декабре 2010 года закон, продлевающий срок признания аварийными тех домов, которые получают финансовую поддержку фонда. Это существенная поправка. Но самая основная причина, по которой мы, скажем так, рекомендуем отклонить законопроект, - в нём не учтено увеличение финансирования фонда. Давайте предлагайте, давайте увеличим финансирование фонда и тогда, соответственно, будем принимать решение об отмене сроков - нет вопросов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сокол Святослав Михайлович. СОКОЛ С. М. Спасибо. К докладчику вопрос. Конечно, увеличение финансирования фонда - это, наверное, один из элементов, точнее, возможных вариантов решения этой проблемы, но ведь анализ объёма аварийного фонда после названной даты, 2007 года, сейчас фактически перекинут на регионы, у которых, естественно, нет средств для финансирования этих объёмов восстановления. ЮСУПОВ М. Х. Уважаемый Святослав Михайлович, то, что касается увеличения сроков с 1 января 2007 года до 1 января 2010 года, речь идёт как раз о финансировании за счёт средств фонда. Этот законопроект мы как раз приняли 29 декабря. Поэтому на самом деле все эти дома, которые были признаны ветхими, аварийными за этот период, также будут финансироваться за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Рябов Николай Фёдорович, ваш вопрос. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Марсель Харисович, будьте любезны, ответьте: в 2009 или 2010 году, если есть такие данные, сколько квадратных метров жилья было признано аварийным? И сколько... Задача эта решена? И второй вопрос. Если вы считаете, что жильё не стареет и 2007 годом можно ограничиться, то, по всей видимости, точка зрения не совсем верна. И меня удивило, что правительство якобы не согласовало и поэтому комитет предлагает отклонить. Мы что, так каждый раз и будем смотреть в рот правительству: что оно предлагает, а чего не предлагает, что согласовывает, чего не согласовывает? Люди живут в аварийном жилье! Если я начну рассказывать, сколько десятков писем, обращений и... ну, в частности, буквально неделю назад участник чеченской войны обратился: дети живут в доме, который разваливается... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте, Марсель Харисович. ЮСУПОВ М. Х. Ну, что касается цифр. Первоначально цифра была 140 миллиардов рублей. Вы помните, она дополнительно увеличивалась, мы с вами сами принимали эти законы, более 240 миллиардов рублей было выделено на две статьи, основные статьи - на капитальный ремонт и программу переселения. Ну, скажем так, всё, что касается отдельно регионов, готовили регионы, издавали документы, которые проходили проверку Минрегиона и специалистов фонда, принимались, и, соответственно, профинансировано было всё в полном объёме. Что касается вашего замечания. Я вот уже третий раз объясняю, что речь идёт о том, что продлены сроки до 1 января 2010 года, а не 2007 года. Соответственно, практически всё жильё, которое признано ветхим, аварийным до этого срока, будет финансироваться за счёт средств фонда. Если вы об этом спрашивали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марсель Харисович. Селезнёв Валерий Сергеевич, ваш вопрос. СЕЛЕЗНЁВ В. С. У меня вопрос к единственному докладчику на трибуне. Я его адресовал бы представителю Ставропольского края. Вопрос очень короткий. Вы выясняли в связи с данным законопроектом, в регионе закончилось жильё, признанное аварийным до установленного срока? ЮСУПОВ М. Х. Повторите, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон ещё раз, для уточнения. СЕЛЕЗНЁВ В. С. У меня вопрос. Правильно ли я понимаю, что инициатива обусловлена тем, что в Ставрополье закончился вот этот список, вот это жильё, которое признано аварийным до установленного срока, до 2007 года? ЮСУПОВ М. Х. Уважаемый Валерий Сергеевич, авторы законопроекта не указали, закончилось у них жильё, признанное аварийным после 1 января 2010 года, или нет. Это не указано. Здесь чётко говорится только лишь о том, что увеличивается... Они предлагают вообще убрать ограничения. Но мы с вами уже... Я объяснял, что при наличии данного пункта мы с вами не сможем спрогнозировать количество средств фонда, которые жёстко регламентированы, жёстко выделяются на эти цели. Поэтому в случае если мы убираем этот пункт, необходимо в первую очередь указать в предлагаемом законопроекте источник увеличения средств фонда - либо бюджет, либо иные источники. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы мы задали, вы пока присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Запишитесь, пожалуйста. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Я постараюсь не занимать долго вашего внимания. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На самом деле непонятна позиция комитета. Готовясь, знакомясь с этим законопроектом, я специально поднял стенограммы выступлений всех вице-премьеров и министров регионального развития, которые выступали в Думе в этом созыве. Интересная статистика. Выступая с этой трибуны, Яковлев, будучи вице-премьером, отвечающим за эту сферу, назвал убийственные цифры: на момент его вице-премьерства в Российской Федерации в пятой части аварийных домов - признанных аварийными, подчёркиваю, - проживало около шестнадцати миллионов наших сограждан. Тогда он заявил, в том числе в ответах на вопросы, что правительство готовит специальную программу. Вот я предполагал, что правительство готовило программу, которая реализовалась в закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ и как раз позволит решить проблемы вот этих шестнадцати миллионов наших с вами граждан. Однако, как сейчас выясняется, проблема не решена и мы, как с ветеранами Великой Отечественной войны, опять ограничиваем датами определёнными, что в принципе неправильно. Я бы рекомендовал комитету вместе с фондом, Министерством регионального развития и Счётной палатой лучше, внимательнее посмотреть на процедуру освоения средств, потому что коррупция в этом вопросе достигла колоссальных размеров. Ко мне на приём в городе Ростове-на-Дону приходили десять руководителей управляющих компаний, которые прямо заявили, что с них собирали деньги по 130 тысяч рублей, для того чтобы дать взятку тем, кто проверяет, понимаете? Поэтому мы считаем, что эффективнее надо заниматься, может быть, вместо фондового рынка отдать как раз на ликвидацию аварийного жилья или строительство вместо него нового, не отвергать инициативу субъекта. Кроме того, вы знаете, что Жилищным кодексом и переформированием формата жилищного управления мы с вами резко ухудшили ситуацию с проектно-сметной документацией, потому что вновь организованные ТСЖ зачастую не укомплектованы даже инженерами, которые понимали бы, что такое проектно-сметная документация и где её брать. Именно из-за этого, в том числе в Ставрополе и в других городах, есть задержка с подачей заявок на выделение средств фонда. И это в принципе делает их заложниками и делает заведомо невыполнимыми программы переселения из ветхого жилья. Поэтому мы поддерживаем этот законопроект и предлагаем всем депутатам, которые понимают эту проблему, поддержать его и во втором чтении доработать сообща. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Спасибо. Вы знаете, что проблема ветхого жилья в России приобретает всё более и более ужасные очертания. Дело в том, что выделяются средства из федерального бюджета, и субъекты Федерации что-то пытаются сделать в этом отношении, и муниципалитеты, но вместе с тем темпы нарастания количества ветхого жилья, если сравнивать с выбытием, в два - два с половиной раза выше. И более того, сейчас в категорию ветхого жилья попадают те дома, которые были построены в 1965-1970 годах, и естественно, темпы роста увеличиваются. Когда мы провозглашаем, что будет комфортное жильё, - всё это, как в картах, блеф, рассказывание сказок, а выделенные средства не позволяют, я подчёркиваю, обеспечить хотя бы удержание даже того количества ветхого жилья, которое было, скажем, пять - десять лет назад. И отсюда, мне представляется, абсолютно ясно, что и Государственная Дума, и правительство вместе с президентом должны озаботиться этой проблемой. И думаю, если бы Президент России озаботился так же серьёзно, как вчера искал полицейских в помещении Киевского вокзала, проблемой этого жилья ветхого, то успехи у нас были бы значительно лучше. Я согласен с Николаем, что мы должны поддержать тот законопроект, который предлагают нам ставропольцы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Штогрин Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Спасибо, Любовь Константиновна. Я хотел бы обратить внимание всех присутствующих на слова, которые сказал коллега Юсупов, - о том, что надо сначала фонд наполнить деньгами, а потом принимать законы. Дело-то в чём? Нас всегда учили правительственные чиновники, работники Министерства финансов, в частности Голикова Татьяна Алексеевна, когда была первым замминистра: вы, депутаты, пишете поправки к закону о бюджете на очередной финансовый год и просите увеличить ассигнования на детские пособия, стипендии или там на здравоохранение, но вы сначала внесите изменения в базовый закон, вот будут в базовом законе нормы, которые нужно профинансировать, тогда Министерство финансов и без ваших поправок сколько нужно денег на исполнение этого закона, столько и найдёт. Поэтому для того, чтобы решить вот эту проблему частичного финансирования и из федерального бюджета (потому что всё равно основные-то деньги идут от муниципалитетов и субъектов Федерации), нам и нужно принять изменения в базовый закон. Будут прописаны нормы базового закона - правительство, разрабатывая бюджет на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов, обязано будет предусмотреть ассигнования на эти цели. А говорить о том, что надо делать региональные программы или ещё какие-то муниципальные программы по капитальному ремонту жилья, сносу аварийного жилья и строительству вместо него нового, - это просто бессмысленно, потому что практически все бюджеты наших субъектов Федерации дефицитные и такие программы они не потянут. И я считаю, что надо этот проект закона поддержать и сложить деньги федеральные, муниципальные, региональные и тогда вместе, всем миром эту проблему решать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Любовь Константиновна. Вы сегодня, кстати, прекрасно выглядите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Скоро 8 марта. И 23 февраля. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РЯБОВ Н. Ф. Да, это время не считается. Я обращаюсь всё-таки к комитету, который отклоняет этот законопроект. Не хочется много доказывать, в предыдущих выступлениях мои товарищи уже пояснили цели и задачи этого закона, просто хочу отметить (можно, конечно, до конца рабочего дня ещё внести протокольное поручение, Николай Васильевич Коломейцев подчеркнул эту мысль), что добрая половина всех тех средств, которые всё-таки выделялись по этой статье расходов, по всей видимости, украдена. Докладчик так и не ответил, и, судя по всему, информации такой и мы не имеем, а может быть, и правительство не имеет. Я задал вопрос не о том, сколько рублей выделялось и сколько рублей освоено, понятно, что освоено всё, и в том числе то, что украдено, а я задавал вопрос о том, сколько квадратных метров в целом на сегодняшний день признано аварийными и сколько ежегодно выводится на новое строительство, сколько освобождается аварийного жилья, - вот это главное, что сегодня надо, необходимо узнать. И я прошу комитет (считайте, что это протокольное поручение) отправить Счётную палату, поскольку это федеральные деньги, проверить, сколько за последние три года средств регионам выделено, сколько освоено и сколько жилья выведено из категории аварийного. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. Ну очень странное рассмотрение законопроекта в первом чтении! Что мы видим? Инициатива идёт от Ставропольского края, ответственный комитет не поддерживает, Комитет по вопросам местного самоуправления поддерживает, но в то же время Государственная Дума, имея представителей от Ставрополья, просит рассмотреть без докладчика. Вот здесь я усматриваю некий злой умысел. Позвольте мне такие сомнения высказать, потому что я не услышал на свой вопрос того ответа, который мог бы меня удовлетворить и рассеять мои сомнения. Дело в том, что с 2011 года действует редакция, согласно которой в программе может участвовать жильё, признанное аварийным после 2007 года, но до 2010 года, лишь при условии, что в регионе не осталось аварийного жилья, признанного таковым до 2007 года. О чём это говорит? О том, что коль скоро Ставропольский край выступает с такой инициативой, то можно предположить, что у них того жилья, которое признано ветхим и аварийным и сейчас подлежит расселению, не осталось, соответственно, у них есть понятные источники финансирования, для того чтобы включить новое жильё, которое будет признано ветхим и аварийным, и исполнить эти программы расселения за счёт государства, за счёт федерального и региональных бюджетов. Я очень сильно сомневаюсь, что это на самом деле так, и если бы эти мои сомнения развеяли, то я извинился бы перед коллегами из Ставрополья, которые инициировали данный законопроект. Сейчас я перейду к самому главному. Дело в том, что нередко можно услышать рассказы о том, как крепкий, пригодный для жилья дом в престижном районе признаётся аварийным. В этом понятно кто заинтересован - инвесторы и строительная компания. После принятия законопроекта в той редакции, в которой нам его предлагают принять, ограничений во времени для подобных махинаций, очевидно, не будет. Что получится? Будут ущемляться права тех граждан, чьи дома действительно являются аварийными, и будут сноситься те дома, которые, условно говоря, будут признаны аварийными в первую очередь в интересах застройщиков, которые не остановятся ни перед чем. И это будет коррупционный закон. Поэтому можно было бы этот законопроект принять за основу, но сформулировать инициативу иным образом. Например, сделать исключение и допустить к участию в программе жильё, объективно требующее оперативного расселения, но признанное аварийным позже. Это первое исключение. И второе: только в том случае, если на территории региона не осталось жилья, которое на сегодняшний день уже зарегистировано как аварийное и ветхое и подлежит расселению. Вот тогда мы, фракция ЛДПР, готовы будем поддержать этот законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Галина Петровна Хованская. Не сработала у неё кнопка. Пожалуйста, Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемые коллеги, я напоминаю историю вопроса. Дело в том, что, когда был принят закон, дата признания домов аварийными была установлена раньше, чем состоялось послание президента и появилась информация о том, что деньги на эти цели, то есть на капитальный ремонт и на снос аварийного жилья, будут выделены. Мы последовательно говорили о том, что эту норму надо менять. Да, дата постепенно сдвигалась, но хочу вам напомнить, что срок жизни фонда ограничен 2012 годом, поэтому, когда обсуждался этот законопроект у нас в комитете, моё предложение состояло в следующем: давайте установим не общую какую-то норму без указания срока, а укажем срок 1 января 2011 года, потому что эта дата уже прошла, и тогда не будет тех опасений, с которыми я согласна и которые были высказаны моим коллегой Валерием Сергеевичем Селезнёвым, о том, что аварийными будут признавать дома, которые такими практически не являются - их либо делают аварийными, либо кому-то нужно признать этот дом аварийным. С такими фактами мы тоже сталкиваемся, когда имеют место интересы коммерческих структур к определённому объекту. Наша фракция поддержит в первом чтении этот законопроект, и наши предложения в случае принятия его в первом чтении будут сводиться к тому, что мы предложим установить дату признания домов аварийными 1 января 2011 года, с учётом того что будет оставаться год на реализацию этой нормы, так как срок жизни фонда заканчивается в 2012 году. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Есть ли желание высказаться у представителя президента? У представителя правительства с заключительным словом? У представителя комитета? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5973 по 5990 из 7214
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Также законопроект первого чтения. Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 59 сек.) Проголосовало за 96 чел.21,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7 % Результат: не принято Не принято.