Заседание № 224

19.04.2011
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 442501-5 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации" (о порядке внесения предложения об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3310 по 3660 из 7124
Переходим к пункту 16. Законопроект о внесении изменений в Федеральный          
конституционный закон - обращаю внимание: конституционный закон - "О порядке    
принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта      
Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Ирина           
Петровна Горькова.                                                              
                                                                                
ГОРЬКОВА И. П., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый Олег Викторович! Вашему вниманию предлагается     
законопроект "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О       
порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового       
субъекта Российской Федерации". Данный законопроект внесён группой депутатов    
фракции ЛДПР.                                                                   
                                                                                
На первый взгляд поправка совершенно техническая. В настоящее время в законе    
прописана процедура объединения субъектов: инициатива двух глав субъектов,      
согласованная с президентом, и в случае его поддержки проводятся референдумы    
граждан. Мы же предлагаем предоставить возможность выступления с инициативой    
членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.                       
                                                                                
Данный законопроект родился как реакция на ситуацию в московском регионе. Я     
говорю: в московском регионе, подразумевая и Москву, и Московскую область.      
Ещё в советское время разделение на два субъекта было принято чисто по          
политическим, а не по экономическим аспектам, так как у Центрального комитета   
был интерес, чтобы было как можно больше лояльных руководителей субъектов. В    
новейшей же истории мы стали свидетелями вовсе парадоксальной ситуации -        
антагонизма руководителей двух субъектов Федерации. Я не буду сейчас            
углубляться в то, кто был прав, кто виноват в этой ситуации, и в настоящее      
время мы видим, что с приходом нового главы субъекта - мэра Москвы - ситуация   
несколько изменилась, хотя я бы не сказала, что она изменилась кардинально.     
                                                                                
Несбалансированность экономического развития двух регионов привела в том        
числе и к транспортному коллапсу в Москве. Я сейчас говорю "в том числе",       
потому что транспортный коллапс - это лишь верхушка большого айсберга. Каждый   
день сотни тысяч жителей Подмосковья - и вы сами это видите - едут работать в   
Москву, едут в переполненных электричках. В электрички, которые идут в 7        
часов, в 8 часов утра, просто влезть невозможно. То количество машин, в         
которых люди едут работать в Москву, перекрывают въезд в Москву полностью, то   
есть ни въехать, ни выехать вечером из Москвы практически невозможно. А         
москвичи в праздничные и выходные дни едут в Подмосковье. Многие живут там,     
они живут в посёлках под индивидуальное жилищное строительство, они живут в     
дачных посёлках. И получается сегодня так: житель Подмосковья, который          
работает в Москве, практически все свои налоги, кроме налога на имущество,      
оставляет в бюджете Москвы, а москвичи, когда приезжают в Подмосковье,          
становятся совершенно нежеланными гостями, потому что сегодня по                
законодательству при формировании расходной части бюджета мы не можем           
заносить туда расходы на обеспечение жителей, которые там не                    
зарегистрированы. Это приводит к огромному дисбалансу. И если взять ближайшее   
Подмосковье, то этот дисбаланс достигает десятков раз: там может быть           
прописано сто человек, а живёт пять тысяч, но бюджет это никак не отражает.     
                                                                                
Буквально в субботу я проводила приём в Солнечногорском районе Московской       
области. Так вот основной вопрос, с которым ко мне подходили жители, - это      
газификация, и подходили не только малообеспеченные пенсионеры, подходили те    
жители, которые имеют домовладения в деревнях. Мы вели приём - вместе со мной   
сидел глава сельского поселения, - и отвечать нам было практически нечего,      
потому что Московская область приняла закон, согласно которому газифицируются   
только населённые пункты, в которых проживает не менее пятисот человек. И       
если вы видели данные Росстата с 2002 года по 2010 год, то знаете, что очень    
сильно сократилось количество сёл, деревень, и это связано в том числе и с      
газификацией.                                                                   
                                                                                
Есть ещё ряд вопросов. Если говорить об энергетическом коллапсе в Московской    
области, что был после ледяного дождя, то во многом он был связан как раз с     
тем, что линии электропередачи, те, что находятся на балансе у дачных           
хозяйств, не принадлежат никому, за них никто не отвечает. И вот этот           
дисбаланс не даёт жить ни Москве, ни области! И если бы у федерального          
правительства был такой инструмент, которым можно было бы в случае, если        
руководители двух субъектов не нашли между собой общего языка... федеральное    
правительство, Государственная Дума, Совет Федерации могли бы ставить об этом   
вопрос.                                                                         
                                                                                
Говоря об экономическом дисбалансе, надо сказать о проблеме мусора, ТБО, как    
угодно назовите. Ведь сейчас практически каждая ямка в Подмосковье завалена     
мусором, Московская область в нём просто захлебнулась, потому что караваны      
машин каждый день везут мусор. Я могу привести также в пример в том числе и     
Солнечногорский район: каждый карьер - так как, на наше несчастье,              
оказывается, река Клязьма по берегам богата песком, - из которого выбирается    
варварским методом песок, тут же засыпается мусором. Уже пора думать о том,     
что субъектам, получается, действительно в одиночку, если вот два разделённых   
субъекта, эти вопросы решить невозможно. Нужны настоящие                        
мусороперерабатывающие заводы. Хватит уже - у нас всё-таки ХХI век на дворе!    
Сколько мы можем просто так заваливать себя мусором?! Сколько мы можем губить   
свою природу? Где дальше мы с вами будем жить?!                                 
                                                                                
Это деструктивная политика, по-другому её не назовёшь. Именно не желают         
признавать того, что в Подмосковье негде работать, что Москва захлебнулась от   
промышленных производств, тех, которые там находятся. С одной стороны,          
точечная застройка, если взять Москву, да и область тоже, строится жильё, с     
другой стороны, не обеспечиваются люди в Подмосковье работой! Так тогда нужна   
единая политика, при которой все эти промышленные предприятия нужно выводить    
за границы города, нужно давать людям возможность работать и не думать о том    
(а эти вопросы очень часто звучат), как мы будем администрировать эти налоги,   
которые жители Подмосковья платят Москве, и каким образом между собой бюджеты   
будут перекидывать эти деньги. Нужно делать это единым звеном! То есть должна   
быть либо единая политика социальная, единая программа                          
социально-экономического развития на эти два субъекта, либо единая программа    
для единого субъекта, потому что сейчас их уже кольцевой дорогой просто так     
не разъединить.                                                                 
                                                                                
Строительство дорог, которое сейчас ведётся. Да, Москва просто огромные         
деньги вкладывает в то, чтобы реструктурировать дорожную инфраструктуру в       
Москве, но это не решит всех проблем, потому что в области... Вот я живу в      
Лобне, и выехать из Лобни практически невозможно, там есть два маленьких        
переезда, причём один из них находится в федеральной собственности, у           
военных, и никто его не собирается строить. То есть просто мы сидим в одних     
пробках! 15 километров от Москвы, но проехать невозможно. И оттого, что         
сейчас в Москве будут построены магистрали, которые выкинут транспорт просто    
до кольца, дальше мы точно так же на этом и будем стоять. Поэтому нужна         
сбалансированная, глубокая политика, которая позволит жить дальше этому         
региону. Я общалась и с жителями Санкт-Петербурга. Возможно, там сейчас ещё     
не так остро стоят эти проблемы, но они тоже в какой-то момент встанут.         
                                                                                
Естественно, что на этот законопроект и Московская областная Дума, и            
московское правительство дали отрицательное заключение, Москва просто           
промолчала, потому что проблема глобальная, проблема огромная. Когда мы         
пытаемся об этом говорить в Московской области, о том, что эти проблемы нужно   
решать, и решать с жителями непосредственно... Вот когда ко мне, как к          
депутату, на приёме в Московской области приходят жители Москвы, я не могу им   
сказать, что не буду заниматься их проблемами, я всё равно буду этим            
заниматься! Ну как достучаться?!                                                
                                                                                
Сначала областная Дума и губернатор дают отрицательное заключение... А потом    
перед проведением приёма, уведомив заранее о том, что я приеду в это            
поселение, попросив, чтобы мне предоставили помещение, предоставили             
общественную охрану, что я узнаю? Узнаю, что дом культуры срочно в тот день     
закрыли на ремонт якобы из-за аварии и председатель ЖЭКа обзванивает жителей    
- они сами мне потом в лицо кричали, - что якобы я попала в аварию (это я уже   
попала в аварию!) и поэтому приём я вести не могу. Местечковый интерес, если    
он имеет место, местечковый интерес губернаторов, если они в угоду своим        
интересам просто не думают о том, как дальше будут жить жители, - это           
преступный интерес! И мы с вами, представители федеральной законодательной      
власти, не можем на это смотреть равнодушно, мы должны ставить вопросы и        
искать ответы на эти вопросы.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Содоклад от Комитета по делам Федерации и региональной политике сделает         
Галина Сергеевна Изотова.                                                       
                                                                                
ИЗОТОВА Г. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел    
данную инициативу и не поддерживает её. И сразу честно скажу, прежде чем        
какие-то более точные комментарии давать по позиции нашего комитета, что из     
шестидесяти семи субъектов Российской Федерации, которые представили свою       
позицию, лишь тридцать либо представительных, либо исполнительных органов       
власти поддержали, причём, так сказать, не обоюдно, когда и та, и другая        
ветви власти, все остальные резко высказались против данной инициативы.         
                                                                                
Действительно, предполагается наделить дополнительно депутатов                  
Государственной Думы, членов Совета Федерации правом инициативы по              
объединению субъектов Российской Федерации. Причём в законопроекте такая        
схема: вносится нормативный документ, то есть принимается постановление         
Государственной Думы, при этом ни сроки, ни тематика референдума по важному,    
ключевому вопросу - быть или не быть объединению - не определены. Вносится      
также и проект федерального конституционного закона фактически без чёткого      
понимания мнения населения субъектов Российской Федерации.                      
                                                                                
Без сомнения, данные нормы нарушают положения и Конституции Российской          
Федерации, и федерального законодательства. Сегодня абсолютно чётко и           
слаженно прописана данная процедура, и она, на наш взгляд, не требует никаких   
уточнений, это лишь, напротив, ущемляет права граждан Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемые коллеги, завершая своё выступление, скажу, что Правительство          
Российской Федерации не поддерживает данную инициативу, Правовое управление     
Аппарата Государственной Думы также не поддерживает данную инициативу. Прошу    
её отклонить.                                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задержитесь на трибуне, пожалуйста.                       
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Да. Давайте запишемся.             
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Ирине Петровне.                                  
                                                                                
Слушаю вас, Ирина Петровна, и создаётся впечатление, что это чисто заказной     
законопроект, лоббистский, который все регионы поддерживать не будут. Я         
обычно комитеты редко поддерживаю, но в данном случае поддерживаю комитет.      
                                                                                
Вопрос такой. Не считаете ли вы, Ирина Петровна, что лучше законодательные      
собрания и администрации областей понимают необходимость принятия вот такого    
закона, об объединении? У нас, например, всего этого люди боятся больше         
всего, потому что, понимаете, ещё большее укрупнение... Вы говорили только о    
Москве и Московской области, как будто только для них этот федеральный закон,   
а касаться-то он будет всех областей.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Петровна Горькова, пожалуйста. С места.             
                                                                                
ГОРЬКОВА И. П. Уважаемая Тамара Васильевна, спасибо за вопрос.                  
                                                                                
Всё дело в том, что в соответствии с законопроектом, как и основным законом,    
конечно, основное решение будут принимать жители. Не секрет, и вам ли           
спрашивать, Тамара Васильевна, каким образом сейчас в законодательных           
собраниях, практически однопартийных, - не исключение и Мосгордума, и           
Мособлдума - принимаются решения. Но референдум никто не отменял и отменить     
не может, поэтому всё-таки решающее слово останется за жителями, и если они     
посчитают, что для них самый оптимальный вариант состоит в том, чтобы были      
объединены субъекты, значит, так оно и будет.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Таскаев Владимир Павлович.                    
                                                                                
ТАСКАЕВ В. П., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
К Галине Сергеевне вопрос.                                                      
                                                                                
Галина Сергеевна, достаточно невнятно вы отклоняете данный законопроект. Вы     
говорите о том, что он нарушает конституционные права жителей страны и так      
далее - мы с вами полностью не согласны в этом вопросе.                         
                                                                                
Как вы считаете, в дальнейшем подобный законопроект, если его внесёт "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ" или другие политические партии после выборов в Государственную Думу,    
после выборов президента, имеет, так сказать, право жить или нет?               
                                                                                
ИЗОТОВА Г. С. Как я уже сказала, в существующем законодательном поле            
присутствует абсолютно чёткая схема действий, конкретных шагов, регулирующих    
данный вопрос. Я могу сейчас напомнить, если это важно: по крайней мере до      
того момента... Когда к президенту поступает обращение от двух ветвей власти    
субъекта, президент, уважаемые коллеги, информирует Совет Федерации и           
Государственную Думу о своём решении, и здесь появляется возможность нам с      
вами, вам конкретно, любому депутату, высказать свою точку зрения. Никто от     
обсуждения данного вопроса не отстранён. Это первое, что я хотела сказать.      
                                                                                
Что касается внятности-невнятности. По-моему, если вы возьмёте Конституцию      
Российской Федерации и посмотрите, какие шаги должны сегодня предприниматься    
Советом Федерации и Государственной Думой, вы увидите, что там предлагаемых     
вами шагов нет. Это второе.                                                     
                                                                                
И третье. Я вот на сегодня не вижу никаких оснований для изменения              
законодательства - отвечаю на последний ваш вопрос.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич.                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Галина Сергеевна, у меня такой вопрос.                           
                                                                                
Вы в своём докладе, точнее, содокладе, упомянули, если я не ошибаюсь, некую     
статистику, что из шестидесяти семи регионов, субъектов Федерации, тридцать     
поддержало данный законопроект, это почти 50 процентов. То есть вы считаете,    
что в условиях сегодняшней политической бесконкуренции это недостаточное        
количество субъектов Федерации, для того чтобы по крайней мере                  
заинтересоваться данным законопроектом и, как следствие, провести его в         
первом чтении, а в дальнейшем уже решить его судьбу в третьем чтении? Ну, это   
антилогично, потому что вы сами себе не хотите расширять полномочия, а вы       
точно так же, как и все остальные депутаты Госдумы, избраны от этих субъектов   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ИЗОТОВА Г. С. Уважаемый коллега, у нас субъектов восемьдесят три, а свою        
позицию высказали тридцать, и то не две ветви власти одновременно - вот это     
нюанс, который обязательно надо учитывать. И я думаю, что субъекты Российской   
Федерации, когда они видят, ощущают, эмоционально настраивают себя на то, что   
у них, вернее, у граждан Российской Федерации забирают возможности              
дополнительные и ущемляют права... Я думаю, что в этом случае мы никогда        
положительных ответов консолидированных не увидим от субъектов Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
У меня высветилось: по ведению - Тарасюк.                                       
                                                                                
Пожалуйста, по ведению.                                                         
                                                                                
ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Извиняюсь, я просто нажал не ту кнопку, я хотел всё-таки задать вопрос.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я прошу вас правильно меня понять. Это уже не    
первый случай, и я всегда говорил палате, что мы ведём запись специально для    
того, чтобы не было ситуации, в которую я, как председательствующий, очень      
часто попадаю, когда мне говорят: "Вы не увидели руку, а я хотел задать         
вопрос", - или там ещё что-то. Поэтому я и говорю: "Включите запись". Все       
записались, а потом мне говорят: "Не сработала кнопка". Ну, правда, вы          
честнее сказали, что нажали не ту кнопку. Я вот не знаю, как поступить... Ну    
ладно, задайте вопрос.                                                          
                                                                                
Включите микрофон Тарасюку Василию Михайловичу.                                 
                                                                                
Но это уже точно в последний раз!                                               
                                                                                
ТАРАСЮК В. М. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Галина Сергеевна, я вам всё-таки задаю вопрос.                                  
                                                                                
Жаль, что вы не были на международной конференции - всего-навсего, - которая    
проводилась в Ростове-на-Дону. Вас там очень сильно ждали, хотели задать        
много вопросов. Вот в своё время в России было семнадцать тысяч сельских        
поселений, а сейчас двадцать три, и очень многие хотят объединиться, чтобы      
нормально функционировать, организовать работу. Мы прекрасно помним, как        
Ельцин сказал: берите власти, сколько хотите. Сейчас мы видим совсем другое.    
Ответьте на вопрос: почему вы не изучили и не проанализировали именно?..        
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, Галина Сергеевна. С места.         
                                                                                
ИЗОТОВА Г. С. Уважаемый коллега, хочу сказать, что вопрос объединения на        
местном уровне - это несколько иной вопрос, он регулируется другими             
нормативными актами, механизмы также определены действующим                     
законодательством. Вот и всё, пожалуй, что я хочу вам на это сказать.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Таскаев, одну руку вижу.        
Подводим черту: одно выступление.                                               
                                                                                
Депутат Таскаев Владимир Павлович, пожалуйста.                                  
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ТАСКАЕВ В. П. Уважаемые коллеги, данным законопроектом мы расширяем             
возможности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации            
участвовать в жизни субъектов права законодательной инициативы, пробовать,      
пытаться объединять субъекты. У нас достаточно большая территория, очень        
много субъектов, и есть необходимость в объединении, мы это видим. Мы           
понимаем, конечно, что сегодня объединение субъектов вызовет определённый       
социальный резонанс, определённые "за" и "против". Это как - о чём говорила     
Ирина Петровна - объединение Москвы и Московской области. Мы проводили          
анализ: 50 процентов против, 50 процентов за объединение - разные               
экономические, разные политические взгляды. Но данный законопроект имеет        
право на существование, и если где-то можно его подкорректировать во втором     
чтении, давайте поучаствуем в этом процессе. Мы с вами - народные избранники,   
и кому как не нам знать, о чём думает в регионах народ. Мы данным               
законопроектом не отменяем референдумы, мы можем, как говорится,                
способствовать проведению референдума. Практически в нашей стране ведётся       
работа по объединению субъектов Федерации, оно проводилось два, три года        
назад: это и тюменская "матрёшка", это и объединение в Забайкальский край,      
Пермский край и так далее, и это имеет положительную сторону: сокращается       
чиновничий аппарат, уменьшаются затраты на содержание чиновничьего аппарата.    
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, мы, фракция ЛДПР, предлагаем всё-таки поддержать    
данный законопроект, а во втором чтении его можно будет доработать.             
Поддержите, пожалуйста, его, и после выборов в Государственную Думу и выборов   
президента мы с вами, будущие депутаты, сможем участвовать именно в             
совершенствовании политической и структурной системы Российской Федерации.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Не настаивают на участии в             
дискуссии. Пожалуйста, Ирина Петровна, у вас есть желание выступить с           
заключительным словом? Нет. Галина Сергеевна? Тоже нет. Коллеги, мы выносим     
данный вопрос на "час голосования".                                             
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5709 по 5726 из 7124
Пункт 16, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в   
Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию    
и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации".               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за               50 чел.11,1 %                                    
Проголосовало против           63 чел.14,0 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    114 чел.                                          
Не голосовало                 336 чел.74,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.