Заседание № 237

27.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 442445-4 "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части увеличения размера стипендий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6013 по 6587 из 8413
Уважаемые коллеги, пункт 26. О проекте федерального закона "О внесении          
изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере         
оплаты труда" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском        
профессиональном образовании". Доклад сделает председатель Комитета по          
образованию и науке Николай Иванович Булаев.                                    
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Сегодня вам         
представляется на рассмотрение проект федерального закона № 442445-4 "О         
внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном        
размере оплаты труда" и статью 16 Федерального закона "О высшем и               
послевузовском профессиональном образовании" (в части увеличения размера        
стипендий).                                                                     
                                                                                
Прежде чем переходить к изложению концепции законопроекта и позиции нашего      
комитета, хочу напомнить следующее. Когда мы приступили к исполнению своих      
депутатских обязанностей в Государственной Думе четвёртого созыва, размер       
стипендий в вузах составлял 400 рублей и в средних специальных учебных          
заведениях - 140 рублей. Кроме того, для студентов очной формы обучения         
выделялись дополнительные средства на оказание помощи нуждающимся студентам в   
размере 5 процентов от стипендиального фонда и дополнительные средства в        
размере двух месячных стипендиальных фондов для организации                     
культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы со студентами. За год   
своей деятельности в Государственной Думе мы повысили размер средств,           
направляемых на оказание помощи нуждающимся студентам, в пять раз - с 5         
процентов до 25 процентов стипендиального фонда. В 2005 году принято два        
закона, по которым стипендия студентов повышалась дважды: с 1 апреля 2005       
года - до 500 рублей и с 1 сентября того же года - до 600 рублей. Размер        
стипендии обучающихся, получающих начальное и среднее профессиональное          
образование, поднялся со 140 до 210 рублей.                                     
                                                                                
Сегодня мы рассматриваем проект федерального закона, по которому с 1 сентября   
2007 года устанавливается базовый размер стипендии для студентов вузов 900      
рублей и для студентов ссузов и учащихся образовательных учреждений             
начального профессионального образования - 315 рублей. Хочу обратить ваше       
внимание на следующее. В действующем законе содержится отсылочная норма о       
том, что обеспечение студентов стипендиями осуществляется в порядке и на        
условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.             
                                                                                
Для того чтобы у депутатов была ясная картина, что же значат указанные в        
законе суммы, разрешите дать краткую справку по утверждённым правительством     
документам, регулирующим данный вопрос, по Типовому положению о                 
стипендиальном обеспечении. Во-первых, в соответствии с правительственным       
документом, размер академической стипендии, которую получает обучающийся, как   
правило, учащийся на "хорошо" и "отлично", устанавливается образовательным      
учреждением самостоятельно, но не может быть меньше размера стипендии,          
установленной законом, то есть не менее 900 рублей для студентов вузов и не     
менее 315 рублей для начального и среднего профобразования.                     
                                                                                
Кроме того, если студент нуждается в социальной помощи, то дополнительно к      
этой стипендии он получает социальную стипендию, размер которой не может быть   
меньше полуторакратного размера стипендии, установленной законом, то есть для   
системы высших учебных заведений эта социальная стипендия с 1 сентября 2007     
года будет составлять не менее 1350 рублей. За особые успехи в учебной и        
научной деятельности студенту могут устанавливаться повышенные стипендии.       
Кроме того, существуют именные стипендии, стипендии правительства и             
президента. Студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения    
родителей, выплачивается ежегодное пособие в размере трёхмесячной стипендии     
на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.                
                                                                                
Таким образом, студенты, реально нуждающиеся в материальной поддержке - а       
именно таким студентам в первую очередь и должна оказываться поддержка в        
социальном государстве, - получают денег как минимум в два с половиной раза     
больше, чем указано в принимаемом законе. Эти студенты также могут              
воспользоваться тем 25-процентным стипендиальным фондом, о котором я говорил    
раньше, а это значительные суммы в каждом высшем учебном заведении.             
                                                                                
Хочу отметить, что распределение стипендиального фонда и процедура назначения   
стипендий студентам регулируются в порядке, утверждённом учёным советом         
образовательного учреждения и согласованном со студенческой профсоюзной         
организацией и с представителями студентов.                                     
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание также на то, что в проекте федерального бюджета     
на следующий год, который мы будем рассматривать в пятницу, предлагается        
заложить средства для повышения стипендий и, следовательно, всех остальных      
выплат студентам с 1 сентября 2008 года ещё на 20 процентов и довести её        
размер до 1100 рублей в системе высшего профессионального образования и до      
400 рублей в системе начального и среднего профессионального образования.       
                                                                                
Заключение правительства на данный законопроект положительное.                  
                                                                                
Вводимые нормы затрагивают финансирование только федеральных образовательных    
учреждений и, вообще говоря, относятся в большей степени к вопросам             
формирования федерального бюджета, чем к общим вопросам образования. Тем не     
менее законопроект был направлен в субъекты Российской Федерации для            
представления отзывов и предложений. Есть необходимость принять данный закон    
в эту сессию, чтобы уже с 1 сентября 2007 года студенты могли получать          
стипендию в увеличенном размере.                                                
                                                                                
На основании вышеизложенного Комитет по образованию и науке предлагает          
депутатам принять данный законопроект в первом чтении и с учётом его            
значимости, наличия необходимой для его реализации суммы в бюджете и            
отсутствия замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы по      
тексту законопроекта принять закон в целом, исключая процедуру второго и        
третьего чтений.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В целом, понятно.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть.                          
                                                                                
Кузнецов, пожалуйста.                                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня такой вопрос. Мы сегодня знаем, что начальное             
профессиональное образование фактически отдано в субъекты Российской            
Федерации, а мы продолжаем говорить о федеральных учебных заведениях.           
Означает ли это, что какая-то часть учреждений начального профессионального     
образования, вот эти ПТУ, которые имеют федеральный статус, будут получать      
эти средства и там стипендия будет повышена, а те, которые в субъектах          
Российской Федерации, ни в бюджете, нигде не предусмотрены и всё останется      
как есть? Или я тут в чём-то заблуждаюсь?                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович, пожалуйста.                             
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Не заблуждаетесь, к сожалению. Сегодня мы рассматриваем            
законопроект, который на самом деле касается федеральных образовательных        
учреждений системы высшего профессионального, начального и среднего             
профессионального образования. Что касается учреждений, находящихся на          
бюджетах региональных или муниципальных, то в Законе "Об образовании" есть      
статья, норма, которая рекомендует субъектам Российской Федерации принимать     
синхронизированные решения по увеличению стипендий студентам и учащимся         
образовательных учреждений, находящихся в их компетенции. Бюджет это...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Останина Нина Александровна, ваш вопрос.      
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Николай Иванович, я думаю, что большую часть           
студентов федеральных учебных заведений, конечно, этот закон разочарует. Я не   
знаю, где вы нашли студенческие профсоюзы, которые вас поддержали, где вы       
нашли другие студенческие коллективы, которые поддерживают стипендии в 315 и    
900 рублей...                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос, пожалуйста.                                       
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос: скажите (я сожалею, что у меня нет                       
финансово-экономического обоснования), сколько стоит законопроект,              
предложенный авторами, о котором вы сейчас докладываете, и сколько              
потребуется на финансирование закона, если студенческая стипендия будет         
составлять прожиточный минимум?                                                 
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Что касается данного законопроекта, то есть                        
финансово-экономическое обоснование на 2007 год. На 2007 год, если мне не       
изменяет память, - 4,2 миллиарда рублей. Что касается суммы на 2008 год, то     
она будет иной, мы её увеличиваем в проекте бюджета на 2008 год ещё на 20       
процентов. Что касается расчётов, сколько необходимо средств, чтобы довести     
её до минимального размера оплаты труда, я хотел бы сказать...                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Хорошо, до прожиточного минимума.                                  
                                                                                
Я ещё раз хотел бы повторить, что тот стипендиальный фонд, который выделяется   
сегодня образовательным учреждениям, в принципе позволяет тем категориям        
студентов, которые имеют малые доходы в своих семьях, такую стипендию           
выплачивать, и я говорил, как она формируется. Мы с вами прекрасно знаем, что   
на сегодняшний день в любом образовательном учреждении есть студенты из         
разных семей, есть достаточно резкое их разделение, как и в обществе в целом,   
по материальным возможностям. И на наш взгляд, сегодня та политика, которую     
мы проводим... Мы изменили с вами стипендиальный фонд, свободный для оказания   
материальной помощи, увеличили до 25 процентов. Это очень серьёзная сумма. Мы   
увеличиваем двухмесячный размер стипендий, средства, которые тоже могут         
направляться, и не только на физкультурно-оздоровительную работу, но и на       
иные цели.                                                                      
                                                                                
И в данном случае я считаю, что сегодня есть реальные возможности для того,     
чтобы с учётом вот этих увеличений тем студентам, которые реально нуждаются в   
поддержке со стороны государства, выплачивать стипендию в размере               
прожиточного минимума по тем территориям, в которых они проживают. Вряд ли мы   
сможем это сделать в столичных вузах, вряд ли. Что касается регионов, то там    
иной прожиточный минимум и возможности вузов там не меньше, чем в столице, но   
они совпадают с той реальной экономической ситуацией, которая складывается в    
регионах.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросов больше нет. Есть ли желающие выступить?                                
                                                                                
Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. К сожалению, с большим опозданием мы пытаемся повысить        
стипендию и забываем здесь о тех, кто учится в средних учебных заведениях.      
Почему? Сразу объясняю: потому что они не голосуют, это в основном те, кто      
окончил 8-й класс, им пятнадцать, шестнадцать лет, может быть, максимум         
семнадцать лет. То есть закон целенаправленный, в основном коснётся только      
студентов, которые сегодня уже достигли восемнадцатилетнего возраста, и как     
бы можно проанализировать, что он привязан к выборам. Вот с 1 сентября 2007     
года увеличим, а в 2006, 2005, 2004 годах мы им ничего не дали. Это, конечно,   
неприятно, тем более что стипендия в средних специальных учебных заведениях     
всего 200 рублей. Представляете, мы 7 рублей в день даём учащемуся! Ну что он   
на эти деньги сможет сделать? А они как раз наш рабочий класс, они наша та      
самая нехватка рабочей силы среднего уровня образования. Нам и студенты         
нужны, люди с высшим образованием, но нехватка как раз внизу, касается          
низшего звена обучения, а им мы ничего не повышаем вообще.                      
                                                                                
И правильная была высказана позиция по регионам: это коснётся только            
федеральных вузов, которых не так много, а все, кто учится на местах, за счёт   
местного бюджета, они вообще ничего не получат. Для пропаганды будет звучать    
хорошо, что студентам России повышено. Или упор делается не на ежемесячное      
повышение стипендии, а на добавку им двух-трёхмесячной стипендии, на            
приобретение учебников и так далее, что, в общем-то, будет сделано уже,         
наверное, в 2008 году, ибо учебный год с 1 сентября уже начнётся и              
маловероятно, что они успеют воспользоваться этими деньгами в 2007 году. Нам    
надо больше внимания им уделять и повышать ежегодно стипендию, пусть в          
небольших размерах, допустим на 10 процентов, но за десять лет у них была бы    
уже двойная стипендия. А мы рывками это делаем, и практически этим повышением   
не успевают воспользоваться студенты, которые учатся всего четыре года. Кто     
поступил в 2003 году, допустим, на учёбу, они закончили сейчас, в июне, их      
это никак не коснётся, а радостные студенты, которые придут в сентябре 2007     
года, они в 2008 году ничего уже не получат, в 2009, 2010 году, может быть, в   
2011 году.                                                                      
                                                                                
То есть в этом плане мы должны подходить с точки зрения того, что всё-таки      
это наши дети, это молодое поколение, а мы им даём такие копейки, вот как       
скряги. Я понимаю, трудно повысить зарплату всей стране, это огромные деньги,   
но студентов всего пять миллионов человек, мы могли бы им обеспечить... Если    
нельзя в виде денежной компенсации, то бесплатные учебники нужно сделать для    
них тогда, особенно для малоимущих, бесплатные обеды можно сделать,             
общежитиями хотя бы помочь. Мы им повышаем стипендию и выгоняем из общежитий,   
которые сдаются по рыночным ценам тем, кто готов платить приличные деньги, а    
иногородние студенты не могут проживать в своих общежитиях. Здесь-то кто        
мешает власть проявить? Я понимаю, зарабатывают хозяйственники из руководства   
вузов, зампроректора по хозяйственной работе. Но это же издевательство! Мы и    
так теряем талантливую молодёжь. Здесь тоже можно было бы помочь им.            
Освободить все студенческие общежития, там должны проживать только студенты,    
только иногородние. Никаких других лиц там не должно быть! И это большое        
подспорье им. Эти общежития могли бы быть бесплатными, но, даже когда там       
живут студенты, с них тоже берут большие деньги. Доходит до тысячи рублей,      
если судить по московским вузам. Тысячу рублей должен заплатить студент! Он     
иногородний, мы ему стипендию даём 500-600 рублей, а только за общежитие -      
тысяча рублей. Ну как он будет жить, когда он даже за общежитие не может        
заплатить?! А тем более все учебники дорогие сегодня. Поэтому можно             
восстановить то, что было при советской власти, - бесплатные учебники,          
пособия, бесплатное общежитие, дешёвые обеды, возможно, даже и бесплатные.      
Ведь Москва обеспечивает бесплатными обедами малоимущих, почему студентов не    
приравнять к малоимущим и не обеспечить дешёвое или бесплатное питание для      
них по всей стране?                                                             
                                                                                
То есть можно найти способ, но у нас нет в этом плане ответственного            
министерства - мы вот соединили и науку, и образование... Ведь при советской    
власти было Министерство просвещения - только школами занимались, был           
госкомитет по профессионально-техническому обучению - занимались только ПТУ.    
И вот такое разделение помогало лучше контролировать все уровни образования.    
Теперь всё в одном министерстве-монстре, которое должно заниматься, видимо,     
всем - от детского сада до аспирантуры и дальнейших форм обучения. Это тоже     
всё неправильно. Управление ими нарушено, заботы о них нету.                    
                                                                                
Конечно, в регионах должны заботиться, но у регионов не хватает денег.          
Молодёжь-то наша общая, она же не региональная. Слабо подготовленные они        
потом придут в армию или приедут в большие города, и мы что, здесь будем        
докармливать, доучивать? Как сегодня в армии - там для набора веса их           
откармливают. То есть здесь, наверное, тоже можно было бы всё перевести на      
федеральный уровень, потому что это учащиеся, молодёжь, нам выгодно, всей       
стране выгодно, чтобы они были, во-первых, вообще образованы, в во-вторых,      
владели бы специальностями, чтобы у нас не было мигрантов. Мы же привлекаем     
рабочую силу, вернее, оставляем, она сама к нам приезжает, потому что не        
хватает нам обычных рабочих, техников, специалистов самого низшего уровня.      
Наша молодёжь готова стать специалистами, а мы такой возможности ей не даём,    
когда мы берём иностранную рабочую силу. Тогда появляются вот такие скинхеды,   
и они избивают друг друга, вплоть до убийств, ночью, вечером в подворотне. А    
в этом виновато государство - мы могли бы полностью обойтись за счёт            
собственной рабочей силы, тогда не было бы никаких межэтнических столкновений   
и трений. Нашему подростку обидно, что приезжает человек из-за рубежа и имеет   
рабочее место, а он учиться не может или потом не может работать.               
                                                                                
Поэтому надо больше внимания уделять и каждый год повышать, переходить вот на   
такие расчёты, чтобы помощь была реальная: - бесплатное проживание, питание,    
учебники. Это будет большое подспорье. И конечно, им нужны деньги, потому что   
люди молодые, а сегодня столько развлечений, соблазнов, им опять не хватает.    
Мы их заставляем работать, ухудшается их здоровье, потому что учебный план      
выполнить невозможно полностью, а если он ещё будет полдня где-то               
подрабатывать, значит, ущерб здоровью. Потом будем его лечить и снова тратить   
деньги. Это вечный порочный круг: когда мы подрываем здоровье молодёжи с        
раннего детства, а потом в среднем возрасте пытаемся как-то восстановить, и     
это всё нам мешает. Отсюда и травматизм, отсюда и рост преступности - всё,      
вместе взятое. Поэтому стипендия эта имеет большое значение.                    
                                                                                
Неоднократно в этом зале звучали голоса: почему сейчас, в 2007 году? Год        
выборов, созрели, давайте повысим. А на будущий год всё закончится, и уже в     
2008, 2009, 2010 году будет тишина в этом вопросе. Поэтому надо всё-таки не     
увязывать с пропагандой нашу законодательную деятельность, о молодом            
поколении думать регулярно. Надо понимать, что это касается всех, даже тех, у   
кого нет детей или они уже выучились, всё равно это имеет для всех нас          
большое значение. Особенно низовое звено. Всё-таки в вузах студенты - дети      
богатых родителей - ни в чём не нуждаются, а вот там, где учатся из бедных      
семей, из малых городов, из деревень, мы даём 7 рублей в день и ещё не          
пускаем в общежития. С этим нужно бороться, наводить порядок здесь и больше     
внимания уделять этой проблеме, чтобы у нас подрастало более здоровое и         
радостное поколение.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Смолин. Пожалуйста, Олег Николаевич. Вы хотите    
с трибуны, да? Пожалуйста.                                                      
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, конечно, фракция Компартии Российской           
Федерации поддержит этот законопроект, как любой законопроект, направленный     
на повышение социальных гарантий. Нам неважно, какие депутаты его вносят,       
неважно, какого цвета кот или медведь, - важно, чтобы он ловил, кого            
положено, и в данном случае для студентов. Но я не стал бы идеализировать       
этот законопроект по следующим мотивам.                                         
                                                                                
Первое. Коллеги, мы должны понимать, что мы повышаем стипендии абсолютному      
меньшинству студентов. Уже сейчас в России число внебюджетных студентов         
превысило 55 процентов, а стипендии получают далеко не все бюджетные            
студенты. Это значит, что законопроект будет касаться менее трети всех          
студентов, которые есть в Российской Федерации. Для сравнения я хочу вам        
напомнить, что в социальных государствах типа Германии бюджетные студенты       
составляют далеко за 90 процентов от тех, кто учится.                           
                                                                                
Второе. По данным независимых учёных, цены на товары первой необходимости       
растут со скоростью примерно 25-30 процентов в год. Вот за прошлый год          
Институт экономики Российской академии наук даёт такие данные: рост цен на      
товары первой необходимости - не менее 25 процентов. Стипендии обычно           
увеличиваются в полтора раза каждые два года, как и в этот раз, что             
называется, шило на мыло, другими словами, они остаются почти на прежнем        
уровне.                                                                         
                                                                                
Третье. По мнению многих экономистов, рост цен на товары первой необходимости   
с учётом деноминации в постсоветское время составил не менее шестидесяти раз,   
поэтому после всех повышений в сентябре текущего года стипендия по отношению    
к этим ценам окажется ниже, чем было двадцать лет тому назад, в вузах - в 2,7   
раза, в ссузах - почти в пять раз, в ПТУ - почти в восемь раз. Мы должны это    
чётко понимать.                                                                 
                                                                                
Четвёртое. В советский период минимальная стипендия в 40 рублей в вузе          
составляла примерно 80 процентов от прожиточного минимума, в техническом вузе   
была больше прожиточного минимума, в ссузе - 56 процентов от прожиточного       
минимума, в ПТУ - не менее 80 процентов. В сентябре после всех повышений        
минимальная стипендия составит: в вузе - 22 с небольшим процента от             
прожиточного минимума, в ссузе - 7 процентов, в ПТУ - 7 процентов. Абсолютно    
правы коллеги, которые говорили о том, что мы стипендию студентам с низкими     
доходами делаем намного меньше, чем студентам с относительно более высокими     
доходами. Правда, я думаю, что дело здесь не только в выборах, дело здесь и в   
том, что вообще последовательно правительство и большинство Думы проводят       
политику увеличения социального расслоения, и ещё в том, что студенты вузов     
ходили на акции протеста, а студенты ПТУ и средних специальных учебных          
заведений на акции протеста не ходили. Пятое. Правительство продолжает          
политику увеличения социального неравенства в студенческой среде и другим       
способом. В частности, если мы сравниваем в рублях разницу в уровне стипендий   
тогда, когда мы начинали работать, четвёртая Государственная Дума, это было     
260 рублей, то есть 400 рублей против 140 рублей, а осенью 2007 года разница    
в стипендиях студентов вузов и учащихся ПТУ достигнет почти 600 рублей, то      
есть 900 рублей против 315 рублей. И кстати сказать, даже студенческая          
стипендия социальная, 900 рублей, помноженная на 1,5, 1 тысяча 350, - она       
составит не более трети прожиточного минимума, уважаемые коллеги.               
                                                                                
Поэтому, повторяю, мы поддерживаем законопроект, но мною параллельно            
предложена поправка к этому законопроекту. Я прошу её поставить на              
голосование и поддержать. Это ровно та же поправка, которую мы предлагали к     
бюджету 2007 года, - поднять студенческую стипендию в вузе хотя бы до 1200      
рублей, а в техникуме и в ПТУ - хотя бы до 500 рублей и таким образом начать    
впервые сокращать разницу в уровне стипендий. Стипендии в ссузах и ПТУ должны   
подниматься быстрее, чем в вузах, тогда мы будем вносить вклад в сокращение     
социального неравенства в нашей стране.                                         
                                                                                
Спасибо, уважаемые коллеги.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас все выступили. Юрий Петрович, вы хотите выступить?     
                                                                                
Пожалуйста, Савельев.                                                           
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Ю. П. Спасибо.                                                         
                                                                                
Я хочу в этом зале напомнить ситуацию с изменением тех статей закона, которые   
касались размера студенческой стипендии. Мы здесь в августе 2004 года изъяли    
из закона "Об образовании" и Закона "О высшем и послевузовском                  
профессиональном образовании" тот пункт, который касался студенческой           
стипендии. Я хочу напомнить: он гласил, что студенческая стипендия должна       
составлять два минимальных размера оплаты труда. Если бы эта норма              
существовала с 2004 года до сегодняшнего числа, то мы не изъяли бы из           
карманов студентов десятки тысяч рублей. О чём я говорю? В мае прошлого года,   
например, минимальный размер оплаты труда составил 1100 рублей, два МРОТ -      
это значит, что стипендия должна была быть 2200 рублей, а студент получал       
600. Значит, 1600 рублей мы недоплачивали студенту, столько он получал бы       
ещё, если бы существовала та норма закона. За год изъятия равняются 20          
тысячам рублей.                                                                 
                                                                                
Возвращаюсь к ситуации этого года. Если бы существовала эта норма и 2300        
рублей МРОТ с сентября этого года составлял, то студенческая стипендия должна   
была бы иметь размер 4600 рублей вместо 900. То есть изъятие составляет 3700    
рублей в месяц и у студента изымается в год сумма в 45 тысяч рублей. Я хочу     
сказать, что вот эта сумма, 4 тысячи 600 рублей, - это аккурат подсчитанная в   
соответствии с покупательной способностью студенческая стипендия в 40 рублей,   
которая существовала в 87-м году и соответствовала нормам Минтруда,             
учитывающим размер минимальной потребительской корзины: питание, одежда,        
обувь и так далее.                                                              
                                                                                
Поэтому мне сегодня хочется... Вот ушёл Жириновский, ему надо на выборах        
студентам говорить не о том, что они будут получать, а о том, чего их лишили,   
вот этих студентов, нищих наших студентов, из-за чего они вынуждены не          
учиться, а бежать зарабатывать где угодно деньги, хотя в стране деньги есть.    
Чего стоит изъятие 430 миллиардов долларов, законсервированных в                
золотовалютном запасе, хотя при нашем бюджете федеральном - 260 миллиардов      
долларов - он должен составлять одну треть от этой суммы, то есть 80-90?! Эта   
сумма, свыше 350 миллиардов долларов, изъята из экономики и запрятана в этот    
золотовалютный запас! А Стабилизационный фонд, 130 миллиардов долларов,         
поделённый сейчас, - это тоже деньги, выведенные из экономики. Здесь задавали   
вопрос, что будет, если поднять до минимального прожиточного уровня             
студенческую стипендию. Можно посчитать: это сумма порядка 1 миллиарда          
долларов в год, то есть это ничтожная часть от тех денег, которые выведены из   
экономики страны, а студенты вынуждены сегодня работать, не учиться. При том    
ещё обкорнали фундаментальное образование вузов, студентов учат только          
обслуживать зарубежную технику.                                                 
                                                                                
Поэтому, конечно, мы поддержим, но я хотел в этом зале сегодня озвучить         
позицию, которая здесь была и которая привела к изъятию у студенчества денег,   
ему нужных.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Денисов. Пожалуйста.                         
                                                                                
ДЕНИСОВ О. И., фракция "Справедливая Россия" - "Родина"                         
(народно-патриотический союз)".                                                 
                                                                                
Спасибо. Я для выступления руку поднимал.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "Справедливая Россия" поддерживает данный            
законопроект, однако мы хотели отметить следующее. Повышение размера            
стипендий - это хорошо, но крайне недостаточно. Наша позиция и позиция          
студенческих профсоюзов, а я имею честь представлять Российскую ассоциацию      
профсоюзных организаций студентов, заключается в том, что размер стипендии      
должен быть никак не менее прожиточного минимума, а ещё лучше вернуться к той   
практике, которая существовала, и приравнять размер стипендии к двум размерам   
минимального размера оплаты труда. Ну и, конечно, стипендия для студентов       
среднего и начального профессионального образования не выдерживает никакой      
критики, несмотря на то что с экранов телевизоров и в выступлениях              
руководящих лиц мы слышим о нехватке профессионально подготовленных кадров.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы голосуем в первом чтении, давайте   
определимся голосованием. И дальше предложение председателя комитета. Кто за    
то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              424 чел.94,2%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    425 чел.                                          
Не голосовало                  25 чел.5,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Николай Иванович, ваше предложение. И есть одна поправка.                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Булаеву Николаю Ивановичу.                        
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет             
предлагает принять закон в целом. Есть заключение Правового управления, в       
котором замечаний нет.                                                          
                                                                                
Что касается тех суждений, которые были высказаны здесь, то, естественно, по    
ним можно устроить дискуссию. Я не думаю, что в вечернее время это необходимо   
делать.                                                                         
                                                                                
Что касается поправки...                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка Смолина, она у вас есть.                         
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. На мой взгляд, это предмет другого законопроекта, с другим         
финансово-экономическим обоснованием и с другими расходами из бюджета.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Смолину.                                
                                                                                
Олег Николаевич, ваша поправка, пожалуйста.                                     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Артур Николаевич, я прошу поставить на голосование       
поправку. Насколько я понимаю, если она подана, она должна ставиться на         
голосование. И прошу дать время для короткого обоснования.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она есть у депутатов?                                     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Она роздана, естественно.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста, давайте обоснование, коротко очень.       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, ещё раз хочу согласиться с теми, кто здесь      
выступал, в частности с Юрием Петровичем Савельевым, с одной только поправкой   
про два минимальных размера оплаты труда: это положение отменили не в 2004      
году, а, к сожалению, ещё раньше, в 2000 году, когда приняли закон,             
отрывающий минимальную заработную плату от социальных выплат в Российской       
Федерации. И поэтому если считать с 2000 года, то получится ещё большая         
сумма, которую недополучили студенты.                                           
                                                                                
А теперь поправка, суть её предельно проста, повторяю, мы предлагали её к       
бюджету 2007 года. Мы просим увеличить студенческие стипендии в вузах до 1200   
рублей, а в ПТУ и ссузах - хотя бы до 500 рублей, то есть в процентном          
отношении поднять студенческие стипендии в ссузах и ПТУ больше, чем в высших    
учебных заведениях. Мы понимаем, что это мало, на самом деле надо было бы       
намного больше. Цену вопроса мы подсчитали, когда обсуждался бюджет 2007        
года, а именно: что касается стипендий в высших учебных заведениях - это        
примерно 3 миллиарда 950 миллионов рублей, что касается ссузов и ПТУ - это      
примерно 850 миллионов рублей. Нетрудно посчитать, что это менее 5 миллиардов   
рублей.                                                                         
                                                                                
Я напомню вам, уважаемые коллеги, что дополнительные доходы бюджета 2007 года   
запланированы в сумме 1501 миллиарда рублей. Другими словами, мы просим         
трёхсотую часть, менее трёхсотой части от дополнительных доходов бюджета 2007   
года. Прошу поддержать поправку.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович, вы хотели что-то сказать по этому       
поводу. Пожалуйста.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Булаеву Николаю Ивановичу включите микрофон.                        
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет предложил   
рассмотреть законопроект, минуя процедуру второго и третьего чтений.            
                                                                                
Рассмотрение поправок, на мой взгляд, - это процедура второго чтения. И в       
данном случае рассмотрение поправок, на мой взгляд, - это нарушение             
Регламента, поскольку мы рассматриваем законопроект в целом.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский, по ведению.                                   
                                                                                
Мы проголосуем и дальше пойдём: сразу в целом примем.                           
                                                                                
Решульскому включите микрофон.                                                  
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Было бы всё так, как сказали сейчас коллеги, если бы не было   
согласно нашему Регламенту поправок. Как только появляются какие-то замечания   
и поправки, их обязательно надо ставить на голосование - второе чтение,         
третье, в целом или как бы там ни было. Спасибо.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но мы можем рассмотреть поправку и проголосовать в        
целом, всё.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять данную поправку? Включите режим     
голосования.                                                                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              109 чел.24,2%                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    113 чел.                                          
Не голосовало                 337 чел.74,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, было предложение проголосовать закон в целом.                
                                                                                
Объявляется "час голосования". Кто за то, чтобы принять данный закон в целом?   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              427 чел.94,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    427 чел.                                          
Не голосовало                  23 чел.5,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят в целом.