Заседание № 163
О проекте федерального закона № 442400-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (в части, касающейся отдельных вопросов налогообложения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Звучат мнения, что надо принимать законы по просьбе налогоплательщиков. Вот этот проект закона, подготовленный депутатами Государственной Думы, формировался в течение полутора лет по просьбе бизнеса в рамках настройки налоговой системы. Он прошёл все необходимые процедуры, готов к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 02 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 161
О проекте федерального закона № 442400-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (в части, касающейся отдельных вопросов налогообложения; принят в первом чтении 19 июня 2018 года с наименованием "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наверное, для экономии времени я доложу сразу все три законопроекта. Конечно, придётся голосовать по каждому отдельно, по таблицам поправок, но, поскольку это пакет законопроектов и решает он один вопрос, если можно, я в целях экономии времени доложу в одном выступлении. Итак, я напомню, что в этом законопроекте предлагается предоставить гражданам, которые хотят выйти из тени и войти в легальное поле, уникальный специальный налоговый режим: ставка налога 4 процента, из которых 1,5 процента зачисляются в фонд обязательного медицинского страхования, отсутствие какой-либо бухгалтерии, отчётности, возможность при помощи просто мобильного приложения спокойно общаться с налоговой, несколько нажатий - и все вопросы решаются, то есть максимально простой режим с минимальным налогом. Вот это то, что мы приняли в первом чтении. Теперь несколько слов о том, что предлагается сделать во втором чтении. Вы знаете, что законопроект вызвал очень бурную реакцию, причём, к сожалению, обсуждали не сам законопроект, а представление о нём тех, кто пытался этот законопроект опорочить (не будем обсуждать их мотивы). Итак, что предлагается? Говорили, что мы предлагаем очень хороший режим, но завтра его отменят, а люди уже раскроются, - предлагается специальная норма, норма уникальная, такого налоговое законодательство ещё не знало: мы фиксируем налоговые условия на десять лет, то есть в течение десяти лет эти налоговые условия не могут быть ухудшены, это будет прямо прописано в законе, и комитет предлагает эту норму поддержать. Далее. Задавали вопрос: а как быть, если самозанятый осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Федерации, кто будет решать, где он должен числиться? Законопроект решает этот вопрос: мы отдаём это решение самому самозанятому, он сам решит, в каком регионе ему удобно. Очень важно, что есть целый ряд поправок, которые не связаны с людьми и не имеют к ним отношения, эти поправки технологически позволяют налоговой службе решать все вопросы по данному налогу без каких бы то ни было попыток прийти к налогоплательщику, то есть они смогут все эти вопросы решать сами, никак не утруждая человека. Следующий вопрос, очень важный. Нам говорили: ну хорошо, а если человек ошибся или, например, если ему приходится возвратить товар и так далее, как же он будет?.. Значит, он всё-таки должен прийти в налоговую? Поправкой решён этот вопрос: человек, используя то же приложение, просто отменяет чек, который направил в налоговую, и направляет новый чек - эта возможность прописана. Таким образом, это тоже решено. Очень важный вопрос о штрафах - я не могу об этом не сказать, поскольку такой вопрос задавали. Как вы помните, в законопроекте было предложение по штрафам: 20 процентов чека, если человек его не сформировал, не послал в налоговую, а при повторном нарушении в течение шести месяцев - 100 процентов этого чека (не всего дохода, как об этом писали, а именно чека, который не был сформирован). Но у нас была и вторая позиция: не менее 1 тысячи рублей в первом случае, а во втором случае - не менее 5 тысяч. Авторы законопроекта сочли - мы прорабатывали это и с правительством, и с налоговой службой, - что эта норма действительно чрезвычайно жёсткая, поэтому вот это положение - об 1 тысяче и о 5 тысячах - из законопроекта предлагается исключить. Этих норм, этих штрафов в законе не будет. Ещё один очень важный момент. Мы провели специальные переговоры на прошлой неделе и с руководством Министерства финансов, Антон Германович Силуанов проводил совещание, и с руководством налоговой службы и договорились, что в течение первого года штрафы вообще назначаться не будут, это очень важно, и я говорю сейчас об этом с трибуны. Мы, по существу, используем опыт введения контрольно-кассовой техники: тогда именно таким образом мы решали вопросы, связанные со страхами граждан в первый год применения, когда они не знали, как это будет работать. Сразу хочу заявить официальную позицию и налоговой службы, и правительства: штрафы в течение первого года не назначаются. Ещё очень важный вопрос - о продлении. Предлагается продлить на один год норму закона, которая действует, как вы помните, в отношении нянечек, репетиторов: они могут уведомить налоговую службу и на два года - а теперь будет предложено на три года - освобождаются от уплаты налога. Напомню, мы говорили, что по истечении этого срока им предстоит выбрать налоговый режим, которым они захотят пользоваться: патент, вменённый доход, подоходный налог - любой, но вот на первое время их освобождают. Поскольку эксперимент предлагается проводить только на территории четырёх субъектов Российской Федерации, а люди подали заявления в разных регионах, мы считаем, что необходимо продлить это право ещё на один год. Эта поправка также внесена в законопроект. Ну и наконец, последний, но тоже важный вопрос. Нас спрашивали: а как же человек будет решать, от какой суммы рассчитывать 1,5 процента, что идёт в фонд обязательного медицинского страхования, а что будет зачисляться в бюджет? Никак. Человек будет направлять общую сумму, а расщепление, выделение 1,5 и 2,5 процента будут проводить непосредственно органы Казначейства, поэтому и в данном случае для людей никакой сложности это не составит. Перед тем как перейти к таблицам поправок (я сейчас по существу доложил все три законопроекта, а таблицы поправок, естественно, у законопроектов разные), я хотел бы ещё раз обратить внимание: законопроектом не предлагаются обязанности - законопроектом предлагается дать право тем, кто хочет выйти из серой зоны и войти в легальное поле, и создать возможность с минимальным налогообложением и простейшим технологическим путём решить эту задачу. Вот смысл предлагаемых поправок. Теперь я предложил бы перейти к таблицам поправок к первому законопроекту об эксперименте, который сейчас был объявлен. В комитет поступило 29 поправок: 1 поправка была снята, 20 поправок предлагается принять, 8 предлагается отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1 к законопроекту под пунктом 16? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 38 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Николаев Олег Алексеевич. НИКОЛАЕВ О. А. Прошу поправки 5, 6 и 8 вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование таблица поправок № 2, за исключением поправок 5, 6 и 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 34 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Олег Алексеевич. Будете докладывать сразу по всем поправкам или по отдельности? Депутату Николаеву включите микрофон. НИКОЛАЕВ О. А. По всем, если можно. Я думаю, в три-четыре минуты уложусь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Алексеевич. НИКОЛАЕВ О. А. Здесь три поправки, две из них касаются видов деятельности, а одна- наказания. Что касается видов деятельности, на наш взгляд, в данной редакции в части предоставления права проект закона существенно сужает возможности, как было сказано, по выходу из тени, и этот закон может постичь та же участь, что и предыдущий, о нянях и репетиторах: тогда зарегистрировалось довольно малое количество, там цифры разные, где-то порядка полутора тысяч человек. Так вот по поправкам. В поправке 5 речь идёт о товарах, которые подлежат обязательной маркировке: в представленной редакции предлагается исключить из сферы действия закона такие товары, а, как известно, к 2024 году довольно широкий круг товаров будет подлежать маркировке, соответственно, предприниматели, которые занимаются, в частности, швейным делом, не смогут продавать продукцию собственного производства. Поправка 6 касается такого вида деятельности, как продажа товаров методом разносной и развозной торговли. Очень многие, особенно в сельской местности, таким образом не только обеспечивают доход себе, но и решают вопросы обеспечения товарами первой необходимости жителей тех населённых пунктов, которые, скажем так, в недостаточной степени обеспечиваются действующими магазинами. Надо отметить, что в данном виде деятельности не требуется обязательное применение контрольно-кассовой техники. Предлагаем исключить этот вид деятельности из сферы действия этого закона, чтобы люди могли применять данную норму. Ну и поправка 8, которая касается наказания: предлагается за однократное нарушение нормы не применять штрафных санкций к тем, кто осуществляет деятельность в рамках данного режима налогообложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Коллеги, комитет рассмотрел эти поправки и предлагает их отклонить по следующим причинам. На самом деле здесь... Скажем, вот что мы знаем о маркировке товаров? На сегодня маркировка товаров - это, например, маркировка шуб, но я не убеждён, что торговля шубами - это самое низкодоходное мероприятие, которое подпадает под действие этого закона, но не это главное. Главное - это то, что для всех этих товаров, которые подлежат маркировке, обязательно применение контрольно-кассовой техники, и, следовательно, распространив действие этого закона на товары с маркировкой, мы обяжем тех, кто захочет выйти из тени, приобретать ещё и контрольно-кассовую технику, а это очень большие дополнительные расходы. Хотелось бы обратить внимание, что применение контрольно-кассовой техники относится к действию другого закона, который определяет эти виды деятельности, они уже учитываются там. Здесь, наверное, не имеет смысла возлагать какую-то дополнительную нагрузку на людей. Вопрос по торговле, поправка, которая здесь предлагается. Опять же хотел бы заметить, что на всю торговлю возлагается обязанность по применению контрольно-кассовой техники. Коллеги, ещё раз говорю: давайте не будем сразу прописывать виды деятельности, которыми люди просто не смогут воспользоваться, не понеся дополнительных серьёзных расходов: они воспримут это как обман. И последняя поправка, о которой говорил Олег Алексеевич, поправка 8. На самом деле эта возможность была предусмотрена в законопроекте уже в первом чтении. Я хотел бы обратить внимание тех, кто входит в этот режим: сразу на их счёте, который открывается, возникает эта условная сумма - 10 тысяч рублей. Я говорил об этом, когда мы принимали законопроект в первом чтении. Люди могут допускать какие-то ошибки, могут быть какие-то трудности, связанные даже просто с моторикой, и для того, чтобы исключить наказание людей за эти ошибки, эта сумма - 10 тысяч рублей - уже была заложена в проекте в первом чтении, и она сохраняется, и это касается всех, не только первого нарушения, второго или какого-то ещё, просто для первого предусмотрено 10 тысяч рублей. Я ещё раз хотел бы подчеркнуть: мы договорились с налоговой службой, что в течение первого года штрафы вообще не будут применяться, и это гораздо более серьёзная норма, а остальное давайте уже смотреть по ходу того, как пойдёт эксперимент, какие результаты он покажет. Очевидно, что всё это мы проанализируем и будем уже рассматривать, если будет принят закон, здесь, в зале. Сейчас мы предлагаем эту поправку тоже отклонить: на самом деле она полностью учтена ещё в рамках первого чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Ставится на голосование поправка 5 из таблицы поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за то, чтобы принять эту поправку? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 17 сек.) Проголосовало за 43 чел.9,6 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 46 чел. Не голосовало 404 чел.89,8 % Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование поправка 6 из этой же таблицы. Кто за то, чтобы принять поправку 6? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 44 сек.) Проголосовало за 23 чел.5,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 23 чел. Не голосовало 427 чел.94,9 % Результат: не принято Не принимается. И ставится на голосование поправка 8 из этой же таблицы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 08 сек.) Проголосовало за 22 чел.4,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 22 чел. Не голосовало 428 чел.95,1 % Результат: не принято Отклоняется. Хочу обратить ваше внимание, что отдельно розданные в зале поправки депутатов Николаева и Емельянова полностью совпадают с поправками 5 и 6, поэтому мы их не будем голосовать отдельно. Ставится на голосование проект федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)", пункт 16 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 58 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад уже прозвучал. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 47 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2 (там всего одна поправка)? Есть. Депутату Николаеву включите микрофон. НИКОЛАЕВ О. А. Данная поправка касается как раз того, о чём говорил Андрей Михайлович, - договорённости. В поправке предлагается обеспечить переходный период в отношении применения штрафных санкций к людям, которые будут использовать новый налоговый режим, - установить вступление в силу данной нормы с 1 января 2020 года: в законопроекте предусмотрено с 1 января 2019 года, а мы предлагаем, чтобы ещё через год норма вступила в силу. Договорённость - это хорошо, но, на наш взгляд, всё-таки если это в законе будет чётко прописано, то не будет возможности у отдельно взятых чиновников начать применять норму раньше. Я думаю, что такая практика тоже вполне может быть. Просьба поддержать поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. МАКАРОВ А. М. Вы знаете, наверное, степень доверия к провозглашаемым решениям у каждого своя, но я хотел бы обратить внимание на одно: этот закон, как и многие другие налоговые законы, может работать только в том случае, если налогоплательщики поверят государству, поверят государственным органам. Мне кажется, гораздо важнее заявление Государственной Думы, что мы договорились с Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - министром финансов, с руководителем налоговой службы о том, что в течение года никакие меры наказания применяться не будут, санкции применяться не будут. Вот это и есть вопрос доверия: мы договорились - мы выполним это или нет? Я прекрасно понимаю депутатов, которые говорят: а давайте мы это напишем в законе! Если мы это написали в законе, то это уже не вопрос доверия: мы просто написали, что санкции откладываются. Я ещё раз с этой трибуны совершенно официально заявляю: мы проработали этот вопрос с правительством, мы проработали этот вопрос с налоговой службой - они гарантируют, что никакие санкции в течение года применяться не будут, ведь у нас эксперимент. Коллеги, мы предлагаем сохранить именно эту договорённость. А принимать законы, где мы будем прописывать, что санкции будут тогда-то... Вы знаете, мне кажется, что наша конструкция важнее, если речь идёт о доверии по отношению к этому закону, чем то, что предлагают, хотя, повторяю, то, что предложил сейчас депутат Николаев, фактически нами реализовано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование единственная поправка из таблицы № 2, рекомендуемая комитетом к отклонению. Кто за то, чтобы принять поправку? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 07 сек.) Проголосовало за 25 чел.5,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 26 чел. Не голосовало 424 чел.94,2 % Результат: не принято Поправка не принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во втором чтении, пункт 17 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 42 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. МАКАРОВ А. М. У нас ещё 18-й вопрос, а потом... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По 17-му вопросу не хотите сказать про третье чтение? МАКАРОВ А. М. Я потом по всем сразу скажу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По всем? Хорошо. Тогда рассматриваем пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Доклад также мы уже заслушали. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 39 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 05 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, законопроекты под пунктами 16, 17 и 18 подготовлены к процедуре третьего чтения. Комитет по бюджету предлагает включить их для рассмотрения в третьем чтении в порядок работы Государственной Думы на четверг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. Хотел бы обратить внимание на то, что в первом чтении законопроект был принят ещё в июне 2018 года и стал результатом работы по настройке налоговой системы, которую Государственная Дума проводила вместе с правительством и налоговой службой, но главное - вместе с бизнесом. В этот законопроект вошли предложения бизнеса по совершенствованию налогового администрирования, по устранению возможностей двоякого толкования налогового закона для придания ему абсолютной прозрачности и определённости. Это очень сложные вопросы, поэтому я не буду сейчас повторяться, просто скажу, что, например, уточняются вопросы, связанные с НДС. Это вопросы восстановления сумм НДС при получении субсидий и освобождения от НДС услуг по техническому управлению морскими судами (это добавленные вопросы); добровольное освобождение от НДС услуг по гарантийному ремонту; введение режима налогового агентирования при реализации макулатуры по аналогии с ломом и шкурами; уточнение порядка налогообложения доходов, получаемых акционерами организаций при их ликвидации; уточнение положений принятых в весеннюю сессию законов, а именно вопросы, связанные с отрицательным акцизом, - это очень важно для того, чтобы иметь возможность удерживать цены на бензин. Применение налога на добавленный доход - это новый режим, эксперимент по нефтянке. Я напомню, мы установили, что не могут никакие скважины, никакие компании быть отнесены... иначе, как через закон, поэтому здесь в данном случае идёт очень серьёзное уточнение. И уточнение режима налогообложения международных холдинговых компаний с целью возможного применения предусмотренного для них режима уже в 2018 году. Коллеги, одновременно решены такие вопросы, как продление на два года срока применения понижающего коэффициента 0,7 при уплате госпошлины с использованием единого портала государственных услуг. Вы помните, для того чтобы стимулировать граждан обращаться на единый портал, мы дали такую льготу. Посмотрели эффект - очень хорошо реализуется, предлагаем продлить срок её действия ещё на два года. Есть ещё целый ряд поправок, я сказал только о нескольких, но вот это - объём законопроекта. Если будут какие-то вопросы по поправкам, я готов на них на все ответить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 31 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 01 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Депутату Фокину включите микрофон. ФОКИН А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Я просто хочу Андрею Михайловичу задать вопрос, я нажимал - кнопка не сработала. Вы сказали, что с бизнесом согласованы все вопросы, касающиеся перехода на реверсивную систему налогообложения. Но вот, в частности, по макулатуре. Вы помните, два года назад мы приняли закон, который активно отработал по макулатуре - в бюджет плюс 14 миллиардов рублей, - и мы опять к этому возвращаемся. С кем конкретно был обсуждён этот вопрос? Позиция бизнеса, "ОПОРЫ России" другая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Могу ответить, хотя, конечно, это не совсем ко второму чтению относится. Коллеги, в данном случае речь идёт о поправке, которую внесло Правительство Российской Федерации - я просто хотел на это обратить внимание, - устанавливающей единый режим агентирования по налогу на добавленную стоимость по всем этим видам. У нас очень хорошо зарекомендовало себя агентирование по лому, у нас очень хорошо агентирование проработало по шкурам, теперь правительство предложило этот вариант и для макулатуры. Комитет поддержал предложение правительства, оно одобрено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 53 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект также подготовлен к процедуре третьего чтения, получены все необходимые заключения. Комитет предлагает включить его в повестку дня на четверг для рассмотрения Государственной Думой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.
Заседание № 124
О проекте федерального закона № 442400-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся отдельных вопросов налогообложения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
46-й вопрос. В первом чтении рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, сразу скажу: я понимаю, что сегодня уже очень надоел, поэтому постараюсь максимально коротко. Данный законопроект является результатом очень большой совместной работы депутатов Государственной Думы с бизнесом, с правительством и направлен на настройку налоговой системы. Практически целый год, 2017 год, продолжалась работа в рамках Экспертного совета, работали представители всех фракций, и у нас, в Государственной Думе, один законопроект уже принят в первом чтении, а вот этот сейчас в первом чтении предлагается принять. Это именно то, о чём просил бизнес, что необходимо для бизнеса с точки зрения настройки налоговой системы и что отработано нами вместе. Наверное, я могу очень много говорить здесь о том, что предлагается в данном законопроекте: это и решение вопроса о признании лица контролирующим лицом иностранной организации, это и уточнение очень важных вопросов с точки зрения политики деофшоризации, это и норма, согласно которой сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер налога, - на самом деле это очень важно, потому что сейчас размер пеней может быть бесконечным, что, по существу, убивает бизнес. Я ещё раз хотел бы сказать, что очень много норм уже погружено в этот законопроект, но на самом деле сегодня мы продолжаем работу над этим законопроектом, и я полагаю, что в рамках подготовки к рассмотрению во втором чтении мы сможем дополнить его, потому что очень много есть предложений и у представителей фракций, и у представителей бизнеса. Эти два законопроекта сейчас в работе у комитета по бюджету. Очень важно, что это законопроект совместного ведения, поэтому он был у нас, что называется, в месячной рассылке. Его важно рассмотреть сегодня, с тем чтобы мы могли снова разослать его по всем регионам уже на вторую месячную рассылку и до конца сессии рассмотреть, потому что этот закон очень важен для бизнеса. Я больше не буду тратить ваше время. Если есть какие-то вопросы, я готов на них ответить. Комитет по бюджету предлагает поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Михайлович, понятно, что в первом чтении наша фракция поддержит законопроект, а дальше будем работать, но вот в заключении правительства есть замечание: в целях исключения необоснованного использования упрощённой процедуры подтверждения фактического права на доход правительство предлагает пересмотреть нормы, которые отличаются от норм другого законопроекта, уже принятого в первом чтении. Это первое. И второе. Конкретизируйте, пожалуйста, - вы это умеете делать, - в чём заключается единообразный подход к налогообложению прибыли контролируемых иностранных компаний. Это действительно серьёзнейшая проблема. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Валентин Сергеевич, за вопрос. На самом деле есть замечания в заключении правительства. Вот сидит Илья Вячеславович Трунин, который, как я понимаю, их готовил, по крайней мере был на сведении этих замечаний, - при необходимости можем спросить его. Я повторяю, нормы, которые предлагаются в первом чтении, - это то, о чём заявлял бизнес, вопросы, которые для него значимы. Можно обсуждать те или иные решения, я думаю, в рамках второго чтения мы их безусловно и обязательно рассмотрим. На самом деле я не вижу проблемы, о которой сказано в заключении правительства. Естественно, мы будем это прорабатывать и дальше, но, я повторяю, это предмет второго чтения. Теперь что касается деофшоризационных норм. В данном случае речь идёт не об ослаблении какого-то режима деофшоризационного, а об устранении возможности двойного толкования. Бизнес на самом деле волнует не само налоговое администрирование. Если вы посмотрите результаты опросов, то увидите, что налоговое администрирование, качество работы налоговой службы проблем у бизнеса не вызывает, но вызывает сомнения возможность двойного толкования норм как налоговой службой, так и судами в случае возникновения какой-то проблемы, поэтому, когда мы говорим о деофшоризационных нормах, мы говорим в первую очередь именно об устранении возможности двойного толкования. Если конкретно, то приведу пример: упрощение порядка признания физических лиц и отдельных категорий налогоплательщиков фактическими получателями дохода, дополнение перечня функций по управлению иностранной организацией, факт осуществления которых не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанной иностранной организации. Я повторяю, здесь очень много нюансов, но эти нюансы целиком направлены на исключение возможности двойного толкования закона, а это то, что больше всего беспокоит налогоплательщиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Андрей Михайлович, данным законопроектом в первом чтении предлагается в случае ликвидации организации возвращать вклад в уставный капитал акционера, и если возврат превышает сумму вклада, то разница облагается как дивиденды или НДФЛ - 13 процентов. Недавно мы принимали другой законопроект и тоже всё-таки определённый дисконт давали в отношении облигаций: если купонный доход превышает на 5 процентов ключевую ставку, то мы предлагали облагать дополнительно. Может быть, здесь нам тоже ко второму чтению посмотреть: облагать не прямую разницу, а оставить какой-то люфт? МАКАРОВ А. М. Сергей Михайлович, на самом деле я думаю, что при подготовке ко второму чтению у нас весь законопроект будет открыт для обсуждения. Какая основная мысль была у этой поправки? Человек образует какую-то компанию, она стоит, условно, 100 рублей (или его доля в компании), он выходит из этой компании и реализует её за 200 рублей. Мы исходим из того, что вот эта разница в 100 рублей, которая возникает, - это тот доход, та прибыль, которую он получил. Поэтому, наверное, всё-таки было бы правильно облагать вот эту разницу. Можно смотреть какие-то нюансы, но, я думаю, все мы понимаем: если ты получил прибыль, произошла капитализация, если твоё имущество выросло, то, наверное, с этого надо платить налог, поэтому в данном случае мы как раз исходим из того, чтобы именно эта разница облагалась налогом. Но я повторяю, мы открыты для возможности работы во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Не вижу. Тогда ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 30 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.