Заседание № 242
О проекте федерального закона № 442340-5 "О внесении изменений в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в части усиления ответственности за неуплату штрафов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Докладчик тот же. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты, все необходимые материалы по данному законопроекту подготовлены, замечаний по его тексту нет, и мы предлагаем принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На выступление по мотивам кто-то записывается? Нет. Выносим 6-й вопрос на "час голосования".
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Голосуйте, коллеги. Третье чтение. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 10 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 442340-5 "О внесении изменений в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в части усиления ответственности за неуплату штрафов; принят в первом чтении 9 марта 2011 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 43, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Александр Петрович Москалец, пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! С учётом трёх поступивших поправок законопроект подготовлен к рассмотрению, просим утвердить одну таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три поправки, поддержанные комитетом. Есть замечания? Голосуем таблицу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 20 мин. 45 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Голосуйте. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 21 мин. 07 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 215
О проекте федерального закона № 442340-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в части усиления ответственности за неуплату штрафов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, мы можем сейчас рассмотреть пункт 11. Я сейчас зачитаю название: проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Автор законопроекта - Анатолий Григорьевич Лысков - просит рассмотреть данный законопроект без своего участия, поэтому сразу от комитета выступает с содокладом Владимир Николаевич Плигин. Ну, заодно он и проинформирует о существе законопроекта. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, настоящий проект федерального закона направлен на совершенствование действующего порядка исполнения постановления о наложении административного штрафа. Законопроектом предлагается внести изменение в часть 1 статьи 20.25 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающее увеличение нижнего предела административного штрафа до 1 тысячи рублей за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный статьёй 32.2 КоАП. Данный законопроект, как никакой иной, направлен на повышение эффективности действия государственного аппарата Российской Федерации. Я хотел бы обратить ваше внимание на следующее: количество исполнительных документов, поступающих на исполнение в Федеральную службу судебных приставов, ежегодно увеличивается. С учётом этого особую озабоченность вызывает тот факт, что практически треть из них составляют исполнительные документы, сумма взыскания по которым не превышает 500 рублей. При этом имеются случаи поступления в Федеральную службу судебных приставов исполнительных документов, сумма взыскания по которым не превышает 100 и даже 10 рублей. В основном это постановления органов и должностных лиц, вынесенные в рамках КоАП. Количество исполнительных документов, поступающих на принудительное исполнение, ещё раз подчёркиваю, увеличивается: в 2007 году количество исполнительных документов, сумма взыскания по которым не превышала 500 рублей, составляло 11 миллионов 454 тысячи; в 2008 году оно возросло до 12 миллионов 444 тысяч; в 2010 году - до 17 миллионов 700 тысяч, из них постановления Госавтоинспекции - 12 миллионов 700 тысяч на сумму 3 тысячи 700 рублей. Средняя сумма взыскания составляет 290 рублей. При этом расход бюджетных средств в целях обеспечения совершения судебным приставом-исполнителем действий по указанным исполнительным документам составляет минимум 400 рублей. Всё указанное, уважаемые коллеги, как и другие меры, которые мы принимали по совершенствованию деятельности судебных приставов в Российской Федерации, с нашей точки зрения, будет способствовать собираемости штрафов, а значит, эффективности превентивных функций государства, с другой стороны, это сократит нецелевые расходы бюджетных средств - на оплату тех действий, которые в дальнейшем не приводят к результату. Прошу принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к Владимиру Николаевичу? Есть. Депутат Беляков. Других рук я не вижу, подводим черту. Пожалуйста, Антон Владимирович. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Уважаемый Владимир Николаевич, а вам не кажется, что, возможно, люди не платят штрафы не потому, что они безалаберные или нечестные, а потому, что штрафы несправедливые? А если это так, тогда получается, что, увеличивая несправедливый штраф, мы порождаем ещё большую несправедливость. Вы наверняка располагаете информацией о том, какое количество административных протоколов суд подтверждает, то есть признаёт, что это правильно, а какое отвергает. На Западе - для сравнения около 50 процентов составляют оправдательные приговоры, около 50 процентов - обвинительные. Вы, наверное, знаете, как у нас с этим в стране происходит, мне очень интересно ваше мнение. Увеличение штрафа... Во-первых, с чем вы, как аналитик, знаток этого процесса, связываете такую высокую неуплату? Во-вторых, на ваш взгляд, не получится ли, что мы породим ещё большую несправедливость, чем сейчас? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Антон Владимирович, я, конечно, предполагаю, что желание сделать рекламу слову "справедливость" в данном вопросе доминирует, это самое важное. Второй момент. Смею вас заверить, что никакого отношения слово "приговор" к тому, что мы обсуждаем, не имеет, оправдательный он или неоправдательный. Речь идёт об административных штрафах. Это решается не уголовным преследованием, а Кодексом об административных правонарушениях. И последний момент, который я хотел бы отметить. Я думаю, что вы абсолютно нас поддержите в том, что государство как минимум должно быть эффективным. Государство не должно тратить нецелевым образом деньги - на то, что пытается создать превентивную функцию, пытается предотвратить правонарушения. Эти правонарушения совершаются, в том числе при драматичных, трагичных обстоятельствах, таких как нарушения правил дорожного движения, и влекут огромные потери. Единственное, что хотел бы сказать: когда закончится весенняя предвыборная кампания, я готов встретиться и обсудить детально вопрос о размерах штрафов в Российской Федерации, поскольку за размерами штрафов одновременно следует и более серьёзная вещь - оценка или неоценка жизни. Если ты за проезд на красный свет светофора ставишь штраф (раньше было 100 рублей, в настоящее время 300 или 500 рублей), то ты должен понимать, что он напрямую связан с тем, как ты ценишь жизнь людей, живущих в нашей стране. Вот, собственно говоря, ответ на этот вопрос. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Николаевич. Я обращаюсь к залу: есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Беляков. Других рук я не вижу. Подводим черту. Одно выступление. Пожалуйста, Антон Владимирович. Включите микрофон. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Я продолжу делать рекламу, похоже, ненавистному кому-то слову "справедливость", хотя, на мой взгляд, было сложно увидеть здесь какую-то политику. Я попробую дать ответ на те вопросы, на которые я просил ответить уважаемого Владимира Николаевича. Он, как умелый политик, к сожалению, от ответа ушёл. Начну я со статистики. Давайте даже возьмём такую (цитирую) страшную и трагичную статистику, как нарушение правил дорожного движения. Действительно, здесь львиная доля сегодня административных штрафов. Так вот, сегодня порядка 97 процентов составленных протоколов в суде заканчиваются признанием правоты инспектора дорожного движения. Я напомню, что, вообще-то, инспектор ГИБДД (ну, теперь у них более неприятная аббревиатура, говорят, может появиться) - не более чем, по предыдущей практике, наблюдатель, он фиксирует то, что увидел, он инспектор, не более того. Сегодня инспектор - это практически и свидетель, и обвинитель в одном флаконе. Он составил протокол - с этого момента водитель становится виноват, а это совершенно необязательно таковым является. Я уже называл эту цифру сейчас. Сегодня, скажем, случаи, когда суд за рубежом не признаёт (будь то административный протокол или уголовное наказание) правоту обвинения, составляют около 50 процентов в разных странах, у нас - 97 процентов. Свидетельствует это о том, что у нас более профессиональные инспекторы дорожного движения? Нет, не свидетельствует абсолютно. Это свидетельствует о том, что штрафы выписываются несправедливо, а потому у водителей иногда, исходя из чувства внутренней справедливости - простите, что я продолжаю, видимо, делать рекламу этому слову, - никакого желания платить несправедливый штраф нет. А теперь мы ещё и пытаемся увеличить нагрузку и таким образом порождаем новую несправедливость. Давайте теперь посмотрим статистику работы наших судов в области уголовных преступлений. Во времена, которые мы считаем лихолетьем - я имею в виду время сталинских репрессий, эпоху культа личности, - процент оправдательных приговоров по уголовным делам составлял 12 процентов. Знаете, сколько сегодня? Не дадут соврать коллеги, которые работали в прокуратуре, - 99,3 процента обвинительных приговоров. То есть если сегодня правоохранительные органы кого-то решат в чём-то обвинить - неважно, кто это будет, - есть 99,3 процента вероятность, что он будет обвинён нашим справедливым (в кавычках) судом. Давайте посмотрим избирательное законодательство. Когда районные суды отменяют решения Центральной избирательной комиссии во Владимирской области - ну, не буду уходить в политику, - это тоже не свидетельствует об эффективности работы нашей судебной системы сегодняшней. Так вот, то, что мы предлагаем собирать дополнительные штрафы с тех, кто незаконно привлечён к ответственности, повторяю, порождает дополнительную несправедливость. Это первый аспект. Второй аспект. Государство сегодня не в состоянии отслеживать, оплатил или не оплатил штраф. Опять-таки возвращаясь к избирательной кампании, не углубляясь, посмотрите, скольким кандидатам, у которых, скажем, проверяли справки об имуществе, сделали отметки о том, что, например, у них лишние транспортные средства есть, которые на самом деле проданы несколько лет назад. Это у очень многих, у кандидатов от разных партий. Мы не в состоянии силами налоговой инспекции отслеживать даже транспортные средства, а представляете, что будет, если мы сейчас начнём собирать штрафы за неуплаченные предыдущие штрафы, которые мы не в состоянии отслеживать?! Я, кстати, удосужился посмотреть пояснительную записку и экономическое обоснование к этому законопроекту. Там написано, что он не потребует дополнительных расходов. Это неправда! Это неправда! Мы не располагаем достаточными кадрами и достаточной инструментальной базой для того, чтобы отслеживать неуплату штрафов, следовательно, будем выписывать новые штрафы даже тем, кто их уже оплатил, а эти люди будут ходить в сберкассы и доказывать, что они не верблюды, что это не так! И наконец, последнее. На мой взгляд, сегодня, в условиях, когда далеко не все граждане являются нарушителями, далеко не все граждане в состоянии нести ответственность за то, чего они даже не совершали, любые дополнительные налоги, дополнительные штрафы - это просто аморально, абсолютно аморально. Сколько можно увеличивать штрафы?! Сколько можно пытаться пополнять бюджет за счёт населения?! Наши водители не такие уж негодяи, чтобы сейчас продолжать увеличивать поборы с них. Если в условиях, когда, скажем, суд или инспектор безопасности дорожного движения фактически является истиной в последней инстанции и любая остановка транспортного средства автоматически заканчивается протоколом, который нельзя обжаловать, мы ещё и пытаемся тех, кто против, выставить на дополнительные деньги - извините за сленг, - на мой взгляд, это несправедливо. Ещё раз прошу прощения за то, что я, так сказать, сделал рекламу этому слову. Жалко просто, что мы пишем такие законы, которые делают антирекламу этому слову. Хотелось бы, чтобы они были всё-таки более взвешенные. По формальным основаниям, повторяю, этот закон сейчас нельзя рассматривать, потому что экономическое обоснование сделано неправильно, поверхностно. Не можем мы при существующих кадрах и при существующих средствах в бюджете контролировать неуплату штрафов, не можем! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, поскольку было выступление, я обращаюсь к представителю президента и представителю правительства... Нет желания выступить. Заключительное слово? Да. Я дам возможность выступить Владимиру Николаевичу Плигину с места. Пожалуйста, включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Позвольте, пожалуйста, сделать только следующее утверждение: слово "справедливость" не нуждается ни в чьей рекламе. Слово "справедливость" является фундаментальнейшей ценностью, которая определяет моральные принципы развития общества. Со всем остальным можно дискутировать, а слово "справедливость" не нуждается ни в чьей рекламе, и я не присваивал бы право на рекламу этого слова. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, выносим данный вопрос на "час голосования".
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 45 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принято.