Заседание № 256
19.10.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 442062-4 "О государственном регулировании развития аэродромной сети и аэропортов" (внесён депутатом Государственной Думы Ю. В. Коганом, а также Н. М. Безбородовым, Н. П. Залепухиным, А. В. Митрофановым, В. И. Шпортом в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и В. Д. Ключенком в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4357 по 4695 из 6718
Пункт 35, проект федерального закона "О государственном регулировании развития аэродромной сети и аэропортов". Доклад депутата Когана Юрия Владимировича. Пожалуйста. КОГАН Ю. В., фракция ЛДПР. Коллеги, законопроект, который я сегодня уполномочен представить вашему вниманию, был внесён в Государственную Думу четыре с половиной года тому назад. Мы, фракция ЛДПР и те депутаты иных фракций, которые участвовали в разработке этого законопроекта, думаем, что, если бы в июле, августе или сентябре 2007 года этот законопроект был принят хотя бы в первом чтении, прошёл этап доработки, мы сегодня говорили бы о том, что всё, что связано в Российской Федерации с авиацией, с перевозками граждан, в гораздо меньшей степени носит негативный характер. Я вернусь к сути. Концепция законопроекта основана на необходимости государственного регулирования использования воздушного пространства и деятельности по обеспечению потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках. Вследствие длительной интенсивной эксплуатации значительная часть взлётных полос аэродромов выслужили установленные сроки и требуют ремонта, реконструкции, так как их состояние продолжает интенсивно ухудшаться (в пояснительной записке к законопроекту об этом достаточно подробно сказано), поэтому авторы законопроекта в статье 7 устанавливают технические требования к развитию и реконструкции аэродромов и аэропортов, предлагая максимально допустимые высоты различных объектов относительно наиболее высоких объектов аэродрома, в зависимости от расстояния от контрольной точки, а также предлагают согласовывать размещение объектов, имеющих взрывную и радиационную опасность, создающих радиотехнические и электромагнитные помехи. С тех пор как мы внесли этот законопроект, именно по указанным причинам произошло большое количество аварий, естественно, было много человеческих жертв и так далее, поэтому я сегодня ещё раз горько сетую на то, что в своё время не было обращено пристального внимания на то, о чём мы говорили - повторяю, этот законопроект был предметом совместной деятельности представителей всех фракций, имеющих место быть в Государственной Думе. Вот об указанном Правительство Российской Федерации в своём официальном отзыве и Комитет по транспорту скромно умолчали, так как это потребовало бы применить срочные меры к различным постройкам и объектам вблизи аэродромов, грубо нарушающим безопасность полётов воздушных судов, что могло привести - и приводило - к многочисленным авиационным катастрофам и происшествиям. Аэродромы, аэропорты и их территории перешли к различным собственникам, и, конечно, никто не захочет вкладывать средства в наведение порядка на аэродромах и в аэропортах, тем более что собственников несколько, они разные. У нас в стране огромная аэродромная сеть, не только столичные аэропорты, и её необходимо улучшать. Мы неоднократно ставили вопрос о международных аэропортах, которые должны быть в федеральной собственности, председатель партии Владимир Вольфович Жириновский об этом говорит долгих двадцать лет, но, к сожалению, воз и ныне там. И каких только владельцев международных аэропортов у нас сегодня нет, каких только национальностей и так далее, и так далее!.. Не могу не отметить статью 8 законопроекта, где устанавливается, что в случае выявления нарушений в деятельности авиационных предприятий, авиационного персонала, других физических лиц, а также юридических, возникших с развитием аэропортов и аэродромов, которые привели к авиационному происшествию, федеральный орган исполнительной власти в соответствии с нашим российским законодательством может приостановить деятельность авиационного предприятия. И опять Правительство Российской Федерации и комитет не отреагировали на предлагаемые нормы - никакой реакции, и только после ряда авиационных катастроф деятельность некоторых авиационных предприятий не просто приостановлена, но, как мы узнаём из СМИ, остановлена полностью, хотя так это или нет, сказать трудно. Правительство Российской Федерации и Комитет Государственной Думы по транспорту отметили целый ряд недостатков в этом законопроекте, что, собственно, немудрено: мы не претендуем на какое-то предельное совершенство. Мы готовы были принять предложения и указания и дорабатывать, но в этом случае, впервые за семь лет моей работы в Государственной Думе - я являюсь автором и соавтором почти шестидесяти законопроектов, и я не видел, не помню такого, чтобы правительство не предлагало разработчикам доработать законопроект, - просто вот, так сказать, оттолкнулись от него и всё. Это тоже вызывает вполне законные мысли: видимо, кому-то очень не хочется, чтобы наш законопроект, безусловно, требующий большого внимания и больших финансовых вложений в наведение порядка в том, что творится у нас в этой сфере, был принят. Кому-то этого очень не хочется. Я мог бы говорить по этому поводу ещё очень и очень много. Хочу выразить свою личную и других разработчиков законопроекта признательность Владимиру Вольфовичу Жириновскому, именно благодаря настойчивой работе которого Совет Думы сегодня, после почти пяти лет лежания этого законопроекта непонятно где, дал мне возможность вас с ним наконец-то ознакомить. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста. Сергей Николаевич Шишкарёв сделает содоклад от комитета. ШИШКАРЁВ С. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, уважаемый главный докладчик! По существу рассматриваемого законопроекта мне сложно с вами полемизировать, потому что замысел был неплохой, и, наверное, то, что вы обратили внимание на проблемы, существующие в авиационной отрасли, и в частности в развитии, в эксплуатации аэродромов и аэропортов на территории Российской Федерации, заслуживает слов одобрения и уважения. Но замысел хороший, ещё раз повторю, а исполнение никуда не годится. Можно с этой трибуны, можно в любой аудитории декларировать заботу и пытаться улучшить ту или иную сферу регулирования, за которую мы с вами отвечаем, но нужно делать это квалифицированно, нужно делать это грамотно. И вы сами сказали, что Правительство Российской Федерации, направляя отрицательный отзыв на вашу инициативу, не нашло возможным даже предложить вам доработать указанный текст законопроекта, потому что сложно дорабатывать то, что ни по структуре, ни по замыслу, ни по своим основным концептуальным положениям не соответствует, на мой взгляд, даже структуре правильного построения законодательной инициативы. И тем не менее я сразу поясню - и об этом говорил ваш лидер, - почему мы так долго не выносили законопроект на обсуждение и почему мы не оформляли собственно, готовое уже в 2007 году решение (хотя на тот момент я ещё не был председателем комитета), а сделали это только сейчас. И в данном случае Совет Государственной Думы лишь формализовал наше предложение, а исходило оно от Комитета по транспорту. Мы предложили сегодня отклонить указанный текст законопроекта в первом чтении, потому что мы действительно искренне были заинтересованы в том... И мы неоднократно направляли вам и другим авторам законопроекта соответствующие письма, мы ждали вашего активного включения в процесс обсуждения той законодательной инициативы, которую предложили депутатскому сообществу другие депутаты, - законопроекта "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации". Конечно, я в двусмысленном положении, мне хвалить его сложно, потому что я являюсь одним из его авторов, но мне кажется, что этот законопроект имеет более чёткую структуру. Он охватывает абсолютно все сферы деятельности в существующей аэропортовой сети, предполагает концептуальные изменения того, как должна строиться работа по проектированию, строительству и дальнейшей эксплуатации аэропортов. И нам казалось, что принятие этой законодательной инициативы позволило бы вам, как людям действительно, я надеюсь, искренне переживающим за судьбу аэропортового хозяйства, на уровне поправок, на уровне своих замечаний поучаствовать в продвижении этого законопроекта. Но вынужден признать, что и наша законодательная инициатива, к моему удивлению и к удивлению, наверное, всей фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", не получила одобрение Правительства Российской Федерации, хотя Минтранс всячески заверял нас в том, что эта инициатива будет поддержана. На протяжении девяти месяцев мы вели содержательную дискуссию по этому поводу и очень надеялись, что положительный отзыв позволит нам продолжить дальнейшую работу над законопроектом. К сожалению, на сегодняшний день нам предложено доработать текст законопроекта до его принятия в первом чтении. Ну, в этом смысле хочу пожелать: если новый состав Государственной Думы посчитает возможным и новый состав Комитета по транспорту, и другие коллеги, вы в частности, готовы будете подключиться к этой работе и доработать предложенный нами законопроект, то всё то, что вы именно на уровне идей (часть из них, я ещё раз повторю, очень здравая) сочтёте нужным привнести в более, на мой взгляд, подготовленный текст, то можно будет это сделать в дальнейшем. Что касается того законопроекта, который вы сейчас представили, я хочу лишь добавить, что действительно он был внесён 13 июня 2007 года, и направлен на совершенствование правовых и организационных основ государственного регулирования в области развития и реконструкции аэродромной сети и аэропортов Российской Федерации. Вместе с тем предмет правового регулирования рассматриваемого законопроекта - правоотношения в сфере государственного регулирования развития аэродромной сети и аэропортов - поглощается предметом правового регулирования уже действующего Федерального закона от 8 января 1998 года 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", так как аэродромы и аэропорты рассматриваются в указанном федеральном законе как составная часть понятия "авиация". Ряд положений законопроекта дублируют или в ином контексте формулируют положения уже действующих норм права - Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации", Воздушного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О военном положении", Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" и целого ряда других. Отдельные положения законопроекта, к сожалению, вступают в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации, и вами не предложены пути и способы разрешения подобных противоречий. Текст законопроекта неоднократно с нашей подачи проходил правовую и лингвистическую экспертизы Правового управления Аппарата Государственной Думы, делалось это на разных этапах обсуждения, и в ходе этих экспертиз Правовое управление выносило решение и высказывало целый ряд замечаний, имеющих существенный характер. Вы правильно заметили, ещё раз повторю, что на законопроект получен официальный отзыв Правительства Российской Федерации, отзыв этот отрицательный. С учётом этого комитет рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект в первом чтении. Свои аргументы я изложил. Я прошу палату поддержать позицию комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть два вопроса - у депутатов Иванова и Лекаревой. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Сергей Николаевич, вот после этого ужасного теракта в аэропорту Домодедово, насколько я знаю, собственников так и не нашли. Скажите, пожалуйста, вот этот законопроект и тот законопроект, о котором вы говорили, - какой из них позволяет найти собственника и, если такового нет, обратить этот аэропорт в собственность государства? ШИШКАРЁВ С. Н. Ну, напрямую ни законопроект, представленный вашим коллегой, ни тот законопроект, о котором говорю я, не предполагает процедуры или какой-то уникальной конструкции по поиску собственника. Мне, если позволите так оценить, эта ситуация кажется смешной, потому что, как вы помните, выступая с этой трибуны, первый заместитель генерального прокурора говорил о неких матрёшках... - кстати, вопрос был мной задан совершенно о другом, - ну, матрёшки, которые не позволяют... такая аллегория была приведена, такой образ использован, поскольку собственника не могут найти, но буквально через несколько минут после этого заявления, предполагая проведение IPO в Лондоне, то есть первичного публичного размещения акций, господин Каменщик во всеуслышание заявляет, что он конечный собственник, или бенефициар, то есть основной владелец данного аэропорта. Поэтому ещё раз говорю, что, на мой взгляд, все эти вещи очевидны. Что касается предложения о национализации, ну, есть соответствующие инструменты. Если уж официально собственника найти не могут, то, наверное, такой крупнейший транспортный узел мог бы оказаться в собственности государства. Каковы механизмы? Наш законопроект этого не предполагает, и законопроект вашего коллеги тоже, но есть соответствующие инструменты, которыми могут воспользоваться Президент Российской Федерации и соответствующие исполнительные органы власти. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева. Пожалуйста, Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо большое, Олег Викторович. Сергей Николаевич, мы не подвергаем сомнению, что вы искренне заинтересованы в том, чтобы аэропорты у нас были безопасными и люди чувствовали себя защищёнными. Скажите, что сдерживает вас, что не позволяет вам настойчиво внести ваш вариант законопроекта и почему вы так снисходительно, так боязливо рассказываете, что правительство и отраслевое министерство - Министерство транспорта - не согласны. Дума может принять здесь любой законопроект. Вот с июня 2007 года сколько людей погибло, сколько жертв на нашей транспортной отрасли! Скажите, чего вам недостаёт, чтобы разработать законопроект, взять за основу предложенный Коганом законопроект, внести в Думу и против желания правительства принять его? ШИШКАРЁВ С. Н. Спасибо, Вера Александровна. Ну, по-моему, за то время, которое я работаю в этой должности, я не дал повода считать себя боязливым человеком или человеком, который стесняется что-то говорить. Я ещё раз повторю, что законопроект, на мой взгляд, несколько иного содержания, более объёмный, всеобъемлющий, охватывающий абсолютно все стороны, как я сказал, включая проектирование, строительство, эксплуатацию, контроль за безопасностью в самых разных аспектах, имеется в виду и технологическая, и авиационная, и, назовём это так, человеческая безопасность, мною и рядом коллег внесён в Государственную Думу. Мало того, после теракта в Домодедово, который произошёл 24 января нынешнего года, мы отозвали законопроект, мы его доработали, расширили понятия и внесли главу целую, касающуюся, как я сказал, авиационной безопасности. Мы выстроили конструкцию взаимодействия, конструкцию сочетания нашего законопроекта с законом "О транспортной безопасности", который тоже носит, на мой взгляд, очень куцый характер и в полной мере все мероприятия по транспортной безопасности не даёт возможным осуществлять сегодня. Но после этого, я ещё раз повторю, Министерство транспорта очень долго обещало, в том числе и с этой трибуны, когда здесь выступал министр транспорта, что данный законопроект будет поддержан. И после того как он будет принят в первом чтении, ко второму чтению все те моменты, по которым были разногласия, какие-то важные замечания мы готовы были обсудить. Это неоднократно происходило, такие примеры есть и в портфеле нашего комитета. Но ещё раз говорю, к моему удивлению, на законопроект в итоге в сентябре пришёл отрицательный отзыв. Сегодня физически просто мы не видим возможности его в режиме оставшихся пленарных заседаний доработать и перевнести, поэтому я и предложил в своём выступлении сделать это тем коллегам, которые будут работать в следующем созыве Государственной Думы, мы им все свои наработки передадим. Свои собственные взгляды я неоднократно излагал в различных документах и обращениях в самые разные инстанции, в том числе и к председателю правительства, к Президенту Российской Федерации, это всё остаётся как наследие для будущей работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Настаивает ли кто-то на выступлении, коллеги? Настаивает. Так, стоп, нет, это заключительное слово. Представитель президента? Правительства? Нет. Ну, вообще, поскольку не было выступлений, у нас обычно не предполагается заключительное слово, ну ладно, я тем не менее дам возможность в течение минуты выступить автору. Пожалуйста, Коган. КОГАН Ю. В. Олег Викторович, большое спасибо, конечно, за минуту. Я просто хотел бы понять, о чём говорил с трибуны председатель комитета. Я внимательно слушал, хотел понять претензии. Начато было с того, что вообще структура неправильная и так далее, и так далее, а когда пошла конкретная часть, то каких-то претензий не прозвучало. Я хочу сказать уважаемому Сергею Николаевичу о том, что этот законопроект готовили люди профессиональные. Я сегодня представляю его как единственный из оставшихся разработчиков, а вообще-то в числе таковых был и генерал авиации, были и другие люди, профессионально имеющие отношение к авиации. Так что упрекать нас вот в этом, я думаю, по меньшей мере некрасиво и некорректно. Это первое. Второе и последнее. Вы сказали, что нам неоднократно посылали предложения заняться чем-то там. Так вот я вам заявляю, что за эти четыре с половиной года ни разу в мой кабинет подобные... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для завершения. КОГАН Ю. В. ...Это совершенно точно, я отвечаю за каждое своё слово, потому что бросаться словами не привык. Мне очень неприятно было слышать вот такое: а у нас свой законопроект. Так ваш тоже не приняли! Значит, всё-таки есть люди, которым не нужны здесь конкретные разговоры о том, чтобы улучшить дела с авиацией. Вы теперь-то это понимаете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз убеждаюсь в мудрости такого документа, как Регламент. Вот нарушишь Регламент - и сразу попадаешь в неловкое положение, потому что, поскольку не было вопросов к докладчику, вопросы были к содокладчику, не было дискуссии, нет необходимости в заключительном слове. Выступил докладчик. Теперь я должен предоставить слово для ответа коллеге Шишкарёву, поскольку вы его тоже зацепили, обвинили в некомпетентности, и я не могу... Приходится нарушить во второй раз Регламент. Включите микрофон депутату Шишкарёву. Пожалуйста, Сергей Николаевич. ШИШКАРЁВ С. Н. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Юрий Владимирович, может быть, так прозвучало, но я ни в коем случае не обвиняю ни вас, ни ваших коллег в непрофессионализме, я лишь сказал, что хороший замысел получил, на мой взгляд, не очень правильное воплощение в виде законодательной инициативы, которая не может быть рассмотрена по ряду формальных и юридических моментов. Каких - это я публично произнёс. Если вы не очень внимательно меня слушали, то через некоторое время появится стенограмма, вы сможете с ней ознакомиться и там вы увидите и услышите, так сказать, может быть, ещё раз мой голос, где я говорю о том, что есть целый ряд замечаний, противоречий действующему законодательству и что в предложенном вами законопроекте вы не предлагаете пути устранения этих противоречий. А что касается предложений к сотрудничеству, то лично вам, естественно, я ничего не направлял. Я говорю лишь о том, что в процессе обсуждения и предложения иного законопроекта мы публично в комитете, если вам это было интересно, на сайте Государственной Думы, отдельно на сайте комитета приглашали к работе, к сотрудничеству всех экспертов, всё профессиональное сообщество. И прежде всего, конечно, это обращение относилось к коллегам-депутатам, которым не безразлична ситуация в авиационной отрасли в целом и в аэропортовом хозяйстве в частности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Завершили обсуждение данного вопроса. Выносим его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5689 по 5704 из 6718
Пункт 35. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 48 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 0 чел. Не голосовало 450 чел.100,0 % Результат: не принято Отклоняется.