Заседание № 253
О проекте федерального закона № 441912-5 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части введения запрета для муниципального служащего находиться на муниципальной службе в случае родства с главой муниципального образования).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Законопроект, рассматриваемый в третьем чтении, 2-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по вопросам местного самоуправления Анатолия Евгеньевича Локотя. Пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, Комитетом по вопросам местного самоуправления подготовлен к рассмотрению в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Хочу напомнить, что данный законопроект касается введения ограничений по нахождению на муниципальной службе гражданина или муниципального служащего по признаку близкого родства или свойства с главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию. Законопроект прошёл правовую, лингвистическую экспертизы. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет. Комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам? Иванов Сергей Владимирович по мотивам выступит, записываю. Выносим 2-й вопрос на "час голосования".
Объявляется "час голосования". Уважаемые коллеги, ставится на голосование пункт 2 порядка работы Государственной Думы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Пожалуйста, включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я проснулась, у меня записи по мотивам здесь нет. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 49 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 251
О проекте федерального закона № 441912-5 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части введения запрета для муниципального служащего находиться на муниципальной службе в случае родства с главой муниципального образования; принят в первом чтении 11 марта 2011 года с наименованием "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 10. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Докладывает Анатолий Евгеньевич Локоть. Это тоже законопроект второго чтения. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые депутаты, Комитет по вопросам местного самоуправления подготовил к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", принятый в первом чтении 11 марта текущего года. Напоминаю, что данный законопроект направлен на устранение коррупциогенного фактора. В таблице 1 три поправки, две носят технический характер: одна касается сроков введения закона в действие, вторая - названия. Под номером 2 - содержательная поправка, в которой предлагается скорректировать норму, устанавливающую запрет на замещение должности муниципальной службы в случае родства с главой муниципального образования. Поправкой уточняется, что этот запрет применяется только в случае, если муниципальный служащий связан с главой муниципального образования отношениями непосредственной подчинённости или подконтрольности. Поправок к отклонению нет. Комитет по вопросам местного самоуправления предлагает принять во втором чтении данный законопроект с учётом названных поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, одна таблица, три поправки. Будем обсуждать какую-то из них? Ставлю на голосование всю таблицу. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 29 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принято.
10-й пункт, законопроект "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Голосуйте, коллеги. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. После "часа голосования" или сейчас? По ведению - депутат... А, результаты покажите. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 16 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 216
О проекте федерального закона № 441912-5 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части введения запрета для муниципального служащего находиться на муниципальной службе в случае родства с главой муниципального образования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Николая Владимировича Левичева. Пожалуйста. ЛЕВИЧЕВ Н. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Предлагаемая поправка в федеральный закон, на первый взгляд, кажется очень простой, исключающей некую лакуну в существующем законодательстве, но, на мой взгляд, это факт, довольно примечательный в нескольких отношениях. Обратил внимание на это несовершенство федерального законодательства депутат Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Обухово Московской области" Александр Владимирович Кулаков, который в апреле 2010 года написал письмо ногинскому городскому прокурору о том, что в нарушение законодательной нормы глава городского поселения, исполняющий обязанности главы администрации, на должность муниципальной службы принял своего родного брата. Надо сказать, что из ногинской городской прокуратуры муниципальный депутат получил обстоятельный ответ на трёх страницах, где отмечалось, что согласно статье 36 федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом, избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; статьёй 1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ установлено, что выборные должностные лица местного самоуправления муниципального образования не являются муниципальными служащими. И делается вывод: таким образом, подпункт 5 части первой статьи 13 федерального закона, устанавливающий ограничения, связанные с муниципальной службой, не применяется при назначении на должности муниципальной службы лиц, состоящих с главой муниципального образования в близком родстве или свойстве. После такого ответа прокуратуры муниципальный депутат обратился в Государственную Думу, во фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Мы постарались посмотреть правоприменительную практику и обнаружили, что, скажем, в августе 2008 года в Кобяйском районе Республики Саха (Якутия) рассматривалась аналогичная ситуация и там старший помощник прокурора Республики Саха (Якутия) по взаимодействию со СМИ и общественностью вынесла другое решение: как установлено проверкой, должность главного специалиста администрации согласно штатному расписанию относится к должностям муниципальной службы и (обращаю ваше внимание) находится в прямом подчинении руководителя (главы) муниципального образования. И в соответствии с такой трактовкой закона был принесён протест с требованием отмены незаконного приказа. Во-первых, отрадно, что мы всё-таки иногда реагируем на правоприменительную практику, которой в результате выявляются какие-то несуразности или лазейки в федеральном законодательстве. И во-вторых, меня радует, что позитивно отнёсся Комитет по вопросам местного самоуправления к внесённой нами поправке. Я должен сказать: мне представляется, что если старший помощник прокурора Республики Саха (Якутия) безусловно трактовал закон с точки зрения его духа, то в Московской области прокуратура пыталась заниматься буквоедством. На самом деле всем понятно: да, существует некое диалектическое противоречие между принципом вертикали власти и принципом самостоятельности власти муниципальной, и в точке пересечения этой вертикали и горизонтали на уровне главы муниципального образования и возникают коллизии. Видите, с точки зрения следования букве закона, если глава администрации лицо назначенное, ограничения действуют, а если он лицо выборное, то он может набрать в администрацию, опять же если следовать букве закона, всю свою семью. Мы прекрасно понимаем, что борьба с коррупцией на всех уровнях власти подразумевает в том числе по возможности исключение клановости, семейственности в кадровой работе. Я с сожалением вношу эту поправку, потому что мне хотелось бы, чтобы интерпретаторы нашего законодательства скорее руководствовались духом закона, но очень часто мы с вами занимаемся вот таким буквоедством. Мы с этим сталкиваемся и в интерпретации законов, которые касаются социальной защиты граждан, и не раз мы вносили такие вот поправочки в закон о социальном обеспечении Героев Советского Союза и так далее, где из-за одной запятой людей казуистическим образом посылают на круги согласования, чтобы не назвать это кругами ада при нашей бюрократической системе. Внося такую поправку, я надеюсь на то, что эта лазейка для торжества местничества на муниципальном уровне будет прикрыта. И я всё-таки призываю наши правоохранительные органы, органы социальной защиты трактовать федеральное законодательство с точки зрения духа закона, который всегда должен стоять на страже интересов населения. Не секрет, мы видим ситуации, когда на местном уровне глава муниципального образования сидит по пятнадцать - двадцать лет, пережил уже не одного губернатора, в том числе избиравшихся ранее или избирающихся теперь по более сложной процедуре. Мы знаем массу примеров, когда речь фактически идёт уже о практике передачи этой власти по наследству, потому что за эти пятнадцать - двадцать лет глава муниципального образования успевает вырастить сына, дать ему образование, прокрутить его через какие-то даже депутатские статусы. Для того чтобы это местничество не цвело полным цветом, мы предлагаем поправкой в Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" сделать ещё один маленький шаг в направлении, чтобы власть у нас, в том числе на местном уровне, была прозрачной, открытой, честной и сменяемой. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Владимирович, присаживайтесь. Содоклад от Комитета по вопросам местного самоуправления делает Виктор Васильевич Якимов. ЯКИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект, которым вносится изменение в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", безусловно, входит в перечень антикоррупционного законодательства и обеспечивает профилактику и противодействие коррупции. Законопроект, внесённый нашими коллегами, направлен именно на достижение данной цели. Не повторяя содержание законопроекта, отмечу, что Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления согласен с тем, что он действительно устраняет коррупциогенный фактор, имеющийся в законе "О муниципальной службе в Российской Федерации". Приведённые авторами выводы представляются нам обоснованными и не вызывают возражений. Высказанное в заключении комитета замечание имеет в большей степени юридико-технический характер и не противоречит концепции законопроекта. Учитывая изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы. Так, тогда давайте запишемся, чтобы потом не было претензий ко мне. Включите режим записи. Покажите список. Восемь депутатов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте по два вопроса от фракции, давайте всё-таки по два. Хотят, настаивают, чтобы по два вопроса. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ну что мы спорим из-за ерунды? Мы идём достаточно активно, сейчас будем дольше обсуждать, чем сами вопросы задавать. Давайте по два вопроса от фракции. Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Владимирович, скажите, пожалуйста, не считаете ли вы, что у нас, вообще-то, этот вопрос провоцируется правительством? У нас зять первого вице-премьера - министр обороны, министр здравоохранения - жена министра промышленности. Если вы введёте ограничения... А вот здесь коллега спрашивает: а если заместитель главы администрации, то его сыновьям и дочерям можно быть в подчинении? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы к кому обращаетесь? К Левичеву. Пожалуйста, Николай Владимирович. С места. ЛЕВИЧЕВ Н. В. Уважаемый Николай Васильевич, мы обсуждаем сейчас поправку в Федеральный закон "О муниципальной службе...". Министры Правительства Российской Федерации не подпадают под действие этого закона, поэтому ваш вопрос в этой части находится за пределами данного вопроса. Что касается родственников заместителя главы администрации, то на них как раз действующий федеральный закон распространяет ограничение, потому что заместитель главы администрации - лицо назначаемое, является муниципальным служащим и, соответственно, не может иметь в прямом подчинении людей, состоящих с ним в близком родстве. Ещё раз повторяю, вот эта коллизия возникла только в отношении избранного главы муниципального образования, который де-факто формирует аппарат муниципальной службы и осуществляет оперативное управление им. В этом случае лица, замещающие должности муниципальных служащих и находящиеся с ним в прямом родстве, находятся у него в прямом оперативном подчинении. Вот именно эту лазейку наша поправка и перекрывает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лебедев Игорь Владимирович. ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР. У меня вопрос к Николаю Владимировичу. Уважаемый Николай Владимирович, на днях в средствах массовой информации появилась информация о том, что один из чиновников одной из прибалтийских республик был вынужден подать в отставку лишь за то, что при исполнении своих служебных обязанностей распределил некоторые строительные подряды коммерческой фирме, хозяином которой является его близкий родственник. Вот только за это этот чиновник был вынужден в соответствии с решением правительства этой прибалтийской республики подать в отставку. Скажите, можно ли распространить действие вашего закона на подобную ситуацию на муниципальном уровне в нашей стране, когда чиновники занимаются распределением бюджетных средств и подобного рода заказов строительным фирмам, компаниям, просто каким-то коммерческим структурам, которые возглавляют или хозяевами которых являются их непосредственные близкие родственники? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Левичеву микрофон включите, пожалуйста. ЛЕВИЧЕВ Н. В. Спасибо за вопрос, уважаемый Игорь Владимирович. Дело в том, что, как мне представляется, семейственность хорошо бы развивать в области малого бизнеса - вот пускай семья берёт на себя ответственность за развитие булочных, магазинчиков, мастерских, ателье и так далее. Но вы смотрите в корень. Действительно, на уровне законодательства пока не ограничена возможность людей, занимающихся распределением бюджетных средств, осуществляющих, по сути, фиктивные часто конкурсы и тендеры, выдавать соответствующие заказы лицам, находящимся с ними в родстве, формально не занимающим никаких должностей, а являющимся так называемыми свободными предпринимателями. Разумеется, на такую ситуацию действие закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" не распространяется. Но я хочу подчеркнуть, что вот эти отношения должна регулировать, на мой взгляд, общественная мораль. И именно ситуация, когда вот эта моральная планка у нас опущена донельзя и никакие публичные скандалы, никакие публичные обвинения не приводят к добровольным или хотя бы добровольно-принудительным отставкам, - эта ситуация меня волнует так же, как и вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Попов Сергей Александрович, "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ПОПОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня маленький вопрос к автору. А всё же ответственность главы какова, если такие факты будут? Ну хорошо, прокуратура опротестует или прокуратура внесёт протест, судом будет вынесено решение, а всё же ответственность главы какова? Может, надо какую-то меру ответственности установить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Левичев, пожалуйста. ЛЕВИЧЕВ Н. В. Спасибо за заинтересованное обсуждение. Я не исключаю, что ко второму чтению можно посмотреть и на какие-то другие позиции этого закона, потому что, ещё раз повторю, мы нашли лакуну именно в отношении главы избранного, а те санкции и те ограничения, которые прописаны в действующих формулировках закона, мы пока не пересматриваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов, пожалуйста. А, нет, не настаивает. Коллеги, тогда ещё один вопрос от фракции КПРФ - и всё. Пожалуйста. Потому что семь человек у них записались. От других фракций не записывались. (Шум в зале.) Ну, не записывались. Я к тому, что вы не записывались. Просто в следующий раз я не буду либеральничать. У вас не было ни одного записавшегося, фракция ЛДПР, ни одного. (Шум в зале.) Всё, хорошо, я понял ваше желание, чтобы в следующий раз я жёстко соблюдал Регламент. Апарина, пожалуйста. АПАРИНА А. В. Николай Владимирович, слушая вас, я вспомнила слова Суворова, который сказал про одного генерала: "Всем хорош генерал - и статен, и умён, - но застенчив в бою". Скажите, пожалуйста, почему вы такую застенчивость проявили и говорите только о муниципальных служащих? Чтобы не было родства там - я согласна, это нужно, но почему же вы прежде всего не замахнулись вот здесь, вверху: в правительстве, в министерствах? Идёт-то отсюда. И мой вопрос к вам следующий: как вы считаете, всё-таки коррупция откуда идёт - сверху, отсюда, из федеральных органов власти, или снизу? Здесь прежде всего надо искоренять такие родственные связи - на профессиональном уровне, на службе - или только внизу? Почему же вы не замахнулись на это? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Левичев. ЛЕВИЧЕВ Н. В. Уважаемая Алевтина Викторовна, я могу на это ответить только одно. Я депутат первый раз, первый созыв, вы в Государственной Думе работаете намного дольше, я могу вам этот вопрос вернуть: а почему же вы не проявили депутатскую инициативу и не вторглись в законодательство другого рода? Что касается вопросов по поводу членов правительства, ну, я не берусь никого защищать, но просто обращаю внимание, что они не находятся в прямом подчинении друг у друга. Здесь речь идёт только о том случае, когда близкие родственники находятся в прямом непосредственном подчинении в случае оперативного управления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос к комитету. Вот вы поддерживаете в первом чтении настоящий законопроект и в отзыве говорите, что возможно расширение. Подскажите, пожалуйста, возможно ли расширение норм данного законопроекта до уровня муниципальных унитарных предприятий, запрета в том числе родственникам возглавлять унитарные предприятия? Именно через них происходит основной отток бюджетных средств. И второй вопрос. Не считаете ли вы возможным, в том числе с учётом того, что у нас идёт глобальная приватизация муниципального имущества, запрет на участие в аукционах прямых родственников, дабы не повторялись случаи, которые достаточно часто происходят, когда, например, сын главы администрации вдруг становится руководителем всех предприятий ЖКХ и потом их на себя же и приватизирует? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Васильевич. ЯКИМОВ В. В. Ну, это вопрос, который регулируется совершенно другим законодательством. Руководители унитарных муниципальных предприятий не являются муниципальными служащими, это мы с вами должны знать. Если хотите их включить в этот список - пожалуйста, вносите такие поправки, но на сегодняшний день они не являются муниципальными служащими. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Настаивает ли кто-то на выступлении? Три, четыре руки. Ну, по одному от фракции тогда, так и поступим. Пожалуйста, Федоткин, фракция КПРФ. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, действительно проблема семейственности, кумовства сегодня разрослась до таких страшных размеров, что в какой-то степени я её сравнил бы даже с наркоманией, причём схемы довольно-таки хитрые. Не обязательно, скажем, отец берёт своих детей в своё ведомство - муниципальное образование города или района. Он может назначить их - в буквальном смысле назначить, протолкнуть - главами поселений или в структуру соседнего района, а оттуда придут к хозяину этого района, то есть происходит такой взаимообмен родственниками. Это, к сожалению, сегодня приобрело очень широкие масштабы, и хотя вроде и не подпадает под данный закон, а налицо кумовство: я вашего беру, вы берёте моего, мы по договорённости делаем то, что хотим, а по закону мы неподсудны. А почему это происходит? Ведь можно и по-другому поставить вопрос. Может быть, у этого главы поселения очень умный сын или умная дочь, профессионалы высочайшего класса, но это дочь или сын - всё, мы их отшибаем, их брать нельзя в руководство этого города, где, скажем, папа - глава, мэр, а вот придёт независимый, не родственник, который на порядок слабее, - его возьмём. Может быть такая ситуация? Однозначно. А и в том, и в другом случае причина-то болезни - я снова говорю о болезни - в другом: у нас нет критериев оценки эффективности работы чиновника. Кого бы я ни взял, он будет сидеть: плохо ли работает - будет, ещё хуже - будет, он всё равно будет у меня числиться и получать высокую, огромную зарплату. Почему-то мы говорим, что хлебороб должен дать столько-то тонн зерна, должна быть такая-то урожайность - критерий есть. Строитель должен построить дом, скажем, за три месяца - критерий есть. Рабочий должен сделать легковую машину - критерий есть. А какие критерии работы чиновника? Кого бы я ни взял, хоть умного, хоть дурака - никаких. Конечно, не считая случаев, когда украли из бюджета, это за кадром уже. Вот представьте, уважаемые коллеги, мы с вами принимаем в каждую сессию сотни законов - выступая, Борис Вячеславович докладывает: триста, четыреста, пятьсот законов приняли, - ну и что? А неожиданно - раз! - разразился кризис, и миллиарды, сотни миллиардов убытков Россия понесла - понесли производители, понесли крестьяне, понесли малоимущие семьи, а виновных нет: мы сидим, президент на месте, министры какие были, такие и остались. Родственники, неродственники - какая разница?! Главная причина, наверное, не в том, какие связи, а главная причина в том, что у нас нет критериев оценки эффективности работы как Правительства России, так и руководителей муниципальных образований. Вот если бы, например, решили, что в этом году простой житель России сможет купить на свою зарплату, стипендию или пенсию в два раза больше продуктов, чем в прошлом, а он не смог купить больше продуктов - всё, работа власти плохая - это критерий. Или, скажем, в муниципальных поселениях в том году один раз ходил автобус из райцентра до деревни, а в этом году будет два раза ходить, а если два раза не ходит, то это работа плохая. У нас сейчас в некоторых поселениях действительно раз в неделю ходит автобус, а чиновники как сидели, так и сидят, и неважно - родственники, неродственники они, поэтому, мне кажется, корень проблемы здесь всё-таки зарыт не в том, родственник или неродственник. Если скажут главе поселения: мы тебя выгоним за плохую работу в прошлом году, - он не будет держать родственника-дурака в своём подчинении, он возьмёт умного специалиста и с ним будет решать проблемы, а когда этот глава поселения, глава муниципального образования, города или района, сидит, как лорд, и его никто не может снять на протяжении нескольких лет, он действительно берёт себе угодных, в том числе родственников. Поэтому главная проблема, которую мы сегодня обсуждаем, не в родственных связях, а в том, что нужны чёткие критерии работы президента, по которым он отчитывался бы каждый год, правительства, его главы, руководителя муниципального образования, поселения. Пока этих критериев чётких не будет и всенародно не будет о них объявлено, пока каждый не будет знать, что должен в этом году то-то, то-то, то-то сделать, никакие, там, замены кадровые родственников или неродственников нам не помогут, так и будет: кризис неожиданно приходит, пожары летние неожиданно приходят и люди всё хуже и хуже живут. С чиновников всё начинается, все беды. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект, хотя мы считаем, что это достаточно робкий шаг для решения тех проблем, которые сегодня есть. И собственно говоря, он не устраняет один из вариантов поддержки, когда кадровая политика ведётся по принципу: свой, родной, близкий не сдаст, не подставит и так далее. И к сожалению, он не решит большинства коррупционных проблем, которые существуют сегодня. Если внимательно посмотреть, то вопросы приватизации - не случайно я о них говорил - сегодня стоят во всех регионах нашей страны - и на федеральном уровне, и на муниципальном, на самом нижнем уровне. Если проанализировать, как это происходит, - так или иначе, родственники, близкие или дальние, друзья, преданные соратники или ещё кто-то наполняют ту или иную администрацию любого уровня, в большинстве районов, наполняют связанные с ними, с этими органами государственной власти, структуры исполнительные, то есть и федеральные, муниципальные, унитарные предприятия возглавляются по этому же принципу, и потом эти предприятия приватизируются. Вопрос действительно важный, с учётом того какие объёмы приватизации нас ждут в этом году. И если опять, ещё раз провести подобным образом "прихватизацию", ну, наверное, это отрицательным образом скажется на общеполитическом состоянии нашей страны. И поэтому надо срочно расширять этот законопроект, принимать законы, которые будут затрагивать вопросы и по государственной службе, и по унитарным предприятиям, и в том числе вопросы по участию в тендерах, закупках и так далее. Я с этой трибуны уже говорил о ситуации, связанной с предыдущим правительством Москвы, когда у нас по государственному заказу, государственному и муниципальному заказу в городе Москве цена на строительство муниципального жилья составляла 3700 долларов. В Париже, например, где и земля, и метр жилья стоят сопоставимо, цена по муниципальному заказу города Парижа составляет 500 евро за квадратный метр. Почему у нас это происходило? По одной простой причине - потому что в 97 процентах контрактов в Москве тогда (я делаю акцент: тогда) выигрывал "Москапстрой", где более 50 процентов акций принадлежало тем же самым чиновникам, которые занимались организацией этих аукционов, а 99 процентов генерального подряда получала фирма, которая принадлежала сыну руководителя департамента по государственному заказу. Понятно, что, когда перекладываются деньги из бюджета в личный карман, тем самым недобросовестным людям хочется, чтобы этих денег переложилось больше. Это происходит не только в Москве, это во всех регионах, и, собственно говоря, дороговизна жизни в России и обнищание людей как раз в большей части связаны со сложившейся системой и неурегулированной кадровой политикой. Даже те нововведения, когда кого-то принимают по конкурсу, на сегодняшний день, к сожалению, не дают результатов, потому что конкурсную комиссию, как правило, возглавляют управляемые люди и решение по конкурсу принимается "правильное", то есть на сегодняшний день ни одного "случайного" специалиста у нас в то место, где что-то распределяется, не принято на работу. Вопросы эти стоят остро, и я думаю, что мы с вами должны в ближайшее время подобные законопроекты с расширением до всей цепочки превращения бюджетных денег в блага для людей, а не в дополнительную прибавку к доходам отдельных чиновников внимательно рассмотреть и внести соответствующие поправки, потому что, к сожалению, универсальной таблетки от головы и от левой ноги пока ещё не придумали, а в части коррупции никакое точечное решение не приведёт к каким-то положительным сдвигам и эффектам в плане разрушения сложившейся системы. Фракция ЛДПР ещё раз призывает Государственную Думу подобную инициативу развернуть до государственного уровня, расширить её - особенно это важно сейчас, я считаю, что это приоритетная задача для Государственной Думы, - в части унитарных предприятий, государственных предприятий с государственным участием, что тоже важно, потому что они хоть и считаются частными, но сформированы за счёт государственных средств, и особое внимание уделить вопросам приватизации муниципального и государственного имущества. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Тимченко. Обращаю ваше внимание, что осталось пять минут до перерыва. ТИМЧЕНКО В. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Отрадно, что столь небольшой по объёму законопроект вызвал столь активную дискуссию. Это говорит о том, что, на мой взгляд, отношение к местному самоуправлению как к уровню власти всё больше и больше овладевает умами, и умами не только простых граждан, но и законодателей. Однако многие вопросы, которые сегодня здесь поднимались, не имеют ничего общего с системой местного самоуправления как самостоятельного, независимого уровня власти. А проблема в том, что мы реально многие десятилетия не имели подлинного местного самоуправления. Отсюда и мнение, что необходимо дать какие-то критерии, что необходимо назначать глав поселений и так далее. Коллеги, сегодня во время выступлений многие представители политических партий, фракций говорили о предстоящих выборах. Только они имеют в виду в основном предстоящие выборы регионального уровня, а про муниципальный уровень, про наши низовые уровни власти почему-то забывает большинство партий. Это не относится, конечно, к "ЕДИНОЙ РОССИИ", которая практически сто процентов своих кандидатов выдвигает на выборные должности муниципальных образований всех уровней, а вот другие политические партии ограничиваются либо региональными, либо в лучшем случае крупными муниципальными образованиями. Понятно, там есть имущество, о чём сегодня здесь говорили, там есть возможность получать дополнительную выгоду. О другом мы должны сегодня думать - мы должны думать о том, как у населения возродить веру в местное самоуправление, как сделать так, чтобы граждане понимали, что от них зависит подлинное местное самоуправление. Сегодня законодательство в стопроцентной мере, так сказать, позволяет решать все вопросы, которые в том числе сегодня здесь поднимались. О критериях. Сегодня нормативными актами муниципальных образований можно устанавливать оценку, критерии деятельности любого муниципального служащего, любого чиновника, любого руководителя. Сегодня есть механизм удаления в отставку за неисполнение полномочий, сегодня действует механизм регулярного отчёта о своей деятельности как главы муниципального образования, так и главы администрации. Много что есть. Конечно, наше законодательство о местном самоуправлении ещё молодое и требует корректировки, требует доработки и наладки. Но, коллеги мои, я вас ещё раз призываю не просто политические лозунги выдвигать, а заниматься реальным изучением проблемы и помощью местному самоуправлению. Очень хорошо, что эту законодательную инициативу внесли представители фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Только я четвёртый год обращаюсь к руководству фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе и предлагаю направить своего представителя для работы в комитете. У нас в комитете есть и представители КПРФ, и представители ЛДПР, а вот до "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" четвёртый год не могу достучаться, не могу их дозваться. Коллеги, приходите, давайте вместе работать. Я уверен, что совместными усилиями мы решим не только вопрос, поднятый в вашем законопроекте, но и многие другие вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Степанович. Зубов Валерий Михайлович. Совсем немножко времени осталось. Предлагаю продлить время до завершения и надеюсь, что Валерий Михайлович будет выступать не десять минут. Пожалуйста, Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Как все, не больше, не меньше, но как все. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так все выступали по три минуты. ЗУБОВ В. М. Я хочу сказать, что не все забывают про ситуацию на уровне местного самоуправления, и особенно трудно её забыть депутату, например, от Красноярского края, где в единственном муниципальном органе сейчас проводятся перевыборы. В октябре прошлого года был выбран местный уровень власти, депутаты были избраны, но вот главу администрации они выбрать не смогли. Несмотря на большинство, абсолютное большинство одной партии, известной партии, от которой представлялась кандидатура предыдущего главы администрации, его не могли избрать три месяца. В конце концов распустили выбранный орган и назначили перевыборы. Почему? Причина очень простая: выяснилось, что за тот срок, когда он был главой, 40 процентов (эта цифра называется сейчас, во время перевыборов) тех средств, которыми располагал местный бюджет... Местные бюджеты, мы знаем, довольно хилые, довольно слабенькие, и тем не менее 40 процентов средств на поддержку сельского хозяйства, а это сельскохозяйственный район, были направлены в одно хозяйство - хозяйство, которое возглавлял родной брат главы администрации. Вот к чему порой приводят на местах такие небольшие прорехи в законе, которые сегодня предлагается устранить. Я не знаю, где больше уровень коррупции сегодня, на уровне Москвы или на местном уровне, но по местным масштабам перенаправление даже совсем небольших сумм своему родственнику может оголить целый район. Поэтому закон этот надо принимать. Второе, что хотелось бы сказать. Это, пожалуй, первый такой закон, который мы принимаем, и не надо его рассматривать как закон, который касается вроде бы небольшой проблемы. А как это - небольшой? У нас сотни тысяч местных поселений, у нас тысячи органов местного самоуправления - это закон, мелкий для одного из них, но в масштабах страны это колоссальные ресурсы, колоссальное количество людей задействованы, и наведение порядка хоть в какой-то части, борьба с коррупцией... Если мы сегодня сделаем пусть один шаг, но очень конкретный, то это хорошая работа, которой мы с вами все вместе будем гордиться. Наконец мы начинаем реально бороться с коррупцией в органах власти - неважно, какого уровня, начали снизу, но, если последовательно будем идти, дойдём и до верха. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уложились в три минуты. И пожалуйста, Николай Владимирович Левичев, заключительное слово. ЛЕВИЧЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы поблагодарить Комитет по вопросам местного самоуправления. Это в моей трёхлетней депутатской практике первый случай, когда внесённый законопроект достаточно быстро проходит стадию рассмотрения в комитете и выносится на Совет Государственной Думы с позитивным отзывом. Хочется надеяться, что это будет прецедент для того, чтобы ломать сложившуюся практику. До этого мои законопроекты годами не рассматривались или месяцами переносились, будучи внесёнными в повестку пленарного заседания. Я очень благодарен коллегам из всех фракций за то, что такой простенький, в несколько строчек, законопроект вызвал такое серьёзное обсуждение и был поднят достаточно широкий спектр реальных проблем. Я могу подчеркнуть, что даже на уровне местного самоуправления, на уровне местной власти такой строчкой мы не устраним ни семейственности, ни клановости, ни возможности каких-то коррупционных схем и связей. Раз уж мы говорим это сегодня накануне выборов, притом не только - совершенно справедливо - региональных - во многих регионах пройдут в воскресенье муниципальные выборы... К сожалению, мы часто встречаем такую ситуацию, когда родственники находятся не на должностях муниципальной службы, но на ключевых должностях в районе. Допустим, брат главы администрации возглавляет местную милицию, сестра возглавляет территориальную избирательную комиссию и так далее, и так далее. Я вернулся вчера из Тверской области. На предыдущем пленарном заседании упоминался в выступлениях депутатов с думской трибуны глава муниципального образования Тверской области с "деревянной" фамилией (не хочу ему делать рекламу). Ну, например, его жена возглавляет местное отделение партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в этом районе. Чем не семейственность, чем не сращивание власти и политической структуры? Ещё раз всех благодарю за конструктивное обсуждение и смею выразить надежду, что этот маленький законодательный шаг в противодействии коррупции на местном уровне будет первым в числе реальных шагов, принятых Государственной Думой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет не настаивает на заключительном слове? Нет. Выносим данный вопрос на "час голосования". По ведению - Апарина. Но если вы будете оппонировать Левичеву, я заранее говорю, что отключу вам микрофон. Пожалуйста, по ведению. АПАРИНА А. В. Олег Викторович, вам не придётся этого делать. Я хочу выразить уважение Николаю Владимировичу и сказать спасибо. А для протокола хочу пояснить просто, что фракция КПРФ вносила такой законопроект, но он не прошёл, к сожалению. А Николай Владимирович - молодец, я его глубоко уважаю. Я думаю, следующим этапом мы вместе, две фракции, внесём такой законопроект, касающийся искоренения родственных связей в аппаратах федерального уровня. Спасибо большое, спасибо.
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 17 сек.) Проголосовало за 446 чел.99,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принято.