Заседание № 202

22.12.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 441753-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1657 по 1981 из 7375
Вопрос 16. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между        
Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве    
в мирном использовании атомной энергии". У нас будут доклады официальных        
представителей Правительства Российской Федерации. Первым выступит              
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Алексей Николаевич    
Бородавкин.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию               
предлагается Соглашение между Правительством Российской Федерации и             
Правительством Японии о сотрудничестве в мирном использовании атомной           
энергии, подписанное в Токио 12 мая 2009 года в ходе визита Председателя        
Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.              
                                                                                
Необходимость заключения данного соглашения обусловлена тем, что действующее    
соглашение от 18 апреля 1991 года устарело и не вполне соответствует            
возможностям наших стран, их коммерческим интересам. Оно, в частности, не       
регламентирует перемещение ядерных материалов, сдерживая тем самым              
сотрудничество по таким направлениям, как поставки природного урана и услуги    
в области обогащения и переработки отработавшего ядерного топлива.              
                                                                                
Ратификация документа позволит укрепить договорно-правовую базу                 
российско-японских отношений, существенно усилит наше взаимодействие в такой    
стратегической сфере, как атомная энергетика, и тем самым будет                 
способствовать комплексному развитию отношений с Японией.                       
                                                                                
Соглашение внесёт вклад в осуществление курса на модернизацию экономики         
России, увеличение инновационной и высокотехнологической составляющих.          
Реализация соглашения будет иметь весомое значение с точки зрения               
облагораживания структуры российского экспорта в Японию путём увеличения доли   
высокотехнологичных услуг со значительной добавленной стоимостью,               
способствовать осуществлению в долгосрочной перспективе совместной с Японией    
деятельности по широкому спектру направлений в области мирного использования    
атомной энергии. Новое соглашение позволит увеличить на японском рынке нашу     
долю услуг по обогащению урана и ядерного топлива для атомных электростанций.   
Реализация уже подготовленных в соответствии с соглашением проектов позволит    
укрепить финансовое положение флагмана российской атомной индустрии -           
Сибирского химкомбината, обладающего уникальными технологиями и                 
оборудованием, повысить его конкурентоспособность на мировом рынке, сохранить   
высококвалифицированные кадры. Соглашение откроет путь к сотрудничеству между   
"Росатомом" и японской компанией "Тошиба" в таких областях, как строительство   
атомных электростанций, обогащение урана, фабрикация топлива.                   
                                                                                
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с Федеральным законом "О         
международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит правила       
иные, чем предусмотрены российским законодательством. Так, обычно при           
урегулировании споров, возникающих при реализации межправительственных          
соглашений между Российской Федерацией и зарубежными государствами,             
предусматривается их урегулирование путём консультаций и переговоров. Данное    
же соглашение предусматривает в случае возникновения спора, который не          
удастся разрешить путём переговоров, передачу этого спора в арбитражный суд.    
                                                                                
Реализация соглашения не повлечёт за собой дополнительных расходов из           
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Прошу поддержать предложение о ратификации данного соглашения.                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич, присаживайтесь.              
                                                                                
Второй доклад - заместителя генерального директора Государственной корпорации   
по атомной энергии "Росатом" Николая Николаевича Спасского.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной        
энергии "Росатом".                                                              
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! В этом году правительство     
внесло на рассмотрение Государственной Думы четыре соглашения, посвящённые      
вопросам сотрудничества в сфере мирного использования атомной энергии. В ряду   
этих соглашений соглашение с Японией занимает особое место. Япония - одна из    
ведущих стран мира по уровню развития атомной энергетики, она имеет пятьдесят   
пять действующих энергоблоков. Очевидно, что Япония является важным и           
потенциально очень интересным партнёром для нас. В первую очередь наш интерес   
связан с поставками российских услуг по обогащению, где у нас сохраняются       
серьёзные конкурентные преимущества, для нужд японской атомной энергетики.      
                                                                                
Алексей Николаевич уже доложил, что необходимость подписания соглашения         
вызвана тем, что прежнее соглашение 1991 года носит, по сути, декларативный     
характер - это одна страница текста. На протяжении целого ряда лет мы ставили   
перед Японией вопрос о необходимости обновления договорно-правовой базы,        
однако только в 2006 году нам удалось вывести японцев на начало полноценных     
переговоров. Переговоры проходили достаточно тяжело, что было связано с         
необходимостью нахождения взаимоприемлемой формулы по применению гарантий       
МАГАТЭ. Проблема заключалась в том, что по японскому законодательству все       
японские межправительственные соглашения о сотрудничестве в мирном              
использовании атомной энергии должны содержать положение об обязательности      
применения гарантий МАГАТЭ к тем установкам, где находятся японские             
материалы. Для нас по понятным причинам принятие этого условия было             
невозможно, поэтому было найдено компромиссное решение через так называемую     
схему замещения. Кстати, сходная схема, несколько упрощённая, предусмотрена и   
соглашением с Австралией, которое уважаемые депутаты рассматривали в июне       
этого года. При необходимости готов доложить более подробно о существе схемы    
замещения.                                                                      
                                                                                
Все организационные условия, необходимые для реализации этой схемы, у нас       
имеются. Самое главное, с 1 июля этого года гарантии МАГАТЭ официально          
применяются в хранилище Международного центра по обогащению урана, созданном    
нами на площадке Ангарского электролизного химического комбината. На прошлой    
неделе мы провели первую пробную инспекцию. Как вы поняли, соглашение пока не   
ратифицировано. Однако мы считаем, что в этой ситуации нам надо пойти на        
опережение, и это будет оправданное опережение. Японская сторона планирует      
вынести соглашение на ратификацию в ходе весенней сессии парламента.            
                                                                                
В заключение, уважаемые депутаты, хотел бы отметить, что со вступлением в       
силу соглашения с Японией, а также аналогичного соглашения с США,               
ратифицированного в Вашингтоне 8 декабря этого года, можно будет                
констатировать, что у нас созданы основные элементы инфраструктуры              
сотрудничества с иностранными государствами в сфере мирной атомной              
энергетики. Благодаря этому открываются серьёзные дополнительные возможности    
для продвижения наших ядерных технологий на мировые рынки.                      
                                                                                
С учётом сказанного, уважаемые депутаты, просили бы поддержать предложение о    
ратификации вынесенного на ваше рассмотрение соглашения.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич, присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад члена Комитета по международным делам Руслана Викторовича              
Кондратова.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОНДРАТОВ Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет Государственной       
Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О            
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Японии о сотрудничестве в мирном использовании атомной           
энергии", внесённый в Государственную Думу Правительством Российской            
Федерации 19 октября 2010 года.                                                 
                                                                                
Основной целью соглашения является создание надёжной правовой базы              
российско-японского сотрудничества в области мирного использования атомной      
энергии. Соглашение регулирует такие направления сотрудничества, как разведка   
и разработка урановых месторождений, проектирование, строительство и            
эксплуатация легководных реакторов, переработка и обращение с радиоактивными    
отходами, ядерная безопасность, включая радиационную защиту и контроль за       
состоянием окружающей среды, а также содержит положения, касающиеся передачи    
ядерного материала, оборудования и технологий.                                  
                                                                                
Комитет Государственной Думы по международным делам считает, что соглашение     
отвечает интересам Российской Федерации, является основополагающим документом   
для развития широкомасштабного, взаимовыгодного российско-японского             
сотрудничества в сфере атомной энергетики, реализация которого послужит         
дальнейшему укреплению стратегического партнёрства между нашими                 
государствами. В соответствии с соглашением сотрудничество государств           
строится на основе принципов равноправия и взаимной выгоды.                     
                                                                                
По мнению Комитета по международным делам, его реализация не повлечёт           
дополнительных расходов из федерального бюджета. Более того, законопроект       
предусматривает возможность организации и реализации экономических проектов в   
ядерной области в рамках международных обязательств обеих стран, включая        
обязательства в отношении Международного агентства по атомной энергии.          
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует                 
Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством             
Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве в мирном          
использовании атомной энергии.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Руслан Викторович.                               
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Прошу сразу говорить, к кому вопрос.                                            
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос к Алексею Николаевичу.                                     
                                                                                
Мы видели, к сожалению, резкую реакцию японской стороны во время поездки        
Президента России на Курилы. У нас нет колебаний в том, что это наша            
суверенная зона. Но скажите, внося вот именно сейчас, МИД преследует цели как   
бы подчеркнуть наш конструктивизм, вы всё взвесили?                             
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н. Как вы знаете, наша позиция по развитию отношений с Японией    
состоит в том, чтобы экономические, политические, гуманитарные составляющие     
прогрессировали и наращивались. Что касается территориального вопроса, то       
позицию нашу вы тоже хорошо знаете и здесь как бы добавить что-то трудно. Она   
была чётко и ясно изложена и президентом, и министром иностранных дел, и        
неоднократно в заявлениях Министерства иностранных дел. Так что мы считаем,     
что развитие экономического и иного сотрудничества, практического               
сотрудничества с Японией будет лишь приближать то время, когда мы сможем        
всерьёз говорить о разрешении и территориального вопроса.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич.                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Николай Николаевич, у меня два вопроса. Первый вопрос связан со статьёй 2       
данного соглашения. Там говорится о том, что радиоактивные ядерные отходы       
будут каким-то образом перерабатываться на территории России, по всей           
вероятности на территории Дальнего Востока. Вот не станет ли российская         
земля, Дальний Восток, тем местом, где будет производиться вся самая грязная    
работа и утилизироваться отработавший ядерный материал?                         
                                                                                
И второй вопрос. Некое неравенство просматривается в данном соглашении          
сторон. Хотя соглашение предполагает отношения вроде как и равноправные, но     
если в России произойдёт взрыв ядерного взрывного устройства с применением      
материала из Японии, то тогда Япония имеет все основания отозвать, прервать     
данное деловое сотрудничество, однако у Японии таких ограничений нет. Чем это   
вызвано?                                                                        
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н. Уважаемый Валерий Сергеевич, спасибо за вопрос.                  
                                                                                
По первой позиции очень коротко могу доложить, что, естественно, никакие        
радиоактивные отходы не будут ввозиться и не будут перерабатываться. Это        
запрещено нашим законодательством, этого нет и не будет. Что будет              
перерабатываться? Будет перерабатываться регенерат. Мы перерабатываем свой      
регенерат. При необходимости могу подробно доложить. Это ценное сырьё, мы его   
использовали, используем, к тому же это очень интересный рынок.                 
                                                                                
По второй позиции. Определённое неравенство есть, это связано с очень простым   
обстоятельством: Россия является ядерной державой по Договору о                 
нераспространении ядерного оружия, Япония не является. То, что есть эта         
оговорка относительно ядерного материала японского происхождения... Мы          
вынуждены учитывать особенности национального законодательства Японии,          
каких-то серьёзных последствий для нас это не повлечёт.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич.                             
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Алексей Николаевич, к вам вопрос. Известна такая фраза           
крылатая, что Япония никогда не приглашала банки, она приглашала банкиров. То   
есть она всегда тащила к себе умы. Тут подробно говорилось, чем мы поможем      
Японии, а чем эта передовая в мире лаборатория поможет нам? И в связи с этим    
вопрос: планируется ли создание каких-то совместных научных центров по          
перспективам разработки атомной энергии, или наука будет за пределами этого     
закона, только будут предприниматели и производство? Будет ли что-то по         
совместному научному сотрудничеству, чтобы и их лучшие идеи тоже работали у     
нас?                                                                            
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н. Очень коротко. Это соглашение открывает возможности для        
научно-технического сотрудничества с одним из наиболее передовых государств в   
области развития атомной энергетики - с Японией. Я уже упомянул в своём         
выступлении о том, что мы будем работать, "Росатом" будет работать с            
компанией "Тошиба". Это предполагает и использование японских технологий в      
совместных производствах и в строительстве атомных электростанций, в            
разработке новых технологий по атомной энергетике. Весь этот комплекс           
научно-технического сотрудничества в соглашении предусмотрен.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть Анатолий Евгеньевич.                               
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Алексей Николаевич, мы с вами не в первый раз            
дискутируем по поводу отношения Японии к нашим территориям, по поводу           
территориальной целостности Российской Федерации. Вы выступали перед нами в     
Комитете по международным делам однажды, мы с вами беседовали, хочу             
напомнить, и вы тогда убеждали нас, что надо развивать, усиливать               
экономическое сотрудничество, заинтересовывать японских предпринимателей,       
повышать стимулы для сотрудничества с нами, ну, а территориальные вопросы       
потихоньку сами собой будут улаживаться. Примерно через полгода после нашего    
с вами разговора японский Парламент принял заявление с требованиями по          
северным территориям, то есть по территориям Российской Федерации, а в этом     
году просто истерика была в японских СМИ по поводу присутствия там нашего       
президента. Как вы видите, в какой обозримый период всё-таки японцы             
утихомирятся по поводу территорий, которые принадлежат нам, и начнётся          
стабилизация во внешнеполитической?.. (Микрофон отключён.)                      
                                                                                
БОРОДАВКИН А. Н. Я не думаю, что отношения у нас с Японией можно                
характеризовать как нестабильные. При всех тех негативных явлениях, о которых   
вы упомянули, которые носят, скорее, пропагандистский характер и рассчитаны     
на внутриполитическое японское потребление, наши отношения - и торговые, и      
экономические, и гуманитарные, и политические - развиваются по нарастающей, и   
это соглашение, которое, я надеюсь, сегодня будет Госдумой ратифицировано,      
внесёт свой весомый вклад в этот процесс.                                       
                                                                                
Что же касается территориальной проблемы, то я подтверждаю мнение МИДа России   
о том, что нам нужно использовать возможности развития сотрудничества с         
Японией в практических областях, для того чтобы выводить японских коллег на     
понимание того, насколько взаимоотношения стратегического партнёрства,          
добрососедства, экономического сотрудничества важнее, чем территориальный       
вопрос, и вот на этой основе в перспективе искать компромиссные возможности     
разрешить её. Естественно, с учётом прежде всего наших национальных             
интересов, интересов нашей национальной безопасности.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапожников Николай Иванович.                              
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к Николаю Николаевичу Спасскому.                                  
                                                                                
Уважаемый Николай Николаевич, можете вы немного подробнее раскрыть суть схемы   
замещения, которая заложена в соглашении? Спасибо.                              
                                                                                
СПАССКИЙ Н. Н. Уважаемый Николай Иванович, спасибо.                             
                                                                                
Да, естественно, рассказываю. Суть схемы замещения, которая предусмотрена       
соглашением, предлагаемым сегодня вашему вниманию, заключается в следующем.     
Японский материал фактически перерабатывается на установках, заявленных в       
список мирных установок Российской Федерацией, в отношении которых возможно     
применение гарантий МАГАТЭ, но реально - в этом особенность и ради этого,       
собственно, мы и вели переговоры - они не применяются. Под гарантиями же        
будет находиться эквивалентный по количеству и качеству материал, размещённый   
на установке по нашему выбору, которая тоже включена в список, но на которой    
реально проводятся мероприятия по проверке. У нас такая установка есть - это    
международный центр по обогащению урана, который мы создали на площадке         
Ангарского электролизного химического комбината. В отношении этого комбината    
были проведены все необходимые мероприятия, в том числе режимного плана. Этот   
комбинат был снят из списка особорежимных объектов Российской Федерации,        
поэтому там проверочные мероприятия МАГАТЭ могут проходить без какого-либо      
ущерба для нашей государственной и коммерческой тайны.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Руслан Викторович, присаживайтесь.               
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить докладчикам   
с заключительным словом? Нет. Содокладчику? Нет. Уважаемые коллеги, мы          
обсудили 16-й вопрос. Выносим его на "час голосования".                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5662 по 5679 из 7375
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством       
Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве в мирном          
использовании атомной энергии".                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              423 чел.94,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    423 чел.                                          
Не голосовало                  27 чел.6,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.