Заседание № 140
10.02.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 44167-4 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О бухгалтерском учёте" (об освобождении от обязанности ведения бухгалтерского учёта налогоплательщиков, переведённых на уплату единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности; внесён Калининградской областной Думой).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1719 по 2099 из 7278
Уважаемые коллеги, дальше у нас идут три альтернативных законопроекта под пунктами 7.1, 7.2 и 7.3. Обращаю ваше внимание, что у нас есть письменные обращения авторов всех трёх законопроектов - они есть у меня здесь на столе - с просьбой рассмотреть данные законопроекты без их участия, поэтому я сразу приглашаю на трибуну Татьяну Львовну Воложинскую, члена Комитета по бюджету и налогам, которая будет давать от комитета оценку данным законопроектам. ВОЛОЖИНСКАЯ Т. Л., фракция ЛДПР. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлены три законопроекта, направленные на освобождение налогоплательщиков, применяющих системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход, от обязанностей ведения бухгалтерского учёта. Законопроектом № 94327-4 "О внесении изменений в статью 346-26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О бухгалтерском учёте" предлагается предоставить право вести бухгалтерский учёт по упрощённой системе бухгалтерского учёта согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона "О бухгалтерском учёте" тем налогоплательщикам, которые не осуществляют какие-либо виды деятельности, кроме подлежащих налогообложению единым налогом на вменённый доход, за исключением налогоплательщиков, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны вести бухучёт в общеустановленном порядке. Комитет не поддерживает данный законопроект по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте" субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощённую систему бухгалтерского учёта. Главой 26-3 Налогового кодекса "Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности" не установлен запрет на применение упрощённой системы бухгалтерского учёта организациями, переведёнными на указанный специальный налоговый режим. Таким образом, действующее законодательство позволяет налогоплательщикам, уплачивающим единый налог на вменённый доход, применять упрощённую систему бухгалтерского учёта при условии их соответствия критерию отнесения к субъектам малого предпринимательства. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в статью 346-26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О бухгалтерском учёте". Следующим законопроектом, "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О бухгалтерском учёте", предлагается освободить плательщиков единого налога на вменённый доход от обязанностей ведения бухгалтерского учёта и ввести для них упрощённую форму учёта показателей деятельности - на основании книги учёта доходов и расходов в порядке, предусмотренном главой 26-2 Налогового кодекса "Упрощённая система налогообложения". Комитет также не поддерживает данный законопроект по следующим основаниям. Согласно пункту 2 статьи 346-29 Налогового кодекса налоговой базой для исчисления суммы единого налога признаётся величина вменённого дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определённому виду деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы единого налога налогоплательщики обязаны вести бухгалтерский учёт необходимых показателей, характерных только для системы налогообложения в виде единого налога. При этом налоговый контроль за исчислением и уплатой единого налога и правильностью выбранных физических показателей возможен только на основе проведённого бухгалтерского учёта. Кроме того, комитет считает невозможным осуществление и ведение учёта доходов и расходов налогоплательщиками, уплачивающими единый налог на вменённый доход, в порядке, установленном для упрощённой системы налогообложения, поскольку такой учёт (имеется в виду упрощённая система налогообложения) ведётся с целью исчисления налоговой базы по налогу и показатели этого документа не имеют никакого отношения к показателям, необходимым для расчёта единого налога на вменённый доход. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе также отклонить этот законопроект. Проектом федерального закона № 205494-5 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О бухгалтерском учёте" и статью 346-26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" предлагается также освободить плательщиков единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности от обязанности ведения бухгалтерского учёта. При этом таким налогоплательщикам предлагается вести дополнительно учёт доходов и расходов в порядке, установленном главой 26-3 Налогового кодекса о налоге на вменённый доход. Также предлагается вести учёт физических показателей, характеризующих вид деятельности, для исчисления налоговой базы по налогу в книге учёта физических показателей организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Вместе с тем согласно статье 346-29 кодекса плательщики единого налога на вменённый доход при определении налоговой базы по единому налогу учитывают вменённый доход, определяемый расчётным путём как произведение базовой доходности по виду деятельности и величины физических показателей, установленных статьёй 346-29 кодекса. При этом порядок учёта таких показателей устанавливается налогоплательщиками самостоятельно. Таким образом, ведение учёта доходов и расходов указанной категории налогоплательщиков представляется нецелесообразным. Кроме того, предлагаемая законопроектом законодательная мера усложнит порядок ведения налогового учёта для указанных субъектов предпринимательской деятельности. Комитет также обращает внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством отдельные категории организаций, вне зависимости от применяемого ими налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учёт хозяйственных операций. В частности, эта обязанность закреплена Федеральным законом № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и законом № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", по которым определение стоимости чистых активов и чистой прибыли при выплате дивидендов осуществляется по данным бухгалтерского учёта и данным бухгалтерской отчётности. В связи с этим принятие предлагаемых в законопроекте законодательных мер приведёт к коллизии норм налогового законодательства, законодательства о бухгалтерском учёте и иных законодательных актов в сфере гражданского законодательства. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О бухгалтерском учёте" налогоплательщики, уплачивающие единый налог на вменённый доход, вправе применять упрощённую систему бухгалтерского учёта при условии возможности их отнесения к субъектам малого предпринимательства. Следует также отметить, что установленный статьёй 3 законопроекта порядок вступления в силу федерального закона не согласовывается с положением 1 статьи 5 кодекса, регламентирующим порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. По законопроекту имеются и отдельные замечания юридико-технического характера. Исходя из изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе также отклонить данный законопроект. Прошу поддержать решение комитета об отклонении данных законопроектов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, настаивает кто-то на обсуждении? У депутатов Рохмистрова, Гудкова и Кашина вопросы. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к комитету. Вот появилось три альтернативных законопроекта, два из них внесены субъектами Российской Федерации, один - депутатами, но исходя из позиции комитета получается, что данной проблемы нет и, вообще, если мы их примем, то усложним жизнь наших налоговых чиновников. Но мне кажется, что в последнее время курс, в том числе и правящей партии, направлен на то, чтобы упрощать жизнь наших граждан, в том числе и через бухгалтерские отчёты, налоговое законодательство, а у нас комитет всё как-то ратует за упрощение жизни налоговой службы. Она и так неплохо живёт. Вот есть ли такая проблема или, как комитет говорит, проблемы такой нету и упрощать ничего не надо, даже когда применяется такая форма налогообложения, как единый налог на вменённый доход? Действительно нужно что-то менять или нет такой проблемы? Мне кажется, что она есть, потому что... (Микрофон отключён.) ВОЛОЖИНСКАЯ Т. Л. Спасибо, Максим Станиславович, за вопрос. Вы неправильно поняли информацию, которую я доложила. Комитет не говорит о том, что проблем нету. Совершенствовать налоговое законодательство можно бесконечно, и это нужно делать, но это нужно делать правильно. Отказываться от ведения бухгалтерского учёта или заменять одно другим, неизвестно по каким основаниям, комитет считает неправильным и нецелесообразным в данном случае. Если будут какие-то более подходящие варианты изменения и упрощения ведения налогового учёта для малых предпринимателей, я думаю, что комитет это рассмотрит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. У меня вопрос более общего характера. Правительство обещало в прошлом году ещё внести новый законопроект о бухгалтерском учёте и на этом основании не рекомендовало, отклоняло даже другие законопроекты по этой теме. Вы в курсе, вообще, что происходит с этим законопроектом? ВОЛОЖИНСКАЯ Т. Л. К сожалению, это не предмет данного законопроекта, я не смогу вам дать комментарии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гудков. ГУДКОВ Г. В. Спасибо. У меня вопрос к уважаемому докладчику. Всё-таки нам непонятно. Вот единая ставка вменённого налога: предприниматель платит установленную, как правило, нормативным актом муниципалитета или региона сумму, затем он должен ещё вести учёт. Если федеральных чиновников не брать, у нас только региональных и муниципальных два миллиона, которые сами могут подсчитать эффективность, и валовые показатели, и нормы прибыли, и так далее. Ведь налог устанавливает орган власти. И зачем ему каждого предпринимателя заставлять вести сложнейший, запутаннейший бухгалтерский учёт? Он абсолютно бессмыслен. Я никак не могу понять логику комитета, у меня такое впечатление, что она совпадает с логикой Министерства финансов, которое бухгалтерией, так сказать, замотало уже всю страну. Вот у нас экономическая политика - это политика бухгалтерии. Не может бухгалтерия командовать предприятием, если командует, то плохо получается. (Микрофон отключён.) ВОЛОЖИНСКАЯ Т. Л. Я хочу вам сказать, что обязанность по ведению бухгалтерского учёта закреплена за организациями независимо от применяемого ими налогового режима федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью". Если мы говорим об изменениях каких бы то ни было, нам нужно смотреть законодательство в целом, невозможно изменять одно и не обращать внимание на другое. Более того, ведение налогового учёта необходимо при выплате дивидендов, которая осуществляется по данным бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, для определения стоимости чистых активов и так далее. Есть очень много важных показателей, которые необходимы. Просто так взять и отменить ведение бухгалтерского учёта невозможно в данной ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Рохмистров, Дмитриева. Всё, да? Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Фракция ЛДПР поддержит законодательную инициативу субъектов Российской Федерации, потому что мы считаем, что декларирование со стороны чиновников, что будет упрощаться система налогообложения и ведение бухгалтерского учёта, пока остаётся только пустыми фразами. Я мог бы понять, если комитетом был бы предложен четвёртый законопроект, альтернативный, который решил бы все те проблемы, о которых сегодня с трибуны нам говорили, законопроект, который вступил бы в коллизию с другими законопроектами. Вступил не вступил, но декларировал, что будет упрощаться система, тем более по самым элементарным вещам, когда налог определён, государство здесь не страдает. Мы же заставляем предприятия держать бухгалтера, оформлять кучу бумаг и так далее, и так далее, и так далее. И пока только декларации слетают с уст разных высокопоставленных чиновников, что мы упростим. На сегодняшний день в нашей стране, к сожалению, к дуракам и дорогам добавилась ещё проблема, с которой справиться никто никак не может - это налоговая служба Министерства финансов. Иностранцы, которые владеют предприятиями, говорят, что вынуждены держать штат бухгалтерии, сопоставимый с количеством работающих, который за год предоставляет пятьдесят тысяч машинописных листов в налоговую инспекцию для отчётности. Налоговая инспекция эти бумаги вряд ли даже читает. Вот я проанализировал проверку одного предприятия в Тульской области: сто двадцать тысяч машинописных листов - сто двадцать тысяч машинописных листов! - запросила налоговая инспекция. Если весь штат налогового управления будет только читать их, они пять лет будут читать, а у них ещё вся область на проверках сидит. Излишнее забюрокрачивание этой процедуры, к сожалению, не даёт развиваться нашей экономике, тем более в той ситуации, когда уже определён налог. Но мы заставляем вести огромную работу, покупать это "1С: Предприятие...". Это же не просто держать человека и платить ему зарплату (может быть, это и хорошо), но мы заставляем этого бухгалтера регулярно покупать продукт, который стоит недёшево, который специально разрабатывается для ведения бухгалтерской отчётности. А для многих предпринимателей это серьёзные деньги. И постоянное обновление документов, постоянное изменение требований подачи бумажек, периодичности, отстаивание очереди, огромных очередей - бухгалтера иногда в период квартальной, годовой отчётности неделями живут в налоговых службах. И вот инициатива, которая говорит: давайте упростим эту систему хоть где-то, хоть что-то, где уже определён налог. Нет, не будем. Что это? Нежелание идти навстречу своему народу, нежелание развивать экономику? Во всём мире пытаются человеку, который создаёт своё предприятие, облегчить существование, а мы усложняем жизнь нашим предприятиям каждый день и говорим, что не надо упрощать, потому что, не дай бог, пострадает кто-то, кто выплачивает дивиденды. Да какие дивиденды? У нас предприятия скоро не останется ни одного прибыльного, задушат последние. Поэтому я считаю, что поддержать эту законодательную инициативу субъектов просто необходимо, и призываю поддержать. Если есть какие-то вопросы, ну давайте во втором чтении исправим, внесём там дополнения, изменения. У нас же есть практика, когда мы во втором чтении практически заново переписываем законопроекты. Но если мы и дальше будем откладывать всё это дело, особенно в сегодняшней ситуации... Господа, ну надо переходить уже от декларирования принципов развития к каким-то конкретным делам. Мы пока только декларируем, что вот мы обещаем, мы разработаем, мы упростим. Пока ничего никому не упростили, только усложнили ситуацию. Я считаю, что надо более детально подходить к этому вопросу, поддержать в первом чтении и дорабатывать во втором. Хотя бы сроки появятся, когда мы что-то упростим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, что касается малых предприятий, которые находятся на системе вменённого налога, то по ним ведутся две битвы, долгие и затяжные. Первая битва окончилась вроде как победой - это отмена кассовых аппаратов для тех, кто находится на системе вменённого налога. Тоже в течение многих лет доказывалось, что всё равно кассовые аппараты нужны, потому что эта информация якобы используется для того, чтобы потом вычислить, какой вменённый налог нужно начислять на малые предприятия. Для того чтобы это вычислить, малые предприятия фактически несли нагрузку по кассовым аппаратам - по их обслуживанию, приобретению, - равную их отчислениям по вменённому налогу. Теперь следующий вопрос, который ставится уже очень много лет: если налог выплачивают на основе вменённого налога, вменённой ставки, и данные бухгалтерского учёта никак не используются при налогообложении, то зачем от предприятий требовать вести бухгалтерский учёт, когда они могут по упрощённой схеме вести книгу доходов и расходов? Выясняется сегодня, что, оказывается, это нужно для того, чтобы выплачивать дивиденды. Уважаемые коллеги, какова доля предприятий, которые находятся на вменённом налоге? Это, как правило, малые предприятия, это, как правило, частная форма, то есть это частные предприятия или индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Зачем? Если есть какая-то доля предприятий, вот этих мелких ларьков, ателье и всех прочих, которые вдруг созданы в организационно-правовой форме акционерных обществ и которые вдруг будут выплачивать дивиденды (я не знаю, это мельчайший процент), то они по требованию акционеров будут вести бухгалтерский учёт, потому что то, что мы отменяем обязательность ведения бухгалтерского учёта, - это право, а не обязанность. Немногочисленные малые предприятия, которые находятся на вменённом налоге, по требованию своих акционеров могут вести бухгалтерский учёт, им никто это не запрещает делать. Нам представляется, что этот аргумент не выдерживает критики. И в целом фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит все законопроекты, внесённые субъектами права законодательной инициативы по этому вопросу. Я хочу обратить внимание на то, что время от времени депутатами нашей фракции вносятся аналогичные законопроекты, потому что этот вопрос давно назрел и непонятно, почему он не может быть решён. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Не настаивают на участии в дискуссии. Представитель комитета, у вас есть какой-то комментарий? Включите микрофон депутату Воложинской. ВОЛОЖИНСКАЯ Т. Л. Вы знаете, я хотела бы сказать, что дискуссия, которая сегодня была в зале, она хороша, особенно хороша в тех ситуациях, когда мы говорим о создании дополнительного беспорядка в ведении бухгалтерского учёта: когда предприятия не смогут понять, в прибыли они или в убытке, когда они не смогут отчитаться перед налоговой инспекцией, когда у них появятся дополнительные проблемы не в данный период времени, а в какой-то более отдалённый период времени. Проблем для ведения налогового учёта для малого бизнеса особых нет в связи с тем, что возможно подобное ведение по системе аутсорсинга, то есть нанимается отдельная компания, которая ведёт бухгалтерский учёт для разных типов малых предприятий. Сейчас это всё в нашей стране существует, пользоваться этим можно, услуги эти не настолько дороги, как об этом сегодня говорилось. И ведение бухгалтерского учёта, ещё раз повторяю, просто необходимо для работы любой компании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, рейтинговое голосование. Ставится на голосование законопроект из пункта 7.1. Пожалуйста, голосуйте. (Идёт голосование.) Пожалуйста, голосуйте по пункту 7.2. (Идёт голосование.) Пожалуйста, голосуйте по пункту 7.3. (Идёт голосование.) Покажите результаты по пункту 7.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 01 сек.) Проголосовало за 122 чел.27,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 123 чел. Не голосовало 327 чел.72,7% Покажите результаты по пункту 7.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 27 сек.) Проголосовало за 112 чел.24,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 114 чел. Не голосовало 336 чел.74,7% И результаты по пункту 7.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 44 мин. 54 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9% Уважаемые коллеги, согласно нашему Регламенту я ставлю на голосование законопроект из пункта 7.1 как набравший наибольшее количество голосов. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 00 сек.) Проголосовало за 132 чел.29,3% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 133 чел. Не голосовало 317 чел.70,4% Результат: не принято Не принято.