Заседание № 153
09.04.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 440927-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" (об отнесении к категории ветеранов боевых действий лиц, участвовавших в выполнении задач в условиях вооружённого конфликта в Республике Таджикистан с 1992 по 1997 год; внесён И. Н. Харченко, В. П. Никитиным, С. М. Григорьевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 810 по 815 из 6175
БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые коллеги, мы в третий или четвёртый раз сегодня будем пытаться рассмотреть вопрос о ветеранах, это пункты 17 и 18. Мы всё время как-то не доходим до него. Я считаю, что в контексте последних событий у нас в стране и за рубежом необходимо его рассмотреть среди законопроектов первого чтения, в самом начале, где-то 11-м вопросом. Это первое предложение.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 850 по 884 из 6175
Депутат Багдасаров предложил пункты 17 и 18 поставить первыми среди законопроектов первого чтения и одновременно предложил установить сегодня следующий регламент для обсуждения вопросов, для выступлений от фракций: по одному выступлению от фракции в рамках пятиминутного режима. Я обращаюсь к Комитету по делам ветеранов: вы поддерживаете решение о переносе этих вопросов? Пожалуйста, включите микрофон депутату Ковалёву Николаю Дмитриевичу. КОВАЛЁВ Н. Д., председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Мы не видим никаких оснований для пересмотра повестки дня. Все вопросы отрегулированы, согласованы. Поэтому предлагаем идти строго по повестке дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование первое предложение депутата Багдасарова: перенести рассмотрение пунктов 17 и 18, рассмотреть их, как я понимаю, первыми среди законопроектов первого чтения. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 10 сек.) Проголосовало за 32 чел.7,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 37 чел. Не голосовало 413 чел.91,8% Результат: не принято Не проходит предложение.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4834 по 5124 из 6175
Пункт 17 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах". Доклад члена Комитета по делам ветеранов Фахритдинова Иршата Юнировича. ФАХРИТДИНОВ И. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение выносится законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах", внесённый Харченко, Никитиным и Григорьевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы. Ими предлагается раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") дополнить абзацем: "Выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Республике Таджикистан: 1992-1997 годы" - и тем самым наделить военнослужащих, выполнявших задачи в Таджикистане в указанный период времени, статусом ветерана боевых действий. По мнению Комитета по делам ветеранов, данный законопроект не может быть поддержан по следующим основаниям. Во-первых, законопроектом в целом не решается проблема отнесения тех военнослужащих, которые выполняли задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, к ветеранам боевых действий. Так, на территории бывшего СССР происходили и другие вооружённые конфликты - приднестровский конфликт 92-го года, грузино-осетинский 91-92-го годов, осетино-ингушский конфликт 92-го года, - в которых также принимали участие военнослужащие, однако рассматриваемый законопроект затрагивает вопрос об участии военнослужащих в условиях вооружённого конфликта только на территории Республики Таджикистан. Во-вторых, предлагаемое авторами законопроекта дополнение в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации нуждается в корректировке в части уточнения дат начала и окончания участия военнослужащих в вооружённых конфликтах. В-третьих, не определена сумма дополнительных средств федерального бюджета, которая потребуется на реализацию законопроекта в части предоставления мер социальной поддержки ветеранам. Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своём заключении указало также на то, что законопроект расширяет круг лиц, отнесённых к ветеранам боевых действий статьёй 3 Федерального закона "О ветеранах", что повлечёт расходы, покрываемые за счёт средств федерального бюджета, параметры которого на 2010-2011 годы уже утверждены без их учёта. В комитет поступили отзывы на законопроект. Большинство исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации его не поддерживают: против - тридцать три, за - двадцать один. И дополнительно хочу проинформировать вас, что в комитете разработан законопроект, который в случае его принятия позволит наделить статусом ветерана боевых действий военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах на территории бывшего СССР. В настоящее время этот законопроект согласовывается с Минобороны. С учётом вышеизложенного комитет на своём заседании принял решение не поддерживать законопроект и предлагает Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Решульский Сергей Николаевич, Куликов, Лекарева и Москалькова - четверо записавшихся. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич. Это вопросы у нас, это не выступления. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Понятно. Спасибо большое. У меня, уважаемый Иршат Юнирович, к вам вопрос. А вот комитет и вы, как докладчик, имеете ли информацию о потерях среди военнослужащих в Таджикистане? Какие они, каково количество погибших, раненых и каково общее количество тех, кто принимал участие в защите правопорядка? ФАХРИТДИНОВ И. Ю. Если рассматривать вооружённый конфликт в Таджикистане с 92-го по 2000 год, то убитых и умерших - триста два военнослужащих, раненых - триста восемьдесят четыре, а в общем на территории СССР, бывшего СССР, в республиках в вооружённых конфликтах принимали участие семьдесят восемь тысяч военнослужащих (это предварительные подсчёты), и из них двадцать четыре тысячи, почти одна треть, уже являются ветеранами боевых действий. Это значит, что они уже участвовали или в вооружённом конфликте в Афганистане, или в других вооружённых конфликтах, за участие в которых предоставляется статус ветерана боевых действий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо. У меня вот такой вопрос. Вы в качестве аргументов в пользу отклонения законопроекта привели то, что этот законопроект не охватывает всех очагов конфликтов, которые были за эти годы на территории СССР и за пределами СССР, но следом мы будем рассматривать другой законопроект, где эти территории тоже указаны, и тем не менее вы его также отклоняете. Как это сопоставить? ФАХРИТДИНОВ И. Ю. Как я уже сказал, комитетом уже разработан законопроект, который в случае его принятия позволит наделить этих военнослужащих статусом ветерана боевых действий. Этот законопроект сейчас согласовывается с Минобороны, и там указаны и республики, и начало, и окончание этих вооружённых конфликтов, числа, месяцы и годы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лекарева Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо большое. Я хочу задать вопрос докладчику. Иршат Юнирович, я бы предостерегла вас от того, что ориентироваться на отрицательные заключения тридцати трёх субъектов Российской Федерации. Хочу вам сказать, что я неоднократно была в местах вооружённых конфликтов и ни разу не видела там глав субъектов Российской Федерации, а видела наших военнослужащих, которые рисковали жизнью, теряли здоровье, претерпевали ужасные последствия. Хочу напомнить, что в Соединённых Штатах Америки военнослужащие, находившиеся девяносто дней в местах боевых действий и двадцать четыре часа принимавшие участие в этих действиях, уже имеют право на особую льготную поддержку со стороны государства. Скажите, пожалуйста, какие льготы у нас предоставляются военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях вооружённого конфликта в Таджикистане? ФАХРИТДИНОВ И. Ю. В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах" военнослужащим в период их службы в соответствии с должностями и званиями выплачиваются оклады в двойном размере и засчитывается в выслугу лет (военные пенсии) и в трудовой стаж (гражданские пенсии) один месяц службы за три месяца. А в случае гибели военнослужащего члены его семьи становятся согласно Федеральному закону "О ветеранах" членами семьи погибшего, и они наделяются определёнными льготами. Вы сказали про двадцать четыре часа или девяносто дней. Если эта территория уже включена согласно закону "О ветеранах" в территории участия в боевых действиях, то человек, который был там двадцать четыре часа, или же трое суток, или же полгода, пользуется такими же льготами, как ветеран боевых действий или инвалид боевых действий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Москалькова Татьяна Николаевна. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Иршат Юнирович, я вам искренне сочувствую: вам, боевому офицеру, который прошёл горячие точки, поручили такое неблагодарное дело, как отклонять закон, который ждут все, кто прошёл это горнилище. Ну, кроме сочувствия, ничего это не вызывает. Скажите, пожалуйста, а что мешает в рамках этих законопроектов внести поправки ко второму чтению, согласовав их с Министерством обороны? И скажите, пожалуйста, какое финансирование потребуется для реализации этих двух законопроектов при наделении статусом ветерана боевых действий, и по первому, и по второму законопроектам? ФАХРИТДИНОВ И. Ю. Самые затратные расходные обязательства по этим категориям лиц - это пенсионное обеспечение, ежемесячная денежная выплата и компенсация, компенсационные выплаты за жильё. Для реализации этих льгот на одного ветерана боевых действий требуется около 27-30 тысяч рублей в год. Исходя из количества можно высчитать, сколько это в год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Багдасаров. Пожалуйста, включите микрофон на центральной трибуне. БАГДАСАРОВ С. А. Уважаемые депутаты, на самом деле мы рассматриваем очень важный вопрос - вопрос отношения к тем, кого куда-то посылали, кто рисковал своей жизнью. Я не в претензии к докладчику, он честный человек, не в претензии к комитету. Вот тут приводились факты по Таджикистану. У нас есть такие цифры: триста два убитых, тысяча пятьсот сколько-то там раненых. Это самый крупный конфликт на территории бывшего Советского Союза, один из самых кровопролитных. Этот конфликт прошли люди. Им сейчас, даже если кто-то в 2000 году уволился и, скажем так, был в звании полковника, уже где-то под пятьдесят, под шестьдесят. Многие из этих людей, вообще-то, строго говоря, не совсем в этой жизни устроились, и для них эти социальные льготы что-то значат. Им говорят: нет, вы подождите ещё лет десять-пятнадцать, мы примем какой-то закон, и вы будете довольны, надо подождать только потому, что в этом законе не предусмотрены льготы для тех, кто был в Приднестровье, участвовал в осетино-ингушском конфликте и так далее. Вопрос: а кто, собственно, мешает во втором чтении в этот закон добавить эти конфликты в перечень? В чём проблема? Да ни в чём! А проблема в том, что у нас, к сожалению, эту политику определяет кто? Министерство финансов, господин Кудрин. Это человек далёкий от всего этого. Есть категория людей у нас в стране, бывшие лаборанты, ещё бог знает кто, которые нигде и никогда не служили, никогда не рисковали жизнью, для них солдат, офицер - это серая скотинка, которая обойдётся. Вот надо куда-то ещё послать - пошлём, а денег платить не будем - это позиция Минфина. Этих людей я всегда, мягко говоря, не любил. А ещё у нас есть позиция Министерства обороны. Они говорят: "В каком Таджикистане? Чего они там делали? Непонятно". А я вам скажу, я не хотел портить нервы нашим женщинам, но расскажу, как там всё было. Вот все знают про эту 12-ю заставу. Так вот, многим не просто отрезали головы, а с ещё живых снимали кожу. Многие попадали в плен в глубинах Памира. Они что, отправились в туристическую поездку с автоматом по Памиру? Нет, они рисковали жизнью. Кстати, не "2000 год" надо писать, а "2005 год", потери были и после этого. А им говорят: да нет, вам не положено. И Министерство обороны, я не знаю кто, заместитель по финансам, подписывает. Это антигосударственное отношение к людям! Мы говорим: мы будем бороться с терроризмом, мы ещё с чем-то там бороться будем. А кто будет бороться? Вот кто-то посмотрит и скажет: моему отцу, который там провоевал пять, шесть лет, ничего не дают, а он вернулся раненый оттуда. Что это такое?! Что же это за борьба? Кто будет воевать? Кудрин? Или заместитель министра обороны по финансам? Вот сейчас будет следующий вопрос, я ещё отдельно выступлю по Прибалтике, по всем конфликтным ситуациям. Некоторые говорят: в конфликте участвовал, ну и что? Вот мне пришлось в ошских событиях и в ферганских событиях участвовать. Тоже, извините меня, очень было непросто, когда там в роли правозащитников выступали партийные советские работники разных национальностей, вовлечённых в конфликт, и каждый говорил: ты туда не стреляй, мы хорошие, ты вон туда стреляй. И когда я слышу, что, как нам говорят, сейчас правозащитники рванут на Кавказ защищать, я с ужасом думаю: ведь это будет то же самое. Я представляю этих офицеров, что они будут чувствовать по отношению... Они прошли всё это, они рисковали жизнью, там тоже были погибшие, раненые и так далее, а им говорят: слушайте, да какие вам льготы, вот сейчас мы закон придумаем... Никакого закона не придумали, а если придумают, то через несколько лет, а за это время люди умрут. Мы что, ждём, когда вымрут эти ветераны, что ли? Или как сейчас ветераны Великой Отечественной войны. Шестьдесят пять лет назад люди отвоевали - вы посмотрите, какие ужасы показывают по телевизору: люди живут в каких-то трущобах, что-то их вечно... Я прекрасно понимаю: это мы не решили вопрос с ветеранами Великой Отечественной войны. А уж ветераны, которые воевали в других конфликтах, - это вообще не в счёт. Вот тут говорили про Соединённые Штаты. Будучи в командировке в Вашингтоне, я спросил в посольстве России: как здесь относятся к ветеранам? Мне дали справку, и я пришёл в изумление. У них любой прослуживший в армии (даже если не воевал) сто восемьдесят дней - это ветеран, а если ты ещё воевал за рубежом, ты ветеран зарубежных войн. У них есть министерство по делам ветеранов, которое по своему бюджету, по количеству людей, участвующих в работе, превосходит Минфин и министерство труда. А фонд ветеранов зарубежных войн у них 4 миллиарда долларов. Они являются авторами гимна Соединённых Штатов. А знаете какой, как у нас говорят, самый крутой номер на машине? Так вот, крутой номер на машине в Соединённых Штатах - где написано "ветеран", если он воевал где-то за рубежом. И все полицейские, говорят, относятся с большим уважением, отдают честь, потому что знают, что этот человек защищал интересы своей страны. Я предлагаю принять этот закон, а если кто-то против, значит, это человек, равный Кудрину, а это для меня как предатель. Вот кто предатель, нажмите кнопку "против", а кто за, нажмите... Проявите мужество, в конце-то концов, хватит издеваться над... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось время. Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо. Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Я хочу обратить ваше внимание на одну вещь, которая чрезвычайно сегодня значима для всех: президент объявил о реформировании правоохранительных органов и начал с Министерства внутренних дел. И мы слышим лозунги, призывы к тому, чтобы обновить кадры. Мы должны найти новые кадры для системы органов внутренних дел, которые будут рисковать своей жизнью, здоровьем, защищая общество от преступных посягательств, от террористов и прочее, и прочее, и прочее. И вот на этом фоне призывов к совестливости, патриотизму и нравственности мы сегодня можем продемонстрировать совершенно обратный пример того, как государство, точнее, высший законодательный орган власти относится к памяти о тех людях, которые ещё недавно защищали наше Отечество, общество, которое в начале 90-х годов сложилось на территории Советского Союза, от тех угроз... В случае неподдержки законопроекта будет продемонстрирована политика двойных стандартов по отношению к тем людям в погонах, которые с оружием в руках защищают людей, защищают народы. Это с одной стороны. А с другой стороны, вот те призывы, которые сегодня звучат в планах нынешнего реформирования правоохранительных органов и Вооружённых Сил... Я полагаю, что позиция Коммунистической партии Российской Федерации, поддерживающей этот законопроект... Мы считаем его глубоко нравственным, совестливым и справедливым, он заслуживает поддержки и всех остальных участников нашего пленарного заседания, депутатов Государственной Думы, так как в должной мере соответствует требованиям людей в отношении человека с ружьём, который долго дожидается, чтобы государство воздало ему и в социальном, и в культурном, и в нравственном плане. Поддержите законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить у полномочных представителей президента и правительства? Нет. У докладчика с заключительным словом? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах", пункт 17 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 48 сек.) Проголосовало за 126 чел.28,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 126 чел. Не голосовало 324 чел.72,0% Результат: не принято Законопроект отклонён.