Заседание № 136
24.07.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 440745-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осуждённых к лишению свободы".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3761 по 4009 из 9469
Вопрос 37, о проекте федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осуждённых к лишению свободы". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации внёс представленный на ваше рассмотрение проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осуждённых к лишению свободы". Договор, в общем-то, типовой. В случае принятия данного закона двусторонние договоры будут заключены уже с 21 государством, ещё с рядом государств идут соответствующие переговорные процессы. Вы уже неоднократно выслушивали доклады представителей президента об аналогичных договорах с другими государствами. В данном договоре, подписанном в столице Нигерии - городе Абудже, устанавливаются положения, направленные на предоставление возможности гражданам России и Нигерии обращаться с просьбой к компетентным органам соответствующих государств об отбывании наказания на территории государства гражданства. Конечно, это позволит людям, которые совершили преступления и получили соответствующую негативную оценку со стороны судебных инстанций, скажем так, в более комфортных условиях, в родной среде отбывать наказание, что, на наш взгляд, будет в большей степени способствовать достижению целей, предусмотренных уголовным законодательством, ведь задача не просто наказать - задача состоит в том, чтобы лица, которые совершили преступления, в дальнейшем их не совершали и были уже более социализированы, адаптированы к правомерному поведению в дальнейшем. В договоре предусматриваются основания для отказа в передаче осуждённого для отбытия наказания в случаях, когда это может повлечь негативные последствия. Например, если в государстве за аналогичное преступление предполагается смертная казнь, а у нас, как вы знаете, смертная казнь как вид наказания в настоящее время уже не применяется судами, это может служить основанием для отказа в передаче. Кроме того, подобная передача не будет производиться, если будет наносить ущерб суверенитету или интересам Российской Федерации. Такие основания, например, в уголовно-процессуальном законодательстве не предусмотрены, а в этом договоре они есть. Устанавливаются компетентные органы сторон: по линии Российской Федерации это Министерство юстиции, также, соответственно, это Министерство юстиции Федеративной Республики Нигерии. Устанавливаются порядок и процедура передачи осуждённого, порядок исполнения наказания в другой стране, описываются и гарантируются права переданного лица, устанавливаются правила, которые регулируют продолжение исполнения наказания на территории иного государства - государства исполнения приговора. Предусматривается, что приговор, который был вынесен, например, на территории Российской Федерации, не может быть пересмотрен государством, которому передаётся преступник для отбытия наказания, но и государство, где был вынесен приговор, и государство, где будет исполняться наказание в дальнейшем, могут реализовать право своих компетентных органов на амнистию или помилование. Данный договор подлежит ратификации, поскольку, как я уже сказал, содержит правила иные, чем предусмотренные, например, нашим уголовно-процессуальным законодательством. Кроме того, договор содержит положения, которые затрагивают права и свободы человека и гражданина, поэтому он подлежит ратификации. Также я хотел бы отметить, что, как и все договоры о передаче для исполнения наказания, этот договор предполагает согласие трёх сторон: это государства - участники договора и само лицо, которое осуждено к отбытию наказания в виде лишения свободы. Только при согласии всех, повторю, трёх участников этого процесса возможна реализация норм, которые предусматриваются данным договором. Прошу вас поддержать инициативу Президента Российской Федерации и проголосовать за принятие закона о ратификации данного договора. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Светланы Сергеевны Журовой. Пожалуйста. ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассмотрел представленный Гарри Владимировичем проект федерального закона, внесённый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 12 апреля 2018 года. Целью договора является создание международно-правовой базы российско-нигерийского сотрудничества в области передачи лиц, осуждённых к лишению свободы. В договоре подробно рассматривается вопрос о требованиях, предъявляемых к составлению запроса о передаче осуждённого, порядке его направления, условиях передачи, процессуальных гарантиях передаваемого лица. Комитетом был высказан ряд замечаний, в большей степени касающихся процессуальных вопросов ратификации международных договоров и не затрагивающих существа договора. Договор подготовлен на основании уже имеющихся типовых документов, которые мы действительно принимали в Государственной Думе уже неоднократно. Ратификация договора будет способствовать развитию международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере и достижению целей правосудия, защиты прав и законных интересов российских граждан. В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам рекомендует ратифицировать договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Морозов Антон Юрьевич, пожалуйста. МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР. Вопрос докладчику. Уважаемый Гарри Владимирович, Согласно заключению нашего Комитета по международным делам, данный договор временно применяется с момента его подписания, то есть с 24 июня 2009 года. Срок применения - уже девять лет. Как вы оцениваете эффективность применения данного договора? И есть ли у вас статистика о том, сколько осуждённых было передано из России в Нигерию и из Нигерии в Россию? МИНХ Г. В. Спасибо за вопросы, уважаемый Антон Юрьевич. Ну, статистика следующая: на сегодняшний день на территории Нигерии граждан России, осуждённых и отбывающих наказание в виде лишения свободы, нет; на территории Российской Федерации по состоянию на 1 января текущего года отбывали наказание в виде лишения свободы 18 граждан Республики Нигерии. Что касается запросов о передаче этих лиц для отбывания наказания на территории Федеративной Республики Нигерии, таких запросов - ноль. Так что в части прикладной, я бы сказал, фактической передачи этот договор, можно сказать, не работает, но он работает как нормативно-правовая база, создаёт необходимые условия для возможной передачи. Вот так я охарактеризовал бы его применение со дня его подписания и по настоящее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Гарри Владимирович, ну вот мы после чемпионата мира знаем, есть такие факты, когда большое количество приезжих оттуда... Кстати, коллеги, Нигерия - страна хоть и маленькая на карте, но её население вдвое больше, чем в России, там почти 300 миллионов живёт. Вот приезжие оттуда вряд ли захотят покидать нашу страну, поскольку, как и гражданам всех бедных стран с высоким уровнем рождаемости, им, наверное, в российской тюрьме будет сидеть гораздо лучше: их там и кормят, и одеждой обеспечивают. Я хотел бы, чтобы вы уточнили, обязаны ли мы принимать этот документ именно вот с такой формулировкой, когда требуется ещё и согласие лица, которое будут перемещать? Они не захотят уезжать, я думаю. МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Владимирович, если вести речь о тех лицах, которые к нам приехали по паспортам болельщиков, то ситуация следующая. На пике этой проблемы более 200 граждан Республики Нигерии имели билеты и в Россию, и из России, но эти билеты в силу разных причин оказались либо аннулированными, либо недействительными. В настоящий момент из всей массы этих граждан Республики Нигерии на территории Российской Федерации в спецприёмнике находятся 36 человек. Все остальные и с помощью наших дипломатических усилий и возможностей, и с помощью органов и учреждений Республики Нигерии уже вылетели за пределы Российской Федерации. А те лица, которые содержатся в спецприёмнике, будут подвергнуты административному выдворению. В любом случае это не уголовно наказуемые, а административно наказуемые деяния, и к ним такие санкции будут применены. Никакого отношения к данному законопроекту и к договору, о котором мы ведём речь, ваш вопрос, к сожалению, а может, к счастью, не имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Гарри Владимирович, единое уголовное право в Нигерии отсутствует: в восточной и западной частях страны действуют разные уголовные кодексы, а в северной части учитываются многие положения мусульманского уголовного права. Как эта специфика будет учитываться при передаче осуждённого в Россию? МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Владимирович, хочу напомнить, что всё-таки 18 граждан Республики Нигерии осуждены по законодательству Российской Федерации, а российских граждан, осуждённых по законодательству Республики Нигерии, нет. Это первое. Второе. Если говорить о сути вопроса, то передача лиц, осуждённых к лишению свободы на срок более одного года, возможна только в том случае, если это деяние признаётся уголовно наказуемым и на территории Российской Федерации, и на территории Республики Нигерии. Любое отличие в этом плане препятствует реализации норм данного договора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Бесспорно, инициативу президента мы поддержим. Тем не менее, Гарри Владимирович, подскажите, пожалуйста, какие всё-таки факторы влияли или влияют на то, что на протяжении девяти лет мы не ратифицировали данный документ? МИНХ Г. В. Андрей Геннадьевич, факторы довольно простые. Договором регулируются двусторонние, не многосторонние, а двусторонние отношения, и до определённого момента были сложности. В частности, самый известный случай - это когда в 2012 году наши моряки были задержаны в Республике Нигерии по обвинению в том, что они якобы незаконно везли оружие, на самом деле это было не так: эти люди были вооружены в рамках имевшихся правовых возможностей для обеспечения охраны судов, осуществлявших торговое мореплавание. Эта ситуация была благополучно разрешена путём дипломатических усилий. Вот один из примеров. Задержка была вызвана прежде всего такими проблемами. Ну а в настоящий момент, мы полагаем, президентом законопроект внесён исходя как раз из того, что ситуация созрела и мы в наших двусторонних отношениях готовы двигаться дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Нет желающих. Заключительно слово - докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осуждённых к лишению свободы", пункт 37 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 34 мин. 11 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6 % Результат: принято Принимается.