Заседание № 219

25.03.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 440588-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (о защите прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1927 по 1950 из 8233
10-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с   
иностранными государствами". Доклад члена Комитета по обороне Михаила           
Петровича Ненашева.                                                             
                                                                                
Микрофон включите на рабочем месте, пожалуйста.                                 
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию в третьем     
чтении представляется проект федерального закона "О внесении изменений в        
Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с   
иностранными государствами". Во втором чтении законопроект был принят 23        
марта текущего года, прошёл все необходимые экспертизы и готов к рассмотрению   
в третьем чтении. Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять   
данный закон.                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет замечаний? Нет. Багаряков по мотивам будет выступать. Выносим 10-й вопрос   
на "час голосования".                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6102 по 6120 из 8233
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет его? Тогда ставится на голосование пункт 10, проект   
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О                
военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными           
государствами".                                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 218

23.03.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 440588-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (о защите прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4368 по 4411 из 6530
Мы не рассмотрели один законопроект, я его уже объявил, поэтому не зачитываю    
название, это 7-й пункт повестки дня. Появился депутат Ненашев.                 
                                                                                
Докладывайте, пожалуйста, Михаил Петрович.                                      
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется   
во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в             
Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с   
иностранными государствами". Напомню, что законопроект направлен на повышение   
эффективности защиты прав России на результаты интеллектуальной деятельности    
в ходе военно-технического сотрудничества.                                      
                                                                                
В первом чтении законопроект принят 24 ноября прошлого года. За истекший        
период к нему поступило две поправки, обе Комитетом по обороне рекомендованы    
к принятию. Законопроект, доработанный с учётом поправок, прошёл правовую и     
лингвистическую экспертизы. Правовое управление Аппарата Государственной Думы   
замечаний не имеет.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе          
принять законопроект во втором чтении.                                          
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, две поправки, рекомендованные          
комитетом к принятию. Есть замечания? Нет. Ставлю их на голосование.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим данный законопроект на "час голосования".                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5046 по 5064 из 6530
7-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального        
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О военно-техническом          
сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами". Прошу        
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              370 чел.82,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    370 чел.                                          
Не голосовало                  80 чел.17,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 196

24.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 440588-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (о защите прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в ходе военно-технического сотрудничества).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2524 по 2801 из 7990
Пункт 25. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с               
иностранными государствами." Докладывает официальный представитель              
Правительства Российской Федерации заместитель министра юстиции Российской      
Федерации Василий Николаевич Лихачёв.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Василий Николаевич, на трибуну.                                     
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра юстиции Российской Федерации.                              
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, дорогие друзья, коллеги! Представленный              
законопроект направлен на выполнение соответствующего поручения Президента      
Российской Федерации, направленного на обеспечение эффективности и              
оптимизации существующей в стране системы правовой защиты результатов           
интеллектуальной деятельности в сфере военного, специального и двойного         
назначения.                                                                     
                                                                                
Два основных пункта: эти изменения, с одной стороны, предлагают формировать     
данную политику в качестве государственной политики, и во-вторых, в качестве    
одного из основных методов обеспечения интересов Российской Федерации в этой    
сфере предлагается изменение, которое звучит так: недопущение передачи          
иностранным заказчикам результатов интеллектуальной деятельности без            
определения условий их использования и/или обеспечения их правовой охраны.      
Бюджетных ассигнований на эти поправки и изменения не потребуется, а            
потребуется внесение соответствующих поправок в действующий нормативный         
массив подзаконных актов. Прошу поддержать.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад делает член Комитета по обороне Михаил Петрович Ненашев.               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Данный законопроект направлен,   
как уже сказал представитель правительства, на повышение эффективности защиты   
и охраны прав России на результаты интеллектуальной деятельности в ходе         
военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами. Хочу    
проиллюстрировать этот тезис одним примером. К сожалению, случаи                
несанкционированного копирования продукции военного назначения и                
использования технологии российской разработки имеются - наиболее яркие - в     
четырнадцати странах. Я не буду их перечислять, это страны (начиная с           
Болгарии, кончая США), которые по тем или иным причинам допускали случаи        
несанкционированного копирования продукции военного назначения и                
использования российских технологий.                                            
                                                                                
Этим законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон "О        
военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными           
государствами" в части отнесения охраны и защиты прав России на результаты      
интеллектуальной деятельности к основным принципам государственной политики.    
Второе - считать одним из методов осуществления государственного                
регулирования в области военно-технического сотрудничества недопущение          
передачи иностранным заказчикам результатов интеллектуальной деятельности без   
определения условий их использования и обеспечения правовой охраны.             
                                                                                
Законопроектом также устанавливается, что за обеспечением охраны и защиты       
прав России на результаты интеллектуальной деятельности со стороны органов      
государственной власти теперь осуществляется полноценный контроль, этим         
законопроектом мы такую систему вводим. С точки зрения комитета по обороне,     
законопроект является важным, он направлен на реализацию положений Послания     
Президента России в части стимулирования роста внедрения технологий и           
инноваций и повышения конкурентоспособности отечественных разработок военного   
назначения.                                                                     
                                                                                
В то же время отдельные положения законопроекта, по нашему мнению, нуждаются    
в уточнении. Имеется в виду следующее. Необходимо уточнить перечень субъектов   
военно-технического сотрудничества, чьи права на результаты интеллектуальной    
собственности нуждаются в защите и охране со стороны государства, так как,      
кроме России - Россия имеется в виду как государство, - есть другие субъекты    
военно-технического сотрудничества, и они могут обладать правами на             
результаты интеллектуальной деятельности в составе единых технологий, права     
на которые принадлежат России. Кроме того, по нашему мнению, законопроектом     
не учтено, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации       
результаты интеллектуальной деятельности могут создаваться не только за счёт    
государственного бюджета, но и приобретаться у правообладателей.                
                                                                                
Отмеченные недостатки не носят концептуального характера и могут быть           
устранены в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению. Правовое       
управление Аппарата Государственной Думы возражений концептуального характера   
по законопроекту не имеет. Наши коллеги-соисполнители - Комитет по              
промышленности - поддерживают принятие законопроекта в первом чтении с учётом   
высказанных замечаний.                                                          
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне поддерживает       
концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в        
первом чтении. Прошу поддержать предложение комитета.                           
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Давайте запишемся.        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Задержитесь на трибуне, Василий Николаевич.                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
Восемь депутатов.                                                               
                                                                                
Депутат Беляков.                                                                
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо.                                                  
                                                                                
К уважаемому докладчику вопрос. Поясните, пожалуйста, если можно, вот простым   
языком, на пальцах, ну продекларировали мы, что государственная политика это    
теперь, ну продекларировали, что теперь нужно описывать условия, на которых     
мы передаём, - и что, теперь автоматы Калашникова, которые производятся в бог   
знает каком количестве стран мира, перестанут там продаваться? Или наши         
истребители "Су", которые производятся в Китае, перестанут производиться там?   
Поясните, это пустая декларация или есть какие-то конкретные инструменты?       
Повторяю, если можно, вот конкретно скажите, что произойдёт после принятия      
этого закона, прекратиться ли несанкционированное использование наших           
военно-технических разработок?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так это к докладчику, то есть представителю Минюста?      
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. К докладчику, да.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Николаевич, к вам вопрос.                         
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н. На самом деле, обсуждая эти поправки, мы должны подойти к         
принятию кардинального для Российской Федерации решения. Сегодня защита         
интеллектуальной собственности, особенно тех результатов, которых добиваются    
в сфере военной, специальной группы, ставит даже не массу вопросов, а создаёт   
огромную проблему, связанную с защитой и политического, и материального, и      
имущественного суверенитета Российской Федерации. Это и проблемы пользования    
лицензиями, которые получили многие страны ещё во времена Советского Союза,     
это и проблема воровства интеллектуального, и проблема контрафакта, и           
многие-многие другие вопросы. Сегодня этой тематикой занимается Минюст, у нас   
есть специальное подразделение под названием "ФАПРИД", которое даёт             
разрешение на пересечение российской границы, на поставку, есть                 
соответствующие подразделения в органах, которые занимаются экспортом,          
импортом товаров оборонного назначения, есть тематика, которая находится под    
крышей министерства образования. Поэтому возникла задача принципиальная (и я    
хотел бы, чтобы депутаты Государственной Думы и Совет Федерации поддержали      
эту идею): создание в России одного исполнительного органа власти -             
федерального агентства по интеллектуальной собственности. Я думаю, что          
поправки, которые сегодня предлагает внести в действующие законодательные       
акты Минюст, как раз и будут способствовать решению этой задачи. Мы должны      
вступить в период консолидации.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Тепляков. Секундочку, есть уточнение.             
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Петрович.                                                    
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П. Уважаемый Антон Владимирович, вы абсолютно справедливый и         
содержательный вопрос поставили. С принятием этого закона у нас, у              
государства, появится возможность через различные международные организации     
ставить уже вопрос: а) или о компенсации за копирование нашей техники, б) или   
о соавторстве при разработках той или иной продукции - техники военного         
назначения. И самое главное, что с принятием этого закона мы перед всеми        
государствами мира, с которыми мы осуществляем военно-техническое               
сотрудничество, - а я хочу напомнить, что мы почти со ста государствами мира    
осуществляем военно-техническое сотрудничество, - можем ставить вопрос о том,   
что без последствий вот это копирование, или воровство, или как там             
по-другому можно это назвать, не должно оставаться. То есть после принятия      
закона будет разработан целый механизм по линии различных министерств и         
ведомств, а не только по линии Министерства юстиции.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Тепляков.                             
                                                                                
ТЕПЛЯКОВ Е. Н., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Василий Николаевич, обращаюсь к вам. Принимая во внимание, что законопроект     
направлен на повышение эффективности защиты и охраны прав Российской            
Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в ходе                    
военно-технического сотрудничества и недопущение передачи иностранным           
заказчикам результатов этой деятельности для использования без установления     
определённых условий, хочу спросить: какие результаты нельзя передавать - это   
готовые изделия, это часть этих изделий или результат проработок?               
                                                                                
И ещё такой вопрос: почему речь идёт только о вооружении и военной технике,     
созданных за счёт средств федерального бюджета? Значит, если вооружение или     
военная техника созданы с привлечением средств бюджетов субъектов Российской    
Федерации или самого разработчика, их, получается, продать можно. Но так мы     
можем далеко зайти.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н. Хорошая логика. Значит, на первый вопрос отвечаю очень коротко.   
Есть специальные инструкции, кроме того, объект передачи - это результат        
практических договорённостей с любой стороной, которая имеет право вступить в   
дипломатические и иные переговоры с компетентными органами Российской           
Федерации. Где-то речь идёт о целой единице боевой или специальной, где-то о    
половине, где-то о четверти и так далее.                                        
                                                                                
Что касается формулировки, то, конечно, имеется в виду, что речь идёт о         
передаче и, соответственно, например, о применении лицензий при проведении      
платежей за те товары, в которых использованы результаты интеллектуальной       
деятельности именно Российского государства. Под этим, естественно,             
подразумевается и структура, находящаяся на территории субъектов Российской     
Федерации, здесь дифференциации нет.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гаврилов.                             
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Михаил Петрович за то, что подняли тему о возмещении затрат. У меня    
в этой связи вопрос к Василию Николаевичу.                                      
                                                                                
Василий Николаевич, поскольку у нас существует серьёзная проблема, когда мы     
на законных основаниях экспортируем результаты интеллектуальной деятельности    
и при этом не контролируем дальнейшие действия, связанные с реэкспортом         
наших, особенно наукоёмких, технологий, как вы планируете реализовывать этот    
вопрос в правовом поле, особенно в сфере неправового использования              
передаваемых лицензий?                                                          
                                                                                
И второй вопрос. В связи с тем что ряд наших партнёров формируют свою           
интеллектуальную собственность на продукты, в которых участвуют в               
значительной степени наши поставщики, наши комплектующие и даже результаты      
нашей интеллектуальной деятельности в советский период, прежде всего я имею в   
виду Украину, которая активно конкурирует с нами на оружейных рынках, как вы    
предполагаете, Василий Николаевич, в рамках того, что Минюст усилит, как мы     
надеемся, свои... (Микрофон отключён.)                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Василий Николаевич.                           
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н. Хороший вопрос. Спасибо.                                          
                                                                                
Когда я начал заниматься этой тематикой, то обнаружил не только огромное        
количество нормативных пробелов, но и в достаточной степени несовершенную       
работу существующих структур. В середине декабря по этому вопросу состоится     
специальное совещание у Президента Российской Федерации, но уже сегодня мы      
должны иметь в виду, что действующее международное право, весь                  
международно-правовой массив, включая специальные инструкции, специальные       
декларации и рекомендации Всемирной организации интеллектуальной                
собственности, так называемой ВОИС, которая располагается в Женеве, дают        
возможность по крайней мере выстроить схемы защиты российских национальных      
интересов в этой сфере и субъектов, которые производят эти товары               
специального назначения. Мне кажется, что нам как раз не хватало чёткости и     
ясности в повышении этого уровня ответственности и соответствующей              
координации. Потому что, как показал анализ правоприменительной практики,       
есть определённая специфика, существует и коллизия интересов. Казалось бы,      
интересы должны быть одни и те же - государственный бюджет надо поправлять,     
увеличивать. Например, те лицензионные платежи, которые перечисляются в адрес   
ФГУ "ФАПРИД", они идут полностью, до копейки, в бюджет Российской Федерации.    
И даже здесь мы обнаружили многие серьёзные нестыковки и коллизии, которые      
иногда доходят до серьёзных разговоров в стенах и Белого дома, и Кремля, и      
Министерства юстиции.                                                           
                                                                                
Ещё раз хочу сказать, что предлагаемые поправки позволят нам выстроить          
единство и устойчивость государственного подхода.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Один вопрос мы ещё успеем. Сапожников. Коротко, если      
успеете.                                                                        
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Успею.                                                                          
                                                                                
У меня вопрос к докладчику. Василий Николаевич, вот когда мы обсуждали у себя   
в Комитете по промышленности этот законопроект, депутаты выразили               
озабоченность тем, что он не распространяется на другие субъекты                
военно-технического сотрудничества. Кстати, и в содокладе от Комитета по        
обороне тоже прозвучала эта проблема. Как вы считаете, можно ли ко второму      
чтению вот это замечание нашего комитета учесть?                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Василий Николаевич, отвечайте.                                                  
                                                                                
И продлите время для этого ответа, прежде чем я объявлю перерыв.                
                                                                                
Нет возражений?                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, отвечайте, Василий Николаевич.                                      
                                                                                
ЛИХАЧЁВ В. Н. Да, Олег Викторович, спасибо.                                     
                                                                                
Спасибо за вопрос. Я думаю, для того и существуют процедуры первого и второго   
чтений, чтобы мы могли активно поработать и выпустить совершенно эффективный    
закон. Давайте вместе поработаем с соответствующими комитетами и                
заинтересованными депутатами.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продления времени не понадобилось.                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5343 по 5579 из 7990
И возвращаемся к пункту 25. Но я не вижу по этому пункту участников             
обсуждения.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, Ненашев здесь, я не вижу представителей               
правительства. У нас депутат Локоть задаёт следующий вопрос по пункту 25, но    
я и его не вижу.                                                                
                                                                                
Депутат Федоткин Владимир Николаевич. И он вышел покурить.                      
                                                                                
Бесчётнов Константин Викторович. Здесь. Задавайте, пожалуйста, ваш вопрос.      
                                                                                
Пожалуйста, Бесчётнову включите микрофон.                                       
                                                                                
БЕСЧЁТНОВ К. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Так у меня вопрос к Василию Николаевичу, я его тоже не вижу.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Ненашев может, наверное, ответить.                    
                                                                                
БЕСЧЁТНОВ К. В. Вопрос связан с патентами. В предлагаемом законопроекте         
изложена идея необходимости патентовать разработки военно-технического          
характера в России. При этом предполагается, что таким образом мы защитим эти   
разработки за пределами Российской Федерации. Дело в том, что там наши          
патенты фактически не действуют, поэтому так эту самую защиту мы не             
обеспечиваем. Каким будет реально механизм защиты военно-технических            
разработок через патенты за пределами Российской Федерации?                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ненашев, пожалуйста, он готов ответить.                   
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П. Уважаемый Константин Викторович, на основании закона, который     
мы сегодня рассматриваем и, судя по настроению, надеюсь, поддержим в первом     
чтении, будут разработаны нормативные акты, и Василий Николаевич в своём        
докладе сказал, что по линии Министерства юстиции, по линии других ведомств     
уже подготовлены или разрабатываются документы в развитие и для реализации      
вот этого закона. И в области патентования, и в других сферах у нас оказалось   
очень много пробелов. На основании данного законопроекта уже идёт работа и, я   
знаю, готовятся предложения.                                                    
                                                                                
Мало того, я хотел бы сказать, что в рамках реализации закона "О                
военно-техническом сотрудничестве..." в подкомитете, который я возглавляю, мы   
этот вопрос, Константин Викторович, уже рассматривали и сейчас ждём             
предложений от различных министерств и ведомств, которые касаются не только     
военно-технического сотрудничества, но и других сфер. Ведь интеллектуальное     
воровство у России идёт и по другим каналам, а не только в сфере копирования    
образцов вооружения и техники.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Локоть, пожалуйста, ваш вопрос.                   
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Я очень уважаю Михаила Петровича, но хотел бы немножко поправить его. Он        
говорил о том, что мы вот этим законом на международные отношения в этой        
сфере как-то повлияем. Национальное законодательство не является регулирующим   
фактором в этих международных отношениях, таким фактором является патентное     
право. А данный законопроект, насколько я понимаю, говорит о том, что в         
договора, которые будут заключаться, должны включаться соответствующие          
статьи. Так вот, я хочу спросить: а каковы механизмы исполнения, кто будет      
отслеживать вот эти статьи, как это всё будет происходить? Ну и конечно же,     
хотелось бы, чтобы вот актуальность данного вопроса почётче звучала, потому     
что вот был харизматичный пример приведён насчёт "АК-47", но хотелось бы        
всё-таки знать, сколько Россия потеряла, то есть ну хоть примерно понять        
масштабы данного бедствия.                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это я вам скажу сразу: очень много.                       
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Петрович, ответьте.                                          
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П. Уважаемый Анатолий Евгеньевич, вы, естественно, поднимаете        
содержательный вопрос, и я хотел бы сказать, что тут нет смысла меня            
поправлять, я, когда докладывал законопроект, говорил о том, что мы не          
говорим, что только этим законопроектом исчерпываются меры по защите            
интеллектуальной собственности в итоге нашей деятельности, просто этот          
законопроект - один из первых в ряду мер по защите.                             
                                                                                
И второе. Вы же сами сказали, что международные организации, которые            
форматируют те или иные соглашения, получают, как правило, предложения от       
наших организаций. Я сам был на нескольких таких совещаниях, где очень многие   
просили: вы примите этот закон, а мы для международных организаций сделаем      
такие предложения. Ну и, как нам те товарищи, которые работают во               
взаимодействии с международными организациями, объясняют, там ждут от нас       
предложений. Просто у нас не было даже отправной точки. И мы, как я уже         
сказал чуть ранее, в рамках развития закона "О военно-техническом               
сотрудничестве..." готовим другие предложения.                                  
                                                                                
Так что, Анатолий Евгеньевич, вы абсолютно правы: размер воровства у нас        
огромный. Я вот сегодня в докладе упомянул, что начиная от Болгарии и кончая    
США копируют и наши большие корабельные и авиационные системы (в Израиле,       
например, модернизируют наши вертолёты, в других странах), и винтовки           
снайперские, другие военные изделия, целые системы.                             
                                                                                
Поэтому мы, учитывая в том числе сегодняшний разговор, направим                 
соответствующее обращение в Федеральную службу по военно-техническому           
сотрудничеству, в "Рособоронэкспорт" вот этот ваш, будем считать, своего рода   
запрос: понять размеры и масштабы ущерба и что для избежания этого необходимо   
далее делать в сфере защиты как по линии патентной, так и по другим             
направлениям этой деятельности.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, настаивает кто-то на выступлении по данному законопроекту?             
Сапожников... Много рук. Тогда давайте запишемся, потому что от одной только    
"СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" четыре человека.                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас посмотрим запись, если у нас будет больше одного   
от фракции, а, судя по всему, так и будет, потому что от "СПРАВЕДЛИВОЙ          
РОССИИ" было, по-моему, три или четыре руки...                                  
                                                                                
Записывайтесь, коллеги.                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас мы решим.                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Беляков, Железняк, Сапожников. Вот уже три фракции есть. От ЛДПР есть           
желающие? Нет. Давайте тогда от фракции по одному выступлению.                  
                                                                                
От фракции КПРФ - депутат Сапожников. Пожалуйста.                               
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
САПОЖНИКОВ Н. И. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддерживает законопроект и    
будет голосовать за него в первом чтении.                                       
                                                                                
Внося этот проект, правительство поставило благородную цель - создать           
эффективные рычаги воздействия на партнёров по военно-техническому              
сотрудничеству и предотвратить несанкционированное копирование российских       
вооружений и военной техники, но мы прекрасно осознаём, что этот законопроект   
- лишь первый шаг к той большой работе, которую предстоит осуществить.          
                                                                                
Мы считаем, что при доработке законопроекта ко второму чтению необходимо        
принять поправки, связанные с распространением в ходе военно-технического       
сотрудничества принципов государственной политики и расширением сферы           
действия государственного контроля на охрану и защиту прав на результаты        
интеллектуальной деятельности не только Российской Федерации, но также и        
российских организаций - разработчиков и производителей продукции военного      
назначения.                                                                     
                                                                                
Кроме того, на наш взгляд, недостаточно внимания сегодня уделяется вопросам     
правовой охраны и защиты фирменных наименований коммерческих обозначений, так   
называемых брендов, российских организаций за рубежом. В связи с этим           
представляется целесообразным распространить принципы государственной           
политики, государственного контроля на охрану и защиту прав на средства         
индивидуализации российских производителей.                                     
                                                                                
Будем голосовать за.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконичное выступление.                        
                                                                                
Депутат Железняк от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста.                        
                                                                                
ЖЕЛЕЗНЯК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Постараюсь тоже быть кратким.     
Мы также просим коллег поддержать данный законопроект. Не секрет, что           
значительная часть мира, мировых армий используют не только наше оружие, но и   
наши наработки в области военно-технического сотрудничества, и для нас очень    
важно для поддержания и военно-промышленного комплекса, и тех специалистов,     
которые сегодня работают в России в этом направлении, защитить                  
интеллектуальную собственность и добиться того, чтобы при передаче наших        
технологий обязательно были прописаны все аспекты, связанные с их               
использованием, и были прописаны ограничения по копированию. Да, конечно,       
этот закон в полной мере не может решить все вопросы, но это серьёзная          
заявка, особенно в отношении стран третьего мира, которые достаточно цинично    
копируют и подделывают наши изделия, в том числе с ухудшением качества, а       
слава русского оружия должна быть всегда на высоте.                             
                                                                                
Просим поддержать данный законопроект.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Бесчётнов Константин Викторович.     
                                                                                
БЕСЧЁТНОВ К. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Приведу два       
факта. В заключении комитета был представлен пример в отношении самолёта        
"Су-27", и самое страшное даже не то, что наш самолёт производится и            
продаётся в Китае под маркой "J-11B" и "J-15", а то, что разброс цен на         
мировом рынке на "Су-27" - от 5 до 25 миллионов долларов. Китай не только       
снижает таким образом цены, но и фактически, используя интеллектуальную         
собственность Российской Федерации, получает вместо нас наши деньги.            
                                                                                
И второй факт. Совершенно другая часть света - Силиконовая долина,              
деятельность которой началась в 1933 году с огромного ангара, в котором         
проводились перспективные авиакосмические разработки, а в период Второй         
мировой войны Стэнфордский университет получал миллиардные заказы военного      
характера.                                                                      
                                                                                
Российский военный интеллектуальный потенциал трудно переоценить, и, если мы    
действительно начнём использовать его в мирных целях, мы получим колоссальный   
экономический эффект, я уже называл цифру, это около 30 процентов ВВП. Я        
избран от Пермского края, в советское время Пермь - это был закрытый город,     
военный город, и поверьте мне, я понимаю, о чём говорю.                         
                                                                                
Почему возможны такие ситуации, как с "Су-27"? Очень просто: наши военные, да   
и, к сожалению, не только военные, не обладают компетенциями в области          
интеллектуальной собственности. Такая же ситуация в 90-е годы возникла в        
Германии в отношении автомобилестроения. Знаете, что сделали немцы, когда       
поняли, что "тойота" обгоняет "БМВ" и "мерседес"? Они отправили патентоведов    
и патентных адвокатов в Японию учиться патентному праву.                        
                                                                                
Сегодняшняя российская ситуация очень похожа на немецкую, и мы, кстати, можем   
подать в суд на китайские компании. Только куда подавать? В Мюнхен? Там         
патентный суд. В России у нас нет патентного суда. Обсуждаемый законопроект     
предлагает патентовать военные разработки в России, но таким образом мы их      
нисколько, к сожалению, не защищаем, потому что за пределами страны должны      
действовать другие патенты. Чтобы действительно защитить интеллектуальную       
собственность Российской Федерации, нужно действовать и системно, и             
комплексно, начиная с создания патентного суда в России с соответствующими      
компетенциями. Мощный институт патентоведов и международных патентных           
адвокатов в России должен возникать через массовое превращение                  
интеллектуальной собственности в нематериальный актив как институт совершенно   
новый в России путём создания законодательства, которое вовлекает в             
экономический оборот технологии двойного назначения.                            
                                                                                
Наша фракция, к сожалению, не увидела всех этих задач, которые должны           
решаться нашим государством, в обсуждаемом законопроекте, поэтому мы за него    
голосовать не будем.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь.                                           
                                                                                
Представители президента, правительства не настаивают на обсуждении. Михаил     
Петрович, нет нужды выступить? Нет.                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы завершили обсуждение 25-го вопроса и выносим его на       
"час голосования".                                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7625 по 7640 из 7990
Пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с               
иностранными государствами". Голосуйте, коллеги.                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 13 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              415 чел.92,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.