Заседание № 274
05.02.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 440542-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (в части уточнения содержания информационных программ).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2012 по 2783 из 4558
Коллеги, мы договорились рассмотреть сейчас пункт 14 - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации". Доклад Владимира Владимировича Бортко. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Дорогие господа, товарищи! Никто из нас не сомневается в том, что все сидящие в зале обеспокоены вопросом единства и могущества нашей Родины. Это действительно так. Только понимается единство и могущество в силу партийной принадлежности несколько по-разному. Собственно, немного об этом законопроекте. Главное в деятельности Думы - законотворчество, направленное на улучшение жизни народа, но, увы, быть хорошим для всех нельзя. Например, закон о запрещении курения в общественных местах: курильщикам явно плохо, но тому, кто не курит, хорошо - большинство сохраняет здоровье. И Дума, в частности инициатор этого закона фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", заботясь о здоровье народа, его принимает. Но вдруг появляется предложение всё-таки пока разрешить курить, например, в аэропортах. Значит, кому-то понадобился такой закон. Курильщикам? Формально - им. Но кто внёс законопроект и кто принимал его? Та же фракция - "ЕДИНАЯ РОССИЯ". А кто представлял законопроект в Думе? Тот, кто в 2010 году занял первое место в рейтинге депутатов-лоббистов, по мнению русского издания журнала "Forbes". Если учесть, что почти вся табачная промышленность принадлежит иностранному капиталу, становится совсем интересно. Партия власти в едином порыве приняла этот закон, а в газетах, на телевидении и в Интернете было объявлено, что приняла его Государственная Дума - вся, без нюансов, кто вносил проект закона и кто как за него голосовал. Что есть партия? Слово "партия" - от латинского "часть", партия - часть чего-либо. Что есть политическая партия? Часть общества, ставящая целью овладеть политической властью. Большинство партий имеют программу - перечень целей и способов их достижения. С КПРФ понятно всё: партия декларирует, защищает интересы и права людей наёмного труда. Все, подчёркиваю, все законопроекты, предлагаемые партией, направлены на защиту их интересов и прав. А интересы какой части общества выражает, например, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ"? Среди официально декларируемых целей партии - обеспечение соответствия решений, принимаемых органами власти, интересам большинства населения России. Благородно. Но нюанс в том, в чьих интересах принимается решение. В чьих интересах принимается большинство законов, инспирируемых "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ"? Долго объяснять не надо - в интересах крупной буржуазии, даже не средней и не мелкой, а крупной: организация офшоров на территории России, закон об амнистии капиталов, увеличение НДС на 2 процента, многомиллиардная поддержка обанкротившихся, принадлежавших олигархам и иностранному капиталу, подверженным санкциям предприятий, ну и освобождение от уплаты налогов владельцев яхт и тому подобных прелестей. А против кого направлены законы партии власти? Как раз против тех самых людей наёмного труда. Повышение налогов кого касается? Платное образование кого касается? Ликвидация бесплатной медицинской помощи кого касается? Ну и как венец - увеличение возраста выхода на пенсию. Вряд ли это огорчит миллиардеров! Вот не выдуманные, а реальные шаги доминирующей в парламенте фракции. Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - партия крупной буржуазии, она отстаивает её интересы. Это не хорошо и не плохо. Это так. Вот здесь возникает противоречие, на устранение которого направлен законопроект. Политическая борьба - неотъемлемое свойство политики, она разворачивается в виде соперничества между политическими партиями, в том числе и в Государственной Думе. Как могут влиять партии на массы? Через СМИ. Информированность граждан о деятельности политических партий в парламенте является непременным условием демократического развития общества. Должно быть видно, как голосует та или иная партия, но сейчас, увы, не видно за общим брендом "Государственная Дума". А что же с теми самыми законами, которые принимает "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и в которых неоспоримо видна её сущность? Либо они замалчиваются, либо преподносится так: "Дума вчера приняла закон", то есть вся Дума. Или: "Нельзя было не принять закон, так как Дума в этом случае..." - народ, наверное, думает, что и оппозиционные фракции были согласны, что принимает или отклоняет вся Дума, в едином порыве. Вы скажете: есть "Парламентская газета", есть трансляция по телевидению Государственной Думы. Но читают "Парламентскую газету" и смотрят сайт Думы малое число граждан, тем более, как правило, они уже сформировали свою политическую позицию. Речь же должна идти об объективном информировании максимально широкой аудитории, то есть о законной политической борьбе, поэтому в СМИ должны отражаться результаты голосования по принимаемым законам: кто голосовал за, а кто - против. Если в СМИ мнение оппозиции под любыми предлогами замалчивается, то на основании принятых и отклонённых проектов законов сущность целей и задач любой партии виднее, поэтому и предлагается принять соответствующий закон, с тем чтобы при любом упоминании о принятых или отклонённых проектах законов рядом, в скобочках, было наименование выдвинувшей их партии в целях дальнейшего развития демократии и плюрализма. Вот такой законопроект. Этот законопроект не требует денег. Обязывают же все СМИ, скажем, после каждого упоминания "ИГИЛ" писать в скобочках - "запрещена на территории Российской Федерации". Так и здесь: после, скажем, упоминания принятого закона о повышении возраста выхода на пенсию напишите в скобочках - фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". И всё. Или после упоминания непринятого законопроекта о детях войны - фракция КПРФ. Это и есть честная политическая борьба. Должны соблюдаться правила, без чего невозможна никакая политическая деятельность. Извините, но даже в тюрьме пахан следит за выполнением требования жить по понятиям. Думаю, что в СМИ должны отражаться результаты голосования Думы не по понятиям, а по законам. Если, например, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" уверена, что всё, что она делает, максимально полезно для народа, она должна с радостью принять этот законопроект. Ну а если нет, так нет... Но будет понятно, что за общим для всех понятием "Дума" партия власти пытается скрыть свои противоположные интересам людей законы. Всё. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Антона Вадимовича Горелкина. Пожалуйста. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Комитет понимает благие намерения авторов законопроекта, но считает предлагаемые нормы избыточными. Я хочу напомнить, что в Федеральном законе "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" есть статья 11, обязывающая государственные медиа информировать аудиторию о позиции по актуальным вопросам президента, правительства, Государственной Думы, в том числе депутатских объединений. Пример действия данного положения закона: на государственном канале "Россия 24" выходит программа "Парламентский час", которая знакомит зрителей с позицией депутатов и фракций по обсуждаемым у нас здесь вопросам. В России также действует Федеральный закон № 95-ФЗ "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами", в статье 3 содержится базовая норма об освещении деятельности парламентских партий в государственных СМИ в равном объёме. В законе прописаны порядок и методика учёта эфирного времени, затраченного на освещение деятельности каждой парламентской партии, учитываются не только количество информационных сообщений, но также их продолжительность и общий хронометраж, и все эти параметры государственные теле- и радиоканалы неукоснительно соблюдают, потому что нарушать их себе дороже. В связи с этим любое дополнительное регулирование представляется избыточным. Обращаю внимание уважаемых коллег на то, что согласно Конституции Российской Федерации правом голосования в Государственной Думе наделены депутаты, а не какие-либо депутатские объединения. Хочу также подчеркнуть, что на сайте Государственной Думы оперативно выкладываются в общий доступ результаты всех голосований. Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, ещё раз хочу подчеркнуть, осознаёт благие намерения наших коллег, но считает нормы законопроекта избыточными и предлагает Государственной Думе отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Андрейченко Андрей Валерьевич, пожалуйста. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Антон Вадимович, вопрос вам - по поводу стандартной ситуации. Вы говорите, что всё это по часам отслеживается, у всех равные возможности, но все мы сталкиваемся с тем, что, когда выступает какое-то должностное лицо, являющееся членом партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и все это знают, указано только, что это, предположим, министр, замминистра в регионе, и когда выступает депутат от "ЕДИНОЙ РОССИИ", причём он может даже являться руководителем фракции, тоже не указана "ЕДИНАЯ РОССИЯ", соответственно, это время не учитывается. В ходе предвыборного этапа мы тоже сталкиваемся с тем, что кандидаты от партии власти получают гораздо больше эфирного времени, если занимают какие-либо должности. Не кажется ли вам, что в данном случае существуют всё-таки двойные стандарты и говорить о том, что у всех равные возможности, у всех равное количество эфирного времени, всё-таки некорректно? ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемый Андрей Валерьевич, я говорю о том, что правовой механизм сегодня есть и он работает. И если вы считаете, что есть какие-то проблемы и нарушения, я считаю, это моё личное мнение, они могут быть урегулированы в процессе переговоров. Руководители государственных каналов, руководители и редакторы СМИ доступны для общения, для взаимодействия, в том числе это касается и руководителей фракций, я думаю, они готовы встречаться, в рабочем режиме обсуждать наболевшие вопросы и вот эти проблемные истории, о которых вы говорите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Антон Вадимович, в продолжение вопроса. Дело в том, что, может быть, хронометраж формально и учитывается, но какая информация подаётся, в данном случае решает сам канал. То есть они могут показать лидера "ЕДИНОЙ РОССИИ" в конкретном регионе, который выступает всё положенное время, а во время, отведённое для КПРФ, показать, например, какие-то отрывки из выступления Геннадия Андреевича Зюганова либо вообще отрицательную информацию дать, с критическим отношением к партии. И всё это засчитывается в отведённое время, и это считается равными возможностями. Не считаете ли вы, что необходимо исправить подобную ситуацию, чтобы партии сами формировали свою повестку, а не доверяли это редактору, который, к сожалению, всё время очень односторонне преподносит информацию в интересах одной известной партии? ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос. Моё мнение, моё личное мнение: с учётом всего многообразия платформ, которые сегодня есть и через которые политические партии могут доносить свою позицию до избирателей, - их достаточно, и они эффективно работают, - нужно использовать те возможности, которые есть, а если вы считаете, что редакционная политика того или иного медиа ущемляет ваши интересы, это предмет переговоров и обсуждения. Ещё раз подчеркну, правовой механизм сегодня существует, он есть и он вполне рабочий, поэтому нормы, которые наши уважаемые коллеги предлагают, очевидно избыточны исходя из того законодательства, которое сегодня есть по этой теме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Антон Вадимович, я, честно говоря, так и не понял из вашего выступления, в чём заключается избыточность. Мы же всего лишь хотим, чтобы наша точка зрения, наше голосование было донесено до наших избирателей. Получается, вы как бы уравниваете всех депутатов, сводите воедино, считая, что мы якобы голосуем единогласно, то есть у наших избирателей возникает такое ощущение, что мы все принимаем законы каким-то общим голосованием, в общем порыве, хотя вы знаете о том, что по очень многим вопросам наши точки зрения различается. Не является ли это нарушением в том числе наших прав в части того, что наша точка зрения не доносится дальше, и не нарушается ли право избирателя в связи с тем, что он не имеет права получить информацию в доступном виде? Может быть, стоит всё-таки уточнять, что, допустим, депутаты такой-то партии проголосовали так, депутаты такой-то... Раз вы говорите, что каждый депутат голосует индивидуально. ГОРЕЛКИН А. В. Спасибо за вопрос, Павел Валентинович. Сегодня я могу привести простые примеры, в рабочем порядке дать вам ссылки. В Рунете сегодня огромное количество медиа, которые постоянно сообщают о том, как проголосовал тот или иной депутат. Ряд медиа - я лично это читал - постоянно пишут о том, как я проголосовал, и я им благодарен за объективность. Поэтому в рабочем порядке я готов дать вам массу ссылок, где сообщают о том, как голосовали партии или конкретные депутаты. Ещё раз хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги: я понимаю, в советское время существовали один канал, одна газета, одно агентство - ну, условно, - а сегодня платформ, чтобы донести свою позицию до избирателей, огромное количество и большое многообразие. Вопрос в эффективности использования этих платформ. Я готов также в рабочем порядке проконсультировать, уважаемые коллеги, если вы считаете, что позиции ваших партий доносятся двусмысленно или непрофессионально, - я готов в рабочем порядке пояснить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Антон Вадимович, вот читаю заключение вашего комитета, и у меня такой вопрос возник: вы считаете, что введение этой нормы потребует дополнительных средств из федерального бюджета, - не могли бы вы объяснить, почему вы так решили? ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемый Сергей Владимирович, если мы говорим о том, чтобы дополнительно сообщать, использовать дополнительные каналы, формировать, производить дополнительные программные продукты на наших телеканалах, которые ещё более подробно будут освещать, как проголосовала партия или как проголосовал тот или иной конкретный депутат, это потребует больше трудозатрат творческих коллективов и эфирного времени, которое стоит довольно дорого, поэтому очевидно, что государственные СМИ обратятся в Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи и попросят увеличить им финансирование. Да, действительно, авторы не определили источники финансирования своих предложений, поэтому, соответственно, тоже... Нужно это определить и предложить, но этого не было сделано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Антон Вадимович, вы выступаете как представитель третейского суда, а не как представитель комитета, причём депутат, облечённый званием депутата и работающий в соответствии с законом о статусе депутата. Вообще-то, задача вашего комитета уже седьмой созыв заключается в том, чтобы организовать выполнение закона о статусе депутата в соответствии с нашей Конституцией и федеральным законом, понимаете? Вот вы первый созыв депутат, а я вам могу подсказать, что, к сожалению, всё это время помощь федеральным каналам из федерального бюджета увеличивается, в том числе внепланово, но... В "Вестях" ("Россия 24") одно время прекрасная возможность была как раз реализовать вот то, о чём говорит уважаемый Владимир Владимирович: каждая фракция имела право направить своего представителя по конкретным вопросам, а сегодня даже аккредитованные журналисты... (Микрофон отключён.) ГОРЕЛКИН А. В. Да, Николай Васильевич, я действительно здесь выступаю от имени комитета, вы всё правильно сказали. Я считаю, что комитет профессионально исполняет свои обязанности. Ту проблематику, о которой вы говорите, я считаю, возможно урегулировать - если вы считаете, что здесь ваши права нарушены, - в процессе, ещё раз, переговорном, а не законотворческом: правовые механизмы есть, и они работают. Можно на площадке комитета действительно собраться, обратиться к нашему руководителю Александру Хинштейну, собраться и обсудить эти наболевшие проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Антон Вадимович, я хочу напомнить, что Владимир Владимирович Бортко, аргументируя свой законопроект, говорил о том, что речь идёт о законной, легитимной, цивилизованной политической борьбе. Поясните, пожалуйста, почему об итогах выборов, то есть о законной политической борьбе, государственные телеканалы и другие СМИ очень активно в течение целого ряда дней информируют людей: такие-то политические партии получили столько-то голосов, прошли в Государственную Думу, а дальше, о том, как эти партии работают в Думе, какую позицию они занимают, - как отрезало? Почему такая вот разница в освещении? ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемый Николай Иванович, спасибо за вопрос. Ещё раз подчеркну: правовые механизмы есть, и они работают. А что касается неправомерного, с вашей точки зрения, информирования избирателей или замалчивания какой-то информации, я здесь с вами не соглашусь. Государственные СМИ работают качественно, профессионально, есть специализированные программные продукты, информирующие о деятельности парламента и конкретных депутатских объединений. В Рунете многие крупные и авторитетные издания сообщают также, я считаю, очень профессионально и качественно позиции партий. И лично я не вижу здесь проблем, о которых вы говорите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список. Ревенко Евгений Васильевич, пожалуйста. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". РЕВЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я сейчас с большим интересом выслушал целый ряд реплик и оценок, в том числе касающихся профессионализма наших журналистов, наших редакционных коллективов, от коллег-депутатов. Данный представленный законопроект фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживать не будет, и я объясню почему. Одна из базовых ценностей нашего общества - это свобода слова и свобода средств массовой информации. Но мы почему-то постоянно здесь, я обращаю ваше внимание, уже не в первый раз, в том числе и я, сталкиваемся с тем, что наши же коллеги в этом зале постоянно стремятся что-то отрегулировать и постоянно посягают на свободу средств массовой информации, постоянно диктуют им, что и как рассказывать. Оппозиция очень часто упрекает фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в некоем охранительстве. Ну, я вам могу честно сказать, что в данном вопросе мы точно охранители, потому что мы препятствуем давлению на средства массовой информации. Хватит вторгаться в редакционную политику и дословно диктовать редакциям, что и как им рассказывать! Я слышал сейчас реплики о том, что редакции, особенно государственных средств массовой информации, не доносят до общества и до наших избирателей позиции оппозиционных фракций, - но это неправда! Это откровенная неправда (я ещё мягко выражаюсь). По главным пунктам повестки дня государственные средства массовой информации подробнейшим образом освещают позиции той или иной фракции. Я попросил бы привести примеры, подтверждающие подобного рода утверждения, но примеры здесь не звучат. Кроме того, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что ни для кого из здесь сидящих, а также за пределами Государственной Думы не является секретом, у кого здесь конституционное большинство. Конституционное большинство у фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и именно наша фракция несёт всю ответственность, всю полноту ответственности за принятие или непринятие тех или иных законов, и аргументация звучит. Поэтому тезис о том, что кто-то не понимает, кто и как голосует, не выдерживает никакой критики. Я хотел бы сказать, что каждый из нас, используя все возможные и доступные средства массовой информации, способен донести свою точку зрения до наших избирателей, и вот это является правдой. И теперь коротко о сути данного законопроекта. В 6-й статье 7-го федерального закона указано, что информацию о решениях и действиях органов госвласти СМИ обязаны сообщать, и Государственная Дума также поименована в перечне этих органов государственной власти. Все наши заседания транслируются, а результаты голосования, если оно не тайное, доступны любому, кому это интересно, в том числе и нашим журналистам. Ещё один момент. По решению Государственной Думы голосуют... Уважаемые коллеги, я, конечно, менее опытен, это мой первый созыв, но я хотел бы вам напомнить, что по решению Государственной Думы голосуют депутаты, а не депутатские объединения. Мы должны помнить нормы. Вы что предлагаете? На барабан титры и каждую фамилию отдельно? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РЕВЕНКО Е. В. Понятно. Что касается больших расходов, мой коллега Антон Горелкин пояснил, что это увеличит эфирное время и это увеличит расходы редакций. Кроме всего прочего, я хотел бы вам напомнить, что действует 95-й федеральный закон, который принимала Государственная Дума и который обеспечивает и гарантирует равный доступ всех парламентских партий к эфирам государственных средств массовой информации. Хотел бы напомнить вам, уважаемые коллеги, что при Центральной избирательной комиссии функционирует специальная рабочая группа (я вхожу в состав этой рабочей группы) и от каждой парламентской партии в этой рабочей группе по два представителя. Эта рабочая группа собирается раз в месяц строго и контролирует соблюдение 95-го федерального закона - это ответ на некоторые реплики с сомнениями насчёт того, как он выполняется. И если возникают вопросы, то каждый вопрос разбирается отдельно и детально, большинством членов комиссии выносится то или иное решение. Комиссия констатирует, что государственные средства массовой информации постоянно исправно выполняют 95-й федеральный закон. Уважаемые коллеги, вот целый перечень аргументов, которые свидетельствуют об избыточности данного предложения. Ни в коем случае никто не сомневается в необходимости донесения своей точки зрения до избирателей - Владимир Владимирович, это так. И я, как депутат, точно так же думаю об этом и использую все возможные средства, в том числе и социальные сети. Уважаемые коллеги, исходя из всего сказанного я хотел бы попросить вас не поддерживать данный законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Начнём, как говорится, с конца. Уважаемый Евгений Васильевич сказал: "Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против". До этого он нас убеждал, что голосуют не депутатские объединения, а голосует каждый депутат. Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места - что у вас там лежит? А там у вас лежит шпаргалочка, где написано, как вам голосовать и почему, это решение президиума, обсуждали вы его все в группах или нет, я не знаю, я в ваши дела не лезу. Теперь откроем федеральный закон, к которому я и мой коллега Владимир Владимирович Бортко предлагаем внести поправки. В статье 6 написано, что государственные - заметьте! - средства массовой информации, существующие на деньги налогоплательщиков, обязаны публиковать сообщения о решениях, принятых президентом, Советом Федерации и Государственной Думой, - и вот тут мы с коллегой Бортко предлагаем дополнить: с указанием результатов голосования фракций, потому что согласно нашему с вами Регламенту каждый депутат обязан входить во фракцию. Всё, мы больше ничего не предлагаем. Но уважаемый Евгений Васильевич говорит: блин, что же такое, мы же с вами чуть ли не цензуру вводим, топчем, понимаешь, права и творческую мысль редакции! И теперь редакция государственных средств массовой информации должна сказать: чёрт возьми, это не "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отклонила законопроект, допустим, о детях войны, а вся Государственная Дума. Мы прямо на горло им наступаем, уважаемые коллеги! Ну будьте вы честны хотя бы перед самими собой! Вам понравилось, когда вот здесь Вострецова, вашего коллегу, начали топтать, дескать, говорил он или не говорил, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" собирается заставить домохозяек платить налог? Не понравилось, правильно? И мы тоже говорим: ребята, слова Вострецова - это не мнение всей "ЕДИНОЙ РОССИИ". Так и вы тогда не говорите, что то, что здесь происходит, - это мнение всей Государственной Думы. Уважаемые коллеги, вы говорите: мы, конституционное большинство, готовы брать на себя ответственность - ну и возьмите на себя ответственность. А то как хорошее что-то сделали - это "ЕДИНАЯ РОССИЯ" внесла законопроект, это вот такой-то человек сделал, а как что-то плохое и всем не нравится - это мы все виноваты. Нет, ребята, так дело не пойдёт. Давайте, ещё раз говорю, будем просто-напросто честными и порядочными людьми. И хотя бы, ещё раз говорю, на зал смотрите, кто как голосовать будет: вы сейчас не будете в оппозиции - вы просто кнопки нажимать не будете. Выразите волю-то свою, нажмите кнопку "Против" - вот это будет честно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. От фракции, Николай Васильевич? Выступление от фракции КПРФ. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Интересно наблюдать за представителями массмедиа, крупных государственных каналов, ставшими депутатами: вот они уже тут прямо цензоры и праведники, лучше которых никто не знает. Но к сожалению, мы тоже очень многое знаем: мы знаем, как расходуются деньги, которые выделяются федеральным каналам (зачастую больше, чем многим отраслям народного хозяйства); мы знаем, по сколько квадратов есть и в каких офшорах у руководителей каналов; мы знаем, какова ваша политика в отношении сотрудников ваших каналов, - у вас большая часть не на контракте, а на договорах, фактически в полурабстве; мы прекрасно знаем, кому вы платите на платных ток-шоу и сколько за поношение - в нашем эфире за наши деньги! - истории нашей страны, за разжигание национальной розни у нас. И вы должны нести ответственность - но я этого не вижу! У нас на 20 миллионов уменьшилась численность только русских за это время - а кто понёс ответственность? Назовите фамилию, имя, отчество! У нас экономика в развале: по данным Сергея Вадимовича Степашина, из его доклада, который не дали вот здесь прочитать, 76 тысяч предприятий уничтожено - назовите фамилию, имя, отчество тех, кто понёс ответственность! Господин главный приватизатор, который получил от государства и прямое бюджетное финансирование, и государственные гарантии на 312 миллиардов рублей из бюджета, сегодня пафосно и вальяжно признал, что, к сожалению, инновационная экономика проваливается, а его заместитель Меламед скрывается в Соединённых Штатах Америки, потому что по просьбе 117 депутатов трёх фракций были проверены "РОСНАНО" и "Сколково" и выяснилось: из полученных денег 47 миллиардов сразу ушло в офшоры - кто ответил? Назовите фамилию, имя, отчество! Ещё 100 заплачено Кембриджскому и прочим университетам, по 3 миллиарда гранты за научное сопровождение! Вы что?! Поэтому не надо здесь витийствовать, понимаете? Мы ничего не требуем - мы как раз и для ваших 346 депутатов просим восстановить гарантии! Вот я, депутат, раньше приезжал в округ, у меня было семь минут эфирного времени - "Вести" ("Россия 24"). Я никому не молился - я писал заявочку, и руководитель региональной ВГТРК говорил: "Николай Васильевич, приглашаю вас в такой-то день, в такое-то время". Я не диктовал время - мне руководитель, который получает бюджетные деньги... и не только мне: вот у нас есть 14 депутатов - все 14 выступали (ну за исключением тех, кому нечего было сказать), но представители всех фракций!.. Я приходил - мне никто не диктовал, но дурь каждого в эфире видна, понимаете? Если тебе есть что сказать, ты говоришь - и люди видят, о чём ты говоришь, а если тебе нечего сказать, то ты и не говоришь. Ну и самое главное: вы поймите, у нас вот равенство даже на думском ТВ сегодня порушено. Раньше у нас и на думском ТВ был чёткий паритет фракций: каждая фракция в "Парламентском часе" имела время и имела возможность представить позицию. Да, это совершенствовалось, одно время приглашали всех представителей, по острому вопросу, и все выступали, а сегодня ведь... Парадокс: вот здесь каждый день во время пленарных заседаний есть подходы фракций - но покажите мне на ТВ, где, кто и каким образом показывает! Захотели - показали отрывок и что-то прокомментировали, захотели - большей частью не показали. Вы поймите, любой подход - это подготовка людей, их надо уважать! И в данной ситуации мне кажется, что, вообще-то, государственные деньги, которые получают государственные телеканалы, - это не их вотчина. Ещё Бонапарт Наполеон, придя к власти (тогда было пять газет), позвал министра Фуше и сказал: Фуше, если хоть одна газетка выйдет с не прочитанным мною словом, ты будешь на гильотине. Мы же прекрасно понимаем, кто управляет этим, но мы не требуем ничего лишнего. Вот здесь все представляют государственные политические партии, которые финансируются по полученным голосам избирателей. (Другое дело, кто как их считал и кто получает незаконные преференции, это же уже незаконное присвоение государственных денег, понимаете?) В данной ситуации, вообще-то, будьте как бы сами с собой-то искренни. Позиция фракции сегодня... Вот с этой трибуны Геннадий Андреевич неделю назад вам говорил - с какой стати все поснимали и ни одного слова не дали? Ну так же нельзя! Я вам скажу, в момент отставки правительства, ну так случилось, единственный руководитель фракции, который был в Думе, - Зюганов: все прибежали, 30 камер - ни одного слова, при назначении правительства - опять та же ситуация. Я вам могу тысячу таких примеров привести, но вопрос не в этом. Не должны мы ни с кем договариваться! Депутат - это официальное лицо, он ни с кем не должен... Его договорённость - это уже коррупционное проявление. Он должен иметь гарантии, которые ему гарантирует федеральный конституционный закон, закон о статусе депутата, который... Он открыл статью, пришёл, предъявил - и с ним должны считаться. А вы же дезавуируете права депутата, понимаете? Вы вот таким отношением, мол, я должен там с какими-то клерками договариваться... Да, хотел я их видеть счастливыми и удачливыми, но только мне не о чем с ними договариваться, понимаете? Я хочу не о себе рассказать, я хочу рассказать о деятельности партии, какие законы она предлагает принять, почему наши депутаты голосуют за, а почему против, и точно этого же хотят и мои коллеги из других партий. Почему вы нас лишаете этого права? Ведь посмотрите, у вас бандеровские проповедники - причём уже даже по фамилиям и по биографиям можно сказать, где у них квартиры в Москве, - имеют возможностей в миллион раз больше, чем любой из депутатов даже вашей фракции, понимаете? Почему, с какой стати?! Да, государственные деньги - это ценный ресурс, но мы имеем право и должны контролировать его и иметь... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги! Ну, в продолжение слов Николая Васильевича. Мы сегодня как-то с ухмылкой воспринимаем его выступление о том, что государственные СМИ должны работать на все политические силы, а ведь это нормальная ситуация. Почему в нашей стране сегодня СМИ, центральное телевидение превратились вот в такой вариант оболванивания населения? Почему сегодня уже половина населения не доверяет государственным СМИ? А именно потому, что там преподносится исключительно одна точка зрения, несмотря на то что Евгений Васильевич нам говорил про независимые редакции, про то, как там коллективы обсуждают что-то, как они там преподносят якобы политику редакции. Ну, давайте рассмотрим простой пример - пенсионная реформа. Вы видели соответствующее мнение КПРФ? Вы видели счастливых пенсионеров, которые в течение трёх месяцев рассказывали, как здорово долго работать, как хорошо позже выходить на пенсию и тому подобное, с различного рода ещё наворотами дополнительными? Да не было такого! Нет возможности сегодня, к сожалению, на центральном СМИ высказывать мнение партии, нет возможности его высказывать и на региональном уровне. Я не зря вам говорил, есть 95-й закон - приходим: покажите, пожалуйста, что вы продемонстрировали в рамках вот этого партийного времени. Хорошо, по "ЕДИНОЙ РОССИИ" всё чётко - школы, детсады, пятое, десятое, хотя за счёт бюджета всё. Покажите от КПРФ: вот, пожалуйста, разного рода отрицательные репортажи - отрицательные в отношении партии, отрицательные в отношении Зюганова, отрицательные в отношении регионального отделения. КПРФ же упомянута, а положительно или отрицательно - это совершенно неважно, пускай так и будет. Но и это, ещё раз говорю, 5 процентов эфира, а 95 процентов эфира занимают вот эти должностные лица, которые представляют "ЕДИНУЮ РОССИЮ". И всем понятно, что всё хорошее должно быть сегодня исключительно от "ЕДИНОЙ РОССИИ", а всё плохое - это в лучшем случае на всех, как Сергей Владимирович сказал, виноваты все, виновата вся Государственная Дума. Так что предложение, которое внесено, вполне нормальное, и не надо нас отсылать в Рунет, как сегодня делают. То есть на центральном канале мы покажем, что все плохие, а кто хочет разобраться - пожалуйста, посмотрите в Рунете, поднимите результаты голосования, поищите где-нибудь в Интернете, и, может быть, вы по этим результатам сможете сориентироваться. Ну абсолютно нормальное, честное, открытое предложение: есть все партии, есть соотношение, давайте его разделим соответственно, чтобы каждая политическая партия свою программу, своё понимание, свою позицию по каждому законопроекту или по какой-то общенациональной проблеме могла выразить и довести её до зрителя. Кончится тем, что центральные СМИ вообще никто не будет смотреть, у них осталось ещё два, три, четыре года, может быть. Уходит сегодня доверие, уже, наверное, ушло у молодого поколения, и у остальных уйдёт, будем черпать новости из Интернета, а потом будем говорить, что это помойка, что там, оказывается, ничему верить нельзя. Давайте восстановим честность, давайте восстановим справедливость хотя бы по отношению к нашим политическим партиям и будем честно смотреть друг другу в глаза! Я предлагаю проголосовать за данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич, выступление от фракции ЛДПР. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, с большим уважением отношусь к депутату фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", который выступал и представил позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", отношусь к нему с большим уважением, как к профессионалу, патриоту нашей страны и порядочному человеку. Я хотел бы поблагодарить за то, что ещё раз депутат фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" подтвердил, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" имеет в Государственной Думе абсолютное конституционное большинство и готова нести ответственность за все те политические решения, которые принимаются этой фракцией в Государственной Думе. Я очень надеюсь, что так и будет. Но я не судья, я не прокурор, я надеюсь, что оценку действий каждой партии дадут избиратели, жители нашей страны. А для того чтобы они могли дать объективную оценку, они должны получать объективную информацию. Вот вы говорите о коллективной ответственности - вы совершенно спокойно это озвучиваете, потому что уверены, что никакой индивидуальной ответственности при коллективной ответственности не будет. Ведь когда плохо играет сборная Российской Федерации по хоккею или по футболу, несёт ответственность тренер, нет коллективной ответственности команды; когда подразделение проваливает операцию, несёт ответственность командир. Очень легко говорить об ответственности, когда ты абсолютно уверен в том, что она не наступит. С другой стороны, когда я слышу из новостей о том, что Государственная Дума приняла закон о пенсионной реформе, я не хочу нести ответственность за единственную фракцию в Госдуме, которая якобы готова нести ответственность, но она принимает любые законы в Госдуме, если считает их нужными, несмотря на то что остальные фракции голосуют против. И я хотел бы, не покушаясь ни в коем случае на свободу слова, чтобы средства массовой информации доводили до граждан нашей страны достоверную информацию, ибо на деньги налогоплательщиков мы с вами существуем и работаем в этом здании, и они имеют полное право знать, какая фракция в Государственной Думе как проголосовала по тому или иному вопросу. И не требуется никаких дополнительных финансовых вливаний за счёт налогоплательщиков, если при освещении деятельности в Государственной Думе журналисты будут дополнять: сегодня в Государственной Думе был принят закон о пенсионной реформе голосами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", фракции ЛДПР, КПРФ и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" голосовали по данному закону против. И тогда мы не будем объясняться перед нашими избирателями, они об этом узнают из СМИ. Но вам это невыгодно и неудобно, вам хотелось бы, чтобы здесь не подчёркивалась роль фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", чтобы ответственность размывалась среди всех депутатов Государственной Думы. Вы говорите, что ни для кого не секрет, что в Госдуме две трети у "ЕДИНОЙ РОССИИ", - поверьте мне, то количество бытовых проблем, которое приходится решать нашим гражданам, далеко их отводит от глубокого изучения того, по какой формуле избирается парламент, сколько здесь фракций, какое количество голосов у какого депутата. Люди зачастую узнают новости из СМИ, в основном на федеральных телеканалах: что там сказали, такие законы для людей и начинают действовать. Если по телевизору сказали: Государственная Дума... В нашей стране уже давным-давно стало удобным, что не министр отвечает, не губернатор, не, упаси бог, председатель правительства или ещё выше, а та самая Госдума - это же она принимает все плохие законы. И даже сенаторы находят возможность обозвать нас госдурой, над нами шутят все, нас пинает, кто хочет. Почему? Потому что мы сами не можем подчеркнуть роль конкретной фракции. Когда вы говорите о том, что мы наступаем на свободу средств массовой информации, то я прошу не путать: свобода не означает возможность свободно распространять лживую информацию, а я думаю, что когда в Государственной Думе партии голосуют по-разному и об этом не говорят конкретно, то это тоже недостоверная информация. И я хочу вспомнить таких журналистов, как Леонид Парфёнов и многих других, - мы с вами прекрасно понимаем, почему они перестали работать на государственных телеканалах, я не буду упоминать журналистов, которых уже, к сожалению, нет в живых. Так что, когда речь о цензуре в средствах массовой информации, поверьте мне, она исходит далеко не от депутатов Государственной Думы и уж тем более не от оппозиционных партий. Уважаемые коллеги, речь идёт о государственном финансировании телеканалов. Я же не напоминаю вам о телеканале "ТНТ", который выпускает замечательное (в кавычках) ток-шоу "Дом-2", и мы не предлагаем диктовать им, как кто на этом шабаше будет сидеть, говорить, кто как голосовал. Мы говорим о тех средствах массовой информации, которые призваны давать гражданам сухую, конкретную информацию. И когда вы говорите о том, что государство финансирует эти телеканалы, - а у нас практически все телеканалы финансируются - ну, я думаю, что государство имеет право попросить эти телеканалы давать более полную информацию. И я не понимаю, почему здесь делались какие-то отсылки к свободе слова или, допустим, к дополнительному финансированию. Ведь суть данного законопроекта очень простая: при освещении деятельности Государственной Думы журналисты должны сообщать о результатах голосования, о том, как проголосовала та или иная партия, - всё. Я не вижу здесь никаких проблем. Уважаемые коллеги, конечно, у каждого человека есть своя собственная позиция, своя точка зрения. К сожалению, точка сидения зачастую определяет и точку зрения. Ничего личного, но большинство бывших или действующих журналистов с федеральных телеканалов почему-то у нас сконцентрированы в одной конкретной фракции, и это, наверное, неудивительно. И даже на областном уровне есть руководители телеканалов, которые одновременно являются депутатами областной Думы, и они входят не во фракции ЛДПР или КПРФ, они входят во фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Поэтому когда эти депутаты высказывают позицию, как бы представляя журналистское сообщество, у них вообще всё хорошо - свобода слова, всё здорово, - но когда просишь на этом телеканале показать деятельность политической партии ЛДПР, то напоминают, что редакция самостоятельно определяет, в каком формате показывать деятельность ЛДПР. Например, если на экране будет кружка ЛДПР десять минут находиться, то главный редактор определит, что он так освещает деятельность ЛДПР. Фракция ЛДПР за то, чтобы жители нашей страны знали, как какая фракция в Государственной Думе голосовала по тому или иному законопроекту, и чтобы об этом сообщалось в средствах массовой информации. Просим, коллеги, поддержать данную законодательную инициативу. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владимирович, вы можете выступить с заключительным словом. Депутату Бортко включите микрофон, пожалуйста. БОРТКО В. В. Я очень рад, что мои коллеги из оппозиционных партий правильно поняли и отнеслись к тому, что я сказал. Единственная цель нашего проекта закона состоит в том, чтобы максимальное количество наших граждан - максимальное количество, а не только те, кто сидит в Интернете или где-нибудь ещё, - узнало о том, как кто голосует, потому что эта связь является ярчайшим примером того, что есть на самом деле любая партия. Если партия власти "ЕДИНАЯ РОССИЯ" уверена в том, что она всегда делает хорошо, я предлагаю вам поддержать этот законопроект. Он не требует ничего, просто чтобы в СМИ в скобочках было написано, кто автор законопроекта, или по телевидению говорили, что законопроект выдвинут такой-то партией или забаллотирован такой-то, больше ничего. Но это самая точная формулировка - кто есть кто в Государственной Думе. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Вадимович Горелкин, содокладчик, - заключительное слово. ГОРЕЛКИН А. В. Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! Комитет благодарен за высказанные мнения и учтёт их в своей работе. В процессе обсуждения я, к сожалению, не услышал конкретных примеров ущемления прав партий на равный доступ к телеэфиру. Я ещё раз подчёркиваю избыточность предлагаемых норм. Комитет рекомендует данный законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект под пунктом 14 - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" - на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 30 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.