Заседание № 47
15.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 440268-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на земельные участки".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4439 по 4667 из 5429
Переходим к рассмотрению пункта 28 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на земельные участки". Доклад представителя Законодательного Собрания Челябинской области депутата Государственной Думы Валерия Викторовича Панова. Пожалуйста. ПАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Законодательное Собрание Челябинской области вносит на ваше рассмотрение законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на земельные участки". Как известно, с 1 сентября 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", о так называемой дачной амнистии. Однако действие федерального закона в части бесплатного и упрощённого приобретения в собственность земельных участков не распространяется на наследников граждан, которым земельные участки предоставлялись до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве, вид которого невозможно определить по устанавливающим или удостоверяющим документам. Данным законопроектом предлагается расширить категорию граждан, подпадающих под действие так называемой дачной амнистии. Под действие федерального закона не подпадает также категория граждан, фактически владеющих земельными участками, предоставленными в собственность членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Проблема заключается в том, что при предоставлении земельных участков в собственность членам некоммерческих объединений в ряде некоммерческих объединений к свидетельству на право собственности на земельные участки в нарушение действующего законодательства не прикладывали списки членов объединений либо списки были утрачены. В таких случаях членам объединений не выдавались документы, удостоверяющие их право собственности на землю. Эта категория граждан на сегодняшний день не может зарегистрировать свои права на земельный участок, так как документом, подтверждающим право владения тем или иным земельным участком, является книжка члена объединения. В настоящее время единственный способ оформления гражданами документов на такие земельные участки закреплён Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым имущество, находящееся в общей долевой собственности, может быть разделено между её участниками только по соглашению между ними, а при недостижении согласия - в судебном порядке. Практика реализации федерального закона показала, что соглашение между членами объединения заключить в подавляющем большинстве случаев невозможно по целому ряду причин. Так как соглашение должно быть подписано всеми участниками, то, во-первых, возникает сложность с проведением общего собрания, во-вторых, наличие хотя бы одного брошенного участка не позволит остальным членам общей собственности выделить свою долю. В этом случае судебный порядок выдела доли в общей собственности объединений грозит стать массовым явлением, что негативно отразится на работе судебных органов в связи с их большой загруженностью и на гражданах, для которых судебная процедура связана со значительными финансовыми и временными затратами. Законопроектом предлагается установить порядок оформления прав граждан на такие земельные участки. Общее собрание членов объединения получит возможность утверждать реестр членов объединения на определённую дату с обязательным приложением плана-схемы расположения земельных участков на территории такого объединения. Выписка из реестра членов объединения будет являться документом, подтверждающим право собственности гражданина на земельный участок, и будет приниматься для государственной регистрации права собственности. Нормы, обеспечивающие возможность государственной регистрации прав членов объединения, а также прав граждан - наследников земельных участков, предлагается закрепить в статье 25-2 Федерального закона от 21 июля 1997 года, № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович. Присаживайтесь, пожалуйста. По ведению - депутат Асеев. Пожалуйста, включите микрофон. АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Я предлагаю продолжить работу до окончания рассмотрения вопросов, без перерыва. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, у нас реально остался этот законопроект и ещё 29-й плюс протокольные поручения. Будет другое, иное мнение, чем предложили сейчас? Соглашаемся. Содоклад заместителя председателя комитета по строительству и земельным отношениям Игоря Николаевича Руденского. Пожалуйста. РУДЕНСКИЙ И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данным законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" нормами, распространяющими на наследников упрощённый порядок оформления прав на землю, введённый федеральным законом от 30 июня 2006 года. Вместе с тем Федеральным законом от 23 ноября 2007 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки" указанный упрощённый порядок оформления гражданами своих прав на землю уже был распространён на наследников. При этом предлагаемые поправки несколько уже, чем изменения, внесённые принятым федеральным законом номер 268 от 23 ноября 2007 года. Сейчас в упрощённом порядке могут оформить свои права на землю не только наследники земельных участков, но и граждане, которым по иным основаниям перешло право собственности на жилые дома, расположенные на указанных земельных участках. Также законопроектом предлагается установить упрощённый порядок оформления прав на земельные участки, которые ранее были предоставлены членам некоммерческих объединений граждан. Предлагается оформлять права на указанные земельные участки в случае подтверждения таких прав в форме выписки из реестров членов объединений. Вместе с тем предлагаемый механизм не вполне ясен. Так, земельные участки для ведения коллективного садоводства предоставлялись первоначально некоммерческому объединению граждан как юридическому лицу, а конкретным гражданам - только после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения. В случае наличия данного документа предоставление гражданам земельных участков осуществляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". На законопроект получен отрицательный отзыв правительства, отрицательные заключения комитетов-соисполнителей - по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и по аграрным вопросам. В связи с изложенным комитет просит не поддерживать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по данному законопроекту? Есть один вопрос у депутата Локотя Анатолия Евгеньевича. Пожалуйста, включите микрофон. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемые коллеги, как известно, так называемый закон о дачной амнистии не решил две основные задачи, которые стояли перед ним, - существенно упростить процедуру приватизации приусадебных участков и построек, которые на них находятся, и удешевить эту процедуру для простых граждан, для дачников, в том числе для жителей сельской местности. В связи с этим у меня вопрос. Уважаемый Игорь Николаевич, владеет ли комитет статистикой, сколько таких владельцев за период действия закона - мне кажется, тогда называлось число "60 миллионов", такого порядка число - воспользовались дачной амнистией и по так называемой упрощённой процедуре приватизировали дачные участки? (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо большое. И к уважаемому Валерию Викторовичу вопрос, представителю субъекта: а насколько упростил, по вашему мнению, в Челябинской области действующий закон эту процедуру, каковы отзывы с мест? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Николаевич. РУДЕНСКИЙ И. Н. Я хочу сказать, что дачной амнистией действительно воспользовалось огромное количество граждан, той поправкой, которую мы с вами приняли. Точной цифры у меня нет, но это где-то примерно половина от того количества, о котором вы сказали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Ещё, Валерий Викторович, к вам вопрос был. ПАНОВ В. В. Законопроект, конечно, упрощает проведение регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимости, но при этом Законодательное Собрание Челябинской области согласилось с доводами Комитета по строительству и земельным отношениям, что не учтён ряд моментов, в том числе и вопросы антикоррупционного плана, и поэтому не возражает против того, что мы с вами проголосуем против этой законодательной инициативы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Викторович. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Есть? Не вижу кто. Гончар? Депутат Гончар. Пожалуйста, Николай Николаевич. Включите микрофон. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, то, что нужно совершенствовать закон, который мы называем законом о дачной амнистии, сомнений не вызывает. Когда депутаты нашей фракции встречались с нашим председателем Владимиром Владимировичем Путиным, этот вопрос тоже звучал. Но мы должны сделать выводы из того, как мы меняли законодательную базу в прошлый раз. И то, что мы сегодня отклоним данный законопроект, предложенный нашими коллегами из региона, абсолютно правильно. Есть масса проблем, в частности проблема, которая сегодня не прозвучала, - проблема оформления земель общего пользования. Создав упрощённый режим для оформления земельного участка, мы до предела усложнили процедуру оформления земель общего пользования, коллективного пользования. Мы должны подходить к подобного рода изменениям в законодательстве предельно тщательно и, может быть, даже проводя определённую законодательную апробацию тех положений, которые мы внесём в дальнейшем. А данный законопроект, к сожалению, нам предстоит отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Уважаемые депутаты, все записавшиеся на выступления выступили. Полномочные представители правительства и президента не желают выступить? Нет, не желают. Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Комитет против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 28 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1% Результат: не принято Не принято.