Заседание № 339
О проекте федерального закона № 440116-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкцию) которых планируется осуществлять за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; принят в первом чтении 20 июня 2018 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Рифат Габдулхакович Шайхутдинов, пожалуйста. ШАЙХУТДИНОВ Р. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект мы приняли в первом чтении в июне 2018 года. После послания президента в январе 2020 года вышел 69-й закон, который регулирует инвестиции в капитальное строительство, и этот закон практически подвёл черту под тем законопроектом, который мы приняли в первом чтении, он утратил своё значение, поэтому 29 декабря 2020 года правительство обратилось к нам с просьбой о снятии данного законопроекта с рассмотрения. Комитет рекомендует отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Кто за то, чтобы отклонить данный проект закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 28 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 20 чел.4,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Отклоняется.
Заседание № 125
О проекте федерального закона № 440116-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкцию) которых планируется осуществлять за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Хамит Давлетярович Мавлияров. Пожалуйста. МАВЛИЯРОВ Х. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, предусматривающий внесение изменений в Градостроительный кодекс и в закон об инвестиционной деятельности. Законопроектом предлагается включение стадии обоснования инвестиций в целях определения экономической эффективности принимаемых технологических и технических решений на более ранних стадиях инвестиционных проектов. По результатам подготовительной работы будет проводиться оценка экономической эффективности - технологический и ценовой аудит, на основе выданного заключения будет приниматься решение о реализации данного инвестиционного проекта с использованием бюджетных средств. Кроме этого, законопроектом предусматривается уточнение требований к техническому заданию, которое является составной частью обоснования инвестиций, и уточнение требований к стадиям разработки и обоснования инвестиций. Предусматривается необходимость разработки обоснований инвестиций на более ранних стадиях для крупных проектов стоимостью более 1,5 миллиарда. Законопроект прошёл все необходимые процедуры согласования. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Хамит Давлетярович. С содокладом выступает Борис Романович Пайкин. ПАЙКИН Б. Р., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее. В соответствии с предлагаемым в статье 2 законопроекта определением обоснование инвестиций - это документация, содержащая краткое описание инвестиционного проекта, в свою очередь термин "инвестиционный проект", определённый в федеральном законе № 39-ФЗ, уже предусматривает обязательное наличие проектной документации, однако механизм обоснования инвестиций не предполагает наличия проектной документации, напротив, предшествует её разработке. В связи с этим следует уточнить, как соотносятся эти два термина и что понимается под кратким описанием инвестиционного проекта. Кроме этого, поскольку проведение обоснования инвестиций проходит стадию технологического и ценового аудита, возникает вопрос: позволяет ли краткое описание инвестиционного проекта определить предельные значения инвестиций, необходимых для строительства или реконструкции объектов капитального строительства, и сделать правильные выводы о целесообразности и эффективности осуществления капитальных вложений с учётом того, что именно на основании обоснования инвестиций и заключения аудита принимается решение об осуществлении государственных капитальных вложений? Законопроектом определено, что за проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций взимается плата, а размер и порядок её взимания устанавливается правительством. Одновременно с этим указано, что средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на проведение аудита предоставляются в случаях и порядке, которые определяются бюджетным законодательством. Во избежание возможной конкуренции норм следует конкретизировать основной правовой акт, которым будет регламентироваться оплата и порядок проведения такого аудита. Финансово-экономическое обоснование к законопроекту также требует дополнительных разъяснений, так как содержит в себе несогласованные между собой положения о расходах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по энергетике в своём заключении указал на отдельные замечания на законопроект, в том числе он считает целесообразным предусмотреть различия в обосновании инвестиций для самоокупаемых и несамоокупаемых проектов, имеющих общеэкономическую или социальную значимость, а также рассмотреть вопрос о том, насколько необходимо обоснование инвестиций при выполнении аварийно-восстановительных работ. Концепция законопроекта также поддержана Комитетом Государственной Думы по транспорту и строительству, однако комитет указал на целесообразность проработки вопроса об установлении верхней планки предельной стоимости объектов строительства на несколько процентов выше от предполагаемой стоимости, так как фактическая стоимость всегда является выше планируемой. Отдельные замечания, сделанные Правовым управлением, не носят критического характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. С учётом изложенного комитет по экономической политике рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Романович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Борис Романович, вы, наверное, задержитесь на трибуне, может быть, к вам будут вопросы. Покажите список. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Какие же механизмы обоснования инвестиций, какую мы будем иметь экономию от этого предлагаемого вами процесса и в конечном итоге какой будет результат? Ведь у нас как на практике бывает? Начинаем с 7 миллиардов, заканчиваем 48 миллиардами - что мы получим благодаря тому, что предлагается в этом проекте закона? МАВЛИЯРОВ Х. Д. Спасибо за вопрос. Законопроектом предусматривается подготовка обоснования инвестиций, которая устанавливает предельную стоимость будущего инвестиционного проекта с учётом подготовленного технического задания, и в ходе разработки проектной документации эту предельную стоимость превышать нельзя, если будет превышение - инвестиционный проект не получит положительного заключения при проверке достоверности сметной стоимости. По экономической эффективности. В настоящее время обоснование инвестиций готовится по похожим правилам, установленным на строительном рынке, в общем-то, мы ничего нового не изобретаем. Мы бюджетным заказчикам предоставляем возможность разработки обоснования инвестиций для крупных проектов, потому что затраты на обоснование инвестиций кратно ниже затрат на разработку проектной документации. Кроме того, на более ранних стадиях можно будет определить предельную стоимость объекта, а значит, принять решение, нужен или не нужен бюджету такой объект за такую стоимость. Эти решения работают параллельно, конечно, с учётом развития системы ценообразования в строительной отрасли, и, если бы у нас не появились укрупнённые нормативы цен на строительство, мы не смогли бы этот институт внедрять в бюджетной сфере. Разработка обоснования инвестиций сократит сроки инвестиционного цикла примерно на шесть месяцев по проектам стоимостью от 1,5 до 10 миллиардов рублей и даст экономию в первую очередь при принятии технических и технологических решений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. У меня вопрос к обоим уважаемым докладчикам. Коллеги, вы хорошо знаете, что во многих крупных городах, особенно в Москве, сроки согласования проекта часто бывают много длиннее, чем сроки его реализации. Вопрос: не приведёт ли принятие этого закона к тому, что сроки согласования увеличатся ещё более, соответственно, затормозится строительство? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон в правительственной ложе. МАВЛИЯРОВ Х. Д. Спасибо за вопрос, вопрос справедливый. Мы его отрабатывали с правительством Москвы, и основное предложение правительства Москвы состоит в том, чтобы после определения предельной стоимости дать возможность заключения контрактов под ключ, что предполагает внутри разработку проектной документации и реализацию этого инвестиционного проекта. Когда мы переходим к возможности подписания контракта под ключ, мы по таким инвестиционным проектам достигаем сокращения инвестиционного цикла на полгода. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. У меня вопрос к официальному представителю Правительства России. Понятно, что обоснование инвестиций важно, но, наверное, важнее обоснование целесообразности строительства тех или иных, особенно социальных, объектов, и тогда возникает вопрос качества технического задания, которое формируется и утверждается, потому что, как правило, чиновники, которые утверждают техническое задание, к моменту окончания строительства уже не работают и не несут никакой ответственности за принятые решения. Планируете ли вы, как профильное министерство, которое сегодня отвечает за строительство не только в целом в Российской Федерации, но, наверное, должно нести ответственность за строительство и в регионах и муниципалитетах, чтобы у нас принимались решения таким образом: если мы строим какие-то социальные объекты, чтобы у границы соседних регионов не было одинаковых социальных объектов, которые в конце концов становятся недозагруженными, соответственно, бюджетные деньги тратятся впустую? Как вы планируете эти вопросы урегулировать, в том числе в этом законопроекте? МАВЛИЯРОВ Х. Д. Спасибо за вопрос. Я начну с технического задания. Вы справедливо отметили, что зачастую у разных заказчиков техническое задание разрабатывается в разном составе. Этим законопроектом мы устанавливаем обязательные минимальные требования к техническому заданию, и без подготовки технического задания, удовлетворяющего этим требованиям, нельзя будет получить заключение ТЦА на обоснование инвестиций. Технологический и ценовой аудит предусматривает в том числе целесообразность реализации данного инвестиционного проекта с такой мощностью. И по поводу того вопроса, который вы задали: не окажутся ли рядом другом с другом социальные объекты одинакового назначения, которые будут невостребованны? Мы возлагаем надежды как раз на технологический и ценовой аудит, устанавливая обязательные требования к проведению технологического и ценового аудита. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 17 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно.
Заседание № 124
О проекте федерального закона № 440116-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкцию) которых планируется осуществлять за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В целях оптимизации сегодняшнего порядка работы Государственной Думы прошу вопрос 33 - это правительственный законопроект, изменения в Градостроительный кодекс, первое чтение - перенести на завтра, 20 июня. И рассмотрение 34-го вопроса - это также правительственный законопроект, первое чтение - убедительная просьба пока перенести на более поздний срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
У полномочного представителя правительства в Государственной Думе Синенко Александра Юрьевича предложения по двум законопроектам, внесённым правительством. По 33-му вопросу изменить дату рассмотрения - перенести его на завтрашний день. Нет возражений? Нет возражений, принимается. А по 34-му - перенос на более поздний срок. Нет возражений? Нет, также принимается.