Заседание № 39

10.09.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 439872-4 "О внесении изменений в статью 152-1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 1274 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации" (по вопросу об использовании изображения гражданина в учебных целях; внесён членом Совета Федерации С. М. Мироновым и В. Е. Шудеговым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1502 по 1808 из 2073
Пункт 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 152-1     
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 1274 части      
четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации". Доклад депутата           
Государственной Думы Шудегова Виктора Евграфовича.                              
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Евграфович.                                                  
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Настоящий законопроект      
концептуально направлен на создание благоприятных правовых условий для          
разработки качественных учебников, учебных пособий и иной продукции учебного    
назначения, наиболее полно отвечающих современным требованиям.                  
                                                                                
Сразу же хочу подчеркнуть, что, разрабатывая данный законопроект, мы исходили   
из особого статуса учебной литературы. Учебник в отличие от иных видов          
книгоиздательской продукции является обязательным видом литературы, который     
должен быть всегда в наличии, даже в военное время, должен быть доступен        
каждому обучающемуся, в том числе и по цене, а по своему содержанию и           
качеству должен соответствовать государственным требованиям. Поэтому            
государство должно не только поддерживать учебное книгоиздательство, оно        
должно создавать благоприятные условия для наличия в стране современной         
учебной литературы.                                                             
                                                                                
Необходимость разработки настоящего законопроекта была вызвана принятием        
федерального закона № 123-ФЗ. Именно после принятия этого закона в учебном      
книгоиздательстве появились пробелы в части использования в учебниках           
изображений граждан и персонажей произведений. Эти проблемы вызваны             
нечёткостью правовых норм, а вернее, правовой неопределённостью ряда            
положений статьи 152-1 "Охрана изображения гражданина" части первой             
Гражданского кодекса и статьи 1274 части четвёртой Гражданского кодекса.        
Например, положения действующей статьи 152-1 предусматривают в части            
возможности использования изображения гражданина без его согласия или           
согласия его родственников в случае его смерти только в государственных,        
общественных или иных публичных интересах. Куда можно отнести интересы          
образования - к государственным, общественным или иным публичным интересам?     
На этот вопрос закон ответа не даёт, хотя все отрицательные заключения на       
данный законопроект обосновываются только одним предположением - что            
образовательные интересы тождественны или входят в состав публичных интересов   
(так считает Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и                
процессуальному законодательству) или входят в состав общественных интересов    
(так считает Комитет по информационной политике, информационным технологиям и   
связи).                                                                         
                                                                                
Как видите, даже два наших профильных комитета на этот счёт имеют разные        
мнения. Именно в этом положении формируется правовая неопределённость           
рассматриваемой нормы со своими негативными последствиями, а давать трактовку   
положениям закона мы не можем. Более того, если взять энциклопедическое         
определение понятия "публичный интерес", то оно предусматривает признанный      
государством и обеспеченный правом интерес социальной общности. Так вот,        
государство на законодательном уровне до настоящего законопроекта не признало   
образовательные интересы ни публичными, ни общественными. Поэтому мы можем      
предвидеть, что суды будут на стороне правообладателей.                         
                                                                                
Коллеги, я просто напомню, что в середине 90-х годов был установлен             
транспортный налог. В соответствии с этим законом все организации, имеющие      
транспортные средства, должны были платить этот налог. В нашем же Законе "Об    
образовании" оставалась статья, в соответствии с которой образовательные        
учреждения были освобождены от всех налогов. Шли многочисленные судебные        
процессы, поскольку имелось противоречие в законодательстве. Я тогда был        
проректором Удмуртского государственного университета, и мы доказали, что мы    
не должны платить этот налог. Другие же вузы в нашей же Удмуртии платили этот   
налог. Вот я думаю, что такого не должно быть в законодательстве и не считаю    
излишними те нормы, которые мы прописали в данном законопроекте.                
                                                                                
Хочу отметить, что с 2007 года в издательствах учебной литературы в массовом    
порядке уже исключают из учебников многие изображения персонажей                
произведений, что негативно сказывается на качестве учебников. Мы дождёмся      
того, что вообще не будет ни одного изображения, ни одного портрета, ни одной   
иллюстрации в учебниках. Именно издательства бьют сегодня тревогу, ибо, по      
мнению экспертов самого крупного учебного издательства "Просвещение", если      
сегодня издательства будут использовать в учебниках изображения граждан и       
персонажей произведений в соответствии с указанными статьями Гражданского       
кодекса, то стоимость учебников возрастёт в несколько раз, есть расчёты, что    
до восьми раз. Более того, практика получения издательствами согласия граждан   
или родственников на использование изображений в учебниках показала, что это    
является крайне трудной, дорогостоящей и длительной процедурой, нередко         
заканчивающейся отрицательным результатом, в том числе и по экономическим       
причинам. Поэтому, когда вы завтра возьмёте в руки учебники для начальной       
школы, не удивляйтесь тому, что в них вы не найдёте многих любимых детьми       
героев, там не будет, например, Чебурашки или Винни Пуха. Это не потому, что    
издатели не учитывают или не знают интересов и психологии детей, это не их      
вина, это потому, что мы запретили законом выпускать качественные учебники.     
Это реальность нынешнего дня.                                                   
                                                                                
Значительно затрудняют выпуск хороших учебников и положения статьи 1274 части   
четвёртой Гражданского кодекса. Подпункт 2 пункта 1 этой статьи устанавливает   
право без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты               
вознаграждения использовать правомерно обнародованные произведения и отрывки    
из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и      
видеозаписях учебного характера, но это положение не предусматривает            
возможность использования для указанных целей персонажей произведений и         
изображений граждан.                                                            
                                                                                
Таким образом, указанные мною положения Гражданского кодекса препятствуют       
созданию качественных изданий учебного характера, отвечающих современным        
требованиям, и не создают правовых условий для динамичной корректировки         
учебников, учебных пособий и других соответствующих изданий. Более того,        
массовая информатизация образовательного процесса требует на законодательном    
уровне уточнить вид носителя, на котором возможно использование изданий         
учебного характера.                                                             
                                                                                
Для устранения названных недостатков рассматриваемый законопроект               
предусматривает пункт 1 статьи 152-1 части первой Гражданского кодекса          
Российской Федерации изложить в новой редакции, расширив перечень интересов,    
в которых может быть использовано изображение гражданина без его согласия или   
в случае его смерти без согласия родственников. Действующий перечень            
интересов дополняется и образовательными интересами, в том числе допускается    
использование в качестве иллюстраций в изданиях учебного характера,             
выполненных на любом материальном носителе, включая электронный. Последнее      
уточняющее положение направлено на обеспечение более эффективного               
использования в образовательном процессе новых образовательных технологий,      
базирующихся на средствах информатизации и телекоммуникаций.                    
                                                                                
Подпункт 2 пункта 1 статьи 1274 части четвёртой Гражданского кодекса            
предлагается изложить также в новой редакции, предусмотрев в нём право          
использования правомерно обнародованных не только произведений и отрывков из    
них, но и персонажей произведений, изображений граждан в качестве иллюстраций   
в изданиях учебного характера, выполненных на любом материальном носителе,      
включая электронный.                                                            
                                                                                
Подпункт 2 пункта 1 статьи 1274 также предлагается дополнить положением о       
возможности сообщения указанных в подпункте 2 изданий, радио- и телепередач     
через средства коммуникаций таким образом, при котором любое лицо может иметь   
доступ к ним в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему   
выбору. Здесь в первую очередь речь идёт об использовании в системе             
образования возможностей Интернета или иных информационно-коммуникационных      
систем.                                                                         
                                                                                
Принятие рассматриваемого проекта федерального закона не потребует              
дополнительных расходов за счёт средств бюджетов всех уровней, позитивно        
скажется на качестве образования и будет положительно воспринято в обществе.    
Убеждён, что сегодня мы просто обязаны на законодательном уровне расширить      
возможности издательств, повысить качество изданий учебного характера,          
правомерно и достаточно оперативно осуществлять как выпуск учебников, учебных   
пособий и иной учебной литературы, так и их корректировку, причём широко        
используя возможности средств информатизации и коммуникаций. Если мы этого не   
сделаем сегодня, то многочисленные судебные процессы в связи с двойственным     
толкованием указанных законодательных положений заставят законодателей в        
ближайшее время всё-таки принять предлагаемые изменения, но от имени уже        
других субъектов права законодательной инициативы.                              
                                                                                
Прошу поддержать настоящий законопроект.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Виктор Евграфович.                        
                                                                                
Содоклад от комитета сделает Павел Владимирович Крашенинников. С места.         
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Мы      
очень внимательно посмотрели поправки, которые предлагаются нашими коллегами,   
тем более что часть четвёртая совсем недавно принималась и, как известно,       
вступила в силу 1 января этого года.                                            
                                                                                
Вот здесь предыдущий докладчик очень ярко выступал и говорил о том, что есть,   
безусловно, образовательные цели и для этих целей возможно без согласия         
авторов публиковать те или иные произведения. Мы тоже так считаем, но мы        
также считаем, что к таким целям относятся и культурные, и научные, и           
информационные цели и так далее, и так далее, можно достаточно долго            
перечислять. Мы всё-таки воспользовались той формулировкой, той формулой,       
которая у нас в России принята в других нормативных актах, и в актах            
международно-правовых есть, и в актах других государств, - это общественные     
публичные интересы. Эта формула охватывает и образовательные, и культурные      
цели, и научные и так далее, и так далее, поэтому мы считаем, что перечислять   
все цели - это не тот путь.                                                     
                                                                                
В законе должна быть норма, которая регулирует те или иные отношения, и в       
данном случае статья 152-1 как раз это всё охватывает, поэтому мы считаем,      
что было бы неправильно, излишне выделять какую-то одну цель, это означало бы   
как-то принижать другие. Мы считаем, что для регулирования этого вполне         
достаточно. И те, кто в интеллектуальной собственности разбирается, понимают,   
что не нужно здесь какую-то учебную политику менять. Я уж не знаю, в каких      
учебниках Чебурашка и Винни Пух должны быть, может быть, в учебниках            
геометрии или черчения, не знаю, но если это понадобится, то они подпадают...   
                                                                                
Теперь что касается персонажей и изображения. Например, фотография - это тоже   
произведение, это также охватывается частью четвёртой, их защита, охрана,       
такая конкретизация имеется уже в действующем Гражданском кодексе, в            
частности посмотрите пункт 1 статьи 1259.                                       
                                                                                
Ну и наконец, поправки, которые предлагаются в статью 1274, например о          
сообщении, при котором любое лицо могло бы иметь доступ к информации в          
интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору. Ну,      
достаточно широкая трактовка, и мы полагаем, что это расширение свободного      
использования произведений, расширение не только по сравнению с частью          
четвёртой Гражданского кодекса, которая вступила в силу в этом году, как я      
говорил, но также по сравнению с ранее действовавшим законом об авторском       
праве и смежных правах. Здесь противоречие, расширение по сравнению с           
международными соглашениями, например с Бернской конвенцией об охране           
литературных и художественных произведений, в которой Россия участвует с 1995   
года.                                                                           
                                                                                
Мы всё проанализировали, и мы рекомендуем Государственной Думе не принимать     
данный законопроект. Отрицательный отзыв получен от Правительства Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Владимир Вольфович            
Жириновский. Только я вас прошу тогда немножко сократить выступление, мы        
договорились до 12 часов закончить повестку, Владимир Вольфович.                
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Владимиру Вольфовичу Жириновскому.               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. А мы успеем, у нас остался всего один закон, связанный с      
недвижимостью, по которому вообще никто не будет выступать. У нас же все        
бедные здесь сидят, какая у них недвижимость?                                   
                                                                                
Удивление вызывает, что два законопроекта в течение двух часов                  
рассматриваются и два комитета... В одном случае комитет говорит: вот           
практика показала несовершенство закона, нужно нам уточнить формулировку - и    
поддерживает. Почему? Там, видимо, финансовые воротилы, им выгодно такое        
изменение. Здесь другой комитет по поводу того же самого говорит: нет, не       
надо, всё избыточно, уже всё отрегулировано, всё в порядке. Слушайте, кто из    
вас плохо соображает, я не могу понять. Что, автор законопроекта исходит        
просто из какого-то волюнтаризма? Ну практика работы издательств показала,      
что они не могут получить согласие автора, чтобы вставить какую-то              
фотографию, чьё-то изображение,а вы им говорите: нет, всё в порядке.            
                                                                                
Так идите, депутат Крашенинников, и займитесь издательской деятельностью и      
посмотрите, сколько остановлено изданий хороших учебников, пособий, потому      
что авторы или их наследники не дают разрешения сделать изображение. Почему?    
Потому, что вы навязали нам венскую конвенцию, по которой действительно за      
любое использование всего, что сделал какой-то автор, ему нужно платить. Да     
они у нас сверхмиллиардерами станут, если мы будем платить! Венскую конвенцию   
принимали на основании опыта стран Западной Европы. Там нет таких авторов,      
как у нас, там нет песни "День Победы", которую поёт вся страна, исполняют на   
любом концерте. Так чего, Тухманову все будем платить деньги? Он этого          
требует. Какой там Билл Гейтс - у нас Тухманов будет самым богатым в мире! Но   
там, в Европе, нет такого, чтобы все использовали, там, если автора раз в       
пятьдесят лет где-то укажут, нет проблемы заплатить ему или его семье           
небольшую сумму гонорара. А у нас страна героическая... И что вы сделали?       
                                                                                
У нас ничего нельзя сегодня по закону делать, любое издательство разорится,     
любое ведомство разорится, ни один концерт по-настоящему нельзя будет           
провести. Это же дикость! И вы им сегодня говорите: не надо, всё в порядке.     
Правильно авторы этой поправки закон требуют уточнить, потому что, когда мы     
пишем "или в иных публичных интересах", владелец фотографии скажет: а           
докажите мне, что моё изображение будет иметь публичный интерес. Как ему        
издательство докажет? Никак не докажет, ведь задача авторов - получить          
деньги, и хорошие деньги, за рубль они не хотят давать такое право.             
                                                                                
Поэтому абсолютно прав докладчик, мы должны принять этот закон. Но меня         
удивляет, что один и тот же уровень власти, Государственная Дума, в одном       
случае, при одних и тех же обстоятельствах говорит, что надо принять, а через   
два часа, когда такая же ситуация, говорит: нет, принимать не будем. Значит,    
лоббируют разные группы. Авторы лоббируют, чтобы не принимали здесь, чтобы      
больше разорять издательства и другие структуры, которым требуется согласие     
авторов, а в том случае, наоборот, обогащаем тех, кому выгодно менее            
эффективное действие закона "О защите конкуренции". Вот что делает парламент    
- он работает в угоду частным лицам, а не для наших граждан, которые            
большинством голосов нас сюда направили защищать их интересы.                   
                                                                                
Я согласен, есть интересы меньшинства, но, если интересы меньшинства вступают   
в противоречие с интересами большинства, мы должны поступать в соответствии с   
нашими мандатами - нас направило сюда большинство. Два законопроекта, один мы   
приняли, другой отвергаем в интересах небольшой группы граждан, которые хотят   
обогащаться. Таким образом, мы с вами нарушаем наказ наших избирателей          
сделать для них жизнь более дешёвой. Считаю, что позиция обоих комитетов        
неправильна. В одном случае приняли законопроект, не нужный большинству         
граждан России, через два часа не принимаем закон, нужный большинству наших     
учащихся, наших граждан - потребителей издательской продукции, произведений     
музыки, культуры и всего остального. Вот из этого и делайте вывод, кто у нас    
в комитетах какие интересы представляет.                                        
                                                                                
Я жду того дня, когда мы примем закон об ответственности депутатов, чтобы       
посмотреть, какие законы и что нам дали за истекшие десять - пятнадцать лет,    
и чтобы потом авторов законов и председателей комитетов, которые                
спровоцировали принятие ненужных законов или саботировали принятие нужных       
законов, тоже привлечь к ответственности, чтобы посмотреть, что вы делали,      
какие вы давали рекомендации, каково качество этих рекомендаций и каковы        
последствия. Вот в данном случае о последствиях один из авторов, докладчик      
уже сказал. Считаю, что он абсолютно прав. И буду надеяться, что в будущем      
появится закон об ответственности депутатов. Самые безответственные у нас       
депутаты: приняли, не приняли - ни за что не отвечают. Сейчас Артемьева         
уберут, он понесёт ответственность, и будет другой руководитель Федеральной     
антимонопольной службы. А кто ответит за недоброкачественные законы, принятые   
здесь в течение пятнадцати лет? Никто не ответит, они отдыхают, те депутаты,    
которые принимали, и те, которые сегодня будут нажимать на кнопки или,          
наоборот, не нажимать.                                                          
                                                                                
Считаю, что надо принимать данный законопроект, автор законопроекта прав,       
комитет не прав.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить у представителей правительства и президента? Нет.     
Требуется ли заключительно слово? Не требуется.                                 
                                                                                
Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу             
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за               68 чел.15,1%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     73 чел.                                          
Не голосовало                 377 чел.83,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.