Заседание № 131
О проекте федерального закона № 439861-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (в части конкретизации стратегического планирования на уровне муниципального образования)" (принят в первом чтении 8 ноября 2018 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (в части конкретизации стратегического планирования на уровне муниципального образования)". Докладывает Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо огромное, Иван Иванович. Коллеги, этот законопроект был принят в первом чтении 8 ноября 2018 года ещё Думой предыдущего созыва. Не знаю, ещё этот созыв, наверное, законопроект пролежал бы и в следующий ушёл бы... Принят ряд серьёзных документов, в том числе к этому времени уже внесены поправки в Конституцию, единая система публичной власти, у нас появилось своё законодательное закрепление. Суть законопроекта в том, что мы органам местного самоуправления давали возможность свои стратегические документы принимать. Ну вот почему-то считается, что этого делать не нужно, хотя, если есть большая стратегия и субъектовая стратегия, нет никакой проблемы планы мероприятий и "дорожную карту" декомпозировать на все эти показатели. Стратегия это будет или, там, планирование социально-экономического развития, не знаю, как угодно назовите это, хоть госплан, но понятно, что и на маленьком участке, в одном отдельно взятом посёлке, колхозе все эти целевые показатели должны быть декомпозированы и к ним нужно стремиться. Тем не менее произошли серьёзные изменения в федеральном законодательстве, поэтому комитет посчитал, что проект закона утратил актуальность, и предлагает его по статье 123-1 Регламента отклонить. А мы с делегацией направляемся в город Брест - 22 июня, вы знаете, важная дата. У города Бреста 12 городов-побратимов, просьба тоже на это своё внимание обратить и попробовать эти отношения как-то перезагрузить и взаимно обмениваться делегациями. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ДИДЕНКО А. Н. И голосовать тоже будем. Спасибо за внимание. Я вот вместо десяти минут занял полторы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Коллеги, есть ли желающие по мотивам высказаться от фракций? Нет. Ставится на голосование. Прошу проголосовать: кто за то, чтобы отклонить принятый в первом чтении законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 39 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 160
О проекте федерального закона № 439861-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (в части конкретизации стратегического планирования на уровне муниципального образования)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Тогда пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (в части конкретизации стратегического планирования на уровне муниципального образования). Доклад Владимира Лазаревича Евланова. Пожалуйста. ЕВЛАНОВ В. Л. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Правовая основа функционирования системы стратегического планирования создана Федеральным законом № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", принятым в 2014 году. Большинство муниципальных образований разработали или разрабатывают те или иные документы стратегического планирования. Там, где эта работа ведётся, добиваются высоких показателей уровня социально-экономического развития территорий, и территории этих муниципалитетов обладают большей инвестиционной привлекательностью. Вместе с тем система стратегического планирования как в целом, так и применительно к муниципальному уровню является неоднородной. Основной причиной такой неоднородности является отсутствие в федеральном законе чётких требований к документам стратегического планирования, которые разрабатываются на муниципальном уровне. Органы местного самоуправления не имеют целевых и методических ориентиров для разработки собственных актов. В таких условиях не может быть в полной мере обеспечена взаимоувязка документов стратегического планирования разного уровня, а также невозможно соблюдение принципа единства методологии, организации и функционирования целостной системы стратегического планирования на территории Российской Федерации. Предлагаемые поправки позволят установить в целом на всех уровнях стратегического планирования - федеральном, региональном, муниципальном - единые принципы, подходы, методологию, а также закрепят перечень документов. При этом хочу особо подчеркнуть, что документы стратегического планирования на муниципальном уровне разрабатываются только на добровольной основе и только по решению органов местного самоуправления. Это позволяет, с одной стороны, не нагружать такой работой те муниципальные образования, которые к ней пока не готовы, а с другой стороны, упорядочить, стандартизировать и увязать с вышестоящими уровнями - региональным и федеральным - документы, которые будут разработаны и приняты в тех муниципальных образованиях, которые эту работу уже проводят или собираются проводить. Это очень важно, так как система стратегического планирования в Российской Федерации должна быть единой на всех уровнях, её элементы должны быть взаимоувязаны и взаимозависимы, также должна быть возможность постоянного мониторинга исполнения документов стратегического планирования всех уровней в онлайн-режиме. Особенно это необходимо при всеобщем переходе на цифровые технологии, и в экономике, и в управлении, в том числе с учётом новых подходов к территориальному (пространственному) планированию. Законопроектом закрепляются наименования и чёткие определения документов стратегического планирования, которые разрабатываются на муниципальном уровне в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, а также положения о муниципальных программах. Проект закона на протяжении последних лет обсуждался в сообществе представителей всех муниципальных образований страны, а также в государственных и общественных структурах. Принятые предложения отражены в представленном законопроекте. В разработке законопроекта наряду с депутатами всех уровней, Союзом российских городов, комитетом Совета Федерации по местному самоуправлению активно участвовало Министерство экономического развития Российской Федерации, также практически все депутаты Государственной Думы, которые раньше работали главами муниципальных образований, приняли участие в обсуждении этого законопроекта. Я считаю, что он очень полезный и во многом пригодится сегодня в совершении экономической работы на муниципальном уровне. В целом получено одобрение Правительства Российской Федерации. Однако уже сегодня по итогам рассмотрения данного законопроекта в комитетах могут появиться конструктивные предложения по улучшению качества законопроекта ко второму чтению. Предлагаю депутатам Государственной Думы принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Николаевича Диденко. Пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Жалко, что уже под занавес сегодняшнего заседания мы такой важный законопроект рассматриваем. Я постараюсь сократить своё выступление и надеюсь на то, что коллеги присоединятся к работе над проектом во втором чтении, учитывая, что довольно много замечаний поступило в комитет в том числе и от экспертного сообщества в части синхронизации документов стратегического планирования. Вы все прекрасно знаете действующий 172-й закон "О стратегическом планировании...". Государственная Дума предприняла максимальные усилия, чтобы в нём появился муниципальный блок, сначала он был только на уровне городского округа и муниципального района, сейчас мы распространили эту норму, опустили её на уровень поселений. Есть некоторые проблемы со стратегическим планированием в муниципальных образованиях, особенно первого звена, об этом докладчик сказал: не хватает, конечно, подготовленных, квалифицированных кадров, чтобы вести эту работу. Представляется целесообразным корректировать полномочия субъектов, с тем чтобы они оказывали содействие в стратегировании на муниципальном уровне, тем более что в отдельно взятом поселении или в отдельно взятом городе сложно строить какую-то стратегию без понимания генеральной линии. Особенность нашего стратегического планирования в том, что оно детерминирует со стратегией вышестоящего уровня, то есть муниципалитет, поселение ориентируется на район, район - на субъект, субъект - на федеральный уровень. Федеральных стратегий, как вы знаете, у нас всего четыре - "большая четвёрка". Есть стратегия социально-экономического развития, стратегия пространственного развития, которая уже внесена правительством, размещена на публичных ресурсах. Все депутаты, представляющие территории и просто интересующиеся этими вопросами, могут ознакомиться со стратегией пространственного развития, с учётом того что, кроме концептуальной части, в ней есть и конкурентные сферы и отрасли экономики каждого конкретного субъекта. Можно, пока не поздно, подключиться к работе, потому что до конца года стратегия пространственного развития будет принята, и, собственно говоря, отраслевая специализация каждого субъекта вряд ли после этого будет корректироваться. Муниципальный уровень в связи с этим представляется весьма важным. У нас есть ещё стратегии национальной безопасности и научно-технологического развития - здесь муниципальные образования в меньшей степени могут что-то учитывать, для них важны, конечно, стратегии пространственного развития и социально-экономического развития. Уважаемые коллеги, проект закона поддерживается субъектами, о чём было сказано, поступили отзывы из регионов. Всего семь субъектов консолидированно высказались за, отзывы все положительные, за редким исключением; кроме одного субъекта, все субъекты новеллы законопроекта поддерживают. Вместе с тем хотелось бы обратить внимание уважаемых коллег, что стратегическое планирование невозможно, если мы не будем предоставлять соответствующему уровню публичной власти возможности формировать свою собственную доходную базу, формировать бюджет развития, то есть не только закладывать средства на исполнение текущих обязательств (если говорить о поселении, то это в основном коммуналка и заработная плата бюджетной сферы), но и стратегировать своё будущее, строить будущее, принимать эти документы с учётом мнения гражданского общества, местных сообществ и иметь необходимые бюджетные источники, с тем чтобы эта стратегия не была декларацией, а была всё-таки поэтапно реализована. Мы отмечаем чрезвычайную важность этого проекта для муниципального сообщества. Комитет с замечаниями концепцию законопроекта поддерживает и призывает всех поработать над текстом ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ветлужских Андрей Леонидович, пожалуйста. ВЕТЛУЖСКИХ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос автору. Уважаемый Владимир Лазаревич, совершенно согласен с тем, что должно быть единство методологии, однако, как в правительственном заключении отмечено, если при государственном планировании должно быть привлечение объединений профсоюзов и работодателей (и они выделены отдельно, кроме общественных объединений, исходя из их влияния на ситуацию и важности учёта их мнения в стратегическом планировании), то в вашем муниципальном проекте этого нет. Это принципиальная позиция или вы готовы ко второму чтению согласиться с включением по аналогии с государственным планированием профсоюзов и работодателей, так же как органов, участвующих в разработке муниципальной стратегии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евланову включите микрофон. ЕВЛАНОВ В. Л. Разрешите мне ответить на этот вопрос. Такие предложения звучали в ходе обсуждения, и мы ко второму чтению внесём поправки и добавим большое количество других участников обсуждения. Я согласен, что в обсуждении должны принимать участие буквально все - и организации, в том числе общественные организации, и граждане, и с этим соглашаются многие участники подготовки этого документа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Спасибо. У меня вопрос и к докладчику, и к содокладчику. Уважаемые Владимир Лазаревич и Алексей Николаевич! Конечно, принципиально постановка вопроса вроде бы правильная, потому что без стратегического планирования развиваться нельзя, но, чтобы это было реальное планирование, а не бумаготворчество, здесь нужно решить проблему кадров. Как вы всё-таки оцениваете потенциальный уровень кадрового обеспечения в решении столь важной задачи, как стратегическое планирование, в настоящий момент? Если в городских округах вопрос как-то, наверное, ещё можно решить и подобрать кадры, то на уровне муниципальных районов во многих случаях это крайне затруднительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евланову включите микрофон. ЕВЛАНОВ В. Л. Я хотел бы, имея опыт руководства по городу Краснодару, сказать о том, что мы всегда занимались стратегическим планированием и всегда имели в том числе и материальную возможность обращаться не только к своим специалистам, но и к различным организациям, которые ведут эту работу в масштабах России в целом. И таких, как Краснодар... По крайней мере, половина из 22 тысяч с лишним муниципальных образований России имеют такие возможности, имеют свои собственные кадры и возможность заниматься этим вопросом. Кроме того, в проекте закона определено, что методологическую помощь составителям муниципальных стратегических планов оказывают региональные структуры, они также будут оказывать помощь и поддержку в создании правильных, эффективных документов стратегического планирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я и на предыдущий вопрос тоже отвечу. Вот в том числе и в заключении комитета были замечания, которые касаются привлечения институтов гражданского общества - не только профсоюзов, а в целом всевозможных организаций и субъектов общественного мнения, - с тем чтобы они в принятии муниципальных стратегий принимали участие. Что касается второго вопроса, то, безусловно, сегодня на поселковом уровне у нас в целом кадровые проблемы наблюдаются, и очень серьёзные. И наименее обеспеченный кадрами уровень публичной власти - это уровень поселений, в связи с этим не то что о стратегии, но и об исполнении текущих полномочий говорить сложно, это очень часто весьма и весьма затруднительно, здесь у нас универсалами становятся все служащие, порой юрист два-три вопроса и отрасли ведёт в сельском поселении. На сегодня 172-м законом предусмотрено полномочие уполномоченного органа правительства, это Министерство экономического развития, - издание соответствующих методических материалов, но сейчас, к сожалению, их нет. Мы знаем, что работа над этим ведётся, есть даже кое-какие проекты, мы их видели, но в ближайшее время, конечно, это необходимо сделать. Напомню уважаемым коллегам, что сегодня принятие стратегии на поселковом уровне не является обязанностью муниципалитета, то есть это делают те поселения, которые в силах, в состоянии и видят явный интерес, потому что формулирование в стратегии своих конкурентных преимуществ и векторов развития открывает для них другие возможности. Понятно, что стратегическое планирование имеет очень далёкий горизонт и отличается от бюджетного цикла, но бюджетный цикл - это как бы жизнь, реальность, которая помогает стратегию превратить в тактику и реализовать намеченные показатели, в стратегиях они, как правило, абстрактные, а в бюджетных документах и в прогнозах социально-экономического развития они более натурализованы. Тем не менее сегодня не все субъекты даже на городском и муниципальном уровнях эту работу ведут. Я напомню, что ежегодно в конце октября в России, в городе Петербурге проходит стратегический форум, эта площадка открыта для всех депутатов, туда направляется депутатская делегация в составе членов комитета по региональной политике и комитета по федеративному устройству, там все эти проблемы мы обсуждаем. Этим активно занимается и ряд ведущих учебных организаций. Но у нас была другая проблема: те, кто не в состоянии кадрово обеспечить принятие стратегии, привлекали организации и нередко получали такой продукт, где даже наименование субъекта или города было перепутано. То есть в некоторых учреждениях эта работа поставлена на поток, главная цель коммерческого учебного заведения - извлечение прибыли, они особенно не погружались в специфику региона. Так что здесь нужна золотая середина: и привлечённая организация должна поработать, рассказать о каком-то зарубежном, соседнем опыте, и обязательно местная составляющая должна быть, кадры именно региона, муниципального образования должны в команде по подготовке стратегии работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (в части конкретизации стратегического планирования на уровне муниципального образования)", пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 58 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.