Заседание № 13
14.03.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 439828-4 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О персональных данных" (в части, касающейся обработки персональных данных для принятия решения об установлении пенсий, пособий и других мер социальной поддержки).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2970 по 3080 из 4281
Мы переходим к рассмотрению пункта 22 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О персональных данных". Саратовская областная Дума направила письменное обращение к нам с просьбой рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Я приглашаю на трибуну первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Пожалуйста, Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемым законопроектом предлагается дополнить часть 2 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" новым пунктом, устанавливающим, что согласие субъекта персональных данных на обработку данных не требуется, если обработка осуществляется для принятия решения об установлении пенсий, пособий и других мер социальной поддержки. По нашему мнению, такое предложение нецелесообразно, и вот почему. Отмечу только три момента. Во-первых, в соответствии с пунктом 1 этой же статьи закона "О персональных данных" согласие субъекта персональных данных не требуется, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего её цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора. Затронутые законопроектом, который сегодня мы рассматриваем, сферы уже урегулированы федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях", "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", "О государственной социальной помощи", "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и целым рядом других, не буду их все перечислять. Таким образом, законопроект устанавливает не новое правовое регулирование в сфере информационного обмена персональными данными между органами, осуществляющими какие-либо социальные выплаты, оказывающими услуги гражданам в соответствии с федеральным законом, а лишь дублирует положения пункта 1 части 2 статьи 6 данного федерального закона. Теперь второе. Принятие законопроекта, мы полагаем, может создать прецедент для последующих изменений аналогичного характера, также затрагивающих отдельные сферы деятельности, что повлечёт за собой неоправданную детализацию действующей нормы общего характера. И в-третьих. Принятие предлагаемых законопроектом изменений может повлечь за собой необоснованное расширение круга лиц, имеющих доступ к персональным данным граждан без их согласия, а также противоречит принципу добровольности предоставления персональных данных, закреплённому статье 9 закона "О персональных данных". С учётом состоявшегося обсуждения Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. Информирую вас, что и Комитет по труду и социальной политике, являющийся соисполнителем по данному законопроекту, рассмотрев данный законопроект, также не поддержал его концепцию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к Александру Петровичу? Нет. А, извините, есть. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, наши саратовские коллеги в пояснительной записке пишут, что как раз в связи со вступлением в силу закона "О персональных данных" у них возникают трудности, поскольку обработка персональных данных может быть осуществлена только с согласия субъекта персональных данных, то есть самих людей, а таких разрешений у них в принципе нет. Есть в каких-то других законодательных актах разрешение эту информацию собирать без согласия лица, о котором эти данные собираются, или нет? Я не понял. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Сергей Владимирович, если посмотреть статью 6 действующего закона, пункт 2, подпункт 1, то здесь уже сказано, что обработка данных может осуществляться, и установлены условия, улучшающие работу. Они дополняют пунктом 8, конкретизируя вот эту ситуацию, но здесь же, в пункте 1, говорится о том, что обработка может осуществляться, если это предусмотрено уже федеральным законом, где предусмотрены и цели, и условия, и ответственность. Я перечислил только ряд этих законов - о пенсиях, о социальных гарантиях, о выплатах и так далее. Они существуют, действуют, нужно только их посмотреть и сравнить с пунктом 1, вы убедитесь, что они всё это разрешают сделать. То есть, по сути дела, как бы юридически безразличная норма вводится, от которой в принципе ни жарко ни холодно. Но мы не можем по этому пути пойти и выстраивать так законодательство. Всё-таки если вы правоприменитель, то давайте пользоваться всем объёмом нормативного регулирования, которое существует по данному вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов больше нет, пожалуйста, Александр Петрович, пока присаживайтесь. Скажите, пожалуйста, уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Нет. Полномочный представитель президента? Не настаивает. Правительства? Также нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О персональных данных". Позиция комитета отрицательная. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 07 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4% Проголосовало против 42 чел.9,3% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 47 чел. Не голосовало 403 чел.89,6% Результат: не принято Отклоняется данный законопроект.