Заседание № 202
О проекте федерального закона № 439773-5 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчётов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части установления запрета на осуществление расчётов и взысканий в безакцептном (бесспорном) порядке).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 22. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчётов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад Мартина Люциановича Шаккума. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект принят в первом чтении 7 декабря 2010 года. На законопроект поправок не поступило. Комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, учитывая, что нет поправок, выносим данный законопроект на "час голосования" во втором чтении. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, законопроект в полном объёме прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний Правового управления нет. Комитет рекомендует принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, законопроект готов к третьему чтению. Есть желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим законопроект на голосование во втором и третьем чтениях.
Переходим к законопроектам второго чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчётов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Второе чтение. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 37 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Этот же законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 44 мин. 56 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 198
О проекте федерального закона № 439773-5 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчётов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части установления запрета на осуществление расчётов и взысканий в безакцептном (бесспорном) порядке).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 11. Подошёл представитель правительства. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчётов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Алексей Львович Саватюгин докладывает данный законопроект как официальный представитель правительства, заместитель министра финансов Российской Федерации. САВАТЮГИН А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации предлагает вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчётов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Честно говоря, название данного законопроекта примерно такое же по длине, как и сам текст законопроекта. Данный законопроект предусматривает устранение противоречий в сложившейся системе гражданского законодательства в части безакцептного (бесспорного) списания средств со счёта без согласия клиента в случаях, установленных федеральными законами, принятыми после введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Данные положения, которые устанавливают основания по списанию денежных средств без распоряжения клиента, изложены в статьях 854-856 Гражданского кодекса. В соответствии со статьёй 854 без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счёте, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Ряд законодательных актов, предоставляющих право безакцептного списания средств, положения которых мы предлагаем отменить, аннулировать, были актуальны на момент их принятия и направлены исключительно на стабилизацию финансового положения в ряде отраслей хозяйства в период неплатежей. Это постановление Верховного Совета 1993 года, Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции..." 1994 года, закон "О государственном материальном резерве" 1994 года, закон "О государственном материальном резерве" в версии 1998 года. То есть это были те времена, когда были массовые неплатежи в отношении как государства, так и друг друга, и тогда были внесены изменения в законы, позволяющие безакцептно, без согласия списывать деньги со счетов. Сейчас ситуация нормализовалась: развиваются рыночные отношения между участниками рынка, принят Гражданский кодекс, заключаются гражданско-правовые договоры и способ расчётов должен определяться в рамках данных договоров. Понимание этой ситуации выразилось в пункте 34 мероприятий по реализации Стратегии развития банковского сектора, в рамках которой рассматривается данный законопроект. Принятие законопроекта позволит устранить противоречия в сложившейся системе гражданского законодательства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает Мартин Люцианович Шаккум. ШАККУМ М. Л. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается исключить или признать утратившими силу положения ряда законодательных актов Российской Федерации, допускающих безакцептное списание денежных средств с банковского счёта. Учитывая изменение экономической ситуации, развитие рыночных отношений, о чём рассказал Алексей Львович, , представляется целесообразным определять способ осуществления расчётов за оказанные услуги в договоре, а не законом. Комитет рекомендует Государственной Думе принят законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть три вопроса, называю фамилии: Коломейцев, Федоткин, Рохмистров. Всё? Больше нет рук, подводим черту. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Алексей Львович, вы сказали, что законопроект длинный. Может быть, у вас другой законопроект, потому что у меня здесь всего две статьи и перечислены четыре документа, которые надо упразднить? И второй вопрос: а в Минфине знают о нынешнем состоянии сельхозпроизводства и, так скажем, об уровне организаций, которые находятся в предбанкротном состоянии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представитель правительства. САВАТЮГИН А. Л. Уважаемые депутаты, я обращаю ваше внимание на то, что данный законопроект направлен не на улучшение положения сельхозпроизводителей, находящихся в состоянии банкротства. Это, так сказать, предмет ведения других законов и других забот правительства. Речь идёт о том, что мы предлагаем исключить лишь одно предложение в законе "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции...", а именно фразу о том, что взыскание пени производится в безакцептном порядке банками потребителя продукции с взиманием в свою пользу до 5 процентов от суммы взысканной пени, то есть норму о том, что банки могут в безакцептном порядке списать с сельхозпроизводителя пени. На мой взгляд, упразднение этой нормы как раз и будет способствовать улучшению финансового состояния сельхозпроизводителей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Федоткин, пожалуйста, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. У меня, Алексей Львович, к вам вопрос. Дело в том, что всё вроде хорошо: в очередной раз правительство говорит о банках, заботится о банках, мы к этому уже привыкли. Вопрос не совсем по этому законопроекту, но тем не менее с этим законопроектом связан. Вы знаете, что за услуги связи очень, так сказать, широко стали списывать деньги с населения: вечером ложишься - одна сумма на счёте, утром встал, никому не звонил - сумма в два-три раза меньше. Вот правительство вместе с банками о людях в этом плане подумать не хочет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. САВАТЮГИН А. Л. Вопрос действительно не по представляемому законопроекту. Я хочу обратить ваше внимание на то, что данный законопроект не направлен на улучшение ситуации в банках, он вовсе не в пользу банков, он, наоборот, не даёт права банкам в ряде случаев безакцептно, без согласия списывать деньги со счетов - вот что он даёт, это как раз наоборот. А проблема незаконного, если это есть, списания средств со счетов клиентов, со счетов граждан, конечно, это проблема отдельного разбирательства, и этого быть не должно. Но надо посмотреть, действительно ли это незаконно и действительно ли это происходит в нарушение заключённых договоров. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос по теме, по законопроекту. Данные нормы потеряли актуальность, наверное, больше десяти лет назад. Мне непонятно, почему до сегодняшнего дня никто не говорил о том, что у нас до сих пор существует ситуация, когда с тех же самых сельхозпроизводителей списываются вот эти пени в пользу банков. И проводился ли анализ Минфином вот конкретно лет за десять по поводу того, сколько с сельхозпроизводителей банки таким образом получили в безакцептном порядке денежных средств? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. САВАТЮГИН А. Л. Данные суммы не являются значимыми, это нераспространённая практика в последние годы. Как я уже сказал, эта практика была распространена в периоды кризисов неплатежей - это первая половина 90-х годов и период дефолта 98-го-99-го годов. В последнее время эта практика не распространена, и на обычаи делового оборота и на практику торговли она напрямую и в массовом порядке не влияет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает ли кто-то из депутатов на выступлении? Настаивает депутат Рохмистров. В три минуты уложитесь? У нас три минуты осталось, иначе придётся ваше... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, два выступления. Ну тогда давайте депутат Рохмистров начнёт, а там посмотрим, как пойдёт. Пожалуйста, но я прерву вас. РОХМИСТРОВ М. С. Обычно вы продляете до окончания выступления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Тогда, когда будет 12 часов, мы остановимся и обсудим это. РОХМИСТРОВ М. С. Вопрос этот у меня не случайно возник, потому что норма уже действительно неактуальна больше десяти лет, но существует и, честно говоря, непонятен ответ. Ну, не было, а сколько? И почему, собственно говоря, мы сейчас, спустя десять лет после того, как она стала неактуальной, начинаем её отменять? Ну, наверное, можно было бы вполне её отменить в 2000 году? И вообще, проводилась ли ревизия так называемых неэффективных институтов, в том числе и в налоговом законодательстве, о которых ещё через десять лет нам скажут: вот этот налог был неэффективен, но, вы знаете, он действовал, но в принципе на деловой оборот он не оказывал никакого воздействия? Воздействует. Все данные нормы, в том числе и принятые в Налоговом кодексе, воздействуют не только на развитие бизнеса в стране, но и на количество рабочих мест, воздействуют и на зарплату каждого отдельно взятого гражданина, и, собственно говоря, воздействуют на то, что у нас экономика каким-то одним боком растёт, криворукая и косоглазая: банки и торговля - хорошо, а вот с реальным сектором экономики - тяжело. Хотелось бы услышать от Министерства финансов анализ и прогноз экономического развития, на кого ложится дополнительно налоговая нагрузка, которую мы с вами тут приняли в бюджете. Слава богу, хоть президент немножко понял, что произойдёт у нас, и хотя бы с части малого бизнеса снимется налоговая нагрузка. Я думаю, что теперь правящая партия послушает и поправит в ту сторону, чтобы малый бизнес не так, извините меня, у нас пострадал после принятия нового бюджета, ведь министр финансов честно и откровенно сказал, что 70 процентов малых предприятий не выживут после принятия нового бюджета. И вот нам с вами надо подумать, чтобы увеличить, где-то поискать деньги на новых безработных. Поэтому вот данные неэффективные нормы и то, что мы не отменяем их своевременно, - это несёт в наше общество достаточно серьёзные проблемы, и сказывается на уровне жизни наших граждан. Тем более с учётом последствий финансового мирового кризиса надо, наверное, посмотреть эффективность всех институтов, которые у нас работают, особенно по линии Министерства финансов. А то у нас по самому простому пути идут, к сожалению, - либо пенсионный возраст увеличить, либо налоговую нагрузку, дескать, из-за того, что у нас дефицит бюджета. Нет, чтобы проанализировать ту налоговую систему, которая у нас в обществе существует, и вместо того чтобы давить собственный реальный сектор экономики, может быть, каким-то образом сделать адресной налоговую нагрузку на банковский сектор либо на торговые организации. К сожалению, на сегодняшний день те преференции, которые существуют для этих двух направлений экономики, не позволяют им развиваться. Мы скоро по количеству торговых площадей на душу населения, наверное, весь мир перегоним, и банки у нас будут самыми мощными и самыми развитыми, а вот, к сожалению, реальный сектор экономики у нас с каждым днём потихонечку умирает. Поэтому пожелание Министерству финансов и, наверное, к комитету профильному: провести ревизию всего законодательства - там реально существует очень много аналогичных неэффективных норм, которые давно следовало бы отменить и пересмотреть. А более эффективное налоговое законодательство позволит привлечь дополнительные средства в бюджет без увеличения фискальной нагрузки на экономику. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Объявляется перерыв до 12.30, после этого - выступление депутата Коломейцева.
У нас записался по вопросу 11 порядка работы депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, казалось бы, чего там выступать: в 94-м году приняты были законы, часть положений которых сегодня предлагается отменить. Но я неспроста задал вопрос заместителю министра финансов, знает ли он или кто-то в Министерстве финансов о нынешнем состоянии сельского хозяйства. Вы знаете, что у нас идёт параллельно несколько, на первый взгляд, несинхронизируемых процессов. Первый процесс - мы семнадцать лет тратим бюджетные деньги, и бесконечное количество переговорщиков с подарками и без таковых ездят решать вопросы вступления нашего в ВТО. Чем это оборачивается для наших производителей? Это оборачивается тем, что мы принимаем необоснованные таможенные освобождения для поставщиков "ножек Буша", бешеной буйволятины, кенгурятины и прочих вещей только для того, чтобы умилостивить переговорщиков. Второе. Ну, вот благо, что Звагельский быстрее всех сориентировался в отношении послания президента, но президент отдельно коснулся и 94-го закона. Это приснопамятный закон, который только ленивый не ругает. Но здесь же тоже материального резерва напрямую касается этот закон. Почему? Потому что сегодня, по данным экспертов... Чтобы вы верили в точность данных моих экспертов, я вам напомню, что в апреле я просил поддержать протокольное поручение о том, что в сельском хозяйстве складывается чрезвычайно тяжёлая ситуация и что урожай не превысит 60 миллионов тонн зерна. В то время госпожа Скрынник заявляла, что будет 95 миллионов тонн. Я у вас спрашиваю: кто был прав - мои эксперты или Скрынник? Поэтому и сегодня я хотел бы спросить у господина замминистра, на основании каких таких расчётов сельское хозяйство чрезвычайно недофинансируется? И мы с вами приняли бюджет, который предполагает не более 1 процента расходной части, в то время как параллельно принят запрет на вывоз зерна и значительная часть сельхозпроизводителей юга России - это Краснодарский край, Ставропольский, Ростовская область - фактически находятся в предбанкротном состоянии из-за чего? Из-за того, что вырезано поголовье скота и сегодня зерно в таких объёмах там не нужно. Сегодня нарушена структура поставки продовольственного зерна в субъекты Российской Федерации и для Дальнего Востока оно закупается в Китае, Вьетнаме и других странах, в то время как наши производители, например в том же Алтайском крае, не знают, куда девать зерно. И я о чём просил бы вас? Да, этот закон надо поддержать, но я просил бы вас более внимательно относиться и строго, вообще-то, спрашивать, хотя бы пока здесь, у нас, с председателя Центробанка. У нас сегодня что происходит? Россельхозбанк и Сбербанк, являясь государственными, по сути, банками, получив беспроцентно колоссальные деньги для своей работы, фактически свернули кредитование сельского хозяйства. И это приведёт к тому, что в ближайшее время будет очередной передел собственности на сельскохозяйственном рынке, который может обернуться в том числе и пугачёвщиной. Поэтому, поддерживая этот закон, я в то же время призываю вас, чтобы мы... Вот видите, заместитель министра даже не слушает, ему это неинтересно, потому что он ничего не знает и знать не хочет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Замечание докладчик сделал не столько заместителю министра, сколько депутатам, которые его отвлекают. Коллеги, прозвучали все выступления. Я обращаюсь к представителям президента и правительства: настаиваете ли вы на участии в дискуссии? Нет, не настаивают. Докладчик на заключительном слове? Не настаивает. Содокладчик? Также не настаивает. Выносим данный законопроект на "час голосования".
11-й вопрос. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчётов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 43 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Результат: принято Принято.