Заседание № 73
13.02.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 439669-4 "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в части, касающейся мер социальной защиты судей и членов их семей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5424 по 5829 из 6631
Переходим к рассмотрению пункта 22 порядка работы Государственной Думы, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Докладывает представитель Верховного Суда Российской Федерации заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Василий Иванович Нечаев. Пожалуйста. НЕЧАЕВ В. И., представитель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Российская Федерация возложила на судей важнейшую задачу - осуществлять правосудие в Российской Федерации и от имени Российской Федерации. Судьи несут личную ответственность перед государством и обществом в целом, а также непосредственно перед каждым гражданином за разрешение в соответствии с действующим законодательством конфликтов, за надлежащую защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В вопросах, разрешаемых ежедневно судом, сталкиваются противоположные интересы отдельных граждан, больших групп населения, организаций, а поскольку эти интересы являются для лиц, участвующих в деле, очень важными, то по отдельным делам не исключено иногда открытое, иногда скрытое или косвенное давление на судей. И вот чтобы судьи не поддавались никакому давлению, общество закрепило в Конституции Российской Федерации основополагающий принцип правосудия - независимость судей, подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В обеспечение этого принципа Конституцией Российской Федерации (статья 124) установлено, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать полное и независимое осуществление правосудия в соответствии с федеральным законом. На независимости судей и подчинении их только Конституции и федеральному закону сказывается и следующее обстоятельство: как будут жить нетрудоспособные члены их семей в случае смерти судьи не в связи с исполнением служебных обязанностей, получат ли они социальную помощь от государства и какую? Когда судья работает, а также когда он вышел в отставку, его денежное содержание позволяет ему и нетрудоспособным членам его семьи, которые находятся на иждивении, жить на достойном уровне. Но стоит только судье умереть от причин, не связанных с его служебной деятельностью, как уровень жизни оставшихся без кормильца нетрудоспособных членов его семьи падает. Дабы исправить эту социальную несправедливость, Верховный Суд Российской Федерации подготовил и направил в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Предложенные изменения в статью 20 закона о статусе судей о ежемесячной выплате денежного возмещения нетрудоспособным членам семьи в случае смерти судьи (включая судью, пребывавшего в отставке) не в связи с исполнением служебных обязанностей отвечают конституционным требованиям социальной справедливости, так как это позволяет оставшимся без кормильца людям сохранить уровень жизни, который они имели. Судья должен быть уверен в том, что в случае его смерти не в связи с осуществлением служебной деятельности государство возьмёт на себя обязанность по социальной защите нетрудоспособных членов его семьи и что в результате этого жизненные условия, которые они имели при жизни судьи, не будут утрачены. Эта социальная льгота не только будет способствовать обеспечению принципа независимости судей и подчинению их Конституции Российской Федерации и федеральным законам, но и будет являться дополнительным основанием для притока в судебную систему достойных кадров. Совокупность условий, при наличии которых должны производиться выплаты, предложенные в изменениях в статью 20 закона о статусе судей, встречается у нас не так часто. Ориентировочно в год за назначением ежемесячного денежного возмещения нетрудоспособным членам семьи судьи, в том числе судьи, ушедшего в отставку, в связи с его смертью могут обратиться приблизительно сто пятьдесят человек, сто сорок человек приблизительно приходится на суды общей юрисдикции и десять - на арбитражные суды. Уважаемые депутаты, Верховный Суд Российской Федерации просит вас принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович, присаживайтесь, пожалуйста. С содокладом выступает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые депутаты! Представленный Верховным Судом Российской Федерации законопроект предлагает установить новую меру социальной защиты нетрудоспособных членов семьи погибшего или умершего судьи, находившихся на его иждивении, в случае, когда - заметьте, я акцентирую - гибель или смерть судьи не была связана с исполнением им служебных обязанностей. Свою позицию Верховный Суд Российской Федерации мотивировал тем, что в законе о статусе судей предусматривается выплата иждивенцам возмещения только в случае, когда гибель или смерть судьи связана с его служебной деятельностью. Во всех других случаях нетрудоспособные члены семьи, не имея права на какое-либо обеспечение на основании закона о статусе судей, приобретают право только на получение средств существования в виде социальной пенсии. На практике предложение Верховного Суда выглядит таким образом: на одного иждивенца выплачивается 40 процентов ежемесячного пожизненного содержания судьи, на двух и более иждивенцев выплачивается сумма в размере ежемесячного пожизненного содержания. Для полного понимания ситуации могу проинформировать депутатов, что исходя даже из представленных материалов средний размер - я уточняю: средний размер - ежемесячного пожизненного содержания судьи Верховного Суда составляет 59 тысяч рублей, судьи Высшего Арбитражного Суда - 62 тысячи рублей, а в целом в судах при диапазоне заработной платы от 44 до 240 тысяч рублей ежемесячное пожизненное содержание при выходе в отставку может составлять от 37 до 204 тысяч рублей. В целом вызывает удовлетворение такой уровень материально-финансового обеспечения судей. Очень важно, что, выходя в отставку, судья чувствует себя абсолютно уверенно, так как размер ежемесячного пожизненного содержания вполне позволяет поддерживать тот уровень жизни, который был у судьи и в период исполнения полномочий. Мы также поддерживаем мнение о том, что такие подходы должны быть применимы и к другим категориям пенсионеров. Но на сегодня, к великому сожалению, даже лица, входящие, как и судьи, в единый список лиц, замещающих государственные должности, имеют совершенно разные варианты пенсионного обеспечения и у большинства этих лиц даже с доплатой уровень возмещения утраченного заработка никак не превышает 15-20 процентов. По сути, правило "от сумы не зарекайся" давит позорным состоянием бедности на подавляющее число пенсионеров страны. Но при этом мы, конечно, никак не согласны с понижением высокого уровня пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан до среднего, всё как раз должно быть наоборот. И в то же время нельзя поддерживать рассматриваемое предложение Верховного Суда, так как в таком случае на получение соответствующих выплат - не на пенсию по случаю потери кормильца, а на пенсию, которая могла бы быть назначена гражданину, - могли бы претендовать нетрудоспособные члены семьи любого гражданина, независимо от статуса и рода деятельности. Кроме того, неприемлемым мы полагаем и предложение о возложении на квалификационные коллегии полномочий по решению вопросов связи смерти судьи с исполнением им служебных обязанностей, так как согласно статье 20 федерального закона о государственной защите судей и других должностных лиц этим должны заниматься суды путём вынесения приговора или принятия постановления. С учётом изложенного, уважаемые коллеги, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе рассматриваемый законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Уважаемые депутаты, есть три вопроса. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Афанасьевой Елене Владимировне. АФАНАСЬЕВА Е. В. Уважаемый Василий Иванович, мы в пояснительной записке видели цифры, отражающие количество судей, погибших не при исполнении служебных обязанностей. Располагаете ли вы информацией, сколько случаев смерти, например, от сердечно-сосудистых заболеваний было у этих людей или от заболеваний, которые выявились или проявились в результате их профессиональной деятельности, после того как они закончили эту деятельность? НЕЧАЕВ В. И. Я уже сказал, у нас приблизительно сто сорок человек - членов семей, которые остаются без средств к существованию в связи со смертью судей. Как правило, - вы задали вопрос о связи с насильственной смертью - у нас это редко бывает. Насильственная смерть обязательно связана с исполнением судейских обязанностей. Тут вопрос не возникает, членам семьи в таких случаях всё, в общем-то, возмещается. Но, как вы здесь правильно заметили, смерть наступает от сердечно-сосудистых заболеваний, от каких-то других заболеваний, а в статье 20, где говорится о выплатах, резюмируется, что членам семьи необходимо выплачивать деньги, за исключением случаев, когда установлено, что смерть не связана с его служебной деятельностью. Минфин денег нам не даёт, и поэтому я вынужден обратиться сейчас вот с такой законодательной инициативой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Включите, пожалуйста, микрофон Лебедеву Игорю Владимировичу. ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Александр Петрович, у меня вопрос к вам. Предложенный Верховным Судом законопроект касается только судейского сообщества. Скажите, пожалуйста, как в действующем законодательстве решаются аналогичные вопросы социальной защиты членов семей других категорий - работников правоохранительных органов, прокуратуры, военнослужащих? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, уровень социального обеспечения граждан после сложения ими служебных полномочий в правоохранительных или федеральных органах исполнительной власти, даже в органах законодательной власти, конечно, на порядок ниже (я не ошибся, я не говорю, что в разы, - на порядок ниже сегодня). У судей как таковой пенсии вообще нет, есть понятие ежемесячного пожизненного содержания, и оно может доходить до 85 процентов от ежемесячного среднего заработка. Что касается остальных категорий, даже федеральных государственных гражданских служащих, сегодня существует правило, которое не позволяет превысить предел - 2,3 должностного оклада, или 0,8 денежного вознаграждения. Таким образом, у федерального служащего ежемесячная пенсия в размере от 6 до 10 тысяч рублей. Ну а трудовая пенсия, она нисколько не больше, даже поменьше. Мы не возражаем против того, что существует вот такой режим возмещения утраченного заработка. Это хорошо, и я считаю, что это то, к чему мы все должны стремиться. Но если мы сейчас будем вот это всё распространять... Ну, судья - понятно, но если мы ещё и на иждивенца распространим... По сути дела, он к судье не имеет никакого отношения, а получать будет, смотрите, почти в размере ежемесячного пожизненного содержания. Я как-то логики не вижу, это не поддаётся никакому расчёту. Заслужил только потому, что оказался рядом, но никакого отношения к этому не имел? Я не понимаю, за что такое вознаграждение, такое отношение государства. Хотя я вполне понимаю: и старость, и болезни, и другие нужды, но давайте всё-таки сопоставлять все наши пенсионные системы, системы обеспечения по старости. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Куликову Александру Дмитриевичу. Последний вопрос. КУЛИКОВ А. Д. Спасибо. У меня вопрос к Василию Ивановичу Нечаеву. Уважаемый Василий Иванович, какова вообще мировая практика в отношении социального обеспечения судей в развитых демократических странах? Это первый вопрос. И второй вопрос: не кажется ли вам несколько странным, что, ставя вопрос о таком социальном пакете для судей Российской Федерации, мы одновременно не можем себе ответить на вопрос, почему за последние годы, несмотря на то что мы приняли серьёзнейшую социальную поддержку судейского сообщества Российской Федерации, в три раза увеличилось число жалоб в Страсбургский суд по проблемам, которые должны были решаться здесь, в судейском сообществе Российской Федерации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Василий Иванович. НЕЧАЕВ В. И. Ну, дело всё в том... Если взять, например, гражданские дела, то там бывают две стороны, а иногда и больше, и какая-то одна сторона выигрывает, а все остальные проигрывают. И как бы их ни убеждали, каким бы обоснованным ни было решение, они всегда будут жаловаться, и будут жаловаться в Страсбургский суд, впрочем, не всегда в Страсбургский суд. Да, действительно, жалоб много, но это не говорит о том, что все эти жалобы могут быть удовлетворены. Сейчас мы внесли проект закона о возмещении вреда государством за неразумные сроки рассмотрения дел. Если этот закон будет принят, то эта проблема, возможно, будет снята. Прежде чем обратиться в Страсбургский суд, граждане должны обращаться в суд, который будет рассматривать эти дела. А то, что в три раза увеличилось число жалоб... Да, действительно, раньше, до 90-х годов, у нас были профсоюзы, комсомольская организация, партийная организация, которые решали в принципе все вопросы. Сейчас же, по сути дела, все эти организации заместил суд. И в принципе количество дел с каждым годом у нас увеличивается, но это просто говорит о том, что граждане всё-таки доверяют суду, коль обращаются в суд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Пожалуйста, включите микрофон депутату Лекаревой Вере Александровне. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "Справедливая Россия". Спасибо, Надежда Васильевна. Александр Петрович, у меня сначала к вам вопрос. Вот если следовать вашей логике, то люди, которые просто оказались рядом с судьёй, не имеют права претендовать, вообще, на достойное обеспечение в жизни, если что-то случилось. В то же время люди, оказавшиеся рядом с президентом, тем не менее рассчитывают на какую-то поддержку и её получают. Мой вопрос в следующем. Вот если судья, оказавшись в отпуске, попал в аварию или ещё что-то с ним произошло, то этот случай рассматривается как произошедший не в связи с исполнением им своих служебных полномочий? И почему вы сейчас, изначально, вот так жёстко, так сказать, отставили членов семьи от судьи? Не провоцирует ли ваша позиция нынешних действующих судей копить на "чёрный день" для своей семьи и всё время опасаться, как бы с ними чего не случилось, да ещё, упаси бог, не во время исполнения ими служебных полномочий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Вера Александровна, это всё равно не идёт ни в какое сравнение, хоть вы и не называете фамилий, говоря о тех, кто рядом с президентом, и о тех, кто рядом с судьёй. Это всё равно несопоставимые вещи по выплатам. Не буду я называть эти суммы, я вам скажу потом, один на один. Но всё равно даже тот, кто был рядом с президентом, получает значительно меньшую сумму, чем предлагается сегодня вот этим законопроектом. Поэтому я не говорю о том, что должно быть какое-то равенство во всём и везде. Но всё-таки давайте будем учитывать вклад каждого гражданина или пенсионера в общее дело, строительство государства, развитие экономики, вообще всё, что он сделал на пользу общества, а не просто потому, что он оказался в этом месте и более ничего. И ведь даже этим лицам никто не отказывает в этой поддержке, как и нашим с вами семьям, жёнам или мужьям, они будут получать пенсию в связи с потерей кормильца или какие-то другие пособия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Присаживайтесь. Пожалуйста, уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Есть. У нас двое записавшихся. Пожалуйста, включите микрофон Афанасьевой Елене Владимировне. АФАНАСЬЕВА Е. В. Мы считаем, что данный законопроект можно поддержать, так как профессия судьи - это всё-таки профессия, связанная с постоянным стрессом и огромной ответственностью. Нужно сказать, что стресс, как известно (и многие медики это подтверждают), влияет на состояние здоровья, и из-за этого очень много сердечно-сосудистых заболеваний. В принципе это основная причина ухода из жизни многих людей, и в том числе таких людей, которые занимаются судебной практикой. Хочу сказать, что семьи этих людей тоже живут постоянно в жёстких социальных и политических рамках. Мы говорим: какое влияние оказывает семья? Да большое влияние! Жена должна быть всегда спокойна. Человек должен приходить домой и понимать, что его семья - это его тыл. А дети? Ну не виноваты дети, что они родились у судьи! Ну что говорить?! Вот оказались где-то, так сказать, в нужное время и в нужный час. Нельзя к этому вопросу подходить так, что если там этого нет, то и здесь пусть этого не будет. Нужно сделать так, чтобы и там было, и здесь было. А мы все подходим к такому решению вопроса: давайте всех сделаем бедными. Поэтому концептуально считаем, что поддержать законопроект нужно. Ко второму чтению можно выработать чёткий критерий вот этих ежемесячных денежных выплат нетрудоспособным членам семьи. Ну, например, можно детям выплачивать до совершеннолетия или до окончания ими высшего учебного заведения. Например, можно осуществлять ежемесячные выплаты супруге или супругу в том случае, если они уже находятся на пенсии или являются инвалидами. Поэтому фракция ЛДПР будет голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Владимировна. Пожалуйста, включите микрофон депутату Драпеко Елене Григорьевне. ДРАПЕКО Е. Г. Спасибо большое. Я хочу заранее, для стенограммы, сказать, что выступаю я не от фракции, а лично от себя. Я считаю верхом цинизма сегодня, когда тридцать восемь миллионов получателей пенсии у нас получают менее 4,5 тысячи рублей, ставить вопрос о том, чтобы иждивенцы или члены семей судей, которые сегодня получают у нас гигантские по нашим меркам заработные платы, не уронили свой уровень жизни. С заработной платы в 240 тысяч рублей можно откладывать сбережения - 60 или даже 80 тысяч рублей. С большинства заработных плат в Российской Федерации никаких сбережений отложить нельзя. Поэтому я хочу, уважаемые депутаты, призвать вас не поддерживать этот законопроект. И напомню вам, что наши пенсионеры, бывшие депутаты Государственной Думы, которых намного меньше в стране, чем судей, сегодня получают пенсию 17 тысяч 200 рублей, по-моему. И то повышение их пенсии не зависит от нашего с вами оклада, а происходит по специальному указу Президента Российской Федерации. Я призываю не поддерживать этот законопроект. А судьям хочу сказать, что им такая высокая заработная плата была установлена в целях борьбы с коррупцией, но цели этой мы не достигли. Наша судебная система продолжает оставаться коррумпированной, продолжает оставаться неправосудной, и сегодня у нас не редкость, когда вопросы решаются самосудом. Граждане прибегают к самосуду, потому что не доверяют нашему суду. Я считаю, что судьи должны были бы бороться за интересы населения и ставить вопрос перед Государственной Думой не о своём и своих родственников материальном положении, а о материальном положении тех миллионов наших граждан, которые продолжают жить впроголодь в условиях финансового кризиса. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Григорьевна. По ведению - депутат Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Надежда Васильевна. Я считаю вопрос, вообще, очевидным, и не стоило бы его обсуждать. Я просто хотел бы посоветовать Василию Ивановичу или тому сообществу, которое вот этот законопроект поручило ему сегодня отстаивать, просто отозвать его, не доводить даже до голосования. При нынешней социально-экономической обстановке, мне кажется, это вообще позорно, это позорище! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Евгеньевич. Будут ли выступать полномочные представители президента, правительства? Нет, не будут. Считают ли нужным докладчик или содокладчик выступить с заключительным словом? Василий Иванович, пожалуйста. НЕЧАЕВ В. И. Денежное содержание судьи иногда является единственным источником существования всех членов его семьи. Дело в том, что совершеннолетние члены семьи, трудоспособные, могут работать только в определённых организациях, они не могут работать ни в коммерции, заниматься коммерческими какими-то операциями, ни даже адвокатами, потому что к судьям возникают вопросы, поэтому или они не работают, или работают только в определённых структурах. И когда говорят, что после смерти судьи оставшиеся члены его семьи, нетрудоспособные, хорошо живут, это не так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Уважаемые депутаты, переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 17 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7% Проголосовало против 255 чел.56,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7% Результат: не принято Не принято.