Заседание № 256

09.11.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 439609-4 "О внесении изменений в главу 25-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в целях создания стимулов для более эффективного использования водных биологических ресурсов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2542 по 2647 из 4709
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 25, проект федерального закона "О внесении          
изменений в главу 25-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".   
Доклад по данному вопросу сделает Сергей Иванович Штогрин.                      
                                                                                
ШТОГРИН С. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, по поручению палаты комитет доработал проект закона "О       
внесении изменений в главу 25-1 части второй Налогового кодекса Российской      
Федерации". Мы рассмотрели двадцать две поправки, девять из них поддержали,     
тринадцать отклонили. Между первым и вторым чтениями в проект закона внесены    
следующие изменения.                                                            
                                                                                
Исходя из сложившейся практики мы несколько исправили ставки сборов за право    
пользования биоресурсами, я приведу несколько примеров. Например, всё-таки      
понизили по просьбе именно рыбодобывающих артелей ставку по кете амурской       
осенней с 5 тысяч до 3 тысяч за тонну и снизили ставки по крабам камчатским,    
потому что там были запредельные ставки - 60 тысяч за тонну. Вместе с тем по    
некоторым видам ставки увеличили, например по тунцу, по сиговым, по             
атлантическому лососю (сёмге), которые пользуются повышенным спросом на         
рынках и цена на которые резко увеличилась по сравнению с тем периодом, когда   
мы принимали этот закон, то есть несколько лет назад.                           
                                                                                
Кроме того, внесены уточнения в подпункт 7 статьи 333-3, касающийся льготного   
режима для градообразующих рыболовецких артелей и рыбохозяйственных             
организаций, которые уплачивают налог по льготной ставке в 15 процентов.        
                                                                                
Исключена также норма такая историческая. Первоначально, когда мы принимали     
эту норму, то зафиксировали, что льгота распространяется только на объёмы,      
которые вылавливались в 2001 году. Сейчас уже рынок устоялся, артели,           
рыбохозяйственные организации окрепли, поэтому эта норма стала просто           
отягчающей. Я был на нижнем Амуре в селе Иннокентьевка. Артель содержит         
детский сад, всё коммунальное хозяйство, все услуги для населения, которое      
живёт там. Кроме как в артели больше работать негде. И они говорят, квота       
была в 2001 году 50 тонн, а сейчас 300 тонн, а льгота только на 50. Поэтому     
это вполне правильное предложение, мы его внесли. Кроме того, уточнили и        
понятие, какие организации являются градообразующими и могут пользоваться       
льготой.                                                                        
                                                                                
Рассмотрев все поправки, я уже сказал, мы составили две таблицы: одну - к       
принятию, номер 1, и вторую - к отклонению, номер 2. И просим палату            
поддержать таблицу принятых и таблицу отклонённых поправок.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Первая таблица состоит из девяти поправок,                
рекомендованных к принятию. Есть ли замечания? Нет. Прошу проголосовать за      
первую таблицу поправок.                                                        
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              285 чел.63,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    285 чел.                                          
Не голосовало                 165 чел.36,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица отклонённых состоит из тринадцати поправок. Есть ли по ней замечания?   
Нет. Прошу проголосовать за таблицу отклонённых поправок.                       
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              282 чел.62,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    282 чел.                                          
Не голосовало                 168 чел.37,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Прошу проголосовать законопроект во втором чтении.                              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              303 чел.67,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    303 чел.                                          
Не голосовало                 147 чел.32,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
И есть проект постановления о принятии законопроекта в третьем чтении. Есть     
ли возражения у депутатских объединений, представителей правительства и         
президента? Нет. В рамках "часа голосования" прошу проголосовать за данный      
проект закона в третьем чтении.                                                 
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              308 чел.68,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    309 чел.                                          
Не голосовало                 141 чел.31,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 237

27.06.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 439609-4 "О внесении изменений в главу 25-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в целях создания стимулов для более эффективного использования водных биологических ресурсов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7100 по 7281 из 8413
Пункт 32. О проекте федерального закона "О внесении изменений в главу 251       
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад депутата          
Государственной Думы Мокрого Владимира Семёновича. С места.                     
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вопрос об оптимизации ставок      
сбора за пользование водными биологическими ресурсами неоднократно поднимался   
депутатами Государственной Думы. В рекомендациях парламентских слушаний на      
тему "О совершенствовании законодательства в целях повышения эффективности      
использования биоресурсов", проведённых ещё в 2005 году, отмечалась             
необходимость подготовки проекта федерального закона о внесении изменений в     
главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. На               
конференциях, "круглых столах", проведённых в приморских субъектах Российской   
Федерации, также ставился вопрос об изменении ставок сбора за пользование       
водными биологическими ресурсами с целью обеспечения рентабельности их          
добычи.                                                                         
                                                                                
Предлагаемый вам законопроект, на взгляд разработчиков, должен обеспечить       
более полное освоение водных биоресурсов и увеличить поступления в              
федеральный бюджет и в региональные бюджеты.                                    
                                                                                
Эффективное освоение промышленных квот добычи водных биологических ресурсов     
тесно связано с уровнем ставок сбора, предусмотренных статьёй 3333              
                                                                                
Налогового кодекса Российской Федерации. Предлагаемые законопроектом            
изменения ставок сбора за объекты водных биологических ресурсов вызваны         
необходимостью установления их уровня, обеспечивающего эффективную работу       
судов на промысле водных биоресурсов, при условии обеспечения поступления       
максимально возможных средств в бюджеты различных уровней за счёт полного       
освоения выделяемых квот на вылов.                                              
                                                                                
При корректировке ставок сбора были использованы данные об уровне               
рентабельности по отдельным видам водных биологических ресурсов и промысловым   
бассейнам. Оптимизация ставок сбора означает как их повышение, так и            
понижение в отношении конкретных видов биоресурсов в целях достижения           
наибольшей экономической эффективности. Так, предлагается повысить ставки       
сбора на пользующиеся спросом, высоколиквидные объекты промысла, на которые     
первоначально были установлены минимальные ставки сбора - от 20 до 200 рублей   
за тонну, такие, как морской окунь, угольная рыба, тунец, осьминог и тому       
подобные.                                                                       
                                                                                
Повышение ставок сбора за указанные виды водных биоресурсов позволит            
обеспечить не только дополнительные сборы в федеральный бюджет, но и            
рентабельность промысла на уровне от 10 до 25 процентов.                        
                                                                                
С другой стороны, чрезвычайно низкая экономическая результативность промысла,   
а также низкий уровень освоения квот таких рыб, как белый амур, жерех,          
толстолобик, сом в реке Волге, требуют снижения ставки сбора по данным          
объектам с 1200 рублей до 150 рублей за тонну. Действующая ставка сбора на      
добычу морских млекопитающих (кольчатая нерпа, котик морской, крылатка,         
морской заяц и тому подобные) в размере 150 рублей за одну голову приводит к    
нерентабельности промысла. Для обеспечения безубыточного промысла, имеющего     
существенное значение для жизни местного населения приморских территорий,       
целесообразно снижение ставки сбора до 10 рублей за одну голову указанных       
видов морских млекопитающих.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, авторы законопроекта осознают не только его очевидную        
актуальность, но и необходимость доработки его ко второму чтению в              
соответствии с замечаниями, изложенными в заключении Правительства Российской   
Федерации, профильного комитета и комитетов-соисполнителей, Правового           
управления Аппарата Государственной Думы. Чтобы не занимать больше ваше         
внимание, не буду всё перечислять, но в заключение хочу просить вас             
поддержать данный законопроект, принять в первом чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Иванович Штогрин, содоклад от Комитета по бюджету и          
налогам.                                                                        
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно уже несколько лет действует специальная        
глава Налогового кодекса, который регламентируется изъятие у                    
налогоплательщиков в пользу государства платежей за пользование биоресурсами.   
И действительно, правоприменительная практика выявила, что, когда мы            
разрабатывали ставки, по некоторым видам биоресурсов они получились             
завышенными, по некоторым - заниженными, кроме того, меняется всё-таки          
структура потребления, поэтому действительно надо это урегулировать и с         
учётом правоприменительной практики эти ставки откорректировать.                
                                                                                
Кроме того, конечно, необходимо уточнить и более жёстко регламентировать        
применение нулевой ставки на добычу, связанной и с разведением рыбы,            
связанной и с научно-исследовательскими работами, с тем чтобы здесь не было     
злоупотреблений и никто не занимался промыслом под видом научной                
деятельности.                                                                   
                                                                                
С другой стороны, когда мы обсуждали законопроект в комитете, высказали ряд     
замечаний, которые, на наш взгляд, необходимо учесть при принятии во втором     
чтении.                                                                         
                                                                                
Первое, о чём хочу сказать, - это, конечно, о предложении инициаторов           
законопроекта изменить статус, или определение, плательщика сборов за           
пользование биоресурсами. На наш взгляд, нет необходимости исключать из         
действующего определения плательщика сбора такие критерии, как получение        
лицензии или разрешения, а также наличие договора о пользовании                 
рыбопромысловым участком, поскольку это серьёзно расширяет число                
пользователей биоресурсами, в том числе в эту категорию попадают и              
браконьеры.                                                                     
                                                                                
Второе. Нет необходимости, на наш взгляд, расширять круг организаций, которые   
являются градообразующими в части вылова биоресурсов, поскольку такое           
определение дано у нас уже в системе налогообложения для                        
сельхозтоваропроизводителей в специальной главе Налогового кодекса и нет        
необходимости его менять.                                                       
                                                                                
И ещё два замечания. Мы считаем, что всё-таки не надо вносить изменения в       
такие фундаментальные вещи, как налоговый период, как порядок возмещения        
излишне уплаченного налога или сбора, поскольку это определено в части первой   
Налогового кодекса, мы её правили в прошлом году и там все точки поставлены     
над "i". Кроме того, мы считаем, что всё-таки сбор должен уплачиваться не от    
фактического вылова, а от полученной квоты.                                     
                                                                                
Мы предлагаем принять законопроект в первом чтении и доработать его с учётом    
этих и ряда других замечаний, высказанных в заключениях.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Какие есть вопросы? Сергей Иванович на трибуне.                                 
                                                                                
Пожалуйста, депутат Кузнецов Виктор Егорович.                                   
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Коллеги, мне непонятна, например, такая вещь.                    
                                                                                
Законопроектом не предполагается, что, вообще говоря, ставки, как и квоты,      
должны зависеть от оценки запасов тех или иных видов биологических ресурсов,    
тех или иных пород, скажем так, рыб. И если мы законом устанавливаем это на     
долгие годы, то это означает, что мы, вообще, не контролируем эту ситуацию      
или действуем, может быть, в ущерб каким-то видам. Мы же должны всякий раз      
оценку вот эту иметь где-то.                                                    
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Дело в чём? У нас есть так называемое понятие "ОДУ". И на         
каждый рыбопромысловый сезон по каждому виду определяются допустимые квоты      
вылова, с тем чтобы не наносился урон биоресурсам и они восстанавливались.      
Особенно это касается таких рыб, которые нельзя воспроизвести искусственно.     
                                                                                
Допустим, есть рыборазводные заводы в Еврейской автономной области, в           
Хабаровском крае, на Сахалине, в Магадане, где воспроизводят лососевых, но      
невозможно восстановить окуня, невозможно восстановить краба. Поэтому           
соответствующие органы должны строго пресекать, если вдруг наблюдается          
перелов. Это карается очень серьёзно. Ставки мы установили для того, чтобы      
изымать сверхприбыль, которую даёт природа, и они привязаны именно к этому.     
Сложные, большие затраты связаны, допустим, с глубоководным крабом, синим,      
стригуном, сейчас не буду говорить по-латыни, не выговорю слово "ангулятус",    
большие затраты, но это тоже надо делать, потому что должен быть определённый   
баланс в природе. С другой стороны, действительно завышены были ставки по       
рыбе, которая в Волге водится, по тому же белому амуру, другим. Это надо        
исправлять. И причём там-то ловят не тысячами тонн, там маленькие артели,       
которые у нас всегда существовали на Волге и ловили. Чего там у них изымать,    
да? Не надо этого делать. Вот поэтому с этой точки зрения, я считаю, и          
комитет поддержал инициаторов законопроекта, надо более разумно подойти к       
определению ставок, при этом, естественно, не нанося урон воспроизводству       
биоресурсов.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я так понимаю, что больше вопросов нет. Есть     
ли желающие выступить? Нет.                                                     
                                                                                
Присаживайтесь, Сергей Иванович.                                                
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Комитет       
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 16 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              367 чел.81,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    367 чел.                                          
Не голосовало                  83 чел.18,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.