Заседание № 246
О проекте федерального закона № 439216-4 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка заключения договоров аренды лесного участка и договоров купли-продажи лесных насаждений, а также в части продления срока приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключённых до 1 января 2007 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Кировской области депутата Государственной Думы Алексея Михайловича Розувана. РОЗУВАН А. М., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Проект закона разработан в одной из самых богатых лесными ресурсами областей Российской Федерации - Кировской. Он концептуально поддержан двадцатью субъектами Федерации, в том числе Архангельской областью и Государственным Советом Республики Коми. С введением в действие Лесного кодекса 4 декабря 2006 года фактически была разрушена давно сложившаяся и существовавшая до 2007 года система лесопользования в бывших "сельских" лесах, которая учитывала в совокупности интересы сельскохозяйственных организаций, бюджетной сферы села и сельского населения. В соответствии с ранее действовавшим законодательством участки лесного фонда предоставлялись в краткосрочное пользование (на срок до одного года) для удовлетворения потребностей общеобразовательных и дошкольных учреждений и других организаций, финансируемых за счёт средств соответствующего бюджета, а также для удовлетворения потребностей сельскохозяйственных предприятий и населения решением федерального органа исполнительной власти в сфере сельского хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. Участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, предоставлялись сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование в целях обеспечения их потребностей в древесине. Путём лесозаготовки и собственной лесопереработки сельскохозяйственные организации обеспечивали круглогодичную занятость работников, прежде всего механизаторов, их производительный труд (соответственно и зарплату), удешевляли ремонт и строительство, получали дополнительные доходы для поддержания сельскохозяйственного производства. Население и организации бюджетной сферы обеспечивались по минимальным ценам дровами и строительным лесом. В настоящее время по действующему Лесному кодексу для юридических лиц указанной категории приобретение права на заготовку древесины на условиях аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений возможно лишь на общих основаниях - по результатам аукционов. Однако ввиду ограниченности финансовых средств как у бюджетных организаций, так и у сельхозпредприятий обе эти категории не могут составить предпринимателям конкуренцию на открытых аукционах. Если в кратчайшие сроки не решить указанную проблему, то неизбежно нарастание социальной напряжённости и на селе. Предлагаемый законопроект позволяет решить эту проблему. Предоставление через внесение изменений в часть 1 статьи 77 Лесного кодекса права заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в предусмотренных частью 6 статьи 75 случаях без проведения аукциона позволит не только поддерживать сельхозпроизводителей и социальную сферу села, но и оперативно решать другие возникающие на уровне субъектов Российской Федерации проблемы, связанные с лесопользованием. Дополнение части 3 статьи 74 Лесного кодекса пунктом 3, предусматривающим возможность заключения договоров аренды лесных участков без проведения аукциона при реализации региональных программ развития сельских территорий, исключительно актуально, поскольку соответствует сложившейся на селе ситуации и поставленным на уровне государства задачам по развитию отечественного сельского хозяйства и решению демографической проблемы. На уровне субъектов Федерации эта категория лесопользователей не может быть защищена за счёт реализации субъектом Федерации на основании части 6 статьи 75 Лесного кодекса своего права и принятия законов субъектов Федерации об установлении исключительных случаев заготовки древесины, так как заключение договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона противоречит части 1 статьи 77 Лесного кодекса. Так, в Вологодской области принят закон от 10 января 2007 года № 1540 "Об установлении исключительных случаев заготовки древесины на основании купли-продажи лесных насаждений в Вологодской области", но на него внесён протест прокурора области. Аналогичный проект закона разработан в Кировской области, но он получил отрицательное заключение отдела законодательства субъектов Российской Федерации и ведения федерального регистра в Кировской области Управления Минюста России по Приволжскому федеральному округу. Следует отметить, что в годы реформ многие сельскохозяйственные организации по разным причинам утратили право безвозмездного пользования участками лесного фонда и, соответственно, не имеют права заключения договоров аренды лесных участков без аукциона. Кроме того, в связи с происходящими в сельском хозяйстве реорганизационными процессами, в том числе и в рамках национального проекта развития АПК, на месте прекратившей функционирование сельхозорганизации создаются новые сельхозпредприятия и крестьянские фермерские хозяйства, которые в рамках действующего законодательства также не имеют доступа к лесным ресурсам. С внесением изменений в статью 74 Лесного кодекса сельскохозяйственные организации указанной категории получат право на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без проведения аукциона. Им будет обеспечен равный с сельскохозяйственными организациями, имеющими договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда, доступ к лесным ресурсам и дана возможность привлечения через эти ресурсы дополнительных инвестиций в сельскохозяйственное производство. На имя руководителей области, депутатов Государственной Думы, в частности на моё, поступает множество писем из лесных регионов, где просят внести соответствующую поправку. Вот маленькая выдержка из письма, которое поступило буквально на днях в мой адрес. Пишет руководитель МУП ЖКХ одного из лесных районов: "До принятия Лесного кодекса для бюджетных организаций выделялись лимиты на район, администрация распределяла лимиты всем тем, кто отапливает школы, детские садики, больницы и так далее, в зависимости от потребностей на отопительный сезон. Кстати, мы отапливаем бюджетников на 95 процентов, и проблемы по заготовке дров не было. Мы без аукциона получали делянки по первоначальной попённой оплате, находили предпринимателя, который рубил и поставлял нам дрова. Сейчас у нас появились фирмы, за которыми стоят Москва и Санкт-Петербург, которые, не считаясь ни с чем (денег у них много), нагоняют цены до 400-500 процентов от первоначальной стоимости. Стоимость одного кубического метра доходит до 800 рублей. В прошлом году было 210 рублей с доставкой" - и так далее. Вот, собственно говоря, письма такие идут постоянно. Поэтому, уважаемые коллеги, я бы хотел, чтобы законодательная инициатива Кировской области не была рассмотрена вами как очередной законодательный зуд. Это действительно крик души. И если мы не решим этот вопрос, то действительно сельхозпредприятия, расположенные в лесных районах, будут окончательно развалены. Мы можем провалить отопительный сезон, разморозив соцкультбыт, школы, детские садики, больницы и так далее. Поэтому я прошу вас поддержать концепцию законопроекта, который вносит Законодательное Собрание Кировской области, и принять законопроект в первом чтении с последующей доработкой его по тем замечаниям, которые высказал профильный комитет. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От комитета по природным ресурсам содоклад Михаила Евгеньевича Бугеры. БУГЕРА М. Е., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, сначала хотел бы внести ясность в первый тезис, озвученный докладчиком, о количестве субъектов Федерации, поддержавших данный законопроект. В соответствии с установленными законом процессуальными нормами данный законопроект поддержан всего двумя субъектами Федерации, а вовсе не двадцатью четырьмя, как сказал докладчик. Всего двумя. Это первое. Теперь по существу законопроекта. Законопроект принят постановлением Законодательного Собрания Кировской области 31 мая 2007 года, и письмо председателя областной Думы на имя Бориса Вячеславовича Грызлова подписано 4 июня. Действительно, тема достаточно актуальная, поэтому Государственная Дума 5 июля приняла другие, аналогичные законопроектные инициативы, 11 июля Совет Федерации поддержал принятый нами 5 июля закон, 24 июля закон подписан президентом, носит номер 217-ФЗ и вступил в силу. Таким образом действие лесорубочных билетов, о чём говорил докладчик, у нас уже продлено. Здесь просто получилось так, что инициатива Законодательного Собрания Кировской области в этой части подошла несколько поздновато, иначе кировские законодатели убедились бы в том, что их инициатива в этой части уже полностью Государственной Думой и всеми остальными участниками законодательного процесса учтена. Это что касается статьи 2 предлагаемого законопроекта. Её содержание, этой статьи 2, уже реализовано тем, что мы приняли в июле, перед тем как уходить в отпуска. Теперь что касается первой части инициативы и первой части законопроекта. Ну, во-первых, кировские авторы законодательной инициативы предлагают, чтобы без аукционов производилось предоставление в аренду лесных участков в соответствии с некими, как это сказано, региональными программами развития сельских территорий. К сожалению, в действующем законодательстве не определено, что это за такие "региональные программы развития сельских территорий". Здесь возможен самый широкий произвол, будь принят данный законопроект, вступи он в силу как закон. Во-вторых, ничего в законопроекте не говорится о тех категориях юридических лиц, которые будут в рамках региональных программ развития сельских территорий получать лесные участки в аренду. Это могут быть те же самые предприниматели, на которых обращён пафос докладчика и пояснительной записки от Законодательного Собрания Кировской области. Если сейчас во всяком случае какой-то механизм в действующем Лесном кодексе есть - аукционная форма, - то тогда не будет никакого механизма, а будет полный произвол местных властей при определении, кому давать лесной участок в аренду без аукциона, кому не давать. Учитывая существующее положение дел, мы с вами прекрасно представляем, что это будут опять предприниматели, которые дадут больше денег, только не в светлой форме, так сказать, на аукционе, а в тёмной, теневой форме в карманы соответствующим местным начальникам. Что касается пафоса докладчика по поводу срыва подготовки к зиме, по поводу необеспеченности дровами в отопительный сезон бюджетных учреждений - школ, больниц, детских садов и так далее. По действующему Лесному кодексу возможны и другие формы использования лесных участков, кроме предоставления их в аренду для предпринимательской разработки. Есть такие формы, как восстановительные рубки, есть такие формы, как, если можно так сказать, оздоровительные рубки лесных участков. Мы считаем, что в рамках этих форм, которые могут быть использованы на местах, вполне могут быть решены вопросы обеспечения дровами в отопительный сезон бюджетных учреждений по минимальным ценам. Комитет предлагает отклонить данную законопроектную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Желающие выступить? Иванов Сергей Владимирович, три минуты. Не возражаете? Ещё Павлов, тоже три минуты. И Глотов. Ну тогда сделаем перерыв, может быть? Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Михаил Евгеньевич, не знаю, как насчёт пафоса, но, вы знаете, холодно, честно говорю, очень холодно. Я в прошлом году был на выборах в городе Каргополь. Жил на квартире у учительницы, которая сдавала своё жильё, и спрашиваю: а что так холодно? Да, говорит, топить нечем, ёлки-палки. И там действительно будет всегда холодно, потому что ни дров нет, ни газа нет, зато существует идиотский лозунг: "Тепло - с Севера на Юг". Вот там они замерзают, газопровод проводить нецелесообразно, ни за какие деньги его не проведёшь, и народ замерзает. Живут в лесу и не имеют никакой возможности привезти себе даже дрова! Они находятся сейчас в безвыходной ситуации. Потом, ну почему мы считаем, что руководители этих муниципальных образований настолько подлые люди, что, имея у себя в подчинении людей и заботясь о своих гражданах, которые у них там живут, они вдруг какому-то, хитро... не знаю какому лесопромышленнику вдруг возьмут да и продадут все эти лесные вырубки, лесные площадки, а о себе заботиться не будут?! Ну что, они идиоты, что ли, извините за выражение? Им же о людях заботиться надо. Это же, вообще, абсолютно глупая ситуация, когда сапожник без сапог. Мы и так лес вывозим постоянно за границу, а нам привозят эти табуретки, обработанные в Финляндии. Земли мы уже получить не можем, чтобы из леса там домик построить - бешеных денег, особенно в Подмосковье, стоит. До чего мы, вообще, докатились, ребята? И нам говорят, что это можно решить. Но вы поживите там, посмотрите, как эти вопросы решаются. Вот третью инициативу с места мы отклоняем, но не зря они пишут эти вещи, потому что на местах вопросы не решаются. Нам здесь из зала кажется, что вроде бы всё определено, вроде бы все нормативные акты приняты, а они не работают просто-напросто, и люди тупо замерзают. И мы то же самое, замерзаем, когда к ним приезжаем. Поэтому не надо вот такие вещи отвергать слегонца: "Возьмут продадут, будет там жулик какой-то, наплевать ему на рабочих, наплевать на всех". Не будет этого! Они должны иметь возможность пользоваться этими лесными участками хотя бы для того, чтобы просто-напросто не замёрзнуть зимой. Не надо считать, что они глупее нас с вами. И для того, чтобы утверждать, - вот жаль, что Михаил Евгеньевич ушёл, - чтобы говорить, пафосно там или не пафосно, нужно приехать, посидеть недельку там, помёрзнуть, а потом посмотреть, работает этот закон или не работает. И если два субъекта Федерации прислали положительные отзывы, а остальные не прислали или написали отрицательные, это не значит, что они живут в таких же условиях. Они в этих лесных посёлках не живут и не мёрзнут там как волчий хвост. Поэтому я считаю, что надо поддерживать такие инициативы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глотов Сергей Александрович. ГЛОТОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Фракция поддерживает принятие этого законопроекта, поскольку совершенно очевидно, что ещё несколько новых редакций Лесного кодекса, несколько редакций Водного кодекса - и не получим ни леса, ни воды, ни туда ни сюда зайти будет просто невозможно. И будет, скорее всего, гулять красный петух по Карелии, по Вологодской, по Кировской областям, по другим субъектам Российской Федерации, потому что выстроенное за последние годы законодательство толкает людей на воровство леса, толкает людей на другие акции, в том числе руководителей толкает на преступные акции даже ради интересов людей, чтобы отопить их дома. Надо что-то делать. И пафос Алексея Михайловича - это правильный, хороший пафос, когда он говорит, что в кратчайшие сроки надо разрешить эту проблему. Надо что-то сделать, чтобы люди, живущие в лесу, действительно могли себя отопить. Это проблема не только Кирова, о чём уже сегодня говорилось. Не говоря уже о пьянстве, не говоря уже о безработице на селе, особенно в этих районах, которые мы видим не только в ходе избирательных кампаний. Поэтому, чем бы ни завершилось наше сегодняшнее голосование, профильный комитет, конечно, должен озаботиться этой темой и подготовить нормальные предложения, разумные предложения, которые могли бы исправить сложившееся положение дел с точки зрения буквы и духа закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павлов Николай Александрович. ПАВЛОВ Н. А., фракция "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, на меня доклад Михаила Евгеньевича Бугеры произвёл большое впечатление, потому что видно, что он достаточно профессионально этот вопрос знает и у него есть аргументация соответствующая, которую подвергать сомнению, в общем, основания нет. Но вот какая закавыка, или, как говорил известный политический персонаж, загогулина: открываешь газету администрации области (да в любой области, я думаю, вы сами на это внимание обращали) - две трети газеты заняты объявлениями о покупке на конкурсной основе скрепок! Сталкивались вы с этим? Конечно, сталкивались! Абсурд, казалось бы, да? Конечно, абсурд! То есть был момент, когда была полная бесконтрольность в распоряжении громадными суммами. Маятник качнулся в другую сторону - когда, извините, вязанку хвороста уже невозможно собрать, для того чтобы печку протопить. То же самое и с закупками. Это однопорядковые явления, это явления некоего нашего сознания. Вот я Михаилу Евгеньевичу Бугере могу возразить одно. Я не пытаюсь здесь себя представить неким суперспециалистом в этой сфере и даже с ним не пытаюсь конкурировать, но я вижу телевизионные программы: из Карелии идут просто эшелоны леса! А Лесной кодекс принят, он вот такой, ребята, мы его принимали. Ну, мы, допустим, не принимали, но это неважно, мы всё равно ответственность разделяем, в одном зале ведь сидим. Значит, программа, вернее, Лесной кодекс принимается, лес хороший в гигантском количестве увозят, а бедный крестьянин пишет депутату Думы, что ему печку нечем натопить. Очевидно, что дыра, лакуна в законодательстве, очевидно, что здесь нужно что-то менять, и вот эта скромная попытка наших коллег из регионального парламента, в данном случае из Кировской области, - она, конечно, не должна с порога отвергаться. Разумеется, есть, так сказать, нестыковки, законодательство - дело сложное, но нужно проблему видеть. Ну нельзя же стоять только на формальной позиции! Ведь мы занимаем чисто формальную позицию, вот так, с лёгкостью, отклоняя. Почему? Очевидно для всех разумных людей, что такая проблема существует, что есть перекос некий: так сказать, нельзя вот это, потому что это нельзя, потому что вот мы, законодатели, так определили. Но ведь мы же живые люди, мы можем ошибаться, ведь накапливается опыт. Не случайно наш коллега Розуван зачитывал письма. Ведь люди пишут не для того, чтобы чернила потратить или лишний листок бумаги или привлечь к себе внимание, жизнь заставляет их писать эти письма. И не один Розуван получал такие письма, другие депутаты тоже наверняка получали, те, кто имеет отношение к такому региону, где достаточно много сельских территорий и где люди топят дровами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Розувану, пожалуйста, включите микрофон. Только покороче, если можно. РОЗУВАН А. М. Я предполагаю, какая участь ждёт этот законопроект, но хотел бы обратиться к руководству профильного комитета - Комитета по природным ресурсам и природопользованию. Всё-таки проблема не требует отлагательства, и я прошу создать рабочую группу, обобщить все те предложения, которые идут из регионов (завтра будут парламентские слушания, посвящённые Лесному кодексу), и всё-таки найти возможность решить этот вопрос заранее, не дожидаясь каких-то неприятностей в регионах, связанных, так сказать, с размораживанием посёлков и так далее. Очень большая просьба. Я сам готов подключиться и участвовать в этой работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители правительства и президента не желают высказаться? Нет. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 29 сек.) Проголосовало за 43 чел.9,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 43 чел. Не голосовало 407 чел.90,4% Результат: не принято Не принято.