Заседание № 14

16.03.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 439138-5 "О внесении изменений в статьи 220 и 222 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации права увеличивать размер имущественного налогового вычета, предоставляемого гражданам при приобретении жилья; внесён В. Л. Евтуховым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4325 по 4568 из 5871
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 220   
и 222 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".                    
                                                                                
Геннадий Васильевич Кулик, пожалуйста.                                          
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Авторы проекта закона предлагают вам принять следующие предложения. Сегодня     
действует льгота, которая позволяет нам с вами, всем гражданам, уменьшить       
налогооблагаемую базу, когда мы покупаем, строим дом, проводим капитальный      
ремонт, реконструкцию, на 2 миллиона рублей. Авторы предлагают увеличить эту    
сумму до 4 миллионов, но ограничить это право: распространить только на те      
регионы, которые мало заимствуют денег из федерального бюджета.                 
                                                                                
Комитет не поддерживает законопроект, во-первых, потому, что только             
федеральным законом можно устанавливать размер льготы, данная льгота довольно   
большая, очень широко можно её применять, во-вторых, конечно, потому, что это   
будет несправедливо, если мы для одних устанавливаем льготы федеральным         
законом, а для других нет.                                                      
                                                                                
И последнее. Мы с вами внесли поправки в Бюджетный кодекс, которые позволяют    
за счёт средств местных бюджетов предоставлять любые льготы на строительство    
и приобретение жилья, поэтому, если у региона есть средства, он может           
воспользоваться этим правом и принять такое решение.                            
                                                                                
Однозначное предложение: не поддерживать данный законопроект.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, спасибо.                             
                                                                                
Есть ли вопросы? Вопросы есть. Запишемся.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Дмитрий Евгеньевич Горовцов.                                                    
                                                                                
ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Я хотел бы просто уточнить, если можно. Уважаемый Геннадий Васильевич, не       
поддерживается увеличение суммы или... в чём загвоздка, скажите, пожалуйста?    
                                                                                
КУЛИК Г. В. Не поддерживается потому, что этот законопроект не соответствует    
требованиям законодательства: мы льготы устанавливаем федеральным законом.      
Если мы с вами поправляем федеральный закон, тогда мы не должны устанавливать   
никаких ограничений в отношении тех или иных регионов, поэтому концепция его    
не может быть принята и поддержана.                                             
                                                                                
Что же касается возможности, скажем, Кузбасса, пожалуйста, за счёт местного     
бюджета он может установить льготы и для шахтёров, и для врачей, и для          
учителей - для кого угодно, чтобы облегчить их участие в строительстве жилья.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Геннадий Васильевич, я полностью поддерживаю вашу      
точку зрения, действительно, не только из-за того, что это противоречит         
федеральному закону, а просто потому, что эта сумма очень большая, - тот, кто   
может строить, он сам это и сделает. Скажите, пожалуйста, просто                
проконсультируйте: налоговый вычет действует в отношении какого жилья, когда    
должно быть приобретено жильё, чтобы норма действовала? Такие вопросы задают,   
а я не могу ответить. Вот приобрёл человек жильё - с какого года эта льгота     
будет действовать?                                                              
                                                                                
КУЛИК Г. В. Сегодняшняя норма - возможность вычета в 2 миллиона рублей -        
распространяется на довольно широкий контингент: на всех участников войны,      
военных действий, на военнослужащих и так далее. Перечень этих лиц определён    
федеральным законом. Если кто-то захочет поправить, увеличить сумму вычета,     
скажем, до 3-4 миллионов, тогда нам надо будет принять федеральный закон.       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КУЛИК Г. В. Не понял.                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КУЛИК Г. В. Да.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов.                                 
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Геннадий Васильевич, не кажется ли вам всё-таки, что в    
данном законопроекте есть разумное зерно, так как всё-таки стоимость            
рыночного жилья в каждом субъекте разная? Вот в Москве за 2 миллиона            
практически ничего нельзя купить, кроме, может быть, одной комнаты. Как         
обходят эту норму? Официально проводят через банковскую ячейку чуть меньше,     
чем 2 миллиона, либо остальное списывают на ремонт, либо просто суммы           
проходят чёрным налом, и таким образом продавец, если продал свою квартиру      
после менее чем трёхлетнего владения ею, уходит от уплаты подоходного налога.   
                                                                                
КУЛИК Г. В. Законодатель, зная, что разная стоимость жилья в регионах,          
принимает целый ряд законов, льготирующих граждан при строительстве жилья,      
используя усреднённый, определённый правительством показатель стоимости         
квадратного метра и норму, которая приходится на человека. Этот вопрос уже      
решён, согласован, учтён во всех законах. Скажем, для военнослужащих был        
принят норматив 30 тысяч рублей за квадратный метр. Примерно это же             
распространено сейчас и на тех врачей и учителей, которые переезжают работать   
в сельскую местность.                                                           
                                                                                
Что касается изменений - установить процент от стоимости, - встаёт вопрос:      
кто будет подсчитывать стоимость капитального ремонта? Никто, а гражданин,      
предъявляя платёжки в доказательство, что он заплатил за это, может             
воспользоваться этим. Второй вопрос встаёт: кто будет определять стоимость      
перестройки квартиры, одной за другой? И так далее. Поэтому другого подхода,    
кроме как определить сумму, быть не может, и она на сегодня установлена - 2     
миллиона рублей.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу секретариат проверить кнопку на пульте у Николая Васильевича              
Коломейцева, она не сработала. А Николай Васильевич тем временем задаст         
вопрос.                                                                         
                                                                                
Микрофон депутату Коломейцеву включите.                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Дело в том, что я и на кнопку "сервис" нажимаю, а они не       
идут. Они должны после вызова кнопкой "сервис" подходить сами, я это знаю.      
                                                                                
Геннадий Васильевич, вы самый опытный депутат из сидящих в зале и член          
"политбюро" бюджетного комитета многих созывов. Вы же знаете, что у нас 90      
процентов муниципалитетов имеют дотационный на 90 процентов бюджет. Откуда же   
они будут брать эти льготы, дорогой вы мой человек?                             
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я всегда к вашим вопросам, а они у вас по каждому законопроекту     
есть, внимательно прислушиваюсь, но хотел бы, чтобы вы слушали ответы. Я        
говорил это о бюджетах регионов. У нас ни одного регионального бюджета          
дефицитного нет, они сбалансированы. Они сбалансированы в том числе и в связи   
с поддержкой, направленной на выравнивание бюджетов. Не будем сегодня           
рассматривать ещё одну тему, о сбалансированности бюджетов, речь идёт о том,    
что эти льготы могут установить регионы.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления.               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Геннадий Васильевич, присаживайтесь, пожалуйста.                                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Антон Анатольевич Ищенко.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, мне абсолютно понятна логика авторов предлагаемого нашему    
вниманию законопроекта. И я хочу сразу сделать ремарку, что он затрагивает не   
только какие-то ограниченные группы налогоплательщиков, он затрагивает всех     
граждан Российской Федерации, и в первую очередь тех, кто проживает на          
территории экономически сильных регионов, а таких на сегодняшний день не так    
много: всего лишь тринадцать субъектов Российской Федерации являются            
регионами-донорами. Но есть ещё и семьдесят регионов, которые являются          
дотационными. Так вот, этот законопроект даст возможность нашим субъектам,      
которые неплохо себя экономически чувствуют, дать определённый толчок на        
строительном рынке, даст возможность нашим гражданам приобретать более          
качественное жильё, жильё больших размеров, ну и, конечно же, даст им           
возможность сэкономить. Ну, для примера: 13 процентов с 4 миллионов рублей -    
это существенная, достаточно серьёзная цифра, это 460 тысяч рублей, которые     
семья может сэкономить.                                                         
                                                                                
Но я бы хотел остановиться несколько на другом аспекте этой проблемы - как      
раз на соотношении доходов наших дотационных субъектов и субъектов, которые     
являются донорами. К сожалению, сегодня в стране сложилась достаточно           
критическая ситуация в связи с нарушением нормальных межбюджетных отношений.    
Так получилось, что на сегодняшний день, по официальным данным, всего лишь 34   
процента доходов от налогов, которые собираются в регионах, остаются в          
регионах и 66 процентов зачисляются в федеральный бюджет. Вот я представляю     
Саратовскую область. Сегодня Саратовская область является таким настоящим       
середнячком, она ничем не лучше и не хуже близлежащих областей и регионов, и,   
наверное, на её примере можно как раз отследить межбюджетные отношения,         
отражающие то, что сегодня присуще фактически любому региону. Саратовская       
область сегодня обладает огромным потенциалом в энергетике: всего лишь треть    
вырабатываемого электричества остаётся у нас на территории Саратовской          
области и две трети мы экспортируем. У нас сильнейшая химическая                
промышленность, у нас очень хорошая, сильная оборонка, достаточно хорошо        
развито сельское хозяйство, у нас есть свои газ, нефть, но, к сожалению,        
Саратовская область до сих пор является дотационной. И это не связано с тем,    
что мы плохо работаем, хотя, наверное, тут есть доля вины и областного          
правительства, той команды, которая сегодня возглавляет регион. Я напомню,      
что губернатор Павел Леонидович Ипатов сегодня имеет самый низкий рейтинг       
доверия среди губернаторов Российской Федерации. Но здесь скрыта другая         
проблема, тут именно межбюджетные отношения. Сегодня консолидированный бюджет   
Саратовской области - 70 миллиардов рублей, при этом федеральные трансферты     
на 2012 год будут составлять 9,9 миллиарда. Так вот, в Саратове всего лишь      
одно предприятие, которое входит в группу "Бритиш Американ Тобакко",            
Саратовская табачная фабрика, платит в федеральный центр около 10 миллиардов    
рублей в год. То есть это равно сумме, которая приходит из федерального         
центра на весь регион, на всю Саратовскую область, а при этом в регион от       
этой фабрики поступает всего лишь 300 миллионов. Вот как раз та самая           
диспропорция, которую мы с вами должны исправить, поменяв наши межбюджетные     
отношения, о чём, собственно, уже неоднократно говорилось и на уровне           
правительства, и на уровне президента.                                          
                                                                                
26 декабря состоялось заседание Госсовета, на котором присутствовали многие     
губернаторы, и все в один голос буквально кричали о том, что регионы            
нуждаются в дополнительном финансировании, нуждаются в дополнительных           
источниках финансирования, тем более что регионы получают дополнительные        
полномочия, которые требуют этих источников. Вот основная проблема.             
                                                                                
Но в то же время, я считаю, предлагаемый законопроект, несмотря на его          
локальность, даёт возможность регионам влиять на экономическую ситуацию         
внутри страны, даёт руководителям регионов возможность позаботиться о своём     
населении и дать ему возможность легче вздохнуть при приобретении квартиры,     
получив имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц.       
Поэтому фракция ЛДПР поддержит этот законопроект с предложением внести          
поправки ко второму чтению.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич, до "часа голосования" осталось четыре минуты - успеете?     
Возьмите такое обязательство.                                                   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я неспроста    
задал вопрос Геннадию Васильевичу, потому что он, как никто другой, убеждён,    
знает, что сегодня всё, что вы в качестве льгот дадите муниципалитету или       
региону (в любимом Минфине даже после ухода - ну, не в забвение пока -          
Кудрина продолжается его политика), ровно столько же высчитают из субвенций,    
которые выделяются субъекту Федерации. Один к одному поступает субъект          
Федерации по отношению к муниципалитету, даже донору, понимаете? Поэтому мы     
считаем, что данный законопроект... Как вы помните, наверное, пятую часть       
прошлого послания уходящий президент Дмитрий Анатольевич Медведев посвятил      
чему? Молодой семье, предоставлению земли, желанию показать, что мы хотим       
множиться на своей территории не мигрантами, а своими детьми, что количество    
наших граждан будет приумножаться. А как мы приумножаем? Одной рукой вроде      
как даём, обещаем, а другой - не даём, вот устами такого уважаемого мэтра,      
как Геннадий Васильевич Кулик, говорим: не дадим. Я считаю, что это в корне     
неправильная позиция, тем более что, вы почитайте, в одной из семи статей       
вновь избранный президент тоже об этом вам говорил, говорил, что надо           
заниматься демографией, - но без крыши, тепла, еды и зарплаты демографией       
заниматься невозможно.                                                          
                                                                                
Наша фракция поддерживает этот законопроект и предлагает всем вам его           
поддержать, если вы хотя бы читали и поддерживаете идеи ваших руководителей.    
Ну и во втором чтении можно его дополнить, усовершенствовать, может,            
увеличить эту сумму до 3 миллионов, потому что на 2 миллиона много не           
построишь. С нашей точки зрения, только такой подход конструктивен, а мы        
продолжаем деструктивную кудринскую политику: нельзя, не давать, отнимать,      
что в принципе не позволяет решить ни одну из проблем - ни в строительстве,     
ни в демографии, ни в других областях!                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4922 по 5030 из 5871
Продолжаем обсуждение пункта 20 повестки. Раиса Васильевна Кармазина,           
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу вам напомнить, что налоговый вычет имущественный у    
нас был введён ещё в 90-х годах, в ту эпоху. Он предоставляется один раз в      
жизни, но всем гражданам России, кто впервые приобретает жильё, один раз в      
жизни он предоставляется всем гражданам России. Он предоставлялся в размере     
600 тысяч рублей, но в связи с тем что идут инфляционные процессы, в этом       
здании он индексировался. В 2004 году он составлял 1 миллион рублей для тех,    
кто имел право на этот вычет. В связи с инфляционными процессами и с кризисом   
в 2008 году Правительство Российской Федерации вышло, в мае Путин выходил с     
предложением увеличить налоговый вычет до 2 миллионов и дать закону обратную    
силу, то есть те, кто был в этом процессе, имели право произвести вычет до 2    
миллионов рублей.                                                               
                                                                                
Неоднократно вносились поправки в 220-ю статью, в том числе и следующая         
норма. Раньше предусматривалось принимать в налоговый вычет проценты по         
уплате только ипотечного кредита. В 2004 году, когда мы принимали пакет         
законопроектов, касающихся доступности жилья, мы с вами приняли такую норму:    
теперь вне зависимости от того, какой кредит брал гражданин, если у него есть   
право на налоговый вычет, он имеет право вычесть и проценты, вот сколько он     
будет платить - это всё принимается к вычету. Кроме того, мы с вами принимали   
поправки, и в вычет теперь включается и приобретение земли, включается          
отделка и достройка квартиры, дома. Мы приняли норму вычета в отношении не      
только домов и квартир, но и комнат в коммунальных квартирах и в общежитиях.    
                                                                                
В этой связи бюджеты наших субъектов, конечно... Если говорить о                
консолидированном бюджете России, о субъектах Российской Федерации, то надо     
сказать, что только за прошлый год мы предоставили таких вычетов на 338,5       
миллиарда рублей, или у нас не поступило в региональные бюджеты 44 миллиарда    
рублей. Налог этот федеральный, поэтому мы с вами можем только принять эту      
норму, а не передать её субъекту, как это возможно в части НДФЛ. Если мы        
примем такую норму, то, конечно, у нас в более привилегированном положении      
окажутся те граждане, где самодостаточные территории. Но я хочу вам             
напомнить, вот недавно был сюжет о Чувашской Республике, когда показывали       
многодетных инвалидов и говорилось, что всего на район выделено 600 или 800     
тысяч рублей, и они не могут решить проблему вот этой категории людей.          
Одновременно хочу напомнить, что у нас с вами не решается проблема всех тех     
граждан, которые стоят на очереди на улучшение жилья в соответствии с           
Жилищным кодексом по состоянию на 1 марта 2005 года. С этой трибуны говорили,   
что решается теперь только для тех, у кого низкие доходы, по социальным         
показателям. Поэтому мы с вами не можем сегодня принять эту норму - это         
выпадающие доходы для наших регионов.                                           
                                                                                
И ещё причина, почему нельзя принимать эту норму. В одном субъекте за 2         
миллиона можно приобрести шикарную квартиру, шикарное жильё, а в других         
регионах цены зашкаливают. Нам нужно стимулировать субъекты Российской          
Федерации, губернаторов, муниципалитеты снижать цену, в том числе и             
производить подготовительные работы для строительства жилья, тогда оно будет    
дешевле. И не секрет, что 30 процентов цены составляет стоимость - вот,         
наверное, Владимир Вольфович подтвердит - подготовительных мероприятий,         
планировки, подведения коммуникаций, дорог и всего остального, транспортная     
составляющая. Поэтому, я считаю, мы должны стимулировать снижение этой цены.    
Нам с вами это выгодно, потому что и на федеральном уровне, и на уровне         
субъектов, и на муниципальном у нас есть программы для отдельных категорий      
граждан, которым мы приобретаем жильё: это и дети-сироты, и фронтовики наши,    
и "чернобыльцы" - все, кому мы с вами восстановили эту льготу. Поэтому,         
уважаемые коллеги, я призываю не голосовать за этот закон.                      
                                                                                
И ещё напомню по поводу пенсионеров. Тамара Васильевна, я для вас специально    
хочу напомнить. В ноябре прошлого года мы, кроме нормы, касающейся работающих   
граждан, добавили норму, которая уже действует с 1 января этого года. Если      
гражданин приобрёл жильё и у него есть право на налоговый вычет, но он          
прекратил трудовую деятельность, стал пенсионером... мы приняли норму,          
которая даёт право за три предыдущих года возвратить этому гражданину налоги,   
раньше такой нормы не было. Почему за три? Потому что у нас есть сроки          
исковой давности.                                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, в этом отношении у нас сделано очень много, поэтому данную   
норму я предлагаю не поддерживать, не голосовать за этот законопроект.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Геннадий Васильевич Кулик.                                         
                                                                                
КУЛИК Г. В. Уважаемые коллеги, я попросил слова просто для того, чтобы на       
будущее договориться. Мы обсуждаем конкретный законопроект, если есть желание   
поговорить вообще на тему поддержки населения при строительстве жилья... Вот    
здесь прозвучало, что мы не выполняем программу. Я хочу сказать, что у нас      
шесть видов поддержки. Мы поддерживаем молодые семьи и специалистов, которые    
работают или изъявили желание пойти работать в сельское хозяйство: 50           
процентов стоимости жилья покрывает бюджет, за два года семьдесят шесть тысяч   
семей получили эту поддержку. Мы с вами ввели поддержку для работников          
здравоохранения, образования, которые переедут и будут работать в селе, -       
примерно на таких же условиях. Мы с вами имеем эту программу, и, кроме того,    
мы с вами приняли... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, вы выступаете не по ведению, но,     
поскольку у вас, как у докладчика, было право выступить, я вас не прерывал.     
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования"... Прошу прощения, у нас уже "час     
голосования". Голосуем данный проект федерального закона.                       
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              207 чел.46,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    207 чел.                                          
Не голосовало                 243 чел.54,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён законопроект.