Заседание № 256

09.11.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 438829-4 "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 963 по 984 из 4709
Пункт 5. Проект федерального закона "Об официальном статистическом учёте и      
системе государственной статистики в Российской Федерации". Доклад              
председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и          
туризму Фёдорова Евгения Алексеевича.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Евгений Алексеевич.                                                 
                                                                                
ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия".               
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги-депутаты, 18 октября 2007 года проект федерального закона     
"Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в     
Российской Федерации" был принят во втором чтении. Законопроект прошёл все      
необходимые процедуры, проведены юридическая и лингвистическая экспертизы,      
получено положительное заключение Правового управления Аппарата                 
Государственной Думы. Законопроект полностью готов к принятию в третьем         
чтении. Прошу поставить на "час голосования".                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1076 по 1091 из 4709
Пункт 5, проект федерального закона "Об официальном статистическом учёте и      
системе государственной статистики в Российской Федерации". Также прошу         
проголосовать за принятие в третьем чтении.                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 20 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 254

18.10.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 438829-4 "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2532 по 2635 из 6294
Пункт 13. Проект федерального закона "Об официальном статистическом учёте и     
системе государственной статистики в Российской Федерации". Доклад первого      
заместителя председателя Комитета по экономической политике,                    
предпринимательству и туризму Юрия Германовича Медведева.                       
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для         
рассмотрения во втором чтении предлагается проект федерального закона "Об       
официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в         
Российской Федерации". Как вы помните, указанный законопроект был внесён        
правительством и мы с вами его приняли в первом чтении 4 сентября текущего      
года. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению мы максимально учли     
замечания, которые были высказаны вами, уважаемые коллеги,                      
Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и           
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Суть изменений в            
следующем. Мы серьёзно доработали понятийный аппарат, некоторые дефиниции       
перенесены в содержательную часть законопроекта, в статьи 5, 6 и 7. Текст       
данных поправок у вас есть.                                                     
                                                                                
Второе. На наш взгляд, обеспечена достаточно широкая доступность граждан к      
официальной статистической информации, вплоть до размещения её на               
соответствующем сайте в Интернете, это статья 5. На этом настаивали ряд         
депутатов, в частности Сергей Александрович Попов, и мы с этим согласились.     
                                                                                
Третье. Включена норма, позволяющая предприятиям малого бизнеса предоставлять   
упрощённую первичную информацию для организаций статучёта. Это                  
корреспондируется с действующим Федеральным законом "О развитии малого и        
среднего предпринимательства в Российской Федерации".                           
                                                                                
И наконец, четвёртое. Несмотря на сложности, на наш взгляд, разрешено           
противоречие, когда статистическая информация, касающаяся некоторых сфер        
деятельности, является одновременно первичной, значит, информацией              
ограниченного доступа, и общедоступной в соответствии с действующим             
законодательством. Речь идёт о сфере бухучёта, экологии и ряде других, где      
сохранена возможность для юридических лиц, у которых есть профессиональный      
интерес к официальным статистическим данным, выстраивать отношения с органами   
государственной статистики. Это пункт 10 статьи 5.                              
                                                                                
По предложенному тексту, который мы выносим на ваше рассмотрение, замечаний у   
автора, я имею в виду правительство, также нет. Предлагаются две таблицы.       
Таблица 1 поправок, рекомендованных к принятию, здесь двадцать поправок, и      
таблица 2...                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Девятнадцать у меня.                                      
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Девятнадцать? И таблица 2, тогда не называю количество           
поправок.                                                                       
                                                                                
Спасибо. Прошу поддержать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо, Юрий Германович.                         
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги, по таблице 1, состоящей из девятнадцати поправок,     
которую комитет рекомендует принять? Нет. Кто за то, чтобы принять данную       
таблицу? Прошу проголосовать.                                                   
                                                                                
При обсуждении законопроекта у нас присутствует руководитель Федеральной        
службы государственной статистики Соколин Владимир Леонидович.                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              297 чел.66,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    297 чел.                                          
Не голосовало                 153 чел.34,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица поправок, рекомендованных к отклонению, состоит из пяти поправок.       
Есть ли по ней замечания или желающие вынести поправки на отдельное             
голосование? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять таблицу    
отклонённых поправок? Прошу проголосовать.                                      
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.66,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.33,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу   
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    299 чел.                                          
Не голосовало                 151 чел.33,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 242

04.09.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 438829-4 "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1411 по 2065 из 4278
Пункт 5. О проекте федерального закона "Об официальном статистическом учёте и   
системе государственной статистики в Российской Федерации". Доклад              
официального представителя Правительства Российской Федерации руководителя      
Федеральной службы государственной статистики Владимира Леонидовича Соколина.   
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СОКОЛИН В. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
руководитель Федеральной службы государственной статистики.                     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На       
ваше рассмотрение представляется проект федерального закона "Об официальном     
статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской          
Федерации", внесённый в Государственную Думу Правительством Российской          
Федерации. До настоящего времени российская государственная статистика          
существует вне надёжного правового поля. Официальный статистический учёт -      
одна из сфер ведения Российской Федерации, закреплённых в статье 71             
Конституции Российской Федерации, которая до сих пор, к сожалению, не имеет     
своего законодательного регулирования на уровне федерального закона.            
                                                                                
Цель законопроекта - создание правовых основ осуществления официального         
статистического учёта с целью обеспечения удовлетворения информационных         
потребностей государства и общества. Законопроект даёт определение целому       
ряду понятий в области официального статистического учёта, содержание которых   
в настоящее время законодательством не раскрывается, что ведёт к их             
неоднозначному толкованию и применению. Это, например, такие определения, как   
"официальный статистический учёт", "официальная статистическая информация",     
"федеральное статистическое наблюдение", и ряд других определений.              
                                                                                
Законопроект исходит из того, что официальный статистический учёт в             
соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется исключительно   
субъектами официального статистического учёта. К таким субъектам относятся      
федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные     
органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в     
установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством             
Российской Федерации. Положения законопроекта направлены на обеспечение         
единых правил проведения официального статистического учёта, основанных на      
научной статистической методологии, соответствующей требованиям международных   
стандартов. При этом координация этой работы в соответствии с проектом закона   
возлагается на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный   
орган исполнительной власти.                                                    
                                                                                
Законопроектом предусматривается утверждение Правительством Российской          
Федерации федерального плана статистических работ, содержащего состав и сроки   
формирования официальной статистической информации, которая на                  
межведомственной основе разрабатывается уполномоченным Правительством           
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с      
субъектами официального статистического учёта. Установлены правовые нормы по    
обязательному и добровольному предоставлению респондентами первичных            
статистических данных, необходимых для формирования официальной                 
статистической информации, если это не предусмотрено другими законами           
Российской Федерации. Законопроект определяет правовые нормы применения так     
называемых административных данных в официальной статистике, которыми           
являются данные, получаемые органами и организациями в связи с осуществлением   
ими ряда административных полномочий в соответствии с действующим               
законодательством.                                                              
                                                                                
Законопроект устанавливает гарантии защиты первичных статистических данных,     
которые составляют служебную тайну субъектов официального статистического       
учёта. В отношении их обеспечивается конфиденциальность информации, они не      
подлежат разглашению и используются только в целях формирования официальной     
статистической информации. Установлена ответственность лиц, имеющих доступ к    
таким сведениям.                                                                
                                                                                
Ещё один важный - международный - аспект данного законопроекта. Дело в том,     
что в 2004 году исполнилось десять лет со дня принятия Статистической           
комиссией ООН так называемых десяти принципов официальной государственной       
статистики. В 2004 году был распространён доклад Генерального секретаря ООН,    
базирующийся на данных опроса ста двенадцати стран, ответивших на вопросник     
ООН, по выполнению этих десяти принципов. К сожалению, две страны, в том        
числе Россия, указали, что не выполняется один из этих десяти принципов,        
который связан с тем, что официальная статистика должна базироваться на         
законодательной основе. Поэтому принятие данного законопроекта будет,           
естественно, работать и на повышение международного авторитета России.          
                                                                                
Принятие законопроекта не потребует дополнительных ассигнований из              
федерального бюджета, а также не повлечёт за собой внесения изменений в         
другие федеральные законы. На стадии подготовки законопроект был согласован     
со всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации, которые             
осуществляют в той или иной мере официальный статистический учёт. Были учтены   
замечания Государственно-правового управления Президента Российской             
Федерации. Законопроект одобрен на заседании Правительства Российской           
Федерации и внесён в Думу.                                                      
                                                                                
Просьба поддержать представленный законопроект. Благодарю за внимание.          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Леонидович. Пока присаживайтесь.        
                                                                                
Содоклад по законопроекту от комитета сделает Юрий Германович Медведев.         
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для         
рассмотрения в первом чтении предлагается проект федерального закона "Об        
официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в         
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Информационное обеспечение государства, основанное прежде всего на              
статистических данных, служит одним из важнейших инструментов в                 
государственном административном управлении. Качество управленческих решений    
во многом обусловлено качеством информационно-аналитической работы              
статистических органов.                                                         
                                                                                
В настоящее время формирование официальной статистической информации для всех   
уровней публичной власти в значительной мере затруднено из-за недостаточной     
правовой урегулированности статистической деятельности.                         
                                                                                
Законопроект направлен на устранение этого и других правовых пробелов, и в      
целом эту задачу он решает.                                                     
                                                                                
Хочу обратить внимание на ряд недостатков, которые, по нашему мнению, по        
мнению комитета, должны быть обсуждены. Необходимо дополнительно проработать    
и более чётко сформулировать в тексте законопроекта следующие вопросы:          
обязательность представления первичных статистических данных, определение       
круга лиц, представляющих такую информацию, механизмы представления             
информации для обеспечения сопоставимости показателей и объективности в         
оценке внутреннего положения страны.                                            
                                                                                
Также требуется включение в проект федерального закона положений о применении   
единой общегосударственной методологии расчётов статистических показателей.     
Например, на официальных мероприятиях, проводимых в Государственной Думе,       
типа парламентских слушаний, "круглых столов" и тому подобного при обсуждении   
социально-экономической или демографической ситуации в стране участники         
дискуссий, говоря об одном и том же, зачастую оперируют данными, отличными      
как от официальных, так и друг от друга, и отличаются они иногда даже в разы.   
Естественно, это приводит к несопоставимости и разночтению итоговых оценок,     
выводов и результатов. Отмечу, что это очень мощный информационный              
инструмент, которым можно воспользоваться как во благо, так и во вред, что в    
жизни и происходит, и вы все хорошо это себе представляете.                     
                                                                                
Требует также обсуждения и доработки статья 9, относящая все статистические     
наблюдения к служебной тайне. Такой подход приведёт к закрытости бизнеса и не   
будет способствовать развитию цивилизованного рынка информационных услуг и      
корпоративной информации. У нас и так по этой причине достаточно высокие        
издержки и риски в товарообороте между компаниями, много фирм-однодневок и      
мошенничества. Да и любой запрет на получение информации повлечёт за собой её   
незаконное распространение в коммерческих целях, иными словами коррупцию, на    
что обращает наше внимание Счётная палата в письме на имя Председателя          
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Ещё одним недостатком законопроекта, на наш взгляд, является отсутствие норм,   
касающихся регулирования системы статистического учёта регионального уровня.    
Если на всех уровнях государственной власти и управления будет отсутствовать    
единый подход, то эффективного функционирования системы сбора и анализа         
статистической информации мы не получим.                                        
                                                                                
Достаточно много замечаний имеется и по понятийному аппарату. Более подробно    
они изложены в нашем заключении, которое у вас, уважаемые коллеги, есть.        
                                                                                
Таким образом, подчеркну две стороны данного законопроекта. С одной стороны,    
его принятие является, безусловно, необходимым, этот закон имеет очень важное   
значение для страны, без него невозможно перейти на принятую в международной    
практике систему учёта и статистики. С другой стороны, в нём достаточно много   
погрешностей и ко второму чтению предстоит его серьёзная доработка. Я           
надеюсь, что в этом мы найдём понимание и со стороны правительства.             
                                                                                
Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует    
принять проект федерального закона "Об официальном статистическом учёте в       
системе государственной статистики в Российской Федерации", внесённый           
правительством, в первом чтении с учётом высказанной позиции.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Германович. Пока оставайтесь на трибуне.    
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Прошу записаться.                       
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, депутат Гришуков, ваш вопрос.                                       
                                                                                
ГРИШУКОВ В. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к Владимиру Леонидовичу, если можно. Вопрос такого характера:     
рассчитываете ли вы сегодня и на каком основании базовую стоимость              
необходимого социального набора? Напомню, что был федеральный закон № 21-ФЗ     
от 4 февраля 1999 года. Как часто это делается и куда эту информацию потом      
отдаёте, куда она поступает, ибо в законе было сказано о том, чтобы её как-то   
обнародовали?                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СОКОЛИН В. Л. Я могу сразу ответить. Стоимость социального базового набора мы   
рассчитывали и можем рассчитывать и дальше, но был какой-то прецедент (я        
сейчас, к сожалению, не помню точно), в результате которого расчёт и            
предоставление этих данных были приостановлены. Я потом вам дам более           
подробную справку. Но возможность такую мы имеем.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич.                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Владимир Леонидович, у меня вопрос из двух частей        
состоит. Первая часть такая: как регламентируется доступ к статистической       
информации, то есть какая является режимной, или, не знаю, секретной, а какая   
подлежит опубликованию?                                                         
                                                                                
И вторая часть вопроса. Интересуют результаты сельхозпереписи. Вот как          
получить эти данные, почему они не публикуются, почему они сегодня закрыты?     
Там что, гриф есть на них какой-то? В чём дело?                                 
                                                                                
СОКОЛИН В. Л. Вопрос первый. У нас сегодня нет ни одной статистической          
информации, вернее, статистических данных, получаемых в результате обработки    
первичных данных, которые носят какой-либо гриф - "секретно" или                
"несекретно". Вся статистическая информация абсолютно доступна. Что касается    
первичной статистической информации, то, о чём содокладчик Юрий Германович      
Медведев упомянул, мы как раз этим законопроектом пытаемся узаконить то, что,   
вообще, действует во всём мире. То есть первичные данные в соответствии и со    
статьёй Гражданского кодекса о служебной тайне - это те данные, которые могут   
даже потенциально стать коммерческой тайной, и тот, кто их представляет,        
может даже не подозревать об этом. В данном случае это опять же тот норматив,   
который в международном плане закреплён, и мы, кстати сказать, де-факто с       
1994 года эту норму соблюдаем. Поэтому первичные статистические данные          
предприятий мы охраняем как конфиденциальные, вся остальная информация          
абсолютно доступна.                                                             
                                                                                
Что касается итогов сельскохозяйственной переписи. Во-первых, мы ещё не         
закончили полностью обработку этих материалов, но те итоги, которые мы          
сегодня имеем, абсолютно доступны, они есть на нашем сайте, и есть ссылка,      
как их можно получить. И в частности, мы направляем все эти материалы в         
Государственную Думу, в соответствующий комитет, поэтому, если вы каким-то      
образом их не увидели, это просто недоразумение.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович.                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вопрос к представителю правительства и потом к                
представителю комитета.                                                         
                                                                                
Вот вы говорите, что впервые принимаем закон, а как же работало ваше            
ведомство все эти годы? Как оно работало, если у вас не было никакого           
правового регулирования? И кто вам давал статистику, если это не было           
обеспечено законом? То есть ведомство работало, а как оно работало при          
советской власти? Тогда был закон или мы с 17-го года в рамках беззакония?      
                                                                                
И, представитель комитета, как вам нравится название - "Об официальном          
статистическом учёте и системе государственной статистики..."? Это какой        
уровень интеллекта нужно иметь, чтобы такое название дать? Самое простое: о     
государственной статистике в Российской Федерации. Что, у нас есть              
неофициальный учёт, серая форма учёта? То есть вы сами в названии закона        
говорите: есть официальный учёт, а есть серые схемы. Серые схемы кому идут,     
уважаемый представитель правительства, - в МВД, в ФСБ? Кому идут серые схемы?   
Учёт должен быть только один в стране - официальный, никакого другого не        
должно быть. Поэтому даже название закона... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
СОКОЛИН В. Л. Я могу ответить?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
СОКОЛИН В. Л. Вопрос, вообще, очень хороший, Владимир Вольфович. Могу вам       
сказать, что в советское время, так же как и до настоящего момента, закона,     
регулирующего статистическую деятельность в стране, не было и мы действовали    
на основе положения о ЦСУ СССР, Росстате, как и сейчас это было. И кстати, в    
ходе административной реформы на одном из заседаний правительства как раз       
было обращено внимание всех членов правительства на то, что нет закона,         
который бы регулировал статистическую деятельность. Что касается того, что мы   
сейчас обсуждаем, должен сказать, что это уже третья попытка принятия такого    
закона в Российской Федерации, такие попытки делались и раньше.                 
                                                                                
А что касается названия "Об официальном статистическом учёте...", здесь нет     
никакого намёка на какие-то серые схемы. Проблема в том, что на самом деле      
статистическим учётом помимо государства, в его интересах и в интересах всего   
общества, могут заниматься в том числе и другие фирмы, как это во многих        
странах делается. Они занимаются своим учётом, занимаются подготовкой своих     
цифр, и это может не соответствовать официальной методологии, официальной       
статистике. Поэтому здесь речь идёт именно об официальной части                 
государственной статистики.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть что сказать, Юрий Германович? Пожалуйста.            
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Уважаемый Владимир Вольфович, вы хорошо знаете, что если         
автором является правительство и оно вносит законопроект с таким названием, а   
мы с вами посчитаем, что нужно поменять название, - пожалуйста, вносите         
поправки, и ко второму чтению, в ходе обсуждения, мы придём к тому или иному    
решению исходя из целесообразности поставленного вопроса.                       
                                                                                
Что касается того, нужен или не нужен закон и почему так поздно, я              
подтверждаю то, что сказал Владимир Леонидович: вот я семь лет работаю в        
комитете и на протяжении всех этих лет мы так или иначе пытаемся работать над   
этой темой. К сожалению, не было понимания, как, в каком виде подготовить       
данный законопроект, не было, так сказать, общего подхода у правительства и     
парламента. Исходя из этого вот эти годы мы никак не могли выйти на             
окончательный вариант этого законопроекта.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Виктор Егорович.                                 
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
У меня к Владимиру Леонидовичу вопрос.                                          
                                                                                
Закон ушёл от регулирования или, может быть, не предполагает регулирования      
норм предоставления статистической информации даже органам государственной      
власти субъектов и органам местного самоуправления. И вообще-то говоря,         
предполагается, что они, вот эти респонденты, обязаны предоставлять             
бесплатно, безвозмездно информацию, что-то там собирать, а получать будут       
возмездно эту информацию. Видимо, так, потому что другого в последнее время     
вообще не наблюдается. Как предполагается все эти проблемы регулировать? Либо   
всё-таки в законе должны быть такие нормы... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
СОКОЛИН В. Л. Вопрос понятен.                                                   
                                                                                
Я хочу просто напомнить, что сейчас уже, по-моему, в первом чтении принят       
Государственной Думой (да, он уже принят в первом чтении) законопроект об       
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и       
органов местного самоуправления. В этом законе - я не буду перечислять          
статьи, просто обратите внимание на этот закон - постатейно расписаны как раз   
ответы на ваши вопросы, какая информация предоставляется бесплатно, какая -     
за плату и так далее. И я так понимаю, что в дальнейшем, после принятия этого   
закона, выйдет соответствующее постановление правительства, которое будет эти   
вопросы уже более чётко регламентировать. Но все ответы на ваши вопросы         
содержатся вот в этом законе.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазьев Сергей Юрьевич.                                   
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю., фракция "Справедливая Россия" - "Родина"                         
(народно-патриотический союз)".                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Владимир Леонидович, может быть, как раз в соответствии с вашим ответом и       
зафиксировать в статье 5 данного закона право граждан, а также общественных     
организаций, научных институтов, академий наук к вам обращаться и получать      
бесплатную информацию на основании письменных запросов? Это мой первый          
вопрос. Я бы хотел конкретизировать эту тему.                                   
                                                                                
И второй вопрос обратный. Если субъект, респондент отказывается вам             
предоставить информацию, нам, очевидно, нужно в административном кодексе        
прописать какую-то административную ответственность? Какие на этот счёт есть    
предложения?                                                                    
                                                                                
СОКОЛИН В. Л. Сергей Юрьевич, я хочу начать с вашего второго вопроса.           
Проблема в том, что ответственность за непредоставление статистической          
информации уже содержится в административном кодексе. Я могу привести пример.   
В ходе сельскохозяйственной переписи у нас был один только предприниматель,     
господин Батурин, который отказался предоставлять такую информацию. Мы          
обратились в суд, и он мировым судьёй был оштрафован. Правда, для него,         
конечно, 5 тысяч рублей - это ерунда, но такую ответственность он понёс.        
                                                                                
Что касается вашего первого вопроса. Я думаю, что в ходе обсуждения во втором   
и в третьем чтениях уже можно будет этот вопрос рассмотреть. Я сейчас, честно   
говоря, не готов вот так, с ходу ответить.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Овсянников Владимир Анатольевич.                          
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. У меня вопрос к Владимиру Леонидовичу по поводу не то чтобы    
непредоставления респондентом информации, а по поводу предоставления неточной   
информации органами, которые обязаны её собирать. Вот заложены ли какие-то      
нормы? Мы знаем, что статистика - это такая вещь... это как бы метёлка,         
веник. Вроде бы подмели мусор, и всё хорошо. Поэтому есть ли какие-то рычаги    
и нормы, которые предусматривают наказание для не совсем чистоплотных, скажем   
так, ваших представителей в регионах? Тех, кто искажает данные статистики?      
                                                                                
СОКОЛИН В. Л. Вообще, вопрос профессионально очень сложный. В той же статье     
административного кодекса, которую я уже упоминал, в том числе предусмотрена    
ответственность за недостоверность статистической информации. Сегодня для нас   
серьёзная проблема - это повышение качества статистики, в том числе и в         
первичном звене. Мы работаем с учётными секторами предприятий, в постоянном     
контакте находимся, пытаемся повысить, как говорится, образовательный и         
практический уровень этих учётных работников. Но это извечная проблема, вы      
правильно сказали, привели пример с метёлкой и ещё чем-то.                      
                                                                                
На самом деле я могу сказать, что мы внимательно изучали законодательства       
многих стран в этой части, и там всегда очень жёсткие наказания предусмотрены   
за нарушения или некачественное представление статистики. Но при этом, когда    
мы с коллегами беседуем и спрашиваем, где и когда это применялось, могут ли     
они привести конкретный пример применения этой статьи, они всегда говорят,      
что это палка, вернее, ружьё или дубина занесённая, но мы никогда её не         
применяли. Поэтому тут такой компромисс всегда надо искать.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кибирев Борис Григорьевич, ваш вопрос.                    
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Владимир Леонидович, мы рассматриваем доложенный вами законопроект    
как попытку правительства улучшить систему статистики и повысить роль           
статистического учёта как инструмента управления всеми общественными            
процессами - социально-экономическими и так далее. В связи с этим я хочу        
вернуться к вопросу, который уже прозвучал, хочу уточнить. В прошлом году,      
как известно, прошла очень масштабная и, скажем, недешёвая статистическая       
перепись на селе. Так вот в связи с этим вопрос: когда же конкретно вы          
закончите подведение итогов? И скажите, пожалуйста, раскройте механизм, как,    
скажем, новый закон способствовал бы решению совершенно конкретных вопросов в   
сельскохозяйственном производстве на селе на примере той переписи, итоги        
которой вы собираетесь подвести.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
СОКОЛИН В. Л. Вопрос тоже очень удачный. Дело в том, что касательно двух        
очень серьёзных масштабных статистических общенациональных работ - это          
перепись населения и сельскохозяйственная перепись, - были приняты два          
закона, которые эти вопросы чётко регулируют, и впервые в новейшей истории      
России проведённая и закончившаяся в прошлом году сельскохозяйственная          
перепись как раз имела законодательную базу. Она проводилась в соответствии с   
законом о сельхозпереписи, всё оговорено в этом законе.                         
                                                                                
Что касается, ещё раз говорю, итогов, то окончательные итоги будут, скажем...   
Сейчас у нас проблема подведения итогов по каждому муниципальному образованию   
Российской Федерации, а итоги по субъектам Российской Федерации уже есть.       
Естественно, обработка такого огромного массива требует времени. Могу           
сказать, чтобы вы имели представление, что этот массив составляет двести        
двадцать миллионов страниц формата А4, вот примерный объём этих материалов      
для обработки. Чем ниже разрезность, тем больше нужно времени. И мы только в    
следующем году закончим окончательную обработку этих материалов.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ещё хотите что-то добавить?                      
                                                                                
СОКОЛИН В. Л. Нет, нет.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу присаживаться.                                      
                                                                                
Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Два, три... Запишитесь,        
пожалуйста, коллеги.                                                            
                                                                                
Покажите список. Семь записавшихся.                                             
                                                                                
Как поступим? По одному от фракции по три минуты? Кто за это предложение?       
Прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я, как депутат, имею право его внести.                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              274 чел.98,2%                                     
Проголосовало против            5 чел.1,8%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    279 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято. Спасибо.                                                               
                                                                                
От фракции КПРФ - Махмудов Махмуд Гаджулаевич, пожалуйста.                      
                                                                                
МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Собственно говоря, я хотел не столько выступить, сколько вопрос поднять. Суть   
в том, что, насколько мы знаем зарубежный опыт, службы статистики имеют         
определённую независимость, самостоятельность, скажем так. Вот и Центральный    
банк вроде бы относительно независим, сам определяет свою политику, хотя        
является подотчётной структурой - он подотчётен законодательному органу. Что    
касается органов статистики, здесь вопрос в том, что сами органы, службы        
получают методические рекомендации, как вести учёт, от структур                 
правительства. И, определяя эти нормы и методики, правительство имеет           
возможность, играя руководящую роль, подкорректировать какие-то цифры исходя    
из экономической или иной ситуации, которая в стране складывается,              
подкорректировать цифры, где-то, может быть, создать такую картину, которая     
далека от истинного положения... В связи с этим было бы неплохо, скажем,        
изучить вопросы, с тем чтобы внедрить зарубежный опыт. Скажем, за рубежом       
есть службы при парламентах, которые независимо оценивают именно                
статистические показатели, которые эти службы дают.                             
                                                                                
Было бы также неплохо иметь рамочный закон, касающийся того, как проводить      
сельскохозяйственные экономические переписи, с тем чтобы по каждой переписи     
не принимать отдельный закон, а, имея общий рамочный закон, вносить какие-то    
коррективы по проведению отдельных переписей.                                   
                                                                                
В связи с этим я считаю, что, даже если в первом чтении мы этот законопроект    
примем, его нужно будет очень глубоко доработать в плане придания большей       
независимости органам статистики, большей независимости прежде всего от         
структур правительства и, может быть, где-то усилить роль структур              
парламента.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР записались Овсянников и Жириновский.                            
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Конечно, это безобразие, что мы вот так сокращаем             
обсуждение, но я коротко.                                                       
                                                                                
Данные статистики - это основа для развития экономики. Если у нас их нет,       
значит, мы неправильно развиваем экономику. Это как панель управления в         
автомобиле: плохие приборы - авария. Вот у нас авария с нашей экономикой и с    
нашим государством. Показатели ВВП, вы нам даете - 1,5 триллиона долларов,      
Мировой банк - 1 триллион. Где 500 миллиардов, господа представители            
правительства? Последний справочник открываем ваш, "Россия в цифрах", 2007      
год, страница 490. Вы даёте цифры по международным данным за 2002 год. А чего   
вы пять лет пропускаете? Вам стыдно показать, что там уже другие данные,        
поэтому даёте данные за более ранний период.                                    
                                                                                
Нам говорят: теневая экономика - 25 процентов, МВД говорит: 40 процентов. Кто   
обманывает нас, Министерство внутренних дел или вы? Или, может быть, нам у      
ЦРУ запросить информацию более точную? И переписи, 2002 год - перепись, 2010    
год - перепись, каждый год перепись, и на всё - миллиарды рублей. Вот сейчас    
вам из бюджета 2008 года дают 10 миллиардов рублей на содержание вашей          
службы, а Госдуме в два раза меньше, а Счётной палате, которая вас должна       
проверять, вообще 2 миллиарда. Как же она вас будет проверять?                  
                                                                                
Было указание президента создать кадастр всех данных, включая и земельные       
отношения, и собственность, и данные по населению, по этническим вопросам.      
Где ваши данные о положении русского народа? Ещё при советской власти начался   
отток русского населения из советских республик. Тогда уже было понятно, что    
происходит в Советском Союзе, ещё никакого Горбачёва не было, ещё был Хрущёв    
и был Брежнев. И каков уровень жизни русского народа в масштабах всей страны?   
За пределами России русские живут хуже всех, в собственной России хуже всех.    
Ваши данные: на тысячу населения русские умирают чаще, болеют больше, уровень   
образования ниже, в тюрьмах сидят чаще, разводов больше. То есть вся            
отрицательная статистика против русского народа. Что же такой неудачник         
народ? Все остальные сто семьдесят живут лучше, дольше, богаче, более           
здоровые, образованные. Кто это всё сделал?                                     
                                                                                
Депутат Гришуков, вы нам говорите, что весь мир идёт по программе, заложенной   
Октябрьской революцией. Может быть, весь мир и идёт, а вот пока мы с вами       
идём, до сих пор стреляют на Кавказе. Это вот по той программе, которую         
заложили большевики, - разрушить всё. Как это можно работать по положению о     
ЦСУ? Семьдесят четыре года работали, вообще не имея никакого закона. Я сам      
был в Ашхабаде, там туркмены сдавали хлопок, потом азербайджанцы приезжали,     
забирали в Баку этот хлопок и тоже сдавали. Вот так ЦСУ учитывало, сколько      
хлопка произведено в Советском Союзе. Космонавты докладывали, что один урожай   
хлопка в Узбекистане, а Брежнев вешал в Кремле Рашидову очередной орден за      
то, что два урожая собрали, три урожая. Вот статистика! Вам дают данные         
космонавты, но КГБ докладывает, а чиновники, окружающие Брежнева, ему цифры     
не подают. И награждает он всё национальные республики за то, что они много     
собрали. 91-й год, где статистика?.. (Микрофон отключён.)                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.                              
                                                                                
И от фракции "Патриоты России" - Глотов Сергей Александрович.                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Юрий Петрович, замена выступающего, хорошо.      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Ю. П. Наша фракция, безусловно, поддерживает все меры, которые будут   
направлены на то, чтобы увеличить роль статистики в жизни нашего государства.   
Это очень важно, и Владимир Вольфович об этом сказал, это очень сильно влияет   
на развитие экономики в стране. Достоверные цифры очень важны, я сам            
ежедневно пользуюсь вот этими хорошо выпускаемыми в последнее время             
документами, этими томами, книгами, но хотел бы сказать и несколько слов        
критики и высказать пожелания.                                                  
                                                                                
Дело в том, что практически отсутствует раздел сопоставления с экономикой       
Российской Федерации и приходится пользоваться документами, которые были        
раньше и которые каждому руководителю в нашей стране направлялись, и            
проводить пересчёты, чтобы увидеть, где сегодня находится наша экономика по     
сравнению с советским периодом. И конечно, надо не стесняться гигантских        
провалов в отдельных отраслях. Например, надо прямо говорить, что мы            
выпускали в Российской Федерации четыреста тысяч тракторов, а сегодня мы        
выпускаем только десять тысяч тракторов, и так далее, комбайны и всё прочее.    
Это будет являться стимулом к тому, чтобы развивать нашу национальную           
экономику.                                                                      
                                                                                
Второе. Конечно, надо проводить сопоставление с тем, как развивается            
зарубежная экономика, куда направлен вектор экономики зарубежных стран,         
каковы тенденции её развития. Этот раздел хотя и представлен, но он             
представлен довольно слабо. Тоже приходится пользоваться... Я понимаю, что      
всё в одну книгу или в один том за конкретный год мы не сумеем включить, но     
тем не менее мы должны ясно себе представлять, как развивается экономика        
России и как развиваются экономики других развивающихся стран, и прежде всего   
стран азиатского региона. Туда сегодня смещается вектор мирового развития       
экономики, именно туда, а не в Европу и не в Соединённые Штаты Америки.         
                                                                                
Вот таковы наши пожелания. А так мы поддерживаем все предложения,               
направленные на увеличение роли статистики в нашей стране.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "Справедливая Россия" - Глазьев Сергей Юрьевич.                      
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемый Владимир Леонидович, уважаемые коллеги! Прежде всего,   
хочу поздравить Владимира Леонидовича с тем, что мы наконец-то вновь            
вернулись к рассмотрению этого вопроса, и, я надеюсь, в этот раз мы сумеем      
добиться принятия этого закона, поблагодарить Росстат и Владимира Леонидовича   
за упорство, с которым он в течение десяти лет продвигает эту тему. Десять      
лет, к сожалению, мы по разным бюрократическим причинам и недоразумениям, в     
том числе со стороны правового управления президента, этот закон никак не       
могли принять. Мы его, естественно, поддержим, но я не могу не сказать о        
некоторых системных недостатках, которые, видимо, нам придётся исправлять,      
может быть, уже в следующем составе Федерального Собрания.                      
                                                                                
Во-первых, представляется сомнительным такое жёсткое ограничение                
государственного статистического учёта исключительно рамками государственных    
ведомств. Это создаёт возможность административного давления на всю систему     
статистического учёта в целях искажения статистической информации, особенно     
макроэкономической, для получения желаемых индикаторов, например по инфляции,   
по темпам роста. Всё время идут споры в научной среде, насколько достоверны     
официально публикуемые данные, и понятна заинтересованность правительства в     
том, чтобы эти данные выглядели как можно лучше. Поэтому хотелось бы, чтобы в   
нашей стране появилась ещё система независимого статистического учёта, и        
государство должно создавать для этого необходимые условия. То есть я убеждён   
в том, что рано или поздно мы должны будем создать условия для работы           
самостоятельных, независимых от государства субъектов статистического учёта,    
и мы в этом были бы очень заинтересованы.                                       
                                                                                
Наконец, вопросы, связанные с ответственностью, которые здесь уже               
обсуждались. Я думаю, что административная ответственность в 5 тысяч рублей     
за непредоставление требуемых данных от респондентов - это очень маленькая      
ответственность, она практически символическая, её нужно усиливать. Также       
нужно усиливать ответственность за злоупотребления, связанные с первичными      
данными. Мы знаем, что базы данных, которые носят конфиденциальный характер,    
продаются в разных местах, их иногда приобретают преступники, они               
используются в криминальной среде. Поэтому мы должны оградить наших             
респондентов от риска утечки информации из субъектов статистического учёта,     
введя очень жёсткие нормы ответственности за это.                               
                                                                                
Я думаю, что нам следует этот закон принять, безусловно, но поработать с        
этими системными недостатками, создать возможности для работы независимых       
субъектов статучёта. Я считаю, что Росстат следовало бы вывести из подчинения   
правительству, мы к этому, я надеюсь, придём, это... (Микрофон отключён.)       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Больше не было желающих выступить.      
Есть ли желание выступить с заключительным словом у докладчика и                
содокладчика? Есть. Пожалуйста, три минуты также.                               
                                                                                
СОКОЛИН В. Л. Я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в дискуссии,        
потому что должен сказать, что все высказанные мнения мы действительно          
обсуждаем. И что касается последнего мнения, о независимых статистических       
организациях, высказанного Сергеем Юрьевичем Глазьевым, действительно есть      
такая практика во многих странах, но это, наверное, ещё вопрос будущего.        
                                                                                
И я хотел бы всё-таки первому выступавшему, Махмуду Гаджулаевичу, сказать.      
Его основной тезис - подправить статистику. Вопрос: зачем? Я вам могу           
сказать, хотите верьте, хотите нет: за всё время, что я руковожу российской     
статистикой, не было ни одного звонка ни от одного члена правительства, ни из   
администрации президента с просьбой что-то там подправить. Зачем? Ведь наша     
статистика - это как, извините, первая диспансеризация человека, который        
пришёл в поликлинику или в больницу. Если будут эти данные постоянно            
подправляться, искажаться, тогда вообще какие координаты для управления мы      
можем предоставить? Поэтому, поверьте, мы никогда ничего не искажаем. Только    
что, сегодня утром я, отъезжая в Думу, подписал информацию об инфляции за       
июль. Вы сегодня вечером можете войти на наш сайт, и вы увидите эту             
информацию, ту, которая сегодня ушла во все органы управления.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Германович, желаете высказаться? Включить микрофон на месте? Нет.          
Представитель президента не хотел бы высказаться? Нет. Коллеги, кто за то,      
чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.