Заседание № 188
14.02.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 438680-7 "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся предоставления имущественного налогового вычета).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3345 по 3695 из 4577
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Андрей Валерьевич Андрейченко. АНДРЕЙЧЕНКО А. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, для начала хотелось бы сказать пару слов о причинах появления данного законопроекта. Мы много говорим, правительство много говорит о развитии Дальнего Востока, но главным критерием истины является практика. Люди с Дальнего Востока - вы все это прекрасно знаете, - даже согласно официальной статистике, десятками тысяч продолжают уезжать, что как раз является, наверное, главным критерием оценки работы правительства в направлении развития Дальнего Востока. Этим законопроектом я пытаюсь изменить стратегию Правительства Российской Федерации в отношении развития Дальнего Востока. На мой взгляд, одна из причин, почему люди продолжают уезжать с Дальнего Востока, в том, что меры поддержки, направленные на развитие Дальнего Востока, например подъёмные, различные стимулирующие выплаты, касаются тех, кто на Дальний Восток переезжает из других регионов, - жители Дальнего Востока вполне обоснованно спрашивают, а где же дополнительные выплаты для них, ведь они здесь живут и работают, так же думают и бизнесмены, которые уже работают на этой территории, планируют, инвестируют, платят налоги. Меры, которые преподносятся правительством как меры поддержки региона, могут оказывать двоякое влияние. Например, те же самые территории опережающего развития на самом деле можно оценивать по-разному. Понятно, что должно пройти какое-то время, но... Вот конкретный пример. Всё население города Спасска-Дальнего жалуется на расположенный на территории опережающего развития свинокомплекс, который не перерабатывает, утилизирует экскременты должным образом, они оказываются в реках, на полях. Жители проводят митинги и пишут петиции, мы пишем запросы. А законы не позволяют проводить регулярные проверки свинокомплекса, потому что он в границах ТОРа. Когда в Приморье была эпидемия ящура, пали десятки свиней, нужен был забой, потому что началась эпидемия. Жители были озабочены тем, что на территорию опережающего развития завозились покрышки, что, как мы понимаем, свидетельствует, что трупы не уничтожались в крематоре, а просто сжигались. Так или иначе, этот процесс связан с кровью, а кровь уходит в почву. Однако, так как это территория опережающего развития, регулярный контроль даже в связи с такой актуальной проблемой осуществляться тоже не может. То есть территория опережающего развития - это часто то, что влияет на экологию, часто то, чем люди недовольны. К тому же, как мы понимаем, существует вопрос о выпадающих доходах бюджетов. Территория свободного порта Владивосток - это выпадающие доходы для местных бюджетов и рабочие места часто не для жителей Дальнего Востока, а для тех, кто на Дальний Восток приезжает, а потом уезжает, то есть, по сути, работает вахтовым методом. А вот законопроект, который я предлагаю, касается именно жителей Дальнего Востока, тех, кто имеет прописку на Дальнем Востоке. Этот законопроект идёт снизу. В своё время десятки тысяч подписей собрала петиция жителей Дальнего Востока: жители Дальнего Востока просили, даже требовали ввести для них беспошлинный ввоз автомобилей. Беспошлинный ввоз, как мы понимаем, невозможен в силу того, что мы являемся членами Евразийского экономического союза, мы являемся членами ВТО. Беспошлинный ввоз из-за соглашений в рамках этих международных организаций невозможен, поэтому, работая над этой идеей, я использовал уже апробированный механизм налогового вычета: налоговый вычет при ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации получает житель Дальнего Востока, у которого имеется дальневосточная прописка. Он может ввезти автомобиль и раз в пять лет деньги за таможенную очистку, транспортировку, пошлины, которые он платит на таможне, налоговым вычетом получить обратно. Вот эта мера поддержки востребована самими дальневосточниками. С автомобилями там сейчас на самом деле очень сложная ситуация. Цена на ввозные автомобили растёт, причём, на мой взгляд, растёт совершенно необоснованно. Существует тот же самый утилизационный сбор, хотя заводы по утилизации автомобилей не строятся, то есть здесь тоже необходим контроль, ведь, даже если вы захотите автомобиль утилизировать, вы заплатите ещё раз. Расходы на таможенную очистку, пошлины растут. Ну и вообще с автомобилями ситуация складывается непонятная, многие воспринимают это как одну из нападок на машины с правым рулём - я говорю о том, что с 1 июля на территории Российской Федерации будет действовать новый ГОСТ по получению сертификата безопасности для ввозимых на территорию Российской Федерации автомобилей: он появился на сайте Росаккредитации, и пока пояснений нет (запросы я уже написал, ответов пока не получил, но время ещё не пришло - думаю, ответят, всё разъяснят), но все уже опасаются возникновения очередной проблемы. По новому ГОСТу автомобиль после ввоза на территорию Российской Федерации нужно будет доставить на специальную площадку лаборатории, получить сертификат безопасности, только после этого, как мы понимаем, можно будет оформить ПТС, а такая лаборатория, например, на территории Приморского края всего одна, хотя нужно минимум пять, даже больше, и в ближайшее время новые лаборатории, скорее всего, не появятся, потому что процесс аккредитации достаточно затратный, дорогостоящий, - как жители островных территорий того же Сахалина будут доставлять автомобили в лабораторию, совершенно непонятно, также непонятно, как это повлияет на цены. И чуть ли не главным вопросом жителей Приморского края является то, что те же самые японские автомобили не имеют VIN-номера: у них есть только номер кузова, номер рамы. Как должны действовать лаборатории? Они должны запрашивать у производителя VIN-номер, проверять его, определять, были ли изменения в конструкции, и после этого давать разрешение, а в Японии свои правила безопасности и сертификации и VIN-номеров нет, поэтому порядок пока непонятен. Жизнь на Дальнем Востоке не сахар, автомобили продолжают дорожать, а они являются на Дальнем Востоке, по сути, средством выживания: в том же самом Владивостоке общественный транспорт в ужасном состоянии, расстояния достаточно большие, рельеф специфический из-за сопок, поэтому автомобиль на Дальнем Востоке, в частности в Приморье, не только средство передвижения, это ещё и средство выживания, так что эта льгота будет востребована, её просят сами жители Дальнего Востока. Прошу вас всех, уважаемые коллеги, поддержать Дальний Восток. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Валерьевич, присаживайтесь. С содокладом от Комитета по бюджету и налогам выступает Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сразу хочу сказать, что комитет по бюджету не поддержал данный законопроект и рекомендует его не принимать в первом чтении. Полностью разделяя озабоченность авторов в части того, что меры, которые принимаются, не дают достаточного эффекта с точки зрения закрепления жителей на Дальнем Востоке (цифры хорошо известны, Андрей Валерьевич об этом сказал), комитет по бюджету тем не менее анализирует не побудительные мотивы, а текст законопроекта, который представлен. Что содержит данный законопроект? Предлагается ввести имущественный вычет в двойном размере от всех расходов, которые понёс житель Дальневосточного федерального округа при приобретении и ввозе, при соблюдении таможенных процедур и при постановке на регистрацию в Российской Федерации транспортного средства. Это право, как уже сказано, будет предоставляться в случае принятия закона один раз в пять лет при ввозе (формулировка) "для личных и семейных нужд". Даже не вдаваясь в то, что процедура определения личных и семейных нужд в законопроекте не определена, вопрос в следующем: допустим, годовой доход человека составляет 900 тысяч рублей (реальная цифра по Дальневосточному федеральному округу), стоимость двух-трёхлетней машины "Тойота лендкрузер" с учётом всех расходов, которые обозначены в законопроекте, составляет примерно 500 тысяч рублей (эти цифры проверялись экспертно, повторяю, вся эта процедура) - что произойдёт, если закон будет принят? При определении размера НДФЛ государство должно будет выплатить человеку 100 тысяч рублей или провести взаимозачёт на следующий налоговый период. Теперь ещё одно. Этот налог зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации - 85 процентов, а 15 процентов - в бюджеты других уровней, местного самоуправления. Нам неизвестна позиция, авторы её не привели, субъектов Российской Федерации, скажем Хабаровского края, Сахалинской области, Приморского края, но такого рода выпадающие доходы не могут не вызвать реакции на соответствующих уровнях получения налогов. Ещё одно. Да, конечно, совершенно справедливо, Андрей Валерьевич сказал, жизнь на Дальнем Востоке не сахар, но скажите, пожалуйста, чем отличается жизнь матроса (обработчика), работающего на рыболовецком траулере во Владивостоке, от жизни такого же матроса (обработчика) в Мурманске, который рыбачит в Баренцевом море, у архипелага Шпицберген? Согласитесь, можно провести параллели: как потом объяснить жителю Кольского полуострова, который не будет иметь возможности приобрести по такой же схеме списанную машину в Норвегии или в Финляндии, возможности, которые данным законом будут предоставлены жителям Дальневосточного федерального округа? Повторю, данный законопроект принимать категорически нельзя, хотя комитет разделяет позицию и озабоченность авторов в отношении мер по закреплению жителей на Дальнем Востоке. Если помните, в 2018 году президент давал поручение правительству разработать подобные меры, и в Правительстве Российской Федерации пакет подобных мер готовится, но, повторяю, данный законопроект комитет предлагает отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Не уходите пока, Николай Николаевич, вдруг вопросы будут. Коллеги, есть ли вопросы? Есть, я вижу. Давайте запись проведём, чтобы никого не упустить. Включите режим записи. Покажите список. Кудрявцев Максим Георгиевич. КУДРЯВЦЕВ М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Валерьевич, у меня вопрос к вам, как к докладчику: хотелось бы услышать, каким образом гражданин, который претендует на получение имущественного налогового вычета, должен подтвердить, что автомобиль приобретается исключительно в личных целях, и какими будут правовые последствия, каким будет алгоритм действий, если гражданин приобретёт автомобиль, получит имущественный вычет и тут же этот автомобиль продаст? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Андрейченко включите микрофон. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. На самом деле это скорее вопрос второго чтения, это всё обсуждаемо, это всё может быть прописано, но мы, как авторы, помимо всего прочего рассматриваем эти меры ещё и как элемент поддержки. В своё время таким элементом поддержки было, например, предоставление земли многодетным семьям, и тогда тоже подобный вопрос задавался: а если многодетные будут землю продавать? Я тогда, помню, был в законодательном собрании края, и мы, когда обсуждали именно вопрос продажи земли многодетными, решили, что всё равно это мера поддержки, так или иначе, и, если нуждающийся человек продаст землю и получит за это деньги, ничего страшного не произойдёт. Если мы говорим про возможность использования в коммерческих целях, то нужно отметить, что в любом случае человек может воспользоваться этим правом раз в пять лет, использовать чаще это невозможно. Помимо всего законопроект во многом компромиссен, то есть я, как один из авторов законопроекта, указал, что нужно представить документы, подтверждающие затраты на автомобиль, и нужно задекларировать доходы, чтобы получить налоговый вычет, то есть для государства это ещё и обеление доходов, обеление зарплат, обеление наличных и безналичных сумм, которые существуют в финансовой системе Дальнего Востока. Таким образом, поскольку человек будет декларировать доходы, будет получать вычет раз в пять лет, коммерческие структуры не смогут это использовать в своих целях. Если же какая-то семья, купив автомобиль, решит его продать, чтобы получить разово какую-то финансовую поддержку, ну, я думаю, ничего страшного в этом нет: все меры поддержки хороши. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос Николаю Николаевичу. Николай Николаевич, вы сказали, что разделяете глубокую озабоченность проблемой, которая стоит, - так, может быть, нам сделать по аналогии с тем, как мы сделали по ТБО с городами федерального значения? Может, в поправках ко второму чтению следует добавить и мурманских рыбаков, о которых вы говорите, и магаданских, и всех остальных, кто может попасть в эту категорию, с тем чтобы эта норма заработала и люди, которые работают и живут в условиях Крайнего Севера, в сложных климатических условиях, могли воспользоваться этой льготой? ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый коллега, в рамках концепции - а рассматриваем мы именно концепцию - предусматривается сделать акцент именно на гражданах Российской Федерации, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа. Это первое. И второе. Упорно этот вопрос не звучит, но речь идёт не просто о налоговом вычете, а о двойном налоговом вычете - в практике налогового законодательства в нашей стране ничего похожего раньше не было. То есть предусмотрен двойной налоговый вычет и не содержится никаких ограничений по количеству членов семьи приобретателя, а в семье может быть пять человек - и каждый из них, судя по тексту законопроекта, получит право раз в пять лет покупать машину и получать налоговый вычет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Николай Николаевич, при огромном уважении к вашему личному профессионализму, хотел бы всё-таки в вашем лице задать вопрос комитету. Позавчера Государственная Дума приняла законопроект (бедствующие компании обратились - законопроект был принят), согласно которому тем, кто занимается добычей полезных ископаемых, обязательно надо дать налоговую льготу, а то они, видите ли, ценные металлы не хотят в России оставлять, за границу их продают, поэтому Государственная Дума проголосовала, понизила им процент по налоговой ставке в два раза - а выпадающие доходы составляют около 250 миллионов рублей в год, по скромным подсчётам; здесь же коллега из фракции ЛДПР предлагает установить льготу для дальневосточников. Какая цифра вас пугает и каковы вообще критерии, стандарты вашего комитета, когда тем, кто добывает ценные металлы, даётся льгота, а предоставление налогового вычета простым гражданам, которые работают и живут на Дальнем Востоке, комитет почему-то не поддерживает? ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый коллега, обращаю ваше внимание: речь идёт о конкретном налоге - налоге на доходы физических лиц; в налоговом законодательстве, в Налоговом кодексе не предусматривается возможности установки отдельных ставок или льгот в зависимости от того, в каком регионе Российской Федерации проживает конкретный гражданин. Параллели с законопроектом, который мы рассматривали позавчера, с точки зрения налогового законодательства абсолютно недопустимы. Это первое. И ещё одно. Андрей Валерьевич совершенно справедливо говорил об интересах жителей Приморья и Приморского края - скажите мне, пожалуйста, как принятие данного закона скажется на тех жителях Приморского края, которые работают на автомобильном заводе "Соллерс", который был там создан, проинвестирован, с учётом тех последствий, тех возможностей, которые появятся; скажите, кто же будет покупать автомобили, собранные на территории Приморского края, если появятся такие возможности, и что будут получать, какую зарплату, прибыль, те, кто на этом заводе работает? Вопрос риторический. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет, я не вижу. Андрей Валерьевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Андрейченко включите микрофон. АНДРЕЙЧЕНКО А. В. Спасибо, коллеги, за обсуждение. Несколько контраргументов в связи с тем, что было сказано, и в связи с тем, что было в своё время написано. Прежде всего хочу сказать про интересы отечественного автопрома - в документах это было, Счётная палата на это указывала. Интересы отечественного автопрома абсолютно не ущемляются, потому что он практически не представлен на Дальнем Востоке, то есть и исторически, и, так скажем, культурно сложилось, что люди уделяют внимание именно машинам с правым рулём, теперь ещё и корейский автопром там представлен, а отечественного автопрома практически нет. Да и появление его в ближайшее время тяжело себе представить: во-первых, транспортировка, соответственно, серьёзное удорожание, во-вторых, инфраструктура, те же самые запчасти. То есть отечественный автопром не пострадает, поэтому здесь ничьи интересы не затрагиваются. Ещё раз повторю, это именно тот закон, который нужен жителям Дальнего Востока, о принятии которого они сами просили. Это регион, в котором цены, мы знаем, гораздо выше, чем по стране, это регион, в котором огромные расстояния, многие города построены таким специфическим образом, что тротуаров практически нет, так исторически сложилось. То есть пешком добраться из одной точки дальневосточного города в другую бывает практически невозможно, поэтому автомобили нужны, а общественный транспорт плохо развит, автобусы, которые используются коммерческими перевозчиками, на таможне сильно "омолаживаются", на самом деле они, скорее всего, существует такая гипотеза, очень старые, то есть очень некачественные. Ну и повторю, там специфический рельеф: часто, чтобы перейти дорогу в той же краевой столице, во Владивостоке, приходится подниматься буквально на высоту пятиэтажки. То есть исторически так сложилось, что это город победившего автомобилиста. Повторю, автомобиль там не просто средство передвижения, а ещё и очень необходимая вещь. Соответственно, эта льгота нужна, она будет очень востребована и никак не будет ущемлять интересы жителей других регионов и тех, кто работает на предприятиях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Депутату Гончару включите микрофон. ГОНЧАР Н. Н. Короткая справка в качестве заключительного слова: в 2011 году начата работа совместного предприятия "Форд Соллерс", которое производит линейку машин марки "Форд", а также с 2012 года во Владивостоке организовано производство автомобилей "Мазда CX-5", "Мазда 6", весь оборот составляет 47,9 миллиарда рублей в год. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 36 сек.) Проголосовало за 37 чел.8,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 37 чел. Не голосовало 413 чел.91,8 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 180
22.01.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 438680-7 "О внесении изменений в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся предоставления имущественного налогового вычета).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1226 по 1231 из 5462
ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, прошу рассмотрение законопроекта под пунктом 16 перенести на 6 февраля по просьбе автора.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1267 по 1268 из 5462
Коллега Деньгин предлагает рассмотрение законопроекта под пунктом 16 перенести на 6 февраля. Нет возражений? Принимается, Вадим Евгеньевич.