Заседание № 189

19.02.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 438647-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части исключения определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и налогу на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4418 по 4725 из 5032
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый       
кодекс Российской Федерации в части исключения определения налоговой базы в     
отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и      
налогу на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости".            
Докладывает Олег Васильевич Шеин.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Я коротко доложу, а сюда вышел из уважения к парламенту.             
                                                                                
Речь идёт про известную каждому депутату, который ведёт индивидуальный приём    
избирателей, проблему, связанную с кадастровой стоимостью недвижимости. В       
принципе переход при расчёте налога на имущество с инвентаризационной           
стоимости на кадастровую логичен, это правильно, с моей личной точки зрения.    
И я думаю, когда принималось соответствующее решение, в этом была очевидная     
логика: мало ли какая там инвентаризационная стоимость, объект может иметь      
другую реальную стоимость, соответственно, при налогообложении должны           
отталкиваться именно от этого.                                                  
                                                                                
По этой причине и произошёл переход от реализации ранее действовавшей прямой    
нормы 402-й статьи Налогового кодекса к тому, что мы наблюдаем сегодня на       
местах, но переход переходом, а сама по себе работа, связанная с оценкой        
кадастровой стоимости, очевидно, оставляет желать лучшего, и существующая       
правоприменительная практика об этом свидетельствует более чем ярким образом.   
Ни для кого не секрет, что подчас кадастровая стоимость поднималась в десятки   
раз (до 70 раз) по сравнению с инвентаризационной, но на это нам могут          
возразить: мало ли какая там была инвентаризационная стоимость, она была        
искусственно занижена. Гораздо интереснее судебная практика, которая            
наблюдается сегодня в регионах Российской Федерации. За три первых квартала     
2017 года по стране было подано 8404 исковых заявления по 15 тысячам            
объектов, итоги их рассмотрения в судах следующие: по 4179 искам суды приняли   
решения в пользу заявителей, только в 592 случаях были отрицательные решения,   
по остальным судебным процессам заседания ещё продолжаются. Но соотношение      
совершенно очевидно - 85 к 15, то есть в 85 процентах случаев кадастровая       
стоимость была завышенная. Насколько она была завышена? Эти цифры тоже есть:    
суммарная величина упала с 952 миллиардов рублей до 427 миллиардов, то есть     
вдвое. Это данные в среднем по Российской Федерации.                            
                                                                                
Мы хорошо понимаем, что судятся в основном люди не очень бедные, у которых      
есть возможность привлечь оценщиков, а это достаточно дорогие услуги,           
затратные. Между тем, если брать работающий класс, люди, которые пытаются       
обжаловать стоимость своих домовладений, земельных участков, очевидно,          
испытывают сложности с тем, чтобы нанять оценщиков, что позволило бы им         
установить подлинную стоимость. Но соотношение, надо полагать, является         
совершенно одинаковым, что в тех случаях, когда было судебное обжалование,      
что в тех случаях, когда у людей реально не хватает на него средств.            
                                                                                
При этом что вообще происходит у нас с доходами населения, работающего          
класса? В прошлом году 41 процент людей сказали, что у них не хватает средств   
на одежду и на продукты питания, то есть затраты у людей резко возросли, а      
доходы остались прежними. Очень показательные данные представил в прошлом       
году Росстат по нормам накопления, и я хотел бы, чтобы вы вслушались в цифры,   
которые я сейчас буду называть. Есть отложенные средства, когда имеется         
разница между доходами и расходами и человек может себе позволить какую-то      
сумму отложить на чёрный день в банк или просто в банку, то есть речь о том,    
что откладывается на чёрный день; так вот, сумма этих отложенных средств в      
стране обрушилась. В Европе речь обычно идёт о планке в 12-15 процентов, в      
Штатах хуже, там порядка 6-7 процентов, у нас тоже было 6 процентов, а в        
ноябре прошлого года стало 0,6 процента. В среднем ежемесячный объём средств,   
которые человек в Российской Федерации отложил, то есть разница между его       
доходами и расходами, составил в прошлом году 336 рублей; по данным Росстата,   
336 рублей- это всё, что гражданин Российской Федерации в месяц может           
отложить из своей заработной платы, из своей пенсии, из своих доходов. Это      
ничто! И мы это видим на ещё и на примере качественного увеличения              
кредитования в прошлом году - на 2 триллиона рублей, с 12 до более чем 14       
триллионов. В этих условиях принятое решение о переходе на кадастровую          
стоимость означает, что люди, конечно, налоги платить не сумеют. Это решение    
не подкреплено реальной работой соответствующих ведомств, и мы это видим на     
примере судебной практики, она более чем красноречива.                          
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает решение по переходу от                 
инвентаризационной стоимости на кадастровую в этих условиях по отношению к      
обычным людям, владеющим обычными жилыми домами, квартирами, земельными         
участками, заморозить, поскольку, мы хорошо видим, это решение нереализуемо,    
оно приводит к многочисленным расчётным ошибкам, к кратному завышению           
стоимости, предъявляемой гражданам, и мы видим, что население не имеет          
возможности приглашать за свои деньги оценщиков. Какие уж там оценщики, если    
в Российской Федерации человек с зарплаты может отложить в месяц в среднем      
336 рублей, это средняя величина - между теми, кто работает в правлении         
"Роснефти", и теми, кто работает в качестве рабочего класса "Роснефти" и        
других наших компаний.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Содоклад Дмитрия Васильевича Юркова.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данная законодательная        
инициатива направлена на исключение определения налоговой базы по налогу на     
имущество организаций и налогу на имущество физических лиц исходя именно из     
кадастровой стоимости объектов недвижимости, то есть предлагается вернуться к   
ранее действовавшему порядку и определять налоговую базу по налогу на           
имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости.                
                                                                                
На заседании комитета мы достаточно внимательно рассмотрели данный вопрос, и    
комитет отмечает следующее. Действительно, сложилась такая                      
правоприменительная практика, когда кадастровая оценка завышена и может даже    
рыночную стоимость превышать, но вопросы кадастровой оценки относятся к         
правоотношениям, которые регулируются другими федеральными законами, а именно   
"Об оценочной деятельности..." и "О государственной кадастровой оценке", так    
что предложение не является предметом налогового законодательства.              
                                                                                
Стоит отметить, что с 1 января 2013 года инвентаризационная стоимость не        
определяется для объектов недвижимости, значит, предлагаемый переход повлечёт   
невозможность исчисления налога по всем построенным с 2012 года объектам и,     
соответственно, приведёт к выпадающим доходам бюджетов.                         
                                                                                
Субъекты также высказали своё мнение по этому вопросу: на данный законопроект   
поступило 22 отрицательных отзыва от законодательных органов власти и 40        
отрицательных отзывов от исполнительных органов государственной власти          
субъектов.                                                                      
                                                                                
С учётом этого Комитет по бюджету и налогам рекомендует отклонить данный        
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть вопросы? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Есть желающие.     
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления.                               
                                                                                
Руки поднимали Гартунг Валерий Карлович и Макаров Андрей Михайлович. Сейчас     
посмотрим, кто ещё записался.                                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
От фракции, Валерий Карлович? От фракции.                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как             
справедливо заметил представитель комитета, нужно одновременно вносить          
поправки в действующее налоговое законодательство и в другие законы, что,       
собственно говоря, авторы законопроектов и сделали. Было бы правильнее          
рассматривать вопросы под пунктами 17 и 18 одновременно, потому что это два     
связанных законопроекта. Я представлю вам законопроект под пунктом 18. Если     
мы законопроект под пунктом 17 принимаем, то автоматически идёт на принятие и   
законопроект под пунктом 18, потому что необходимо принять корреспондирующие    
нормы. Таким образом, доводы, что нельзя принимать рассматриваемый проект       
закона, потому что этот вопрос должен регулироваться другим                     
законодательством, несостоятельны. Мы сделали и то и другое, потому что, если   
мы в закон о кадастровой оценке вносим изменения, мы, соответственно, должны    
и в Налоговый кодекс внести; если мы вносим изменения в Налоговый кодекс, то    
в названный закон мы тоже должны внести поправки, и мы это сделали.             
                                                                                
Здесь вопрос стоит принципиально. Мы считаем, что нынешнее налогообложение      
правильное, более правильное, чем предыдущее. Да, безусловно, есть вопросы по   
инвентаризационной стоимости, но, как правильно замечал Вячеслав Викторович     
Володин, вопросы к правоприменительной практике возникают очень часто и,        
вообще-то, парламенту пора бы уже эти вопросы взять под свой контроль, как      
это было у Верховного Совета. К сожалению, таких полномочий мы пока лишены.     
                                                                                
Правоприменительная практика у нас следующая, и я вам приведу только один       
пример: судебным решением установлено, что кадастровая стоимость завышена в     
отношении рыночной - подчёркиваю, не инвентаризационной, а рыночной стоимости   
- в 100 раз, вот есть такое судебное решение. На моей памяти примеров гораздо   
больше, мой коллега Шеин тоже приводил примеры, но вот экстремальная ситуация   
- это когда в 100 раз завышается налоговая база. Ну это разве нормально?        
                                                                                
Какой гражданин сможет отыграть это в суде? У промышленных предприятий,         
понятно, есть службы, у них есть соответствующие доходы, они могут отстоять     
свои права в суде, но как это смогут сделать граждане? Это же нереально! И      
поэтому граждане сегодня просто переплачивают, а с учётом сегодняшней           
ситуации с доходами граждан, мне кажется, это совершенно несправедливо.         
                                                                                
Поэтому наша фракция призывает всех коллег поддержать наш проект закона.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Макаров Андрей Михайлович.                    
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, на самом деле всё уже сказано, можно было бы ничего не       
добавлять. Предмет изменений поправок, которые предлагают авторы                
законопроекта из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", относится к другому закону -    
в Налоговом кодексе эта норма просто не может существовать. Авторы              
предлагают, если у нас что-то несправедливо, вносить изменения не в тот         
закон, который соответствующие отношения регулирует, а в Налоговый кодекс.      
Логика понятна, и, строго говоря, на этом можно было бы обсуждение закончить,   
если бы не были подняты вопросы гораздо более важные, чем просто вопросы        
справедливости и несправедливости в том виде, как их сейчас преподносят.        
                                                                                
Вопрос о справедливости оценки поставил президент. Президент в своём            
прошлогоднем послании нам сказал, что необходимо решить два вопроса.            
Во-первых, решить вопрос справедливости налогообложения, то есть решить его     
так, чтобы налог не был чрезмерным, чтобы из-за того, что он рассчитывается     
исходя из кадастровой стоимости, налоги не росли таким образом. И эту задачу    
мы с вами решили: мы с вами приняли все необходимые поправки в Налоговый        
кодекс, то есть эту часть мы выполнили. Но есть и вторая часть, о которой       
сказал президент, - он сказал, что необходимо сделать так, чтобы кадастровая    
оценка стала справедливой, то есть нужно вносить изменения в закон, нужно       
учитывать факторы, чтобы вот эта оценка, которая служит основой для взимания    
налога, была реально справедливой для людей.                                    
                                                                                
Вместо этого авторы предлагают пойти по другому пути (я повторяю, к             
Налоговому кодексу это вообще никакого отношения не имеет): давайте, мол,       
вообще отменим кадастровую оценку, да плевать нам на то, что у нас с 2012       
года другой оценки нет, плевать нам на то, что это региональные доходы, о       
которых мы всё время говорим, и на то, что предлагается просто вообще           
отменить налог. Ну, если это, по мнению авторов, справедливо, что же, давайте   
отменим! Отменить всегда проще, чем попробовать доработать, но президент-то     
нам поручил доработать.                                                         
                                                                                
Вот, кстати, Валерий Карлович, который сейчас выступал, задавал мне вопрос по   
предыдущему законопроекту: что это за коэффициент 0,7? А этот коэффициент 0,7   
появляется как раз из-за того, что люди говорят: простите, если вы считаете,    
что у меня имущество столько стоит, так купите у меня его на основании этой     
оценки. Коэффициент 0,7 появляется в том случае, если при реализации            
имущества денег получаешь меньше, и налог будет взыскиваться с понижающим       
коэффициентом. Мы говорим о том, что в отношении предмета налогового            
законодательства решаем именно вопросы справедливости налогообложения.          
                                                                                
А вот вторая задача - задача, как сделать кадастровую оценку справедливой, -    
совершенно другая, более серьёзная. И на самом деле мы ждём предложений от      
Министерства экономического развития, ведь поручение сделать такую оценку...    
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: от фракции.                               
                                                                                
МАКАРОВ А. М. ...ведь поручение сделать такую оценку было дано президентом, и   
Министерство экономического развития этим занималось. Напомню, мы с вами        
решили очень важную задачу: мы забрали оценку кадастровой стоимости у частных   
структур и передали её государственным, чтобы частные структуры не могли        
наживаться на этой оценке. Но этого мало, ведь сегодня этим занимаются          
регионы. А как же методика, как же сам закон, чем должны руководствоваться      
эти организации? Вот эту работу нам предстоит сделать.                          
                                                                                
Вот здесь прозвучал тезис, что у нас нет никаких инструментов, что мы ничего    
не можем, что мы лишены этих прав, но я хочу сказать, что категорически не      
готов быть лишенцем, как некоторые коллеги, которые это заявляют, - у нас       
есть все права, у нас есть право парламентского контроля, у нас есть право      
законодательной инициативы. И если кто-то не смог это подготовить - давайте     
подготовим сами, давайте подготовим, внесём и примем закон, который будет       
работать. Вот именно это входит в наши полномочия, и поэтому говорить, что      
этих полномочий мы лишены, как минимум некорректно. А вот дальше возникают      
вопросы, и если мы не в состоянии сами предложить решение, то начинают          
поступать предложения просто отменить, и это называют высшей справедливостью.   
Но справедливость может быть только тогда, когда ты решаешь эти проблемы за     
свой счёт, из своего кармана, а не из чужого!                                   
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" категорически возражает против этого законопроекта,     
даже не потому, что эти предложения внесены не в тот закон, а потому, что они   
неправильны по сути и абсолютно несправедливы!                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Полномочные представители президента и правительства? Нет. Заключительное       
слово?                                                                          
                                                                                
Шеину Олегу Васильевичу, пожалуйста, включите микрофон.                         
                                                                                
ШЕИН О. В. На самом деле всё прозвучало, и уважаемый коллега Макаров очень      
правильно расставил все акценты, остаётся только чуть-чуть дополнить.           
                                                                                
Во-первых, мы имеем закон, внесённый, насколько я помню, вроде бы,              
Правительством Российской Федерации, который вызывает множество конфликтов и,   
очевидно, очень сильно бьёт по гражданам Российской Федерации. Во-вторых, мы    
имеем ситуацию, когда профильный комитет, ну и Андрей Михайлович в том числе,   
я повторю за уважаемым Макаровым, "не в состоянии" решить эти проблемы,         
поскольку никакого законопроекта, направленного на решение этих проблем, от     
коллеги Макарова мы до сих пор не видели.                                       
                                                                                
Именно по этой причине "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает, так сказать,           
заморозить ранее принятое решение до той поры, пока Андрей Михайлович и его     
коллеги не напишут что-то более техничное, позволяющее выйти из того тупика,    
в который они загнали ситуацию.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, содокладчик, заключительное слово. Есть желание, Дмитрий            
Васильевич?                                                                     
                                                                                
Включите микрофон Юркову.                                                       
                                                                                
ЮРКОВ Д. В. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                       
                                                                                
На заседании комитета мы рассматривали именно данный законопроект, поэтому,     
если появятся законопроекты, имеющие какой-то другой вид, комитет обязательно   
с удовольствием их внимательно рассмотрит.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Налоговый кодекс Российской Федерации в части исключения определения            
налоговой базы в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество      
физических лиц и налогу на имущество организаций исходя из их кадастровой       
стоимости", 17-й вопрос повестки дня.                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за               96 чел.21,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     98 чел.                                          
Не голосовало                 352 чел.78,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект под пунктом 17.