Заседание № 194

12.03.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 438588-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части исключения определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и налогу на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3761 по 4118 из 4715
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3        
Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" в связи с            
принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс          
Российской Федерации в части исключения определения налоговой базы в            
отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и      
налогу на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости".            
Докладывает Валерий Карлович Гартунг.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Недавно мы обсуждали аналогичный    
законопроект, вы помните, мы предлагали внести в Налоговый кодекс изменения и   
исключить положения об определении налоговой базы исходя из кадастровой         
стоимости. Тогда коллеги из Комитета по бюджету и налогам нам говорили, что     
мы не в тот закон вносим поправки, мол, надо в другой закон вносить             
изменения, и наши доводы о том, что двумя законопроектами мы вносим поправки    
и в тот, и в другой законы, не были услышаны. Так вот, сегодня мы               
рассматриваем как раз те самые изменения, о которых вы просили: мы вносим       
поправки, которыми исключаем из целей определения кадастровой стоимости         
налогообложение, мы предлагаем для определения налоговой базы в отношении       
имущества юридических лиц брать среднегодовую стоимость имущества, а в          
отношении имущества физических лиц - инвентаризационную стоимость               
соответствующих объектов, собственно говоря, вернуться к тому порядку,          
который был ранее.                                                              
                                                                                
Напоминаю, с чем это связано. Когда ввели новый порядок взимания налога на      
имущество физических лиц и предприятий, пошли массовые обращения в суды,        
потому что кадастровая стоимость превышала рыночную в десятки, даже в сотню     
раз. Соответственно, люди, предприятия вынуждены были обращаться в суды,        
тратить деньги, по два-три года судиться, и потом они получали судебные         
решения, после вступления в законную силу этих решений людям возвращали         
переплату. Но потом, через пять лет происходила новая переоценка, и эти         
судебные решения уже не учитывались при установлении новой кадастровой          
стоимости. Граждане и организации должны были снова - раз в пять лет - идти в   
суды. Ну сколько это может продолжаться?!                                       
                                                                                
Тогда, если вы помните, мы обратились к президенту, наша фракция обратилась,    
было дано поручение правительству всё-таки навести порядок в этом деле. Да,     
скажем так, порядок начали наводить, и ситуация несколько улучшилась, но        
проблема полностью не снята, граждане как платили по завышенным счетам, так и   
платят. Поэтому мы внесли проекты законов, которые позволяют решить эту         
проблему, то есть вернуться к прежнему порядку. Вот когда правительство         
придумает такую схему, по которой мы сможем организовать справедливое           
налогообложение, тогда можно будет к этому вопросу вернуться. Просим            
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
С содокладом выступает Рафаэль Мирхатимович Марданшин, заместитель              
председателя Комитета по государственному строительству и законодательству.     
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленным      
проектом федерального закона предлагается внесение изменения в статью 3         
Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", которым             
исключается применение кадастровой стоимости для целей налогообложения. Этот    
законопроект связан с проектом федерального закона № 438647-7 "О внесении       
изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части исключения            
определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения по налогу на    
имущество физических лиц и налогу на имущество организаций исходя из их         
кадастровой стоимости", в котором предложено определять налоговую базу для      
организаций исходя из среднегодовой стоимости имущества, а для физических лиц   
исходя из инвентаризационной стоимости соответствующего имущества.              
                                                                                
В связи с этим необходимо отметить, что рассматриваемым законопроектом          
исключается в принципе расчёт налоговой базы исходя из кадастровой стоимости    
объекта недвижимости, в то же время связанным с ним законопроектом, о котором   
я говорил, предлагаются изменения только в правила исчисления налога на         
имущество физических лиц и организаций, правила исчисления земельного налога,   
который также определяется исходя из кадастровой стоимости, не изменяются.      
Таким образом, проектируемые положения не отвечают принципу правовой            
определённости. Кроме того, проектируемыми положениями не урегулирован,         
например, порядок актуализации инвентаризационной стоимости имущества,          
определение которой в настоящее время не проводится.                            
                                                                                
Правительство Российской Федерации отмечает, что реализация инициативы          
потребует бюджетных расходов, что не учтено в представленном                    
финансово-экономическом обосновании. Комитет Государственной Думы по бюджету    
и налогам не поддержал концепцию базового законопроекта, в целях реализации     
которого разработан рассматриваемый законопроект.                               
                                                                                
Кроме этого, следует учитывать, что Федеральный закон "О государственной        
кадастровой оценке" регулирует только порядок определения кадастровой           
стоимости. Правила исчисления налогов, в том числе условия применения           
кадастровой стоимости для целей налогообложения, регулируются Налоговым         
кодексом Российской Федерации. Совершенствование этих правил должно             
происходить посредством изменения норм налогового законодательства. В связи с   
этим необходимо отметить, что в 2018 году Федеральным законом "О внесении       
изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса            
Российской Федерации" мы уже внесли комплексные изменения в части               
совершенствования порядка исчисления налогов исходя из кадастровой стоимости.   
В соответствии с этим законом уточнены правила о коэффициентах, применяемых     
при исчислении налога на имущество физических лиц, и установлен коэффициент,    
ограничивающий возможное ежегодное увеличение суммы налога, что позволит        
сбалансировать размер налога и сделать порядок его определения более            
независимым от возможного увеличения кадастровой стоимости.                     
                                                                                
И хотел бы добавить, что на данный законопроект поступил отрицательный отзыв    
Правительства Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по экономической   
политике также дал отрицательный отзыв на данный законопроект.                  
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по государственному строительству и                
законодательству предлагает Государственной Думе данный законопроект            
отклонить в первом чтении.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович.                            
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ковпак Лев Игоревич. И ещё я видел руку Олега Николаевича Смолина.              
                                                                                
Олег Николаевич, я вам дам возможность задать вопрос.                           
                                                                                
Пожалуйста, Лев Игоревич.                                                       
                                                                                
КОВПАК Л. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Извините, ошибочно нажал.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ошибочно.                                                 
                                                                                
Олегу Николаевичу Смолину включите микрофон.                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Валерий Карлович, мы выслушали возражения комитета против вашего      
законопроекта, теперь хотелось бы выслушать ваши возражения в ответ на эти      
возражения. Почему на самом деле, на ваш взгляд, законопроект предлагается к    
отклонению?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Гартунгу включите микрофон.                      
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Я более развёрнуто отвечу в заключительном выступлении, мне,      
безусловно, есть что ответить. Но раз уж вы задали вопрос о том, каковы         
мотивы правительства, каковы мотивы большинства, я скажу: думаю, что мотив -    
это как можно больше денег собрать с организаций и граждан в бюджет             
независимо от того, есть у граждан возможность такие налоги платить или нет.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Спасибо, Рафаэль Мирхатимович.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Быков Олег Петрович от фракции.                                                 
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Достаточно существенные замечания   
прозвучали, были изложены представителем профильного комитета - Комитета        
Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, их   
невозможно игнорировать. В частности, было отмечено, что представленным         
проектом федерального закона исключается в принципе расчёт налоговой базы       
исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Представителем            
профильного комитета было указано, что проектируемые положения не отвечают      
принципу правовой определённости, а также было обозначено, что в                
финансово-экономическом обосновании не даётся никаких расчётов, хотя есть       
свидетельство того, что потребуются средства из федерального бюджета, и в       
связи с этим не представляется возможным определить источник необходимых        
расходов. Представитель профильного комитета обозначил и отрицательную          
позицию правительства, которая представлена в его отзыве, также отрицательное   
заключение поступило от комитета-соисполнителя - Комитета Государственной       
Думы по бюджету и налогам. Всё это позволяет говорить о том, что данным         
законопроектом не предусматривается реальная альтернатива кадастровой           
стоимости как базы по налогу на имущество физических лиц и налогу на            
имущество организаций.                                                          
                                                                                
С учётом всех поступивших замечаний, а также отрицательных позиций              
уполномоченных субъектов, рассматривавших данный законопроект, фракция          
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" не может его поддержать и не будет голосовать за данный         
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Петрович.                                   
                                                                                
Николаев Олег Алексеевич.                                                       
                                                                                
НИКОЛАЕВ О. А. Уважаемые коллеги, ввиду того что и докладчик, и содокладчик     
говорили, что данный законопроект идёт пакетом с другим законопроектом,         
который ранее был отклонён, хочу отметить, что, наверное, было бы правильно     
законопроекты, которые вносятся пакетом, рассматривать вместе, потому что, с    
одной стороны, так можно полнее отразить концепцию и видение проблемы, а с      
другой стороны, это сделает несостоятельными аргументы типа, как говорил        
коллега Гартунг, что норма вносится не в тот закон, ведь если бы оба            
законопроекта рассматривались, такого аргумента не было бы.                     
                                                                                
Далее. Все мы знаем, что в связи с налогообложением по кадастровой стоимости    
достаточно много судебных разбирательств, десятки судебных разбирательств, и    
очевидно, что большинство судебных разбирательств заканчивается решениями в     
пользу заявителей, то есть в пользу тех, кто считает, что кадастровая           
стоимость завышена и они платят соответственно завышенные налоги. Если мы       
посмотрим структуру этих обращений, то увидим, что, как правило, обращающиеся   
- это юридические лица. То есть юридические лица, имея соответствующее          
юридическое сопровождение, могут защитить свои права, определённым образом      
урегулировать вопросы налогообложения, а вот миллионы граждан, которые уже      
много лет платят завышенные суммы налога, не обращаются в суд, и причины        
различные - это и финансовые вопросы, и, может быть, не совсем полное           
владение информацией о своих правах и так далее. Здесь, скорее всего,           
комплекс причин, которые ведут к тому, что граждане просто не обращаются, а в   
итоге они, как уже сказал Валерий Карлович, пополняют бюджеты, уплачивая        
несправедливые суммы налога на имущество.                                       
                                                                                
В связи с этим, конечно же, на наш взгляд, очевидно, что надо менять ситуацию   
в корне, а не косметически и до тех пор как минимум сделать налогообложение     
справедливым. Коллектив авторов предложил вернуться к той модели, которая       
была до этого, ведь она была достаточно понятная, прозрачная, а самое главное   
- справедливая: имеешь имущество, известна его реальная стоимость, от этой      
реальной стоимости и платишь налоги, которые положено уплачивать.               
                                                                                
Я прошу всё-таки законопроект поддержать в первом чтении и доработать его во    
втором, для того чтобы он принёс пользу прежде всего гражданам Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Алексеевич.                                 
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич.                                                    
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ поддержит              
законопроект в первом чтении, мы считаем, что можно было бы внести поправки и   
содержательную часть законопроекта значительно улучшить. Я обосную, почему мы   
считаем, что нужно принять данный законопроект.                                 
                                                                                
Вот зарплата, по данным Росстата, по итогам 2018 года выросла где-то на         
10-10,5 процента, но реальные доходы практически не выросли - по одним          
показателям, с учётом этой самой выплаты в размере 5 тысяч, они, получается,    
как бы выросли на 0,2 процента, а без учёта даже уменьшились. Таким образом,    
реальное состояние, по сути дела, платёжной возможности, покупательной          
способности населения, в том числе в части уплаты налогов, ухудшилось. Мы       
знаем, что кадастровая стоимость каждый год возрастает на 20 процентов в        
отношении земельных участков физических лиц, что касается имущества - там       
также есть свои ограничения. И в конечном итоге у нас получается так, что       
реальные доходы не растут, налоги продолжают расти, и притом достаточно         
высокими темпами, - это, в общем-то, ставит в очень тяжёлое положение прежде    
всего ту часть населения, которая сегодня ведёт жизнь на грани прожиточного     
минимума, от бедности к нищете.                                                 
                                                                                
Мне представляется возможным рассмотреть во втором чтении такую поправку:       
имущественные налоги - а мы понимаем, что это региональный налог в отношении    
организаций и местный налог в отношении физических лиц, - вполне можно было     
бы рассчитывать исходя из действительного имущественного, доходного положения   
граждан. Тех самых граждан, которые имеют малые доходы, можно было бы           
освободить совсем от этих имущественных налогов, и наоборот, для тех граждан,   
которые имеют повышенные, в общем-то, завышенные доходы, можно было бы налоги   
намного увеличить, и это было бы с точки зрения социальной справедливости       
очень правильно. Конечно, могут возразить, мол, регионы возражают, органы       
местного самоуправления возражают, потому что это налоговая база как раз        
этого уровня власти, но межбюджетные трансферты для того и существуют, чтобы    
разрешить все вопросы, компенсировать все эти изменения и в конечном итоге      
помочь как гражданам, так и органам местного самоуправления, которые сегодня    
тоже финансово, по сути дела, не обеспечиваются бюджетом в достаточной          
степени.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич.                              
                                                                                
Заключительное слово - Валерий Карлович Гартунг, пожалуйста.                    
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Ну, наша дискуссия вокруг этих законопроектов напомнила мне       
концовку басни: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Если вы хотите     
ободрать граждан, то вы любые аргументы в пользу этого приведёте, это           
очевидно.                                                                       
                                                                                
Теперь по сути высказанных претензий к нашему законопроекту - ну,               
содержательных претензий я не услышал. Первая претензия, которая была           
высказана: в прошлый раз, когда мы предложили поправки в Налоговый кодекс,      
нам сказали, что мы не в тот закон вносим изменения, надо, мол, в закон о       
кадастровой оценке вносить; сейчас, когда мы вносим в закон о кадастровой       
оценке, нам говорят, что мы снова не в тот закон вносим, надо в Налоговый       
кодекс вносить, - коллеги, вы разберитесь! Вообще-то, оба эти законопроекта     
стояли в повестке дня один за другим, они должны были рассматриваться вместе,   
но почему-то их развели - ну, наверное, для этого и развели, чтобы сначала в    
одном случае был один аргумент, а потом совершенно противоположный.             
                                                                                
Следующее. Представитель комитета сказал: если мы исключим из налогообложения   
кадастровую оценку, как же земельный налог считать? От рыночной стоимости,      
конечно, - а как ещё считать-то? Вообще, все налоги от рыночной стоимости       
надо считать. Если кадастровая стоимость превышает рыночную в сотню раз, - в    
сотню, задумайтесь! - именно рыночную, то как можно это брать за основу         
налогообложения? О чём вы говорите?                                             
                                                                                
Коллеги, вот я даже не знаю, с чем тут спорить, потому что наш законопроект     
абсолютно логичен: если нет справедливой оценки имущества, с учётом которой     
берутся налоги, то налоги в такой ситуации брать нельзя, нужно вернуться к      
рыночной стоимости - собственно говоря, об этом наш законопроект. И против      
этого никто не возражает. Если рыночная стоимость огромная, берите по           
повышенной ставке, у нас, кстати, есть прогрессивные ставки. Берите по          
повышенной ставке с тех, у кого большая стоимость имущества - рыночная,         
подчёркиваю, стоимость имущества, а не нарисованная какая-то! Граждане          
приходят к нам в приёмные и спрашивают: почему мы должны платить такие          
налоги, почему нам стоимость нашего имущества завышают в разы? Если вы,         
государство, устанавливаете такую стоимость нашего имущества, так вы купите у   
нас по этой цене, хотя бы за половину, хотя бы за третью часть, а иногда и за   
сотую часть! Никто не купит, а налоги с этой стоимости берут.                   
                                                                                
Граждане не могут себе позволить массово идти в суды, потому что то, что они    
отсудят, не покроет их издержек в судах, на адвокатов. Вы что устроили          
сейчас? Это бизнес такой?! Да, конечно, у нас же сейчас безработица, давайте    
мы сейчас обеспечим всех адвокатов работой! Помните фильм один интересный,      
"Трасса 60", там в городе все адвокаты были - вот мы сейчас именно такую        
ситуацию хотим создать? Коллеги, ну на что мы обрекаем граждан? Мало того,      
что они завышенные налоги платят, они ещё потом, чтобы отбиться от этих         
несправедливых налогов, кучу денег должны заплатить в судах - ну зачем мы это   
делаем?! Они же с нас спрашивают, говорят: вы что тут делаете, вы о чём         
думаете вообще? Вы кем выбраны?!                                                
                                                                                
Коллеги, никаких аргументов, чтобы не поддерживать наш законопроект, я не       
услышал. Просьба поддержать.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик? Не выступает.                                                      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 3 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" в связи с   
принятием Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс          
Российской Федерации в части исключения определения налоговой базы в            
отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц и      
налогу на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости", пункт      
16.                                                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               88 чел.19,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     89 чел.                                          
Не голосовало                 361 чел.80,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.