Заседание № 56
О проекте федерального закона № 43798-7 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обороне" (в части, касающейся порядка создания штабов территориальной обороны).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обороне". Пожалуйста, Андрей Леонидович Красов. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, прошёл все необходимые экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту замечаний не имеется. Подготовлен проект постановления Государственной Думы. Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обороне", 8-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 44 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Федеральный закон принят, коллеги.
Заседание № 55
О проекте федерального закона № 43798-7 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обороне" (в части, касающейся порядка создания штабов территориальной обороны; принят в первом чтении 25 января 2017 года с наименованием "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об обороне").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обороне". Доклад Андрея Леонидовича Красова. Пожалуйста, Андрей Леонидович. КРАСОВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию во втором чтении. К законопроекту поступило одиннадцать поправок, все они рекомендованы комитетом к принятию, включены в таблицу поправок № 1. Поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеется. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок № 1 и поддержать законопроект при принятии во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы, замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 31 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обороне", вопрос 18. Законопроект принимается во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 08 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно.
КРАСОВ А. Л. Уважаемый Александр Дмитриевич, Комитет по обороне просит законопроект под пунктом 18, который принят сегодня во втором чтении, поставить для рассмотрения в третьем чтении на 14 июля, на пятницу. Все необходимые документы подготовлены. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? Хорошо.
Заседание № 22
О проекте федерального закона № 43798-7 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об обороне" (в части, касающейся порядка создания штабов территориальной обороны).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
В ходе обсуждения повестки мы договорились, что два вопроса, 18-й и 19-й, рассмотрим в фиксированное время, поэтому объявляю 18-й вопрос повестки дня - проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об обороне". И опять-таки, коллеги, мы обсуждали на Совете Думы, что 18-й и 19-й вопросы будут докладываться совместно, в связи с этим объявляю также 19-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 25 и 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад сделает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации Николай Александрович Панков. Пожалуйста, Николай Александрович. Итак, доклад по 18-му и 19-му вопросам, сразу по двум: такое решение мы приняли ранее. ПАНКОВ Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Предлагаю вашему вниманию законопроект, направленный на совершенствование организации территориальной обороны Российской Федерации. В соответствии с решением Госсовета Российской Федерации законопроектом предлагается возложить на высших должностных лиц субъектов Федерации, глав муниципальных образований персональную ответственность за исполнение обязанностей по организации и осуществлению мероприятий по теробороне, а также наделить их полномочиями по созданию межведомственных координационных органов (штабов обороны) и по руководству этими органами. Штабы обороны будут образовываться при введении военного положения для согласования совместных действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с органами военного управления, воинскими формированиями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в интересах теробороны и поддержания режима военного положения. Полномочиями по установлению порядка создания штабов обороны и их подчинённости предусматривается наделить Президента Российской Федерации. Предлагаемые изменения позволят более эффективно организовывать работу по координации разноведомственных сил и средств, участвующих в мероприятиях теробороны и в обеспечении режима военного положения. Реализация законопроекта не требует дополнительных расходов из федерального бюджета. Также предлагаю вашему вниманию проект федерального закона, который направлен на совершенствование системы военной подготовки студентов гражданских вузов и на ликвидацию правовых пробелов в указанном вопросе. Как вы знаете, новая форма военной подготовки сейчас очень активно реализуется в семидесяти одном высшем учебном заведении. В связи с этим законопроектом, во-первых, предусматривается возможность проводить обучение студентов по программам военной подготовки сержантов, старшин, солдат и матросов запаса в военных учебных заведениях; во-вторых, устанавливаются сроки и порядок приведения к военной присяге студентов, обучающихся по программам военной подготовки; в-третьих, на военные комиссариаты возлагаются задачи по медосвидетельствованию и медосмотру граждан, обучающихся на военных кафедрах; в-четвёртых, с учётом отмены призыва на военную службу этих категорий студентов исключается норма о выплате им дополнительной стипендии. Кроме того, предлагается дополнить Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" категорией граждан, заключивших договор на обучение в учебном военном центре, а также по программам военной подготовки сержантов, старшин, солдат и матросов запаса в военно-учебных заведениях в части предоставления им прав на охрану здоровья и на проведение военно-врачебной экспертизы. Принятие закона позволит обеспечить требуемые качественные и количественные параметры подготовки военнослужащих запаса и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Уважаемые депутаты, прошу поддержать. Вячеслав Викторович, доклад закончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Содоклад Андрея Леонидовича Красова. КРАСОВ А. Л. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Докладчик довольно подробно изложил суть законопроекта, я не буду повторяться, остановлюсь только на решении, которое принял Комитет Государственной Думы по обороне. Комитет, безусловно, поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта - я напомню, что концептуально определено повышение ответственности глав субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований за организацию и проведение мероприятий в области территориальной обороны, - а также мы даём им право создания штабов, которые будут осуществлять координацию действий сил и средств разной ведомственной принадлежности также в рамках осуществления территориальной обороны. Всё это согласуется с общими мировыми тенденциями развития, изменения характера вооружённой борьбы и с нормами российского законодательства о государственном и военном управлении. Комитет по обороне поддерживает концепцию данного законопроекта, а также считает, что те замечания и предложения, которые были высказаны на заседании комитета, могут быть дополнительно проработаны и в случае необходимости реализованы при подготовке законопроекта ко второму чтению. В поддержку законопроекта поступило более шестидесяти отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отрицательных отзывов всего два. Комитет-соисполнитель, а это Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, профильный комитет Совета Федерации - Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера к законопроекту не имеют. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По 19-му вопросу повестки дня содоклад сделает заместитель председателя Комитета по обороне Юрий Николаевич Швыткин. Пожалуйста, Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Речь идёт о 19-м вопросе - это проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 25 и 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Цель данного законопроекта - совершенствование системы обучения граждан по программам военной подготовки и ликвидация имеющихся правовых пробелов в этом вопросе. Реализация данного закона позволит обеспечить требуемые качественные и количественные параметры подготовки офицеров, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса. Речь идёт о правовых пробелах - о таких вопросах, как принятие военной присяги и организация медицинского освидетельствования и осмотра граждан, обучающихся по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо по программам военной подготовки солдат и матросов запаса на военных кафедрах и в учебных военных центрах. Хочется отметить, что со стороны Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний, препятствующих принятию законопроекта в первом чтении, не поступило. Также хочется отметить, что в марте данный законопроект был вынесен на общественное обсуждение и подвергнут независимой антикоррупционной экспертизе, по результатам которых не поступило каких-либо замечаний. Отзывы положительного характера поступили, было сорок восемь отзывов. Комитете рассмотрел данный законопроект и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Николаевич. Уважаемые коллеги, приступаем к обсуждению законопроектов. Артур Николаевич, не отвлекайте заместителя министра. Понимаю, что хотите записаться на сборы, но лучше после рассмотрения законопроекта. (Оживление в зале.) Коллеги, будут ли вопросы по 18-му и 19-му вопросам повестки дня? Да. Просьба включить режим записи на вопросы. Покажите список. Кстати, коллеги, посмотрите, возможно, кто-то из содокладчиков пройдёт на трибуну - конечно, при наличии вопросов, - чтобы было легче отвечать, хотя наверняка все вопросы будут Николаю Александровичу. Пожалуйста, Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Николаю Александровичу по 18-му пункту, по закону "Об обороне". Статья 22 закона "Об обороне" называется "Территориальная оборона". Вы сейчас упомянули, что создаются штабы обороны. Когда мы обсуждали законопроект на заседании комитета, высказывались именно за то, чтобы была правильная трактовка - "штаб территориальной обороны". Как вы это прокомментируете? ПАНКОВ Н. А. На самом деле в тексте законопроекта написано "межведомственные координационные органы (штабы обороны)" и также прописано, что они создаются на время военного положения, поэтому мы полагаем, что у высших должностных лиц субъектов Российской Федерации будет возможность самим определиться с точным названием этого межведомственного координационного органа применительно к своему субъекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста. СЫСОЕВ В. В. Николай Александрович, ну, вопрос территориальной обороны, конечно, крайне важная тема для любого государства, и, в частности, здесь очень важен вопрос взаимодействия между региональными и муниципальными властями. Можете ли вы пояснить, какие регионы России в данном вопросе у нас серьёзно продвинулись, а какие буксуют? И можно ли отдельно сказать про Ямал, Югру и Тюменскую область - как там сейчас обстоит ситуация с территориальной обороной и какие проблемы возникают при решении этой важнейшей государственной задачи? ПАНКОВ Н. А. Владимир Владимирович, вы, пожалуйста, не обижайтесь, но сегодня я не взял бы на себя ответственность давать оценку деятельности субъектов Российской Федерации. Стараются все, конечно, у кого-то получается лучше, эти субъекты Российской Федерации нам известны, а давать оценку деятельности субъектов Российской Федерации - это, мне кажется, не предмет данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В. Николай Александрович, вы предлагаете ввести персональную ответственность для должностных лиц в субъектах Российской Федерации за проведение ряда мероприятий в сфере обороны и безопасности. А какая конкретно ответственность подразумевается, каковы её объемы? В законопроекте об этом ничего не говорится. ПАНКОВ Н. А. Мы действительно неоднократно этот вопрос обсуждали и, когда прописывали персональную ответственность, прежде всего имели в виду, что во главе межведомственных координационных органов должны стоять высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, - не буду сейчас говорить о мотивации, не буду говорить почему. А что касается собственно вопроса ответственности, то здесь нет каких-то особых, исключительных мер, здесь надо просто обращаться к нашему законодательству, к мерам административной, дисциплинарной ответственности, если для этого будут причины. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Николай Александрович, вот вы сказали, что возглавлять эти органы на уровне субъектов должны руководители субъектов. А скажите, пожалуйста, как и кем должен определяться состав такого органа - я имею в виду межведомственный координационный орган, - из каких должностных лиц он должен состоять как на уровне субъекта, так и на муниципальном уровне? Пользуясь случаем, задам ещё небольшой уточняющий вопрос, он касается гражданской обороны. В советское время, начиная со школ и заканчивая предприятиями и организациями, на регулярной основе проводились учения по укрытию в бомбоубежищах, осваивались правила пользования средствами индивидуальной защиты - на каком уровне сегодня данное направление работы и в каком состоянии бомбоубежища? ПАНКОВ Н. А. Законопроект предусматривает, что полномочия по установлению порядка создания штабов обороны и определению их подчинённости возлагаются на Президента Российской Федерации, таким образом, эти вопросы будут детально регламентированы в акте Президента Российской Федерации. Конечно, не нужно всё сводить к бомбоубежищам, это и по смыслу не совсем правильно, речь идёт о другой инфраструктуре, прежде всего в субъектах Российской Федерации. Учения проводятся и сейчас, а кроме учений на протяжении последних как минимум трёх лет проводятся проверки и органов власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти по вопросам территориальной обороны и мобилизационной подготовки, о результатах этой работы, этих проверок докладывается президенту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Чепа Алексей Васильевич. ЧЕПА А. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня вопрос по 19-му пункту. Уважаемый Николай Александрович, в законопроекте предлагается исключить положение о выплате дополнительных стипендий, и в пояснительной записке делается ссылка на то, что из законодательства Российской Федерации исключены нормы о возможном призыве на военную службу граждан, прошедших обучение в учебных заведениях с военными кафедрами. Вместе с тем указанная норма утратила силу с 1 января 2008 года согласно федеральному закону от 6 июля 2006 года. Вопрос: почему правительство посчитало, что необходимость выплаты дополнительной стипендии отпала только спустя десять лет? ПАНКОВ Н. А. На самом деле положения данного законопроекта касаются студентов, проходящих военную подготовку по программам солдат и сержантов запаса, а та норма, о которой говорили вы, утратившая силу с 2008 года, касалась студентов, проходивших военную подготовку по программам офицеров запаса, так что здесь всё правильно, нет никаких промахов или недоработок, просто это другая категория граждан, обучающиеся по другим программам военной подготовки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос по 19-му пункту. Николай Александрович, скажите, если, конечно, это не военная тайна, какое количество студентов планируется охватить дополнительной военной подготовкой в случае принятия этого закона? Мы много раз уже обсуждали идею привлечения к службе и, соответственно, сначала к обучению по программам военной подготовки не только юношей, но и девушек, а в законопроекте ничего об этом не сказано. Ответьте, может быть, начать хотя бы вот с такого варианта привлечения к службе девушек, которые действительно очень хотят, но у них пока нет такой возможности, нет таких законов? Ну и завершающий вопрос: кем будет обеспечиваться форма (имеется в виду солдатская форма)? То есть на ком... (Микрофон отключён.) ПАНКОВ Н. А. Всеми видами военной подготовки охвачено 60 тысяч студентов, из них по программам подготовки солдат и сержантов запаса - 20 тысяч 149 студентов. Это ровно столько, сколько нам позволяют финансовые средства. Спрос на эту форму подготовки чрезвычайно большой, конкурс высокий. Что касается представительниц прекрасного пола, мне кажется, вы сами знаете, что они обучаются на военных кафедрах, это тот редкий случай, когда девушки наравне с юношами проходят военную подготовку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, я выступлю сразу по двум вопросам. Мы поддержим оба проекта законов. В большей степени хотелось бы сказать, конечно, о пункте 18, и здесь уже звучали вопросы о том, какие конкретно виды ответственности несёт глава субъекта или глава муниципального образования за невыполнение функций по организации штабов территориальной обороны. Не так давно, два или полтора месяца назад, мы рассматривали такой же закон о персональной ответственности глав субъектов и муниципалитетов, связанный с призывной деятельностью, и этот вопрос в принципе разъясняли коллегам-депутатам, однако, наверное, следует ещё раз повторить: слово "ответственность" имеет в нашем богатом, прекрасном русском языке несколько значений - не только негативное, но и позитивное, положительное. Таким образом, ответственность можно рассматривать не только как конкретные последствия, как санкции за какие-то правонарушения, об ответственности можно говорить в том смысле, что кто-то несёт ответственность за выполнение каких-то обязанностей и наделён для этого необходимыми полномочиями, как, например, глава субъекта или глава муниципалитета. То есть я имею в виду, что есть разные значения этого слова, и в данном случае, конечно, речь идёт об этом - именно глава, а не какой-то коллегиальный орган, правительство или кто-то из заместителей отвечает за этот вид деятельности. Вместе с тем, если говорить о технике законопроекта - мы рассматривали его на заседании комитета по федеративному устройству и внесли свои замечания, - то надо отметить, что согласно законопроекту глава муниципального образования, глава администрации несёт персональную ответственность. Просто мы обращаем внимание на то, что есть различные формы организации власти на местном уровне и может быть ситуация, когда в муниципалитете есть и глава муниципального образования, и глава администрации (таких муниципалитетов очень и очень много), равно как и высшее должностное лицо субъекта, и руководитель высшего исполнительного органа, то есть может быть ситуация, когда есть и такой, и такой чиновник, поэтому здесь как раз персональной ответственности не получится. Просьба - я уверен, что к нам прислушаются, конечно, - эти замечания учесть, а концептуально оба законопроекта фракция ЛДПР поддержит. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я позволю себе напомнить статьи закона "Об обороне": статья 20 называется "Мобилизация", статья 21 - "Гражданская оборона", статья 22, изменение в которую мы сейчас рассматриваем, - "Территориальная оборона", Николай Александрович дал пояснения по этой части. Единственно, я хотел бы сказать (и в комитете мы об этом говорили), что при внесении изменения в 22-ю статью правильно будет назвать этот орган "штаб территориальной обороны" и прописать те функции, которые на этот штаб будут возложены, ибо гражданская оборона - это совсем другой пласт. У них есть единственная точка соприкосновения: если поставлена такая задача, территориальная оборона - это мероприятия по охране и обороне особо важных объектов, а гражданская оборона - выполнение задач по ликвидации последствий на этих объектах. Да, есть точки соприкосновения, но их немного, это совершенно разные вопросы, потому-то в законе этому посвящены разные статьи. Далее, что касается вопросов подготовки и обучения, так скажем, запаса. Ну, во-первых, здесь было правильно сказано: да, этот резерв нужен. Кого же мы будем готовить? Конечно же, специалистов по дефицитным военно-учётным специальностям, которых не готовят в целевых военно-учебных заведениях Министерства обороны. И здесь правильно предлагается установить, что потребность в них определяет, конечно же, Министерство обороны: какие специальности и какое количество специалистов. Цифры сейчас никто называть не будет, потому что это определяется уже исходя из существующей ситуации. А во-вторых, очень правильно сделали в Министерстве обороны - уже определили перечень учебных заведений Министерства обороны, где будут проходить подготовку вот эти специалисты, именно из гражданских вузов: конечно же, это положительно повлияет в первую очередь на создание резерва, ну и на текущее комплектование Вооружённых Сил подготовленными специалистами, которые уже заканчивают учебные заведения. Что касается военно-врачебной комиссии, это, конечно же, тоже будет здесь прописано, и это очень рационально. Наша фракция поддерживает оба законопроекта, которые предлагаются, но формулировка "штаб обороны" требует уточнения в соответствии с законом. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шаманов Владимир Анатольевич, пожалуйста. ШАМАНОВ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Два очень важных для страны законопроекта. Для нас главная задача - в обозримом будущем создать все условия для гарантированной защиты собственной территории, и, развивая те постулаты, которые были реализованы в 2016 году, в частности привлечение руководителей субъектов Федерации в связи с изменением законодательства к контролю и руководству призывной кампанией, Министерство обороны подготовило и провело ряд мероприятий в различных военных округах. Недавно завершился сбор руководящего состава: провели практические занятия, провели методические занятия, посвящённые тому, как будет реализовываться это положение закона. Ряд губернаторов, вы знаете, уже прошли месячное обучение при академии Генерального штаба, в ходе которого им рассказали об основах государственной политики в вопросах территориальной обороны. Если вы помните, в советское время это направление возглавлял первый секретарь обкома, имевший воинское звание на военное время генерал-майора или генерал-лейтенанта, в зависимости от величины субъекта Федерации. По существу, сегодня подобное право реализовано в Союзном государстве, в Республике Беларусь. Более того, там даже дальше пошли: руководителям областей в Республике Беларусь после избрания и утверждения госсоветом присваивается воинское звание генерал-майора. С учётом введения персональной ответственности будет выстраиваться вся система. Тут говорили о функционале и о составе штабов. Так устроена наша страна, что в ряде областей нет военных организаций, но на сегодняшний день, вы знаете, в результате отделения от МВД и ликвидации ряда федеральных структур, таких как Федеральная миграционная служба, сформированы структуры национальной гвардии, которые находятся в каждом субъекте Федерации. В каких-то субъектах Федерации силовую структуру будут возглавлять представители Вооружённых Сил, где-то - представители национальной гвардии, но в целом это будет единая система с единой методологией и под руководством Генерального штаба Вооружённых Сил. Я предлагаю поддержать оба законопроекта, потому что они пойдут на пользу нашей обороне. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рыжак Николай Иванович, пожалуйста. РЫЖАК Н. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Два уважаемых генерала, профессионалы в своей области, в своих выступлениях, мне кажется, исчерпывающим образом ответили на все вопросы. Я, в общем-то, хотел бы добавить только одно: межведомственная группа подтвердила необходимость именно такого подхода при реализации задач мобилизационной подготовки и построения системы территориальной обороны страны, другого мнения быть не может. В сентябре 2015 года были проведены масштабные стратегические командно-штабные учения, и, собственно, эти выводы нашли своё полное подтверждение в ходе учений, о чём было сказано по итогам проведённых мероприятий по линии командования. Я хотел бы обратить внимание на другое. Иван Михайлович Тетерин сказал, что лишь в какой-то степени гражданская оборона и МЧС решают эти вопросы, но мне кажется, что мы здесь немножко замалчиваем. Вы посмотрите, что стоит, в общем-то, за привычной для нас аббревиатурой "МЧС": нас приучили, что министерство в основном борется с чрезвычайными происшествиями, ликвидирует последствия таких ситуаций, а на самом-то деле в полном его названии на первом месте указано, что это министерство по делам гражданской обороны. В начале дискуссии звучали мысли о том, что нет у нас сейчас надлежащих пунктов укрытия людей, бомбоубежищ, нет перезакладки и так далее, - всё это действительно так, потому что в погоне за показателями ликвидации ЧС, что тоже очень важно, мы как-то запустили системную работу в области государственной обороны, а это в определённом смысле составная часть того проблемного вопроса, который мы сегодня обсуждаем. Мне кажется, что эта проблема стоит, она назрела, и рано или поздно мы должны будем обратить на неё пристальное внимание. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всецело поддерживает представленные законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заварзин Виктор Михайлович. ЗАВАРЗИН В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Последний, вернее, крайний генерал выступает, поскольку значимость этого законопроекта - я о первом говорю - высочайшая. Из своего большого опыта службы в Вооружённых Силах, служения Отечеству знаю - и хочу поддержать своего коллегу и друга Владимира, - что поставленный вопрос действительно один из важнейших. И сейчас я Николаю Александровичу, своему большому другу, хочу сказать с трибуны большое спасибо за то, что три-четыре года назад Министерство обороны вплотную занялось этой темой, и за то, что внесён этот законопроект. Все вы знаете, какой прорыв сделали Вооружённые Силы вообще в плане боевой готовности и перевооружения и какие у нас сейчас войска, но у нас огромная территория - коллеги уже говорили об этом, - и она не должна быть заброшенной. Терроризм, диверсионные группы - механизмы защиты от этих угроз должны быть отработаны, чтобы в военное время, в период военного положения всё в войсках было примерно так же, как в мирное время, недаром мы эти полномочия даём президенту. Вот в чём суть этого законопроекта. Коллеги задавали вопросы об обязательствах - всё это доработают в регионах. За время служения Отечеству я сталкивался с тем, что некоторые главы районов (раньше они так назывались, сейчас - губернаторы) даже в те времена, советские, говорили, что оборона и безопасность государства - это федеральная задача (действительно, так прописано в Конституции, это федеральный уровень), и некоторые уходили от ответственности, поэтому данным законом мы поручаем им полностью нести ответственность в области гражданской обороны: это не значит, что надо, например, только построить бункер, не это главное, главное - это инфраструктура, наведение порядка, привлечение не только воинских формирований, но и других сил, и всё это должно быть отрегулировано. Я хотел бы сказать, Николай Александрович, что теперь очень важно, чтобы этот закон, когда он будет принят - а это будет обязательно, - нашёл практическое применение: тренировки, как в войсках, - это очень важно! И я думаю, Владимир Анатольевич, мы на заседании комитета этот вопрос тоже ещё не раз поднимем: это очень важный законопроект, поверьте, один из важнейших! Я его долго ждал, ведь он касается мобилизационной готовности, территориальной обороны, защиты и обороны всей нашей инфраструктуры, территорий, где проживают граждане России. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, конечно же, наша фракция выступает за поддержку этих законопроектов. На прошлой неделе, так получилось, я чуть ли не час призывал с этой трибуны как раз к тому же самому - выступал за поддержку преподавателей учебных центров, военных кафедр гражданских вузов, и, как ни странно, многие коллеги спросили: "А зачем такая поддержка, что, больше не на что деньги потратить?" - развернулась дискуссия. Поэтому я сейчас очень рад, что мы снова говорим про то же самое, но уже в другом тоне - абсолютная единогласная поддержка! Я вот с нашим предложением вышел, Николай Александрович. Вы сказали, что насколько хватит финансовых возможностей у Министерства обороны, столько и подготовим кадров, прозвучали цифры: 20-60 тысяч. Ну а почему так? Давайте здесь поставим вопрос: скажите, сколько надо, а Государственная Дума, бюджетный комитет найдут эти деньги, для того чтобы подготовить столько людей, сколько нужно. И правильно здесь говорили, что для того, чтобы эти губернаторские штабы, штабы мэров работали, нужно организовывать тренировки, сборы, построения, - эти расходы тоже нужно закладывать в бюджет. Ещё я предложил бы, чтобы оценка этой деятельности стала критерием эффективности деятельности губернаторов и чтобы этот критерий был одним из самых значимых. Сейчас, конечно, много за что спрашивают с губернаторов, но про это пока не говорили, а я считаю, что выполнение этих задач должно стоять наравне с главной задачей - сбережения и преумножения нашего народа. Даже просьба к вам такая: будьте смелее, ставьте здесь максимальные задачи по финансированию на решение самых важных вопросов обороны страны, которые Дума в обязательном порядке, я уверен, решит! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово будет, Николай Александрович? Нет. Комитет? Тоже нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об обороне", пункт 18 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 41 сек.) Проголосовало за 426 чел.94,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 426 чел. Не голосовало 24 чел.5,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 25 и 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", 19-й пункт повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 38 мин. 15 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 431 чел. Не голосовало 19 чел.4,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.