Заседание № 98
О проекте федерального закона № 437731-4 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (об обязательном использовании организациями и индивидуальными предпринимателями платёжных карт при осуществлении денежных расчётов с потребителями за проданные товары, оказанные услуги, выполненные работы в зависимости от размера среднемесячного оборота).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г., фракция "Справедливая Россия". Уважаемые коллеги, я думаю, в этом зале не надо объяснять, что безналичный оборот намного выгоднее для государства, в том числе и для физических лиц, нежели наличный оборот. При таком значительном безналичном обороте меньше придётся тратить на производство наличных денег, меньше будут тратить предприятия и государство на инкассацию денежных средств, ну и, естественно, меньше будет случаев ухода от налогов, потому что наличный оборот часто используется предпринимателями, бизнесом, для того чтобы уходить от налогообложения. В последнее время у нас в стране в принципе неплохо развивалась эмиссия платёжных карт, используя платёжные карты, наши граждане могли оплачивать товары и услуги, но, к сожалению, только 7 процентов владельцев платёжных карт оплачивают свои услуги с использованием этих карточек, большинство их владельцев, как только им начислят заработную плату на эту карточку, идут к банкоматам и снимают наличные деньги, в том числе потому, что во многих торговых точках, на многих предприятиях сферы услуг нет соответствующих терминалов. И у государства нет никаких возможностей влиять на эти торговые точки, заставлять их такие терминалы иметь. К сожалению, даже в Москве, где, казалось бы, есть все технические возможности для вот такой оплаты услуг с помощью пластиковых карт, во многих магазинах, во многих торговых точках, крупнейших торговых точках эти терминалы не установлены и приходится гражданам платить наличными. Во многих салонах, автосалонах, граждане, вместо того чтобы платить карточкой, вынуждены платить наличными. Вы понимаете, надо частенько привозить довольно большие деньги, за обналичку надо заплатить иногда и везти довольно большие суммы денег, для того чтобы оплатить тот или иной товар, что небезопасно для граждан. И на мой взгляд, в данном случае нарушаются права гражданина, нарушаются права гражданина как потребителя. К сожалению, наш Роспотребнадзор за этим не следит, видимо, у него тоже нет соответствующих полномочий, для того чтобы защитить наших граждан, и в результате вот эта ситуация, так сказать, находится в таком вялотекущем процессе развития. Я разговаривал со многими губернаторами, они заинтересованы в том, чтобы у них было право, исходя из технических возможностей, обязывать торговые точки устанавливать соответствующие терминалы, для того чтобы можно было услугу или товар оплатить пластиковой карточкой, но при этом они ставили вопрос так: вместе с кнутом нужен и пряник. Мы предложили в этом законопроекте и кнут, предоставляя право губернаторам обязывать соответствующий бизнес устанавливать эти терминалы, и пряник в виде льготы по налогу на прибыль в размере 1 процента, которую субъекты Федерации могут устанавливать. То есть это дополнительная льгота, которую субъекты Федерации могут применить для предприятий, использующих терминалы, для того чтобы граждане могли оплатить соответствующий товар или услугу. На мой взгляд, законопроект направлен на защиту интересов, прав потребителей, то есть наших граждан, на то, чтобы пополнить нашу казну, по крайней мере сделать так, чтобы государство не тратило средства на эмиссию наличных денег, ну и направлен на то, чтобы было меньше попыток ухода от уплаты налогов, поскольку благодаря этим мерам, предложенным в законопроекте, больше граждан смогут оплатить услуги и товары с помощью пластиковых карт. Я вам изложил концепцию законопроекта. Я думаю, что технические моменты этого законопроекта можно ко второму чтению исправить. Я знаю, что он идёт на отклонение, но тем не менее решил его не отзывать, озвучить эту концепцию здесь, потому что уверен: рано или поздно эта идея будет в законодательстве России реализована. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Сергей Иванович Штогрин сделает содоклад от комитета. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам и я лично разделяем идеи, которые озвучил автор законопроекта Анатолий Геннадьевич. И мы сделали в прошлые годы немало для того, чтобы в стране всё больше и больше развивалась система безналичных расчётов, в том числе и безналичных расчётов с использованием платёжных карт. В своё время мы на льготный период отменили налог, чтобы он не начислялся, когда владельцы кредитных карт ими пользуются, и был принят ещё ряд мер для того, чтобы действительно система использования платёжных карт у нас в стране развивалась. Я распространил в зале специально справку о развитии рынка платёжных карт, каждый может ознакомиться, я не буду её зачитывать. Но результат какой? Такой, что на 1 января 2008 года в стране было выпущено сто три с половиной миллиона платёжных карт, по сути дела, на каждого взрослого по одной карте. Причём динамика такая: если в 2004 году прирост был 66,7 процента, в 2005-м - 55,7, в 2006 году - 36,9, в 2007 году - 38,7 процента прирост количества эмитированных карт. В 2007 году было эмитировано двадцать восемь миллионов девятьсот тысяч карт. Это говорит о том, что действительно рынок развивается, условия для его развития есть, а главное, есть спрос, есть потребность у людей в этих картах. А раз есть потребность у человека иметь карту, значит, есть и возможность её применить. Да, действительно, я согласен, что небольшое количество, не все ещё пользуются платёжными картами для расчётов, многие их используют только для снятия наличности в банкоматах. И конечно, нужно принимать меры к тому, чтобы стимулировать расчёты, именно безналичные расчёты с помощью платёжных карт. Во всяком случае воровства будет меньше: карту можно похитить, но деньги не снимешь, всегда можно заблокировать, а наличные у тебя уведут на том же рынке или в магазине, и прощай, никогда ничего не найдёте. Но меры, которые предложены автором, мягко говоря, не совсем реализуемы. Первая мера предложена - дать право субъектам Федерации часть налога на прибыль, которая зачисляется в бюджеты субъектов Федерации, снижать до 12,5 процента. Я не знаю, какие губернаторы соглашались с этим, но, по моим данным, таким правом они сегодня уже обладают. Сегодня субъекты Федерации по отдельным категориям налогоплательщиков имеют право снижать ставку налога на прибыль, зачисляемую в их региональные бюджеты, на 4 процента, но что-то я не знаю ни одного случая, чтобы какой-то губернатор, Законодательное Собрание региона приняли решение хотя бы на эти 4 процента снизить ставку налога на прибыль для тех торговых сетей, или магазинов, или центров услуг сервисных каких-то из-за того, что они установили у себя терминалы. Поэтому если такая тенденция будет прослеживаться, если субъекты Федерации действительно такую добрую волю проявят, тогда, наверное, будет смысл развивать её дальше, может быть, и дать право ещё больше снижать налоговую ставку для того бизнеса, тех предпринимателей, которые используют терминалы для платёжных карт. Что касается принуждения, то здесь и комитет, и я категорически против. Почему? Ну, вы знаете, что существует проблема контрольно-кассовых машин у тех, кто работает по системе единого налога на вменённый доход, - большущая проблема. Поэтому если дать такое право ещё и по этим терминалам - а они значительно дороже, чем контрольно-кассовые машины, - то, вообще, мы получим тут не десятки и сотни писем с жалобами, а значительно больше. Я уже не говорю о другой, так сказать, оборотной стороне такого решения: как это повлияет на ту же самую коррупционную составляющую. Поэтому я считаю, что право есть, и тот, кому это надо, кому это выгодно, пусть его использует. Вот буквально недавно в Митине магазин "Авоська", не для богатых, для людей среднего достатка, - установили терминалы для карт, а ещё месяц назад их не было. Тем более нельзя говорить о том, что надо кого-то принуждать устанавливать терминалы вдали от областных, краевых центров и крупных городов - там и карт-то мало, и возможности совершенно другие. А кому там, муниципалитету например, чего взбредёт в голову - это уже вопрос такой весьма философский. Поэтому, исходя вот из этих двух вещей, а главное, исходя из того, что всё-таки рынок платёжных карт развивается весьма и весьма динамично - его динамику можно сравнить разве что с ростом количества сотовых телефонов, а, может быть, здесь где-то даже и больше, - я считаю, что необходимости в принятии такого проекта закона нет, и предлагаю его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Желающие выступить? Тоже нет. ИЗ ЗАЛА. Есть! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть. Иванов Сергей Владимирович. Включите микрофон, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё не успела, Игорь Владимирович. ИВАНОВ С. В. И не надо стараться. Уважаемые коллеги, в принципе тема действительно очень актуальная и важная. Вы знаете, данная ситуация напоминает времена царской России, когда народу говорили: сажайте, ребята, картошку, и не только для того, чтобы цветочками украшать причёску, - это очень хорошая вещь, и вкусная, и питательная, тем не менее были бунты. Повторяю, данная ситуация с платёжными картами действительно очень актуальна, потому что, к сожалению, у нас эта проблема далеко ещё не решена. В любой нормальной стране можно в обычном киоске купить газету, расплатившись с помощью пластиковой карты. И заметьте, в советское время оборот наличных денег был минимален, всё практически шло по безналичному расчёту, - это ускоряло оборот денег, очень сильно ускоряло, и экономика могла более-менее нормально развиваться, ну, я не беру там отдельные нюансы. Конечно, может быть, отдельные шероховатости в данном законопроекте есть, но, поверьте, тут государство должно, так скажем, стать закопёрщиком, стимулировать решение данного вопроса и как можно шире вводить использование пластиковых карт, пусть даже таким методом. Я не думаю, что пойдут какие-то там волны протестов, потому что банкоматы дороже, чем кассовые аппараты. Мне кажется, что кассовый аппарат и банкомат, то есть терминал этот, не сильно отличаются. Поэтому я думаю, что не стоит отвергать данный законопроект, а надо его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Был один выступающий. С заключительным словом выступит Анатолий Геннадьевич Аксаков. Только поэкономьте наше время, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемые коллеги, я благодарен господину Иванову - он действительно очень верно сказал о проблеме. Первое. Сто три миллиона карточек, но из этих ста трёх миллионов карточек девяносто миллионов используется только для того, чтобы через банкомат обналичить свои средства, потому что нельзя оплатить услугу с помощью этой карточки. Второе. Что касается льготы по налогу на прибыль. Если сейчас субъекты Федерации её применят для торговых точек, то Минфин тут же их спросит: почему вы эту льготу применяете, кто вам такое право дал? Вроде бы в законе записано, но сколько раз уже возникали претензии к субъектам в связи с тем, что они применяли такую льготу. Поэтому мы и посчитали необходимым прямо в законе указать на то, что здесь вот субъект может применить соответствующую льготу для соответствующих организаций. И я ещё раз обращаю ваше внимание... Да, и ещё один момент, насчёт кассовых аппаратов. Мы в законопроекте прописали, что эти аппараты должны использовать только те организации, у которых будет соответствующий оборот. Можно было в законопроекте прямо написать: оборот, скажем, 100 миллионов рублей, и тогда это уже точно не будет распространяться на индивидуальных предпринимателей (ко второму чтению это можно сделать). Хотя, скажем так, в кулуарах мы это уже обсуждали с правительством, мы им говорили, что только те предприятия, которые имеют оборот 100 миллионов рублей и больше, должны устанавливать соответствующие терминалы. Пойдите в магазин "Метро" в Москве - огромный магазин с огромным оборотом. Почему там нет аппаратов? У меня возникает подозрение, что, так сказать, с наличными удобней работать, в том числе, может быть, и для ухода от налогообложения, я не обвиняю, но подозрения возникают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 31 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 78 чел. Не голосовало 372 чел.82,7% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 89
О проекте федерального закона № 437731-4 "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (об обязательном использовании организациями и индивидуальными предпринимателями платёжных карт при осуществлении денежных расчётов с потребителями за проданные товары, оказанные услуги, выполненные работы в зависимости от размера среднемесячного оборота).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
АКСАКОВ А. Г., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, я во второй половине дня приглашён на совещание к председателю правительства, и поэтому просьба рассмотрение 43-го вопроса перенести на 15 мая, поскольку я являюсь докладчиком по этому вопросу. Спасибо.
Аксаков Анатолий Геннадьевич, как докладчик, просит перенести 43-й пункт на 15 мая. Соглашаемся.