Заседание № 50

29.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 437239-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления запрета на продажу спиртосодержащей продукции несовершеннолетним; внесён А. Е. Лебедевым и А. А. Самошиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5573 по 5711 из 7201
Пункт 18. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового         
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Кодекс Российской           
Федерации об административных правонарушениях".                                 
                                                                                
Александр Петрович, прошу вас на трибуну.                                       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемым   
законопроектом предусматривается установить запрет на продажу, заметьте,        
несовершеннолетним спиртосодержащей продукции. И в связи с этим предлагается    
соответствующее дополнение как в статью 16 закона "О государственном            
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и            
спиртосодержащей продукции" (это статья 1 законопроекта), так и в Кодекс об     
административных правонарушениях, предусмотрев в нём административную           
ответственность за розничную продажу лицам, не достигшим 18 лет, алкогольной    
и спиртосодержащей продукции, пива, напитков, изготовленных на их основе (это   
статья 2 законопроекта).                                                        
                                                                                
При этом сразу следует отметить, что согласно федеральному закону, на который   
и указывают авторы, это закон "О государственном регулировании производства и   
оборота этилового спирта...", спиртосодержащая продукция представляет собой     
очень широкий спектр продукции с содержанием этилового спирта более 1,5         
процента объёма готовой продукции. Это может быть как пищевая продукция, так    
и не пищевая, это товары бытовой химии, дезинфекционные средства,               
лакокрасочные материалы и многое-многое другое. Таким образом, под указанное    
определение подпадает очень широкий перечень товаров, целесообразность          
включения которых в число запрещённых для продажи несовершеннолетним никак не   
обоснована, в том числе и в самой пояснительной записке, которая приложена к    
законопроекту.                                                                  
                                                                                
Кроме того, уважаемые коллеги, следует отметить, что введение запрета на        
продажу вот такой продукции противоречит и положениям Гражданского кодекса      
Российской Федерации, согласно которым несовершеннолетние в возрасте от 14 до   
18 лет вправе совершать мелкие бытовые сделки. Да и мы с вами знаем, что        
дееспособность в полном объёме может возникать ведь и ранее 18 лет. Ну,         
вступили в брак в 16 или в 17 лет - ведь наступает полная дееспособность.       
                                                                                
И ещё при этом следует отметить, что в настоящее время привлечение к            
административной ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной      
продукции и так уже осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 14.16       
Кодекса об административных правонарушениях, а пива и напитков - в              
соответствии с частью 4 этой же статьи этого же кодекса. Привлечение же к       
административной ответственности за продажу табачных изделий - это также идёт   
по тексту законопроекта, и на это также уповают авторы, на необходимость        
дополнительного решения, - тоже возможно, в частности по статьям 14.2 и 14.15   
действующего административного кодекса.                                         
                                                                                
Таким образом, авторы законопроекта, на наш взгляд, не слишком аккуратно        
подошли к разработке своего предложения, при этом действующее                   
законодательство в достаточной степени уже регулирует поставленные вопросы.     
Как Комитет по конституционному законодательству и государственному             
строительству, так и Комитет по охране здоровья и Комитет по экономической      
политике и предпринимательству не поддерживают этот законопроект, поэтому на    
ваше решение выносится общее предложение об отклонении рассматриваемого         
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к Александру Петровичу? Нет      
вопросов. Будем ли обсуждать? Есть желающие выступить. Нина Александровна       
Останина. Больше нет рук. Подводим черту. Пожалуйста.                           
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, по-моему, этот законопроект - это тот самый   
случай, когда лучше, что называется, пересолить, чем недосолить. Александр      
Петрович сослался на нормы Гражданского кодекса, согласно которым кое-какие     
сделки несовершеннолетние и в 14, и в 18 лет могут себе позволить. Я хочу       
сказать, что существуют и международные нормы, согласно которым ребёнком        
считается молодой человек в возрасте до 18 лет. Поэтому мы вправе               
ограничивать покупку алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачных         
изделий лицами в возрасте до 18 лет.                                            
                                                                                
И уж если бы действующее законодательство регулировало данную проблему,         
наверняка не было бы случаев, с которыми мы сталкиваемся повседневно. И в       
регионах, и здесь, в Москве, думаю, каждый из нас был свидетелем случаев,       
когда несовершеннолетним продавали спиртосодержащую продукцию. На самом деле    
одну сторону законопроекта Александр Петрович осветил, ту, где есть нарушения   
чисто юридической техники, а вот другую сторону законопроекта, то, что          
впервые вводится дополнительно к алкогольной продукции ещё и запрет на          
спиртосодержащую продукцию, не ответил. Более того, из этого понятия            
"спиртосодержащая продукция" исключаются парфюмерные и косметические изделия,   
поэтому ничьи права здесь не ущемляются. Впервые слабоалкогольные коктейли и    
прочая продукция хоть какому-то урегулированию юридическому подвергаются.       
                                                                                
Далее. Размеры штрафов, которые существовали в старых нормативных документах,   
настолько невелики, что они даже милицию не заставляют пресекать случаи         
продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетним. Они малы   
и для физических, и для юридических лиц. Авторы этого законопроекта             
предлагают существенно увеличить размер самого штрафа.                          
                                                                                
Я всё-таки попросила бы вас, уважаемые коллеги, более внимательно отнестись к   
этому законопроекту, если мы действительно радеем не о том, чтобы набивали      
карманы люди, которые торгуют, предприниматели, торгующие этой продукцией, а    
заботимся о физическом и нравственном здоровье наших детей, поддержать этот     
законопроект. Вся крамола в том, что авторы не те. Ну и что, я думаю, можно     
во втором чтении присоединиться и обозначить и себя авторами законопроекта, в   
том числе и профильным комитетам - по здоровью и тому комитету, который         
представляет Александр Петрович Москалец.                                       
                                                                                
Я предлагаю поддержать этот законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Но авторы очень              
симпатичные люди.                                                               
                                                                                
Я просто спрашиваю ещё представителей президента и правительства?.. Нет.        
                                                                                
Тогда заключительное слово. Александр Петрович Москалец, пожалуйста.            
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, наш с вами коллега только что выступил по     
этому вопросу. Тут произошла подмена понятий, и прошу понять правильно,         
почему мы просим отклонить этот законопроект. Потому, что алкогольная           
продукция и спиртосодержащая продукция - это разные по нашему                   
законодательству понятия, а продажа алкогольной продукции несовершеннолетним    
и по сегодня действующему закону вообще запрещена и строго карается. Точно      
так же запрещается и пиво, и напитки в определённых местах продавать            
несовершеннолетним. Поэтому вопрос урегулирован и проблем в этом плане          
никаких не возникает.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании         
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей         
продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных                    
правонарушениях", первое чтение. Комитет против.                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за               88 чел.19,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     88 чел.                                          
Не голосовало                 362 чел.80,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.