Заседание № 253
05.10.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 437235-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (в части, касающейся рекламы алкогольной продукции и пива; принят в первом чтении 2 апреля 2008 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4144 по 4186 из 7447
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу прощения. Я как раз и хотел сказать, что переходим к пункту 6. Это законопроекты, принятые в первом чтении и предлагаемые к отклонению. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе". Доклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктора Фридриховича Звагельского. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" был принят в первом чтении 2 апреля 2008 года, он направлен на установление запрета на размещение рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В настоящее время внесение изменений в статьи 21 и 22 Федерального закона "О рекламе" нецелесообразно, так как статья, регулирующая рекламу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с 23 июля 2012 года утрачивает силу в связи с принятым нами законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", а статья, регулирующая рекламу алкогольной продукции, дополнена положением о том, что реклама данной продукции не должна размещаться на всех видах транспортных средств общего пользования, а также снаружи и внутри зданий и сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется непосредственная розничная продажа алкогольной продукции. Таким образом, в новой редакции закона данная статья прописана более подробно, и, соответственно, старый законопроект абсолютно поглощается принятым нами законом. На основании изложенного Комитет по экономической политике и предпринимательству рекомендует отклонить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", принятый в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В соответствии с Регламентом у нас могут выступить представители президента и правительства. Настаивают они на выступлении? Нет. Тогда выносим законопроект на "час голосования". Никто из фракций, как я понимаю, не настаивает на выступлении по мотивам.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5937 по 5955 из 7447
Ставится на голосование 6-й пункт порядка работы Государственной Думы, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе". Комитет предлагает данный законопроект отклонить. Кто за данное предложение? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 05 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 16
02.04.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 437235-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (в части, касающейся рекламы алкогольной продукции и пива; внесён депутатами Государственной Думы четвёртого созыва А. Е. Лебедевым и А. А. Самошиным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6888 по 7127 из 8589
Переходим к рассмотрению двух альтернативных законопроектов, пункты 33.1 и 33.2. Это законопроекты с двумя одинаковыми названиями - "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе". Обращаю ваше внимание, что по второму вопросу у нас есть обращение Законодательного Собрания Камчатского края, которое просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. Поэтому, по сути дела, у нас по обоим вопросам докладчик один - это член Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимир Ростиславович Мединский. Пожалуйста, Владимир Ростиславович, вам слово. МЕДИНСКИЙ В. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Как вы знаете, Государственная Дума постепенно всё более и более ограничивает рекламу социально опасных видов товаров: алкоголя, табака и пива. Последние подобного рода серьёзные ограничения были приняты Федеральным законом "О рекламе" два года назад. Сейчас, в настоящий момент вашему вниманию предлагается два альтернативных законопроекта. Один из них, законопроект Совета народных депутатов Камчатской области, предполагает полный, стопроцентный запрет рекламы алкоголя, табака и пива, за исключением мест продажи. Второй законопроект, внесённый депутатами Лебедевым и Самошиным, говорит о необходимости запрета рекламы алкоголя, пива и табака в объектах транспортной инфраструктуры, на всех видах транспорта снаружи и внутри, на аэровокзалах, вокзалах и так далее. На самом деле закон "О рекламе" запрещает рекламу упомянутых видов товаров на транспорте. Федеральная антимонопольная служба почему-то склонна всегда трактовать закон при двойном понимании в пользу рекламодателя, то есть истолковали это таким образом, что снаружи автобуса рекламировать алкоголь нельзя, а внутри - можно, причём можно почему-то в метро, на эскалаторах и прочее, прочее. Данный законопроект это странное толкование нивелирует, так сказать, и вводит единую унифицированную норму о запрете использования транспорта, метро в том числе, в качестве рекламоносителя алкоголя, табака и пива. Комитет по экономической политике и предпринимательству предлагает законопроект депутатов четвёртой Думы Лебедева и Самошина поддержать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к Владимиру Ростиславовичу? Есть вопросы у депутатов Шубиной и Кулика. Пожалуйста, депутат Шубина Любовь Фёдоровна, ваш вопрос. ШУБИНА Л. Ф. Я слышала, что сенатор Мутко говорил о том, что в Госдуму вносится проект закона о том, чтобы разрешить рекламу в спортивных сооружениях. Отсюда у меня вопрос: нынешний закон "О рекламе" регулирует ли этот вопрос? Если нет, то как вы относитесь к тому, чтобы ко второму чтению в первый законопроект внести запрет на рекламу пива, табака в спортивных сооружениях? МЕДИНСКИЙ В. Р. Спасибо, Любовь Фёдоровна. Реклама пива, табака и так далее в спортивных сооружениях запрещена и сейчас законом "О рекламе". Есть законопроект, поступил в Думу, о разрешении рекламы пива в очень ограниченном масштабе, это связано с международными спортивными матчами. Он пока на обсуждение не выносится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Кулик. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Викторович, есть последние данные за 2007 год, которые меня просто заставляют выступить. Мы в этом году выпили водки на душу населения 10,9 литра. Такого количества не было даже до того, как была объявлена антиалкогольная кампания, ну а уж после и сравнивать нечего. Растёт потребление пива, растёт потребление вина. И у меня складывается такое впечатление, что все свои усилия побороть это зло Дума сконцентрировала на рекламе, которая, на мой взгляд, не имеет никакого влияния. В связи с этим вопрос: у нас приняты все эти законы, насколько сократилось потребление того или иного продукта, который мы запрещаем рекламировать? Есть другие способы бороться, Дума ими не хочет заниматься. А вот рекламой мы все занялись и вроде закрываем тем самым свою... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Хотя нет прямой связи. Пожалуйста. МЕДИНСКИЙ В. Р. Уважаемый Геннадий Васильевич, мне нечего по этому поводу сказать, потому что в той части, в которой вопрос сейчас ставится - ограничение рекламы, - мы этот вопрос решаем. Что же касается ценообразования, например, акцизной политики на водку, сигареты и пиво, что, вне всякого сомнения, больше повлияет на ограничение потребления, это вопрос к комитету по бюджету. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Ростиславович. Вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Депутаты Романов, Железняк, Иванов, Гончар. Правильно, всех назвал? Всех. Начинаем с Романова. Пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я хотел бы поддержать концепцию этого законопроекта, хотя он короткий. Есть принципиальные вещи. Отвечаю, Геннадий Васильевич, вам. Вы говорите, что реклама никакого влияния не оказывает. Ничего подобного! Последние материалы по табаку говорят о том, что мужское курение было массовым двадцать лет назад и остаётся весьма массовым сегодня, то есть где-то 67 процентов мужчин курят. Что касается формирования вкуса к табаку и моды на это у детей, да и у женщин, то это прямое следствие гигантского засилья рекламы курения, даже не в той лобовой форме, когда прямо говорят: покупайте, - курят все киногерои во всех бесконечных мыльных операх, курят политические деятели, то есть некуда повернуться... Мы недавно с одним курильщиком вели дискуссию, он признал, что отказаться от курения мужчине, привыкшему курить в течение тридцати лет, почти невозможно, но сказал, что, конечно, детей надо ограждать. Но как можно оградить, если общество пропитано и рекламой, и модой, и навязыванием?! Вторая грань. Алкогольная и табачная зависимость - это разновидности наркотической зависимости. Поэтому, когда нас уверяют, что человек сам формирует свои вкусы, - это ложь. Человек - существо социальное, помимо того что основа биологическая. И под мощным влиянием сложившейся атмосферы в обществе, под влиянием молодёжной моды туда и попадают наши ребятишки. Это острейшая проблема. Но я с вами полностью согласен: Дума должна гораздо более глобально, в комплексе рассматривать проблему, давать анализ. Если бы не было противодействия мощных лоббистских сил... Алкоголь - мощное лобби, табак - мощное лобби, и в этом большая проблема. Стонут десятки миллионов родителей, беспокоятся матери, бабушки и так далее, а мы здесь сидим и буксуем. Я напомню, что на одном из заседаний комитета по экономической политике, где мы обсуждали поправки к закону "О рекламе", были представители ОРТ и РТР. Они яростно защищали невозможность показа художественного фильма без перебивок для рекламы. Но когда мы вышли во двор Думы, я спросил мужчину и женщину: скажите, у вас дети есть? - Есть. - Как вы в роли отца и матери это воспринимаете? Оба кисло согласились: конечно, безобразие. Но один из них мне тут же сказал: но я же тебе в комитете говорил, что 50 миллиардов дополнительных затрат на рекламу - и будет реклама гуманная. Так и с табаком, и с водкой, так и с пивом. Кстати говоря, молодёжная так называемая мода на "Клинское" всю страну опоясала за какие-то несчастные пять лет. В Самаре прийти в какой-то сквер, парк невозможно - молодые люди, девчонки!.. Но это драма не только Самары, это драма всей России! Ужасающее бескультурье, и оно связано и с засильем рекламы. Поэтому горячо поддерживаю хоть какой-то конкретный дополнительный шаг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Я очень коротко. Я просто хочу напомнить, что в прошлом созыве фракция ЛДПР внесла законопроект, которым предложила полностью запретить рекламу пива и табака в средствах массовой информации, где бы то ни было вообще, - полностью запретить рекламу! - основываясь на том, что хороший товар в рекламе не нуждается, а вот эту гадость рекламировать просто незачем. Это первое. Мы почему-то с вами выступаем, как... ну не знаю... как какие-то садисты. Нет чтобы сразу хвост отрубить, мы по частям его: сначала вот тут чуть-чуть запретим, потом вот тут чуть-чуть запретим. Это негуманно и просто-напросто, ещё раз говорю, садистски по отношению к нашей молодёжи. У них нет своих транспортных средств, они в основном катаются в автобусах, в метро, в троллейбусах, и там эта реклама, если есть, на них действует. Прибавьте сюда ещё и то, что каждый раз изобретаются новые сорта табака, пива - попробуйте вот это, попробуйте вот то! Молодёжь на это дело очень падкая. Поэтому, если бы мы с вами действительно заботились о здоровье нашей молодёжи, мы не обосновывали бы непонятно чем: в прошлый раз нам комитет дал заключение, в котором говорилось, что если мы полностью запретим рекламу алкоголя и табака, то у потребителя не будет возможности получать информацию о легально распространяемом товаре. Это, конечно, очень слабая отговорка. И второе, самое главное, может быть, хотя не то чтобы самое главное - дополнение. Нам пора, наверное, Олег Викторович, создать какой-то орган, который бы смотрел, как исполняются наши законы. Не так давно, в том созыве по-моему, мы с вами приняли законопроект, запрещающий распитие пива, спиртных напитков и так далее в общественных местах. Он исполняется? Он абсолютно не исполняется: все сидят в общественных местах и распивают, мимо идут сотрудники милиции и ничего не делают. Поэтому, может быть, нам подобрать статистику о том, какова эффективность принятых нами законов, сколько законов действительно эффективных, помогающих нашему населению, сколько просто так, а сколько просто-напросто вредных? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Железняк Сергей Владимирович. ЖЕЛЕЗНЯК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Давайте иметь в виду, что в данном случае мы ведём речь об уточнении уже запретительной нормы, которая есть в действующей редакции закона "О рекламе". Связано это уточнение с правоприменительной практикой, которая выявила, что действительно на местах, несмотря на запрет рекламы алкоголя и табака на транспорте, есть такое прочтение, трактовка, что якобы внутри эта реклама может существовать. Именно в связи с этим и есть предложение чётко прописать, что как снаружи, так и внутри в объектах транспортной инфраструктуры такая реклама запрещена. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Гончар. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы делаем не первый шаг, я имею в виду, Государственная Дума делает не первый шаг в этом направлении. Конечно, аргументы по поводу того, что эта реклама никак не действует на аудиторию, особенно на молодую аудиторию, наивны. Это должно означать, что рекламодатели законченные идиоты и тратят деньги просто так. Конечно нет! Если бы это не было действенным инструментом, алкогольное и пивное лобби не билось бы так за право сохранить распространение этой рекламы. Понятно, что инструмент действенный, аргументы существуют, но мы, повторяю ещё раз, испытывая серьёзное давление и алкогольного, и пивного лобби, приняли в прошлой Государственной Думе закон. Очевидно, он не был образцом совершенства, и мы сейчас ищем возможности совершить дальнейшие шаги. Поэтому один из законопроектов нужно принять в первом чтении. И в этой связи я предлагаю принять в первом чтении законопроект из пункта 33.1, внесённый депутатами нашими бывшими, коллегами Лебедевым и Самошиным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Состоялось обсуждение. Я ставлю на голосование альтернативные законопроекты. Вначале голосуем по пункту 33.1, который комитет предлагает поддержать. Включите режим голосования. Покажите... Пардон, ничего не показывайте пока. Давайте проголосуем по пункту 33.2. (Идёт голосование.) Покажите результаты по пункту 33.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 51 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2% За - четыреста двенадцать. Покажите результаты по пункту 33.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 20 сек.) Проголосовало за 109 чел.24,2% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 113 чел. Не голосовало 337 чел.74,9% Сто девять. Мы исходим из того, что законопроект из пункта 33.1, за который проголосовало четыреста двенадцать депутатов, принят в первом чтении. Готовьте его ко второму.