Заседание № 181

16.09.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 437049-6 "О внесении изменения в пункт 5 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу об участии военнослужащих срочной службы в выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4920 по 5293 из 6813
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 5         
статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и       
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает       
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным          
законопроектом мы пытаемся, вернее, я пытаюсь ввести ограничение для            
военнослужащих, которые проходят срочную службу, на их участие в голосовании    
на выборах органов государственной власти, то есть законодательных              
(представительных) органов субъектов и высших должностных лиц субъектов. Мы     
знаем, что на территории нашей страны достаточно много таких образований        
(есть специальные территории, закрытые военные городки и так далее), где        
процент вот таких участников голосования при наличии воинских частей            
значителен, велик и при голосовании это может оказывать существенное влияние    
на результаты, тем более что мы принимаем закон об увеличении числа             
одномандатных округов, и мы сталкиваемся с ситуацией, когда выбирают            
представительный орган или руководителя субъекта люди, которые не прописаны и   
не живут на территории данного субъекта, то есть фактически мы поручаем         
определить своих представителей временным людям, тем людям, которые в этот      
период проходят в этом месте срочную службу.                                    
                                                                                
Надо сказать, что, внося данный законопроект, я как бы пытаюсь решить две       
задачи. Первая - это вопрос справедливости, вопрос, касающийся того, что если   
человек до призыва на военную службу не был прописан на территории субъекта,    
то, наверное, он и не может определять состав органов государственной власти,   
которые потом будут в этом субъекте рулить. И вторая - это приведение           
законодательства в соответствие, скажем так, с духом и буквой федерального      
закона, поскольку мы знаем, что аналогичные ограничения при выборах в           
муниципальные органы сегодня де-факто существуют. Сегодня действующий закон     
чётко гласит, что при выборах в муниципальные органы власти граждане, которые   
проходят срочную службу на территории данного муниципального образования, но    
не имеют там прописки, не могут быть внесены в список для участия в             
голосовании. То есть фактически второй момент, вторая задача - это попытка      
избежать такого противоречия, когда в одном случае мы законом не разрешаем      
военнослужащим участвовать в выборах, а в другом случае, когда речь идёт о      
выборах в субъектах, мы разрешаем.                                              
                                                                                
Если посмотреть заключение профильного комитета, можно увидеть, что здесь       
имеется две части, которые противоречат, на мой взгляд, друг другу. В первой    
части заключения говорится о том, что мы не можем никоим образом ограничивать   
права наших граждан, они имеют право участвовать в голосовании, избирать и      
быть избранными, даётся ссылка на статьи Конституции, говорится о том, что      
только в том случае, если человек недееспособен, он не может быть внесён в      
список для участия в голосовании. Вместе с тем во второй части заключения       
комитета отмечается, что всё-таки есть исключение и это исключение сделано      
для случая выборов в муниципальном округе, и дальше даётся очень чёткое и       
правильное обоснование, что нельзя делать таким образом, чтобы влияли на        
результаты выборов люди, которые никакого отношения не имеют к данному          
муниципальному образованию, находятся здесь временно, потому что в этом         
случае может быть искажено волеизъявление граждан. Я считаю, что данный         
пункт, данное выражение полностью согласуется с духом законопроекта, который    
мною сегодня внесён, то есть с тем, что ни в коем случае мы не можем дать       
право людям, которые не прописаны на территории субъекта, влиять на             
волеизъявление граждан данного субъекта. Мне кажется, что с учётом              
заключения, которое мы видим, нам всё равно это противоречие нужно как-то       
устранять, то есть либо мы должны разрешить на уровне муниципалитета всем       
голосовать, в том числе военнослужащим, либо мы должны запретить в субъекте     
так же, как и в муниципалитете, голосовать военнослужащим, повторяю, которые    
не были прописаны в данном субъекте до момента призыва. Я считаю, что здесь     
всё достаточно логично, законопроект позволяет соблюсти все нормы               
законодательства, соответствует Конституции Российской Федерации, и я           
предлагаю данный законопроект поддержать.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Продолжая мысль    
уважаемого коллеги Катасонова Сергея Михайловича, можно отметить следующее.     
Действительно, ограничивать права без какого-либо обоснования, без              
нормального обоснования на самом деле мы не можем, это так, и это               
действительно отражено в заключении комитета, это с одной стороны. С другой     
стороны, если крупная часть расположена на территории того или иного            
муниципального образования, я понимаю, не города-миллионника, не                
административного центра, хотя и там воинских частей более чем достаточно,      
так вот, если мы возьмём, допустим, муниципальный район или городской округ     
небольшой, где находится воинская часть, - действительно, количество            
военнослужащих, которые находятся на территории того или иного                  
муниципалитета, может существенно повлиять на волеизъявление граждан, вернее,   
на итоги голосования. Что касается выборов в рамках региона, то вряд ли         
количество военнослужащих, даже проходящих срочную службу на территории того    
или иного субъекта Российской Федерации, может там существенно повлиять на      
итоги голосования. Мы и говорим, что признаём ныне существующее ограничение     
активного избирательного права военнослужащих, проходящих срочную службу,       
именно и только (и только!) на муниципальных выборах, потому что это хоть       
как-то можно объяснить, потому что действительно там военнослужащих может       
быть много в процентном отношении к общему количеству голосующих в рамках       
того или иного муниципалитета. И считаем, что нельзя ограничивать               
военнослужащих срочной службы в участии в выборах более высокого уровня, в      
данном случае регионального уровня. Всё это должно иметь какое-то               
обоснование, а не просто так, - мол, давайте сделаем как на муниципальных       
выборах. Ну давайте тогда распространим это ограничение и на федеральный        
уровень, но как мы объясним-то? Только потому, что так на муниципальном         
уровне, что ли, сделано?! Так ведь там это имеет какое-то, скажем так,          
объяснение, которое я уже здесь вам давал, а на региональном-то уровне какие    
могут быть объяснения, кроме того, что надо сделать по аналогии с               
муниципальным уровнем?                                                          
                                                                                
Мы, признавая, что есть определённые изъятия из общего правила о всеобщем       
избирательном, активном избирательном праве - есть, они не оспорены, они до     
сих пор действуют, - тем не менее считаем, что было бы чрезмерным               
ограничивать активное избирательное право военнослужащих, проходящих срочную    
службу, допустим, на выборах регионального уровня, потому что процентное        
соотношение количества военнослужащих в рамках субъекта и общего количества     
голосующих в рамках субъекта не играет какой-то серьёзной, существенной роли.   
Вот, собственно, и всё.                                                         
                                                                                
Поэтому предлагаем данный законопроект отклонить.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Есть. Прошу записаться.                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Спасибо.                                                            
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, согласитесь, всё-таки у Сергея Михайловича логика            
присутствует, хоть вы сейчас и пытались сравнивать муниципальные и              
региональные выборы, он же предлагает для региональных выборов: солдаты         
срочной службы, которые проживали и будут проживать в этом регионе, участие в   
выборах пусть принимают, а те, которые призваны из другого региона, не должны   
участвовать. По спискам это же можно сделать. И он прав, с моей точки зрения.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                 
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Фёдорович, ну тогда надо чётко и внятно          
объяснить... Если военнослужащие находятся на территории того или иного         
региона, их, что ли, надо разделять по каким-то сортам: вот ты здесь            
прописан, а ты нет? Если они там, скажем, проходят срочную службу, не просто    
так, временно приехали, не находятся там на учениях, на сборах, если они там    
проходят службу, повторяю, они голосуют вместе со всеми, кто постоянно          
зарегистрирован. Но всё это очень, знаете, условно: захотел - после службы      
уехал в другой регион или, мало ли, заключил контракт и его перевели в другую   
воинскую часть. Может быть такое? Может быть. Вот поэтому здесь нет             
необходимости разделять всех военнослужащих срочной службы на тех, кто          
местный, и тех, кто, простите меня, неместный, это даже, мне кажется, с точки   
зрения воспитательной не очень правильно. Мы боремся с разделением срочников    
на различные группы, в том числе по землячествам и так далее, и так далее,      
это создаёт определённые проблемы, как мы прекрасно знаем, в воинских частях,   
а здесь ещё и на выборах предлагают их разделять! Я думаю, это неправильно, у   
них у всех одинаковый статус. А то получается, что на муниципальных выборах,    
значит, не голосуют, а на региональных должны голосовать!                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ян Викторович Зелинский.                                                        
                                                                                
ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, я, наверное, всё-таки не соглашусь с вами в той части, что   
воинские части не могут повлиять на волеизъявление граждан, на итоги выборов.   
Извините, если там три-пять тысяч военнослужащих, они как раз могут повлиять    
на возможность избрания того или иного депутата или главы местного              
самоуправления.                                                                 
                                                                                
По поводу прописки местной, неместной. Извините меня, человек два года          
служит, значит, он имеет право голоса. А что касается того, кто это будет       
делать, у нас существуют территориальные комиссии, окружные комиссии, которые   
составляют списки избирателей. У нас очень много людей приезжают из других      
городов, районов - и что, теперь их никак не регистрировать?                    
                                                                                
А вопрос всё-таки хотел бы задать Сергею Михайловичу: есть ли какие-то отзывы   
из субъектов Федерации, как они относятся к данному законопроекту?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Ну, есть, скажем так, аналитика, есть цифры. Например, явка в   
воинских частях на выборах составляет 99,9 процента. Я думаю, за кого           
проголосуют те люди, которые пришли на выборы, сомневаться не нужно: какую      
команду даёт командир, так и голосуют. Вот здесь аналитика как раз              
свидетельствует о том, что, если человек не имеет прописки на территории        
субъекта, его голос исказит - исказит, Дмитрий Фёдорович! - волеизъявление      
местного населения, итоги выборов.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Игнатьевич Никитчук.                                                       
                                                                                
НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Сергею Михайловичу вопрос.                                                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Михайлович, как известно, выборы - это политическое действо,   
на выборах, по сути дела, идёт борьба за власть. У нас много тех, кто           
объявлен как бы вне политики, - это армия, это полиция, это ФСБ и так далее.    
Не считаете ли вы, что надо законодательно для всех тех, кто служит в           
органах, находящихся вне политики, запретить участие в выборных кампаниях?      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович Катасонов.                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Иван Игнатьевич пошёл дальше, он немножко развил эту мысль. Я   
думаю, что в принципе из моего выступления, из духа законопроекта, который я    
внёс, наверное, это вытекает, но я бы всё-таки предпочёл двигаться к            
достижению цели маленькими шажками. И как к этому конечному результату, Иван    
Игнатьевич, я считаю, надо стремиться.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Валентин Валентинович Свиридов.                                                 
                                                                                
СВИРИДОВ В. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, следуя логике, парень, который пошёл служить в     
Вооружённые Силы, по существующему законодательству имеет право голосовать,     
для того чтобы определять политику, проводимую в регионе, определять, кто там   
будет управлять, как регион будет развиваться. Мы тоже на своего рода службе,   
приехали сюда, в Москву, однако здесь нас никто не включает в списки для        
голосования на выборах в Московскую городскую Думу, мэра Москвы, хотя пять      
лет - это более значительный срок, это не один год. Мне кажется, идея Сергея    
Михайловича Катасонова более чем здравая, и мы, продолжая говорить о            
честности и прозрачности выборов... Да, действительно, в прошедшую              
избирательную кампанию не было тотального давления, серьёзных нарушений, хотя   
в ряде регионов, коллеги рассказывали, всё это имело место.                     
                                                                                
На мой взгляд, в очередной раз мы видим нежелание рассмотреть здравую           
инициативу, нужную для того, чтобы появилась возможность вполне законно         
влиять на результаты голосования. Второе воскресенье сентября - прекрасно,      
обеспечили явку всех бюджетников, всех военнослужащих, все пришли, 25           
процентов населения любого субъекта можно в принципе обязать прийти на выборы   
и обеспечить нужное количество голосов, а то, что остальные поехали отдыхать    
в этот день или не сочли нужным прийти, нашли какие-то причины, чтобы не        
ходить голосовать, - это никого не волнует.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Борис Сергеевич Кашин.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Я, как депутат     
от Мурманской области, хочу сказать, что вообще проблема голосования            
военнослужащих - это наиболее слабое, если очень мягко говорить, звено нашего   
избирательного законодательства.                                                
                                                                                
Вы знаете, в 2011 году команда крейсера "Адмирал Кузнецов" сошла на берег,      
как говорится, и в один момент одна тысяча сто человек проголосовали, из них    
только девять предпочли другую партию, а не "ЕДИНУЮ РОССИЮ". Если мы сейчас     
посмотрим результаты голосования за губернатора Мурманской области, то          
увидим, что все закрытые административно-территориальные образования лидируют   
с большим отрывом. И если комитет не может понять, в чём разница между          
военнослужащими и остальными гражданами, то очень жаль, потому что всё лежит    
на поверхности. Если вы попробуете прийти агитировать хотя бы в одну воинскую   
часть, то у вас ничего не получится. Мы с адмиралом Комоедовым, который был     
замкомандующего Северным флотом, пытались прийти в предвыборный период          
встретиться с военнослужащими - нам, как говорится, дали от ворот поворот, и    
так повсеместно.                                                                
                                                                                
И то, что голосуют по команде, - это в общем-то, дискредитирует в               
значительной степени всю эту систему, и комитету давно пора заняться серьёзно   
решением этой проблемы, а не отговариваться, как они сейчас это делают. А       
инициатива вполне разумная.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Андреевич Шингаркин.                                                     
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я получил паспорт в 16 лет, в 16 лет приказом начальника     
училища я был зачислен в Тульское высшее артиллерийское инженерное орденов      
Ленина и Октябрьской революции училище имени Тульского пролетариата, присягу    
я принял в день своего 17-летия. Совершенно очевидно, что первый раз в жизни    
я голосовал на избирательном участке в Тульском артиллерийском училище, это     
были обычные местные выборы. Если бы тогда меня ограничили в праве              
голосовать, а также избираться и быть избранным, я считал бы себя крайне        
ущемлённым в своих гражданских правах и, кстати говоря, в гражданских           
свободах. Я считаю, что мы не вправе сегодня принимать решение за сотни тысяч   
граждан Российской Федерации, которые, исполняя закон, несут воинскую службу,   
- они не могут быть лишены основных прав и свобод!                              
                                                                                
И для того чтобы сильно не затягивать, завершу своё выступление следующим       
примером. В 89-м году в наше училище приехал Владимир Вольфович Жириновский,    
выступил - и на ближайших выборах за лидера тогда ещё ЛДП СССР проголосовали    
порядка 12 процентов курсантов тульского артучилища.                            
                                                                                
Большое спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста, вам слово.                             
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Я внимательно слушал Дмитрия Фёдоровича и, конечно, несмотря    
на его спокойный тон и невозмутимость, было понятно, что в достаточно           
неловком положении сегодня находится комитет, потому что попытки нам            
объяснить, что муниципалитет - это мало и неважно, а субъект - это много и      
важно... Это никак количественно измерить нельзя! Когда переходят к каким-то    
субъективным оценкам цифр, говорят, что, мол, так ощущают, думают, что это на   
уровне муниципалитета не скажется, это звучит, конечно, неубедительно. Это      
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Вы говорите, и выступавший передо мной коллега говорил о том, что       
нельзя ограничивать права военнослужащих, но де-факто ведь все военнослужащие   
срочной службы сегодня не участвуют в выборах муниципальных органов, они не     
участвуют в них сегодня де-факто, ни один военнослужащий! Раз мы в этом         
случае создаём такую возможность, закрываем на это глаза и говорим, что это     
нормально, то как можно в отношении субъекта принимать совершенно               
противоположную точку зрения, - здесь какой-то конфликт интересов? Мне          
совершенно непонятно.                                                           
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, тут выход только один: либо нужно отменять действующие       
положения в отношении муниципалитетов и принимать решение, что все должны       
голосовать, - о чём Максим Андреевич говорил, - либо тогда приводить нормы в    
соответствие. Я объясню, Максим Андреевич, почему не были нарушены права,       
когда вы, 12 процентов курсантов, голосовали за партию ЛДПР: потому что это     
были федеральные выборы. Законопроект, который я внёс, ограничивает участие в   
выборах только в субъекте, потому что это может исказить волеизъявление         
граждан. Конечно, когда выборы федеральные - Государственная Дума, президент,   
- сегодня все военнослужащие участвуют в голосовании.                           
                                                                                
Ну и много это или мало, Дмитрий Фёдорович, когда речь идёт о муниципальном     
образовании? Вот возьмём город Оренбург, там часть стоит, пять тысяч            
военнослужащих. Округ городской сегодня - пять тысяч человек, это один округ.   
Да, здесь вы запрещаете участвовать, хорошо, но я вам другой пример приведу.    
У нас в Тоцком районе есть дивизия тоцкая, там десять тысяч военнослужащих, а   
сейчас округ будет областной, тридцать тысяч, и явка в 30 процентов - это 100   
процентов голосов военнослужащие. Так много это или мало? От этого зависит,     
будет твоё, моё, больше, дороже или дешевле. Отсутствует количественный         
показатель, отсутствует внятная и чёткая позиция комитета. В принятии данного   
законопроекта есть смысл, либо нужно тогда, чтобы не было двоякого              
толкования, распространить действующее положение и на муниципальные             
образования и определить, каким образом там будут голосовать военнослужащие,    
потому что этот вопрос не решён и на этом уровне.                               
                                                                                
Я предлагаю поддержать законопроект.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо Максиму Андреевичу Шингаркину, который честно сказал,      
что лишить военнослужащих права голоса на выборах органов и должностных лиц     
государственной власти - это не то что несправедливо, но и неконституционно,    
причём на выборах хоть регионального, хоть федерального уровня.                 
                                                                                
Коллеги, ещё одна ремарка, по поводу сравнения солдат-срочников и депутатов     
Государственной Думы: знаете, солдат-срочник исполняет свой долг перед          
Родиной, а нас здесь никто не держит, не хочется работать - до свидания! Вы     
уж извините, немножко грубо, но это так и есть. Это первое.                     
                                                                                
А второе - маленькая цитата из определения Конституционного Суда, позволю       
себе процитировать это как полномочный представитель Государственной Думы в     
этом многоуважаемом органе судебной власти. Определение № 151-О аж от ноября    
98-го года: "...местное самоуправление должно обеспечивать права и законные     
интересы именно тех граждан, чьё постоянное или преимущественное проживание     
на территории соответствующего муниципального образования даёт основания для    
отнесения их к населению данного муниципального образования". Таким образом,    
действующая норма направлена на исключение влияния лиц, не имеющих постоянных   
интересов в соответствующем муниципальном образовании, но при этом              
составляющих значительную часть населения, на формирование органов местного     
самоуправления. Всё, по-моему, чётко, ясно и понятно. Согласимся с              
Конституционным Судом и не будем, к сожалению, поддерживать инициативу нашего   
многоуважаемого коллеги.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5707 по 5724 из 6813
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 5         
статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и       
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              127 чел.28,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    128 чел.                                          
Не голосовало                 322 чел.71,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.