Заседание № 249
03.10.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 436905-4 "О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 668 по 858 из 2315
Переходим к рассмотрению пункта 3. Проект федерального закона "О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года". Доклад сделает официальный представитель Президента Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации Николай Александрович Овчинников. Пожалуйста, Николай Александрович. Пункт 2 переносим на "час голосования". ОВЧИННИКОВ Н. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Прошу поддержать предлагаемый Министерством иностранных дел совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации законопроект "О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года". Российская Федерация подписала конвенцию 11 ноября 2000 года в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации. На основании Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" конвенция подлежит ратификации, так как её положения непосредственно затрагивают основные права и свободы человека и гражданина. Ратификация конвенции чрезвычайно важна для Российской Федерации. Вступление конвенции в силу дополнит договорно-правовую базу сотрудничества со странами Совета Европы по уголовным делам в части их передачи для осуществления судопроизводства в отношении лиц, находящихся на территории иностранного государства и не подлежащих выдаче. Это позволит реализовать на практике принцип неотвратимости наказания. Конвенция имеет самостоятельный предмет регулирования - передачу судопроизводства по уголовным делам в отношении лиц, находящихся на территории иностранного государства и не подлежащих выдаче; детально регламентирует порядок направления и исполнения запросов об осуществлении судопроизводства в отношении лиц, находящихся на территории иностранного государства и не подлежащих выдаче, предусматривает основания отказа в их исполнении; определяет процедуру передачи и правовые последствия направления и исполнения запроса для запрашиваемого и запрашивающего государств. Конвенция устанавливает иные правила, чем предусмотрено российским законодательством, поэтому в проекте федерального закона о ратификации предлагается сделать оговорки и заявления. Так, представляется важным включение в законопроект оговорки о неприменении Российской Федерацией статей 30 и 31 конвенции в отношении деяния, санкция за которое в соответствии с законодательством другого договаривающегося государства может быть наложена только административным органом. Содержание этой оговорки продиктовано тем, что в Российской Федерации назначение уголовного наказания возможно только по приговору суда, вынесенному в порядке уголовного судопроизводства. Кроме того, российская сторона, соблюдая положения Конституции Российской Федерации и уголовного законодательства, ратифицирует конвенцию, и в частности её часть V, в той мере, в какой это не противоречит принципу недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление. Также в законопроекте предлагается сделать ряд принципиально важных заявлений, связанных с тем, что положения конвенции на территории Российской Федерации будут действовать в соответствии с законодательством нашего государства. Полностью заявления содержатся в представленном для ратификации пакете документов. Позвольте обратить ваше внимание на наиболее значимые из них. В статье 11 конвенции перечислены случаи, когда запрашиваемое государство может отказаться полностью или частично от исполнения запроса. В этой связи Российская Федерация заявляет, что в каждом таком случае будет руководствоваться прежде всего необходимостью соблюдения одного из основных принципов уголовного судопроизводства - назначения виновным справедливого наказания, а также исходить из готовности наиболее полно обеспечить интересы договаривающихся государств в борьбе с преступностью. Компетентным органом по реализации положений конвенции в соответствии с действующим законодательством назначается Генеральная прокуратура Российской Федерации, в то время как конвенцией предусматривается министерство юстиции. Так же как в законах о ратификации Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, в настоящем законопроекте мы заявляем, что российское законодательство не содержит применяемого в конвенции понятия "правонарушение политического характера", поэтому во избежание возможных коллизий в ходе реализации положений конвенции одновременно мы указываем перечень деяний, которые Россия не будет рассматривать в качестве таковых на основе принципа взаимности с договаривающимися государствами. Как уже отмечалось, российская сторона ратифицирует конвенцию с учётом оговорок и заявлений, поэтому принятие закона о её ратификации не потребует изменений в российском законодательстве и не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Проект федерального закона согласован с заинтересованными ведомствами, имеется положительное экспертное заключение Административного департамента Правительства Российской Федерации, заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы принципиальных замечаний по тексту не имеет. Ещё раз подчёркиваю актуальность вступления в силу конвенции для Российской Федерации и прошу поддержать совместное предложение Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации о ратификации конвенции. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. Присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает Дмитрий Владимирович Ерёмин. Пожалуйста, Дмитрий Владимирович. ЕРЁМИН Д. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Николай Александрович очень подробно рассказал о ратификации данной конвенции, от себя и от имени комитета хотел бы добавить следующее. В целях соответствования конвенции российской Конституции, действующему законодательству Российской Федерации и во избежание коллизий в ходе её реализации предлагается внесение в проект федерального закона ряда необходимых оговорок и заявлений, с учётом которых конвенция не будет устанавливать правила иные, чем предусмотрены российским законодательством. Данный законопроект подготовлен с учётом договорной практики и в соответствии с общепризнанными нормами международного права. На проект получено положительное заключение Правительства Российской Федерации, комитетов Совета Федерации по международным делам, по правовым и судебным вопросам и комитетов-соисполнителей - комитетов Государственной Думы по международным делам и по безопасности. Комитет рекомендует указанный проект федерального закона к принятию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оставайтесь пока на трибуне. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Есть, у Глотова Сергея Александровича и Бабурина Сергея Николаевича. Глотов Сергей Александрович, пожалуйста. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Николай Александрович, вопрос вам. Вопрос связан, во-первых, с тем, почему Российская Федерация столь не быстро ратифицирует данную конвенцию. Известно, что мы вступили в Совет Европы в 96-м году, в 98-м году мы ратифицировали все основополагающие конвенции Совета Европы. И в этой связи логичен вопрос: почему прошло столько времени и только сейчас конвенция выносится на ратификацию? И второй в этой связи вопрос: какова практика её применения другими странами и что, например, изменится в обстоятельствах вокруг, скажем, Лугового в случае ратификации этой конвенции нами сегодня? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ОВЧИННИКОВ Н. А. Длительность процесса внутригосударственного согласования конвенции, внутригосударственных процедур, которые необходимо было провести для согласования и формирования оговорок и заявлений, позволивших в дальнейшем не менять законодательство Российской Федерации, вот и привела к тому, что такой длительный период она не вносилась на ратификацию. Я хочу отметить, что не только Российская Федерация в этом смысле достаточно долго проводит внутригосударственное согласование, в частности, тридцать пять государств конвенцию подписали, а ратифицировали до настоящего времени только двадцать четыре государства, в остальных происходит процесс вот этого внутригосударственного согласования. Что касается практики применения, вот я постарался максимально подробно рассказать. Например, гражданин нами не выдаётся в соответствии с Конституцией, если он гражданин Российской Федерации, то есть при определённых условиях в случае доказанности этого преступления материалы передаются сюда и мы здесь его, это лицо, судим по тем законам, которые существуют в Российской Федерации. Конвенция и применяется в отношении тех лиц, которые выдаче не подлежат. Самый такой пример, так сказать, который просится: мы не выдаём граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И, Сергей Николаевич Бабурин, ваш вопрос. БАБУРИН С. Н. У меня вопрос официальному представителю президента Николаю Александровичу Овчинникову. Вопрос противоположный тому, что сказал депутат Глотов: не слишком ли мы торопимся? Действительно, я признателен, что и комитет, и вы подготовили чёткие оговорки и заявления по неприемлемым положениям конвенции, но у меня один только ключевой вопрос для стенограммы: остаётся ли незыблемым право, что граждане Российской Федерации будут привлекаться к уголовной ответственности только на территории Российской Федерации? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович. ОВЧИННИКОВ Н. А. Безусловно, поскольку граждане Российской Федерации не подлежат выдаче, то они... Вот эта конвенция и нужна для того, чтобы, если гражданин действительно совершил преступление, мы могли его здесь судить и привлечь к ответственности по нашим законам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить, уважаемые коллеги? Нет. У представителей президента и правительства нет никаких добавлений и желания выступить по данным вопросам, второму и третьему? Нет.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 880 по 895 из 2315
И сейчас ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года". Кто за? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 30 мин. 20 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Результат: принято Принято.