Заседание № 99
О проекте федерального закона № 436400-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о недопустимости выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации в случае, если он осуждён вступившим в законную силу приговором суда за совершение на территории Российской Федерации или за её пределами умышленного преступления, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, либо имеет вследствие этого непогашенную или неснятую судимость).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект был внесён в Государственную Думу в октябре 2013 года - больше четырёх лет потребовалось, чтобы мы приступили к его рассмотрению. Но я уверен, что его актуальность нисколько не уменьшилась, к сожалению. Концепция законопроекта заключается в ужесточении требований к иностранным гражданам, лицам без гражданства, прибывающим на территорию России в основном в безвизовом порядке и совершающим здесь умышленные преступления. На сегодняшний день в законе № 115-ФЗ есть положение об аннулировании разрешений на временное проживание и на работу в России, а также вида на жительство, выданных преступникам, которые имеют неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Но я предлагаю идти дальше, уважаемые коллеги. Перечень таких преступлений, на мой взгляд, недостаточен для того, чтобы можно было серьёзно, значительно изменить криминогенную ситуацию, добиться уменьшения количества преступлений, снизить опасность для общества. Я не буду много говорить, но хотел бы привести статистические данные: за 2017 год выдано 134 тысячи разрешений на работу, полтора миллиона патентов, 270 разрешений на временное проживание, 168 видов на жительство - огромные цифры! Сегодня почему-то выдаются такие разрешения, вид на жительство преступникам, которые совершили умышленные преступления, в том числе на территории России, и осуждены, но по действующему законодательству эти преступления не считаются тяжкими или особо тяжкими. Какие это преступления, уважаемые коллеги? Это грабежи, разбои, кражи, изнасилования, угроза убийством, причинение тяжкого вреда здоровью - вот все эти преступления, если они квалифицируются по части первой или второй соответствующей статьи, не являются тяжкими или особо тяжкими преступлениями. А я напомню, что срок наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления - это статья 15 УК РФ - составляет от пяти до десяти лет и более. Таким образом, если преступники совершают умышленные страшнейшие насильственные преступления, которые я перечислил, но получают три-четыре года, - значит, пожалуйста, живите дальше в России, работайте, получайте вид на жительство! Я задаю вопрос: а почему такое либеральное отношение к преступникам, совершившим уголовные преступления, ещё раз говорю, умышленные? Пока я предлагаю остановиться только на уголовных преступлениях, но я пошёл бы и дальше, ведь есть ещё - я считаю, тоже преступления - административные правонарушения, например управление автомобилем в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, я уже не говорю об употреблении наркотиков, за совершение которых у нас, знаете, наступает такая лёгкая, лёгонькая административка. Фальсификация документов, различных товаров (очень частые преступления в этой среде), проституция - это тоже такие административные шалости. Вот всю категорию лиц, совершающих умышленные преступления, я предлагаю поставить вне закона и лишить возможности пребывания в Российской Федерации с любой целью. Уважаемые коллеги, приведу ещё один пример: в Арабских Эмиратах на одного гражданина приходится восемь мигрантов, но ни преступности, ни каких-либо других проблем не возникает. Почему? Да потому что там за вопрос "Как пройти в библиотеку?" в 3 часа ночи трудовой мигрант не только вылетит пулей из страны, но ещё и срок получит, причём не только мигрант, но и турист может получить наказание. Такие жёсткие законы, направленные на то, чтобы защитить собственных граждан, собственную страну от преступности, от беспредела, особенно в крупных городах, есть не только в Арабских Эмиратах. В Канаде в соответствии с законодательством если лицо без гражданства, мигрант попадает в какую-то криминальную ситуацию, например в драку, где ещё не ясно, кто кого первый ударил, его ударили или он ударил, отвечая, либо он участвовал в драке, защищая себя или ещё кого-то, то его ждёт моментальная депортация без всякого разбирательства. Уважаемые коллеги, я готов дискутировать по поводу того, какие виды преступлений можно и нужно включить для расширения, я считаю, очень ограниченного перечня оснований - ещё раз напомню, что это наличие судимости только за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, - но считаю, что за четыре прошедших года ситуация не изменилась кардинально, а мы обязаны её менять, особенно это касается столицы и крупных городов. Ну вот хотел бы привести для Вячеслава Викторовича данные по Саратовской области за 2017 год: количество преступлений, совершённых иностранцами и лицами без гражданства, в части сбыта наркотиков выросло в 4 раза, число тяжких преступлений со смертельным исходом увеличилось вдвое, а общее количество преступлений - на 30 процентов. Продолжается рост преступлений, совершаемых мигрантами, и в других регионах Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. С содокладом выступает Рамзил Рафаилович Ишсарин. ИШСАРИН Р. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рассмотрел законопроект и считает, что в нём не учтён тот факт, что постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, в отличие от временно пребывающих, тесно связаны с Российской Федерацией: они могут проживать здесь десятки лет, иметь семьи, трудовые, гражданские, правовые обязательства, имущество, - а аннулирование разрешительных документов (в законопроекте регулируются не только вопросы получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, но и их аннулирование) влечёт за собой обязанность иностранного гражданина выехать из Российской Федерации. Считаем, что принятие решения о лишении иностранных граждан права проживания в Российской Федерации должно быть соразмерно конституционным задачам и целям и направлено на защиту интересов государства и общества от реальных угроз либо обороноспособности и безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, на защиту конституционных основ государства, государственного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц. В настоящее время существует более гибкий правовой инструмент для решения указанных задач - это принятие решения о нежелательности пребывания или проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, на основании которого человек будет обязан покинуть территорию Российской Федерации и ему будет отказано во въезде в дальнейшем. С учётом сказанного комитет не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рамзил Рафаилович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. Олег Анатольевич, во время украинской оккупации очень многие нынешние граждане Российской Федерации подвергались наказанию за свою пророссийскую деятельность. То же самое сейчас происходит на территории Украины и целого ряда других государств. Скажите, закон будет ограничивать права наших соотечественников, которые занимались пророссийской деятельностью и, соответственно, подвергались за это наказанию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Дело в том, что предлагается, во всяком случае мною лично, фиксировать совершение умышленных преступлений в первую очередь на территории России. А вы говорите о делах, которые происходили, происходят сейчас на территории других стран, в том числе Украины. Я считаю, что, конечно, те, кто совершил умышленные преступления уголовного характера, особо опасные для наших граждан, для нашего общества, могут подпасть под действие данного закона, но вы же говорите о ненасильственных преступлениях - это не кражи, не грабежи, - которые имеют политическую окраску, по этим составам я готов действительно сделать исключение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Анатольевич, ваша инициатива представляется очень важной, но хотелось бы понять: а как будут рассматриваться, например, граждане Белоруссии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Если гражданин Белоруссии, совершивший вот такое уголовное преступление, будет претендовать на получение вида на жительство, хочет вступить в гражданство России, - вдруг у него такое желание появится, хотя, думаю, даже теоретически таких случаев может быть крайне ограниченное количество, - то, конечно, эти ограничения будут для него действовать. Ну а пребывание на территории Российской Федерации, трудовая деятельность граждан Белоруссии вряд ли будут ограничены действием этой нормы. Здесь, ещё раз говорю, на 99 процентов речь идёт о тех гражданах, которые в безвизовом порядке приезжают в Россию не из Белоруссии, Армении, Казахстана или Киргизии, а из других стран СНГ, с которыми у нас сейчас совсем другие отношения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Анатольевич, поднятая тема очень актуальна, потому что в системе национальной безопасности миграция - очень важный элемент, и всем нам необходимо принимать активное участие в работе над законами, которые могут стать стабилизирующими в этой сфере. Наш комитет, профильный, по делам СНГ, подготовил, по-моему, три законопроекта по данному направлению, и ваши предложения, часть из них, могут быть актуализированы в данных законопроектах. Нет ли у вас желания присоединиться к работе комитета по делам СНГ, чтобы ваши предложения были учтены в будущем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Я абсолютно готов. Если концепция поддерживается в тех законопроектах, которые сейчас разрабатываются, будут вноситься, я обязательно буду участвовать в их подготовке. Единственная просьба: нужно сделать это как можно быстрее - видите, от внесения до рассмотрения моего законопроекта прошло четыре года, - чтобы рассмотрение и названных вами законопроектов не затянулось ещё на четыре года. Давайте это сделаем как можно быстрее! Ну а в случае принятия этого законопроекта в первом чтении, если появится пакет, может быть, более, по вашему мнению, совершенных законопроектов, я буду готов отозвать уже принятый в первом чтении законопроект, эту инициативу в пользу тех законопроектов, которые, как вы говорите, скоро появятся в повестке дня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рыжак Николай Иванович. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Рамзил Рафаилович, я не задавал бы свой вопрос, если бы не услышал в вашем содокладе слово "нравственность". Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете деятельность органов нравственности в ряде цивилизованных государств и то, какими функциями наделены эти структуры? Как вы понимаете их функции? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон. ИШСАРИН Р. Р. Не совсем понял, конечно, как этот вопрос относится к концепции законопроекта, но могу добавить к сказанному, что мы должны понимать соразмерность ответственности, ведь эти люди получат своё наказание, они уголовное наказание получат, в то же время у многих иностранных граждан, имеющих вид на жительство, есть семьи, причём у некоторых многодетные семьи, и, приняв закон, мы оторвём этих граждан от семей - детей, супругов, которые, вероятнее всего, имеют гражданство Российской Федерации. И я считаю, что это безнравственно - когда человека, получившего уголовное наказание, например, за клевету (причём умысел здесь может быть не только прямой, но и косвенный, то есть под умышленным понимается преступление, совершённое и с прямым, и с косвенным умыслом), мы ещё и выдворяем из Российской Федерации, оставляя детей без отца, то есть в данном случае мы ущемляем интересы не только этого гражданина, но, возможно, и интересы детей, граждан Российской Федерации. Я считаю, что это безнравственно. А по поводу иностранных органов в сфере нравственности - мне кажется, это другая тема. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бортко Владимир Владимирович, пожалуйста. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Большое спасибо. Наша фракция, безусловно, будет поддерживать этот законопроект, исходя из простой логики. Вот представьте: к вам пришли гости и ведут себя нехорошо - что вы говорите? Вы говорите: "Извините, пожалуйста, уходите и больше не приходите к нам в гости" - вот суть законопроекта, это формулируется очень просто. Наша фракция будет его поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рыжак Николай Иванович. РЫЖАК Н. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Мне представляется, что мы, как законодательный орган, должны внимательно и в опережающем порядке реагировать на политическую обстановку в мире. Если мы не будем действовать на опережение, то всегда... Как сказал Олег Анатольевич, четыре года он уже выходит с этой инициативой, с данным законопроектом - мы не только теряем темп, но и не успеваем реагировать на существующие вызовы и угрозы. Вот ссылаются на 25-ю статью Уголовного кодекса, где упоминается общественная опасность, но мы упускаем один момент: всегда присутствует субъективная сторона преступления средней тяжести, то есть человек осознаёт, человек сознательно совершает преступление, и мы именно для этой категории людей создаём заслон, что совершенно справедливо. Я вернусь к тому, с чего начал. Мы видим, как изменяется ситуация в мире, как угроза терроризма становится всё явственнее, и прогноз, в общем-то, не оставляет никаких сомнений в том, что мы рано или поздно... да мы уже сталкиваемся с этими явлениями! В обсуждаемой категории очень много людей, которых потенциально могут использовать наши противники. Мы должны начать готовить превентивные меры заранее, а не тогда, когда враг уже будет на территории нашего государства, - неужели это не понятно?! Я задавал вопрос о полиции нравственности. Могу вам сказать, что во всех цивилизованных государствах есть такая полиция, и если иностранный гражданин каким-то образом подтачивает, не соблюдает нравственные устои, по отношению к нему применяются соответствующие меры - он выдворяется с территории государства. Там, даже если вы кошку обижаете, за вами следят, не говоря уже о каких-то других, более серьёзных действиях. Вот почему я задал уважаемому содокладчику такой вопрос. Госпожа Меркель расплачивается сейчас своей политической карьерой... От фракции, будьте любезны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции. РЫЖАК Н. И. ...своей политической карьерой за то, что она допустила такой свободный наплыв мигрантов. Казалось бы: авторитет власти, экономика, политический вес - но даже этот политический тяжеловес испытывает на себе давление. А мы у себя в стране не можем выстроить надёжный со всех сторон заслон! Мне кажется, что эта мера совершенно оправданная. То, что предлагает Виктор Петрович Водолацкий... Олег Анатольевич, я думаю, конечно, надо подхватить эту идею, надо действовать совместно. И это хорошо, что комитет по делам СНГ тоже чувствует такую опасность. К сожалению, вынужден высказаться в адрес профильного комитета. Мы уже неоднократно сталкивались с позицией профильного комитета, который, в общем-то, все прогрессивные начинания, особенно упреждающего характера, всячески блокирует. Давайте проведём заинтересованный разговор и начнём всё-таки находить точки соприкосновения, чтобы выйти на единую позицию. Я повторяю: очень важно действовать на опережение, учитывать конкретную политическую обстановку. Олег Анатольевич, может быть, справедлива и в наш адрес критика - мы с вами должны были поработать, поднять статистику, каков процент преступлений, совершаемых гражданами этой категории, и представить уважаемой палате, поработать с комитетами, выслушать мнения наших силовых структур по этому вопросу. Вы помните, мы заслушивали Колокольцева Владимира Александровича, он говорил, что есть рост преступлений, особенно совершаемых иностранными гражданами этой категории, - значит, служба высказывает озабоченность, значит, есть проблема, и надо на неё реагировать. И реагировать, ещё раз говорю, превентивным образом, а не тогда, когда мы уже будем в хвосте событий, извините за неприемлемый сленг. Мне кажется, надо поддержать эту концепцию или выработать какой-то другой подход совместно с комитетом по делам СНГ, но решать эту проблему необходимо, это совершенно обоснованно. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Байгускаров Зариф Закирович. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данный законопроект, и вот почему. Прежде всего, 24 ноября 2014 года были внесены существенные изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" - а данный законопроект был внесён в январе 2014 года, - и большинство вопросов, которые в законопроекте затрагиваются, благодаря этим изменениям уже решены. Следующее. Что непонятно в самом законопроекте? Авторы предлагают выдворять всех лиц, которые совершили умышленные преступления либо имеют неснятую судимость по данным видам преступлений. В то же время, например, побои либо причинение лёгкого вреда здоровью, наказание за которые предусмотрено статьями 115 и 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, являются преступлениями небольшой тяжести, но умышленными, и получается, что совершившие их лица должны быть выдворены за пределы Российской Федерации. Возьмём также 264-ю статью Уголовного кодекса Российской Федерации: водитель грубо нарушил Правила дорожного движения и задавил человека насмерть, но в этом случае он не должен выдворяться, потому что это преступление неумышленное. Если уж готовить законопроект, наверное, нужно учитывать тяжесть совершённого преступления. Иногда необходимость нахождения этих лиц в местах лишения свободы вызвана тем, что они оказывают активную помощь в разоблачении преступников, совершивших тяжкие, особо тяжкие преступления - это терроризм, это преступления в сфере наркобизнеса и так далее. И в нашем законодательстве уже предусмотрен действенный механизм выдворения таких лиц - это может быть инициировано органами МВД, ФСБ, СВР и так далее. Каких-то проблем с выдворением сейчас не возникает, то есть эти органы ведут такую работу и у государства есть все механизмы для выдворения граждан, если их действия создают угрозу безопасности либо общественному порядку в нашем государстве. В связи с изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента? Нет. Правительства? Нет. Заключительное слово докладчика. Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Я благодарю всех коллег за обсуждение и уверен, что в следующий раз мы вернёмся к этой теме точно раньше, чем через четыре года. Что хотел бы ещё добавить, уважаемые коллеги? Что касается стран, для граждан которых въезд в Россию - визовый, действительно, ещё раз говорю, лица, совершившие в этих странах очень опасные преступления, в том числе те, что я отмечал, - грабежи, кражи, изнасилования, распространение наркотиков в некрупных объёмах, - никогда не получат визу в Россию. Но почему граждане из других стран, которые совершают аналогичные преступления либо на территории своей страны, либо у нас, должны иметь возможность легко, свободно перемещаться, о чём пекутся мои оппоненты, осуществлять деятельность, обзаводиться семьёй и так далее? Зачем мы ставим их интересы выше интересов наших граждан? Объясните мне, пожалуйста! Если это законопослушный негражданин России - добро пожаловать, если он хочет работать по закону, приносить пользу семье, своей стране и России - пожалуйста! А если это уголовный преступник, совершающий циничные, наглые преступления, но по ним суд не даёт больше пяти лет, что, значит, не будем его трогать, будем его защищать? Вот про что я говорю. Принятый закон очень несовершенен, в нём установлено, при каком сроке наказания - в данном случае при сроке с пяти лет - налагаются ограничения на пребывание в России. А я предлагаю смотреть не по сроку, а по тяжести преступлений и их опасности прежде всего для российских граждан и нашего общества - вот в чём суть законопроекта. Прошу его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, завершаем дискуссию, если у содокладчика нет желания выступить с заключительным словом. Есть желание? Включите, пожалуйста, микрофон Ишсарину. ИШСАРИН Р. Р. Уважаемые коллеги, ещё раз хотел бы напомнить о том, что уже существуют механизмы выдворения и отказа во въезде иностранным гражданам, которые несут реальную угрозу обществу и государству. А принятие данного закона будет иметь негативные последствия для многих семей, живущих в России, в том числе для законопослушных граждан нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", 5-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 45 сек.) Проголосовало за 76 чел.16,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 77 чел. Не голосовало 373 чел.82,9 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 49
О проекте федерального закона № 436400-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о недопустимости выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание, вида на жительство или разрешения на работу в Российской Федерации в случае, если он осуждён вступившим в законную силу приговором суда за совершение на территории Российской Федерации или за её пределами умышленного преступления, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, либо имеет вследствие этого непогашенную или неснятую судимость).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! У нас коллега Касаева в Конституционном Суде сегодня выступает, поэтому мы просим рассмотрение вопросов 44, 45 и 46 перенести на 21 июня, а законопроект под пунктом 37 просим рассмотреть в соответствии со статьёй 118 Регламента по сокращённой процедуре, все обоснования есть.
Павел Владимирович Крашенинников: рассмотрение вопросов 44, 45, 46 перенести на 21 июня и законопроект под пунктом 37 рассмотреть в соответствии со статьёй 118 Регламента. Нет возражений? Нет. Принимается.