Заседание № 160

04.04.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 436351-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части установления обязательной дактилоскопической регистрации при въезде на территорию Российской Федерации и выезде из неё иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в порядке, не требующем получения визы".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5851 по 6165 из 6573
25-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Федеральный закон от 25 июля 1998 № 128-ФЗ "О государственной                   
дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части установления     
обязательной дактилоскопической регистрации при въезде на территорию            
Российской Федерации и выезде из неё иностранных граждан и лиц без              
гражданства, прибывших в порядке, не требующем получения визы". Докладывает     
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В названии              
законопроекта изложена практически вся суть данной инициативы: граждане,        
прибывающие в безвизовом порядке, обязательно должны проходить въездной и       
выездной дактилоскопический контроль.                                           
                                                                                
В чём основная причина, которая побудила меня выйти с этой инициативой? За      
2013 год иностранными гражданами и лицами без гражданства, о которых идёт       
речь в законе, на территории Российской Федерации совершено 47 тысяч            
преступлений, что на 10,2 процента больше, чем за предыдущий, 2012 год. При     
этом нужно учесть, что не каждое преступление выявляется, есть латентность,     
по разным преступлениям показатели разные: иногда реально совершённых           
преступлений в два-три раза больше, чем раскрытых, а преступлений, связанных    
с наркотиками, кстати, очень часто совершаемых этими лицами, в десять раз       
больше. По словам Яковенко, руководителя Главного следственного управления      
Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве, за прошлый год    
в Москве мигрантами совершено каждое третье изнасилование и каждое пятое        
убийство, в 2012 году цифры были совсем другие, то есть рост ну чуть ли не в    
разы по этим видам тяжких преступлений! То есть, уважаемые коллеги, то, что     
нелегальная миграция, нелегальные мигранты действительно стали чуть ли не       
главной проблемой в некоторых регионах, - это факт. Речь не идёт о нежелании    
видеть здесь работающих мигрантов, речь идёт о преступности - вот главный       
фактор, то, что действительно беспокоит сегодня абсолютное большинство          
граждан России, с этим обращаются к нам и требуют навести порядок.              
                                                                                
Так вот моё предложение. На мой взгляд, самое главное, первое, что нужно        
сделать, если мы действительно хотим профилактировать преступления, если мы     
хотим увеличивать их раскрываемость, потому что неотвратимость наказания -      
это лучшая профилактика, - ввести обязательную процедуру дактилоскопии,         
согласитесь, это является первым, наиважнейшим условием для налаживания         
массовой профилактической работы.                                               
                                                                                
Что мы зачастую имеем? Совершается преступление, и пока делаются ещё какие-то   
первые шаги по его раскрытию (составляется фоторобот по свидетельским           
показаниям, может быть, выясняются имя и отчество преступника), даже если       
оставлены отпечатки пальцев, - масса случаев, когда преступники успевают        
скрыться за границей. Естественно, они пересекают границу практически           
бесконтрольно, и даже есть случаи, когда этих преступников нам не выдают те     
республики, откуда они прибывают. Вот вчера такой случай был по всем каналам    
показан: убийца скрылся в Таджикистане, его там нашли, но не выдали на          
территорию Российской Федерации. Это тоже вопрос: почему между такими           
дружественными странами нет, оказывается, договора о выдаче преступников?! Я    
с этим не могу смириться!                                                       
                                                                                
У меня есть масса претензий к нашему МИДу, который в одну сторону, так          
сказать, заключает международные договора (почему я остановился на              
международных договорах, вам станет ясно чуть позже): есть международные        
договора, которые защищают только интересы наших соседей. Я думаю, многие       
слышали, многие знают о том, что граждане Узбекистана въезжают в Россию по      
своему внутреннему паспорту, а граждане России могут въехать в Узбекистан       
только по загранпаспорту - есть, оказывается, вот такие договора, которые       
работают не на Россию. Вы наверняка знаете, что, допустим, за хранение Библии   
в том же Узбекистане граждане в лучшем случае будут оштрафованы на 5 тысяч      
долларов, а в худшем случае более серьёзная ответственность будет. Это я к      
чему говорю? Вот такие они, договора, на которые ссылается правительство        
(потому что главная причина, по которой не даётся положительное заключение на   
этот законопроект и правительством, и нашим комитетом, - международные          
договора).                                                                      
                                                                                
Я прошу коллегу, когда он будет комментировать, уточнить, где, в каком          
международном договоре говорится о том, что преступники могут приезжать сюда    
сотнями тысяч и совершать преступления, а мы не можем применять никакие меры    
профилактики. Количество преступлений увеличивается на 10 процентов - где       
реакция договаривающихся сторон на эту ситуацию? Нам говорят, что если мы       
применим такую санкцию к въезжающим в нашу страну, то и наши граждане в ответ   
получат некоторые неудобства, а я вам даю статистику: 95 процентов выезжающих   
из стран Закавказья и Средней Азии и въезжающих туда - это не наши граждане,    
не ими полны поезда и самолёты, которые прибывают и туда, и оттуда! Вы в        
своём заключении ссылаетесь на то, что якобы нужно защитить интересы наших      
граждан, но почему вы защищаете интересы туристов, которые действительно туда   
ездят, и не защищаете интересы жертв преступлений - преступность                
колоссальная?!                                                                  
                                                                                
Ну и, конечно, есть "суперпричина", указанная в заключении правительства, -     
вторая, больше нет. Повторяю, первая причина - международные договора, а        
вторая причина такова: оказывается, Олег Анатольевич, мы не можем дать          
положительное заключение, потому что в бюджете 2014 года расходов на            
установку вот этих автоматических систем для дактилоскопической регистрации     
не предусмотрено. Извините, уважаемый представитель правительства,              
разберитесь, пожалуйста, как в бюджете могут быть предусмотрены расходы, если   
не принят закон?! Ну кто, согласитесь, включит в бюджет расходы, которые не     
предусмотрены законодательством? Поэтому отвечать вот такими заключениями на    
законопроекты, я считаю, ну просто позорно! Лучше уж в ответ на вопрос          
"почему?" напишите "по кочану" - это будет хотя бы повеселее! (Шум в зале.)     
                                                                                
Ну и в заключение я хочу сказать, что во всём мире, в цивилизованных странах    
уже работают такие законы и системы. Когда наши граждане выезжают в Европу,     
ну, скажем, в Финляндию, дактилоскопическая регистрация проводится в            
обязательном порядке, и никаких проблем это не создаёт, на скорости             
пересечения границы не сказывается, так как это делается в течение нескольких   
секунд - прикладывается палец, и информация тут же в компьютере считывается,    
и только если обнаруживаются какие-то признаки, наличие в каких-то базах,       
увеличивается время общения с этим конкретным гражданином.                      
                                                                                
Следственный комитет не может предлагать закон, но у меня есть информация с     
2009 года: Следственный комитет России просит оборудовать пункты пропуска на    
южных рубежах России этими системами - именно они страдают больше всех после    
жертв преступлений из-за сложности раскрытия преступлений, а особенно поимки    
преступников по горячим следам.                                                 
                                                                                
В Совете Федерации создана комиссия - Руслан Гаттаров её возглавлял, -          
которая в ходе работы с Минкомсвязью цену этого вопроса уже просчитала,         
средняя стоимость этой системы оценена в 10 миллиардов рублей, министерство     
связи уже готово осуществить и проект, и установку этих комплексов, поэтому     
можно говорить о том, что нам жалко денег, этот аргумент я готов обсуждать,     
но другие аргументы - что это, мол, создаёт проблемы для наших туристов,        
которые будут выезжать в эти страны, с которыми мы сейчас имеем безвизовый      
режим, - я не хочу принимать и прошу вас просто даже не использовать их, не     
повторять то, что написано в заключениях, уважаемый Дмитрий Фёдорович,          
уважаемые члены правительства (если они будут комментировать этот               
законопроект)! (Шум в зале.)                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В подробном и          
эмоциональном докладе уважаемого Олега Анатольевича были затронуты проблемы и   
темы, которые явно выходят за пределы предмета данного законопроекта и          
которые, вне всякого сомнения, заслуживают и внимания, и оценки, и принятия     
целого комплекса - подчеркну: комплекса - мер, в том числе и законодательного   
характера. Но совершенно очевидно - и сам Олег Анатольевич это признал, - что   
для введения системы обязательного дактилоскопирования всех въезжающих в нашу   
страну и выезжающих из неё граждан иностранных государств и лиц без             
гражданства потребуется колоссальная сумма, - насколько я помню, только         
система, которая предложена Минкомсвязью, обойдётся в 10 миллиардов рублей,     
эту цифру уважаемый Олег Анатольевич назвал, но можно предположить, что она     
не окончательная. Соответственно, мы вынуждены руководствоваться положениями    
104-й статьи нашей Конституции, которую мы перешагнуть не можем, а там          
сказано, что без соответствующего заключения правительства те законопроекты,    
которые предусматривают выделение средств, расходы из федерального бюджета,     
не могут рассматриваться.                                                       
                                                                                
Ну, оставим, так сказать, за кадром вопрос о том, почему, собственно говоря,    
этот законопроект был вынесен на рассмотрение, пусть будет так, но совершенно   
очевидно - и это, кстати, отражено в заключении Счётной палаты по данному       
законопроекту, - что средства, необходимые для введения такой системы,          
системы очень серьёзной, необходимо будет выделять из федерального бюджета, а   
средства эти не посчитаны, следовательно, даже если, предположим, мы сейчас     
примем данный закон без указания суммы, которая потребуется, без выделения      
этих средств из федерального бюджета, он останется красивой декларацией, не     
будет применяться, чего мы, конечно же, себе позволить не можем. На основании   
этого комитет предлагает данный законопроект отклонить. И ещё раз подчеркну:    
тот объём проблем, которые уважаемый докладчик поставил, явно выходит за        
пределы данного законопроекта.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Вопросы есть, коллеги? Есть вопросы.                                            
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Горячева Светлана Петровна.                                                     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
У нас в Конституции действительно есть обязанность получить заключение          
правительства на законопроекты, которые предусматривают расходование            
бюджетных средств, но нигде не говорится о том, что это заключение должно       
быть только положительным, то есть оно может быть и отрицательным. У меня       
вопрос к вам, уважаемый Олег Анатольевич: скажите, пожалуйста, так всё же       
есть заключение правительства или нет? И какое оно?                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон.                        
                                                                                
НИЛОВ О. А. Заключение правительства есть, Дмитрий Фёдорович здесь ввел в       
заблуждение коллег. Вот я его держу в руках, могу продемонстрировать:           
заключение правительства от 21 января 2014 года номер 219-п-П4 за подписью      
Сергея Приходько, где приведён, как я и говорил, выступая с трибуны, один       
веский аргумент: "Указанные мероприятия требуют выделения из федерального       
бюджета значительных средств, вместе с тем соответствующие бюджетные            
ассигнования в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2014 год и на       
плановый период 2015 и 2016 годов" не предусмотрены", - вот она, главная        
причина, я про это и говорил, но как они там могут быть предусмотрены?! Я так   
понимаю, сначала нужно принять политическое решение в виде закона, а потом      
эти деньги могут появиться в бюджете. Я же не говорю, что надо с 2015 года в    
обязательном порядке это вводить, я говорю: давайте начнём решать эту           
проблему! (Шум в зале.)                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Коллеги, давайте определимся по порядку нашей дальнейшей работы. Есть           
предложение рассмотреть этот законопроект, три законопроекта, которые идут по   
сокращённой процедуре, и одно протокольное поручение. Нет возражений?           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, 26-й мы не успеем. Вот реализуем эту программу и      
посоветуемся, хорошо?                                                           
                                                                                
Свинцов Андрей Николаевич.                                                      
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Олег Анатольевич, два коротких вопроса. Первый: что входит вот    
в эту регистрацию - отпечатки пальцев, сетчатка, кровь и так далее?             
                                                                                
И второй: а почему вы не расширили круг лиц за счёт в том числе и тех, кто      
въезжает по загранпаспортам с визой?                                            
                                                                                
НИЛОВ О. А. Те люди, которые получают визу, проходят в большинстве случаев      
такой контроль - есть и биометрические данные, и фотографии, естественно, и     
дактилоскопирование во многих странах уже введено как обязательная процедура    
при получении визы. Почему не расширил? Но даже один пальчик приложить к        
электронному прибору - и то сколько проблем наше правительство и наш комитет    
в этом видят, говорят, что понадобится огромное количество денег, а их жалко    
потратить, а если я буду предлагать ещё и фотографирование, и сканирование      
глаз, и многое другое, вы понимаете, что это будет тогда вообще невозможно,     
потому что невозможно никогда! (Шум в зале.)                                    
                                                                                
Я уже не буду больше брать слово, но в завершение я хочу сказать лишь одно:     
Дмитрий Фёдорович, уважаемые коллеги, посчитайте, сколько у нас вот этих        
жертв преступлений, - сотни тысяч! Оцените урон от преступлений, совершённых    
наркодилерской сетью, которая держится именно на вот этом безвизовом            
проникновении курьеров, и тогда будем взвешивать, 10 миллиардов рублей -        
много это или мало. Нужно решать вопросы борьбы с преступностью, которая        
растёт, я ещё раз повторяю, на 10 процентов по этой категории - мигрантов,      
которые въезжают без виз. Предлагайте тогда другие способы сдерживания этой     
преступности, но говорить о том, что у вас нет для этого денег, - я считаю,     
это неправильно! (Шум в зале.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступление.                                           
                                                                                
Я, единственное, прошу выступающих учесть, что уже почти шесть часов.           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Руденко Андрей Викторович.                                                      
                                                                                
РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Я постараюсь очень коротко.                                                     
                                                                                
Все, наверное, забыли, что у нас в Волгограде в декабре были взрывы, -          
коллеги, вы помните, сколько человеческих жизней они унесли, да?! Мы сейчас     
боремся за то, чтобы ввести все возможные меры. Вот совсем недавно, вчера       
по-моему, прошла информация о том, что сотрудники ФСБ задержали двадцать пять   
граждан Украины, которые были сюда направлены для проведения террористических   
операций, а мы не можем найти 10 миллиардов, для того чтобы ввести для          
граждан из стран, опасных с точки зрения провоза наркотиков, переправки сюда    
диверсантов и так далее, дактилоскопическую регистрацию, обязательное её        
проведение на границе! (Шум в зале.)                                            
                                                                                
Коллеги, я хочу сказать, что наше правительство может потратить разово,         
допустим, на видеокамеры в день выборов президента, когда президент дал такую   
команду, более 15 миллиардов рублей, а эти 10 миллиардов, чтобы закрыть нашу    
границу, мы найти не можем! Тогда давайте честно признаваться, что на           
определённые игрушки мы деньги найти можем, а на это - нет! Если                
правительство не может эти деньги найти, мы подскажем, где можно взять эту      
сумму, и даже побольше. (Шум в зале.)                                           
                                                                                
Коллеги, я считаю, что этот законопроект смотрит в будущее и концепцию его      
отвергать нельзя, надо принять его в первом чтении и доработать ко второму      
уже с определёнными ограничениями и с вводом его в действие, допустим, 1        
января 2015 года.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.                               
                                                                                
Свинцов Андрей Николаевич.                                                      
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, безусловно, поддержит эту        
прекрасную законодательную инициативу, но если она будет принята в первом       
чтении, то, мы считаем, надо её доработать - распространить её на всех          
въезжающих на территорию Российской Федерации, потому что есть и такие, кто с   
визой сюда приезжает из Вьетнама, Китая и ещё откуда-то, а потом здесь          
"теряются" и действительно совершают десятки, сотни преступлений. И из          
средств массовой информации мы это знаем, и сами выступаем регулярно с          
критическими, жёсткими заявлениями о том, что пора навести порядок, и даже      
президент выступает, но почему-то правящая партия это саботирует! (Шум в        
зале.)                                                                          
                                                                                
Мы считаем, что этот законопроект действительно надо поддержать. Надо во всех   
аэропортах, я имею в виду все авиаузлы, на всех пограничных переходах           
установить соответствующие приборы и сканировать сетчатку глаза и отпечатки     
пальцев - всё это действительно нужно, и мы знаем, что и в Соединённых Штатах   
Америки, и в Великобритании при прилёте в аэропорту это всё обязательно         
делается, а также в посольстве при получении визы, и мы знаем, что у них        
количество терактов и количество вот таких масштабных преступлений              
существенно меньше, поэтому фракция ЛДПР поддержит законопроект и ко второму    
чтению ещё расширит список.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич.                               
                                                                                
Представители президента и правительства желают выступить? Нет. Докладчик,      
содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 03 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              127 чел.28,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    129 чел.                                          
Не голосовало                 321 чел.71,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.