Заседание № 44
03.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 436190-4 "О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4219 по 4525 из 5108
Переходим к пункту 22. Это проект федерального закона "О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках". Докладывает депутат Государственной Думы Валерий Михайлович Зубов. ЗУБОВ В. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы перед началом доклада сделать небольшую ремарку. В повестке дня проект закона отнесён к внетематическому блоку, на самом деле этот законопроект как раз по той же теме, которую мы обсуждали в самом начале нашего заседания, когда рассматривали, как нам сдержать развитие кризиса на финансовых рынках. Это законопроект о регулировании предпринимательской деятельности на финансовом рынке, о том, как перестроить систему регулирования финансового рынка, с тем чтобы не рассматривать вопросы, как затыкать дыры на этом рынке, то есть о повышении эффективности его управления. В настоящее время предпринимательская деятельность на финансовом рынке регулируется различными ведомствами с разной степенью административной приоритетности. Банки регулируются юридически независимым от правительства Центральным банком, финансовые рынки - институтами коллективного инвестирования, негосударственные пенсионные фонды - Федеральной службой по финансовым рынкам, подчинённой напрямую председателю правительства, страховой сектор регулируется одним из министерств - Министерством финансов. Можно легко заметить условную корреляционную зависимость: чем дальше находятся органы регулирования от непосредственного исполнения административных функций, тем более он развит. Это соответствует общественной тенденции - максимальному отдалению, независимости регуляторов финансовых рынков, в первую очередь Центрального банка, от правительства. Очевидно, что в этом сказывается понимание необходимости разведения, несмешивания двух важнейших и разных процессов - инвестиционного, который обслуживает финансовые рынки, и выборного, к которому в демократическом обществе привязано правительство. Горизонт принятия решений в рамках инвестиционного процесса при благоприятных условиях шире выборного политического цикла. Увязка инвестиционных решений с выборным процессом существенно искажает качество инвестиционных решений и может существенно деформировать финансовую систему в целом. Классическим примером является Аргентина, которая сейчас практически исчезла, как говорят, с экранов инвестиционных мониторов в мире. Не случайно во всех развитых странах деятельность ЦБ осуществляется независимо от текущей деятельности правительства. В последние два десятилетия складываются ещё две тенденции. Во-первых, переход от отраслевого регулирования предпринимательской деятельности на различных рынках финансов к созданию единого регулятора, в дальнейшем я буду называть его мегарегулятором. С 1984 по 2002 год, то есть в последние годы, в той или иной степени на базе различных отраслевых регуляторов объединили регулирование на рынках финансового управления такие страны с успешными финансовыми системами, как Сингапур, Канада, Норвегия, Дания, Швейцария, Великобритания (которая, кстати, умудрилась обогнать по среднедушевому доходу все крупнейшие европейские страны за последние десять лет путём мобилизации своего финансового рынка, включая Германию и Францию), Австралия, Исландия, Южная Корея, Венгрия, Латвия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Ирландия, Казахстан, Лихтенштейн. Фактически от данного направления развития пока отклоняются две крупнейшие страны - Соединённые Штаты и Япония. Самый тяжёлый финансовый кризис, как мы сейчас наблюдаем, как раз в Соединённых Штатах, где не стыкуются две системы, не состыковались - управление банковским сектором и управление фондовым рынком. Япония в своё время тоже не смогла решить задачу, состыковать, принять согласованное решение для двух финансовых рынков (это было в начале 90-х годов) - банковского и фондового, и на тринадцать лет оказалась без экономического роста. Случайно ли это? События последних месяцев наглядно демонстрируют, что возникают кризисы на пересечении финансовых рынков - банковского сектора и фондового рынка, и выход из кризиса возможен только путём принятия комплексных мер по совокупности финансового управления. К этому следует добавить также одно очень заметное и одно принципиально важное обстоятельство. Заметное: принципиальный разрыв в оплате труда между регулирующими и регулируемыми. Этот разрыв стимулирует разрыв в квалификации регулирующих организаций и предпринимателей, которые работают на этих рынках. Принципиально же важным обстоятельством, по счастью, является понимание участниками рынка финансового управления необходимости общей стабильности, наличия границ, за которые опасно заходить отдельным участникам рынка в конкурентной борьбе. Понимание остроты взаимозависимости бизнесов на финансовом рынке объективно вынуждает предпринимателей к добровольному и добросовестному сотрудничеству (за исключением жуликов, конечно) с государственными регуляторами, тем более что рынок финансового управления из всех видов бизнеса наиболее глубоко глобализован и динамичен на сегодняшний день. С учётом изложенного вашему вниманию, уважаемые коллеги, предлагается проект федерального закона "О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках". Я бы назвал два основных положения. Первое - это единый федеральный орган регулирования финансовых рынков. В соответствии с Конституцией Российской Федерации единым федеральным органом регулирования финансовых рынков может являться федеральная экономическая служба (статья 71 Конституции, пункт "ж"), исключительной задачей которой является осуществление независимого регулирования предпринимательской деятельности на финансовых рынках, а также независимый и действенный контроль за поведением участников указанных рынков. Единый федеральный орган регулирования финансовых рынков создаётся и финансируется на началах пропорциональности государством и профессиональным сообществом участников финансовых рынков. Предусмотренные настоящим федеральным законом полномочия единый федеральный орган регулирования финансовых рынков осуществляет независимо от правительства, Центрального банка, федеральных органов исполнительной власти, органов госвласти субъектов Российской Федерации и, естественно, органов местного самоуправления. Организационная структура единого федерального органа. Единый федеральный орган включает в себя дирекцию (девять человек) единого федерального органа и исполнительного директора, то есть человека, занимающегося текущей работой, центральный исполнительный аппарат, коллегию уполномоченных наблюдателей, коллегию представителей профессиональных сообществ - участников финансовых рынков, коллегию представителей сообщества потребителей финансовых рынков, внешнего аудитора, внутреннего аудитора и исполнительные аппараты территориальных органов. Единый федеральный орган возглавляется дирекцией, напомню, в составе девяти человек. Дирекция является высшим коллегиальным органом управления единого федерального органа, осуществляющим от имени единого федерального органа своими коллегиальными решениями и единоличными решениями директоров все предусмотренные настоящим федеральным законом полномочия и функции указанного органа по регулированию и контролю предпринимательской деятельности участников финансовых рынков, а также осуществляющим и исполняющим все связанные с такими полномочиями и функциями права и обязанности. Дирекция является постоянно действующим органом управления единого федерального органа. Входящие в состав дирекции девять представителей государства осуществляют исполнение своих должностных обязанностей на сессионной основе путём участия в заседаниях дирекции, обсуждении и принятии решений по вопросам повестки таких заседаний. Формирование и структура дирекции. Дирекция формируется из директоров - представителей государства, представителей профессиональных сообществ - участников финансовых рынков, а также представителей сообщества потребителей финансовых рынков. Представителями государства в составе дирекции и директорами единого федерального органа являются по должности руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области государственных финансов (это определяет правительство); руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в сфере социально-экономического развития (опять же определяет правительство); руководитель федерального антимонопольного органа. Указанные должностные лица осуществляют свои полномочия в качестве директоров единого федерального органа в течение срока их пребывания в должностях руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти. Три директора избираются в состав дирекции из числа представителей профессиональных участников финансовых рынков, объединённых в коллегию, сроком на четыре года. Три директора избираются из числа представителей сообщества потребителей финансовых услуг, объединённых в коллегию, сроком на четыре года. Ни один из директоров из числа представителей профессиональных сообществ - участников финансовых рынков или из числа представителей сообщества потребителей финансовых услуг не вправе занимать свою должность более двух сроков подряд. Все директора, за исключением директоров, являющихся представителями государства, исполняют свои должностные обязанности на постоянной основе и получают должностное вознаграждение. Текущую работу ведёт центральный исполнительный аппарат во главе с исполнительным директором единого федерального органа, который назначается правительством. Второе положение. В основе любой финансовой услуги и деятельности по её оказанию лежат тождественные друг другу признаки, кем бы такая услуга ни оказывалась. Именно из этого исходит идея создания единого регулятора на рынке финансовых услуг. Финансовые услуги. Для настоящего федерального закона финансовыми услугами признаются любые осуществляемые на возмездных договорных началах действия, в частности по привлечению денежных средств граждан и юридических лиц (вкладчиков) на условиях их последующего возврата с учётом начисленной платы за пользование этими средствами и тому подобные услуги, с которыми мы с вами хорошо знакомы, они все детально прописаны в проекте закона. Для целей настоящего федерального закона в нём используются понятия рынка банковских услуг, рынка страховых услуг, рынка ценных бумаг, рынка услуг по доверительному управлению имуществом, рынка услуг негосударственных пенсионных фондов, рынка услуг по финансовой аренде оборудования, лизинговых услуг и иные аналогичные понятия. На практике предполагается двухэтапное формирование единого федерального органа регулирования финансовых рынков - мегарегулятора. На первом этапе происходит объединение регуляторов всех видов финансового управления, кроме банковских, учитывая естественный разрыв и в качестве регулирования, и в объёмах этих финансовых рынков. По мере практической наработки системы единого регулирования в состав полномочий мегарегулятора включаются установление правил поведения, предусмотренных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", банковских операций и других сделок кредитных организаций, приравненных в соответствии с настоящим федеральным законом к финансовым услугам, а также обеспечение контроля за их исполнением. Таким образом, настоящий федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием и деятельностью единого федерального органа регулирования финансовых рынков в Российской Федерации. Настоящий федеральный закон определяет основания, порядок, пределы осуществления указанным органом полномочий по регулированию отношений, связанных с оказанием финансовых услуг, административных, распорядительных и контрольных полномочий, а также полномочий по представительству и защите общегосударственных интересов и интересов потребителей финансовых услуг на территории Российской Федерации и за рубежом в административном, судебном или ином допускаемом законом порядке. Создание единого мегарегулятора предпринимательской деятельности на финансовом рынке позволит более эффективно проводить государственную политику в первую очередь по увеличению объёма и улучшению качества предоставляемых финансовых услуг и, как показывает самая последняя практика, своевременно принимать комплексные решения по стабилизации финансового рынка. Прошу коллег-депутатов принять проект данного федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Алексеевич Медведев. Содоклад по данному законопроекту от Комитета по финансовому рынку. Докладчик выступал двенадцать минут. Павел Алексеевич, а вы сколько будете? МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я думаю, что недолго. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, у каждого законопроекта есть две стороны, одна - юридическая, другая - содержательная. Юридическая сторона очень хорошо каким-то тонким специалистом рассмотрена в заключении правительства - очень советую прочитать, я получил большое удовольствие. Из этого заключения следует, что юридически закон не проходит, многое надо менять, даже Конституцию, чтобы этот закон прошёл. Я не являюсь юристом и не берусь квалифицировать этот закон по юридической части, но мне кажется, что содержательную часть я понимаю. Содержательная часть, в свою очередь, состоит тоже из двух частей: содержательная часть по малому счёту и содержательная часть по большому счёту. По малому счёту. Абсолютно правильно сказал докладчик, что это закон из той же самой оперы, которой мы занимались сегодня утром, это вопрос о регулировании финансовых рынков. Представьте себе на минуточку, что сейчас мы голосуем за то, чтобы что-нибудь, неважно что, поменять в регулировании финансовых рынков. Что будет на рынке? Наши коллеги-американцы в понедельник неловко проголосовали, и что во всём мире произошло? Не повезло. Сегодня за этот закон точно нельзя голосовать. Тем не менее я хочу и вторую сторону содержательную рассмотреть, по большому счёту. По большому счёту идея чрезвычайно глубокая, от неё отмахнуться нельзя. Лет двадцать эта идея обсуждалась в финансовом сообществе. Мнения разные. В некоторых странах победила точка зрения, изложенная в этом законопроекте, в Англии. Действительно, Англия - классическая страна мегарегулятора. В других странах сознательно, а не по разгильдяйству не приняли эту концепцию и мегарегулятор не стали создавать, так поступили в России. Если бы этот законопроект обсуждался года два тому назад, чаша весов с идейной точки зрения скорее склонялась бы в его сторону. Уж проголосовали бы за два года тому назад или нет, не знаю, но аргументов было бы больше, чем сегодня. Какой аргумент в пользу этого закона пропал? Тот, который находится в Великобритании. Радовались, радовались англичане тому, что у них весь рынок регулируется из одного места. Это действительно удобно: что-то происходит с банками, и это влияет на страховые компании - единый регулятор подкручивает одновременно весь финансовый рынок и согласует те события, которые произошли в банковской сфере и в страховой. Когда в Англии был создан мегарегулятор, он, естественно, отделился от центрального банка как эмиссионного центра. Эмиссионный-то центр должен быть в Англии, фунт-то там существует, своя родная валюта, значит, кто-то её должен эмитировать. Её эмитирует центральный банк. И центральный банк как эмитент остаётся, естественно, кредитором последней инстанции. Что такое кредитор последней инстанции? Это вот то самое, что мы сегодня утром обсуждали. Ни у кого нет денег, а у кредитора последней инстанции есть, потому что он их рождает из ничего, из воздуха. Так вот кредитор последней инстанции реагирует на недостаток ликвидности в системе. И если надзор и кредитор последней инстанции находятся в одном месте, он реагирует быстро, а если, как в Англии, в разных местах, то, пока среагирует, выстраиваются огромные очереди за деньгами в банки. Этот скандал несколько недель тому назад мы наблюдали в Англии. Это результат того, что есть разрыв между мегарегулятором и кредитором последней инстанции. Так что, я думаю, и по большому счёту, во всяком случае в обозримом будущем, этот закон принимать нельзя. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас в Регламенте нет такой нормы. У нас есть норма следующая: вы высказали свою точку зрения, от комитета высказали. Вот если бы были прения, вы имели бы право. Если выступили представители правительства, президента, депутаты, тогда есть у докладчика право на заключительное слово, а в противном случае... Ну сами представьте: сейчас вы возразите Павлу Алексеевичу, а я дам слово Павлу Алексеевичу возразить вам, и так вы пятнадцать раз будете обмениваться мнениями ровно до завтрашнего утра. Регламент писали умные люди, и они предусмотрели эту процедуру: заключительное слово тогда, когда были прения. У нас прений нет. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование проект федерального закона "О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках". Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы вам дали двенадцать с половиной минут, Валерий Михайлович. Вы рекордсмен за последнее время, я не помню, чтобы кто-то выступал двенадцать с половиной минут. Надо было сказать тогда, ответить на заключение правительства, на заключение комитета, у вас были все шансы для этого. Ну сколько нужно времени?! Вы говорили двенадцать с половиной минут! Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 08 мин. 37 сек. ) Проголосовало за 25 чел.5,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 25 чел. Не голосовало 425 чел.94,4% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 42
19.09.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 436190-4 "О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6625 по 6629 из 7166
Уважаемые депутаты, у меня есть письменное обращение нашего коллеги Зубова, который отсутствует по болезни и просит перенести рассмотрение вопросов 18 и 19, включить их в повестку дня нашего заседания 3 октября. Согласимся? Соглашаемся и сегодня не рассматриваем.