Заседание № 30
О проекте федерального закона № 435917-5 "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос повестки дня, уже 6-й, о проекте федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном". Наталья Викторовна Бурыкина, пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, комитет просит вернуть данный законопроект к процедуре второго чтения в связи с отдельными замечаниями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, Регламент позволяет это сделать. Я ставлю на голосование данное предложение. Кто за то, чтобы вернуть законопроект во второе чтение? Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 32 сек.) Проголосовало за 231 чел.51,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 231 чел. Не голосовало 219 чел.48,7 % Результат: принято Принято. Пожалуйста, Наталья Викторовна. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, естественно, в АСОЗД была размещена моя поправка, в которой предлагается учесть сезонность внутреннего водного транспорта. Речь идёт о длительности срока страхования - он может быть менее одного года, но не менее периода навигации. Просьба поддержать данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование таблицу поправок № 1, она состоит из одной поправки. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 37 сек.) Проголосовало за 301 чел.66,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Наталья Викторовна, пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, в связи с тем что поправка поддержана, прошу поддержать законопроект во втором чтении, правовая и лингвистическая экспертизы проведены. А также прошу, если вы поддержите законопроект во втором чтении, принять и в третьем чтении, правовая и лингвистическая экспертизы для рассмотрения в третьем чтении проведены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет возражений? Нет. Выносим на "час голосования".
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Драпеко по карточке Пономарёва. У нас 6-й пункт был про метрополитен, поэтому я не очень поняла, почему там возник водный транспорт. Извините, может быть, я что-то перепутала по повестке дня? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Викторовна, у меня просьба: вы подойдите и поясните, пожалуйста.
6-й вопрос. Сначала голосуется во втором чтении проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 58 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Поступило предложение проголосовать и в третьем чтении. Кто хотел выступить по мотивам? Прошу записаться на выступления по мотивам. Покажите список записавшихся. Дмитрий Иванович Савельев, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Текст законопроекта дополнен отдельной главой, устанавливающей порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причинённого при перевозке пассажиров метрополитеном. В случае причинения такого вреда при перевозке метрополитеном перевозчик на метрополитене будет обязан выплатить компенсацию в порядке и на условиях, которые установлены законопроектом, то есть в тех же размерах, что и другие перевозчики. Компенсация будет выплачиваться только в случае, когда пассажир пострадал в вагоне метро, а иной вред, причинённый при перевозке метрополитеном, пассажиру будет возмещаться по правилам главы 59 Гражданского кодекса, если же размер такой компенсации недостаточен, пассажир вправе потребовать полного возмещения вреда, и перевозчик на метрополитене обязан возместить причинённый вред. Если пассажир пострадает, например, на эскалаторе, то компенсация должна выплачиваться в соответствии с законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта...". С точки зрения законодательства это, конечно, понятный шаг, однако с точки зрения рядового гражданина это решение, которое осложняет его жизнь, поскольку наибольшее количество случаев причинения вреда здоровью пассажиров происходит именно на эскалаторах. Последний пример: утром 15 апреля в результате резкой остановки эскалатора на станции метро "Комсомольская" Кольцевой линии пострадали восемь человек, четверо из которых были госпитализированы, и теперь этим людям предстоят, по всей видимости, долгие судебные процессы: дабы полностью возместить причинённый вред, им нужно будет долго и упорно доказывать, какой именно вред причинён и как это связано с произошедшей аварией. Таким образом, социальная составляющая данного законопроекта недостаточно акцентирована, что говорит о том, что нам, скорее всего, придётся к нему возвращаться, чтобы соблюсти интересы наших граждан. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование в третьем чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 43 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 23
О проекте федерального закона № 435917-5 "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном" (принят в первом чтении 1 ноября 2010 года с наименованием "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий вопрос, о проекте федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном". Наталья Викторовна Бурыкина. БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, к данному законопроекту поступило всего сорок две поправки. В таблице принятых - двадцать шесть поправок, которые комитет предлагает поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Викторовна, всё у вас? Пожалуйста, коллеги, какие есть возражения по таблице поправок № 1? Нет возражений? Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 59 сек.) Проголосовало за 229 чел.50,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 229 чел. Не голосовало 221 чел.49,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Пожалуйста, Наталья Викторовна. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, в таблице № 2 четырнадцать поправок, которые комитет предлагает отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли возражения по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 49 сек.) Проголосовало за 227 чел.50,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 227 чел. Не голосовало 223 чел.49,6 % Результат: принято Принимается. Теперь отдельно розданная поправка. Пожалуйста, прокомментируйте. БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, на отдельном листочке роздана поправка. Она уточняет текст принятой таблицы, заменяет статью 59. В принципе это ссылка на законодательство Российской Федерации. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Викторовна, вы предлагаете принять? БУРЫКИНА Н. В. Да, поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение Натальи Викторовны Бурыкиной. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 56 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 236 чел. Не голосовало 214 чел.47,6 % Результат: принято Поправка принимается. Выносим на "час голосования" данный законопроект.
Пункт 13, проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 36 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 293 чел. Не голосовало 157 чел.34,9 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 189
О проекте федерального закона № 435917-5 "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16. О проекте федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам". Доклад Андрея Викторовича Логинова. Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Правительство выносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам", подготовленный во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации. Система обязательного страхования на транспорте в Российской Федерации начала внедряться в 90-е годы прошлого столетия. Указом президента от 7 июля 1992 года было введено обязательное страхование пассажиров, перевозимых междугородним транспортом. Этот вид страхования для своего времени являлся важным элементом защиты интересов граждан. Однако в настоящее время действующая система страхования пассажиров и установленная страховая сумма в объёме 12 тысяч рублей не обеспечивают в должном объёме защиту интересов пассажиров. Кроме того, страхование осуществляется за счёт самих пассажиров. Нет единообразия в организации страхования на разных видах транспорта. В транспортных уставах и кодексах установлены разные подходы как к объёму страхового покрытия, так и к страховым суммам и лимитам ответственности: 2 миллиона рублей - в авиации, 160 тысяч рублей - по ОСАГО и до 12 тысяч рублей - на других видах транспорта. Представляемым законопроектом предусмотрено, что перевозчик обязан страховать при перевозке свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших в порядке и на условиях, устанавливаемых настоящим законом. Устанавливается единый лимит ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере 2 миллионов 250 тысяч рублей и вреда здоровью пассажира в размере до 2 миллионов рублей в зависимости от степени повреждения, а также до 23 тысяч рублей - за багаж. По расчётам, основанным на размерах средних российских зарплат, предлагаемые выплаты достаточны и для получения качественных медицинских услуг, и для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение нескольких лет в случае его гибели. Срок для выплаты страхового возмещения - тридцать дней со дня получения страховщиком всех необходимых документов. Как будет действовать закон в случае его принятия? Пострадавшие при перевозках и родственники погибших, нуждающиеся в немедленной финансовой помощи, смогут написать страховщику заявление на предварительную оплату. В этом случае в трёхдневный срок после получения всех документов страховая компания будет обязана предварительно выплатить 100 тысяч рублей при причинении вреда жизни или при причинении тяжкого вреда здоровью для оплаты необходимого лечения, на погребение и на другие неотложные нужды. Исчерпывающий перечень и порядки оформления документов, которые нужны для предварительной выплаты и для страхового возмещения в целом, будут определены Правительством Российской Федерации. Перевозчик обязан информировать пассажиров о страховщике и действующем договоре, в том числе в местах продажи билетов и в самом билете, выдаваемом пассажиру. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается внести норму об ответственности в виде штрафов за непредоставление перевозчиком пассажирам надлежащей информации. Согласно законопроекту страховой тариф устанавливается в договоре обязательного страхования по соглашению сторон, при этом предусматривается, что Правительство Российской Федерации ограничит предельные уровни страховых тарифов в расчёте на одного пассажира, как минимальный, так и максимальный, в зависимости от вида транспорта. Таблица с этими видами тарифов, с минимальной премией и максимальной премией, приложена к пояснительным документам по законопроекту. При этом, подчёркиваю, на социально значимых видах транспорта - это железнодорожный в пригородном сообщении и городской пассажирский транспорт - страховая премия в расчёте на одного пассажира составит от 1 копейки до 30 копеек, что не даёт оснований для постановки вопроса об увеличении тарифов на услуги этих видов транспорта. Наиболее высокие тарифы устанавливаются на морском транспорте - 7 рублей 30 копеек и на воздушном - 2 рубля 69 копеек (я говорю о минимальной премии). Далее идёт внутренний водный транспорт - 1 рубль 25 копеек. Таковы тарифы в расчёте на одного пассажира. Конкретный страховой тариф по каждому из рисков будет определяться по соглашению и зависеть от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности, технического состояния парка транспортных средств и других факторов, влияющих на степень риска, которая подлежит оценке страховщиком. Для гарантирования возмещения вреда лицам, имеющим право на получение страхового возмещения, законопроект предусматривает создание профессионального объединения страховщиков в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнёрства в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях". Право осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков получат лишь те страховые компании, которые будут не только иметь соответствующую лицензию, но и являться членами данного профессионального объединения. Требования к размеру компенсационного фонда будут устанавливаться органом страхового регулирования. Пострадавшие пассажиры и иные выгодоприобретатели смогут получить компенсационные выплаты из данного фонда в случае банкротства страховщика или отзыва у него лицензии. Законопроектом не только устанавливается обязанность перевозчика страховать риск, но и вводится ответственность за нарушение этой обязанности. Таким образом, поправками в КоАП предусматривается ввести штрафы, которые будут налагаться на перевозчиков, если они не будут заключать соответствующие договоры страхования. Суммы, неосновательно сбережённые перевозчиком, помимо прочего, будут в судебном порядке по иску органа страхового надзора взыскиваться и поступать в доход Российской Федерации. Новый закон будет действовать в отношении перевозок пассажиров всеми видами транспорта, кроме легкового такси, - это железнодорожные, воздушные, автомобильные перевозки, перевозки городским наземным, электрическим, морским и внутренним водным транспортом, скоростным внеуличным транспортом, в том числе метрополитеном. Закон вступит в силу через девять месяцев со дня его официального опубликования. Контроль за исполнением закона возлагается на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Надо отметить, что соответствующее законодательство, соответствующие нормы о гражданской ответственности перевозчика имеются в том числе и у наших транспортных партнёров по СНГ - республик Казахстан, Беларусь и Молдова. Опыт показывает, что введение данного вида страхования даёт положительный результат. И также должен быть принят целый ряд постановлений правительства в количестве шести и отдельный приказ Минфина, для того чтобы вся эта конструкция заработала через девять месяцев после подписания закона Президентом Российской Федерации. Просим поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по финансовому рынку Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста. Включите микрофон. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, после такого тщательного, детального изложения содержания законопроекта "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам" и столь же предельно близкого к тексту изложения пояснительной записки глубокоуважаемым представителем правительства я не буду повторять заключение комитета по этому законопроекту, оно у всех есть, все имели возможность с ним ознакомиться, я только скажу, что к законопроекту у комитета имеется ряд замечаний. Эти замечания, вы все также знаете, изложены в заключении комитета, и те, кому было это интересно, с ним ознакомились. И я хотел бы отметить, что, несмотря на эти недостатки, которые, безусловно, во втором чтении комитет с вашей помощью сумеет исправить, комитет отмечает, что законопроект нужный, своевременный, и предлагает Государственной Думе поддержать его во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пока ещё в первом. РЕЗНИК В. М. В первом чтении, прошу прощения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. У меня вопрос к Владиславу Матусовичу. Может быть, сначала стоит задуматься над тем, чтобы установить зоны ответственности перевозчика при наступлении страхового случая? Вот замначальника правового департамента "РЖД" Алексей Васильев в середине сентября в интервью газете "Гудок" (внутрикорпоративной, отмечу) сказал, что остаётся вопрос, с какого момента отсчитывается период посадки: когда пассажир прибыл на территорию вокзала, или когда вышел на платформу, или когда он закинул ногу на первую ступеньку подвижного состава? Представители "РЖД" сообщили, что им до конца не понятна зона ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам. Поверьте, та же самая ситуация наблюдается в метрополитене: если, не дай бог, вас стукнет турникет по ноге, то отвечать за это перевозчик не будет. Вот прокомментируйте эту ситуацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Резник Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Спасибо, очень правильный вопрос. Действительно, надо будет во втором чтении определить момент наступления ответственности, но это ни в малейшей степени не затрагивает концепцию законопроекта, поэтому предлагаем законопроект принять в первом чтении. А с вами, глубокоуважаемый коллега, готов во втором чтении отработать это до деталей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, действительно справедливый вопрос, данные нормы должны быть прописаны в законе о железнодорожном транспорте. Правительством подготовлен и 27 октября внесён в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в действующее законодательство в связи с принятием закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам", который я сейчас докладывал, и в нём как раз это всё предусмотрено. В комитете у Владислава Матусовича будет сейчас и второй законопроект, его надо отправлять в рассылку, и ко второму чтению рассматриваемого законопроекта он, безусловно, должен быть уже принят в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. Андрей Викторович, вот вы описали беспроблемное существование обязательного страхования в прошлый период. Но на заседании комитета выступал заместитель министра транспорта, который дал нам такую цифру: на рубль сборов страховых одна копейка выплат. Вы согласны с тем, что это просто узаконенные поборы с населения? И вообще, мне кажется, что то, что вы тут крайним оказались, связано с тем, что ни представители Министерства транспорта, ни представители Минфина не хотят, в общем-то, с нами эти вопросы как следует обсуждать. Спасибо. ЛОГИНОВ А. В. Как раз данный законопроект, уважаемые коллеги, и снимает те негативные последствия, которые были в предшествующий период, я докладывал это с трибуны, не буду повторяться. Действительно, в сфере транспорта существуют на разные услуги различного рода тарифы, всё это взимается непосредственно с пассажиров. Неэффективность этой системы как раз и привела к тем крайне негативным проявлениям, о которых говорил заместитель министра транспорта, выступая в комитете. Но в целом эта система, которая работает сейчас по президентскому указу 90-х годов, безусловно, многие дыры не закрывает, почему мы, собственно говоря, и вносим данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос. Вы сказали, что будет регулироваться деятельность профессиональная саморегулируемой организации. Будет ли создаваться новая саморегулируемая организация? И вообще, как вы относитесь к такому мнению, что саморегулируемые организации - это альтернатива лицензированию? Потому что в страховой деятельности на сегодняшний день, к сожалению, сложилась такая ситуация, когда есть лицензионные требования и есть ещё второй регулятор в виде профессионального объединения, которое тоже может фактически регулировать и приостанавливать деятельность той или иной страховой компании. Не считаете ли вы, что пришло время, наверное, создать единую саморегулируемую организацию страховщиков, которая будет заниматься всеми видами страхования и будет являться действительно саморегулируемой организацией, и отказаться от лицензии как от входного билета? Потому что, к сожалению, всё это сказывается на затратах страховых компаний, и поэтому цена, наверное, на страховую премию, будем говорить, становится больше и многим страховым... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ. ЛОГИНОВ А. В. Вопросы важные, действительно, невозможно эту ситуацию пустить на самотёк. И, помимо обычных отсылок к закону о саморегулируемых организациях, мы не обойдёмся без внесения поправок в данный законопроект, касающийся ответственности страховых компаний, входящих в пул тех самых структур, которые будут заниматься обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика. Это всё предполагалось, в комитете будет рассмотрено и внесено в виде поправок ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. К Андрею Викторовичу вопрос. В статье 10, часть 3, говорится о том, что предельные уровни страховых тарифов устанавливаются Правительством Российской Федерации, в таблице 2 приводится прогнозируемая минимальная и максимальная величина страховых премий. Вы, как представитель правительства, гарантируете, что именно в этих пределах будет устанавливаться страховая премия? А то мы ещё помним выступление Сергея Дмитриевича Шаталова по ОСАГО, автогражданке так называемой: то, что он называл от имени правительства, в разы отличается от ныне действующей страховой премии по этому виду страхования. Так вот, можем ли мы рассчитывать, что именно эти пределы, минимальный и максимальный, будут взяты за основу?.. (Микрофон отключён.) ЛОГИНОВ А. В. Вопрос имеет как бы два плана рассмотрения. Первый план - регламентный. Я вам напомню, что есть нормы в Регламенте Государственной Думы, благодаря которым вопрос может быть поставлен Думой так: мы не будем принимать данный законопроект в третьем чтении, пока не увидим проект тех нормативных документов, которые направлены на его реализацию. Он, в общем-то, подпадает под категорию таких законопроектов, поскольку в своей реализации затрагивает интересы большинства граждан, да практически всех граждан нашей страны. Это регламентная сторона вопроса. Что касается размера прогнозируемой величины страховой премии, то правительство в данном случае не устно, а письменно внесло данное предложение в Государственную Думу, указав, что это, безусловно, прогнозируемая величина страховой премии. И прогноз этот строился не с целью, скажем, подсчитать будущие дивиденды страховых компаний, их сверхприбыли, он строился на основании той информации о реальных потерях, тяжести последствий транспортных происшествий за период 2008-2010 годов. Я вам скажу, это очень серьёзные цифры. Ну вот, например, на железнодорожном транспорте погибших (по погибшим, вы знаете, выплачивается максимальная премия) в 2008 году - семьдесят восемь человек, в 2009 году - восемьдесят четыре человека, а за девять месяцев 2010 года погиб только один человек (при расцепке вагонов погиб машинист). По лицензируемому автомобильному транспорту соответственно цифры: сто двадцать четыре, сто шестьдесят три, сто. По водному транспорту цифры меньше: один - в 2008 году, в 2009 году - семь, но уже двадцать пять - в 2010 году. По воздушному транспорту за девять месяцев 2010 года даются самые низкие показатели - двадцать два погибших, тогда как в 2008 году их было сто сорок. Есть также данные по количеству травмированных, есть данные по потере багажа, есть данные по износу транспортного парка. Суммируя все эти факторы, мы даём таблицу прогнозируемой величины страховой премии, которую докладываем депутатам. Вот, собственно говоря, те основания, исходя из которых мы приводим эти расчёты. Как они будут меняться, в какую сторону, покажет жизнь, но уж, безусловно, не в разы, - может быть, на несколько копеек в том или ином направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Две руки - Кашин Борис Сергеевич и Рохмистров. Пожалуйста, микрофон включите. КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, уже не раз мы говорили, что законы, относящиеся к страхованию, затрагивают наиболее проблемные, так скажем, вопросы, с которыми мы сталкиваемся, что это законы, в которых очевидны интересы в первую очередь страховых компаний. И сейчас новая тенденция наблюдается: когда стало ясно, что так называемый свободный рынок не действует, финансовые институты, банки, страховые компании и пенсионные фонды, стали решать свои проблемы при помощи государства. Это касается и предыдущего закона о страховании сельхозпродукции, и этого закона. Очень опасно широко и непродуманно вводить обязательное страхование, президент, кстати, говорил о том, что надо к этому относиться очень серьёзно. Но законопроект, который мы сейчас рассматриваем, как раз показывает, что выводов из проблемы с ОСАГО наше правительство не сделало. И часто неспециалисты думают, что раз вот там что-то написано... вот Геннадий Васильевич сказал, что из премии, собранной при страховании сельхозпродукции, 80 процентов пойдёт на выплаты. Внимательно посмотрите: ничего там такого нет, там только указывается, что при расчёте тарифов закладывается такая норма прибыльности или убыточности, как говорят. Поэтому здесь надо очень конкретно... Правительство обязано, я считаю, обеспечить интересы нашего общества при введении той или иной обязательной нормы страхования. Кого касается этот законопроект? Ну, во-первых, пассажиров - это потенциальные пострадавшие. И здесь, надо сказать, размер выплат вполне нормальный, обоснованный, и к нему претензий нет. Но есть ещё и другие стороны. Есть перевозчики, на которых теперь перекладывается обязанность страхования, и есть страховые компании. Перевозчики, особенно мелкий и средний бизнес, транспортные компании в регионах, на селе, они и так еле живые, им уже по ОСАГО почти не по силам выплачивать, а на них теперь накладывается дополнительное финансовое бремя. И они должны будут вступать в переговоры по тарифам только с крупными страховыми компаниями, потому что для того, чтобы участвовать в этом бизнесе, надо иметь представительства во всех регионах. На Чукотке, я думаю, квартиры подорожают из-за того, что все компании должны будут иметь там свой офис. Совершенно очевидно, что никаких реальных рычагов для успешных переговоров со страховыми компаниями у этих транспортных предприятий нет, тем более что в законопроекте заложена такая норма, что в случае каких-то там серьёзных проблем страховая компания может изменить тариф, фактически поставить перевозчику ультиматум. Ну а третья сторона - это страховые компании. Вообще, возьмите все наши законы, касающиеся страхования: гарантировано, что интересы страховых компаний на сто процентов защищены. Они умудряются так сформулировать текст законопроекта, что потом всё у них хорошо получается. И даже если у них на рубль премии копейка выплат... Пятнадцать лет никто вообще не волнуется, что же у нас происходит, и потом говорят: вот давайте заменим на лучшее. Теперь на рубль премии будут 10 копеек платить. Но никаких механизмов, которые реально обеспечивали бы нормальное функционирование всей этой системы, в законопроекте не заложено. Во всём мире обязательное страхование низкоприбыльное. А у нас - вы помните, здесь выступал представитель правительства, когда обсуждался закон об обязательном страховании туроператоров? - на 240 миллионов рублей - 10 миллионов рублей выплат. Вот с такими цифрами мы всё время сталкиваемся. И никто не озаботится тем, чтобы серьёзную базу подвести под расчёт тарифов и как-то сверхприбыль изымать или действительно вводить государственное страхование. Что с этим делать, совершенно непонятно. Этот законопроект все эти вопросы оставляет открытыми, поэтому мы поддерживать его не будем. Обязательное страхование пассажиров в принципе вещь нужная, но не в такой форме, как у нас это получается. Дополнительную кормушку для страховых компаний создавать нельзя. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. На самом деле у этого вопроса есть две стороны, и, к сожалению, обе эти стороны сегодня не очень блестящие. Первое - это то, что было сказано об ОСАГО и о той нагрузке, которая сегодня возлагается на всех перевозчиков. Это и будущее удорожание бензина, так как мы с вами подняли акцизы; это и пересмотр тарифа по ОСАГО, который будет в ближайшее время, естественно, в сторону увеличения; это и увеличение налоговой нагрузки на бизнес в целом, которое мы с вами утвердили в рамках бюджета. Поэтому говорить о том, что у нас проезд не подорожает в стране, наверное, не стоит, надо об этом говорить прямо и откровенно. Даже если мы не рассмотрим или не примем этот законопроект, проезд всё равно подорожает вследствие тех решений, которые мы с вами в этом зале приняли, мы от этого никуда не уйдём. Другое дело - те вещи, которые можно было бы предусмотреть и минимизировать потери наших граждан при переездах. Как я здесь говорил, очень важно, что сегодня у нас существует совершенно непонятная система в части страхования. У нас существует несколько регуляторов этого рынка, а вот ответственность нести никто не хочет. Понимаете, в этом проблема. У нас сегодня существует государственное регулирование, это так называемые лицензионные требования и выдача лицензий, но государство никакой ответственности у нас не несёт. Так давайте в этом случае, если у нас государственное лицензирование, бремя ответственности возложим на государство и федеральный бюджет. Если мы говорим о саморегулируемых организациях, то, наверное, было бы правильно, если бы мы возложили эту часть на саморегулируемую организацию страховщиков - единую, будем говорить, для всех видов деятельности в страховом бизнесе. Потому что сегодня есть саморегулируемая организация с контрольными функциями и с правом приостанавливать деятельность, например в автостраховании. Даже в случае если страховая компания у нас выполняет все лицензионные требования, тот же самый Российский союз автостраховщиков может приостановить её деятельность простым своим решением - прекратить выдачу полисов, что фактически будет равно банкротству этого предприятия. Новые полисы она продавать не может, а вот обязательства по ним исполнять обязана. На чём основывается это решение, пока непонятно, потому что закон предусматривает достаточно большое количество субъективных решений. То же самое и в этой части. К чему это может привести? К сожалению, такое двойное регулирование, отсутствие федеральных стандартов в области страховой деятельности приводит к тому, что у нас намечается монополизация страхового рынка. То есть если сегодня у нас на рынке действует порядка шестисот компаний, в ближайшее время в виду заинтересованности в большем участии останется максимум компаний двести. Это недалёкое будущее, это ближайшие один-полтора года максимум. Что сегодня? Если мы не установим правильные и прозрачные правила игры на этом рынке, наверное, это приведёт к тому, что подорожает не на одну копейку и не на две, как здесь говорят, потому что любая коммерческая организация заинтересована в получении прибыли. И отсутствие того, что для покрытия убытков будут привлекаться возможные ресурсы большого количества компаний, приведёт к тому, что, наверное, убытки будут гаситься за счёт более высокой страховой премии. Нельзя принимать настоящий законопроект в полном объёме и вводить его в действие, не урегулировав в целом вопросы, кто является регулятором, какую ответственность несёт регулятор и, собственно говоря, какая саморегулируемая организация и на основе каких федеральных стандартов действует, на основании чего и как она может приостанавливать и по каким правилам регулировать рынок, потому что в отсутствие этих правил эти схемы могут быть использованы в том числе и для монополизации рынка перевозок, что, собственно говоря, мы можем наблюдать во многих регионах, но наиболее ярко это выражено в Москве, где маршруты раздавались кому надо за столько-то и на таких-то условиях. Фактически, если мы не пропишем правила игры, то же самое будет происходить и на этом рынке, в том числе и монополизация транспортных услуг. И скажется это в конечном итоге опять же на цене проезда и на каждом нашем гражданине, который сегодня платит столько-то денег за проезд, а по объективным причинам - потому что Государственная Дума приняла целый ряд законопроектов - будет платить в два раза больше. Рассматривать этот законопроект в отрыве от всех тех проблем, которые сегодня существуют в части страхования, наверное, нельзя, и я думаю, что и председатель комитета тоже со мной согласится, с тем, что вот те непрописанные вещи и двойное регулирование, которое сегодня у нас существует на этом рынке, сказывается негативно как на инвестиционной привлекательности страхового бизнеса, так и в общем и целом на ситуации и цене страховой премии. И собственно говоря, тот факт, что огромное количество мошенников крутится там, где нет понятных правил игры, объясняет то, что мошенничество в части страхования приобрело в нашей стране какие-то, ну, наверное, масштабные размеры. Если вы посмотрите, то по количеству мошенничества страховая сфера по сравнению с остальными сферами, наверное, занимает лидирующее положение. Я считаю, что и правительству, и нам с вами надо подойти более серьёзно к этому вопросу и законопроект во втором и в третьем чтениях, наверное, надо рассматривать в пакете не только с нормативными правовыми актами, которые правительство должно по регламенту нам представить к принятию в третьем чтении, но и со всеми теми вопросами, которые мы должны рассматривать. То есть мы должны понимать картину в целом - насколько подорожает ОСАГО. Ну, насколько бизнес в целом подорожает в связи с увеличением налогового бремени, мы уже представляем, поэтому насколько бензин и, там, дизель, моторное топливо подорожают - тоже в общем и целом можно просчитать, как и насколько возрастёт нагрузка на эти предприятия, насколько возрастут цены на электроэнергию и другие энергоносители. Но в общем и целом сегодня нам надо знать комплекс тех мер, которые правительство будет вкидывать в течение какого-то времени, и понять, сколько для нашего гражданина будет стоить билет, чтобы мы с вами в следующем году, когда нам всем идти к избирателям, не пытались объяснить, почему наши избиратели за то, за что они платили раньше 1 рубль, платят 3 рубля, и что это объективные обстоятельства. Я думаю, что всем тем депутатам, которые пойдут к своим избирателям, объяснить это будет сложно. Объяснять обязательно будут так: это в связи с тем, что Государственная Дума приняла бюджет с увеличением налогов, повысила акцизы на моторное топливо, не изменив ставку транспортного налога. Потому что говорить о том, что мы базовую ставку понизили в два раза, а у субъекта есть право увеличения её в десять раз... Ну, вы понимаете - шаг вперёд, три шага назад, мы это уже проходили. Мы с вами подняли тарифы по ОСАГО, подняли ещё какие-то вещи, монополизировали рынок страховых компаний, завели три или четыре регулятора, а чем больше регуляторов, тем больше коррупционная ёмкость. Эти вещи будут сказываться на стоимости проезда. И как раз всё станет ясно в июле, августе, сентябре, октябре следующего года, когда нам с вами, уважаемые депутаты, придётся объяснять людям, почему они столько платят за проезд. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы обсудили 16-й вопрос. В рамках "часа голосования" я ставлю его на голосование в первом чтении. Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 08 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1% Результат: принято Принято.