Заседание № 181

16.09.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 435863-6 "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части увеличения размера имущественного налогового вычета при строительстве либо приобретении объектов недвижимого имущества на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5851 по 6192 из 6813
28-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в     
статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад        
депутата Государственной Думы Александра Александровича Агеева.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АГЕЕВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, проект закона "О внесении изменения в статью 220 части       
второй Налогового кодекса Российской Федерации" направлен на справедливое       
изменение процедур, связанных с применением налогоплательщиками имущественных   
налоговых вычетов при определении налоговой базы по налогу на доходы            
физических лиц.                                                                 
                                                                                
Имущественный налоговый вычет - достаточно популярная мера поддержки граждан    
при приобретении жилья, однако для Москвы и Санкт-Петербурга она является       
недостаточно эффективной. Сейчас гражданин, купивший квартиру, может вернуть    
13 процентов от потраченной суммы не более 2 миллионов рублей - это 260 тысяч   
рублей, таков по закону предельный размер имущественного вычета,                
предоставляемого налогоплательщику при приобретении одного или нескольких       
объектов недвижимости. Это возможно при условии, если гражданин получает        
белую зарплату и платит подоходный налог.                                       
                                                                                
Законопроектом предлагается для городов федерального значения Москвы и          
Санкт-Петербурга увеличить верхнюю планку до 4 миллионов рублей -               
следовательно, максимальный размер возвращаемый суммы будет уже 520 тысяч       
рублей, причём эти изменения будут касаться всех жителей России,                
приобретающих жильё в Москве и Санкт-Петербурге.                                
                                                                                
Про цены на столичную недвижимость слагают легенды и анекдоты. В отличие от     
большинства российских городов, в Москве и Санкт-Петербурге невозможно          
приобрести квартиру за 2 миллиона рублей - нет таких цен. В соответствии с      
приказом Минстроя России о нормативе среднерыночной стоимости жилья по          
субъектам Российской Федерации на первое полугодие 2014 года среднерыночная     
стоимость квадратного метра, к примеру, в Москве, составляет 90 тысяч 400       
рублей при нормативе по Российской Федерации 34 тысячи 350 рублей, рыночные     
же реалии и вовсе свидетельствуют о космических ценах, поэтому считаю, что      
существующее ограничение в 2 миллиона рублей не соответствует нынешней          
стоимости недвижимости в обеих столицах.                                        
                                                                                
Все эти аргументы я изложил и письменно, и устно в обращении к министру         
финансов Антону Силуанову. Министр поддержал моё предложение, правда,           
сослался на необходимость провести консультации с субъектами. При этом в        
официальном отзыве правительства на законопроект подчёркивается, что            
реализация предлагаемой нормы будет противоречить основным началам              
законодательства о налогах и сборах, принципу всеобщности и равенства           
налогообложения, поскольку фактически поставит в неравное положение жителей     
регионов и жителей городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. У   
меня в связи с этим вопрос: почему же правительство закрывало глаза на          
неравенство положения граждан, когда Госдума принимала законы,                  
предусматривающие для городов федерального значения особый порядок проведения   
митингов, повышенные штрафы за нарушение правил дорожного движения и            
миграционного законодательства? Где же логика?                                  
                                                                                
Коллеги, давайте будем последовательными. При всём внешнем благополучии обеих   
столиц её жители вынуждены нести повышенные расходы по многим направлениям,     
начиная от дорогих продуктов и заканчивая законодательно закреплёнными          
повышенными штрафами за нарушение правил дорожного движения. Напомню, что в     
Москве, кроме того, неполноценное местное самоуправление, часто практикуется    
перекрытие дорог общего пользования. Нельзя считать справедливым подход, при    
котором жители городов федерального значения несут только повышенную            
ответственность и не имеют никаких преференций, учитывающих особые условия      
данных городов.                                                                 
                                                                                
Отметим, что при различной стоимости жилья в регионах и различных уровнях       
заработной платы в Москве работники не заинтересованы в получении официальных   
зарплат. При имущественном вычете от суммы не более 2 миллионов рублей срок     
возврата налога в разных регионах будет разный. Например, в Твери (средняя      
зарплата - 24 тысячи рублей) - семь лет, в Туле (средняя зарплата - 26 тысяч    
рублей) - шесть лет, в Челябинске (24 тысячи рублей) - семь лет, в Волгограде   
(средняя зарплата - 21 тысяча рублей) - восемь лет, в Москве (средняя           
зарплата 42 тысячи рублей) - около четырёх лет. Увеличивая размер               
имущественного вычета, мы заинтересуем работника в получении более высокой      
официальной заработной платы, с которой будут удержаны налоги и пенсионные      
отчисления, что даст нашему бюджету дополнительную помощь.                      
                                                                                
Важно, что закон, подчеркну ещё раз, будет работать для граждан Российской      
Федерации вне зависимости от того, где они зарегистрированы. Основным           
требованием для получения права на повышенный имущественный налоговый вычет     
является нахождение объекта недвижимости в городе федерального значения. Если   
гражданин вынужден приобретать жильё по цене, которая значительно выше          
средней по стране, он вправе рассчитывать и на повышение размера                
имущественного налогового вычета, то есть на повышенную частичную компенсацию   
своих расходов.                                                                 
                                                                                
Наша инициатива получила положительный отклик у жителей обеих столиц. Прошу     
вас, уважаемые коллеги, учесть ожидания рядовых граждан.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Раисы Васильевны Кармазинной, пожалуйста.                              
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается увеличить        
сумму, с которой производится налоговый вычет, предоставляемый в соответствии   
с размером фактически произведённых налогоплательщиком расходов на              
строительство нового либо приобретение одного или нескольких уже существующих   
объектов недвижимого имущества на территории городов федерального значения      
Москвы и Санкт-Петербурга, с 2 миллионов до 4 миллионов рублей.                 
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам не поддерживает данную инициативу. В               
соответствии со статьёй 3 Налогового кодекса, как и говорил докладчик,          
законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и     
равенства налогообложения. Предлагаемые изменения не согласуются с данным       
принципом, поскольку ставят в неравное положение жителей иных субъектов         
Российской Федерации, при этом последовательная реализация принципа,            
положенного в основу законопроекта, потребовала бы увеличения размера           
имущественного налогового вычета и в других административно-территориальных     
образованиях, где установился высокий уровень цен на жильё, например, в         
ближайших к городам Москве и Санкт-Петербургу муниципальных образованиях,       
соответственно, Московской и Ленинградской областях.                            
                                                                                
Кроме того, финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит     
расчётов уменьшения налоговых поступлений в связи с увеличением                 
имущественного налогового вычета, поэтому оценить последствия реализации        
предлагаемой меры для бюджетной системы Российской Федерации не                 
представляется возможным.                                                       
                                                                                
В связи с этим комитет предлагает не поддерживать данную законодательную        
инициативу.                                                                     
                                                                                
И для справки хочу вам сказать, что в 2012 году сумма по налоговым вычетам (у   
нас сумма - до 2 миллионов плюс проценты, по процентам тоже предоставляется     
налоговый вычет) составила 205,4 миллиарда рублей, в 2013 году - 202,8          
миллиарда рублей.                                                               
                                                                                
И от себя хотела бы добавить, что как раз логика в ответе правительства есть,   
потому что мы не можем сделать так, чтобы все переселились в Москву и в         
Санкт-Петербург. Я хочу сказать как северянка: когда у нас выделялись           
субсидии на переселение из районов Крайнего Севера, получалось, что в год мы    
могли переселить пять-шесть семей, они выбирали все деньги, потому что все      
хотели только в Москву, потому что там высокая цена, стоимость.                 
                                                                                
Мы с вами недавно приняли закон о некоммерческом найме жилья, поэтому, что      
касается граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, в Москве, теперь главам       
субъектов этих регионов можно воспользоваться правом и давать возможность       
строить жильё с учётом его предоставления для некоммерческого найма именно      
для москвичей и жителей Санкт-Петербурга.                                       
                                                                                
Я предлагаю - и от себя, и от комитета - не поддерживать данную                 
законодательную инициативу. Субъекты могут предусмотреть в своих бюджетах,      
если они согласны на такое, просто дотирование, как сказано в пояснительной     
записке, когда многодетные семьи приобретают жильё, им могут выделить           
дотацию, чтобы уменьшить стоимость этого жилья.                                 
                                                                                
Я думаю, что стоимость жилья в Москве и в Санкт-Петербурге складывается не в    
зависимости от фактических затрат, а в зависимости от спроса. Например, в       
Норильске четырёхкомнатная квартира стоит 1,5 миллиона рублей, а                
себестоимость-то квадратного метра жилья при строительстве в Норильске как      
раз при строительстве в несколько раз выше, чем в Москве и в                    
Санкт-Петербурге, поэтому я думаю, что мы не должны поощрять как раз            
застройщиков, которые получают сверхприбыли за счёт бюджета. У нас сегодня по   
налоговым вычетам очень приличные выпадающие доходы.                            
                                                                                
Предлагаю не поддерживать.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.                                
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ищенко Антон Анатольевич.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемая Раиса Васильевна, я полностью с вами согласен в том, что все жители   
страны не могут переехать всего в два региона - в Санкт-Петербург и в Москву.   
Сейчас у нас сложилась такая тенденция, что мы передаём полномочия субъектам,   
регионам Российской Федерации, поэтому не сочтёте ли вы возможным всё-таки      
поддержать концепцию этого законопроекта или аналогичного, если мы дадим        
субъектам право самостоятельно определять верхнюю планку для установления       
имущественного налогового вычета? Пускай Норильск или какой-то другой субъект   
Российской Федерации устанавливает ту планку, которая ему необходима, с тем     
чтобы привлекать жителей, чтобы они покупали квартиры, чтобы строительный       
комплекс развивался. Мне кажется, это было бы абсолютно правильно.              
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Мне кажется, что надо подумать, надо подготовить такой          
законопроект. Но я хочу вам напомнить, что в соответствии с Налоговым           
кодексом НДФЛ - это федеральный налог, не субъектовый, а федеральный, и в       
соответствии с Конституцией органы власти могут предоставлять льготы по тем     
налогам, которые закреплены за каждым уровнем власти, то есть федеральная       
власть - по федеральным налогам, субъектовая - по субъектовым, муниципальная    
- по своим налогам, вот и всё. Я думаю, что здесь это всё-таки будет связано    
и с Конституцией, вопрос надо будет пересматривать, нужно поработать в          
соответствии с этой логикой, ведь 100 процентов этих налогов мы оставляем в     
субъектах, прибыль 18 процентов из 20 процентов мы оставляем в субъектах, а     
НДФЛ - 100 процентов.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Александр Александрович, в конце вы сказали, что       
надо поддержать просьбы простых налогоплательщиков. Вот по последним данным     
правительства, средняя зарплата бюджетников - у кого 12 тысяч, у кого 14        
тысяч, у кого 15 тысяч. Эти люди, а их, наверное, десятки миллионов, не то      
что на квартиру в Москве - на один квадратный метр за всю жизнь не накопят!     
Не кажется ли вам, что надо, во-первых, не дотации давать, а разобраться,       
почему такие дорогие квартиры, и идти в направлении удешевления, а во-вторых,   
предоставлять возможность получения налогового вычета там, где не хватает       
людей, где нужно развивать промышленность, станкостроительную промышленность    
развивать, например, сельское хозяйство подымать? Это не в Москве, а в          
регионах! А то скоро окажется так: все в одной Москве и вокруг пустая Россия,   
к этому мы идём!                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Агеев, пожалуйста.                                
                                                                                
АГЕЕВ А. А. Спасибо.                                                            
                                                                                
Так как мы очень конструктивная партия, мы как раз и вносим, и предлагаем       
свои программы, как можно строить жильё стоимостью не дороже 15 тысяч за        
квадратный метр, а не как сегодня в регионах - 35 тысяч за квадратный метр.     
Для этого, наверное, всё-таки сначала надо, уважаемые коллеги коммунисты,       
чтобы люди были более сознательными и приходили на выборы - и не 17             
процентов, как эти выборы показали, - для этого нам и делают выборы во второе   
воскресенье сентября. К сожалению, это всё снижает явку. Придём мы с вами,      
будем большинством в Госдуме - я думаю, мы сможем навести порядок.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна.                               
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
У меня вопрос в развитие предыдущего вопроса. Уважаемый Александр               
Александрович, многие экспертные оценки говорят о том, что больше всего жилья   
в Москве приобретают представители Кавказа. Вам не кажется, что эта ваша        
инициатива прежде всего поощрит не людей из глубинки, а именно вот таких        
представителей трудящихся, как говорится, которые с денежными мешками           
приезжают в Москву и тут же приобретают жильё? И вообще, не кажется ли вам,     
что это несправедливо по отношению к остальной России? Если увеличивать         
сумму, тогда нужно увеличивать для всей России. Вам не кажется, что это будет   
более правильно?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Агеев, пожалуйста.                                
                                                                                
АГЕЕВ А. А. Спасибо, Светлана Петровна. Я считаю, что именно для всей России    
2 миллиона - это тоже очень мало, но начинать нужно, конечно же (по крайней     
мере есть чем обосновывать), в Москве и в Санкт-Петербурге, здесь точно за 2    
миллиона никакую квартиру не купишь, в том числе, конечно, бюджетники не        
могут себе этого позволить. Люди вынуждены сегодня или брать ипотеку, или       
находить возможности для получения субсидий, и всё это делается для             
приобретения жилья, для улучшения жилищных условий. И неважно, с Кавказа или    
не с Кавказа, это всё граждане России, и мы с вами не экстремисты, мы не        
имеем права для граждан из каких-то регионов ограничивать въезд в Москву. Мы    
должны научиться заниматься перераспределением миграционных потоков, чтобы      
сюда не ехали все, мы должны создавать точки притяжения во всей России, на      
всей территории, а не расширять Москву в два с половиной раза, как это          
сделано сейчас, чтобы сюда приехало 60 процентов населения страны. Это          
правильная инициатива - поддержите, пожалуйста.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Александр Александрович, в социально-экономической      
сфере позиции Компартии и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" нередко совпадают, но в         
данном случае у меня большие сомнения. Среднедушевая бюджетная обеспеченность   
в Москве в три раза выше, чем в таком крепком, индустриально и социально        
развитом регионе, как Самарская область, повторяю, в три раза. Средняя          
зарплата в Москве - вот сейчас прозвучало - 42 тысячи (до этого мне             
попадались данные, что её размер 50 тысяч), в Самарской области - 27 тысяч.     
Что говорить про Костромскую, Псковскую и множество других дотационных, бедно   
живущих регионов! Власть - такова политическая логика - гарантирует особые      
условия проживания в двух столицах, потому что нигде социальное напряжение      
так болезненно не сказывается, как здесь, и вдруг возмутятся москвичи и         
питерцы? С этой точки зрения правильно другие коллеги говорили: не              
перетекание богатой части из регионов в Москву... (Микрофон отключён.)          
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Александрович Агеев, пожалуйста, вам вопрос.    
                                                                                
АГЕЕВ А. А. Я так понимаю, что это было выступление, вопрос так и не            
прозвучал. Могу только согласиться с коллегой.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления.                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Антон Анатольевич Ищенко, пожалуйста.                                           
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Я постараюсь обозначить позицию фракции ЛДПР. Мы будем             
голосовать за этот законопроект, потому что считаем, что его концепция          
абсолютно правильная, но, конечно, хотелось бы расширить список тех             
субъектов, которые могли бы воспользоваться вот такими льготами. Я не считаю    
нужным ограничиваться только Санкт-Петербургом и Москвой, потому что            
предоставление дополнительных льгот по подоходному налогу - это один из         
инструментов стимулирования инвестиционной деятельности, строительной           
деятельности. На территории субъекта появляются дополнительные мощности,        
дополнительные заказы на строительство, а сегодня в наших условиях это          
достаточно серьёзный аргумент. Я считаю, несмотря на то что подоходный налог    
является федеральным, есть возможность позволить субъектам Российской           
Федерации применять свой размер имущественного налогового вычета, как это       
делается, например, со ставкой налога на прибыль для резидентов особых          
экономических зон (теперь эти особые экономические зоны по налогу на прибыль    
будут создаваться и региональными органами власти). Я думаю, что инструменты    
для этого есть. Губернатору это будет очень эффективным подспорьем для          
активизации работы именно в инвестиционном секторе в регионе.                   
                                                                                
Фракция ЛДПР будет голосовать за. В случае принятия этого законопроекта во      
втором чтении мы будем вносить поправки, которые распространят его действие и   
на другие регионы, помимо Санкт-Петербурга и Москвы.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Александрович, вы будете ещё раз выступать? Нет.                      
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования". А, "час голосования" у нас уже       
объявлен. Ставлю законопроект на голосование.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     92 чел.                                          
Не голосовало                 358 чел.79,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.