Заседание № 242
О проекте федерального закона № 435660-5 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" .
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 15. О проекте федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Доклад председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентины Николаевны Пивненко. Пожалуйста. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию для рассмотрения в третьем чтении предлагается проект федерального закона № 435660-5 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", принятый Государственной Думой во втором чтении 17 июня этого года. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера нет. Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам будут выступать Останина и Тумусов. Выносим 15-й вопрос на "час голосования".
Пункт 15. О проекте федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, поддерживая этот законопроект в первом и во втором чтениях, тем более что авторами этого законопроекта являются и депутаты нашей фракции, мы говорили о том, что это не узкосоциальный закон, это не только закон о переселении граждан и обеспечении их жильём - это закон политический, это, если хотите, приговор нынешней государственной политике. Только вдумайтесь в цифры. Речь идёт не только о двадцати восьми населённых пунктах. Кстати, с 90-х годов таких населённых пунктов, которые исчезли с географической карты России, насчитывается уже восемнадцать тысяч, двадцать восемь из них - на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Так вот, выехало уже восемьдесят две тысячи человек. И из той пояснительной записки, которая сопровождала данный законопроект, и из доклада, с которым выступала Валентина Николаевна, следовало, что ещё двести семнадцать тысяч человек покинут территории Крайнего Севера и приравненные к ним местности. По сути, это означает, что огромная часть пространства просто обезлюдеет. То есть получается, что три века спустя, в XXI веке, мы в конце концов радикально поменяли отношение к высказыванию великого Михайло Ломоносова, который говорил, что могущество России Сибирью прирастать будет. Получается, что в Сибири останутся одни территории, а население будет отсутствовать. В связи с этим нам хотелось бы, принимая данный законопроект, конечно, знать, когда в конце концов у правительства, у нашей власти появится программа заселения сибирских территорий. Ведь сегодня оттуда выезжают не только инвалиды, которые имеют право на получение жилья на материке, не только те, кто пожелал выехать и стоит в первых рядах этой очереди, но и очень много молодёжи, потому что речь идёт о закрытии двадцати восьми населённых пунктов, где, по сути дела, нет ни одного производства. Поэтому сегодня задача - определить, куда будут переезжать эти люди, куда они переселяются. Наверняка они остались бы там, где родились, если бы была возможность обеспечить их трудоустройство. Надо понимать и то, что тогда, возможно, и источником выделения средств на обеспечение их жильём мог бы быть не только бюджет, но это могли бы быть и инвестиции, в том числе частных компаний, которые были бы в этом заинтересованы. Я могу сказать, что к перечню местностей, приравненных к северным территориям, относится в том числе и территория Кемеровской области, которую я здесь представляю. Представьте себе, огромная кладовая (80 процентов всего энергетического угля, 60 процентов коксующегося угля) - это не самая густонаселённая территория Российской Федерации, это территория, приравненная к районам Севера, поэтому на сегодняшний день, конечно, перед нами стоит большая задача - закрепить тех жителей, которые проживают на этих территориях, хотя при этом, конечно, надо позаботиться и о тех, кто заслужил право на... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы выслушали ваше выступление. Тумусов Федот Семёнович выступает по мотивам по данному вопросу от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Олег Викторович, можно одно выступление по двум законопроектам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, вы по этому выступайте, а потом выступите по второму, а то мы так запутаемся. ТУМУСОВ Ф. С. Ну ладно, хорошо. Уважаемые депутаты Государственной Думы, буквально дней десять назад я побывал на полюсе холода (я хочу подчеркнуть: на полюсе холода, а не на Северном полюсе), и в отличие от Северного полюса на полюсе холода живут и работают люди - это Верхоянский район Республики Саха (Якутия). Так получилось, что по просьбе главы района я вручал жилищные сертификаты. Надо было видеть грустные лица этих людей, которые не верили своему счастью, получая эти жилищные сертификаты, потому что последний раз жилищные сертификаты в этом районе вручались девять лет назад. Почему так случилось? Деньги из российского бюджета на это выделялись, но из-за той ошибки, которую предыдущий законодатель заложил в закон, жилищные сертификаты выделяются по стоимости жилья в городе Москве, и, конечно, все люди заявлялись на город Москву, а потом обналичивали эти сертификаты и покупали жильё в других регионах. Вот по этой простой причине этот закон не работал, и люди могли ждать тридцать лет. И хорошо, что нашлись умные головы, которые предложили изменить этот закон, и мы сегодня его меняем. Почему такое случается? По той простой причине, что у нашего родного Российского государства нет государственной северной политики, по крайней мере юридически оформленной государственной северной политики сегодня в России нет. Из-за этого и происходят вот такие метания слева направо, и из-за этого страдают люди. Людей, которые живут и работают в суровых условиях Севера, надо рассматривать как людей, которые решают геополитические задачи Российского государства: там, где они живут, там Россия, и если их там не будет, там не будет и Российского государства. И исходя из этого их надо экономически дотировать, исходя из сложностей, которые имеются в части транспортного обеспечения, высоких энергетических затрат для проживания и высокой стоимости жизни, им нужно все эти затраты компенсировать. А тех, кто по совести отработал на Севере, конечно, надо вывозить, и эту задачу решают данные законопроекты. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект, название которого я зачитал, из пункта 15 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 15 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 238
О проекте федерального закона № 435660-5 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (принят в первом чтении 23 ноября 2010 года с наименованием "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению блока законопроектов второго чтения. Пункт 19, проект федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Доклад председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Пивненко Валентины Николаевны. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Проект федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" был принят Государственной Думой в первом чтении 23 ноября 2010 года. Настоящий проект федерального закона устанавливает право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий, единовременных социальных выплат на приобретение жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из населённых пунктов, в том числе из городов, посёлков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации. В период после первого чтения при комитете постоянно работала рабочая группа в составе депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей Министерства регионального развития и других заинтересованных в этой работе инициативных депутатов и общественных организаций. Мы получали предложения, используя все необходимые для этого ресурсы. К законопроекту поступило двадцать восемь поправок. Комитетом все поправки были рассмотрены, они обсуждались, как я говорила выше, и рабочей группой. Тринадцать поправок комитет рекомендовал к принятию, пятнадцать - к отклонению, при этом десять отклонённых поправок учтены в иной редакции. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы Правового управления Аппарата Государственной Думы. Замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера по нему не имеется. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока предлагает принять таблицы поправок, рекомендуемые к принятию и отклонению. Обращаю также внимание на проект постановления Государственной Думы, в котором содержится рекомендация Правительству Российской Федерации подготовить проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации законопроекта. Рассчитываем на их подготовку до рассмотрения законопроекта Государственной Думой в третьем чтении. Просим Правительство Российской Федерации учесть данный законопроект при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Комитет рекомендует принять во втором чтении проект федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с новым наименованием "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Данное изменение носит лингвистический характер. Я прошу проголосовать за принятие поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Приложение у вас есть, таблица 1. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов Уважаемые коллеги, таблица 1 включает тринадцать поправок. Есть замечания по таблице? Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 27 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Таблица принимается. Таблица 2, пятнадцать отклонённых поправок. Есть замечания? Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 53 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принято. Законопроект выносится на "час голосования".
Законопроекты второго чтения. Пункт 19. О проекте федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Прошу проголосовать за данный законопроект во втором чтении. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 40 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принято.
Заседание № 195
О проекте федерального закона № 435660-5 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 9, проект федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Я обращаю ваше внимание, что Валентина Николаевна Пивненко выступает как один из авторов законопроекта, и ещё будет содоклад от комитета. Пожалуйста, Пивненко. ПИВНЕНКО В. Н. Уважаемые коллеги, данный законопроект был подготовлен рабочей группой, в которой принимали участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и представители Министерства регионального развития, в соответствии с поручением, которое было дано нами после проведения в стенах Государственной Думы "правительственного часа" с министром регионального развития Российской Федерации. Проект федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает меры социальной поддержки граждан, выезжающих из закрывающихся населённых пунктов Крайнего Севера, на основе утверждённых решений органов государственной власти, официально согласованных с Правительством Российской Федерации. Как известно, с начала 90-х годов многие градообразующие предприятия, которые обеспечивали работой большинство жителей населённых пунктов Крайнего Севера, стали нерентабельными, что в дальнейшем привело к их закрытию. И по состоянию на 1 января 2010 года количество граждан, выезжающих из закрывающихся населённых пунктов, составило, подчёркиваю, несмотря на те меры, которые предпринимались в течение практически пятнадцати лет, пятьсот тридцать девять человек (триста сорок три семьи). Это официальная статистика. В настоящее время переселение выезжающих из населённых пунктов, с полярных станций Крайнего Севера, закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти, осуществляется на основе 125-го федерального закона, по которому в настоящее время субсидия составляет 100 процентов стоимости жилья, приобретённого гражданами, проживавшими в населённых пунктах, которые уже закрыты. И это приводит к той ситуации, когда в рамках одного закона и те граждане, которые выезжают из закрывающихся населённых пунктов, и остальные четыре категории, о которых мы будем говорить при рассмотрении законопроекта из пункта 10... По сути дела, это приводит к тому, что идёт переселение практически только тех, кто сегодня состоит в этой первой очереди - из закрывающихся населённых пунктов, а остальные граждане, состоящие в очереди, - нетрудоспособные, которые приехали осваивать Север, отработали полный трудовой стаж и часть из них стали инвалидами вследствие трудовых увечий, - они такой возможности не имеют. В процессе тех реформ, которые проходили и сейчас ещё проходят, было закрыто двадцать восемь таких населённых пунктов. Мы предлагаем данным законопроектом закрепить гарантии государства на основе закона, отдельного закона о защите прав граждан, проживающих сегодня в уже закрытых или закрывающихся в перспективе населённых пунктах. Подчёркиваю: запретить это отдельным законом. Мероприятия по реализации этого закона будут осуществляться в рамках подпрограммы выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы. Работа по данному законопроекту шла сложно, длительное время, но на сегодня мы получили положительные заключения по данному законопроекту, получили и замечания, к работе над которыми уже приступили, и я полагаю, что эти все замечания будут учтены в поправках при подготовке данного закона ко второму чтению. Прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Игорь Константинович Чернышенко делает содоклад от комитета. ЧЕРНЫШЕНКО И. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел этот проект федерального закона, о котором доложила Валентина Николаевна Пивненко, одна из авторов законопроекта. Авторами законопроекта являются все члены Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока и наши коллеги из Госдумы и Совета Федерации. Как объяснила Валентина Николаевна, законопроект устанавливает право и условия предоставления за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий для жителей населённых пунктов, которые попали в категорию ликвидируемых, закрывающихся. В законопроекте учтены основные предложения, которые выдвигались субъектами права законодательной инициативы, общественными организациями, гражданами. По состоянию на вчерашний день комитет получил на данный законопроект пятьдесят пять отзывов от субъектов права законодательной инициативы: тридцать семь субъектов поддерживают данную законодательную инициативу, десять субъектов не имеют замечаний и предложений, восемь субъектов направили в адрес комитета свои замечания. Аналогичный нашему комитет Совета Федерации поддержал данный законопроект. Верховный Суд Российской Федерации, правительство и Правовое управление высказали ряд замечаний, которые могут быть учтены ко второму чтению. Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует депутатам Госдумы принять в первом чтении рассматриваемый проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Давайте запишемся. Включите режим записи. Напоминаю, что тот список, который появится на экране, будет исчерпывающим. Да-да, у вас прекрасно работает кнопка, Владимир Николаевич. Когда по ведению вы на неё нажимаете, вы у меня выпрыгиваете в ту же секунду вот здесь на экране. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Четыре вопроса. (Шум в зале.) У нас всё нормально - четыре вопроса. Локоть, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемая Валентина Николаевна, безусловно, ваш законопроект заслуживает всяческой поддержки, как и те люди, которые посвятили свою жизнь освоению северных территорий и, безусловно, обеспечили сегодняшнее существование экономики Российской Федерации. Они заслуживают большего, чем просто субсидии на выезд. В вашем докладе и в пояснительной записке приведены очень интересные цифры, но я хотел бы просто уточнить: а есть ли цифры о сегодняшней динамике - сколько выезжает, сколько выехало за это время в целом вот из этих территорий. Двадцать восемь городов закрывается, вы сказали, а сколько выезжает всего людей и сколько там остаётся, чтобы мы понимали масштабы, скажем так, того, что происходит сейчас? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, кто отвечает? Валентина Николаевна. Включите микрофон на рабочем месте. ПИВНЕНКО В. Н. Я могу сказать, что в рамках тех законопроектов, которые мы рассматриваем (и пункт 9, и будем пункт 10 рассматривать), когда осуществлялись меры по переселению и были предоставлены жилищные субсидии, было переселено за счёт федеральных средств более восьмидесяти двух тысяч человек. Это явно неполная цифра, потому что, к сожалению, помимо нетрудоспособного населения - людей, которые приезжали действительно на период освоения Севера, чтобы заработать средства и самостоятельно решать свои проблемы, - идёт переселение и квалифицированных людей, которые вполне работоспособны, и, к сожалению, молодёжи. Поэтому данным законопроектом мы решаем часть проблемы - то, что связано с выполнением государственных обязательств. Закрытие населённых пунктов - вынужденная мера и экономически целесообразная. Это не города, это, как правило, посёлки, локальные, небольшие поселения, но это официальная цифра, данные статистики, которая сегодня есть. И сразу же могу сказать, что у нас в очереди на переселение сегодня по всем категориям официально стоит более двухсот семнадцати тысяч семей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Валентина Николаевна, у меня такой вопрос. Объясните, вот я пытаюсь разобраться, правильно ли я понимаю, что на сегодняшний день расселение идёт по закону № 125-ФЗ. Соответственно, вы сейчас вот этими законопроектами, забегая вперёд, из пунктов 9 и 10, разводите очерёдность, которая существует на сегодняшний день: первая очередь - это жители ликвидированных и выселяемых посёлков, а вторая - инвалиды первой и второй групп. Так вот, соответственно, вы в отдельный законопроект выделяете первую категорию, прикрываясь второй категорией, то есть инвалидами, лишаете возможности получения субсидий первой категорией лиц, которая составляет абсолютное большинство. Под социальным лозунгом, мне кажется, вы пытаетесь немножечко полукавить с той группой, которая в основном стоит на очереди и из-за нехватки денежных средств не может получить квартиру. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Пивненко. ПИВНЕНКО В. Н. Я могу сказать по поводу того, о чём вы сейчас заявили, что всё будет как раз с точностью до наоборот. Дело всё в том, что, к счастью, самая немногочисленная группа на сегодняшний день, триста сорок три семьи, как раз из закрывающихся посёлков. И, разводя категории граждан, извините за такое выражение, на два закона, мы полагаем, что в перспективе будут разведены и финансовые средства. Мы как раз открываем дорогу для того, чтобы переселялись те категории граждан, которые имеют статус инвалидов первой и второй групп, и самая большая категория, которая, к сожалению, уже давно, по десять - пятнадцать лет, ожидает переселения и не может получить этого права, - это как раз те пенсионеры, которые выработали полный трудовой стаж, двадцать и более лет. У некоторых стаж сорок лет, и эти люди забрасывают тревожными письмами депутатов Государственной Думы, в том числе нашего комитета, независимо от того, в каких они фракциях и какие у них предпочтения. Вот как раз-то мы и хотим открыть канал для переселения тех, кто действительно сегодня такой возможности не имеет. Мы полагаем, что это право как раз получат те люди, чья очередь на предоставление жилищных сертификатов сегодня не движется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Валентина Николаевна, и всё-таки недопонимание осталось в части толкования статьи 2. Вот то, что узкая группа граждан обозначена в законе и, собственно, оговорена и в названии закона, предполагает, что право на получение жилищных сертификатов всё-таки получат только жители закрывающихся посёлков, городов и так далее. И получается, - это то, о чём вы говорили, - тем, кто желает выехать по состоянию здоровья, или одиноким старикам и прочим, им что, надо прописаться в этом закрывающемся городе или посёлке, как это делается сейчас, или... Каким образом всё-таки им уехать на большую землю с этой территории? И второе. Статья 5. Обращу ваше внимание на печальный опыт сноса ветхого жилья в Кузбассе, там примерно по такому же принципу, как и у вас: 18 квадратных метров на человека. Человек прожил всю жизнь, там у него были надворные постройки и прочее. Не правильнее было бы всё-таки расширительное толкование этой статье придать: равноценное жильё либо с правом возмещения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Коллеги, прежде чем я предоставлю слово Валентине Николаевне Пивненко, я обращаю внимание всех депутатов, что у нас через пять минут "час голосования". Я прошу всех пройти в зал и занять свои рабочие места. Пожалуйста, Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н. Необходимость законодательного закрепления той отдельной категории граждан, о которой мы сегодня говорим, - жители закрывающихся посёлков Крайнего Севера - вызвана ещё и тем, прошу обратить на это особое внимание, что когда нет никаких производств, когда негде работать, когда невозможно тратить деньги и из федерального бюджета, и из бюджетов субъектов Федерации на жизнеобеспечение, то дешевле и для людей предпочтительнее выехать в благоприятные территории в первоочередном порядке. Принятие этого закона заставит задумываться над тем, закрывать или нет производства. И если такое решение принимается, то оно принимается, подчёркиваю, органами государственной власти субъектов Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации. Это значит, просчитаны и все последствия, и все средства, и все обязательства, которые должны быть выполнены в течение короткого времени, когда идёт процесс закрытия, чтобы не было так, что закрыли населённый пункт и люди десять лет ждут, когда оттуда переедут, живут в крайне неблагоприятных условиях, а государство тратит огромные ресурсы на то, чтобы этих людей обогреть, предоставить условия и возможности для лекарственного, медицинского обеспечения, обеспечить условия для получения образования и социальной защиты. Вот именно этот локальный закон, закон по этой категории граждан, это и предполагает, а другие категории граждан, о которых вы говорите, - их мы будем обсуждать, когда будем рассматривать 10-й пункт, изменения в 125-й федеральный закон. Если есть предложения, оформляйте их в виде поправок ко второму чтению, они будут рассмотрены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста, ваш вопрос. ФЕДОТКИН В. Н. Для информации, а то вы иронизируете, у меня до сих пор надпись: пульт неисправен. Это вам просто для информации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу внимательно посмотреть на пульт депутата Федоткина, потому что когда он... ФЕДОТКИН В. Н. Да, и исправить его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...нажимает "по ведению", появляется его фамилия на моём экране, она появилась и сейчас в записи на вопросы. ФЕДОТКИН В. Н. Я подчёркиваю, Олег Викторович, вы в то время не зачли мой вопрос, у меня пульт до сих пор неисправен, поэтому вопрос теперь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, договорились. На минуту включите микрофон депутату Федоткину. ФЕДОТКИН В. Н. Теперь вопрос. Валентина Николаевна, вот хотелось бы уточнить: до 2015 года этот проект, двадцать восемь населённых пунктов уже закрыты, надо эвакуировать людей, переселять, сколько ещё будет закрыто таких посёлков и городов? И второе. Вот жилищные субсидии, они обеспечат полную стоимость жилья, если человек приедет в областной центр, или как с военными - 50 процентов дадим, а остальные деньги или сам доплачивай, или поезжай в дальнюю деревню, там по дешёвке можешь купить? Вот два момента эти, пожалуйста. Председательствует Председатель Государственной Думы Б. В. Грызлов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон включите Пивненко. ПИВНЕНКО В. Н. Начну со второго момента. Жилищная субсидия предоставляется в размере 100 процентов независимо от стажа работы для этой категории граждан - из закрывающихся посёлков. На сегодня у меня нет информации о том, когда и какие населённые пункты будут закрыты. Я знаю, что идёт проработка вопроса, но решения нет по посёлку Карамкен в Магаданской области. А те решения, которые сейчас требуются для исполнения закона в той редакции, как мы предлагаем в первом чтении, принимались в 90-е годы и в 2006 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы продолжим после "часа голосования" обсуждение этого вопроса.
Запись на выступления по 9-му вопросу. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемые коллеги, законопроект этот важный, несёт большую социальную нагрузку, и безусловно, фракция КПРФ будет голосовать за него. На наш взгляд, данный законопроект - это приговор сегодняшней экономике и, извините, можно смело сказать, сегодняшнему государству. Послушайте, о чём идёт речь. Двадцать восемь населённых пунктов закрываются на территории Российской Федерации. Восемьдесят две тысячи человек выехали уже с территории, с важнейшей для нашей страны территории. Сто семнадцать тысяч, так сказала докладчик, собираются выехать с этой территории. О чём идёт речь? Речь идёт об обезлюдении громадной территории, на которой расположены основные богатства нашей страны. Ведь дальнейшее освоение природных ресурсов в Российской Федерации будет двигаться в северо-восточном направлении, а именно оттуда сейчас собирается выезжать основное население. А где программа освоения и где программа выезда? Голосуя сегодня за этот законопроект, мы всё-таки надеемся, что эти программы появятся. А данный законопроект и особенно его обсуждение иллюстрирует полный провал сегодняшней экономики Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Уважаемые коллеги, моё личное мнение таково: в последнее время законодательство, касающееся проблемы отселения с Севера избыточного населения, прогрессирует и становится всё более положительным, и данный законопроект это доказывает. По крайней мере, в данном законопроекте в нескольких местах сняты ситуации... На бытовом уровне это можно было бы описать так: люди сталкиваются лбами, и вот теперь их разводят. Более точно расписывается, кто будет за счёт государства выезжать с Севера. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за законопроект. Но в целом проблема пока недооценивается, я это продемонстрирую на одном примере. Под третьим номером среди тех, кто имеет право на отселение, у нас числятся безработные, год и более состоящие на учёте в службе занятости населения. На самом деле надо обратить внимание на эту проблему. Вопрос не только в том, что у нас, так сказать, закрывается отдельный населённый пункт и что там остановились предприятия, но ещё и в том, что у нас существуют сильные, крупные предприятия в таких населённых пунктах, городах, как Норильск, Мурманск, которые конкурируют на мировом рынке. И чтобы на мировом рынке конкурировать, они должны быть эффективны, поэтому там потенциально избыточная численность. И дело не только в инвалидах, пенсионерах, временно нетрудоспособных - проблема более значительна, чем то, что мы обсуждаем сегодня. К этому надо быть просто готовыми. Какое решение? Мне кажется, что только федеральных денег на это не хватает. Поскольку мы принимаем трёхлетний бюджет, надо иметь в виду, что если в каком-то году делаются инвестиции, на следующий год возможна прибыль. Мы запланировали огромные заимствования согласно проекту бюджета, который приняли на 2012 и 2013 годы. Под какие цели? Вот мне кажется, что заимствования под отселение с Севера - это самая эффективная форма заимствования для нашей экономики в современных условиях. В целом предлагаю голосовать за принятие закона, но надо понимать, что проблема намного глубже, чем то, что мы обсуждаем, а источники для её покрытия потенциально шире, чем мы задействуем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Олег Анатольевич. КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, русский Север осваивался более четырёхсот лет, семьдесят лет он осваивался при советской власти. Много было сделано. Основа минерально-сырьевой базы Российской Федерации до сих пор складывается из тех предприятий, которые есть на Севере. Это предприятия в Мурманской области, это особенно Норильский горно-металлургический комбинат - 20 процентов мировой добычи платины и палладия, - это предприятия на Чукотке и в Магадане, которые давали в лучшие годы 150 тонн золота в год, это газ и нефть Ямало-Ненецкого округа. Задаём себе вопрос: а нужен ли нам Север? Конечно, нам Север нужен. Сегодня уже говорилось, что у России нет концепции социально-экономического развития природно-сырьевой базы Севера. А мы должны её развивать, мы туда придём и будем заново осваивать Север. Каковы для этого основания? Все говорят про мировое потепление. Ледовитость Северного Ледовитого океана существенно уменьшается, открывается Северный морской путь, который был основным морским путём из Атлантического в Тихий океан во время Великой Отечественной войны. Был Северный морской путь с многими базами, аэропортами. Во время Великой Отечественной войны это был второй путь ленд-лиза для самолёта. Более сотни аэродромов было вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Какая борьба сейчас идёт за шельф Ледовитого океана? Столкнутся семь держав, которые выходят к этому шельфу. А мы к этому не готовы, мы закрываем то, что у нас есть, - совершенно нехозяйственный подход. Этим законом мы отдаём долги узкой группе населения, но остаётся без внимания намного больше категорий граждан - это примерно, как нам сказали, двести семнадцать тысяч семей, примерно 10 миллионов квадратных метров. Ни в каком бюджете это не предусмотрено. И будет совершенно бесчеловечно, если многие из этих граждан не доживут до решения этого вопроса. Но несмотря на это, мы за этот закон проголосуем, мы его поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Песковская Юлия Анатольевна, пожалуйста. ПЕСКОВСКАЯ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Мы сегодня рассматриваем законопроект особой социальной значимости для северян и дальневосточников. Одна из главных задач, обозначенных президентом нашей страны по стратегии государства по Дальнему Востоку, - это создание условий для закрепления и привлечения населения к реализации мегапроектов реального сектора экономики. Поэтому не могу сегодня согласиться с теми заключениями, которые уже были сделаны, о том, что сегодня нет государственного внимания к северянам. Да, оно недостаточное, но то, что климат в прямом и переносном смысле теплеет по отношению к Северу, - это сегодня есть. Эти два закона, которые мы сегодня рассматриваем, принципиально важны, потому что они в какой-то степени восстановят, наверное, ту социальную справедливость, которую ждут те люди, которым были обещаны преференции. Без преференций люди на Север не поедут. И это одна из самых главных проблем, она была, есть и будет, и это надо понимать. По Республике Саха (Якутия) двадцать один населённый пункт был закрыт. И вот тринадцать лет мы всё ещё вывозим людей с Севера! Понятно, что тот порядок, который сегодня действует по федеральному закону, дальше существовать не может. Сегодня те же инвалиды, о которых говорили, не смогли дождаться своей очереди, они просто не получили жилищные сертификаты, их получали только в тех районах, в которых посёлки закрывались. Все остальные ничего не получали, они были в ожидании, в том числе и наши инвалиды, которые в первоочередном порядке должны были их получить. Читайте внимательно законопроект, он как раз и восстанавливает справедливость, даёт возможность и инвалидам, и очередникам получить жильё. Законопроект, я особо обращаю внимание, - Валентина Николаевна Пивненко говорила об этом - прорабатывался рабочей группой, и мы старались учесть все обращения, которые поступили из регионов, а их было немало, потому что действительно время требует изменения этого закона. То, что мы пытаемся изменить стоимость 1 квадратного метра жилья, указываем стоимость не по тому региону, куда желает выехать гражданин, а среднюю по России, позволит нам увеличить количество выдаваемых жилищных сертификатов в три-четыре раза, поскольку девяносто девять процентов граждан (это только по Республике Саха (Якутия) желали выехать только в Москву. Этот законопроект всё-таки нашёл поддержу в правительстве, благодаря, наверное, такой вот выверенности позиций, согласованности и самой Валентине Николаевне Пивненко. И я считаю, что сегодня, несмотря на партийную принадлежность, мы должны единодушно поддержать его. Если есть вопросы, как сказала Валентина Николаевна Пивненко, мы готовы конструктивно и дальше прорабатывать вопрос северных территорий, но на сегодняшний день убеждать особо в значимости данных законопроектов, я думаю, нет необходимости. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Правительства? Нет. Докладчику с заключительным словом? Нет. В рамках "часа голосования" ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 07 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.