Заседание № 242

05.07.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 435637-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части, касающейся порядка предоставления субсидий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1789 по 1806 из 7346
Пункт 16. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера    
и приравненных к ним местностей". Докладчик тот же.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Данный законопроект прошёл правовую и лингвистическую            
экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, замечаний       
правового, юридико-технического и лингвистического характера нет. Комитет       
Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует         
принять законопроект в третьем чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам выступит Тумусов.                                                    
                                                                                
Выносим 16-й вопрос на "час голосования".                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6955 по 6973 из 7346
По 16-му вы будете выступать, Федот Семёнович? Нет. Снимается выступление.      
                                                                                
Ставится на голосование в соответствии с пунктом 16 проект федерального         
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях          
гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним           
местностей". Голосуйте, коллеги.                                                
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 238

17.06.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 435637-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части, касающейся порядка предоставления субсидий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4877 по 5013 из 7598
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера    
и приравненных к ним местностей". Докладывает Валентина Николаевна Пивненко.    
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера    
и приравненных к ним местностей" направлен на уточнение порядка и условий       
предоставления жилищных субсидий северянам. Законопроект был принят             
Государственной Думой в первом чтении 23 ноября 2010 года. Также по нему        
проводилась работа не только депутатами Государственной Думы и членами Совета   
Федерации, вместе с нами работали представители рабочей группы из разных        
министерств, ведомств, и координировало эту работу со стороны правительства     
Министерство регионального развития. К законопроекту поступило тридцать         
девять поправок. Комитетом все поправки рассмотрены, пятнадцать поправок        
предложены к принятию, двадцать четыре поправки - к отклонению. Половина        
отклонённых поправок учтена в иной редакции. Законопроект прошёл правовую и     
лингвистическую экспертизы Правового управления Аппарата Государственной        
Думы. Замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера    
по нему не имеется.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и           
Дальнего Востока предлагает принять таблицы поправок, рекомендуемые к           
принятию и к отклонению. Также мы обращаем внимание на проект постановления,    
где мы предлагаем Правительству Российской Федерации подготовить те             
нормативные документы, которые способствовали бы выполнению данного             
законопроекта, к принятию его в третьем чтении.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица 1, пятнадцать поправок,        
рекомендованных к принятию. Есть замечания?                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    366 чел.                                          
Не голосовало                  84 чел.18,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2 - двадцать четыре поправки, рекомендованные к отклонению. Есть        
замечания? Есть.                                                                
                                                                                
Селезнёв, пожалуйста.                                                           
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Прошу вынести на отдельное голосование 3-ю и 14-ю поправки.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование таблица 2 без поправок 3 и 14.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.77,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    350 чел.                                          
Не голосовало                 100 чел.22,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Обсуждаем 3-ю и 14-ю поправки. Поправка 3. Пожалуйста, депутат Селезнёв         
Валерий Сергеевич.                                                              
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
Поправки 3 и 14 я готов доложить совместно.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, пожалуйста.                                       
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Эти поправки, предлагаемые мной, расширяют круг лиц из числа     
наиболее социально незащищённых граждан - инвалидов, на которых                 
распространяется действие данного законопроекта. В соответствии с действующим   
законодательством одним из критериев для граждан, имеющих право на жилищные     
субсидии, является инвалидность первой и второй группы, которая наступила       
вследствие трудового увечья. Моей поправкой предлагается расширить эту          
категорию, дополнив её лицами, имеющими инвалидность третьей группы. Это в      
полной мере соответствует принципу социальной справедливости: несмотря на то    
что данная группа отличается умеренно выраженным расстройством здоровья, её     
установление также свидетельствует о состоянии человеческого организма,         
нуждающегося в особом внимании.                                                 
                                                                                
Мне совершенно непонятно, почему комитет отклоняет данные поправки, потому      
что само признание того, что граждане, которые получили инвалидность в          
результате трудового увечья в условиях сурового климата Крайнего Севера не      
имеют права на жилищные субсидии, - позиция совершенно непонятная. Я прошу      
коллег поддержать эти поправки, они позволят тем людям, которые, работая на     
Крайнем Севере, получили трудовые увечья и признаны инвалидами третьей          
группы, иметь преимущество для включения в первую группу по получению           
жилищных субсидий.                                                              
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета.                              
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Комитет очень внимательно рассматривал эту поправку и проводил   
консультации, в том числе и с органами здравоохранения. Третья группа           
инвалидности - это группа рабочая, она не носит постоянного характера. Мы       
посчитали, что недостаточно оснований для включения инвалидов третьей группы    
в этот перечень получателей жилищных субсидий, для расширения круга             
участников программы переселения с Севера - людей, которые являются             
действительно нуждающимися в такой государственной поддержке. Следует           
учитывать и то, что ресурсы, которые выделяются на переселение, и очередь,      
которая сегодня существует в Российской Федерации, по сути дела, не позволяют   
нам принимать такие решения в отношении этой категории.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставятся на голосование 3-я и 14-я поправки, как          
взаимосвязанные.                                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, они из таблицы отклонённых. Всё понятно: из          
таблицы отклонённых ставятся на голосование две поправки, комитет их не         
поддерживает.                                                                   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               66 чел.14,7 %                                    
Проголосовало против           16 чел.3,6 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     83 чел.                                          
Не голосовало                 367 чел.81,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не приняты поправки.                                                            
                                                                                
Выносим данный законопроект на "час голосования".                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6162 по 6178 из 7598
Пункт 20. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера    
и приравненных к ним местностей". Законопроект второго чтения. Прошу            
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              446 чел.99,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 195

23.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 435637-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части, касающейся порядка предоставления субсидий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4997 по 5577 из 5743
Вопрос 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный    
закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера    
и приравненных к ним местностей". Доклад председателя Комитета по проблемам     
Севера и Дальнего Востока Валентины Николаевны Пивненко.                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! То обсуждение, которое         
проходило по пункту 9, по закрывающимся населённым пунктам, оно перекликалось   
с теми изменениями, которые мы предлагаем по Федеральному закону № 125-ФЗ "О    
жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и           
приравненных к ним местностей". Я должна сказать, что практика исполнения       
125-го закона, те предложения, которые поступали в виде законопроектов в        
комитет, они были положены в основу, для того чтобы учесть практику             
исполнения нынешнего 125-го закона и внести в него изменения, выделив в         
отдельный законопроект, который мы сейчас приняли - и спасибо вам за это - по   
закрывающимся населённым пунктам. Должна сказать, что по закрывающимся          
населённым пунктам речь шла не о том, что мы сейчас что-то закрываем, а это     
уже были принятые в 90-е годы решения, как я сказала, это уже закрытые          
пункты, их уже не существует де-факто, но остались обязательства перед          
людьми.                                                                         
                                                                                
Какие же изменения мы вносим в 125-й федеральный закон? Учитывая, что           
установленные статьёй 2 федерального закона условия предоставления жилищных     
субсидий не допускают возможности их предоставления гражданам, стоящим в        
последующей очереди, до предоставления субсидий всем очередникам предыдущей     
(там было пять категорий, сейчас остаётся четыре категории очередников), мы     
предлагаем, во-первых, предоставить право высшим органам исполнительной и       
законодательной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого     
ими решения направлять не более 30 процентов в пределах вот этой квоты          
средств федерального бюджета, которые выделяются соответствующему субъекту      
Российской Федерации на жилищные субсидии. То есть мы предоставляем им право    
самостоятельно решать вопрос о предоставлении жилищных субсидий вот по этой     
части, для того чтобы учитывать наиболее сложную ситуацию по конкретным         
людям, по конкретным очередникам.                                               
                                                                                
Мы предоставляем право в постановке на учёт граждан, имеющих право на           
получение жилищных субсидий, родителям, которые воспитывают детей-инвалидов,    
рождённых за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним             
местностей. Практика свидетельствует, что, учитывая тяжёлые                     
природно-климатические условия Севера, а также рекомендации врачей, многие      
роженицы выезжали и сейчас выезжают в последние месяцы беременности в регионы   
страны с более благоприятными условиями, к родственникам. Но когда случаются    
такие трагичные случаи, когда ребёнок становится инвалидом, он не имеет         
права, эта семья не имеет права встать на очередь в категорию инвалидов,        
потому что ребёнок был рождён за пределами территории Крайнего Севера. Мы       
такое право предоставляем, если постоянное место жительства мамы - это Север.   
                                                                                
Сегодня правом на получение жилищной субсидии обладают лишь граждане, которые   
поставлены на учёт на получение жилищной субсидии, и в случае смерти            
очередника его семье жилищная субсидия не предоставляется. Мы этими             
изменениями право такой семье также предоставляем.                              
                                                                                
Мы устанавливаем сегодня единый норматив стоимости 1 квадратного метра общей    
площади жилья по Российской Федерации, определяемый на полугодие федеральным    
органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Мы в статью 6 действующего закона вносим изменения, направленные на уточнение   
условий передачи жилого помещения в обмен на государственный жилищный           
сертификат. Терминология данной статьи так же, как и остальных, приводится в    
соответствие с действующим Жилищным кодексом. Данной статьёй также вводится     
норма, согласно которой в случае отчуждения гражданами и членами семьи жилых    
помещений, принадлежащих им на праве собственности, размер жилищной субсидии    
будет уменьшаться на ту сумму, которая получается по договору,                  
предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо сумму, указанную в         
справке организации технической инвентаризации, и учитывается наибольшая из     
указанных сумм, на которую уменьшается размер жилищной субсидии. Опять-таки     
это в пользу людей, это происходит на основе согласования с гражданами,         
получающими жилищные сертификаты.                                               
                                                                                
Мы считаем и отмечаем особо, что до окончательного принятия вынесенных на       
сегодняшнее обсуждение проектов федеральных законов необходимо разработать      
порядок сдачи гражданами занимаемого ими жилого помещения и дальнейшего его     
использования, а также внести соответствующие изменения в нормативные           
правовые акты Правительства Российской Федерации. И мы считаем, и это           
обсуждалось на заседании рабочей группы, что такой пакет сопровождающих         
положений и порядков будет разработан и доведён до сведения депутатов. Такая    
работа сейчас ведётся.                                                          
                                                                                
И наконец, в законопроекте о внесении изменений в 125-й федеральный закон       
предусматривается право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера,         
избрать местом для постоянного проживания населённый пункт, расположенный в     
субъекте Российской Федерации с более благоприятными природно-климатическими    
условиями, в том числе и в местностях, приравненных к районам Крайнего          
Севера. Данное дополнение учитывает медико-биологический фактор переселения.    
Граждане, рождённые на Крайнем Севере, отработавшие там пятнадцать и более      
календарных лет, по состоянию здоровья, как правило, предпочитают переезд в     
местности, природно-климатические условия которых ближе к северным, в           
пределах одного субъекта Федерации, в пределах одного федерального округа, но   
это право до настоящего времени законодательно им не предоставлялось. И я       
должна сказать, что, когда мы обсуждали рабочие варианты двух законопроектов,   
проводя выездное заседание в Иркутске, где присутствовали представители         
органов исполнительной, законодательной власти, органов местного                
самоуправления не только Иркутской области, но и прилегающих северных           
территорий Российской Федерации, все единогласно поддерживали ту концепцию,     
идеологию изменения 125-го федерального закона, которая представлена вам        
сегодня на обсуждение.                                                          
                                                                                
Мы получили достаточно много замечаний, предложений и от Правительства          
Российской Федерации, и от Верховного Суда, и сейчас поступают предложения,     
но все они направлены на уточнение, на совершенствование данного проекта        
закона. Все однозначно говорят о необходимости принятия и введения в действие   
с 1 января 2011 года этого закона, для того чтобы, ещё раз отмечаю, открыть     
дорогу для переселения нетрудоспособных граждан, стоящих на очереди,            
выработавшего полный трудовой стаж на Крайнем Севере. Это касается тех людей,   
которые приехали осваивать Север, выполнили свою задачу и в силу разных         
причин не имеют возможности самостоятельно, без помощи, без поддержки           
государства переселиться.                                                       
                                                                                
И сразу же отвечаю на вопрос, который звучал в выступлениях. Хочу сказать,      
что да, избыточное переселение населения с Севера, в том числе и                
трудоспособного, в том числе и молодёжи, имеет место быть. Необходим комплекс   
мер, мы над этим работаем и в рамках локальных программ, и в рамках             
медиапроектов, которые реализуются на территориях Крайнего Севера, Сибири и     
Дальнего Востока. Мы учитываем вот эти тенденции и предлагаем ряд мер,          
которые изменили бы ситуацию, способствовали бы развитию этих территорий. Но    
мы не забываем тех обязательств, которые озвучивались в этом зале, со стороны   
председателя правительства и руководителей министерств, это обязательства       
перед тем населением, которое выработало свой трудовой ресурс и которому        
требуется помощь. В перспективе решения о таких проектах, как переселение,      
конечно, должны приниматься вместе и с представителями бизнеса, который, к      
счастью, начал развиваться на Севере, и с представителями и руководителями      
органов субъектов Федерации, федеральных округов. Это задача комплексная.       
                                                                                
А сейчас я прошу поддержать внесённый рабочей группой, авторами законопроекта   
тот согласованный проект закона, который позволит нам исправить ситуацию вот    
по данному проекту переселения.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего       
Востока Игоря Константиновича Чернышенко.                                       
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Как и         
предыдущий законопроект, комитет рассмотрел представленный Валентиной           
Николаевной законопроект, авторами которого являются все члены комитета,        
депутаты Госдумы и коллеги из Совета Федерации, и рекомендует его к принятию.   
                                                                                
Я не буду останавливаться на всех новеллах этого законопроекта, Валентина       
Николаевна о нём сказала. Главное - это то, что он стал более демократичным с   
учётом опыта последних пяти лет работы над ним, даёт больше прав субъекту       
Российской Федерации перераспределять 30 процентов средств в интересах всех     
очередников и пенсионеров, ветеранов и безработных. Это одна из важных          
новелл.                                                                         
                                                                                
В адрес комитета поступило пятьдесят девять отзывов от субъектов права          
законодательной инициативы: сорок субъектов поддерживают, девять субъектов не   
высказывают замечаний, предложений, десять представили свои замечания и         
предложения, которые мы учтём в ходе подготовки законопроекта ко второму        
чтению.                                                                         
                                                                                
Верховный Суд, правительство также поддерживают законопроект, Правовое          
управление - с некоторыми замечаниями, которые не носят концептуального         
характера и будут учтены ко второму чтению.                                     
                                                                                
Два комментария по темам вопросов, которые прозвучали по первому                
законопроекту. Вы знаете, уважаемые коллеги, сокращение численности населения   
на Севере - это не однозначно плохой процесс. В Мурманской области и на         
Севере в целом такая же картина: каждый четвёртый - пенсионер, большинство из   
них неработающие, например, из девятисот тысяч северян, проживающих в           
Мурманской области, двести сорок тысяч - безработные. Дороже в медицинском,     
коммунальном... Мы им сохраняем пенсию при выезде. Поэтому, если они уезжают,   
это надо поддерживать. Это первое замечание.                                    
                                                                                
И второе замечание. Сам законопроект не решает проблему переселения. Мы с       
вами ежегодно в бюджете утверждаем финансирование на переселение северян по     
субъектам. За последние пять лет мы увеличили финансирование в пять-шесть       
раз. Если мы этот процесс продолжим, то решение проблемы переселения желающих   
уехать с Севера сохранит позитивную тенденцию, но это немножко другая тема. Я   
надеюсь, Дума нас в будущем поддержит в плане финансирования этой программы.    
                                                                                
А в целом комитет считает, что законопроект очень позитивный, его ждут          
северяне, которые хотят переехать, и мы предлагаем его поддержать.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Убеждаемся, что два вопроса...    
три: Останина Нина Александровна, потом депутат Федоткин и депутат Селезнёв.    
                                                                                
Пожалуйста, Нина Александровна.                                                 
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Валентина Николаевна, я ещё раз хочу вернуться к       
вопросу, который задавала, поскольку внутренние противоречия сохранились, в     
том числе и в представленном только что вами проекте федерального закона. В     
частности, речь идёт о том, что в первом проекте закона, который мы             
обсуждали, есть статья 5, которая предполагает выделение в жилых помещениях     
18 квадратных метров на человека. В другом законопроекте термин "жилые          
помещения" заменяется термином "жильё". Означает ли это, что гражданин,         
который имеет право на получение жилищного сертификата, вправе претендовать     
не только на получение квадратных метров жилого помещения, но и на              
использование этих средств на строительство нового жилья, равноценного тому     
жилью, которое он имел, проживая в районах Крайнего Севера или приравненных     
местностях?                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Пивненко включите микрофон.                   
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Когда мы готовили данный законопроект, мы предполагали и         
участие в строительстве жилья, но это предложение встречалось неоднозначно,     
учитывая тот горький опыт, когда действовала в том числе и федеральная          
программа строительства жилья для северян и имели место факты, когда человек    
вкладывал эти средства или жилищные сертификаты, но не всегда получал тот       
конечный результат, на который рассчитывал. Мы считаем, что это возможно, но    
в том случае, если есть уже высокая степень готовности того жилья, которое      
строится, или гарантии того, что индивидуальное жильё будет построено.          
Поэтому здесь действительно тема достаточно сложная, и вы правильно задаёте     
этот вопрос, мы будем ещё раз возвращаться к нему при подготовке и обсуждении   
поправок ко второму чтению. Наша задача, чтобы человек, который получил такую   
возможность - федеральные средства на решение своей жилищной проблемы по        
переселению, - имел полную гарантию того, что он этот продукт, жильё,           
получит. И задачи в соответствии с законом № 125-ФЗ, и с законом о              
федеральном бюджете будут выполнены.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич, ваш вопрос.                 
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Валентина Николаевна, на мой взгляд, законопроект      
важен и нужен, я буду, наверное, поддерживать, но у меня вопрос к вам более     
широкий. У нас и в Рязанской области, и других областях в тысячах хозяйств      
полностью остановлено производство, люди потеряли работу, заработок, и тоже     
тысячи, не пятьсот, а десятки тысяч семей снимаются с места и вынуждены         
куда-то переезжать, чтобы где-то найти заработок, заработать себе на хлеб. Их   
никто не ждёт, им никто не помогает, а ведь на селе работа тоже тяжёлая, люди   
рано изнашиваются, и зарплата мизерная, очень низкая. Не считаете ли вы, что    
как-то надо и эту категорию наших жителей, наших избирателей учитывать? Кто     
им поможет, тем, кто из деревни вынужден - не по своей воле - сняться и         
уехать в поисках заработка? Как с ними быть? Не противопоставляю их             
северянам, но вопрос это даже более острый, чем тот, который мы обсуждаем.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Вы знаете, на широкий вопрос можно дать и широкий ответ, но я    
постараюсь ответить поуже.                                                      
                                                                                
Дело всё в том, что на Крайнем Севере температура воздуха бывает минус 45       
градусов и ниже и там невозможно вырастить ни картошку, ни другие продукты      
питания, которые можно использовать для того, чтобы выжить, там одиннадцать,    
а иногда и двенадцать месяцев минусовая температура, отопительный сезон. Я      
думаю, что эта проблема, мягко говоря, не должна сегодня ставиться под          
сомнение - почему в жёстких условиях ограниченных финансовых средств была       
определена программа и даже несколько программ, для того чтобы помочь этим      
людям.                                                                          
                                                                                
Что касается Рязанской области, то, я полагаю, вы, как опытный депутат          
Государственной Думы и в прошлом председатель Рязанской областной Думы,         
вместе с коллегами по Государственной Думе можете предложить варианты решения   
проблемы занятости населения, самозанятости, используя те ресурсы, которые      
сегодня предлагают и наше правительство, и Федеральное Собрание и которые       
заложены в бюджете на 2011 год, за который мы голосовали и будем принимать      
окончательно. Действительно, такая проблема есть и способы решения этой         
проблемы разные, но помочь людям, которые действительно в очень тяжёлых         
условиях остались на Севере, когда для государства дешевле и выгоднее решить    
проблемы их переселения в благоприятные условия, в те регионы Российской        
Федерации, где они смогут и сохранить здоровье, и обеспечить материальное       
благополучие, используя тот ещё остаточный трудовой потенциал, который есть у   
северян, я полагаю, было бы правильно. И соглашусь со вторым докладчиком в      
том, что эта часть решения проблемы законодательная.                            
                                                                                
А вторая часть - посмотреть на возможности увеличения финансовых ресурсов,      
для того чтобы закрыть эту тему. И какая-то планка для решения проблем тех      
очередников, большого, огромного числа очередников, которые сегодня есть,       
тоже должна быть. Я хочу напомнить, что сегодня более пятисот тысяч человек,    
более двухсот семнадцати тысяч семей ждут очереди на переселение не только на   
Севере, но и та часть, которая переселилась в том числе... (Микрофон            
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич.                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Валентина Николаевна, ну, я про Рязань не буду, потому что       
всё-таки это врядли регион Крайнего Севера, а по данному законопроекту мне      
непонятны два вопроса, значит, два момента. Законопроектом почему-то не         
учтена третья группа инвалидности, хотя первые две он учитывает. А жизнь в      
условиях суровых морозов весьма тяжело переносится, кто там был, те знают. И    
второй вопрос. По законопроекту пенсионеры идут во второй очереди, после        
инвалидов. В большей своей части это уже старые люди, они могут, учитывая       
сложившуюся практику, просто не дождаться своей очереди. Вот как вы считаете,   
может быть, стоит включить эти две категории граждан в данный законопроект?     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ.                                        
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Ну, я ещё раз хочу сказать о том, что в данный законопроект      
включены те категории, которые стоят на очереди. Сейчас первая категория -      
это инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства. Следующая категория -   
это пенсионеры, самая большая категория: их более трёхсот двадцати трёх тысяч   
человек. Следующая категория - безработные, которые на Севере стоят на          
очереди уже год и более. И это работающие граждане, которые имеют трудовой      
стаж, полностью выработанный на Крайнем Севере. Вот, на наш взгляд, в этих      
категориях все учтены, а по другим категориям у нас предложений не было. Если   
вы считаете нужным сделать это в законе, который предлагается, я рекомендую     
внести конкретную поправку, для того чтобы мы её рассмотрели.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть необходимость кому-то выступить? Две руки я вижу -   
Тумусов и Селезнёв. И Федоткин, да?..                                           
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я не буду выбирать весь Регламент, просто     
хотел бы обратить внимание, что на тех же северных территориях, в той же        
Мурманской области и так далее, существуют рыболовецкие хозяйства, самые        
разнопрофильные сельскохозяйственные производства. У нас тридцать тысяч         
сельхозпредприятий закрылось за двадцать лет, - Борис Вячеславович, кстати,     
вы говорили об этом в своих выступлениях, я вашу цифру использую, - и это та    
же самая проблема. Они работали на Севере, они работают так же у нас, так же    
без воды оказываются, нет колодцев, нет отопления, то есть такие условия        
жизни, которым не позавидуешь и которые значительно сокращают                   
продолжительность жизни людей. Переехать куда-то они просто не могут, у них     
денег совершенно нет. И это не Рязанская область, сельхозпредприятия -          
тридцать тысяч по всей стране, от севера до юга.                                
                                                                                
Но если мы говорим "а", то, наверное, логично было бы сказать и "б" - по        
другим сферам. Это же такие же люди! Да, на Севере тяжело, да, там мороз, да,   
там, наверное, не прокормишься, там тундра, там лопатой не поработаешь. А       
скажите, на селе в Подмосковье лопатой много наработаешь, прокормишь свою       
семью? Да человек умирает в сорок лет, потому что и работы нет, и зарплаты      
нет, и стрессы, и огород его не может прокормить, и в магазине не на что        
купить. Поэтому я хотел обратить ваше внимание: принимая данный законопроект,   
мы не можем сказать, что проблему закрываем, мы только немножко двери           
приоткрыли, надо эту проблему в полном объёме решать.                           
                                                                                
Наша фракция уже давала варианты решения этой проблемы. Мы говорили, что по     
селу надо 10-15 процентов выделять от расходной части, тогда не будет           
массового переселения из деревни неизвестно куда, тогда и люди будут жить       
подольше, может быть, и, наверное, экономика страны, России будет несколько     
по-иному выглядеть. Так что я хочу обратить внимание своих коллег на то, что    
предложения есть. Они просчитаны специалистами, не мною, и не по Рязанской      
области, а по всей нашей матушке - России. Так давайте-ка, проголосовав         
сегодня за законопроект, сделаем следующий шаг и выйдем к финансированию        
села, так чтобы там тоже не было беженцев, не было переселенцев, чтобы из       
Рязани не бежали работать сюда, в Москву.                                       
                                                                                
Наша фракция свои предложения дала. Так вот я обращаюсь к коллегам из "ЕДИНОЙ   
РОССИИ": если наши предложения по спасению вас не устраивают, дайте свои, мы    
их поддержим, если действительно этим остановим переселение из деревни в        
города и вообще неизвестно куда. Это будет логическим продолжением того         
законопроекта, за который мы сейчас будем, наверное, голосовать, иначе это      
полушаг и проблему не снимет.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич, пожалуйста.                   
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Коллеги, меня, пока я шёл сюда, пытались убедить в том, что я    
не прав, и я буду очень рад, если я окажусь не прав, потому что буду            
выступать, касаясь сразу двух законопроектов.                                   
                                                                                
Мне кажется, вообще надо было эти два законопроекта, пункты 9 и 10,             
рассматривать с одним докладом, и тогда было бы понятно, что происходит на      
самом деле. На мой взгляд... Значит, объясняю популярным языком, так, чтобы     
было понятно рядовому гражданину нашей страны и любому журналисту, который      
слушает. Есть в существующем законодательстве 125-й федеральный закон, в        
соответствии с которым жилищные сертификаты распределяются в следующей          
очерёдности: первая - это жители ликвидированных и отселяемых поселков,         
вторая - инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства, про которых        
говорится во втором законопроекте, третья - пенсионеры, четвёртая -             
безработные и, наконец, пятая - это граждане, которые имеют стаж работы в       
условиях Крайнего Севера свыше пятнадцати лет. Что предлагается данным          
законопроектом? Данным законопроектом, точнее, этими двумя законопроектами      
предлагается, по всей видимости, поссорить инвалидов с обычными гражданами.     
Вы уж извините, товарищи-инвалиды, я всегда стоял и буду стоять на вашей        
стороне, но я категорически против того, чтобы вами прикрывались, как живым     
щитом.                                                                          
                                                                                
Сейчас я объясню, как это выглядит на деле. Вот, допустим, в этом зале сидит    
четыре-пять инвалидов, все остальные, так сказать, нормальные, обыкновенные     
граждане. И представим, что мы находимся в условиях Крайнего Севера или         
приравненных к нему местностей. Вот вы все очередники, и вам говорят, что       
теперь вы из первой очереди уходите не в какую-то другую очередь, а в другой    
закон - это отражает пункт 9 сегодняшней повестки дня, - а я, как инвалид,      
остаюсь в том законе, который существовал, в 125-м, но теперь я вместо второй   
очереди имею за ваш счёт, товарищи уважаемые, первую очередь и получаю          
квартиру. А вот теперь представьте, что появляются всё время инвалиды. Вы       
ожидали получения квартиры, а вам её всё не дают и не дают. Раньше вы к         
инвалидам относились нормально, потому что вы вместе с ними в очереди стояли,   
а теперь это ваш невольный конкурент, деньги, которые выделяются в рамках       
всего бюджета, теперь пойдут на инвалидов и на пенсионеров. Вот таким образом   
инвалидами и пенсионерами взяли и прикрыли ту проблему, о которой я говорю.     
                                                                                
Когда я спрашиваю Валентину Николаевну, задаю ей вопрос, насколько, вообще,     
соразмерны цифры, количество инвалидов и обычных людей, уважаемая Валентина     
Николаевна отвечает мне, что в основном на Севере живут инвалиды. Вы можете     
себе представить регион, где живут одни инвалиды? И тут же при рассмотрении     
10-го пункта повестки дня говорит, что на очереди стоит пятьсот тысяч           
человек. Что, пятьсот тысяч инвалидов стоят, что ли, в очереди?                 
                                                                                
Так что эти законопроекты из области примерно вот... Так вот, если демагогией   
заниматься, то задайте мне вопрос: что лучше, плохо жить или хорошо умереть?    
Я скажу: я хочу жить, пускай будет плохо, но у меня будет оставаться надежда.   
Это из той же области. Нам предлагается сейчас принять участие в голосовании    
- и как будут голосовать коммунисты, как будут голосовать все остальные         
партии, как будет голосовать ЛДПР? Попробуйте при такой постановке вопроса      
проголосовать против. Естественно, ЛДПР будет вынуждена голосовать и за тот,    
и за другой законопроект, потому что они касаются острой социальной проблемы,   
но вопрос поставлен некорректно. Если бы это рассматривалось одним              
законопроектом, то было бы другое дело.                                         
                                                                                
Я не понимаю вот что. Почему нельзя было, уважаемая Валентина Николаевна,       
отстаивать 125-й федеральный закон, коль скоро у нас целый комитет по           
проблемам Крайнего Севера занимается этими проблемами? Мы надеемся, что там     
этими проблемами занимаются специалисты, но отстаивали бы они то, что           
необходимо в бюджете, который мы приняли в первом и во втором чтениях,          
отстоять, цифры, необходимые и достаточные для того, чтобы дать надежду тем     
людям, которые находятся на этом Крайнем Севере не по своей воле, а в           
основном были переселены в эпоху развитого коммунизма, выехать и принять        
решение, куда ехать?                                                            
                                                                                
Другой момент, который меня беспокоит в данном законопроекте. Если раньше по    
жилищным сертификатам можно было принять решение и вернуться обратно, -         
допустим, если ты уехал из родной тебе Москвы или Подмосковья, вернуться в      
свои родные Москву или Подмосковье, - то теперь на те деньги, которые тебе      
даёт жилищный сертификат, можно выехать только в регионы. Он рассчитывается     
на основе усреднённых показателей стоимости одного квадратного метра по         
России. Что это значит? Это значит, что человек, который не имеет сбережений,   
сможет выехать, допустим, из Мурманска только куда-нибудь в Бурятию. А он не    
хочет в Бурятию, он хочет в Москву. Здесь пытаются данную категорию граждан,    
которой касается этот законопроект, упрекнуть в том, что они хотят в Москву.    
Слушайте, это нормальное явление, что люди, которые там отработали,             
пенсионеры, ветераны труда, которые по пятнадцать и больше, по сорок лет        
оттрубили в условиях вечной мерзлоты, хотят прожить остаток дней своих если     
не за рубежом, где-нибудь на Канарах, так в Москве, в которой есть              
инфраструктура, удобная для проживания. Вы создайте сначала через               
Министерство регионального развития условия, которые позволяли бы жить          
комфортно в тех регионах.                                                       
                                                                                
Теперь что касается самого факта переселения. Ну давайте не выдумывать,         
пожалуйста, насчёт того, что наш Север под угрозой. Ни под какой он не под      
угрозой!. Я был в Австралии и неоднократно наблюдал, как там в условиях         
вечной жары добываются, к примеру, золото и алмазы. Это те же самые полезные    
ископаемые, о которых мы говорим как про боль Крайнего Севера. Слушайте, это    
социалистическое наследие, вообще, мы сейчас рассматриваем наследие             
социализма: создавали там мы инфраструктуру, строили целые города под           
разведанные запасы, не подтверждённые порой, потом мы строили больницы,         
детские садики и прочее. Значит, строили, строили, потому что они там           
подтверждали запасы, и потом мы туда переселяли людей. Хорошо, если             
кимберлитовая трубочка оказывалась жизнестойкой, жизнеспособной, так сказать,   
а если она не давала ожидаемых результатов? Бывали в Якутии такие случаи,       
бывали, все, кто там работал, знают, что тогда посёлок становился мёртвым.      
Сейчас целые города, такие как Ленск, становятся мёртвыми, и большая проблема   
- переселение.                                                                  
                                                                                
Я вам могу сказать, каким образом мы будем добывать, допустим, нефть на         
полярной льдине. Вот я слушал выступление коллеги Локотя, он говорил, что мы    
теряем Север, глобальным потеплением пугал, спрашивал, какими силами мы будем   
осваивать полярные льдины, если будем переселять людей. Вы что, товарищ         
Локоть, на полярной льдине собрались построить город, что ли? Это утопия!       
Только вахтенным методом, так, как делается во всём мире. Забросили людей,      
дали им достойную заработную плату, они поехали - извините, Аляска, мечта, -    
заработали деньги, вернулись в Москву, в Кемерово, куда угодно, откуда они      
приехали, туда и вернулись. Это их право.                                       
                                                                                
А наша обязанность - это довести дело до конца, недаром ведь утверждён          
Регламентом комитет. Комитета по инвалидам нет - тринадцать с половиной         
миллионов человек инвалидов, а комитета по инвалидам нет, но комитет по         
проблемам Крайнего Севера есть. Зачем мы создаём комитет по проблемам           
Крайнего Севера, если мы Крайний Север рассматриваем только в плане добычи      
полезных ископаемых? У нас есть прекрасный комитет соответствующий по           
природным ресурсам. А что вы решаете тогда в своём комитете? Или вам надо,      
когда вы такие законопроекты выносите, делать выездные заседания на Крайнем     
Севере? Вот тогда вы поймёте! Если вы в условиях вечной мерзлоты будете         
принимать такие решения, то тогда я очень сильно удивлюсь. Надо следующее       
выездное заседание провести перед тем, как поправки мы будем вносить, надо      
вас отправить к народу, чтобы вы там пообщались и спросили, хорошо это или      
плохо для них.                                                                  
                                                                                
Но мы вынуждены будем голосовать за.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович.                                  
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Закон нужный, необходимый,     
но он, конечно, будет непопулярен у тех, кто вот-вот должен получить жилищный   
сертификат, потому что они будут чувствовать себя несправедливо обиженными,     
так как сумма у них просто снизится.                                            
                                                                                
Оба законопроекта решают три проблемы. Первое - это то, что, если не менять     
существующий закон, мы бы ещё сорок лет решали эту проблему. Данный             
законопроект разводит очередь в связи с ликвидацией посёлков и другие           
очереди, и ещё даёт субъектам право 30 процентов выделяемых денег направлять    
на решение этой проблемы. Тогда есть надежда, что движение в очереди            
ускорится по той простой причине, что будет определяться стоимость. Сегодня     
что происходит? Сегодня происходит такая вещь: все люди делают вид, что едут    
в Москву, здесь обналичивают деньги, ну, и едут туда, куда им надо. Это         
первые две проблемы, которые решает этот закон. И третье - это разрешение       
перемещаться в пределах субъекта. Вот, например, из Черского переехать в        
город Нерюнгри, где у нас появляется новое производство.                        
                                                                                
Поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. Спасибо.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость выступить у полномочных             
представителей президента, правительства? У докладчика с заключительным         
словом?                                                                         
                                                                                
Микрофон Пивненко включите.                                                     
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу поблагодарить всех за такое активное обсуждение       
двух законопроектов. Возможно, вы и правы, можно было сделать по двум           
законопроектам один доклад. Но я хотела бы обратить внимание на то, что по      
закрывающимся посёлкам специально был подготовлен отдельный законопроект,       
пункт 9 повестки дня, чтобы в дальнейшем ту категорию граждан, которые должны   
быть переселены из закрытых населённых пунктов, выделить законом в отдельную    
категорию и получить в рамках существующей программы отдельное                  
финансирование, закрыть эту тему, иначе этой проблемы нам не решить.            
                                                                                
Что касается прикрытия инвалидами, то я считаю, что более кощунственного        
выступления по теме инвалидов, чем то, которое сегодня было со стороны моего    
коллеги, и ожидать, наверное, невозможно, просто это неожиданно. Дело всё в     
том, что в 125-м законе категория инвалидов как раз приоритетна, именно эти     
люди прежде всего нуждаются в изменении условий проживания, и мы старались      
это сделать, и я полагаю, что это будет сделано. Что касается количества        
инвалидов, не надо далеко идти вперёд, у нас есть реальные цифры, я могу их     
привести: по состоянию на 1 января текущего года инвалидов первой и второй      
группы, инвалидов с детства, стоящих на очереди, которые будут, так сказать,    
первоочередниками, пятьдесят четыре тысячи триста девяносто три человека, и я   
полагаю, что как раз вот этой категории очередников мы и поможем.               
                                                                                
Значит, нас, комитеты, отправить к народу? И зачем комитет существует? Я могу   
сказать, что мы от народа никогда и не отрывались: мы были и на шахтах          
"Норильского никеля", мы были и на оленьих пастбищах Таймыра, в этом году наш   
комитет был на Чукотке - самой северной территории. Нас не надо никуда гнать    
- мы сами с удовольствием ездим, потому что нас просят приехать и обсудить те   
предложения, которые как раз поступают от этих территорий, и мы готовы          
работать и дальше с теми законодательными (представительными) органами          
власти, с органами местного самоуправления, с которыми мы уже работаем.         
                                                                                
25-го числа состоится съезд Союза городов Заполярья и Крайнего Севера. Наш      
комитет работает с этой организацией, с представляющими её руководителями и     
специалистами, и по итогам съезда мы будем готовы предложить поправки в те      
законопроекты, которые здесь сегодня обсуждаются. Я думаю, что принятие этого   
законопроекта наведёт порядок в том числе и в отношении тех фактов, которые     
здесь озвучивались министром регионального развития в прошлом году, когда он    
рассказывал о том, как увеличивается прогрессивно количество сертификатов по    
востребованным городам - Москве, Санкт-Петербургу, а также по Подмосковью и     
как активно работают здесь соответствующие структуры, которые предлагают        
обналичить эти сертификаты. Люди не едут жить в большие города, а пользуются    
так называемыми теневыми услугами и всё равно возвращаются туда, откуда они     
приезжали на Север. И я полагаю, что вот эти чистые схемы будут работать        
более эффективно.                                                               
                                                                                
Ещё раз хочу сказать всем спасибо и предложить депутатам представлять           
поправки в комитет. И хочу отметить, что в рабочей группе, которая при          
комитете работала, были представители практически всех политических партий,     
почему-то за исключением ЛДПР, поэтому, видимо, Валерий Сергеевич такие         
выводы сегодня с трибуны и делал о качестве этого законопроекта.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Кашин Борис Сергеевич.                       
                                                                                
КАШИН Б. С. Борис Вячеславович, просьба дать разъяснение о судьбе тех           
законопроектов, которые мы не успели сегодня рассмотреть. У нас уже началась    
конкуренция за то... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обязательно дам.                                          
                                                                                
Чернышенко Игорю Константиновичу, содокладчику, нужно заключительное слово?     
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении в рамках "часа голосования" проект      
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных       
субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к     
ним местностей".                                                                
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.