Заседание № 228
11.05.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 435351-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления ответственности за преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 950 по 963 из 6739
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР. У меня вопрос по пункту 24. Мне кажется, здесь неправильно написано: изменение действующего законодательства по мотивам ненависти. Наверное, изменение законодательства по преступлениям, совершённым по мотивам ненависти. Я уже не раз делал замечания с точки зрения русского языка нашим, так сказать, специалистам, которые, видимо, в Правовом управлении сидят. Если у вас затруднения, ко мне приходите, я вас буду учить, как правильно формулировать. Считаю, что в высшем органе государственной власти такие небрежности в языке недопустимы.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1015 по 1036 из 6739
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Большое спасибо, Борис Вячеславович. Я предлагаю пункт 24 рассмотреть первым среди законопроектов первого чтения, чтобы была пресса. Здесь речь идёт об убийстве, нанесении повреждений по мотивам политической, идеологической ненависти. Тема очень актуальная. Смотрите, только за один год: 13 декабря - убиты глава поселения Тучково Виталий Устименко, член "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", и его жена Светлана; 17 июня - в Тюмени убит председатель регионального отделения партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" депутат гордумы Владимир Пискайкин; 29 ноября - в Ростове-на-Дону совершено покушение на Александра Матвиенко, члена партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"; 23 мая - в Петербурге три ножевых ранения нанесено главе предвыборного штаба "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". У меня список из нескольких десятков убитых и раненых членов партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Наконец-то заговорили о том, что у нас убивают по мотивам политической ненависти. Давайте рассмотрим этот вопрос тогда, когда будет пресса в зале, а не в конце дня. Я прошу рассмотреть этот вопрос пораньше. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6039 по 6307 из 6739
Пункт 24 порядка работы Государственной Думы. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Представитель Московской городской Думы Александр Григорьевич Семенников просит рассмотреть законопроект без своего участия, поэтому с докладом выступает член Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Николай Владимирович Гончаров. Пожалуйста. ГОНЧАРОВ Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Проект закона (исходя из пояснительной записки к нему) направлен на совершенствование законодательства об ответственности за преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В силу принципиальной важности проблемы противодействия преступлениям экстремистской направленности для обеспечения интересов национальной безопасности страны любые предложения в этой области требуют самого внимательного и тщательного обоснования. Законопроектом предлагается в статью 105 УК Российской Федерации "Убийство" ввести часть третьего, предусматривающую уголовную ответственность за убийство, совершённое по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. То есть предлагается выделить в часть третью пункт "л" части второй, именно так звучит сегодня пункт "л" части второй действующей статьи 105 УК Российской Федерации. Второе. Часть третью статьи 111 УК Российской Федерации "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью" дополнить также новым пунктом, устанавливающим уголовную ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по тем же мотивам (я не буду их называть, я их озвучил ранее). Предлагаемый пункт также уже существует - это пункт "е" части второй указанной статьи 111 УК Российской Федерации. Третье. В статье 280 УК Российской Федерации "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности", в статье 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства", в статье 282-1 "Организация экстремистского сообщества", в статье 282-2 "Организация деятельности экстремистской организации" предлагается повысить санкции в виде лишения свободы сроком от одного до четырёх лет. Четвёртое. Предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, исключающие из подсудности суда с участием присяжных заседателей уголовные дела об убийствах, совершённых по тем же мотивам (я не буду их перечислять). Далее. Внести изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации", дополнив её частью шестой, устанавливающей запрет на распространение в СМИ, в том числе с использованием компьютерных сетей, сведений о национальной, расовой принадлежности или об отношении к религии потерпевших лиц, совершивших преступления, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления. Аналогичные изменения предлагается внести и в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Злоупотребление свободой массовой информации". Законопроект получил неоднозначную оценку в официальных структурах. Комитет Госдумы по делам национальностей поддерживает законопроект. Комитеты Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций и по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству не поддерживают законопроект. Правовое управление Аппарата Госдумы по всему перечню вносимых изменений высказало серьёзные замечания. Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект. Верховный Суд Российской Федерации отмечает, что в законопроекте перечень предложенных изменений требует совершенствования законодательной и правоприменительной практики в целом, и не только в части ужесточения или смягчения наказания, а это приведёт к реформированию закона, что, по сути, недопустимо. К сожалению, в пояснительной записке нет обоснованной информации о том, почему имеющиеся предложения о противодействии преступлениям экстремистской направленности должны быть изменены. Более того, поскольку законопроектом предлагаются лишь юридико-техническое изменение способа конструирования квалифицирующего состава и увеличение санкций, можно предположить, что разработчики законопроекта считают существующие санкции недостаточными для предупреждения соответствующих преступлений, а их ужесточение якобы должно способствовать оптимизации криминальной обстановки. С такими суждениями сложно согласиться. Первое. Существующие санкции и так достаточно высоки: до двадцати лет лишения свободы, либо пожизненное заключение, либо смертная казнь, а также от одного до двух лет ограничения свободы... Во-вторых, есть сведения о том, что они использованы судами не в полной мере, как правило, реально назначаемое наказание за убийство редко превышает пятнадцать лет лишения свободы, за исключением преступлений, совершённых в отношении несовершеннолетних, и групповых, а за иные преступления весьма высок удельный вес условного осуждения - более 30 процентов. В-третьих, представления о возможности превенции преступлений путём усиления санкций неубедительны. Увеличение санкций представляется целесообразным в условиях, когда судебная практика демонстрирует в приговорах назначение наказания в значениях, близких к максимальному значению санкций, когда, несмотря на это, сохраняется высоким удельный вес специального рецидива преступлений, когда исчерпаны все иные средства предупреждения. Таким образом, мысль о необходимости усиления ответственности за преступления экстремистской направленности, с одной стороны, не сформулирована разработчиками законопроекта, а с другой стороны, не может быть обоснована в принципе. Если и существуют проблемы с правовой регламентацией ответственности за преступления экстремистской направленности, искать их необходимо не в санкциях соответствующих статей Уголовного кодекса, а в качестве расследования, в наличии качественных экспертиз, наличии лингвистических экспертиз и тяжести совершённых преступлений. Принимая во внимание вышеизложенное, комитет рекомендует Государственной Думе указанный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Владимирович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Есть желающие - депутаты Беляков Антон Владимирович и Вяткин. Больше никого нет? Два выступающих. Уважаемые депутаты, никто потом не изъявит желание выступить? Пожалуйста, включите микрофон. БЕЛЯКОВ А. В. С учётом того что времени мало и все торопятся, я ограничусь только актуальными моментами. Я уже говорил сегодня утром - и по этой причине мы приняли решение рассмотреть вопрос, - что мы впервые с вами, друзья мои, констатируем, что у нас есть убийства и причинение тяжких телесных повреждений по причине политической ненависти. Я вам приведу лишь некоторое количество примеров, сколько успею за время выступления. Это только убитые члены "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". 22 января 2010 года убит Иван Вашанов, начальник штаба "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" в регионе. 31 января 2010 года в Туле жестоко избиты активисты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", в частности Владислав Сухорученков. 10 мая 2010 года возле подъезда своего дома был избит депутат Волгоградской городской Думы от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" Сергей Емельяненко. 19 июня 2010 года на Андрея Вайса, председателя совета местного отделения "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", в городе Яровое совершено покушение. 24 сентября 2010 года - нападение на Дмитрия Ионина, депутата, члена партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", в Екатеринбурге. 8 октября 2010 года избиты Наталья Лощина и её сторонники в Челябинской области. 8 ноября 2010 года, Оренбург: Владимир Горячок - нападение и покушение. 13 декабря 2009 года убиты глава городского поселения Тучково Рузского района Виталий Устименко, член "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", и его жена Светлана. 17 июня 2009 года в Тюмени убит председатель регионального отделения "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" Владимир Пискайкин. 29 ноября в Ростове-на-Дону убит Александр Матвиенко. Это только убитые и раненые за один год, информация о которых взята из открытых источников. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БЕЛЯКОВ А. В. Я не знаю, почему вам смешно, дорогие друзья. Потому что можно представить себе, члены какой партии испытывают политическую ненависть, потому что всё это происходит в результате, как правило, избирательных кампаний. А потому я ещё раз повторяю: сам факт того, что в нашем законодательстве появляются прецеденты и мы начинаем рассматривать убийства по причине политической ненависти... Это утопия, это бред, но это происходит в нашей стране - и нападения на моих коллег по "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", и убийства, повторяю ещё раз. Так сказать, ни для кого не секрет, какая партия испытывает эту самую ненависть и накручивает своих сторонников на такого рода действия. Я не знаю, как мои коллеги по фракции будут голосовать, я лично буду голосовать за принятие законопроекта. Давайте хотя бы признаем, что в нашей стране убивают из-за политических противоречий. Это, к сожалению, жестокая правда наших дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Владимирович. Вяткин Дмитрий Фёдорович, пожалуйста, ваше выступление. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Ну, следует всё-таки признать, что... Антон Владимирович, вы, если уж и стали какие-то факты приводить, то хотя бы не говорите то, чего нет. Во-первых, в Тюмени ваш коллега жив-здоров. Во-вторых, если вы имели в виду инцидент некий, якобы имевший место в Челябинской области, то фамилия якобы пострадавшей не Лощина, а Лощинина, видимо, вы её имели в виду. Так уж, для верности. Никто на неё не нападал, это опять же неправда, не надо вводить в заблуждение коллег. И вы уж если выступаете с трибуны Государственной Думы, то должны приводить действительно факты, а не некие домыслы. Нет, как вы пытаетесь представить, неких, так сказать, массовых убийств и избиений представителей одной партии. От криминалитета страдают, по большому счёту, все граждане, политики они, не политики, независимо от того, какую партию они представляют. И борьба с криминалом, и защита от криминала всех граждан - это задача всех правоохранительных органов - понимаете? - а не только представителей какой-то одной партии, даже если это "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Это, во-первых. Во-вторых, достаточно подробно в выступлении нашего коллеги Гончарова изложена позиция комитета, которая основывается на правовых аргументах. И к ним невозможно не прислушаться, потому что, прежде чем вносить какие-либо изменения в уголовное законодательство, нужно чётко себе представлять, к каким последствиям это приведёт, тем более если мы ведём речь о преступлениях либо правонарушениях против личности по мотивам какой-либо ненависти или розни. В этом плане наше законодательство предусматривает достаточно широкий спектр мер ответственности, о чём было справедливо сказано в содокладе от комитета. И трогать эти вопросы надо очень, очень осторожно. Если мы представим себе, что будут внесены изменения в Уголовный кодекс или, допустим, в Кодекс об административных правонарушениях либо в иные законы, устанавливающие ответственность хотя бы в половине случаев предлагаемых, то невозможно будет применять эти меры ответственности, и законодательство, то же самое уголовное, будет содержать столько противоречий, что его будет невозможно нормально применять. Усиление ответственности, как предполагается, должно быть обосновано какими-то конкретными фактами, а не домыслами, которые приводил, допустим, наш коллега Беляков. Вот сегодня с утра был затронут вопрос о скандале в Республике Башкортостан, когда местный представитель партии ЛДПР поддался на провокационный вопрос, и, так сказать, из-за нескольких слов, которые он произнёс на "круглом столе", который был организован, между прочим, при содействии органов власти республики, разразился жесточайший скандал. Надо очень аккуратно относиться к тому, что мы говорим. Я полагаю, что в результате этих неверно сказанных, неосторожно сказанных слов коллега башкирский из ЛДПР всё-таки понесёт ответственность и будет отлучён от политики навсегда. Надо крайне осторожно относиться к тому, что мы говорим, надо крайне осторожно относиться к тем предложениям, которые высказывают, как бы они громко и красиво ни звучали, и надо поддержать решение комитета и не принимать, отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. По ведению - Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Дмитрий Фёдорович в полемике, видимо, увлёкся и сказал, что депутат Беляков дал неверную информацию в отношении госпожи Лощининой. На самом деле на неё нападение было, Дмитрий Фёдорович. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочные представители президента, правительства не желают выступить? Нет. Уважаемые депутаты, в рамках "часа голосования" ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 58 мин. 15 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 5 чел. Не голосовало 445 чел.98,9 % Результат: не принято Не принято.