Заседание № 192
О проекте федерального закона № 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса, это также блок законопроектов третьего чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей". Доклад Алексея Владимировича Балыбердина. Пожалуйста, Алексей Владимирович. БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В законопроекте предлагается на уровне базового федерального закона определить конкретные способы подачи жалоб потребителей, в том числе через МФЦ, а также в целях содействия защите прав потребителей наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления правом разрабатывать соответствующие региональные и муниципальные программы по защите прав потребителей. Уважаемые коллеги, данный закон позволит усовершенствовать организацию государственного обеспечения прав граждан на потребительском рынке. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. О нём даже вышел сюжет на телевидении. Рекомендуем принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей", 6-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 22 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 191
О проекте федерального закона № 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей". Докладывает Алексей Владимирович Балыбердин. Пожалуйста. БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается на уровне базового федерального закона определить конкретные способы подачи жалоб потребителей, в том числе предусмотрев в императивном порядке возможность для граждан подавать жалобы через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Также законопроектом предусматривается возможность осуществления консультирования по вопросам защиты прав потребителей. Кроме того, в целях содействия защите прав потребителей предлагается наделить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления правом разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы по защите прав потребителей. В целом законопроект позволит усовершенствовать организацию государственного обеспечения прав граждан на потребительском рынке. Уважаемые коллеги, предлагаются две таблицы поправок: к принятию рекомендовано пять поправок, к отклонению - одна поправка. Давайте тогда проголосуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 13 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 39 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 03 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БАЛЫБЕРДИН А. В. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все юридико-технические экспертизы, комитет предлагает рассмотреть возможность поставить его в повестку в третьем чтении на 6 марта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 125
О проекте федерального закона № 435063-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая. Пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, вопросы защиты прав потребителей сегодня как никогда актуальны. Мы рассматриваем много вопросов в защиту бизнеса, предпринимательства, честной конкуренции, но мы прекрасно понимаем, что жизнь, здоровье, безопасность и качество услуг, которые оказываются населению, чрезвычайно важны при решении в том числе и этих стратегических экономических задач. Законопроект, который предложен вашему вниманию, направлен на решение системной задачи доступности для граждан обращения в защиту своих потребительских прав. Вы знаете, что не так давно было большое заседание Госсовета, к которому мы также готовили свои предложения - и они были поддержаны президентом - в части того, чтобы сделать максимально доступными эти услуги для населения. Прежде всего, в законе мы впервые определяем различные форматы возможной подачи заявления и обращения гражданина: личное заявление, заявление через Интернет, а также обращение через МФЦ. Такая форма услуги появляется фактически впервые, и это направлено на то, чтобы сделать удобным обращение для гражданина. Здесь важно понимать, что о нарушениях санитарной безопасности, пожарной безопасности - хочу особо обратить ваше внимание на это - в торговых, в развлекательных центрах, в местах досуга гражданин имеет возможность оперативно сообщать, поскольку является потребителем услуг и общественным контролёром. Мы впервые получаем возможность такой короткой коммуникации, когда гражданин может реализовать в том числе защиту своих законных прав и интересов как потребитель этих услуг в больших комплексах. Но для нас, для общества и государства, это вдвойне ценно и важно, потому что в этом случае будет оперативное реагирование и упреждение необратимых тяжких последствий, которые наступают в результате нарушения норм санитарной и пожарной безопасности. При этом мы устанавливаем полномочия региональных и муниципальных органов власти по разработке программ в защиту прав потребителей. Более того, впервые появляется возможность консультирования граждан по вопросам комплекса прав, которыми обладают граждане, о которых они не всегда знают, которые не всегда могут реализовать. Это, кстати говоря, как никогда актуально в отношении оказания услуг в жилищно-коммунальной сфере. Если вести речь о том, как сегодня проявляется активность граждан, то ежегодно 750 тысяч заявлений наших граждан поступают в Роспотребнадзор. Много это или мало? На самом деле не так много, потому что количество нарушений, с которыми сталкивается гражданин на потребительском рынке, значительно больше, но, конечно, не всегда хочется тратить время, силы и свою энергию на то, чтобы длительно выяснять и даже просто пытаться проинформировать о том, что имеет место какое-то нарушение или злоупотребление. Поэтому появление данного закона упорядочит отношение к гражданину со стороны уполномоченных органов, упростит форму подачи заявления и, самое главное, установит процедуру, при которой главным, основным моментом будут законные права и интересы каждого гражданина. Думаю, что в сфере защиты потребительских прав несовершеннолетних эта тема тоже приобретёт новое звучание, ведь на рынке представлен очень большой спектр потребительских услуг для детей, есть нарушения, однако отсутствие понятной и простой формы обращения сводит к минимуму количество заявлений по данным нарушениям. Мы предлагаем поддержать данную законодательную инициативу. Важно то, что сегодня и Министерство экономического развития, и Роспотребнадзор поддержали данный законопроект и предлагают его принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна, присаживайтесь. С содокладом выступает Алексей Владимирович Балыбердин. БАЛЫБЕРДИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленным вашему вниманию законопроектом расширяются способы защиты прав потребителей и создаются условия для того, чтобы в любой точке нашей страны граждане имели реальную возможность обратиться в региональные органы государственной власти или органы местного самоуправления, а также в многофункциональные центры за помощью в защите прав потребителей. С этой целью законопроектом вносятся изменения в отдельные статьи Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". В частности, статьи 42-1 и 44 данного закона дополняются положениями, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать региональные и муниципальные программы по защите прав потребителей. При этом методические рекомендации по разработке и реализации таких программ должны будут утверждаться Роспотребнадзором. Кроме того, положениями проектируемой статьи 42-3 расширяются возможности и способы обращения потребителей в уполномоченные органы власти с жалобами на нарушения прав или для получения консультационных услуг. Формы взаимодействия предусматривают обращение граждан с жалобами через Интернет, многофункциональные центры, единый портал государственных и муниципальных услуг. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает его принятие важной, прогрессивной и своевременной мерой для защиты прав потребителей, однако обращает внимание на ряд аспектов, по которым требуются уточнения ко второму чтению. В первую очередь законопроектом не урегулирован вопрос перераспределения отдельных полномочий в сфере защиты прав потребителей между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В связи с этим представляется целесообразным чётко разграничить полномочия органов власти в сфере защиты прав потребителей и определить механизмы их взаимодействия в соответствии с положениями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Также, по мнению комитета, требуется уточнение положений проектируемой статьи 43-2 в части определения органов государственной власти, на которые может быть возложена обязанность по консультированию граждан по вопросам защиты прав потребителей непосредственно в многофункциональных центрах. Вместе с тем данные замечания могут быть устранены ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Любая попытка совершенствования законодательства в сфере защиты прав потребителей может вызвать только восхищение, тем не менее у меня вот такой вопрос. Пояснительная записка гласит, что граждане не имеют возможности подать жалобу и попадают в руки негосударственных посреднических организаций, обещающих оперативное содействие в рассмотрении жалоб, но в конечном итоге выставляющих приличные счета. Я не собираюсь внедряться в семантику словосочетания "приличные счета", но что имеется в виду под негосударственными посредническими организациями? Это первая часть вопроса. И вторая часть вопроса: кто в МФЦ будет заниматься консультированием? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирине Анатольевне Яровой включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Геннадий Григорьевич, спасибо, что вы задали эти вопросы. Что касается первой части вопроса, эта проблема актуальна. Работая вместе с Роспотребнадзором, мы выяснили, что, к сожалению, действительно создаются структуры, наименования которых аналогичны Роспотребнадзору, и граждане в силу отсутствия правовой грамотности, неосведомлённости, а может быть, в результате широкой рекламы этих структур обращаются туда для защиты своих прав на платной основе, однако, как вы знаете, эти структуры не являются органами, уполномоченными решать эти вопросы. И фактически гражданин пропускает сроки и лишается возможности получить надлежащую защиту своих прав и законных интересов, а кроме того, может оказаться попросту обманутым. Это ответ на первую часть вашего вопроса. Вторая часть, по консультированию. Уже в настоящее время Роспотребнадзор запускает пилотный проект: будут заключаться соглашения, на основании которых в МФЦ будут находиться специалисты, уполномоченные Роспотребнадзором осуществлять эту работу. Более того, очень важно подчеркнуть, что мы сейчас вводим... Мы будем предлагать даже не императив, а право субъектов Российской Федерации при надлежащей готовности оказывать через МФЦ такие услуги. И ещё по поводу консультирования. Непосредственно Президентом Российской Федерации в рамках заседания президиума Государственного совета, о котором я уже говорила, это предложение было не только поддержано, было даже дано соответствующее поручение, чтобы надлежащим образом организовать в Российской Федерации именно консультирование граждан с учётом того, что защита потребительских прав граждан напрямую связана с достаточностью их информированности и знаний о том, на какие, собственно говоря, возможности, меры и характер защиты они вправе рассчитывать и что является нарушением их потребительских прав. Все эти вопросы предварительно были детально проработаны, и в настоящее время Роспотребнадзор готовит к запуску автоматизированную систему дополнительного консультирования, что тоже будет являться большим шагом вперёд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Онищенко Геннадий Григорьевич, пожалуйста. ОНИЩЕНКО Г. Г. Глубокоуважаемый Иван Иванович, в последние десятилетия прошлого века, ещё в Советском Союзе, мы активно занялись формированием правового государства, и Закон "О защите прав потребителей" был одним из самых системных среди принятых, я считаю, самым главным и, по-моему, непревзойдённым до сегодняшнего дня законом, в котором вопросы гражданского общества были прописаны достаточно грамотно, современно, что позволяло гражданскому обществу в виде негосударственных организаций по защите прав потребителей наравне с государственными органами участвовать в этой работе. Когда в 1999 году была принята новая, по существу, редакция Закона "О защите прав потребителей", там были прописаны меры, направленные на то, чтобы модернизировать его уже в сложившемся правовом поле с учётом условий современной российской государственности. Негосударственные общества по защите прав потребителей - это тот законодательно прописанный инструмент, который используется во всех странах для защиты прав потребителей, и в формулировке пояснительной записки о каких-то негосударственных консультативных органах как раз это, видимо, имеется в виду. Даже законодательством предполагалось, что и государство будет финансировать эти организации, и они сами будут зарабатывать. Действительно, сегодня в МФЦ это надо внедрять, но нужно помнить, что этот инструмент - негосударственные общества по защите прав потребителей - в силу нашей неповоротливости очень активно используется в политических целях. И вот те организации, о которых вы говорили, что их наименования похожи на Роспотребнадзор, - это как раз финансируемые иностранными государствами организации, которые целенаправленно занимались дестабилизацией политической ситуации в нашей стране, особенно в период политического напряжения или в период выборных кампаний. Безусловно, сегодня технические возможности МФЦ нужно использовать, но при этом нужно помнить, и я думаю, что концепцию не нарушит, если мы упомянем при доработке во втором чтении именно участие негосударственных организаций, их финансирование, их возможности зарабатывать деньги за счёт тех, кто обманывает потребителей, и помогать выигрывать суды, - это очень важно. И я думаю, что это будет нормальным дополнением проекта с учётом той логики, о которой сегодня мы услышали и от комитета, и от авторов законопроекта. Закон надо принимать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Григорьевич. Ирина Анатольевна, есть необходимость выступить? Нет. Алексей Владимирович? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 27 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается единогласно.