Заседание № 118

24.05.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 434638-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в целях обеспечения единообразия норм законодательства о выборах, определяющих порядок голосования по месту нахождения избирателя, а также закрепления гарантий, направленных на обеспечение принципов гласности и открытости в деятельности избирательных комиссий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2292 по 2519 из 6341
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания           
Российской Федерации". Докладывает Ольга Викторовна Савастьянова.               
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По данному       
законопроекту нет замечаний, он готов для принятия в третьем чтении, просим     
поддержать.                                                                     
                                                                                
А в связи с тем что в процессе обсуждения законопроекта было очень много        
вопросов, хотела бы сказать: что касается системы мобильного избирателя,        
данный порядок будет утверждать Центральная избирательная комиссия, проект      
этого порядка разработан, он находится в открытом доступе, и комитетом по       
этой проблеме будет проведено экспертное совещание, к участию в котором мы      
приглашаем все фракции.                                                         
                                                                                
Просим принять законопроект в третьем чтении.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна.                                
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть.                                    
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, я не люблю повторяться, поэтому расскажу одну небольшую      
историю, которая произошла со мной лет десять назад, когда я помогал нашей      
партийной организации участвовать в выборах депутатов областной Думы в          
Тульской области.                                                               
                                                                                
Как правило, отпечатанных бюллетеней бывает достаточно, потому что избиратели   
не очень любят ходить на выборы, а тут получилось так, что стали поступать      
заявления граждан: не хватает открепительных удостоверений - представляете? А   
тогда открепительные удостоверения были бланками строгой отчётности с           
водяными знаками, и их не стало хватать - ну, интересная сложилась ситуация!    
И поскольку в протоколе избирательной комиссии об итогах голосования было       
отражено, сколько избирателей получило открепительные удостоверения и сколько   
по ним проголосовало, мы легко узнали, что на некоторых избирательных           
участках все эти открепительные удостоверения были реализованы. Угадайте,       
кандидаты от какой партии получили там большинство голосов? Это была,           
разумеется, не ЛДПР и, как ни странно, даже не "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (жалко, Олег     
Анатольевич ушёл), то есть мы их поймали, это легко было сделать, потому что    
это было видно.                                                                 
                                                                                
Согласно заявлению председателя Центральной избирательной комиссии во время     
президентских выборов более 5 миллионов 600 тысяч избирателей выразили          
желание проголосовать неизвестно где, по месту нахождения. Для примера: в       
Ростовской области, в Багаевском районе, в маленькой-маленькой станице, где     
последний арбуз без соли доедают, семь с лишним процентов избирателей           
проголосовало по месту нахождения. Что они там забыли, для чего туда            
приехали, нам абсолютно непонятно - ну нет там рабочих мест и арбузы ещё не     
выросли, но люди туда приехали и проголосовали. Так что 5600 проголосовало по   
месту нахождения или 11 200, нам неизвестно, уважаемые коллеги. Предстоящие     
выборы в Госдуму можно заранее объявить нелегитимными, так как мы с вами        
проверить их результаты не сможем, ни один член избирательной комиссии не       
будет допущен к базе данных портала госуслуг или этого самого... как этот       
центр называется? Ну, не буду называть.                                         
                                                                                
Следующий момент - по поводу Общественной палаты. Знаете, к нам часто           
приходили представители политика, чьё имя запрещено, так скажем, к упоминанию   
в Российской Федерации, - вы понимаете, о ком я говорю, - и просили дать им     
направления на избирательные участки. Мы, конечно, им отказывали. Но ни разу    
к нам не пришёл ни один член Общественной палаты и не сказал: дайте мне         
направление, я пойду наблюдать, как там выборы проходят, - никогда этого не     
было! Они могут устраивать голодовки, они могут, уходя, хлопать дверями, но     
это им абсолютно не интересно, так скажем. Сделано это будет, как я вам уже     
говорил, по одной простой причине: как правило, наблюдатели от всех партий,     
кроме правящей, объединялись и вместе подписывали (ну, вот за исключением той   
партии) жалобы о нарушениях на избирательном участке. Сейчас вы решили это      
дело разбавить - ну разбавляйте. Вы такое общество воспитали, которое сделает   
всё что угодно, чтобы на центральных телеканалах оправдать любой маразм         
власти, - они оправдают и фальсификации на выборах. Хотите вы этого? ЛДПР не    
хочет, голосовать не будет!                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Необходимость изменений             
избирательной системы, избирательного законодательства, конечно, назрела,       
особенно в части законодательного усиления гарантий проведения честных и        
прозрачных выборов, что необходимо для повышения доверия граждан к самому       
институту выборов, для повышения активности, а следовательно, для укрепления    
основ государства. И начать реальные перемены нужно было бы с переноса сроков   
проведения выборов и единого дня голосования с сентября на март. Наша фракция   
на эту тему законопроект внесла, и мы, конечно, будем добиваться его            
рассмотрения и принятия. Это действительно повысило бы реальную активность      
людей и эффективность кампании, потому что выборы, проводимые в начале          
сентября, - это агитация в летнюю жару, это миллионы избирателей в отпусках,    
вдобавок ко всему на юге России это ещё и уборочная страда, а огромное          
количество жителей курортных территорий заняты тем, что зарабатывают в          
курортный сезон себе деньги на весь год, поэтому ни о каких реальных выборах    
там речь не идёт. Кроме того, есть и такая тема, как голосование на дому,       
когда по 200 человек через одну избирательную переносную урну, оказывается, в   
течение дня успевают проголосовать. Ни этот, ни другой, ни ещё многие вопросы   
предлагаемым законопроектом не решаются, хотя предложений на самом деле         
много. Законопроект, который сегодня вынесен для рассмотрения в третьем         
чтении, представляет собой не более чем имитацию перемен. Прежде всего,         
вместо открепительных удостоверений, которые в предыдущий период исполняли      
роль ресурса для бесконтрольного голосования, теперь предложено голосование     
по заявлению избирателя на любом избирательном участке, по месту нахождения     
избирателя. Как показали недавние выборы Президента России, такой подход,       
внешне исполняя роль дополнительного стимула участия граждан в выборах, по      
сути обеспечил всё то же бесконтрольное, причём многоразовое, голосование       
одних и тех же граждан за одного и того же кандидата. Известны факты, случаи,   
когда людей просто автобусами от участка к участку перевозили, одних и тех же   
граждан, в результате резко возросло количество избирателей, о чём здесь        
только что говорили. Понятно, что такой способ-конвейер требует по крайней      
мере осведомлённости части чиновников и работников участковых комиссий, а это   
уже система, - следовательно, при помощи данного законодательного               
нововведения конвейер легитимизируется. Что же касается субъектов               
общественного контроля, то это тот случай, когда от количества наблюдателей     
качество контроля не меняется, есть только иллюзия.                             
                                                                                
Фракция КПРФ не может поддержать законопроект, который имитирует перемены и     
создаёт иллюзии. Мы будем голосовать против.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.                                
                                                                                
Коллеги, я представителям двух других фракций, конечно, дам возможность         
выступить по мотивам, но у меня просьба нажимать правильную кнопку и            
записываться вовремя - я думаю, это будет правильно.                            
                                                                                
Карамышев Виктор Николаевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАРАМЫШЕВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот здесь один выступал коллега, второй, они говорили, что   
где-то людей перевозят целыми автобусами, где-то арбузы не поспели вовремя,     
ещё много чего можно услышать подобного, но давайте задумаемся о другом.        
Легитимность любой власти зиждется прежде всего на доверии к выборам, на        
доверии к избирательной системе, и наше государство, наш президент,             
Центральная избирательная комиссия приложили огромные усилия, чтобы вернуть     
доверие населения к выборам, и последние социальные срезы показывают, что       
порядка 80 процентов граждан доверяют избирательной системе Российской          
Федерации. И я уже приводил с этой трибуны данные, касающиеся того, что         
иностранные наблюдатели из 115 стран ни одного плохого слова не сказали, все    
в унисон говорили, что замечательно, чисто, честно, прозрачно, что, наоборот,   
у России можно учиться.                                                         
                                                                                
Коллеги, мы рассматриваем законопроект в третьем чтении. Были дополнительно     
внесены, кроме положения о видеонаблюдении, поправки о возможности удалённого   
голосования, об участии представителей Общественной палаты в качестве           
наблюдателей; наблюдателям от кандидатов, от политических партий, от            
общественных палат предоставлены гарантии их присутствия при голосовании вне    
помещения, их присутствия при досрочном голосовании - всё это прописано,        
сейчас мы с вами проголосуем, и это приобретёт силу закона.                     
                                                                                
Коллеги, и ещё: если вы заметили, в избирательном законодательстве для          
выборов разного уровня установлены разные требования. Например, в 2016 году в   
Хакасии одновременно проходило порядка девяти выборов различного уровня -       
представьте, каково избирательной комиссии (законодательство и требования       
законодательные различные), каково избирателям (здесь можно голосовать          
досрочно - здесь нельзя, здесь есть открепительные талоны - здесь нет           
открепительных и так далее)! У нас, коллеги, идёт плановая унификация           
требований к выборам различного уровня, и это будет способствовать              
дальнейшему повышению доверия к избирательной системе Российской Федерации.     
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, к чему мы и вас,      
коллеги, призываем.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Абсолютно согласен с предыдущим оратором: доверие к выборам - основа            
легитимности власти и политической стабильности. Законопроект, который мы       
сейчас обсуждаем, к сожалению, не повышает доверие к такому институту, как      
выборы. Дело в том, что я с вами согласился бы, если бы, скажем так, в СМИ не   
было примеров злоупотреблений своим избирательным правом: многократно           
голосуют одни и те же люди, причём система видеонаблюдения, о которой только    
что было сказано, фиксирует эти нарушения, в Интернете выложены фотографии -    
один и тот же человек по много раз голосует на разных участках, написаны        
заявления в правоохранительные органы, обращения в суд - никакой реакции!       
Теперь мы берём и упрощаем процедуру голосования для лиц, которые временно      
зарегистрированы на тех или иных территориях, подчёркиваю: мы упрощаем эту      
процедуру, то есть мы создаём более благоприятные условия для этих              
"карусельщиков".                                                                
                                                                                
Что касается разных требований к разным выборам, требования изложены в          
законодательстве. Ну, коллеги, разный уровень выборов подразумевает разные      
процедуры, потому что и возможности разные для злоупотреблений. К примеру, на   
выборах президента идёт голосование по всей стране и голосующий, переезжая из   
одного региона в другой, не меняет результатов выборов, потому что... ну, как   
бы за одну кандидатуру один раз можно проголосовать на всей территории          
страны; если же в одномандатных округах идёт голосование, то переезд лиц без    
определённого места жительства из одного района в другой может резко поменять   
результаты голосования, результаты выборов. То же самое можно сказать,          
например, о голосовании людей, которые имеют временную регистрацию, они         
перемещаются из одной территории в другую, что мы, собственно, наблюдали на     
выборах президента, - это на результаты выборов в целом не повлияло, но на      
результаты на отдельных территориях, на явку, на результат того или иного       
кандидата влияло. Так что то, что можно, скажем так, использовать на выборах    
президента, нельзя использовать на региональных выборах и на выборах в          
Государственную Думу, когда по одномандатным округам идёт голосование.          
                                                                                
У нас во фракции были разные мнения, мы долго это обсуждали, но пришли к        
выводу, что мы не можем поддержать этот законопроект.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, выступления по мотивам завершены.                                      
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7 %                                    
Проголосовало против           34 чел.7,6 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.23,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 116

22.05.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 434638-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в целях обеспечения единообразия норм законодательства о выборах, определяющих порядок голосования по месту нахождения избирателя, а также закрепления гарантий, направленных на обеспечение принципов гласности и открытости в деятельности избирательных комиссий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2233 по 2291 из 8527
Переходим к рассмотрению законопроектов во втором чтении. Пункт 6, проект       
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах        
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".     
                                                                                
Ольга Викторовна Савастьянова, пожалуйста.                                      
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В         
комитет ко второму чтению поступила одна смысловая поправка. У вас имеется      
таблица поправок № 1, в которую включено четыре поправки: три из них носят      
юридико-технический характер и одна поправка смысловая, в ней предлагается      
внести изменения в две статьи федерального закона - в 82-ю и 83-ю, с тем        
чтобы наделить субъектов общественного контроля правом наблюдения при           
проведении голосования вне избирательных участков, когда голосование            
проводится досрочно.                                                            
                                                                                
Все необходимые процедуры проведены. Просьба поддержать поправки и принять      
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.71,3 %                                    
Проголосовало против           27 чел.6,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              320 чел.71,1 %                                    
Проголосовало против           35 чел.7,8 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    356 чел.                                          
Не голосовало                  94 чел.20,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!           
Проведены все процедуры, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем      
чтении. Просьба поставить его для рассмотрения в третьем чтении на 24 мая.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.                                          

Заседание № 113

10.05.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 434638-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в целях обеспечения единообразия норм законодательства о выборах, определяющих порядок голосования по месту нахождения избирателя, а также закрепления гарантий, направленных на обеспечение принципов гласности и открытости в деятельности избирательных комиссий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3119 по 3818 из 5776
25-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального        
Собрания Российской Федерации" (в части обеспечения единообразия норм           
законодательства о выборах, определяющих порядок голосования по месту           
нахождения избирателя, а также закрепления гарантий, направленных на            
обеспечение принципов гласности и открытости в деятельности избирательных       
комиссий). Доклад Виктора Витальевича Пинского.                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Нормы, которые мы сегодня     
предлагаем ввести в закон "О выборах депутатов Государственной Думы...", уже    
показали свою эффективность два месяца назад на выборах Президента Российской   
Федерации. Явка избирателей повысилась на 4 процента по сравнению с прошлыми    
президентскими выборами, и на 8 процентов явка была больше, чем на выборах      
депутатов Государственной Думы в 2016 году. Разница в процентах - это           
миллионы избирателей, которые смогли проголосовать, потому что мы внедрили      
инновационные методы, не использовавшиеся раньше у нас в стране. Мы смогли      
сделать процедуру голосования максимально простой: чтобы получить возможность   
проголосовать по месту фактического нахождения, требовалось потратить           
несколько секунд - изменить участок можно было не выходя из дома, через         
Интернет. Я сам могу это подтвердить, поскольку протестировал эту услугу на     
портале госуслуг.                                                               
                                                                                
Для многих имело значение, что процесс подсчёта голосов стал более прозрачным   
в результате использования средств видеонаблюдения и трансляций при подсчёте    
голосов. На максимальную открытость и прозрачность выборов сработала тоже       
новелла - наблюдателями на выборах могли быть представители общественных        
палат. Опыт показал, что представители общественных палат - это честные,        
неангажированные наблюдатели, которые всегда оперативно сообщают обо всех       
нарушениях, происходящих на избирательных участках.                             
                                                                                
Все предлагаемые изменения - это результат серьёзной работы, которую мы         
проделали вместе: представители всех фракций, общественность, экспертное        
сообщество, Центральная избирательная комиссия. Эти нормы, по нашему мнению,    
очень хорошо сработали на президентских выборах, вот почему мы предлагаем       
распространить их и на выборы депутатов Государственной Думы.                   
                                                                                
Общественной палатой России, а также нашим Комитетом по федеративному           
устройству и вопросам местного самоуправления концепция проекта                 
поддерживается. На проект поступил положительный отзыв правительства. Есть      
замечания Правового управления по поводу необходимости внесения некоторых       
корреспондирующих изменений, но, я думаю, замечания мы сможем учесть при        
рассмотрении проекта во втором чтении. В связи с изложенным прошу данный        
проект закона поддержать.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич.                               
                                                                                
Коллеги, содоклад Ольги Викторовны Савастьяновой.                               
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Викторовна.                                                   
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет    
по контролю и Регламенту поддерживает предложенные авторами данного             
законопроекта изменения, позиция комитета отражена в заключении, которое вам    
представлено.                                                                   
                                                                                
Наше мнение заключается в том, что предложенные в данном законопроекте          
новации являются ценными сами по себе, потому что, если анализировать           
существующую, складывающуюся практику применения избирательного                 
законодательства, те подходы, которые сегодня формируются, развивают            
избирательное законодательство, работают на повышение его качества. Это         
касается непосредственно и наблюдателей, и процедуры видеонаблюдения. Данные    
новации позволяют сегодня защищать интересы и укреплять права наших граждан,    
избирателей, избирательных объединений - это практически во всех трёх           
новациях отражено, - и, что очень важно, благодаря этим новеллам мы создаём     
дополнительные инструменты и механизмы, которые позволяют работать как на       
качество законотворческого процесса и избирательного процесса, так и на         
укрепление прав и защиту интересов наших граждан.                               
                                                                                
Второй момент, который хотелось бы подчеркнуть. Предлагаемые изменения - это    
не просто творчество, не искусственные, не надуманные предложения, а            
предложения, которые обсуждались, и на их основе были сформулированы новые      
нормы федерального закона именно по итогам сложившейся практики, которая        
оказалась очень востребованной и эффективной по своим результатам.              
                                                                                
Таким образом, предлагаемые изменения сегодня можно экстраполировать на все     
избирательные процессы. Те законы, которые в данном случае работают на этот     
процесс, отвечают современным реалиям, актуальным запросам, укрепляют и         
развивают такие ценностные принципы избирательного законодательства, как        
открытость, прозрачность, легитимность, и, что очень важно, систему контроля,   
к которому активно и реально через конкретные механизмы подключаются            
институты гражданского общества.                                                
                                                                                
Все необходимые экспертизы проведены.                                           
                                                                                
Просьба поддержать данный законопроект в первом чтении.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы докладчику, содокладчику? Есть вопросы.                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Маринин Сергей Владимирович, пожалуйста.                                        
                                                                                
МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Виктор Витальевич, вы предлагаете разрешить гражданам голосовать в              
одномандатном округе по месту пребывания. Все мы знаем, что временную           
регистрацию можно получить легко, даже находясь в гостинице. А где              
уверенность, что эта норма не будет использоваться для искусственного           
завышения явки или даже для голосования за нужных кандидатов?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Пинскому.                   
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Ну, согласно законодательству - эта норма уже закреплена в        
законе "О выборах депутатов Государственной Думы..." - действует правило, что   
человек, прибывший, будем говорить, в одномандатный округ, где проходят         
выборы, должен зарегистрироваться там не менее чем за три месяца до дня         
голосования. Эта норма отсутствует в законе о выборах президента, но            
присутствует в законе о выборах депутатов Государственной Думы. Так что         
только человек, зарегистрированный в пределах округа не менее чем за три        
месяца, имеет право принимать участие в голосовании.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Виктор Витальевич, ну, к сожалению, это не так - я      
имею в виду ваш ответ на предыдущий вопрос. Дело в том, что как раз статья, в   
которой описан порядок включения граждан в списки, утрачивает силу и вводится   
новый порядок, по которому гражданин может попасть в список избирателей и       
проголосовать, если он зарегистрируется на портале госуслуг или лично явится    
на избирательный участок, так что опасение, о котором коллега только что        
сказал, задавая вам вопрос, остаётся. Пожалуйста, объясните, как исключить      
возможность двойного голосования или, скажем так, злоупотреблений со стороны    
временно зарегистрированных и лиц без регистрации? Обращаю внимание: самое      
интересное, что такой же упрощённый порядок вводится, коллеги, для лиц вообще   
без регистрации.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Пинский.                                      
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Валерий Карлович, я уже вам объяснял и ещё раз хочу повторить:    
у человека, который прибыл в округ, где проводятся выборы, и желает             
проголосовать на этих выборах, это право возникает только в том случае, если    
он был зарегистрирован в пределах этого одномандатного округа не менее чем за   
три месяца до дня голосования. Эта норма закреплена в статье 4, часть 2,        
закона, можете её прочитать. У нас и раньше это правило действовало.            
                                                                                
Мы какое новшество вводим? Сейчас мы только вводим норму о том, что человек     
может проголосовать по месту нахождения. Раньше человек должен был              
зарегистрироваться по месту пребывания не менее чем за три месяца, чтобы        
принять участие в выборах: он должен был прийти подать заявление в              
территориальную избирательную комиссию, его включали в список избирателей и     
прикрепляли к участку, где он зарегистрирован. Сейчас человек,                  
зарегистрированный в любом месте и приехавший в округ, где проводятся выборы,   
имеет право проголосовать на любом участке. При этом, если посмотреть норму,    
которую мы предлагаем, - это часть 4-1 статьи 17, - он должен быть исключён     
из списка избирателей по месту жительства, если там тоже проходят выборы. Эта   
норма очень хорошо показала себя на президентских выборах.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Викторовна, вы хотели дополнить? Пожалуйста.        
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Я хотела дополнить, уважаемые коллеги. Данным проектом       
закона предлагается ввести новые нормы, очень чётко описывающие эту             
процедуру. Это первое.                                                          
                                                                                
Второе. Право устанавливать порядок предоставляется Центральной избирательной   
комиссии, при этом чётко оговорены очень жёсткие сроки подачи заявления: не     
ранее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее чем за 14 часов по         
местному времени дня, предшествующего дню голосования.                          
                                                                                
Следующий очень важный момент, который вас беспокоит и который в данном         
случае является серьёзным ограничителем: окончательное решение принимается      
непосредственно самой избирательной комиссией и только при условии, если        
человек не проголосовал по месту своего проживания.                             
                                                                                
Вы говорили о тех, кто не зарегистрирован, - в отношении их эта процедура       
тоже прописывается. Если вы хотите предложить ещё какие-то, дополнительные      
механизмы, можно ко второму чтению их рассмотреть.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Виктор Витальевич, вы, как профессиональный юрист,   
вероятно, знаете, что на выборах президента есть порог явки, а на выборах       
депутатов Государственной Думы - нет. И вы, вероятно, знаете, что все           
председатели областных, краевых, республиканских комиссий вместе с главами      
раз в полгода обязательно уточняют списки избирателей. И мне, допустим,         
комиссия Ростовской области не смогла объяснить, как на выборах Президента      
Российской Федерации в течение дня численность избирателей изменилась на 30     
тысяч, а в стране - на 1,5 миллиона. Может, вы поясните? И зачем вам нужна      
явка, если в законе нет порога явки?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пинскому, пожалуйста, включите микрофон.                  
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Ну, чуть-чуть непонятен вопрос, но я хочу сказать, что нам не     
явка нужна, мы должны предоставить возможность каждому человеку                 
воспользоваться своим правом участвовать в выборах - вот на это направлен       
этот законопроект, а не на обеспечение явки.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующий вопрос - пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич.    
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Виктор Витальевич, ну, конечно, нельзя сравнивать выборы президента по всей     
стране, когда все избиратели одинаково информированы, естественно, имеют        
одинаковое право и должны получить право голосовать, где бы они ни были, и      
выборы депутата по одномандатному округу. Депутат работает в своём округе, не   
только в Государственной Думе, это затрагивает региональный уровень,            
муниципальный и так далее, это логично, но у человека, который приехал за три   
месяца до выборов, нет полной информации о качестве работы, значит, его         
голосование будет, возможно, не совсем справедливым. Предполагается ли          
всё-таки ограничить количество вот таких голосующих каким-то процентом? А       
что, если половина избирателей в округе будут приезжими? Ну могут так           
сложиться обстоятельства, об этом говорили коллеги. И есть опасения по поводу   
такой политической миграции в конкретный одномандатный округ перед выборами.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Пинский. Пожалуйста, Виктор Витальевич.      
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Олег Анатольевич, мы не можем ограничивать права        
людей никак. Если человек желает проголосовать, он должен воспользоваться       
этим правом. Если у вас предложение о каком-то другом механизме возникло,       
давайте во втором чтении об этом поговорим.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите.                 
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Олег Анатольевич, там же есть ограничение: это возможно      
только в рамках своего избирательного округа. Что касается избрания по          
партийным спискам - да, а что касается одномандатников - это возможно только    
в рамках своего избирательного округа.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна, за пояснение.                  
                                                                                
Насколько я понимаю, когда речь идёт о федеральных выборах в рамках             
избирательной кампании по выборам президента, у нас все граждане имеют право    
участвовать в голосовании, независимо от того, куда они в этот день поехали,    
такая возможность должна быть предоставлена, а когда речь идёт, допустим, о     
регионе, то это возможно только в рамках региона, когда речь идёт о районе      
или округе, то это возможно только в рамках района или округа - вот об этом     
мы говорим. И перевозка избирателей из одного округа в другой здесь уже по      
определению недопустима.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. У меня вопрос к коллеге Савастьяновой, потому что объяснения         
коллеги Пинского не всегда что-то объясняют. Вот как мы избегаем в данном       
случае круизного голосования, когда один и тот же избиратель появляется на      
разных избирательных участках, говоря, что он не проголосовал на том участке,   
где официально зарегистрирован? Да, там он из списков исключён, но при этом     
возникает модель вот таких кочующих квазиизбирателей, которые голосуют много    
раз, - каким образом мы это отсекаем, каким образом предполагаемое участие      
наблюдателей поможет исключению такой модели поведения? Как наблюдатели-то      
поймут, что этот человек пришёл голосовать во второй, в третий или в тридцать   
третий раз?                                                                     
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Ещё раз скажу. Непосредственно решение будет принимать       
Центральная избирательная комиссия, а что касается потенциальной возможности    
голосования на разных участках, тут есть несколько ограничений: во-первых,      
непосредственно сама электронная система; во-вторых, решение избирательной      
комиссии; в-третьих, избирательная комиссия принимает решение и допускает до    
голосования только в том случае, если подтверждается факт неголосования на      
избирательном участке по месту, где проживал или проживает данный избиратель.   
Это в проекте того федерального закона, который авторами представлен,           
прописано.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.                                 
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
От фракции, Сергей Владимирович? От фракции. Пожалуйста. По совести             
выступайте.                                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Совершенно верно.                                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, я очень коротко, не буду занимать время.                     
                                                                                
Вы знаете, мы в этом зале огромное количество раз пытались улучшить (в          
кавычках, конечно) избирательное законодательство. Что мы только тут не         
придумывали, вернее, не мы, а парламентское большинство! И всё это              
мотивируется тем, что мы должны гражданам предоставить возможность, чтобы они   
проголосовали, чтобы, не дай бог, их права не были ущемлены и так далее. Вот    
если бы всё действительно делалось по совести и честно, как это делается в      
некоторых странах: приходишь на избирательный участок, показываешь паспорт,     
где не стоит отметка, что ты принимал участие в голосовании, тебе ставят        
штемпель, выдают бюллетень - и иди голосуй, всё, больше ничего не надо, то и    
не надо было бы ничего придумывать!                                             
                                                                                
Когда принималась вот эта система в отношении президентских выборов - все эти   
законопроекты рассматривались в нашем комитете, - я очень сильно ругался с      
избирательной комиссией, я просил объяснить мне, как это всё будет              
обеспечено. Вы поймите, уважаемые коллеги, точнее, наши избиратели и те, кто    
смотрит прямую трансляцию: эта схема работает ужасно! Раньше у любого           
гражданина по закону была возможность прийти, сказать, что он здесь живёт,      
работает временно, и подать заявление в комиссию; избирательная комиссия его    
заявление отправляла по месту жительства, там этого гражданина исключали из     
списка избирателей, а здесь включали в списки. И не надо нам рассказывать       
сказки, что для этого нужно было ехать во Владивосток. Или вот тут коллеги      
некоторые рассказывали, мол, я из Ростова уехал, и, чтобы мне не ездить туда,   
не сниматься с учёта, вот эта упрощённая процедура вводится. Ничего             
подобного, уважаемые коллеги! Собака зарыта здесь, всё очень просто.            
Гражданин может пойти двумя путями, чтобы реализовать своё право, находясь по   
так называемому месту нахождения: первое - это портал госуслуг, второе - это    
служба "одного окна".                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, нам сказали, что 7 миллионов воспользовались этим правом,    
а вот воспользовались они на самом деле или нет, мы с вами проверить никак не   
сможем: ни один член избирательной комиссии не имеет доступа ни к системе       
"одного окна", ни к порталу госуслуг. И поэтому я допускаю, что какое-то        
количество избирателей просто потому, что их не информировали, что у них        
такое право и так есть, зашло в эту службу "одного окна", подало заявку на      
голосование или, допустим, зарегистрировалось на портале госуслуг. Но ещё       
больше я подозреваю, что... Как сказали представители избирательной комиссии,   
около 7 миллионов человек воспользовались этим правом - этим правом могли       
воспользоваться помимо их воли, понимаете? И мы здесь вообще никакого           
контроля не можем противопоставить.                                             
                                                                                
Второй законопроект, сопутствующий, по поводу наблюдателей от Общественной      
палаты. Вы что думаете, всё это нужно для того, чтобы действительно             
наблюдение было прозрачное и так далее, и тому подобное? Да ничего подобного!   
Это нужно, чтобы не было риска, что другие наблюдатели в знак протеста против   
фальсификации уйдут, скажут "до свидания", и всё. А вот представители           
Общественной палаты скажут: нет, мы были на выборах - всё было честно, всё      
было чисто и так далее, и тому подобное.                                        
                                                                                
Коллеги, ещё раз вам говорю: завязывайте с этими модернизациями! У вас логика   
такая: сегодня воровать - преступление, давайте примем закон - и воровство не   
будет преступлением. Так не надо, ёлки-палки, узаконьте просто-напросто         
назначение и прочие вещи и не будем тратить народные деньги! А то, понимаешь,   
не знают уже, как вывернуться так, чтобы действительно и явку повысить, и за    
нужных кандидатов голоса получить. В конце концов, ещё раз говорю, не хотите    
- не надо, давайте просто назначения сделаем, и все дела, и будут депутаты      
приезжать раз в месяц, вернее, раз в полгода: посидели на сессии, на ура        
приняли законы, получили свой сухпаёк и уехали - такая система была раньше,     
как вы знаете.                                                                  
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Карамышев Виктор Николаевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                         
                                                                                
КАРАМЫШЕВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, принципы партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - гласность, честность и     
открытость, и мы уверены, что данные нововведения сделают избирательный         
процесс более открытым и, соответственно, заслуживают доверия наших             
избирателей, а следовательно, будут поддержаны нашей фракцией.                  
                                                                                
Как уже говорилось, данные новеллы проходили обкатку во время выборов           
Президента Российской Федерации в марте текущего года. Что касается             
видеонаблюдения, свыше 43 тысяч избирательных участков было оснащено камерами   
видеонаблюдения. Присутствие наблюдателей от Общественной палаты Российской     
Федерации, от общественных палат субъектов Российской Федерации,                
наблюдателей, которые не представляют какого-то конкретного кандидата или       
какую-то конкретную политическую партию, а защищают интересы непосредственно    
общественности, граждан Российской Федерации, - это тоже замечательно. Ну и     
последнее нововведение - это отказ от открепительных удостоверений и            
предоставление возможности избирателям проголосовать по месту их нахождения.    
Это очень важно, так как не только упрощает для избирателей процедуру участия   
в выборах, но и обеспечивает осуществление ими активного избирательного         
права.                                                                          
                                                                                
Фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данные нововведения, данные изменения в                
законодательстве будут поддержаны.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Николаевич.                               
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
Валерий Карлович, кто у вас от фракции - вы, да?                                
                                                                                
От фракции - семь минут поставьте.                                              
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну вот я взял текст   
действующего закона и законопроекта, прямо постатейно, - что же меняется? Как   
говорится, дьявол кроется в деталях, его не так легко выцепить оттуда, - я      
постарался всё-таки в деталях разобраться. Что же в деталях?                    
                                                                                
Сразу скажу, что в нашей фракции есть разные позиции, большинство оценивает     
нововведения, которые были опробованы на президентских выборах, результат       
введения мобильной избирательной системы в масштабах страны как                 
положительный, это мы признаём. Но к сожалению, обкатка этой системы на         
выборах президента показала, что есть и негативный план. Так, распространение   
этой системы на одномандатные округа чревато очень серьёзными последствиями -   
искажением результатов выборов в одномандатных избирательных округах.           
                                                                                
Вот мы сейчас говорим о том, что мы меняем. Вы правильно сказали, что будут     
включаться в списки избиратели в одномандатных округах, для этого они за три    
месяца до выборов должны быть там зарегистрированы. Согласно действующей        
сейчас процедуре для включения в список избирателей гражданин должен подать     
заявление в соответствии с частью 11 статьи 17. И что в этой статье сейчас      
прописано? Он не менее чем за 21 день должен подать заявление в                 
территориальную избирательную комиссию. Ну, например, в Коркинском              
избирательном округе у нас девять территориальных комиссий. Что теперь          
меняется? Вы этот порядок убираете и вводите новый порядок, по которому можно   
подать заявление прямо накануне выборов и в участковую избирательную            
комиссию. Понятно, что при желании, конечно, можно и проконтролировать подачу   
заявлений в участковые избирательные комиссии, и не допустить многократного     
голосования, но практика показывает, что сделать это невозможно, тем более      
что даже члены избирательной комиссии не могут, не имеют возможности это        
проверить, а уж наблюдатели тем более, потому что они к спискам избирателей     
вообще доступа не имеют.                                                        
                                                                                
Что получается? Вы этим законом упрощаете для "карусельщиков" возможности       
использования вот этих технологий, когда один и тот же человек в пределах       
одного избирательного округа многократно голосует, переезжая из одного района   
в другой, например из Советского района в Ленинский в городе Челябинске,        
потом из Ленинского в Коркинский и так далее, по 10-15 раз можно                
проголосовать. Вот камеры видеонаблюдения, о которых было сказано,              
зафиксировали многократное голосование, мы собрали эти данные, нашли            
несколько десятков человек, которые по несколько раз, от 5 до 15 раз,           
голосовали на разных избирательных участках, это всё фиксировалось, время       
зафиксировано - вы думаете, кто-то стал эти данные проверять? Абсолютно никто   
не стал проверять! Когда мы запросили в областной избирательной комиссии        
копии записей, вы думаете, нам их предоставили? Ничего подобного! Под любыми    
предлогами уничтожили копии записей - всё, ничего нет! Никто не стал            
разбираться, притом что были зафиксированы случаи массового голосования,        
многократного голосования лиц, были поданы соответствующие заявления в          
правоохранительные органы и в суд. Вы думаете, кто-то начал разбираться?        
Никто не стал разбираться! А вы сейчас эту процедуру ещё хотите упростить!      
                                                                                
Следующая новелла - это голосование лиц без определённого места жительства,     
вы это тоже упрощаете. Собственно говоря, и сейчас эта процедура действует,     
хоть она и сложнее, но это не меняет ситуации. Мало того, мы провели анализ,    
ведь таких участков, специальных участков, где могут голосовать лица без        
определённого места жительства, без регистрации, немного. Мы посмотрели,        
сравнили результаты. В одной и той же школе - школе № 6 города Копейска,        
которую я закончил, - на одном участке бомжи могли голосовать, на другом -      
нет. Как вы думаете, различаются результаты? Правильно, они диаметрально        
противоположные! Понятно, да? Поэтому вот что хочу сказать. Мы, конечно,        
понимаем, что нужно гражданам давать больше возможностей, и, если гражданин     
хочет проголосовать на выборах, ему эту возможность надо дать, но не            
многократно, потому что, как практика показала, одни избиратели хотят один      
раз свой гражданский долг выполнить, а некоторым выгодно это делать             
многократно, ещё и хвастаются потом, что они очень хорошо на этом заработали.   
А правоохранительная система наша, к сожалению, не собирается в это             
вмешиваться.                                                                    
                                                                                
Я считаю - выскажу свою личную точку зрения, - что всё-таки систему, которая    
имеет и положительные, и отрицательные последствия, скажем так, опыт            
федерального уровня распространять на уровень округов преждевременно, нельзя    
этого делать, пока мы не разобрались с нарушениями правил голосования, с        
нарушениями закона, которые были зафиксированы на выборах депутатов             
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Ну и по тексту здесь гораздо больше замечаний. Приведу пример. Вот в пункте 3   
статьи 1 вашего законопроекта вы предлагаете изложить в новой редакции часть    
4 статьи 17, где речь идёт о включении в список избирателей гражданина          
Российской Федерации: было - "постоянно проживающего за пределами Российской    
Федерации", слово "постоянно" просто убирается и остаётся "проживающего за      
пределами Российской Федерации". И по тексту очень много вот таких моментов,    
которые вызывают сомнения: а для чего это убирать? Вот одно слово вы            
убираете, и это уже меняет смысл: постоянно проживающий и просто проживающий    
- это два разных статуса. Ну, я думаю, что это относится уже к процедуре        
второго чтения. Я готов все свои замечания дать в комитет, вы посмотрите, и,    
если вы сочтёте, что мои предложения заслуживают внимания, думаю, во втором     
чтении можно было бы отработать их и уменьшить риски.                           
                                                                                
В целом хочу сказать, что в нашей фракции есть разные позиции, но я думаю,      
коллеги ещё будут высказываться. Лично я этот законопроект поддерживать не      
буду.                                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович.                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич от фракции КПРФ.                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот Виктор         
Витальевич многозначительно умолчал и не ответил на мой вопрос, а я задал       
вопрос: как в течение дня может измениться число избирателей? Ну объясните      
мне! Не может оно так измениться, оно может уменьшиться - кто-то умереть        
может, а увеличиться не может. Но у вас оно увеличилось официально более чем    
на 1,5 миллиона по стране, ну, в разных регионах по-разному, в зависимости от   
аппетитов администраций. То есть, с моей точки зрения, если вы заботитесь о     
прозрачности, открытости, как вы говорите, то первый вопрос: скажите,           
пожалуйста, почему инвалидом сделали человека на участке № 667 в Марьиной       
роще в Москве, когда он в соответствии с законом потребовал ручного пересчёта   
бюллетеней после использования КОИБа? В законе прописано, что если не           
опечатан - пересчитать, но вызвали бандюганов, искалечили человека, он до сих   
пор в больнице, понимаете? Ну почему вы не хотите сделать обязательным          
пересчёт бюллетеней хотя бы на 5 процентах или на 2 процентах участков с        
КОИБами - в чём же тогда ваша открытость? Я вас уверяю, что на 90 процентах     
участков даже членам комиссии с решающим голосом от реальной оппозиции не       
дают знакомиться со списками избирателей.                                       
                                                                                
Второй вопрос. На многих территориях при вашем хорошем механизме были           
зафиксированы массовые перевозки избирателей. Конкретно говорю: участок № 225   
в городе Батайске - два автобуса из Сальска, за 180 километров, а в Сальске -   
из Батайска. Я не понял, вы хотите стимулировать "цветную революцию"?           
Посмотрите, основой всех "цветных революций" являются, первое, искажения на     
выборах - это главный мотив (вот посмотрите: Украина, Грузия и множество        
других стран), а второе - сверхкоррумпированность власти и непринятие           
решений. С моей точки зрения, если бы вы хотели открытости, то сделали бы       
следующее - приняли бы одну поправку в закон: если не пришёл на выборы (так в   
ряде европейских стран), то до следующих выборов не имеешь права задавать       
вопросы ни одному органу власти. Я вас уверяю: без всяких ваших мотиваторов и   
стимуляторов большая часть сознательных людей пришла бы и проголосовала - но    
вы же этого не хотите, вы хотите управляемого голосования, а это приведёт в     
конечном итоге к бунту!                                                         
                                                                                
Третий вопрос. Вы говорите о камерах. Я лично, в силу того что давно            
занимаюсь этим вопросом, в течение дня многократно осмотрел более чем 200       
участков. Во-первых, половина камер была отрегулирована так, что не видно ни    
места выдачи бюллетеней, ни ящика, куда их бросают, то есть на камеру деньги    
потратили, а она бесполезна для дистанционного контроля. И во-вторых, - вот     
здесь коллега Гартунг говорил, но не знаю, делал ли он запросы, - я делал       
запросы в Центральную избирательную комиссию - ни одна комиссия камерами не     
управляет! Для сведения: камерами управляет "Ростелеком". Понимаете? А          
"Ростелеком" говорит: "У вас допуска нет". Ну если у комиссии нет допуска!..    
По КОИБам вы же не даёте нам алгоритм для контроля. КОИБ - это электронная      
манипуляция, я вам флешкой заложу любой результат, и КОИБ вам выдаст то, что    
я заложил, а не то, что вы там в ящик набросали.                                
                                                                                
Далее. Ну вы поймите, выборы президента - это выборы, когда один человек        
избирается, да, можно жить постоянно на Сахалине, а голосовать в                
Калининграде. Выборы губернатора - это выборы одной персоналии в рамках одной   
области, здесь тоже можно согласиться. Но когда проводятся смешанные выборы,    
повторяю, без ограничения явки избирателей - два человека вышли и могут         
избрать и губернатора, и мэра (там, где они избираются), и главу                
администрации, - ну вы для чего мотивируете-то? Мне лично вообще непонятен      
мотив. Вот в Ростовской области уже раньше вас приняли это для проведения       
выборов в Законодательное Собрание. Зачем? В области на 130 участках в день     
голосования во второй половине дня уменьшилась наполовину численность           
избирателей и число выданных бюллетеней, которое жёстко ограничено законом и    
не должно превышать более чем на 0,5 процента число избирателей! Сегодня 200    
процентов на участок, но никто не может объяснить, куда делись бюллетени -      
где они?                                                                        
                                                                                
С моей точки зрения, здесь не надо заводить рака за камень. Кому-то взбрело в   
голову, что это эффективная система, - утверждаю, что это сверхотрицательная,   
разрушительная для правового сознания граждан система. Хотите, чтобы граждане   
приходили, - надо решать их вопросы и устанавливать зависимость практических    
результатов от их голосования. У нас на сегодняшний день этого нет,             
понимаете? У нас сегодня есть колоссальная апатия и недоверие к институту       
выборов, это уже третий шаг к "цветной революции".                              
                                                                                
Вы думаете, почему "Telegram" пацанву собрал? Там же были малолетние            
школьники! На Страстном бульваре и на проспекте Сахарова были малолетние        
школьники, собранные "Telegram", - почитайте объявления, я их читал, в них      
было написано: против закрытия Интернета. И молодёжь, которая там была,         
которая случайно пришла, пришла защищать именно Интернет, а не какие-то там     
права Навального или чьи-то другие. Но почему же это происходит? Потому что     
мы с вами после реформы образования убрали воспитательный компонент из          
образования, а выборы и образование связаны. Если вы правовое сознание не       
воспитываете в школе и других образовательных учреждениях, его будут наши       
оппоненты через Интернет воспитывать.                                           
                                                                                
Мы категорически против таких поправок и убеждены, что такие законы должны      
приниматься не большинством, а консенсусом. Это касается не "ЕДИНОЙ РОССИИ",    
это касается всей страны и всех участников избирательного процесса, и это       
может сказаться на судьбе всей страны, потому что рано или поздно человек,      
который бюллетенем не может изменить ситуацию, возьмётся за вилы. Я вас         
уверяю, что во многих местах есть очень много протестных групп, которые         
возмущены именно тем, что спаявшиеся элиты возомнили себя богами на земле, не   
хотят изменений и рисуют любой результат. Давайте подумаем и, если хотим        
улучшать, давайте работать над улучшением, а не над ухудшением                  
законодательства.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, три минуты.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Этот законопроект существенно расширяет зону махинаций при           
проведении выборов в Российской Федерации, причём выборов депутатского          
корпуса, который является напрямую связующим звеном между избирателями и        
всеми структурами власти в нашей стране.                                        
                                                                                
Почему я так говорю? Я задавал вопрос коллеге Савастьяновой о том, как          
избегать круизного голосования. Скажем, человек, зарегистрированный на          
участке № 100, говорит, что на 100-м не будет голосовать, просит вычеркнуть     
его из списка избирателей участка № 100, идёт голосовать на 101-й, где ему      
выдают бюллетень, после чего он говорит спасибо и идёт голосовать на 102,       
103, 104-й и последующие, пока не закончится световое время. Я спрашивал,       
каким образом избежать такого круизного, множественного голосования, и          
никаких ответов не услышал, кроме того что будет некая инструкция               
Центризбиркома, в которой, понятно, эти вещи не будут прописаны (внятно         
объяснить, что в ней может быть прописано, совершенно невозможно), и            
рассказов о том, что будет электронная система видеорегистрации. Ну и что эта   
видеорегистрация? У нас что, есть система распознавания лиц? Эта система        
работает как-то слаженно? Наблюдатель может зайти в эту систему и сказать       
кому-то: вы уже голосовали на предыдущем избирательном участке, поэтому         
уходите отсюда вон? Нет, такая модель не работает. Данный законопроект - это,   
безусловно, законопроект, легализующий круизное, множественное голосование в    
Российской Федерации, формирующий пространство для махинаций и фальсификаций    
избирательного процесса и подрывающий само доверие к выборам.                   
                                                                                
Следующий момент. Вообще, каким образом все эти вопросы могли бы решаться? Ну   
наверное, только так, как за рубежом. Первое - это электронная система          
голосования. Я прошу учесть для протокола: все КОИБы, которые есть в            
Ростовской области, надо забрать у коллег из Ростовской области и перебросить   
их к нам, в Астрахань и, я думаю, в Челябинск - коллега Гартунг поддержит, я    
смотрю, у него реакция очень положительная. Не умеете пользоваться              
технологиями ХХI века - у вас их надо забирать, коллега Коломейцев, и           
отправлять туда, где умеют ими пользоваться. Во всём мире, в странах, где       
раньше были диктатуры, - Турция, Пакистан и прочие - уходили от фальсификаций   
как раз через электронные системы подсчёта голосов.                             
                                                                                
Второе - отметки в паспортах, о чём говорила Москалькова, в связи с чем тоже    
была большая дискуссия. Тогда будет всё понятно. Например, в Абхазии человек    
приходит голосовать, а у него несмываемая краска на пальцах, и ему говорят,     
мол, товарищ, ты уже проголосовал, да он и не придёт в этом случае, либо у      
гражданина может быть отметка в паспорте, вот тогда не будет круизного          
голосования. А законопроект, который сегодня рассматривается, безусловно, о     
кочующих группировках в рамках округа, которые не проголосуют на своих личных   
избирательных участках, однако обретут возможность перебегать с одного          
избирательного участка на другой и тем самым фальсифицировать, по сути,         
результаты выборов. Это проект закона не о расширении прав избирателей, а о     
сокращении прав избирателей, потому что права избирателей предполагают очень    
простую модель: один человек - один голос, и в этом основа любой демократии и   
любого честного подсчёта голосов.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич.                                 
                                                                                
Представитель президента? Представитель правительства? Нет. Докладчик?          
                                                                                
Виктору Витальевичу Пинскому включите микрофон.                                 
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. У меня сложилось впечатление, что ни коллега Шеин, ни коллега     
Гартунг не прочитали внимательно проектируемую часть статьи либо не             
разобрались с данным проектом закона. Я просто хочу зачитать проектируемую      
часть статьи, где чётко даются ответы на вопросы, которые они задавали.         
"Избиратель, подавший заявление, исключается из списка избирателей по месту     
своего жительства. Избиратель, подавший заявление, может быть включён в         
список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном     
участке. Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на       
избирательный участок по месту своего жительства, может быть включён в список   
избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только        
после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на   
избирательном участке по месту своего нахождения. В случае включения            
избирателя в список избирателей по месту жительства он утрачивает право быть    
включённым в список избирателей по месту нахождения". Вот пожалуйста - ответы   
на вопросы, которые задавал коллега Шеин. Просьба внимательно читать            
проектируемые статьи.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Викторовна Савастьянова.                                      
                                                                                
САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Николай          
Васильевич, вы очень хорошую фразу сказали: не надо заводить рака за камень.    
Что я имею в виду?                                                              
                                                                                
Первое. Коллеги, ну, можно, конечно, не замечать, что наша жизнь меняется, но   
она меняется, причём очень быстро, появляются абсолютно новые технологии и      
возможности, и мы не можем не реагировать на эти возможности, и мы не можем     
исходя из этого не менять существующее законодательство в сторону улучшения.    
                                                                                
Второе. Конечно, мы всегда смотрим, как складывается практика в других          
странах, оцениваем её, но при этом мы всегда должны понимать, что наша страна   
особая. Регион, который я представляю, по территории как пять европейских       
государств, и тот, у кого такая же ситуация, знает, насколько сложно            
добираться: у нас из столицы региона что до Москвы, что до другого города -     
расстояние одно и то же. Этот законопроект вопрос защиты прав граждан решает.   
                                                                                
Третье. Мы на сегодняшний день, предлагая конкретные решения... Валерий         
Карлович не случайно сказал, что мы выявили нарушения, но на них не             
отреагировали, то есть мы сегодня работаем в логике "этот утюг не работает".    
Так, может, мы с этим утюгом всё-таки разберёмся, а не будем говорить, мол,     
давайте мы вообще утюгами пользоваться не будем, потому что сломался один из    
них?                                                                            
                                                                                
У нас достаточно много проблем и вопросов, которые требуют решения и            
законодательного регулирования. Но что, наверное, очень важно в любом           
законодательном процессе - это то, что, предлагая новые правовые нормы, надо    
ориентироваться не на исключения, не на негативные примеры, а на то, как это    
должно быть, и добиваться того, чтобы в соответствии с законом это было.        
                                                                                
Очень важны предложения авторов законопроекта. Практически вся дискуссия        
свелась к вопросу о голосовании по месту нахождения, и именно в связи с этим    
вопросом принимаются изменения в части гражданского контроля и в части          
наблюдения. Давайте, принимая эти решения, добиваться того, чтобы в             
соответствии с законом они исполнялись.                                         
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Викторовна.                                
                                                                                
Коллеги, ставлю законопроект на голосование.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9 %                                    
Проголосовало против           42 чел.9,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.