Заседание № 196

27.02.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 434348-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об оружии" (в части усиления государственного контроля за оборотом оружия)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4283 по 4430 из 5055
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13        
Федерального закона "Об оружии" (в части усиления государственного контроля     
за оборотом оружия)". Доклад Михаила Николаевича Матвеева.                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, на фоне роста преступности среди мигрантов и   
примыкающих к ним в одной диаспоре лиц, которые уже приобрели российское        
гражданство, вызывает большую тревогу то, что многие из этих преступлений       
совершаются с использованием зарегистрированного оружия. В частности, в         
сентябре 2021 года в городе Батайске Ростовской области группа мигрантов        
избила участника СВО, в него было выпущено пять пуль из травматического         
пистолета. Возбуждено уголовное дело, при расследовании выяснилось, что это     
оружие, легально приобретённое, использовало лицо, которое недавно получило     
российское гражданство. Глава Следственного комитета Бастрыкин отмечал, что в   
прошлом году в части совершения тяжких преступлений мигрантами произошёл        
быстрый скачок на 37 процентов.                                                 
                                                                                
В связи с этим в законопроекте предлагается ужесточить требования, связанные    
с выдачей лицензии на приобретение оружия гражданам Российской Федерации,       
которые недавно приобрели российское гражданство, были иного гражданства,       
гражданства иностранного государства, и ввести определённый испытательный       
срок: для приобретения травматического оружия - 5 лет, для приобретения         
огнестрельного оружия - 10 лет. Естественно, в этот период данные лица не       
должны совершать никаких административных и иных правонарушений. Это первая     
новелла. И вторая: мы полагаем, что при подаче документов на получение оружия   
такой гражданин должен представить также документы о постановке на воинский     
учёт. У нас зачастую происходит так, что люди получают российский паспорт,      
тут же вооружаются, но не стремятся встать на воинский учёт, и наши             
правоохранительные органы, военкоматы периодически таких лиц выявляют.          
                                                                                
К законопроекту поступили замечания, отрицательный официальный отзыв            
правительства, на основании которого сформировал своё мнение комитет. С         
учётом особого порядка рассмотрения, сокращённого, я выскажу своё отношение к   
тем позициям, которые там имеются. Прежде всего хочу сказать, что некоторые     
замечания, на мой взгляд, носят несущественный характер и могли бы быть         
учтены при доработке законопроекта во втором чтении. Так, справедливо           
указано, что есть лица, которые в принципе не встают на воинский учёт,          
например женщины или лица определённого возраста, что не сделано определённых   
исключений для граждан новых регионов. Полагаю, всё это можно было бы           
доработать. Что же касается концептуальной позиции, что лица, которые           
получили российское гражданство, ничем не должны отличаться по своим правам     
от граждан, скажем так, приобретающих российское гражданство по рождению, я с   
этим категорически не согласен. Существует угроза, мы не можем не наблюдать     
ситуацию, когда вооружаются в том числе и определённые преступные лица, пятая   
колонна, находящаяся у нас в стране, и, естественно, мы должны на это           
реагировать. Статистика, которая имеется в моём распоряжении, а именно данные   
МВД, показывает, что количество преступлений, совершённых с использованием      
оружия, остаётся стабильно высоким.                                             
                                                                                
Комитет справедливо отметил, что при этом у нас ещё и иностранные граждане      
могут приобретать оружие. Иностранные граждане! Страна находится в условиях     
военного столкновения с иностранными государствами, и при этом у нас            
иностранные граждане могут приобретать оружие. Я запросил в МВД данные - мне    
МВД сообщает, что количество преступлений иностранных граждан с                 
использованием оружия тоже, в общем-то, на определённом уровне сохраняется.     
Это не является предметом данного законопроекта, но это является основанием     
для того, чтобы его доработать. Я полагаю, что необходимо будет вновь           
вернуться к этой теме, несмотря на отрицательные заключение комитета и отзыв    
правительства.                                                                  
                                                                                
Отмечу, что у нас довольно странное отношение к анализу преступности. В         
частности, мне МВД сообщает, что сведениями о преступлениях, совершённых с      
применением оружия гражданами России из числа получивших российское             
гражданство, они не располагают, то есть такое впечатление, что кто-то из       
ведомственной статистики специально убирает определённые данные, необходимые    
нам для анализа, который показывал бы реальную картину этнической               
преступности и преступлений, которые совершают новые граждане Российской        
Федерации.                                                                      
                                                                                
Призываю комитет, коллег поддержать законопроект.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Анатолия Борисовича Выборного.                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как мы        
видим, в данном проекте федерального закона предлагаются две ключевые           
новеллы. Они предусматривают ограничение прав граждан Российской Федерации на   
приобретение оружия в зависимости от срока давности приобретения гражданства,   
а также устанавливают обязанность представления документов о воинском учёте     
для получения лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование   
оружия.                                                                         
                                                                                
Комитет предлагает данную законодательную инициативу отклонить, и прежде        
всего потому, что законопроект противоречит положениям самого Федерального      
закона "Об оружии", так как право на приобретение оружия имеют как граждане     
Российской Федерации, так и иностранные граждане, а ограничивать в нашем        
государстве исключительно права граждан Российской Федерации как минимум        
алогично.                                                                       
                                                                                
Что же касается запрета на выдачу лицензии на приобретение оружия гражданам     
Российской Федерации, не представившим документы о воинском учёте по месту      
жительства или по месту пребывания, то такой запрет лишает права на             
приобретение оружия граждан Российской Федерации, которые в соответствии с      
законом не обязаны состоять на данном учёте и, соответственно, не могут иметь   
таких документов. Напомню, это женщины, которые не имеют военно-учётной         
специальности, мужчины, которые освобождены от исполнения воинской              
обязанности, а также сами военнослужащие.                                       
                                                                                
Также законопроект противоречит положениям Федерального закона "Об              
организации представления государственных и муниципальных услуг" в части,       
касающейся запрета требовать от заявителя представления документов, не          
связанных с предоставлением соответствующих услуг.                              
                                                                                
Кроме того, проектируемое положение, согласно которому лицензия на              
приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия не может быть        
выдана гражданам Российской Федерации в течение десяти лет с момента            
приобретения гражданства, не согласуется с положениями закона от 13 июня        
прошлого года, который мы вместе приняли, поскольку определённые исключения     
уже приняты в отношении граждан, которые находятся на законных основаниях в     
Донецкой и Луганской народных республиках, в Херсонской и Запорожской           
областях.                                                                       
                                                                                
Также авторами не учитывается, что законом "Об оружии" уже установлены          
ограничения на приобретение и владение гражданским оружием, которые касаются    
всех граждан, в том числе приобретших гражданство Российской Федерации, а       
также порядок проверки граждан, впервые приобретающих оружие, на наличие        
признаков опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной     
или общественной безопасности.                                                  
                                                                                
Правительство Российской Федерации данный проект федерального закона не         
поддерживает. Со стороны Правового управления Аппарата Государственной Думы     
по законопроекту имеются концептуальные замечания.                              
                                                                                
По этим основаниям Комитет Государственной Думы по безопасности и               
противодействию коррупции предлагает законопроект не поддерживать и             
отклонить.                                                                      
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект закона под пунктом 21.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 46 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     96 чел.                                          
Не голосовало                 354 чел.78,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.