Заседание № 169

06.12.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 434180-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления на один год льготного режима налогообложения физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд; принят в первом чтении 24 мая 2018 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2186 по 2238 из 4940
Переходим к 9-му вопросу - это законопроект, принятый в первом чтении и         
предлагаемый к отклонению, - о проекте федерального закона "О внесении          
изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального      
закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса         
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".    
Докладывает Леонид Яковлевич Симановский, заместитель председателя Комитета     
по бюджету и налогам.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что в первом чтении        
данный законопроект был принят 24 мая 2018 года, он предусматривает продление   
на 2019 год действия освобождения от налогообложения доходов так называемых     
самозанятых физических лиц, а также освобождения работодателей - физических     
лиц от уплаты страховых взносов. В законопроекте также предлагается уточнение   
порядка постановки на учёт и снятия с учёта в налоговых органах этих            
физических лиц.                                                                 
                                                                                
Между тем текст законопроекта в представленной редакции на сегодняшний день     
утратил актуальность. Это связано с тем, что принят пакет законов, которыми     
не только продлено на 2019 год действие освобождения от налогообложения         
доходов самозанятых граждан и их работодателей - физических лиц от уплаты       
страховых взносов, но и в рамках эксперимента, проводимого в Москве,            
Московской и Калужской областях и Республике Татарстан, предложен комплекс      
мер по урегулированию деятельности самозанятых граждан и порядка их             
налогообложения - специальный налоговый режим (налог на профессиональный        
доход).                                                                         
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам просит   
данный законопроект отклонить.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Яковлевич.                                
                                                                                
Полномочный представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. По   
мотивам представители фракций хотели бы выступить? Нет.                         
                                                                                
Ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона?   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против           18 чел.4,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    377 чел.                                          
Не голосовало                  73 чел.16,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Проект федерального закона отклоняется.                                         

Заседание № 118

24.05.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 434180-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления на один год льготного режима налогообложения физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5367 по 5709 из 6341
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый       
кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О внесении         
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и     
отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Илья          
Вячеславович Трунин.                                                            
                                                                                
ТРУНИН И. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной        
Думы! Правительство предлагает вашему вниманию законопроект, который, по        
сути, внесён в пакете с другим законопроектом, рассматриваемым сейчас в         
комитете по экономической политике, и направлен на урегулирование               
налогообложения так называемых самозанятых физических лиц.                      
                                                                                
Напомню, что более года назад был принят закон, который установил, что при      
условии регистрации в налоговых органах физические лица, не являющиеся          
индивидуальными предпринимателями и оказывающие целый ряд услуг физическим      
лицам, освобождаются от налогообложения на два года. Обсуждая его ещё в виде    
законопроекта, мы с вами говорили, что, несмотря на то что мы освобождаем       
физических лиц от налоговой ответственности, существует гражданское             
законодательство, которое определяет, что предпринимательская деятельность      
без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя противозаконна, за   
это установлены определённые санкции в уголовном и административном             
законодательстве, поэтому, собственно говоря, не было обеспечено освобождения   
в полном объёме. За прошедшее время были внесены изменения в Гражданский        
кодекс, позволяющие в случае принятия отдельного федерального закона            
осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации   
в качестве ИП. И правительство внесло два законопроекта: первый предоставляет   
возможность гражданам при условии подачи уведомления в налоговый орган          
осуществлять предпринимательскую деятельность по определённому перечню видов    
деятельности без госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а   
во втором предлагается продлить льготный режим, действующий для самозанятых     
лиц, ещё на один год - до конца 2019 года. Комплексный характер этих двух       
законопроектов предполагает, что мы чуть ближе подойдём к решению проблемы      
налогообложения самозанятых граждан, при этом, естественно, в последующем,      
уже в этом году, правительство внесёт дополнительные инициативы, которые        
установят наиболее благоприятный режим налогообложения в этой сфере.            
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Ильдар Зинурович Бикбаев от Комитета по бюджету и        
налогам.                                                                        
                                                                                
БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет по бюджету и налогам       
концептуально поддерживает этот законопроект. Илья Вячеславович очень           
подробно изложил, что было сделано до этого и что предлагается на ваше          
рассмотрение.                                                                   
                                                                                
Вместе с тем отмечу, что комитет в своём заключении указывает, что продление    
льготного режима налогообложения самозанятых граждан - это мера временная,      
как сказал Илья Вячеславович, промежуточная. Нам нужно подробнее проработать    
и правовое регулирование этой деятельности, и порядок налогообложения, именно   
комплексно подойти к этому вопросу.                                             
                                                                                
На законопроект поступило 20 положительных отзывов законодательных органов и    
40 положительных отзывов высших исполнительных органов государственной власти   
субъектов Российской Федерации.                                                 
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по бюджету и налогам рекомендует принять в         
первом чтении проект федерального закона № 434180-7 "О внесении изменений в     
Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О        
внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской        
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".               
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Зинурович.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коллеги, ну вот теперь пришло время определиться. Если не возражаете, мы        
рассмотрим этот законопроект, а затем перейдём к законопроектам по              
сокращённой процедуре и тоже все их рассмотрим. После этого завершим            
заседание. Нет возражений? Спасибо.                                             
                                                                                
Пожалуйста, вопросы.                                                            
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна.                                                         
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Илья Вячеславович, скажите, пожалуйста, за год действия налоговой     
амнистии для самозанятых (2017/2018-й имеется в виду) сколько вообще встало     
на учёт в налоговой и как вы объясните такую цифру?                             
                                                                                
ТРУНИН И. В. Вера Анатольевна, спасибо за вопрос. Мы эту тему обсуждали в       
комитете. По состоянию на 1 мая текущего года уведомления о намерении           
заниматься такой деятельностью в налоговые органы представили 1400 человек,     
из них чуть менее тысячи, порядка 900 человек, за весь предыдущий год. О        
причинах того, почему так мало (естественно, самозанятых в Российской           
Федерации миллионы), я частично сказал в своём докладе. Во-первых,              
освобождение от налогов - это не главное, необходимо установить и иные          
правовые рамки для функционирования такого режима, как самозанятые.             
Во-вторых, наверное, урегулирования требует режим налогообложения не только     
самозанятых как не индивидуальных предпринимателей, но и самозанятых, то есть   
людей без наёмных работников, которые уже зарегистрированы как индивидуальные   
предприниматели: их много, они также платят, наверное, не все налоги, которые   
должны, и, наверное, требуются меры по их легализации.                          
                                                                                
Именно поэтому мы, когда обсуждали в комитете законопроект, договорились, что   
ко второму чтению нужна будет доработка с учётом тех направлений                
налогообложения, которые уже сегодня первый заместитель председателя            
правительства Антон Германович Силуанов указал на Петербургском международном   
экономическом форуме, и тех предложений, которые поступят от                    
предпринимательского сообщества.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Луговой Андрей Константинович.                                                  
                                                                                
ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Илья Вячеславович, вопрос такого порядка. Вы хотя бы тезисно расскажите нам     
всё-таки, концептуально обозначьте вектор, в какую сторону мы движемся с        
точки зрения администрирования этого налога у самозанятых, что мы им будем      
предлагать: добровольно ли они это делать будут, или мы вот эту фискализацию    
будем осуществлять с использованием научных каких-то, IT-технологий, или это    
будет что-то связанное с фискальными накопителями, или это будут какие-то       
программы? Это на самом деле, мне кажется, даже более ключевой вопрос, чем      
регистрация, потому что можно зарегистрироваться, а в итоге ничего не делать.   
Пожалуйста, ответьте.                                                           
                                                                                
ТРУНИН И. В. Андрей Константинович, спасибо за вопрос. Действительно, это       
важно. Правда, я не уверен, что за время, отведённое мне для ответа, расскажу   
про все особенности конструкции. Мы вместе с Федеральной налоговой службой      
предлагаем не вводить какой-то дополнительный налог для самозанятых, как        
писала пресса, а дать ещё одну возможность выбора, ввести ещё один налоговый    
режим, который обладал бы следующими качествами.                                
                                                                                
Во-первых, он должен быть максимально простым, желательно не подразумевающим    
никакого посещения налоговых органов для регистрации, если человек этого не     
хочет, или ему сложно, или нет времени, или он не считает это возможным.        
                                                                                
Во-вторых, он должен быть основан на современных технологиях. Федеральная       
налоговая служба уже разработала специальное приложение, которое, мы            
предполагаем, если наш подход будет одобрен, можно будет каждому установить     
на свой смартфон и осуществлять всё взаимодействие с налоговыми органами        
через это приложение, причём если у человека сейчас нет личного кабинета, то    
идентификацию мы предлагаем продумать такую, чтобы также не ходить в            
налоговый орган, а осуществлять её посредством биоидентификации.                
                                                                                
В-третьих, никаких фискальных накопителей. Нам важно сейчас не получить         
дополнительные налоги от самозанятых, а вывести людей из тени. Мы понимаем,     
что налоговое администрирование ужесточается, что налоговые органы всё лучше    
справляются и выявляют тех, кто не платит налоги, и не хотелось бы              
подставлять большое количество людей, которые по каким-то причинам считают,     
что могут не платить налогов.                                                   
                                                                                
Мы сейчас предлагаем освобождение, а в будущем, после того как освобождение     
закончится, предлагаем подумать над тем, чтобы налоги были максимально низкие   
и никаких дополнительных технических затрат наши налогоплательщики в связи с    
применением этих налогов не несли.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Илья Вячеславович, в продолжение вопроса Веры            
Анатольевны. Итак, у нас сейчас 1400 зарегистрировавшихся как самозанятые.      
Вопрос: сколько их на самом деле, по экспертным оценкам, если такие есть, и     
есть ли прогноз, сколько может зарегистрироваться в следующем году?             
                                                                                
ТРУНИН И. В. Олег Николаевич, сейчас, по данным Росстата (оставим за скобками   
определение, что такое, с их точки зрения, самозанятые), в России 15            
миллионов самозанятых - как индивидуальных предпринимателей, так и не           
индивидуальных предпринимателей. Мы считаем, что, если мы сделаем комфортным    
режим для регистрации самозанятых путём совершенствования в том числе           
рассматриваемого сейчас законопроекта, если он будет одобрен в первом чтении,   
мы получим несколько десятков тысяч новых регистраций, особенно если            
подключим, увяжем с этим законопроектом мобильные платформы, которые уже        
объединяют так называемых самозанятых.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Катасонов Сергей           
Михайлович. Есть ли ещё желающие? И Ганзя Вера Анатольевна. Есть ещё            
желающие? Есть. Тогда запишемся, коллеги, так нехорошо. По крайней мере три     
человека подняли руку, поэтому уже и порядок важен.                             
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит концепцию, с          
которой сегодня обращается к нам Правительство Российской Федерации. Это        
связано с тем, что мы ещё на год продлеваем ситуацию, когда самозанятым не      
нужно будет платить налоги, - это хорошо. Ну и хорошо - может быть, это в       
большей мере касается присутствующих здесь, в зале, - что работодатели          
физических лиц, которые осуществляют виды деятельности, прописанные в законе,   
то есть репетиторов, нянь, тех, кто осуществляет уход за больными, и так        
далее (мы для них являемся работодателями), освобождаются от уплаты страховых   
пенсионных взносов, то есть на год мы такой лаг получили.                       
                                                                                
Вместе с тем, услышав сегодня, в каком направлении будет двигаться              
правительство, хотел бы вот на что обратить внимание. Для того чтобы            
запустить весь этот механизм, очень важно предусмотреть определённые льготы     
на стартовом этапе. Мы знаем, что в этом направлении есть определённый опыт,    
в том числе у ГАИ: при оплате штрафа, например, в течение ближайшего месяца     
ставка в 2 раза меньше, то есть платишь раньше - половина суммы к оплате. У     
нас было два года, и год мы ещё сейчас даём. На мой взгляд, конечно, было бы    
намного интереснее, если бы мы сразу за три года до окончательного введения     
того механизма, о концепции которого вы сказали, - упрощённого, с               
минимальными налогами - дали преференции тем, кто зарегистрируется в первые     
три года, дали им отличающиеся условия даже в части той минимальной налоговой   
нагрузки, которую вы предлагаете, для того чтобы простимулировать людей. Этот   
лаг всё меньше и меньше, остаётся последний год, и я так понимаю, что как раз   
по истечении этого года и будут предложены новые условия. Вот на мой взгляд,    
если бы правительство сразу, три года назад, когда мы об этом говорили,         
разработало эту концепцию, освободило бы на три года от уплаты и предложило     
бы зарегистрировавшимся самозанятым дисконт, например в размере 50 процентов,   
в отношении суммы, которую начнут собирать уже через год, это, конечно,         
изменило бы ситуацию.                                                           
                                                                                
И ещё один момент. Фракция ЛДПР поддерживает законопроект, в связи с тем что    
сейчас предлагается нулевая ставка. При этом мы хотим, чтобы правительство      
чётко разделило людей: есть те, кто вышел на работу действительно для того,     
чтобы себя прокормить, и понятно, что здесь никаких нанятых сотрудников нет,    
но есть довольно большой пласт людей, которые достаточно много зарабатывают,    
речь о таких сферах, как строительство, программирование, торговля по           
Интернету и так далее. Мне кажется, правительство должно уделить внимание       
тому, чтобы взять под контроль эти виды деятельности, и здесь должно быть       
установлено справедливое налогообложение и не должна являться целью только      
регистрация.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна.                       
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего      
нам надо всё-таки подумать: а кто такие самозанятые, что это за люди? Вот,      
например, замужняя женщина, которая занимается своими детьми и не работает,     
кто она - самозанятая или не самозанятая? Если кто-то занимается мелким         
ремонтом автомобилей для соседей, он кто - самозанятый или не самозанятый? То   
есть очень много возникает вопросов.                                            
                                                                                
Сколько у нас этих людей? Если мы посмотрим данные, то увидим, что из 76        
миллионов работоспособных граждан около 50 миллионов работают, то есть они      
где-то оформлены, а 20 миллионов практически не учтены. Но если мы посмотрим    
данные на 1 апреля этого года, то увидим, что количество безработных - 3,7      
миллиона, то есть это официальная безработица, а остальные, по сути дела, уже   
составляют скрытую, спрятанную безработицу. И эти люди стараются выживать как   
могут, они стараются зарабатывать себе на жизнь и не обивают пороги службы      
занятости населения. Что же мы делаем с этими людьми? Мы сегодня прощаем,       
точнее, даём налоговые преференции тем олигархам, тем состоятельным,            
сверхсостоятельным людям, которые, допустим, попали под санкции, мы даём        
налоговые преференции тем людям, которые являются налоговыми резидентами        
других стран, то есть для них эти преференции мы делаем. А что мы делаем для    
тех наших людей, которые ничего не просят у государства, которые выживают       
сами, как могут? Вы думаете, они не хотят работать? Да конечно хотят! А вы      
знаете, что в селе, где нет производства, где порой, ну, практически ничего     
живого не осталось, на место уборщицы в школе огромная очередь, потому что      
людям работать негде. И естественно, они будут работать на своём огороде,       
чтобы потом с этого огорода что-то продать. Так вот, самозанятые они или нет?   
И можем ли мы обложить их налогами за то, что они действительно выживают как    
могут в нашем несправедливом обществе? Я думаю, здесь возникает очень большой   
вопрос.                                                                         
                                                                                
И ещё. Илья Вячеславович, я не зря задала вам этот ехидный вопрос: сколько      
вообще человек встало на учёт? Не встали люди на учёт. Почему? Да потому, что   
нет доверия к нашему государству, потому, что сегодня мы даём им пряник, то     
есть мы освобождаем на следующий год от налогообложения, а через год они        
получат самый настоящий кнут. Какой будет налог, что это за налог, сколько      
нужно будет платить? Люди не доверяют, и я думаю, что как они в прошлом году    
не пошли, так они и в этом году не пойдут вставать на учёт. И мы прекрасно с    
вами понимаем, зачем нужен был этот пряник, - чтобы потом они получили кнут.    
                                                                                
Фракция КПРФ не поддержит данный законопроект.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна.                                  
                                                                                
ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ещё в сентябре 2016 года      
президент на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным        
проектам сказал о том, что нам нужно обратить внимание на самозанятых. Мы с     
вами в этом зале в конце 2016 года, в ноябре, приняли соответствующий закон.    
И с нашей точки зрения, мы сделали всё для того, чтобы самозанятые вышли из     
тени и начали платить налоги. Что же мы имеем по факту? По данным Росстата на   
1 апреля, у нас 14 миллионов самозанятых, на учёт на 1 апреля 2017 года         
встали 1289 человек - чувствуете разницу? Закон есть, нормативно-правовая       
база есть, а люди на учёт не становятся. Я не считаю, что это недоверие,        
недопонимание, - мы знаем, что такое русский авось: кто-то за нас должен        
платить налоги, а мы будем требовать хорошие дороги, кто-то пусть платит        
налоги, а мы будем зарабатывать только для себя, делать вид, что не понимаем,   
что из этих налогов оплачивается и медицинское обеспечение, и образование       
наших детей. Это неправильно. Я, даже работая здесь, в Государственной Думе,    
не хочу платить за тех людей, которые, слава богу, живы-здоровы, у них всё      
нормально, они могут и хотят работать, и никто им не мешает: хотите в           
свободное плавание - значит в свободное плавание, но заплатите налоги, для      
этого условия созданы.                                                          
                                                                                
Так как мы увидели, что нормативно-правовой базы, документов не хватает для     
того, чтобы в полной мере был определён статус самозанятых, сегодняшним         
законопроектом мы продлеваем каникулы и даём возможность новому правительству   
прописать чёткий механизм и понятный аппарат: кто такие самозанятые, как они    
будут платить налоги, с учётом того что 1289 человек уже стоят на учёте, и      
какие для них будут правила игры после 2019 года? Нужно защитить эту            
категорию добросовестных граждан и всех остальных, и мы, депутаты, должны не    
стоять в стороне, а принять самое активное участие в том, чтобы наши граждане   
входили в русло правовой культуры и платили налоги.                             
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект и продолжит       
работать над ним во втором и окончательном чтениях.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, полномочный представитель президента? Правительства? Нет.           
Заключительное слово - докладчик, содокладчик? Есть желание выступить? Нет.     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О        
внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской        
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", 31-й вопрос   
повестки дня.                                                                   
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.